Виды одаренности – признаки и их характеристики, развитие одаренности и таланта

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Психологические основы одаренности – Виды одаренности и их характеристика
Лекции и практикум по психологии – Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психологические основы одаренности
Виды одаренности и их характеристика
Модели одаренности
Психологические особенности интеллектуально одаренных обучающихся
Все страницы

1.2 Виды одаренности и их характеристика

Зарубежные и отечественные исследователи выделяют различные виды одаренности. Однако прежде чем перейти к их характеристике обратимся к анализу понятия «одаренность».
Анализ энциклопедической литературы показывает, что одаренность рассматривается как:
– «качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других» [32, с. 289];
– «талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности» [33, с. 267];
– «показатель уровня развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь значительных успехов» [34, с. 290].
В исследованиях одаренность обычно анализируется в нескольких направлениях: Рассматриваяодаренность как психическое явление, учеными
отмечается, что с педагогическом точки зрения важно: одаренность, как и всякая другая психическая реальность, может присутствовать в психике конкретного человека в форме действительности или в форме возможности своего осуществления [35].
Как психологическое явление одаренность нашла отражение в концепции одаренности Б.Д. Богоявленской: одаренность- это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [36, с.47].
Н.С. Лейтесом подчеркивается социальный аспект одаренности. Как социальное явлениеона представляет собой особую формупроявления творческой природы психики в явной и возрастной форме, для реализации которой необходимо наличие не только природных задатков, но и средовых условий [14].
В.С. Юркевич отмечается, что существуют «разные виды одаренности, и некоторые из них одаренностью пока не считаются. И не только в школе» [37, с.98].
К основным видам деятельности школьников относятся: практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить каккачественный, так и количественный аспект. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют степень их выраженности.

Рисунок 1. Критерии выделения видов одаренности

ценностнаядеятельность. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
Соответственно можно выделить следующие виды одаренности:
– в практической деятельности- одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
– в познавательной деятельности – интеллектуальную и академическую одаренность;
– в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность;
– в художественно-эстетической деятельности – музыкальную, хореографическую, изобразительную, сценическую и литературно-поэтическую одаренность;
– в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых ценностей и служении людям.
Наглядно данные виды одаренности представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Классификация видов одаренности по критерию «виды деятельности и обеспечивающие их сферы психики»

Характеристика типов одаренности.

Дифференциация одаренности.

Понимание типологии одаренности – это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. Существует ряд подходов к дифференциации одаренности. Рассмотрим некоторые из них.

Н.С. Лейтес и др. выделяют следующие виды одаренности:

– общая интеллектуальная и академическая одаренность;

Данная дифференциация обусловлена анализом качественных характеристик (А) одаренности. Она предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах одаренности.

Анализ количественных характеристик (В) одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека. Среди критериев выделения видов одаренности можно отметить следующие:

1. вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики;

2. степень сформированности;

3. форма проявления;

4. широта проявлений в различных видах деятельности;

5. особенности возрастного развития.

Характеристика типов одаренности.

А)На основе качественной характеристики понятия «одаренность».

Дети с общей интеллектуальной одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Это позволяет им преуспевать во многих областях знаний.

Академическая одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам (создает свои проблемы в школе и семье).

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности ( необходимо, чтобы признавались и уважались в общеобразовательной школе – индивидуальные программы и понимание со стороны учителей).

Творческая одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Дети с творческой одаренностью обладают рядом поведенческих характеристик (котрые вызывают отрицательные эмоции у педагогов и окружающих):

– отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

– большая независимость в суждениях;

– тонкое чувство юмора;

– отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

Социальная (лидерская) одаренность – это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми, это высокая успешность в нескольких областях; это способность понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Эти особенности позволяют быть лидером.. Таким детям характерны:

– интеллект выше среднего;

– умение принимать решения;

– уверенность в себе и знание себя;

– терпимость и терпение в работе с людьми;

– умение ясно выражать мысли и т.д.

