Бенедикт Камбербэтч в фильме «Война токов»
В прокат выходит «Война токов» Альфонсо Гомеса-Рехона — фильм о борьбе Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза за то, какой вид электрического тока будет использоваться в США. В этом противостоянии победил Вестингауз, а вот так ли уж выиграли зрители от того, что картина после долгих проволочек все-таки вышла на экраны, Юлия Шагельман сомневается.
Действие фильма охватывает время с 1880 по 1893 год, но на самом деле «война токов» продолжалась век с лишним: лишь в 2007 году в Нью-Йорке был символически перерезан последний работающий кабель постоянного тока и город окончательно перешел на переменный. История производства и выпуска в прокат картины оказалась чуть покороче, но тоже длинной и сложной.
Работа над сценарием заняла у его автора Майкла Митника более десяти лет, причем изначально он сочинял мюзикл. Пожалуй, даже обидно, что в фильм в итоге не вошла песня, в которой, по словам Митника, «Эдисон пытается запугать толпу, чтобы люди выбрали его электричество, убивая током лошадь при помощи генератора Вестингауза», и вообще никто не поет. В 2011 году текст, уже без музыкальных номеров, попал в знаменитый черный список лучших неснятых сценариев, где его и нашел Тимур Бекмамбетов, который впоследствии стал продюсером картины, а режиссером был выбран Альберто Гомес-Рехон. Кроме того, продюсировать «Войну токов» взялась The Weinstein Company, а значит, пошли разговоры о грядущих «Оскарах», в получении которых недоброй памяти Харви Вайнштейн был большим специалистом. Фильм так торопились доделать к наградному сезону 2017 года, что на кинофестивале в Торонто критикам и зрителям предъявили незаконченный вариант. Разгромные отзывы похоронили оскаровские амбиции картины, потом компания Вайнштейна обанкротилась, и лента легла на полку. И вот два года спустя после того, как был улажен вопрос с правами, а Гомес-Рехон перемонтировал фильм, он наконец дошел до кинотеатров.
1880 год. Знаменитый изобретатель Томас Алва Эдисон (Бенедикт Камбербэтч) представляет инвесторам свою новейшую разработку — электрическую лампочку, а также обещает осветить города и веси Америки с помощью своей системы постоянного тока. Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон), промышленник и тоже инноватор (он, например, придумал тормоза для поездов), поначалу вовсе не собирается с Эдисоном конкурировать, напротив, хочет предложить ему сотрудничество, но тот отчего-то ему хамит на ровном месте. Тогда Вестингауз решает дать сдачи, но другим способом: он патентует систему переменного тока и предлагает ее мэриям и предприятиям по всей стране вместо эдисоновской. Она удобнее, дешевле, за ней будущее, и это постепенно становится понятно всем. Кроме Эдисона.
Ничем, кроме дурного характера, это объяснить невозможно, но авторы картины не особо и пытаются. Весь труд они перекладывают на плечи Камбербэтча, который старательно изображает перепады настроения своего героя, брызжет слюной на сотрудников и выразительно страдает по безвременно умершей жене (Таппенс Мидлтон), чтобы показать, что Эдисон тоже человек. Параллельно он строит козни Вестингаузу, пытаясь убедить почтеннейшую публику, что переменный ток убивает людей. Как назло, переменный ток никого не убивает, поэтому Эдисону приходится самому показательно умерщвлять кошек, собак, свиней и лошадей (по счастью, за кадром), а также приложить руку к изобретению электрического стула, вопреки своим принципам не делать никаких устройств, способных кого-то лишить жизни.
По контрасту Вестингауз выглядит человеком спокойным, взвешенным и отменно скучным, тем более что никаких отличительных черт, кроме усов и бакенбардов, ему не придумали, а Шеннон явно не очень комфортно себя ощущает в редкой для него положительной роли. Третий участник противостояния — Никола Тесла (Николас Холт), чья задача — носить экстравагантные костюмы (это получается отлично) и быть гениальнее всех остальных, вместе взятых (а вот это уже не очень).
Персонажи вышли настолько неравнозначными, что никакой «войны» между ними в итоге не получается, а итоговый результат похож на красиво проиллюстрированную и при этом значительно сокращенную статью в «Википедии» с парой экскурсов в электрофизику. Но даже красивая картинка (оператор Чон Джон Хун) и модный электронный саундтрек не могут скрыть того факта, что в этой истории про электрические токи отчаянно не хватает напряжения.
Война токов — фильм, который так и не вышел из-за скандала с Харви Вайнштейном
Съемочная команда во главе с режиссером Альфонсо Гомес-Рехоном выложила постер, тем самым обозначив данным фото дату выхода фильма «Война токов» (2019), трейлер, актеры и сюжет анонсированы – из последних новостей в России о фильме известно, что он появится на экранах 5 декабря 2019 года.
The Current War
Жанр: биография, история, драма
Режиссер: Альфонсо Гомес-Рехон
Мировая премьера: 9 сентября 2017
Релиз в России: 5 декабря 2019
В ролях: Кэтрин Уотерстон, Бенедикт Камбербэтч, Майкл Шеннон, Том Холланд, Николас Холт, Мэттью Макфэдиен, Таппенс Мидлтон, Луис Эшборн Серкис, Том Свит, Эми Марстон и другие.
