30 примеров ЖЕК-арта, которые настолько ужасны, что их лучше снести

Эти 30 детских игрушек настолько ужасны, что рассмешат вас до слёз

Д олжно быть вы уже не раз видели фотографии примеров нелепого, смешного и безумного дизайна, но к счастью полки магазинов валятся от товаров, поэтому всегда можно найти над чем посмеяться.

Сегодня редакция сайта Hohma4.ru предлагает вам похихикать над игрушками. Не секрет, что детские игрушки делают взрослые, поэтому логично ожидать, что перед выпуском они хотя бы посмотрят на то, что сделали, но по всей видимости, для производителей этих игрушек это оказалось непосильной задачей.

Голова куклы, используемая как хвост для игрушечной пони, разнообразные гениталии Человека-паука и медведь, чьё тело состоит только из лап ждут вас далее.

Прямо хочется вдуть

Когда устал рисовать

Когда ты Золушка, но немножечко гном

Выглядит так, как будто кто-то это сделал специально

Кошмар стоматолога

Не кричи, это всё скоро закончится..

«Моя собака разорвала игрушечный кактус, а внутри него был ещё один грустный кактус»

Отличная система безопасности, ремень не нужен

Неудивительно, что эти игрушки изъяли из продажи

Может раскрасим бутылку в белый цвет? Нее, оставим её телесного цвета..

Спасибо ночник, а я уж боялся, что сегодняшняя ночь обойдется без кошмаров

Когда дама червей — это тройка треф

Форма меча для девочек выглядит очень подозрительно

Кто-то решил, что одного носа этим мышам будет недостаточно

Кто несет ответственность за появление этого монстра

Классический Бэтмен, который плюётся, когда жмешь ему на пенис

А вот как выглядит система безопасности для девочек

Обычная четырёхногая утка

Кажется этому динозавру уже хватит

Китайские игрушки умеют шокировать

«Жена купила эти игрушки для нашего ребёнка, теперь она немного беспокоится по поводу них»

В этот раз производители предлагают нам вдуть Человеку-пауку

Потому что они — команда

«У моего племянника есть игрушка, которую мы зовём ‘подлый динозавр’, потому как он выглядит так, словно задумал что-то гадкое»

«Вот почему я люблю посещать секцию магазина, где всё по доллару»

Что-то не припоминаю этой части в «Спящей красавице»

Удавка для девочек. Так мыло.. в смысле мило

Суровое и беспощадное китайское производство

strong>Это точно детская игрушка?

Детские игрушки становятся всё более реалистичными

Если Вам понравилась наша статья, не забудьте поделиться ею с друзьями.

15 бюджетных хитростей в дизайне интерьера, которые подчеркнут ваш вкус

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Истинные ценители домашнего уюта еще с юности представляли себе, каким будет дом их мечты, причем до последней мелочи. А потом они выросли, познакомились со словом «бюджет» и заключили, что фраза «я его слепила из того, что было» — это не самая глупая жизненная философия. Мы призываем вас не отказываться от планов стать хозяином стильной квартиры и уверяем, что создание интерьера с характером вовсе не обязательно должно влетать в копеечку.

Мы в AdMe.ru собрали несколько полезных советов от профессиональных дизайнеров, которые смогут применить и владельцы уже обустроенных квартир, и те, кто только приступает к ремонту.

1. Мыслите в целом, а не в частности

Даже если вы не начинаете ремонт с нуля, а задумываетесь о небольшом обновлении интерьера, помните, что жилое пространство нужно воспринимать в целом, а не только в рамках отдельно взятой комнаты. Во-первых, именно пренебрежение этим подходом приводит к тому, что квартира выглядит небрежно и дешево. Во-вторых, даже если вас полностью устраивает сочетание дизайна комнат, подумайте, не нарушат ли эту гармонию изменения даже в одной из них.

2. Добавьте шика

Несмотря на яркий эффект, который он производит, декоративный молдинг — один из самых недорогих способов придать комнате утонченный вид. Даже самостоятельная установка молдинга может оказаться весьма непыльным делом. Всего несколько лаконичных вставок придадут интерьеру совсем другой характер.

3. Подбирайте эффектную текстуру

Материалы и тона определяют атмосферу любого пространства. Старайтесь отдавать предпочтение глубоким оттенкам и благородным материалам, например вельвету. Его необязательно должно быть много — достаточно будет пары диванных подушек, которые можно сшить своими руками.

Еще один отличный текстурный акцент — ковер. Он должен быть большим, но при этом не скрывать весь пол в комнате. Рисунок ковра должен быть достаточно «дизайнерским», чтобы привлекать внимание, но при этом не конфликтовать с общим стилем комнаты.