Практическая одаренность (выделяет психолог Йельского университета Роберт Стернберг) – знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.

В)На основе количественной характеристики понятия «одаренность».

1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» к основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены различные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсорно-моторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

· в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;

· в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов;

· в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;

· в коммуникативной деятельности, прежде всего следует выделить лидерскую и аттрактивную (с лат. притягивающую к себе) одаренность;

· в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей.

2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов.

3. По критерию «форма проявления» можно говорить о:

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров.

4. По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить:

Общая одаренность проявляется в различных видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.)

5. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному желанию.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность – многомерное по своему характеру явление. Для практика – это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10966 – | 7435 – или читать все.

194.79.23.4 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

60. Одаренность, талант, гениальность.

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность – высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием “талант”.

Определение. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей – гениальность.

Определение. Гениальность – высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность – исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии – как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

Одаренность это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

1)работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

2)высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

3)обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;

4)гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

5)результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Все теории способностей можно свести к трем группам:

1.Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)

2.Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.

3.Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

1.Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.

2.Идет становление задатков небиологического плана.

3.Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензетивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г)обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Психология ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Психология ребенка
  • Важные характеристики одаренных детей

Информация, позволяющая родителям пролить свет на вопрос одаренности и таланта их детей

Важные характеристики одаренных детей

Глубоко одаренные молодые люди есть во всех этнических группах, расах, странах с разными уровнями экономики и в любых географических областях. Многих родителей интересует вопрос, является ли одаренность врожденным качеством или ее можно развить и воспитать.

Один из словарей определяет термин «одаренный» как:

  • имеющий большие врожденные способности;
  • проявляющий определенный дар.

Одаренные дети – это те, «кто благодаря своим врожденным выдающимся способностям может демонстрировать высокие результаты». Термин «выдающиеся способности» относится к общим интеллектуальным способностям, определенной академической способности, лидерским качествам, способностям к изобразительному или исполнительскому искусству, творческому мышлению или спортивным способностям.

Большинство одаренных детей проявляют более высокий уровень сосредоточения и объема памяти. Не существует стандарт одаренности, так как определенные таланты и социальная среда способствуют развитию разных типов личности. Типы достижений также различаются. Различия между одаренными детьми можно обнаружить, просто собрав их в группу. Некоторые из них очень сильны в одной теме и слабы в других. Одаренный математик может быть средним читателем, одаренный художник может быть слабым математиком, а у ребенка, который начал рано читать, может отсутствовать способность организовывать время и занятия.

Общая характеристика одаренных детей

В деловом мире многие исследования в области управления пытаются найти общие черты и особенности успешных руководителей компаний, считая, что таких лидеров можно воспитать и обучить. Кроме того, существуют также качества и особенности, которые часто встречаются среди одаренных детей, хотя ни один ребенок не может обладать ими всеми сразу. Один из способов определить, талантлив ли ваш ребенок, – обратить внимание на его манеру поведения в ежедневных разговорах, на занятиях, а также при реакции на возможности обучения. Ниже приведен список характеристик, наиболее распространенных у одаренных детей четырех-, пяти- и шести лет. Эти дети:

  • Проявляют высокую любознательность и исследовательскую активность.
  • Задают вдумчивые вопросы.
  • Обладают обширным словарным запасом и используют в речи сложные предложения.
  • Умеют хорошо выразить себя.
  • Решают проблемы и задачи уникальными способами.
  • Обладают хорошей памятью.
  • Проявляют недюжинный талант в рисовании, музыке или сценическом искусстве.
  • Обладают особенно оригинальным воображением.
  • Используют ранее усвоенный материал в новых контекстах, ситуациях.
  • Обладают необычной способностью создавать логические последовательности.
  • Обсуждают и конкретизируют идеи.
  • Быстро учатся.
  • Стремятся работать самостоятельно и брать на себя инициативу.
  • Проявляют остроумие и юмор.
  • Обладают устойчивой концентрацией внимания и готовы решать сложные задачи до конца.
  • Очень наблюдательны.
  • Проявляют талант в умении придумывать и рассказывать истории.
  • С интересом читают.