Фильм рассказывает о борьбе великих умов 19-го века: Томаса Эддисона и Джорджа Вэстингхауса, которые воевали за использование постоянного и переменного тока.
Сюжет
Это эпическая история о беспощадной конкуренции между величайшими изобретателями индустриальной эпохи, чья электрическая система будет властвовать в новом столетии. При поддержке Дж.П.Моргана Эдисон ослепляет мир, освещая Манхэттен. Но Вэстингхаус, которому помогает Никола Тесла, видит роковые недостатки в структуре постоянного тока Эдисона. Зажигая войну токов, Вестингхаус и Тесла делают ставки на рискованное и опасное переменное напряжение.
Режиссер и съемки
Режиссером фильма стал Альфонсо Гомес-Рехон , известный по таким работам: «Лузеры», «Американская история ужасов», «Дневники Кэрри», «Красные браслеты», «Я, Эрл и умирающая девушка». Сценарий написал Майкл Митник, работавший над фильмами «Винил» и «Посвященный». За монтаж отвечал Дэвид Трахтенберг («Портал: Некуда бежать», «В доме отца», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Трофеи перед смертью»).
- Тимур Бекмамбетов («Поиск», «Девять», «Время первых», «Знаешь, мама, где я был?», «Алиса»);
- Бэзил Иваник («Город воров», «Убийца», «Джон Уик», «Мы – одна команда»);
- Адам Экланд («Патрик Мелроуз», «Дитя во времени»).
Мировая премьера проекта состоялась 9 сентября 2017 года на кинофестивале в Торонто. Но в прокат фильм так и не вышел, так как его имя связано со скандалом вокруг продюсерской компании проекта — The Weinstein Company , глава которой, Харва Вайнштейн, обвинен в сексуальных домогательствах. Интересно, что картине пророчили «Оскар», но именно из-за скандала в шорт-лист она так и не попала.
Актеры и роли
В фильме принял участие настоящий звездный состав:
- Кэтрин Уотерстон в роли Маргарет Вэстингхаус («Подпольная империя», «Вход в никуда», «Стеклянная челюсть», «Фантастические твари и где они обитают», «Удача Логана», «Амундсен»);
- Бенедикт Камбербэтч в роли Томаса Эдисона («Пустая корона», «Брексит», «Игра в имитацию», «Искупление», «Шерлок», «Хокинг», «Благие знамения», «Доктор Стрэндж»);
- Майкл Шеннон в роли Джорджа Вэстингхауса («Завтра наступит сегодня», «Маленькая барабанщица», «Подпольная империя», «Дорога перемен», «Под покровом ночи»);
- Том Холланд в роли Самюэля Инсула («Паломничество», «Затерянный город Z», «Волчий зал», «Человек-паук: Вдали от дома», «Мстители: Война Бесконечности»);
- Николас Холт в роли Николы Тесла («Мой мальчик», «Фаворитка», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Молокососы», «Обитатели холмов», «Люди Икс – Темный Феникс»);
- Мэттью Макфэдиен в роли Дж. П. Моргана («Улица потрошителя», «Фрост против Никсона», «Смерть на похоронах», «Щелкунчик и четыре королевства»);
- Таппенс Мидлтон в роли Мэри Эдисон («Черное зеркало», «Восьмое чувство», «Война и мир», «Игра в имитацию»);
- Луис Эшборн Серкис в роли Олдера Дэша («Молодой Морс», «Алиса в зазеркалье», «Маугли»);
- Том Свит в роли мальчика («Порох», «Детство лидера», «Где соприкасаются руки»);
- Эми Марстон в роли Аннабелль Уоррингтон («Воображариум доктора Парнаса», «Рим», «Молодой Морс») и др.
Интересные факты
А знаете ли вы, что:
- Изначально роль Джорджа Вэстингхауса должен был играть Джейк Джилленхол («Зодиак», «Под покровом ночи», «Бархатная бензопила»), однако он не смог участвовать из-за плотного рабочего графика, поэтому на роль пригласили Майкла Шеннона;
- Тимур Бекмамбетов должен был стать и режиссером фильма, однако позже отказался от этой должности;
- Съемочный процесс проходил в Лондоне.
Последние новости о фильме «Война токов» (2019), дата выхода в России, трейлер, актеры, сюжет и фото первого постера которого уже анонсированы, не могут не порадовать поклонников жанра автобиографии. Фильм познакомит зрителя с удивительным противостоянием двух величайших умов 19 столетия.
Да будет свет! Обзор фильма «Война токов»
9 сентября 2017 года на кинофестивале в Торонто состоялась премьера фильма «Война Токов» — историко-биографической драмы о противостоянии трёх гениев электроэнергетики: Томаса Эдисона, Джорджа Вестингауза и Николы Теслы.
Мировая премьера фильма была назначена на декабрь 2017 года, однако, Харви Вайнштейн, продюсер картины, оказался в центре скандала, и фильм перенесли.
По первым отзывам после показа в Торонто фильм был, мягко говоря, не очень — на агрегаторе Rotten Tomatoes процент «свежести» фильма на основе оценок критиков не превысил и 29%, а пользовательских рецензий, в силу отсутствия широкого проката, лента и вовсе не получила.