4. Помните, новый интерьер — это хорошо забытый старый

Обновлять интерьер при помощи старых вещей — парадоксально, но вместе с тем выигрышно. Многие винтажные вещи можно не только приобрести за бесценок, но и отыскать в своем собственном гараже или у старших родственников. Самое главное — суметь отличить винтаж от обычного хлама и не переборщить с подобной любовью к истории: для «романтизации» средней по размеру комнаты достаточно будет парочки антикварных предметов. В противном случае вы рискуете не обновить обстановку, а превратить помещение в подобие музея.

Еще более бюджетный вариант — «состарить» вещи самостоятельно: придать нужный оттенок мебели и фурнитуре с помощью патины или же вооружиться парочкой бытовых средств и создать свой собственный антиквариат.

5. Не пренебрегайте цветом двери

Тщательно выбирая мебель, мы часто пренебрегаем значением двери в интерьере. А зря: обновленная и даже просто хорошо выкрашенная дверь преображает обстановку. К тому же профессиональные дизайнеры уверяют, что дверь черного или баклажанового цвета придает помещению гораздо более стильный и благородный вид.

6. Оживляйте интерьер

Даже небольшая вазочка со свежими цветами в центре стола способна задать настроение всей комнате. Если же вы не хотите заморачиваться с регулярной покупкой свежих цветов, можно украсить дом сухостоем и менять его раз в пару месяцев, чтобы не скапливалось слишком много пыли.

Не забывайте и о домашних растениях. Многие из них чудесно цветут или обладают интересной фактурой, и вы зря скрываете их за шторкой на подоконнике. Красивый и оригинальный горшок — вот и все, что вам нужно, чтобы смело поставить комнатное растение на самое видное место.

Если ни один вариант с цветами вам не близок, помните, что крупная ваза со свежими фруктами в гостиной или на кухне обладает тем же декоративным эффектом.

7. Будьте внимательны к функциональным мелочам

Один из приемов, к которому прибегают владельцы отелей, чтобы номера выглядели дороже, заключается в подборе функциональных деталей одного стиля и фактуры. Тот же самый подход можно применить и в оформлении домашнего интерьера.

Обратите внимание на бытовые мелочи типа диванных подушек, пледов, банных и кухонных полотенец, шторок для душа. Одного ли они стиля, цветовой гаммы, размера, фактуры? Вам в самом деле нравятся эти предметы или вы покупали их почти не глядя, только из-за необходимости? Подумайте о них как о неотъемлемой части комнаты, в которой они функционируют.

Отнеситесь более придирчиво и к дверным ручкам, крючкам, полочкам в ванной, мыльницам и подставкам под мелочи. Вполне возможно, что кое-какие из этих вещей давно потеряли свой вид или совершенно не сочетаются между собой. Заменить их гораздо проще, чем затевать полноценный ремонт, но эффект от таких перемен обязательно будет заметен.

8. Добавьте немного искусства

Это настоящий простор для вашей фантазии. Здорово, если вы можете себе позволить приобрести настоящую картину, однако есть множество других интересных вариантов. Понравившийся вам рисунок или фото можно распечатать на холсте и самостоятельно оформить в рамку. Или же вдохновиться трендами современных роскошных интерьеров и создать свой рукописный шедевр.

Крупная абстрактная картина добавит комнате ощущение простора и легкости. Вы можете разукрасить холст полностью или частично, добавить блестки или иные декоративные элементы. Такие произведения искусства можно создавать всей семьей и менять так часто, как вам захочется.

Лучше одной большой картины может быть только три: крупный триптих (который также можно распечатать в ближайшем салоне) гарантированно произведет впечатление на гостей.

9. Соблюдайте единообразие в деталях

Один из нюансов, которые часто придают жилому пространству небрежный вид, — это не сочетающиеся между собой аксессуары. Многие привыкли не обращать внимания на такие предметы из-за их небольшого размера, однако на деле нагромождение мелких разностилевых деталей точно так же портит впечатление от интерьера, как и большой безвкусный диван.

Обратите внимание на все эти магнитики, мини-скульптуры и сомнительной пользы штучки, подаренные родственниками, коллегами и друзьями. Спросите себя: купили бы вы это себе сами? сочетаются ли эти предметы с общей обстановкой комнаты? Если на оба вопроса вы ответили «нет» — смело избавляйтесь от них или убирайте подальше в шкаф на хранение.

Хороший способ наполнить дом аксессуарами — это отдать предпочтение вещам ручной работы. Они уникальны, обладают собственным характером, их можно коллекционировать и заказывать точно под тот стиль, который вы хотите видеть у себя дома.

20 примеров стрит-арта, которые настолько реалистичны, что вам придётся посмотреть на них дважды, чтобы понять: это всего лишь рисунок

Искусство прекрасно во всех его проявлениях. И сейчас набирает популярность такое его направление, как стрит-арт. Художники со всего мира берут в руки баллончики с краской и творят прямо на стенах домов, колоннах и всех поверхностях, которые им только под руку попадутся. Глядя на эти невероятно реалистичные картины, вы точно будете впечатлены и оцените по достоинству работы талантливых мастеров.