Одаренный ребенок может не демонстрировать все вышеперечисленные характеристики постоянно, но родители и специалисты, как правило, способны разглядеть эти особенности при наблюдении за ребенком в течение длительного периода времени.

Существует много причин, чтобы выяснить, одарен ли ваш ребенок

Многие родители считают, что знание «потенциала» одаренности ребенка имеет небольшое практическое значение. Но если не подвергать ребенка соответствующему тестированию, родители не смогут получить о ребенке такую ценную информацию, как:

  • Знание сильных и слабых когнитивных сторон ребенка, которые могут помочь родителям спланировать способ его обучения.
  • Если ребенок начинает проходить тесты только в школе, это приводит к эффекту «потолка», который становится все более ярко выраженным из года в год.
  • Многие одаренные ученики часто нарушают порядок и бросают вызов представителям власти, оспаривая правила поведения в классе. Поведение одаренного ребенка иногда путают с расстройствами внимания, такими как СДВ (синдрома дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Следовательно, тест как можно раньше должен определить, одарен ли ребенок или он страдает возможными нарушениями способностей обучаться, такими как СДВГ, синдром Аспергера и другими проблемами. Знаете ли вы, что дети с синдромом Аспергера имеют некоторые признаки аутизма, но в то же время многие из них умны и проницательны?
  • Одаренные дети чувствуют себя более комфортно, когда в классе и при общении с другими детьми к ним относятся, занимаются и общаются на их уровне. Исследования показали, что одаренные ученики преуспевают в компании детей со схожими способностями. В плохой учебной среде одаренность может быть такой же парализующей, как умственный недостаток. К сожалению, одаренные дети зачастую страшные интроверты, непонятны сверстникам и родителям, со своей нераскрытой исключительностью, которая ведет в тупик. Скучающие и оставляемые без внимания в школе, они могут выпадать из процесса обучения и выбрать направление, которое никогда не потребует использования их исключительных способностей.

Тестирование ребенка

Тестирование одаренного ребенка – это специализированная область, так что если вы хотите, чтобы вашего ребенка оценивал эксперт, готовьтесь к большим расходам. Желательно, чтобы ребенка тестировал детский психолог, предпочтительно с опытом работы в области тестирования одаренных детей.

Двумя основными тестами IQ являются тест интеллекта Векслера (Шкала Векслера) для тестирования детей – версия IV (WISC-IV) и тест/шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (версия V). По общему мнению, оценка 120 и выше в тесте IQ соответствует высшему стандарту интеллекта. Те, кто набирает 160 или больше баллов, характеризуются как глубоко одаренные люди. Тем не менее, этот вид тестов IQ имеет свои ограничения. Нужно иметь в виду, что чистый интеллект, измеряемый с помощью тестов IQ, в высокой степени (хотя и не полностью) наследуется детьми от родителей. Но связь между высоким интеллектом и одаренностью далеко не абсолютна. Многие творческие и одаренные дети не набирают высоких баллов на тестах IQ, потому что некоторые виды интеллекта невозможно хорошо протестировать с помощью стандартизированных тестов IQ.

Лучше всего оценивать ребенка в целом. Например, эмоциональный интеллект и таланты в музыке, спорте, искусстве и языках являются важными частями общей картины. По существу, это следует из «Теории множественного интеллекта», предложенной доктором Говардом Гарднером. Тщательная оценка одаренности должна принимать во внимание всего ребенка, а также то, как он адаптируется социально и эмоционально к тому, что он «не такой, как все».