За прошедшие два года к составу продюсеров фильма (в который, кстати, входит Тимур Бекмамбетов) успел присоединиться Мартин Скорсезе, под руководством которого лента была доработана до так называемой «режиссёрской версии», премьера которой и состоялась 5 декабря 2019 года.
Итак, фильм повествует о начале «Войны токов» — противостоянии переменного и постоянного токов и соперничестве трёх гениев начала двадцатого века: Томаса Эдисона, Николы Теслы и Джорджа Вестингауза за право электрифицировать сначала Америку, а затем и весь мир.
Действие фильма начинается в 80-х годах XIX века. Гениальный изобретатель Томас Эдисон одержим идеей электрификации США. Начав с одного района Нью-Йорка, Эдисон хочет «осветить» всю страну. Ради достижения своей цели он готов пойти на всё. Так, на аудиенции с президентом США, посвящённой патефону (ещё одному созданию инженерного гения Эдисона), изобретатель начинает продвигать идею электрификации Америки.
Столь грандиозные планы уже известного по всей стране изобретателя не могли остаться без огласки. О них узнал и видный предприниматель и инженер Джорд Вестингауз. Он находит существенный недостаток в проекте Эдисона — использование цепей постоянного тока с низким напряжением, из-за чего электричество не может распространяться на больших расстояниях. Вестингауз же предлагает передавать электроэнергию с минимальными потерями, используя переменный ток.
От сотрудничества со сторонником использования переменного тока, евангелист постоянного тока, Эдисон, отказывается. Более того, он решает сыграть грязно и в одном из интервью журналистам, как бы невзначай, упоминает, что переменный ток Вестингауза может убить.
Однако, Вестингауз не единственный, кто терпит выходки Эдисона. Некогда принятый им на службу талантливейший сербский эмигрант Никола Тесла, которого на родине считали под стать Эдисону, также встретился с непростым характером приверженца постоянного тока.
Первые стычки начались между ними, когда Тесла предложил Эдисону использовать для выработки электроэнергии генератор переменного тока. Напряжение между изобретателями нарастало. Но настоящий разрыв между гениями произошёл, когда Эдисон не выплатил Тесле обещанные $50 000 за доработку созданных самим Эдисоном устройств, заявив, что иммигрант плохо понимает американский юмор. Тесла ушёл из компании Эдисона и основал собственное предприятие «Tesla Electric Company».
Ведомые обидой и духом соперничества конкуренты Эдисона начинают бороться с самоуверенным сторонником постоянного тока за исключительное право электрифицировать Америку. Начинается «Война Токов».
Сюжет развивается последовательно и логично, несмотря на большие скачки во времени. Фильм, я напомню, рассказывает о событиях, произошедших в течение тринадцати с небольшим лет.
Однако сказать, что лента превращается в простой пересказ событий с указанием дат без контекста — ошибка. За чуть более чем полутора часа хронометража фильм успевает рассказать не только историю электрификации Америки, но и о людях, её проводивших, затрагивая и раскрывая при этом самые разные темы: от совсем уж общих тем любви, дружбы и измены своим принципам ради достижения цели до локальных сюжетов, вроде зависимости гениальных изобретателей от простых дельцов в начале XX века.
Более того, освещая настолько значимый период истории, создатели фильма сумели возродить атмосферу тех лет и обеспечить погружение зрителя в неё: бесконечные поездки героев на поездах между штатами; боязнь того, что в какой-то момент потухнет огонь; люди, рассказывающие о том, что у них дома на газу; репортёры различных изданий, зарисовывающие интервьюируемых; аутентичные костюмы.
С исторической достоверностью у фильма тоже всё в полном порядке. Как с точки зрения истории главных героев, так и с точки зрения персонажей, судьба которых связана с описываемыми личностями и их изобретениями. Так, например, в фильме нам рассказывают историю Уильяма Кеммлера — первого человека, казнённого на электрическом стуле. Устройстве, которого бы просто не появилось, если бы Эдисон не пытался доказать, что переменный ток Вестингауза опасен.
Характеры и внешний вид главных героев также полностью соответствуют их историческому описанию — они воссозданы на высшем уровне, конечно же, не в последнюю очередь благодаря актёрам, их играющих.
Бенедикт Камбербэтч отлично исполняет роль Томаса Эдисона — знаменитого американского предпринимателя, создателя фонографа (прародителя граммофона и патефона), кинетографа, усовершенствовав когда-то который братья Люмьер создали знаменитый «Синематограф». Самоуверенного дельца, гениального изобретателя, любящего мужа и отца, разрывающегося между работой и домом.
Майкл Шеннон превосходно вживается в роль Джорджа Вестингауза — известного американского промышленника, который в отличии от Эдисона был намного больше заинтересован в получении прибыли, но при этом почти также как и Эдисон был заинтересован и самими технологиями, приносящими эту прибыль.
Николас Холт неплохо справляется с ролью Николы Теслы — гениального сербского иммигранта, порой не имевшего возможности даже выкупить собственные патенты из покидаемой им компании; инженера и изобретателя, некогда недооцененного Томасом Эдисоном и высокого ценившегося Джорджем Вестингаузом.