1. Кто рискнёт гулять здесь в одиночку?

2. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — пляж

3. Погладь дельфина

4. Зима близко

5. Опасная прогулка

6. Над пропастью

7. У акулы теперь свой личный водоём

8. Мышата-спасатели

9. Необычный лабиринт

10. Дружба народов

11. Безбашенный сёрфер

12. Захватывающая велопрогулка

13. Бэтмен где-то рядом

14. Фэнтези-путешествие начинается!

15. Мистическая железная дорога

16. Бассейн прямо посреди города

17. Дверь в другой мир

18. Вот это поворот!

19. Показалось…

20. Перезагрузи своё сознание

ТОП-10: Наводящие ужас дома, которые пришлось снести

Есть такие дома, что, если бы стены в них могли говорить – они бы вопили от ужаса. Когда дом становится частью расследования серьезного убийства, вскоре на сцену выходят охотники за памятными вещицами с места преступления, готовые захватить с собой часть настоящей истории преступления. А после того, как в доме находят тела, появляются охотники за приведениями и те, кто желает проводить жуткие туры в жуткий дом.

Все дома, о которых пойдет речь ниже, оказали такое воздействие на тех, кто живет в одном с ними районе, и на близких жертв, что не оставалось иного выбора, кроме как сровнять их с землей. Конечно, даже разрушение таких домов не может полностью стереть воспоминания. Местные жители до сих пор помнят, какими они были.

10. Дом Фреда и Роуз Уэст


Фото: Channel 4 News

Фред (Fred) и Роуз Уэст (Rose West) войдут в историю как одна из худших пар серийных убийц. Они жили по адресу: Кромвель стрит (Cromwell Street), 25, Глостер-Сити (Gloucester City), Англия, и то, что происходило за закрытыми дверями дома, было настолько пугающим, что дом с тех пор сровняли с землей. В период между 1971 и 1987 годами вдвоем зловещая пара убила по меньшей мере 10 молодых женщин. (До этого Фред убил больше). Затем жертв расчленяли и хоронили либо в подвале, либо в саду. Эти двое даже угрожали своим детям, что они тоже «окажутся под террасой».

Оказавшись за решеткой, Фред впал в депрессию, когда Роуз отказалась отвечать на его письма, и покончил с собой. Первоначально Роуз отрицала, что знала об убийствах, но ее ложь быстро раскрылась, и женщину приговорили к пожизненному заключению за соучастие.

Спустя два десятилетия после преступлений Городской совет Глостера купил «Дом ужасов», как его стали называть, снес его и превратил это место в пешеходный тротуар. Тем не менее, спеша по своим делам, никто не забудет о том, что происходило на Кромвель-Стрит, 25.

9. Квартира Джеффри Дамера


Фото: Crime Scene Photos

Когда полицейские прибыли в квартиру Джеффри Дамера (Jeffrey Dahmer), расположенную в доме 900 по Северной 25-й улице (North 25th Street Street), Милуоки (Milwaukee), штат Висконсин, они понятия не имели, что откроют одно из самых ужасных мест преступления всех времен. Дамер получил свое прозвище «Милуокский Каннибал» после того, как в период между с 1978 по 1991 год заманил 17 мужчин и мальчиков к себе в квартиру, чтобы их убить. Полиция обнаружила семь черепов, человеческую голову и два человеческих сердца в холодильнике, а также целый торс в морозилке, среди других останков.

После ареста безумного каннибала его соседи пожелали как можно скорее покинуть здание. Один из них объяснил: «Это был сущий ад. Как будто мы были на экскурсии в музее или зоопарке. Люди ходили и днем, и ночью. Я вообще ничего не ел. Я не мог заснуть. Все, что я знаю, это то, что я хочу поскорее убраться отсюда». Здание снесли в 1992 году, и с тех пор место, где совершались ужасные убийства, пустует.

8. Дом Ариэля Кастро


Фото: THD3

В период между 2002 и 2004 годами Ариэль Кастро (Ariel Castro) в разное время похитил трех молодых девушек в возрасте 14, 16 и 20 лет. Затем он держал их в плену у себя дома в Кливленде, штат Огайо. Молодые девушки, которые за десять лет пребывания в аду превратились в женщин, содержались в темноте, их окружали заколоченные окна, а для циркуляции воздуха служило лишь небольшое отверстие. Кастро неоднократно надругался над ними и даже стал отцом дочери одной из своих жертв. Она родила в небольшом надувном бассейне.

В 2013 году одной из храбрых девушек удалось освободиться из плена, когда Кастро не запер «большую внутреннюю дверь», и она позвала на помощь, а соседи ее услышали. В тот же вечер Кастро арестовали, но в заключении он прожил только месяц из своего пожизненного срока, повесившись на простыне. Чтобы снести его дом потребовалось всего один час и 20 минут, а зрители с улицы при этом одобрительно кричали.