Лучшие практики показывают, что для оценки одаренных детей должны использоваться многочисленные показатели и правильные индикаторы. Информация о ребенке должна собираться из нескольких источников (от воспитателей, семьи, преподавателей, одноклассников и других людей, хорошо знающих тестируемого ребенка), разными способами (например, с помощью наблюдения, исполнения чего-либо, результатов, портфолио, опросов, интервью) и в разных ситуациях (например, в школе и вне ее).

Некоторые распространенные вопросы и ответы об одаренных детях:

1. Обладают ли они самоосознанием своих способностей? Большинство одаренных детей узнают, что они отличаются от сверстников, к пяти годам.

2. Могут ли их ошибочно считать отстающими? Конечно, да, и есть много примеров этого. Уинстон Черчилль не окончил шестой класс и стал последним в своем классе. Сэра Исаака Ньютона исключили из гимназии в 14 лет, вернули в 19, потому что он очень много читал, затем он окончил Кембриджские курсы с посредственным результатом.

3. Что влияет на развитие одаренных детей? Университет Чикаго провел исследование развития ста самых успешных учеников (математиков, музыкантов, пловцов и теннисистов), которое обнаружило, что на успешность детей оказывают сильное влияние родители и учителя, что доказывает, что одаренность может быть не только врожденной, но ее можно и «взрастить», т. е. развить и воспитать.

Большую поддержку при развитии детских способностей оказывали члены их семей или исключительно преданные своему делу учителя, которые умели отличать рядовые способности от выдающихся. Некоторые из детей были мотивированы проводить долгие часы обучения и подготовки у специалистов собственным решением и своей семьей.

4. Кого считать одаренным, а кого нет? Ответ на этот вопрос зависит от ясности трактовки слова «достижение» («степень успеха») и процедуры оценки, используемой в обществе для определения одаренности. Некоторые считают одаренными 2 %, другие 5 %, а некоторые 15 % лучших учеников или тех, кого учителя считают лучшими. Важно признать, что «одаренность» это больше, чем высокий результат, полученный в тесте IQ, и что каждый человек обладает талантами и способностями, которые можно использовать для достижения своих целей в жизни.

Существует много людей, которые при прохождении этих тестов никогда не добивались «сказочных результатов» и которым необходимы такое же усилие и совершенствование в нашей системе образования. Успех приходит не только благодаря большим способностям, но и все чаще из-за стремления и настойчивости при развитии и применении собственных талантов, стремления находить общий язык с другими людьми и принимать в жизни позитивные решения.

5. Являются ли одаренные дети идеальными? Было бы наивно полагать, что одаренность не приносит с собой определенные сопутствующие трудности. Такие дети прежде всего дети, а уж потом одаренные. Они также имеют право на провал, неудачу и многие из них ощущают «требование соответствовать собственному потенциалу».

Хотя многие преподаватели и исследователи уже давно поняли, что многие из наших одаренных детей не обязательно должны быть отличниками, наше общество зачастую оценивает интеллект, основываясь на хороших табелях, и приравнивает высокие оценки к высокому интеллекту. С другой стороны, судя по анкетам семи самых одаренных молодых людей Азии в областях от музыки и искусства до спорта и шахмат, определение интеллекта несколько изменилось, и считается, что у детей существуют и другие виды интеллекта. Хотя с определением интеллекта можно спорить, в целом большинство исследователей согласны, что интеллект связан и с генетическими факторами, и с факторами внешней среды.

Многих одаренных детей расстраивают ограничения на обычных уроках, и их способности остаются незамеченными. Родители обязаны рассматривать ребенка в целом, чтобы оценить потенциал его одаренности. Если вы считаете, что ваш ребенок одарен в определенных областях, необходимо оценить его одаренность. Родители ни в коем случае не должны оставлять незамеченным светлый ум.

Одаренность

Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.

Одаренность – это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Что такое одаренность

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Виды одаренности

Есть ли отдельные виды одаренности? Их можно выделить по степени выраженности, форме и широте проявлений, видам деятельности.