Не отстают от исполнителей главных ролей и другие актёры. Том Холланд отлично исполняет роль секретаря мистера Эдисона — этакого мальчика на побегушках. Именно его герой умеет и может сказать Эдисону не слишком приятные, но важные вещи, представив этакий взгляд со стороны на действия Томаса.
А Таппенс Мидлтон и Кэтрин Уотерс превосходно играют спутниц Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза — Мари Эдисон и Маргарет Вестингауз, которые поддерживают главных героев и, зачастую, являются катализаторами многих их действий.
Стоит сказать, что фильм не пытается показать кого-то из участников событий с лучшей, а кого-то с худшей стороны. Лента скорее занимает нейтральную позицию по отношению к героям.
Успешный изобретатель, кумир детей и взрослых Томас Эдисон — жестокий и самоуверенный делец. Заботящийся о людях, друг и товарищ по жизни Джорд Вестингауз готов поступиться всеми своими принципами ради достижения своей цели, была бы только возможность. Никола Тесла, безусловно, гений, но должен был порой жить в долг — жизнь его не была «безоблачной».
Такое объективное освещение героев — одно из главных достоинств ленты как историко-биографической драмы.
Ещё одним несомненным достоинством фильма является операторская работа. Чон Джон-Хун радует очень интересными приёмами. Фильм наполнен ровными, выверенными до градуса панорамами, снятыми под углом сценами внутри помещений, съёмками от первого лица во время диалогов персонажей и интересными пролётами камеры внутри и снаружи помещений. Однако, должен предупредить, что смешение таких стилей съёмки может понравиться далеко не всем.
Не всем может понравиться и саундтрек, хотя, как мне кажется, он получился неплохим. Некоторым людям может не понравиться и отсутствие юмора в фильме. Хотя это историко-биографическая драма и, по моему мнению, его здесь быть и не должно.
Но если вы пришли в кино не посмеяться, а увидеть действительно интересную драму с талантливыми актёрами, с интересными операторскими приёмами, с сюжетом, который, возможно, даже расскажет вам что-то новое из истории человечества, то новый фильм Альфонсо Гомеса-Рехона определённо для вас.
В широкий прокат в России выходит «Война токов». Ждет ли картину успех?
Лента новостей
Все новости »
Фильм показали на кинофестивале в Торонто в 2017 году, но в прокат из-за скандала с Харви Вайнштейном он вышел только спустя два года
Фото: Пионер –>
Российский зритель увидит «Войну токов», несмотря на скандал с Харви Вайнштейном. В широкий прокат 5 декабря в России выходит картина о людях, открывших электричество и жестко конкурировавших между собой — Эдисоне, Вестингаузе, Тесле.
В роли Эдисона Бенедикт Камбербэтч. Его герою, создавшему «звезду в склянке», стороннику постоянного тока противостоит бизнесмен и изобретатель, выступающий за переменный ток — Джордж Вестингауз. Его сыграл Майкл Шеннон. Звездный состав завершает Николас Холт в роли Николы Теслы.
Продюсерами ленты режиссера Альфонсо Гомес-Рехона выступили Мартин Скорсезе и Тимур Бекмамбетов. У самой картины сложная судьба. «Войну токов» показали на кинофестивале в Торонто осенью 2017 года. Однако выходу в прокат помешал скандал вокруг Харви Вайнштейна, который также продюсировал фильм. Сейчас выходит обновленная версия, из которой частично удалены правки Вайнштейна, а имя скандального продюсера исчезло из титров, рассказал кинокритик Егор Москвитин, который посмотрел обе версии картины.
Егор Москвитин кинокритик «Та версия, которую показывали в Торонто, была смонтирована Вайнштейном, продюсером, который любит вторгаться в творческий процесс. У него даже было прозвище Харви Руки-Ножницы за его любовь к монтажу. Сохранить режиссерскую версию монтажа помогло вмешательство Мартина Скорсезе, который в своем контракте прописал право финального монтажа. Это уже фильм, который не пытается выиграть «Оскара», мимо всех премий он по понятным причинам давно проскочил. Интересно, что из него пропали какие-то вещи, которые были именно придумками Харви Вайнштейна. Например, фраза героя: «Я всегда получаю больше, когда говорю нет». Сейчас эта фраза пропала. Видимо, это был какой-то именно вайнштейновский философский кодекс».
«Война токов» снималась по сценарию Майкла Митника — его текст считался одним из лучших нереализованных сценариев. Тимур Бекмамбетов в одном из интервью признался, что эта история напомнила ему детство. Он вырос в семье энергетиков, а когда сидел за высоким столом, ему подкладывали толстый справочник по физике.
Но суть фильма не только и не столько в открытиях, поднявших человечество на новый уровень. Здесь речь скорее об амбициях, которые ставятся во главу угла и вопреки разуму, и о гонке технологий, при которой теряет значение человечность. Тема, кстати, актуальная и сейчас. Но интересно ли такое кино современному зрителю? Важно не само блюдо, а как оно подано, считает писатель и популяризатор науки Тим Скоренко.