7. Дом семьи Пети


Фото: Connecticut Judicial Branch/AP

Проникновение в дом семьи Пети (Petit) настолько ужасно, что оно ознаменовало одно из самых широко известных преступлений в истории штата Коннектикут. В 2007 году д-р Уильям Пети (William Petit), его жена Дженнифер Хоук-Пети (Jennifer Hawke-Petit) и их юные дочери 17-летняя Хейли (Hayley) и 11-летняя Микаэла (Michaela) подверглись жестокому нападению в своем семейном доме в Чешире (Cheshire). Преступник Стивен Хейс (Steven Hayes) и его сообщник Джошуа Комиссаржевски (Joshua Komisarjevsky) ворвались в дом, сначала ударили Уильяма Пети бейсбольной битой, а затем связали других членов семьи и заставили Дженнифер пойти с ними в банк и снять наличные деньги.

Она смогла предупредить кассира банка об этой ситуации, но реакция полицейских не стала спасением для семьи Пети. В то время как мать и дочерей жестоко избивали, а затем убивали в доме, полиция все еще не проникла в дом, сосредоточив все свое внимание на периметре вокруг здания. Уильям Пети смог сбежать, когда преступники подожгли дом. Остальная часть дома была снесена, и сейчас здесь находится сад памяти семьи.

6. Кровавый дом Бендеров


Фото: The Lineup

Более 140 лет назад одна семья совершила столько зла, что их стали называть «Кровавыми Бендерами (Bloody Benders)». Обосновавшаяся в округе Лабетт (Labette), штат Канзас, семья состояла из четырех человек: Джона Бендера (John Bender), его жены Эльвиры (Elvira), и их детей Джона-младшего (John Jr) и Кейт (Kate). (Некоторые источники утверждают, что Кейт на самом деле была женой Джона-младшего). С 1869 по 1872 год семья заманивала путешественников в свой дом с единственной целью – разбить череп, перерезать горло и украсть все имущество. Когда члены общины заметили рост числа пропавших без вести лиц, путешествующих по району, они созвали собрание.

Через несколько дней после этой встречи дом семьи Бендеров оказался покинутым, а местные жители обнаружили ужасный запах, исходящий изнутри. После надлежащего расследования, были обнаружены тела 11 жертв. Однако случаи других без вести пропавших могут добавить кровожадной семье еще убийств, доведя общее количество до 21. С той поры дом снесли, и на его месте сегодня можно увидеть только посыпанную гравием дорогу, находящуюся в двух часах к юго-востоку от Уичито (Wichita). Охотники за привидениями отправятся туда только для того, чтобы впитать в себя любые ощущения, связанные с этой зловещей историей.

5. Дом Джона Кристи


Фото: The Library Time Machine

Дом, который сегодня находится в Лондоне по адресу Риллингтон Плейс 10 (Rillington Place) в Ноттинг-Хилле (Notting Hill) – это не тот дом, который был здесь раньше. В 1978 году дом построили заново, чтобы можно было забыть ужасные воспоминания о предыдущем здании. В 1940-х и начале 1950-х годов серийный убийца Джон Кристи (John Christie) прятал тела своих жертв по всему дому, в том числе закапывал в саду, прятал их под половицами или замуровывал в кухонную стену. В 1953 году его арестовали, тогда и было обнаружено, что молодые женщины, обратившиеся к нему за помощью в случае нежелательной беременности, были убиты. Считается, что от рук ужасного Кристи погибли более 8 жертв.

Несмотря на то, что здание было перестроено, возможно, это тот случай, когда негативная аура остается. Нынешний владелец дома признался: «Я думаю, что это место проклято. Мне не везет с тех пор, как я здесь. А здесь я уже 40 лет. Мое здоровье подорвано. Все идет наперекосяк».

4. Дом Теда Банди


Фото: The Little Nugget That Could

Тед Банди признался в убийствах 30 молодых женщин и девушек, совершенных в семи штатах в период между 1974 и 1978 годами. Тем не менее, полагают, что реальное число жертв гораздо больше, поскольку он прятал трупы в нескольких укромных местах. Одним из мест, где он совершил убийство, стал каньон Emigration Canyon, штат Юта. С тех пор дом серийного убийцы был разрушен, оставив после себя только несколько кирпичей. Тем не менее, зловещий подвал все еще остается нетронутым, что поощряет охотников за призраками и других истинных фанатов преступлений пережить здесь жуткий опыт.

Банди переехал в Юту, когда в августе 1974 года его приняли в Юридическую Школу Университета Юты (University of Utah Law School). Считается, что во время пребывания в штате он похитил и убил восемь жертв в возрасте от 16 до 18 лет. Подвал Банди стал последним местом, которое видели эти женщины, прежде чем их лишили жизни.