Что касается степени выраженности – если выстроить человеческие способности вдоль некоей шкалы, где ноль отсутствие способности, то дальше следуют обычные способности, потом одаренность и самые высокие значения – гениальность. И разделения между нормой и разными уровнями одаренности, есть только непрерывная градация, внутри которой можно оценивать те или другие свойства. И только рассматривая отдельные свойства можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен, чему на физическом уровне соответствует высокое развитие определенных зон мозга, связанных, например, с движениями, зрением, разными видами памяти, логическому мышлению. В измерении коэффициента интеллекта психологи и рассматривают частные способности, формирующие общий показатель. В очень редких случаях человек одарен сразу по всем параметрам, как например Леонардо да Винчи, это случай один на миллион. А вот быть одаренным по конкретному параметру – это, к счастью, довольно частая ситуация, не менее половины людей наделены отдельными способностями на уровне одаренности, и задача каждого человека определить свою собственную одаренность и развивать ее.

По форме выделяют явную, заметную всем, и скрытую, еще не проявившуюся одаренность. При последней легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии, однако одаренность может проявиться в неожиданный момент жизни, при изменившихся внешних условиях или из-за событий во внутренней психической жизни.

По широте проявления разграничивают общую одаренность и специальную. Если общая распространяется на большинство видов активности человека, то специальная касается только конкретных сфер, так называемой узкой специализации.

Виды одаренности, определяемые в привязке к видам деятельности, в которых она проявляется – это практическая, познавательная, коммуникативная, художественная и духовная.

Развитие одаренности

Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям. Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».

В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен. Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка. Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.

Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении. И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.

Способности, одаренность, талант

Проблема развития способностей, одаренности, таланта в младшем школьном возрасте в последнее время приобрела особую социальную популярность. Актуализация темы одаренности детей во многом социально зависима. Анализ истории всплесков и угасаний интереса к проблеме одаренности, его социальной обусловленности проанализировал А. И. Савенков в своей докторской диссертации [1] . При этом декларация значимости развития и поддержки одаренности не всегда совпадала с реальной ситуацией планомерной и адекватной работы в этом направлении. Зачастую одаренность сводят к формальным социальным показателям (наличие побед в разных конкурсах и соревнованиях) или к академической успеваемости (отлично учится). Но эти показатели не являются признаками одаренности. Они лишь демонстрируют социальную активность детей, а чаще даже педагогов или родителей, или способности памяти и освоенность репродуктивных форм деятельности учения.

Разведем и соотнесем понятия «способности», «одаренность», «талант».

Способности — способ действия, т.е. успешное овладение конкретной нормой деятельности и возможностью эффективно применять ее на практике. Способности, безусловно, могут основываться на задатках и развиваться исключительно в ходе деятельности.

Б. М. Теплов, один из классиков исследования способностей, рассматривал их в русле субъектно-деятельностного подхода [2] . Им была выведена своеобразная формула способностей, позволяющая достаточно просто выявлять их развитость. Данная формула имеет объективную и субъективную составляющие [3] .

В. Д. Шадриков рассматривает способности как психический процесс, в котором последовательно, по принципу замкнутого цикла, происходит приобретение знаний, преобразование и сохранение знаний, применение знаний [4] .

Способности развиваются на основе задатков. Задатки — генетические предпосылки развития, анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. В качестве задатков выделяют: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга. Па основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности. Задатки, развиваясь, приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков. Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях.

Талант — мера измерения ценности (уникальности) возможностей человека для общества, т.е. это те свойства и проявления человека, которые ценятся в данном обществе в настоящее время.

В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Эта притча определила бытование устойчивых выражений: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант.

Одаренность — овладение даром. И тут возникает вопрос: откуда дар?