— Кино — это такая штука, в которой можно сделать интересной абсолютно любую историю. Даже если человек полтора часа сидит на стуле и ничего не делает, если это сделает Тарантино — я буду это смотреть.
— У вас есть какое-то предпочтение среди этих трех героев?
— Это одни из главных действующих лиц электрической революции, поэтому трудно отдать кому-то из них предпочтение. Если бы одного из них не было, прогресс двигался бы медленнее, вот и все. Но при этом надо сказать, что, кроме них, конечно же, был Доливо-Добровольский, который делал то же самое в Германии. Если бы его не было, не было бы этой истории, потому что он напрямую на нее влиял из Европы. Все это — часть одного целого.
Блюдо «Война токов» подано вполне в духе времени. Это не традиционная историческая драма. Музыка в стиле техно, динамика больше напоминает предпринимательский триллер, что-то в духе «Социальной сети». Особых сборов в прокате ждать не стоит — история не впечатлила западных критиков ни тогда, ни сейчас. Но в любом случае это добротное кино, после просмотра которого хочется как минимум проштудировать Википедию.
В погоне за Камбербэтчем
Было это в 2014 году на кинофестивале в Торонто (TIFF), куда артист, более всего известный широкой публике в нашей стране по роли Шерлока Холмса в сериале, который вот уже который год показывает в новогодние праздники Первый канал, приехал представлять свой по тем временам новый фильм “Игра в имитацию”. Фотографию я сделала. Издалека. Но зато могла честно теперь говорить, что стояла рядом с самим “Шерлоком Холмсом”. И кто бы знал, что через три года моя погоня за звездой продолжится.
Что понравилось бы Эдисону
За это время Камбербэтч стал еще популярнее, потому что сыграл еще и дракона в “Хоббите”, доктора Стрэнджа, Гамлета и Франкенштейна. И вот – Торонто-2017. В разных программах пять российских картин – “Нелюбовь”, “Аритмия”, “Сулейман Гора”, “Признание” и… причастная к нашей стране картина – мировая премьера – “Война токов”. В числе ее продюсеров – Харви Вайнштейн и наш Тимур Бекмамбетов. Главную роль – Томаса Эдисона, которого многие знают просто как изобретателя лампочки, исполняет… Бенедикт Камбербэтч. И да, он снова приехал в Торонто.
На этот раз его “компания” – Николас Холт – он играет Николу Теслу, и Майкл Шеннон – он выступил в роли Джорджа Вестингауза. По сюжету, да и в реальной жизни, все они – конкуренты, пытающиеся нести людям свет. Каждый из них представлял мир электричества по-своему и считал его лучшим. Фильм я посмотрела и уже “заточила” свой диктофон, как оказалось, что Бенедикт Камбербэтч интервью не дает. Он лишь примет участие в пресс-конференции. Однако, если учесть, что перед этим мне строго грозили на пресс-конференции всего лишь за то, что я пыталась снять актрису Джессику Честейн на айфон, я была бы последней, кому бы разрешили задать вопрос.
Поясняю, в этом году в Торонто решили поменять форматы пресс-конференций. Если раньше вопросами “искрили” сами журналисты, то сейчас рядом со звездами стали сажать ведущего-модератора, который один спрашивает за всех. Под конец, если повезет, возможны несколько вопросов из зала. Тем не менее все равно зал не вместил всех желающих попасть на брифинг по “Войне токов”. И Камбербэтчу задали всего лишь один вопрос, мол, понравилось бы самому Томасу Эдисону то, что актер его изобразил, мягко говоря, не слишком приятным человеком.
На что Камбербэтч ответил, что все равно артисты не в состоянии до конца понять своих героев, когда те – реальные исторические личности, и приходится что-то додумывать. К слову, действительно, Эдисон в исполнении Камбербэтча – тот еще самовлюбленный изобретатель – вредный и не становится более уступчивым даже после того, как теряет самого близкого человека – жену. После этой трагедии характер его еще сильнее портится. Достижения коллег он вообще не принимает во внимание и всячески демонстрирует свою избранность. Даже до неприличия доходит. Так что симпатии герой вызывает мало, чего не скажешь об отношении к самому актеру, пообщаться лично с которым и во второй раз не удалось. И даже не получилось сделать снимок – во время брифинга запрещено.
Мимо Гаги
В Торонто, на фестиваль, который называют “дорога к “Оскару”, приезжают почти все актеры представлять свои новые работы. В списке 42-го фестиваля в этом году были Джордж Клуни и Мэтт Дэймон, Гэри Олдмен и Кристин Скотт Томас, Хавьер Бардем и Люк Эванс, Дайана Крюгер и Алисия Викандер. Более сотни звезд! Так получилось, что даже у всемирно известной певицы Леди Гаги, которая приехала на фестиваль представлять новый документальный фильм, посвященный ее жизни и карьере, взять интервью журналисту из России практически невозможно. Во-первых, с покупкой документального кино вообще отдельная история, и привезут ли к нам картину с Леди Гагой не на какой-нибудь фестиваль, а для проката- непонятно. Однако, насколько мне известно, индивидуальные интервью она также не давала. Пара-тройка вопросов на объявленной в последнюю минуту (видимо, для того, чтобы журналисты не разнесли зал) пресс-конференции, позирование фотографам – и все! Если очень повезет – можно разжиться билетом на премьеру и издалека сфотографировать звезду на дорожке перед кинотеатром и на сцене, когда она рассказывает о фильме. Или же опять ждать долгими часами у служебного входа: звезды в лимузин просто так не садятся – перед этим они фотографируются с поклонниками и раздают автографы.