3. Дом Энтони Соуэлла


Фото: ABC News

Через два года после того, как в период между 2007 и 2009 годами Энтони «Кливлендский Странник»” Соуэлл убил 11 женщин, его бывший дом на Империал Авеюню (Imperial Avenue) в городе Маунт-Плезант (Mount Pleasant) в Кливленде был разрушен. В нем находились тела жертв в разной стадии разложения. Поиск большего числа жертв привел дом в плачевное состояние, и город решил, что в интересах общественной безопасности снести его навсегда. Более 50 человек, в том числе родственники погибших, собрались у здания, чтобы наблюдать за кончиной дома смерти.

Члены семьи погибших получили из города письмо, которое им вручили лично: «Во избежание действий, которые были бы неуважительными к памяти вашего близкого человека, вашей семьи и нашей общины, снос будет осуществлен таким образом, чтобы не осталось ни одной части данного недвижимого имущества».

2. Дом Майры Хиндли и Йэна Брэди


Фото: WalesOnline

Майру Хиндли (Myra Hindley) и Йэна Брэди (Ian Brady) многие считают настоящим воплощением зла. С начала до середины 1960-х годов, они убили пятерых детей в возрасте от десяти до 17 лет. Тела трех погибших были обнаружены в могилах на Садлворт Мур (Saddleworth Moor), но зловещая пара не открыла, где они похоронили тела других жертв. Хиндли умер за решеткой в 2002 году, а Брэди в 2017 году, и они так и не дали возможности родственникам жертв найти покой, поскольку до самого конца скрывали информацию об убийствах.

Неудивительно, что дом, где жили убийцы на Уордл-Брук-Авеню (Wardle Brook Avenue) в Хаттерсли (Hattersley), Чешир, Англия, и который оказался тем местом, где следователи нашли тело последней жертвы, оставался пустым в течение многих лет после того, как пару арестовали. Никто не хотел жить в доме, где когда-то мирно спали два самых ужасных монстра в Британии. Здание снесли в 1987 году, и с тех пор участок остается пустым.

1. Замок убийств доктора Х. Х. Холмса


Фото: Wikimedia Commons

В 1885 году доктор Х.Х. Холмс (H.H. Holmes) переехал в город Энглвуд (Englewood) неподалеку от Чикаго и построил свой ныне печально известный замок убийств. В здании, напоминавшем лабиринт, было много разных комнат – каждая предоставляла зловещий способ умереть. Комнаты были звуконепроницаемыми, а многие секретные ходы заставляли ничего не подозревающих гостей доктора чувствовать себя дезориентированными. Были даже люки, через которые жертвы падали в подвал, где он мог закончить работу. Холмс убивал ради финансовой выгоды: он часто продавал скелеты своих жертв медицинским исследовательским учреждениям.

Предполагали, что число жертв достигает 200, но Холмс признался только в 27 убийствах. Его повесили в 1896 году в тюрьме Мояменсинг (Moyamensing Prison) в Филадельфии. В 1938 году замок убийств был окончательно снесен, и теперь на его месте стоит почтовое отделение. До сих пор чикагские гиды собирают туры в это место, но истинный ужас того, что здесь происходило, можно только представить.

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл?

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Муниципальный треш или русский дадаизм: все, что вы (не) хотели знать о ЖЭК-арте

Закладки в декоративных фигурках, подростки, которые воюют против творчества пенсионеров, и бездомные, украшающие дворы, чтобы выжить. Авторка «Афиши Daily» Милана Логунова погрузилась в историю российского ЖЭК-арта и нашла самые интересные символы то ли уродства, то ли искусства в Петербурге.

Плетеный забор, грязные детские игрушки по периметру и шины, внутри которых высажены цветы. В детстве все это выглядело куда ни шло: никому не опасным хобби какой‑нибудь неугомонной бабули. Сегодня такая инсталляция посреди мегаполиса вызывает у меня оторопь.

Шерсть плюшевой собаки покрыта грязью, в лапах она держит бутылку. Тряпичный слон белого цвета в некоторых местах порозовел и потерся. У медведя кончились силы. Все выглядит так, как будто бы с ними играли дети, но забыли — и прошло двадцать лет.

— Скажи, красиво, ведь правда? — вопрос задает Николай Стекольников, мой друг, экскурсовод и исследователь стрит-искусства, преимущественно петербургского граффити. — Это один из моих любимых объектов, — добавляет он.

ЖЭК-арт — народный способ украсить свой двор. Дворовым искусством заполнена вся Россия. В последние пару лет о нем успели издать книгу, провести спецкурс для студентов в РАНХиГСе, а также выпустить серию научных публикаций. Академическому сообществу ЖЭК-арт стал интересен, но некоторые, например блогер Илья Варламов, относятся к явлению негативно: «Когда во дворе есть лебеди из покрышек и пальмочки из цветных пластиковых бутылок, он сразу смотрится дешево и неопрятно». Неужели это настолько плохо? Откуда эта неприязнь к творчеству энтузиастов? Может, у всего этого есть хоть какой‑то смысл? Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправляемся в экспедицию.