Можно выделить как минимум четыре концепции происхождения дара:

  • 1) теологическая — от Бога. Но эта концепция нам мало что дает для практики, кроме того что нам нужно приложить усилия, чтобы распознать дар Божий. Он либо дан, либо нет. Тут нужно понять — есть ли дар, и дать ему дорогу;
  • 2) биологическая — от генов. Эта идея активно сейчас используется в речевых оборотах и высказываниях, хотя эмпирически она не доказана. Все факты, что одаренные дети — у одаренных родителей, нам не дают возможность говорить именно о генетической составляющей, так как семья как условие развития — это в большей степени система воспитания, фактор социализации;
  • 3) социальная — все от воспитания и образования. Эта идея также не подтверждается на практике в полной мере. Мы хорошо знаем, что при одинаковых образовательных условиях дети по-разному проявляют свои способности и некоторые из них проявляют явные признаки одаренности. Причем очень часто не благодаря образовательным условиям, а вопреки им;
  • 4) системная — рассматривающая одаренность как системное свойство личности, развитие которой определяется биологическими предпосылками, условиями развития и внутренней позицией.

Теоретической основой системного подхода выступают работы С. Л. Рубинштейна [5] , В. С. Мухиной [6] , Д. Б. Богоявленской [7] , М. А. Холодной [8] .

Системный подход к пониманию одаренности достаточно вариативен. Например, в рамках одного из известных подходов к пониманию одаренности (Дж. Рензулли) данный феномен рассматривается на пересечении интеллекта, креативности и мотивации [9] , т.е. как комплекс характеристик, который определяется системой качеств.

В «Рабочей концепции одаренности» ключевым понятиям даны следующие определения.

«Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [10] .

«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [11] .

Выделяют различные виды одаренности. Существует масса классификаций одаренности на основании различных критериев различения [12] :

  • 1) вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики (способности и задатки);
  • 2) степень сформированное™ (актуальная и потенциальная);
  • 3) форма проявлений (явная и скрытая);
  • 4) широта проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная);
  • 5) особенности возрастного развития (ранняя и поздняя).

Существуют две полярные по своей идеологии позиции к методам

и способам идентификации одаренности:

текстологическая парадигма (представленная различными тестами интеллекта, креативности, а также методами личностной диагностики – в первую очередь мотивации, воли, эмоциональной сферы);

деятельностная парадигма (базирующаяся на идее, что одаренность может проявляться и развиваться именно в деятельности, но при этом выстраивая образовательную деятельность на основе идеи Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития и в русле субъектнодеятельностного подхода С. Л. Рубинштейна).

На основе указанных позиций сформировались два подхода к проблеме одаренности на практике:

  • — одаренность как диагноз;
  • — одаренность как ориентир развития.

В случае подхода «одаренность как диагноз» мы зачастую видим на практике различные искажения стратегий образовательной практики или создание новых проблем для развития. Отметим некоторые из них:

  • – селекция — принцип отбора (но вопрос: кто отбирает и для чего);
  • – резервация — школы для «одаренных» (вопрос: как, по каким критериям отобрали и что с ними и как делают, насколько учитывают редукцию социальной среды развития в условиях резервации и г.д.);
  • – эксплуатация — выделение «одаренного» и решение за счет него вопросов учреждения и статуса педагога;
  • – стигматизация — навешивание ярлыка, что искажает самосознание ребенка, отношение к нему родителей и педагогов, а также сверстников;
  • — симуляция или имитация — выполнение деятельности за ребенка, создание красивой картинки результативности, дрессура ребенка;
  • — редукция — раннее «развитие» или ранняя профилизация, сужающие поле выбора вектора развития; снижение уровня общего развития за счет специального и т.д.;
  • — ложная идентификация — косвенные или ситуативные признаки воспринимаются как базовые или системные;
  • — ложные ожидания — от ребенка ждут и требуют того, чего он сам не хочет, а выдают как заботу о его интересах.