Однако представим себе, что я бы попала в список тех, кому дозволено взять интервью у того же Камбербэтча, при условии, что он бы согласился. Как это происходит? Вначале “публицисты” – сотрудники пиар-службы фильма долго согласовывают номинацию. Рассматриваются и авторитет издания, и самого журналиста. Если он был замечен в некорректном поведении, что может означать – задавал вопросы, которые в регламенте отмечались как нежелательные (обычно они о политике и о личной жизни), лез к звезде с ненужными предложениями (поцеловаться, поставить автограф на футболке), говорил не по делу или специально провоцировал, вряд ли пригласят в следующий раз. Затем “посвященным” назначаются время и место. О них знает ограниченное количество человек, и охрана строго бдит – случайные люди туда не попадут.
На букву Эль
Вот, к примеру, купили в Торонто для показа в России красивую костюмную историческую драму “Мэри Шелли”. Известную писательницу-поэтессу – автора знаменитого “Франкенштейна” – в ней сыграла девятнадцатилетняя Эль Фаннинг (известна у нас в стране по фильмам “Малифисента”, “Роковое искушение” и другим). Назначено интервью. Не индивидуальное – в составе “круглого стола”. Прихожу в небольшой бар неподалеку от эпицентра фестиваля. Явки-пароли – все согласованы заранее.
Прохожу три уровня кордонов. Сажусь, как и другие журналисты, в зал ожидания. Перед нами – визажист, как русалка с зелеными волосами. Перед ней в прямом смысле слова чемодан косметики. Юная звезда приходит в сопровождении своей команды. Стилист, публицист, секретарь, на улице ее ждет водитель. Иногда еще и телохранитель. Девушку приводят в порядок. А далее она идет в зал, где вдоль стен около пяти диванов уже расположились съемочные группы различных телеканалов. Свет выставлен, микрофоны настроены. Эль Фаннинг просто пересаживается с одного дивана на другой и дает интервью. Каждый раз – новое. Ее задача хорошо выглядеть, быть веселой и приветливой, “заводить публику”, но еще и оставаться при этом умной и думать, что говорит. Над каждой съемочной группой стоит публицист буквально с секундомером – хронометраж четкий. Максимум – 10-15 минут каждой. Проходит час.
Начинаются интервью для радио и печатных СМИ. Вначале – “круглые столы”, потом – “индивидуалки”. Такое впечатление, что у публициста в руках добавляется невидимая плетка, дабы подстегивать тех, кто задерживается. А еще и одергивать тех, кто задает вопросы, выходящие за рамки. “Круглые столы” на западных фестивалях – разговор особый. Коллеги буквально расталкивают друг друга локтями, чтобы успеть задать свой вопрос и не дать раскрыть рта остальным. Это похоже на забег на спринтерской дистанции на чемпионате мира по интервью, если бы такой существовал. Но в случае с индивидуальной беседой еще сложнее. Да, у вас больше шансов запомниться лично звезде, но попробуйте за 10 минут или даже за пять минут выстроить полноценную интересную читателям вашего издания беседу. Хотя в случае с Камбербэтчем мне хватило бы и двух минут, но и на этот раз не повезло. Зато поучаствовала в “круглом столе” с красавцем-мексиканцем Гаэлем Гарсиа Берналем, которого в свое время открыл для большого кино Педро Альмодовар, сделав героем своей картины “Дурное воспитание”. Новый фильм с участием Берналя приобрели для показа в нашей стране. Поскольку недавно артист, известный у нас также по фильмам “Вавилон”, “Че Гевара: дневник мотоциклиста” и другим, снялся и в картине “Сусана, ты меня убиваешь” (все еще идет в российском прокате), я, как честный человек, была просто обязана взять у него интервью. И к выходу фильма планирую опубликовать его.
Что касается “Войны токов” – пока еще неизвестна дата выхода в прокат этого фильма за рубежом, да и в России. Но фильм обязательно к нам приедет – можно не сомневаться: Тимур Бекмамбетов об этом позаботится. И если продюсер не привезет в нашу страну актера представлять фильм, есть вариант – поговорить с ним самим о Камбербэтче. Однако поскольку бог троицу любит, верю, что состоится и третья встреча со звездой британского театра и кино, и все-таки интервью получится. Уж тут я точно проведу расследование, как “миссис Шерлок Холмс”, и постараюсь сделать все возможное.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”
Тимур Бекмамбетов: «Киномиру будет не хватать Харви Вайнштейна»
«КиноРепортер» поговорил с режиссером о «Войне токов», формате Screenlife, работе с Мартином Скорсезе и продолжениях «Ночного дозора» и «Особо опасен».