Кто‑то тырит помидоры, кто‑то ищет мефедрон

У Галины Ивановны и ее подруг случился казус: пару недель назад им прислали письмо то ли из полиции, то ли из прокуратуры по поводу ЖЭК-арта. Жильцам «не рекомендуется интенсивно облагораживать территорию, потому что наркозависимые находят в их строениях дополнительные резервы». Иными словами — делают в их дворе закладки.

Недавно полиция задержала покупателя мефедрона, который в показаниях сообщил: проходил мимо дворов, пнул декоративный кувшин, а оттуда посыпались пакетики с порошком. После этого проверять территорию пришел местный участковый.

Галина Ивановна показывает тот самый кувшин. Рекомендацию жильцы проигнорировали: «Кажется, я находила какие‑то пакетики… Я их выкинула, конечно же, вместе с мусором. Я же не знала, как выглядит наркота!» Пенсионерка стала ухаживать за двором после того, как в местном ДК сменился руководитель кружка по креативному мышлению для пожилых людей. Он советовал «искать в вещах новое применение и не бояться экспериментов — это останавливает развитие болезни Альцгеймера и делает дни насыщеннее».

Теперь вся территория двора Симонова, 9, поделена между участниками клуба. Среди зарослей сорняков высажены цветы и расставлены детские игрушки. В кустах сидит ворон из «Энгри бердс», на дерево прилеплен попугай, под елками растут пластиковые мухоморы.

Смысл у этой композиции есть, но мне его не разглашают. Галина Ивановна улыбается и говорит, что задание в клубе — придумать сказочную историю, используя найденный реквизит. Для этого задания одна из женщин посадила на своей полянке помидоры. Подруги помогают друг другу — Галина присматривает за участкам соседки. «Иногда помидоры тырят», — говорит она.

Откуда взялся ЖЭК-арт

Распространенные форматы ЖЭК-арта — фигуры из шин, поделки из подручных материалов и даже мусора, старые вещи, переместившееся в новое пространство, — реди-мейд (техника, при которой произведением художника становится уже готовое изделие) нашего времени. Но иногда ЖЭК-арт выходит за эти границы: в деревне Вострижанье, к примеру, известен двор пенсионерки Марии Шишкиной, который из самодельной детской площадки для внуков превратился в арт-объект, куда теперь приезжают на экскурсии.

Дворовое искусство в современном понимании зародилось в России в 90-е годы. До этого клумбы и детские площадки создавались по стандарту. С перестройкой объекты дворового искусства осуществили «трансгрессию» — стали фактически собственностью хозяев квартир. На практике дворы становятся полем битвы: любой собственник квартиры может занять кусочек. Вопрос, кто это будет.

Оружие массового поражения или незаконный бизнес

68-й дом на улице Луначарского пройти сложно: прямо на здании каллиграфическим шрифтом и большим кеглем написан адрес. Двор разделен будто на два враждующих лагеря. В одном конце розы, бархатцы и бегонии, небольшой пруд с резиновыми уточками и плетеная арка. На другом конце причудливые композиции из покрышек: лебеди, змейки, медведи.

Точно такие же композиции можно встретить почти в любой точке России — «шинное искусство» сделано будто по трафарету. Пока его разглядываем, к нам подходит председательница домового совета. Женщина гордости не скрывает — говорит, что «роскошным» участком занимаются несколько жильцов-профессионалов, а она помогает собирать с других «матпомощь».

— А композиции из покрышек откуда? — интересуемся мы.

— А, это… Заказали. На шиномонтажных мастерских такие делают.

Сколько стоит такая услуга, неизвестно: кажется, лебедей делают по знакомству или по бартеру.

В Саду Ивана Фомина, возле пруда, стоят голубятни. Синие жестяные коробки на деревянных ножках нависли над их владельцами — стариками со всего района, которые сидят и пьют пиво. Около одной из голубятен стоят самодельные скамейки, высажены цветы и расставлены мягкие игрушки: безымянные заяц, медведи и собака и Степашка. Мы зовем Михаила Ивановича, он кормит голубей в будке.

— Мы хотим расспросить вас про ЖЭК-арт.

Из железной двери выглядывает дед в кожаной куртке и отвечает, кажется, с обидой:

— Про меня вон уже написали, хватит с вас!

Михаил Иванович так и не соглашается поговорить про ЖЭК-арт. Объясняет только, что недавно в районной газете вышел текст с фотографией его двора, где его инсталляции назвали опасными для окружающих. Из‑за текста жильцы попросили убрать это творчество.

Газета Выборгского района не выходит онлайн, но я Михаилу Ивановичу верю на слово: в СМИ можно увидеть множество примеров того, что подобное творчество называют «химическими отходами в виде автомобильных покрышек» или «кладбищем мягких игрушек бабок-террористок».