В отношении подхода «одаренность как ориентир развития» значимо понимать как детерминанты развития (предпосылки развития; условия развития, которые могут как содействовать, так и противодействовать развитию; внутренняя позиция личности), так и ориентиры развития.

Можно выделить следующие подходы к разработке содержания образования в работе по развитию одаренности [13] :

  • — ускорение (темпа развития);
  • — углубление (в конкретную сферу);
  • — обогащение (содержания обучения);
  • — проблематизация (содержания обучения);
  • — включение (в предметную деятельность).

В построении работы по развитию одаренности продуктивна идея последовательных шагов в построении конкретных образовательных практик в работе с детьми:

  • – включение ребенка в продуктивные виды деятельности, связанные с возрастными особенностями развития;
  • – совмещение обучения в деятельности с интересами и склонностями ребенка;
  • — выведение на уровень самостоятельного исследования (познание).

Склонности представляют собой определенные отношения человека

к деятельности. «Способности не существуют вне определенных отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе, как через определенные способности» [14] . Склонности — мотивационный компонент деятельности. Без наличия склонности определенная деятельность может и не начаться и способность, соответственно, не сформируется. Одновременно если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Если же говорить о взращивании одаренности, то ее эффективность определяется, по аналогии с биологическими культурами, следующими переменными: семенами (задатками), почвой (семьей, культурным пространством развития, а также внутренней позицией), условиями (специальными образовательными программами и средствами развития). Известно, что для разных семян требуются разная почва и различное соотношение ряда параметров условий среды для оптимального роста и развития.

На каждом возрастном этапе выделяются дети, отличающиеся выдающимися физическими, умственными или творческими способностями, которые выражаются в высокой учебной успеваемости, победах на олимпиадах, творческих конкурсах или спортивных соревнованиях. Эти способности можно наблюдать в проявлениях высокой познавательной активности, увлеченности содержанием деятельности по интересам, а также стремлением к достижению идеального результата. Самая главная особенность таких детей заключается в том, что они значительно опережают своих сверстников по уровню когнитивного развития. При этом выделяются дети способные, дети с признаками одаренности и талантливые дети. Способные младшие школьники — это ученики, легко усваивающие учебный материал, обладающие высоким потенциалом интеллектуального или творческого развития. Они проявляют высокую активность на определенных школьных предметах, любознательны и имеют все предпосылки для того, чтобы перейти в категорию детей одаренных. Одаренный младший школьник отличается от своих сверстников не только опережающим развитием когнитивных функций, но и особой системой ценностей, личностных особенностей, широтой интересов, отражающихся в поведенческих реакциях. Талантливые же дети — это дети, достигшие высоких результатов в конкретных видах деятельности. Это успешные талантливые музыканты, певцы, танцоры, спортсмены, для развития способностей которых созданы специализированные образовательные учреждения: музыкальные, художественные, спортивные школы и пр.

Проблема идентификации и развития детей с признаками одаренности имеет несколько аспектов. Если одаренность явная, т.е. проявляется в поведении, учебе и личностных особенностях, то даже педагогически неподготовленный взрослый легко может заметить за повышенной любознательностью, отличной памятью и умением рассуждать признаки одаренного ребенка. Намного сложнее выявить признаки одаренности, если они имеют скрытую форму, т.е. внешне ребенок может не проявлять высоких умственных способностей или отличной успеваемости, более того, такой ребенок часто бывает аутсайдером в классе, сидящим за последней партой и имеющим далеко не удовлетворительные отметки. При этом по тестам интеллекта или творческих способностей он может демонстрировать весьма высокие показатели. Зачастую причины данного явления кроются за невнимательностью и непониманием родителями и учителями личностных особенностей детей с признаками одаренности, которые порой вступают в противоречивые взаимоотношения с окружающей действительностью. Например, детям с признаками одаренности свойственно острое чувство справедливости, правдолюбие, социальная автономность, отказ от скучной формализованной деятельности, на почве которых могут возникать конфликты со сверстниками или учителем [15] .

