Должностная инструкция тьютора
«______» _______________ 20___ г.
Тьютора
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность тьютора [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Образовательное учреждение).
1.2. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.
1.3. Тьютор относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].
1.4. Тьютор подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.
1.5. На должность тьютора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
1.6. Тьютор отвечает за:
- эффективное исполнение поручаемой ему работы;
- соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
- сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.
1.7. Тьютор должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;
- технологии открытого образования и тьюторские технологии;
- методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, права, социологии;
- организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
- административное, трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.8. Тьютор в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.9. В период временного отсутствия тьютора его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Тьютор обязан осуществлять следующие трудовые функции:
2.1. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
2.2. Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.
2.3. Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.
2.4. Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
2.5. Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей.
2.6. Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
2.7. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования.
2.8. Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).
2.9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
2.10. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
2.11. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
2.12. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
2.13. Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
2.14. Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
2.15. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.
2.16. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
2.18. Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
2.19. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.20. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
2.21. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
В случае служебной необходимости тьютор может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Тьютор имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
- на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Тьютор несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы тьютора осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы тьютора является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы тьютора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.
6. Право подписи
6.1. Тьютору для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
Примечание. За исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования.
Обучение на тьютора
Профессия тьютора востребована, перспективна, общественно значима. Узнать подробнее о функционале тьютора, необходимых знаниях и навыках, возможностях трудоустройства в системе образования вам поможет данная статья.
Тьютор: что это за профессия
Дословно термин «тьютор» в переводе с английского определяется как «наставник». Особенностью профессии тьютора в российских школах является то, что институт тьюторства проявляется в разных направлениях деятельности. С одной стороны, его следует рассматривать в качестве составной части системы инклюзивного образования.
Не случайно должностную инструкцию тьютора разрабатывают в Министерствах здравоохранения, труда и социальной защиты РФ. С другой – тьютор занимается в школе работой с проблемными детьми и семьями, координацией дистанционного обучения, организацией индивидуальной самостоятельной работы, т. е. ведет педагогическую деятельность со всеми учениками, а не только с детьми с ОВЗ.
Каковы задачи и должностные обязанности тьютора, а также квалификационные требования, предъявляемые к нему?
Согласно должностным инструкциям, основными направлениями деятельности тьютора в школе могут быть:
- организация индивидуальной работы обучающихся, выявление их особых интересов, способностей, оказание помощи в выборе оптимального для школьника профиля подготовки;
- оказание помощи обучающимся в поиске информационных материалов для саморазвития;
- поиск вместе с конкретным учеником причин неудач в обучении, ориентиров и целей в образовательной деятельности;
- организация системы профориентационной работы с учетом индивидуальных запросов, интересов и способностей обучающихся;
- оказание содействия в составлении индивидуальных учебных планов, планировании индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов;
- оказание помощи обучающимся в самоанализе результатов учебной деятельности, корректировке индивидуальных учебных планов;
- генерирование интеллектуальных и творческих способностей школьников для организации научно-исследовательской работы и внеурочных творческих мероприятий;
- организация взаимодействия учеников и педагогов с целью решения проблем в обучении, а также формирования и корректировки личных образовательных стратегий;
- координация работы с родителями по формированию индивидуальных учебных планов их детей;
- координация использования инновационных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в организации индивидуального обучения;
- консультирование обучающихся и родителей по вопросам реализации индивидуальных программ обучения;
- анализ достижения учащимися образовательных цензов и др.
Что значит тьютор: роль наставника в обучении и воспитании ребенка
На первый взгляд может показаться, что подобные функции выполняют в школе и другие педагогические работники: психологи, социальные педагоги, классные руководители. Но тьютор, как правило, берет наставничество над теми, кому это наиболее необходимо. Он помогает найти подход к ученику в той ситуации, когда, скажем, у учителя-предметника это не получается. Возможно, в силу индивидуальных особенностей ребенок не может воспринимать учебный материал при групповом обучении, ему для усвоения нужно больше времени или применение других методик. Тьютор призван помочь ученику разобраться в своих неудачах и спланировать индивидуальную стратегию достижения учебных целей. Многие дети имеют повышенный интерес к изучению отдельных предметов, желают вести научные исследования, применять творческие способности во внеурочной деятельности. Выявление таких учеников и ведение работы с ними – также важная функция тьютора.