Одно из предубеждений о ЖЭК-арте гласит, что это искусство провинциалов, приехавших в большие города и устраивающих быт по своим привычкам. После таких слов требуется «это уродство» убрать.

Но кто мы такие, чтобы судить других? Фраза далеко не риторическая — социологи, например, считают, что борьбу с ЖЭК-артом ведет вполне конкретная социальная группа.

— Наверное, самая примечательная особенность ЖЭК-артистов — это то, что они-то не считают себя художниками и совсем не претендуют на то, чтобы называть свое творчество красивым, — говорит Стекольников. — Они говорят, что двором занимаются для души, а инсталляции придумывают спонтанно… Как минимум это честно.

Война пенсионерок и гопников

Двор Людмилы Ивановны, Хошимина, 11, — самый известный в Выборгском районе. Она ухаживает за ним уже восемь лет. Каждый раз, по весне, пенсионерка придумывает новый сюжет, в зависимости от которого оформляет двор. В этом году тема — «ферма», а главная философия композиции — «животные должны гулять на природе».

На вопрос, в какой технике она делает поделки, Людмила говорит, что в смешанной: пенопласт, капроновые чулки, вата — в ход идет все. Очень часто ей приносят игрушки — целыми мешками. Но берет она не все, а только особенно понравившиеся. Раньше пенсионерка работала дизайнером интерьеров.

Я хочу сфотографировать композицию, но меня останавливают вытянутой ладонью. Фото разрешены, но только на расстоянии: «Туристы любят залезать, а мне потом поправляй. Нет уж! — говорит она. — Каждый год у меня одну треть поделок воруют, а в начале лета пара подростков забрались на столб и сломали павлина. Обидно».

Павлин в почти человеческий рост — самая приметная деталь двора. И только соседи знают, что это лишь копия того первого, на которого было совершено покушение. Преступники были пойманы с поличным: трое подростков забрались на столб и сбили игрушечную птицу. Пенсионерка засняла все на видео, но так и не позвонила в полицию — говорит, что «пожалела ребят».

Граффити и то, что осталось от Нины Васильевны

ЖЭК-арт — разновидность стрит-арта. Формально граффити и дворовое искусство — явления одного порядка, но по факту это полные противоположности, враждующие между собой явления, творчество разных классов.

Это подмечает Валентин Дьяконов, автор серии лекций об уличном русском искусстве. По его мнению, авторы граффити сегодня находятся в значительно более привилегированном положении, чем ЖЭК-артисты или бафферы (коммунальные работники, которые закрашивают настенные рисунки). Граффитисты уже давно перестали быть анонимными и порой получают заказы от администрации городов за большие деньги, появляются музеи граффити, проводятся фестивали. В противоположность этому — ЖЭК-арт, который не выходит за пределы маргинальной культуры.

На большом проспекте Петроградской стороны, 21, нас останавливают ворота во двор. «Это того стоит», — говорит мне мой проводник, пока мы ждем, когда сможем попасть внутрь со случайным прохожим. Двор кажется камерным и уютным: на стене написано «Кошкин двор», стоят скамейки и стулья, стены украшены картинами и плющом.

Двор существует 15 лет. Нина Васильевна, которая его создала, умерла в этом году. «Раньше здесь была мусорка, — рассказывает нам один из жильцов, — но Нина добилась от ЖЭКа, чтобы баки отсюда перенесли. Где‑то в доме она нашла художника, который согласился раскрасить стены. Ее знали практически все… Она была нашим стержнем. Теперь мы сами ухаживаем за двором, в знак памяти».

В 2012 году Андрей Руденко и Евгений Бойченко стали одними из первых в России, кто посвятил ЖЭК-арту одноименную группу в «ВКонтакте». В первом посте они признались: «Будем коллекционировать различный муниципальный и совковый треш», но теперь, имея тридцать пять тысяч подписчиков, они называют явление «великим русским дадаизмом», а в интервью — близким искусством к Дюшану.

В 1917 году Дюшан вынес в музейные стены обычный писсуар. Это стало наиболее известным реди-мейдом. На какое‑то время арт-мир в истории стал привилегией интеллектуалов, хотя в то же время освободил зрителей от стереотипов, что искусство должно быть обязательно привлекательным, трудоемким, а также иметь возможность для интерпретации. Все это привело к тому, что музейная культура стала разрушать себя изнутри, потихоньку выходя за пределы галерей на улицы.

Сначала поволокли мусор: дадаисты, а потом уже концептуалисты и другие художники начали устраивать рейды на свалки. «Низкий материал» раскладывался на холсте, Жан Арп привнес в этот процесс случайности, Лучо Фонтана назвал это «бедным искусством», а в 1978 году Джефф Уолл создал «Разрушенную комнату» в своем доме, где просто раскидывал ненужный хлам с помоек. Примерно в это же время Микеланджело Пистолетто строит «Газетный шар» и выкатывает его на площадь: после этого городская среда становится холстом для художников.