5 декабря на российские экраны вышла историческая драма «Война токов», рассказывающая о жесткой конкуренции между Томасом Эдисоном, Джорджем Вестингаузом и Николой Теслой (их изображают Бенедикт Камбербэтч, Майкл Шеннон и Николас Холт). Продюсером проекта стал Тимур Бекмамбетов, который занимался производством фильма вместе с Харви Вайнштейном и Мартином Скорсезе, а режиссером — создатель сандэнсовского хита «Я, Эрл и умирающая девушка» Альфонсо Гомес-Рехон. Премьера «Войны токов» прошли на кинофестивале в Торонто еще в 2017-м, однако из-за секс-скандала с Вайнштейном и банкротства The Weinstein Company до проката лента добралась только сейчас — зато сразу в режиссерской версии.
Тимур Бекмамбетов рассказал «КиноРепортеру», почему «Война токов» личная для него история, как проходила работа с Вайнштейном и Скорсезе и почему сиквелы «Ночного дозора» и «Особо опасен» можно снять в новаторском формате Screenlife.
— Вы родились в семье энергетика, и «Война токов» для вас история, можно сказать, личная.
— У меня отец и брат были энергетиками и, конечно, тема электричества мне очень близка. Когда я был маленьким и сидел за столом, мне не хватало роста, чтобы дотянуться до тарелки — мне на стул подкладывали немецкий справочник по физике. Я и сам почти стал энергетиком — меня выгнали из Московского энергетического института. Можно сказать, что я спустя много лет, закрываю гештальт фильмом про историю электричества.
— Вы изначально планировали сами ставить фильм, но в итоге режиссером стал Альфонсо Гомес-Рехон.
— Я нашел сценарий в 2012 году, он был опубликован в Black List (перечень ярких нереализованных сценариев — прим. «КР») Попадание в этот список означает внимание всего Голливуда. Я успел первым добраться до его автора, Майкла Митника, и он согласился отдать мне права на сценарий. Но к моменту запуска проекта я уже чрезвычайно увлекся фильмами формата Screenlife, которыми до сих пор в основном и занимаюсь. Поэтому я договорился с Харви Вайнштейном, что он будет продюсировать кино, и с Альфонсо — замечательным режиссером, который придумал свою версию и четыре года занимался фильмом.
— «Война токов» напоминает мотивационную историю о стартапах.
— Мне кажется, это очень важное для общества кино. Оно раскрывает животрепещущую тему не просто работы над открытиями, но и ответственности людей за свои изобретения. Мы живем в мире, где практически каждый день появляются новые революционные технологии, которые переворачивают мир с ног на голову и открывают невероятные возможности. Но инновации также несут в себе огромные риски. Искусственный интеллект, генные технологии, ядерная физика и так далее могут полностью изменить мир. «Мы должны отвечать за то, что мы делаем» — таков месседж фильма. Это главный драйвер для привлечения внимания зрителя и всех мыслящих людей, которые понимают, что с нами происходит.
— В 1888 году Эдисон изобрел кинетоскоп — персональный кинотеатр — рассчитанный на показ одному человеку. Тогда его идея не получила распространения, однако сейчас кинематограф сделал круг и вернулся к этой модели в виде стриминговых сервисов. Те фильмы, которые десять лет назад создавались под кинотеатры, сейчас могут выйти только на потоковых сервисах.
— Скорее, мы вернулись к мобильному контенту, который человек смотрит один. Есть кино для массового зрителя, есть для семейного просмотра, есть для стриминговых или мобильных платформ. Фильмы-аттракционы, супергеройское кино смотреть на мобильном телефоне неудобно. Да и комедии проще воспринимать в зале, в окружении хохочущих людей. А вот драмы, кинороманы, теленовеллы удобнее смотреть на личном экране, когда ты остаешься наедине со своими эмоциями, и можешь сам решать, когда остановиться. Эдисон был провидцем в этом вопросе тоже. Постоянный ток, которым он занимался, на время тоже пропал, но сейчас телефоны, компьютеры и даже по иронии судьбы электромобиль Tesla работают на постоянном токе (Никола Тесла, в честь которого названа автомобильная компания, был сторонником переменного тока — прим. «КР»).
— Над «Войной токов» вы работали вместе с Харви Вайнштейном и Мартином Скорсезе. Как проходило ваше сотрудничество?
— Вайнштейн руководил студией, которая взялась за производство этого фильма. Он сумел собрать замечательный актерский состав. У нас тут фактически собрались все супергерои (Бенедикт Камбербэтч и Том Холланд — звезды MCU, Майкл Шеннон играл в «Человеке из стали», Николас Холт — в «Людях Икс» — прим. «КР»). Но когда случился скандал, лента оказалась на полке. И именно Мартин Скорсезе помог нам закончить работу над фильмом. В контракте был пункт, по которому последнее слово в случае споров оставалось за Скорсезе, и благодаря его слову компания, которой перешли права на фильм, выделила деньги, чтобы режиссер смог выпустить его таким, каким задумал.
Кадр из фильма «Война токов».
— Вайнштейн часто перемонтировал фильмы, ссорясь с режиссерами.
— Да, иногда это было залогом успеха, а иногда — причиной провала. Его кинематографическое чутье и вкус уникальны, и их будет не хватать киномиру. Вайнштейн рассчитывал, что «Война токов» будет участвовать в сезоне наград.
— Дорога назад для него закрыта?
— Все от него зависит.