Таким образом, качества личности оказывают существенное влияние на развитие одаренности и успешность одаренного ребенка в обучении. В целом на развитие одаренности оказывают влияние несколько составляющих: это природные, или генотипические, условия; средовые, или социальные, влияния; а также личностные детерминанты. Из всех общих способностей человека наиболее генетически детерминированы интеллектуальные способности, что, в частности, подтверждают исследования близнецов с идентичным набором генов, разлученных при рождении и проживающих в семьях с разным типом воспитания, материального достатка и социального статуса. Однако заметим, что влияние генотипа увеличивается с возрастом, поэтому младший школьный возраст — благоприятное время для развития интеллектуальных функций. В данном случае большое влияние на психическое развитие человека (когнитивное и творческое) оказывает социальная среда: семейное воспитание, поддержка в развитии одаренности со стороны родителей и учителей, стратегии школьного обучения. Это правило распространяется и на развитие разных видов специальной одаренности, таких как художественная, музыкальная, математическая, психомоторная (спортивная) и др. Генотипическими условиями для проявления этих видов одаренности являются задатки, потенциал, который при определенных стратегиях развития (развивающее обучение, поощрение детской инициативности, удовлетворение познавательной потребности, развитие культуры мышления) может актуализироваться в феномен одаренности, являющийся сам по себе динамической характеристикой, требующей развития в течение жизни, основанного на запуске механизма преодоления препятствий, решения задач, в силу чего совершенствуются психические функции. И в связи с этим одаренность становится результатом целенаправленной деятельности самого человека, его собственного отношения к развитию своей внутренней позиции личности и ядра одаренности.

Особую актуальность вопрос развития одаренности приобретает в контексте рассмотрения возрастных факторов одаренности, когда в силу сен- зитивного периода развития когнитивных функций мы наблюдаем интеллектуальный всплеск, утихающий к подростковому возрасту. Объяснение данному обстоятельству лежит в сфере личностных особенностей ребенка, проявляющихся в контексте новообразований определенного возрастного периода.

Предрасположенность и проявление тех или иных творческих способностей могут выявляться по-разному. Но лучше всего это происходит собственно в творческих видах деятельности. Признаки творческой одаренности могут быть весьма наглядны и доступны в своих проявлениях. Но для того, чтобы они могли проявиться, родители и учителя должны дать возможность их проявить, поощрять творческие инициативы детей. В справочном материале к главе представлены признаки творческой одаренности у детей [16] , выделенные А. М. Матюшкиным.

Выявляя детей с признаками одаренности в младшем школьном возрасте, следует понимать, что не всегда дети, проявляющие признаки интеллектуальной или иной одаренности в младшем школьном возрасте, в дальнейшем сохраняют эти признаки и становятся одаренными взрослыми. Кроме того, не всякий интеллектуально одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком. Этот феномен М. А. Холодная назвала эффектом инверсии: «был одаренным — перестал быть одаренным, не был одаренным — стал одаренным» [17] .

Для развития признаков одаренности, способностей и талантов младших школьников важно создавать вариативную образовательную среду, где были бы востребованы их творческие и познавательные инициативы, где бы ребенок был включен в различные виды деятельности, за счет чего и происходит становление конкретных видов способностей.

При этом важно понимать, что признаки одаренности или выраженные выдающиеся способности младших школьников не обязательно создают ситуацию гармоничного развития. Школьники, которые идентифицируются как одаренные, зачастую имеют двойную психоэмоциональную и социальную нагрузку в своем развитии. Их особенность, которая и так может не просто переживаться детьми и по-разному восприниматься сверстниками, начинает еще и эксплуатироваться или давлеть через особые ожидания от ребенка со стороны взрослых (родителей и учителей). Дети с признаками одаренности также могут быть довольно неуспешными в учебной деятельности, в социальных отношениях, в личностном развитии [18] .

Ссылка на основную публикацию