Книга «Непонятное искусство» Уилла Гомперца, редактора отдела искусств BBC, заканчивается главой про ситуацию после нулевых: «Никогда прежде не существовало такого количества мест, куда можно было бы прийти, чтобы посмотреть на современное искусство». Несмотря на то что художники XX века стремились к тому, чтобы сделать арт-мир менее консервативным, им все равно пришлось стать частью системы, где цена произведения зависит от престижности места, в котором оно выставляется. По мнению автора, это иронично, ведь все течения нового искусства как раз ставили себе цель эту музейную структуру разрушить. Со времен 70-х годов только стрит-арт оставил поле для независимого высказывания.

Граффити, будучи в 2008-м голосом улиц, частично встроились в коммерцию и регламенты. Не выходит ли, что за пределами остался только ЖЭК-арт?

Бездомный, который обманул всех

Последняя точка моего путешествия — знаменитый на Петроградке объект. Двор Нельсона — это вершина ЖЭК-арта. Сверху он выглядит как мозаика: кто‑то хаотично разбросал разноцветные фигурки — машинки, плюшевые игрушки, велосипеды, мебель, гитары. Масштабы проекта можно понять, только если самому оказаться на этой детской площадке для взрослых.

Нельсона знает вся округа — и многие, кто заходит в его дворик, в его убежище, в его крепость, могут легко завязать с ним долгую дружбу, выражающуюся всего в паре фраз за встречу.

Дед хромает. У него седая борода и длинные вьющиеся волосы, а еще статный грузинский нос — почти такой же, как у его двух ручных ворон. И теперь мы идем в магазин, чтобы купить молока. Когда Нельсон увидел меня в своем дворе, то сразу же пригласил на пельмени и кофе.

Двор Нельсона существует уже восемь лет. Однажды бродяга забрался в открытый подвал, нашел краску и начал «метить» территорию — разукрасил стены и натаскал мусора. Почему его не остановили — вопрос. Вернувшись из магазина, мы спускаемся в тот самый подвал: внутри это самая настоящая квартира, лучше чем в иных хрущевках.

Возле кровати стоит компьютер — саму технику Нельсон нашел на свалке, а вайфай ему раздает соседка. Холодильник тоже отдали. Деду вообще часто носят весь хлам, что скопится в доме — он показывает мне мясорубку, которую ему принесли вчера. Его дом — что‑то вроде местного храма, куда приходят туристы с приношениями — чаще всего с едой. О месте рассказывали по телевизору, писали в газетах, делали фотопроекты. Из‑за этого во дворе почти всегда кто‑нибудь на прогулке.

— Расскажи, а как ты приучил ворон? — спрашиваю его я, когда одна из птиц садится мне на руку.

— Одну я нашел на земле. Рита выпала из гнезда, и уже не могла летать. Вторую взял в приюте для больных птиц.

— Но к тебе приходит много людей. Это избавляет от одиночества?

Нельсон медлит с ответом, набивая трубку табаком.

— Я думаю, что отдаю людям больше, чем они мне. Если у меня нет настроения, я просто запираюсь и не выхожу. А когда становится грустно, достаточно просто во двор выйти.

В заметках про свой двор Нельсон как будто издевается над журналистами, каждый раз рассказывая одно и то же. Спрашиваю об этом и получаю ответ, что за все восемь лет его спрашивают только об одном.

«Я переехал в Петербург сразу после армии. У меня была обычная жизнь, я занимался бизнесом, два раза был женат, появились дети — а потом я сел на семь лет за разбой. Я ни о чем не жалею, мы ехали как на праздник, долгое время я сидел в одиночной камере и просто думал, читал книжки и иногда рисовал.

Когда вернулся в Питер, мне не хотелось идти ни к кому из знакомых — отношения стали не те. Холодные. Бывшая жена забрала квартиру. Дочка родила, я стал дедушкой. Все, что мне оставалось, — слоняться по округе и ночевать, где придется. А потом я нашел этот подвал. Через пару дней жильцы стали выкачивать из меня бабло: «Плати, если хочешь остаться».

Я не стал платить. Я стал раскрашивать стены. Я устроил рейд на помойки, нашел инструменты и начал делать детскую площадку. Художника выгнать сложнее, чем бомжа с улицы.

Когда двор был достроен, о месте узнала администрация района. Я пришел на ковер и сказал: «Я делаю уличное искусство. Скоро сюда хлынут туристы!» Ко мне больше не приставали. Сейчас я знаю всех местных — у нас хорошие отношения. Во дворике играют дети. Кажется, только с ними мне по-настоящему хорошо».

Неделю назад дед получил предписание очистить двор и освободить подвал. Нельсон спокоен, а тем жителям, которые оставили жалобу, он написал песню и исполнил под окнами.

Ссылка на основную публикацию