— Как Голливуд изменился после скандала с Вайнштейном?
— Голливуд меняется сильно. Также сильно меняется и общество — у нас, в Америке и Европе. В том числе, общество постепенно следует консервативной повестке и хочет стабильности. Это связано с развитием технологий и радикальными изменениями в мире, которые трудно предсказать. Поскольку никто не может понять, что будет завтра, все хотят остаться во вчера.
— По-вашему, кинематограф при этом тоже не хочет меняться?
— Он не очень быстро отзывается. Не считая нашего Screenlife и еще нескольких уникальных идей, он перестал удивлять формой. Как формат традиционное кино не меняется. Это главная проблема индустрии.
— Почему Screenlife — одно из решений?
— Проводя большую часть жизни в девайсах, мы все больше вещей совершаем не в физическом мире, а в виртуальном. Я себя во многом реализую не через поступки в физическом мире, а через действия на экране компьютера или телефона. Поэтому кинокамера потеряла функцию фиксировать поступки людей, потому что человек сидит перед монитором и почти не шевелится, а на экране в это время происходят разные события. Поэтому теперь фиксацией этих событий занимаются программы, которые записывают жизнь экрана. Моя гипотеза заключается в том, что количество Screenlife контента будет расти. В ближайшие десять лет оно должно достигнуть баланса с той долей времени, которое мы проводим в цифровом пространстве. Я, например, провожу восемь часов в день в соцсетях, в приложениях и на сайтах. Это половина моей жизни, если не считать сон. И почти такая же ситуация у большинства из нас. Соответственно, половина всего контента в мире будет в формате Screenlife в течение десяти лет. Как именно он будет выглядеть, какие будут стили и тренды — покажет время. Но уже очевидно, что цифровая жизнь волнует людей. Пранки, кибербуллинг, воровство данных, различные преступления — все это мало осознанная, но значимая часть нашей жизни. Зрители очень хотят смотреть фильмы об этом, это подтверждают уже первые Screenlife проекты. Наш сериал «Dead of Night» установил рекорд в Snapchat по количеству просмотров, а фильм «Поиск» при бюджете меньше одного миллиона долларов собрал 75 миллионов в прокате.
— Ваш фильм «Профайл», рассказывающий о вербовщиках запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ, показали на фестивале в Берлине два года назад, но он до сих пор нигде не вышел. Это связано с его темой?
— C темой и с моей стратегией по выпуску фильмов. Я думаю, что жанровые проекты должны расчистить дорогу этому формату. С такими фильмами как «Профиль» — чуть сложнее. Они никогда не устареют. Непринципиально, когда он выйдет. Сейчас мы ждем лучшего момента и ищем партнеров. Думаю, прокатчики боятся с ним связываться. Хотя он получил два приза зрительских симпатий, один в Берлине, другой — на фестивале South by Southwest. Я не хочу его выпускать как попало.
— Screen Life принес вам успех как продюсеру. Однако ваши самые успешные режиссерские проекты — «Ночной дозор» и «Особо опасен». Их фанаты ждут сиквелов уже больше десяти лет.
— Мне кажется, и к ним можно снять продолжения в формате Screenlife. Мы периодически встречаемся с Сергеем Лукьяненко и обсуждаем, как можно было бы продолжить «Дозоры». Но вообще я не могу комментировать эти проекты, так как не принимаю по ним решения. Я бы очень хотел, чтобы эти истории продолжились, но все зависит от «Первого канала» и студии Universal.
— Десять лет назад вы предприняли первую попытку снять супергеройское кино в России с «Черной молнией». Жанр не очень прижился, хотя американские экранизации комиксов бьют рекорды и в России.
— Я не вижу никаких проблем, чтобы делать такое кино в России. У нас есть традиция сказок, и бывает, когда сказки становятся успешными, например «Последний богатырь». Супергеройской кино — американская традиция, это не часть нашей культуры. Можно ли ее перенести к нам? Я думаю, можно. Наш зритель все-таки воспитан на американском кино. «Дозоры», в принципе, тоже часть этого тренда. Просто надо хорошо перенести эту традицию.
Кадр из фильма «Ночной дозор».
— А что было сделано не так — на примере «Черной молнии»?
— Просто тогда вышел «Аватар». «Молния» должна была взлететь высоко в небо, но не смогла, потому что там уже летали космические корабли и драконы Джеймса Кэмерона. Но впоследствии миллионы подростков все равно посмотрели этот фильм. У главного героя там нет суперспособностей — такое кино ближе нам по менталитету.
— В Голливуде сейчас новая волна жанровых фильмов с рейтингом R после успеха «Дэдпула» и «Джокера». «Особо опасен» тоже выходил со взрослым рейтингом в 2008 году.
— Мы этот тренд начали «Ночным дозором» и продолжили в «Особо опасен». Дальше он пошел развиваться в Америке — вышли «Темный рыцарь», «Дэдпул» и «Пипец». Это «наследники» фильма «Особо опасен». Этот тренд очевиден, потому что повзрослела аудитория. Если вы пойдете на супергеройское кино в Америке, то увидите, что вместе с подростками там сидят дедушки с бородами — фанаты Marvel.
«Война токов» в прокате с 5 декабря.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.