Наконец, в каждой школе есть дети с ограниченными возможностями, требующие индивидуального подхода в обучении по состоянию здоровья. Тьютор не выполняет с ними функции няни, оказывая лишь физическую помощь в перемещении. Задача тьютора в инклюзивном образовании – быть посредником между детьми с ОВЗ и педагогами, родителями, опекунами и т. п. в оказании таким детям помощи в обучении и воспитании, эффективном использовании их физических и интеллектуальных возможностей, раскрытии потенциала, формировании и развитии личности. Тьютор должен стимулировать стремление к самостоятельности, помогая там, где ее проявить трудно или невозможно.
Где тьютор может работать?
Услуги тьютора востребованы во всех образовательных учреждениях – от детских садов до колледжей и университетов. В России тьюторство как система находится на начальном этапе своего становления. На сегодняшний день тьюторы работают в основном в инклюзивных школах и детских садах, а также альтернативных образовательных организациях, практикующих домашнее обучение с применением дистанционных технологий.
Если говорить о том, сколько получают тьюторы, следует отметить, что это зависит от многих факторов: региона, должности, педагогического стажа, формы собственности и специфики образовательной организации. В различных регионах России их зарплата колеблется в пределах 12 – 40 тысяч, в Москве – от 30 до 70 тысяч рублей.
Как стать тьютором?
Ряд образовательных организаций предлагает образовательные курсы, по окончании которых Слушатели получают квалификацию тьютора. Учиться на тьютора вы можете по программе профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся», разработанной экспертами АНО ВО «МИСАО» – ГАПС. Объем программы – 340 часов, продолжительность обучения – 3,5 месяца. Реализация учебного плана курса предполагает изучение таких вопросов:
- Основы коррекционной педагогики и инклюзивного образования.
- Теория и методика деятельности тьютора.
- Психолого-педагогические методы диагностики и консультирования.
- Методика разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
- Методика работы тьютора с детьми с ОВЗ.
Минпросвещения России об обязанностях тьютора в школе
В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Министерство просвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» (далее –Разъяснения), в приложении к которому даны соответствующие разъяснения.
Как сказано в Разъяснениях, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся».
Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
— на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
— на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
— на постоянной основе.
Для организации сопровождения тьютором в образовательной организации:
— выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению;
— определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).
В Разъяснениях к должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ отнесены:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся :
-выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
-участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
-подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
-организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
-участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
-организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья :
-проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
-организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
-разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
-координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
-организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
-оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся :
-разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
-разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
-контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
-консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
В соответствии с квалификационной характеристикой по должности «Тьютор», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет .
Согласно Номенклатуры должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678, и квалификационной характеристике по должности «Тьютор», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников.
Как сказано в Разъяснениях, предоставление услуг по тьюторскому сопровождению в образовательных организациях может осуществляться тьютором на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
Источник:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Письмо Министерства просвещения России от 20.02.2019 года №ТС-551-07»О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»
https://docs.edu.gov.ru/document/d1bb0b80bc495444d65d7b0e4e7b95c1/
https://edu.gov.ru/press/1128/proekt-strategii-razvitiya-obrazovaniya-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-do-2030-goda-vynesen-na-obsuzhdenie/
Также в блоге:
« Обязанности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ в школе»
«О введении в школе должностей тьютора и ассистента (помощника) для сопровождения детей с ОВЗ»
Минпросвещения России об обязанностях тьютора в школе : 3 комментария
Здравствуйте! Помогите разобраться в нормативной базе. Ситуация: ребенок-инвалид, на пмпк отказывают вписывать тьютора индивидуальо, говорят, что можем написать программу 7.2+ассистент, так как в школе нет ставок тьютора. Отсюда вопросы: 1)есть ли документы, которые регламентируют, с каким диагнозом (по мкб-10), какая программа, я говорю о диагнозах, когда множественные нарушения, и что больше выражено (речевые нарушения, интеллектуальные, аутистические) можно спорить? например, если диагноз по мкб-10 F 07.08, но с припиской с аутистическими нарушениями, могут ли написать программу 8.2, а не 7.2? где это написано четко? или это на усмотрения психиатра ПМПК, тогда с этим можно спорить. 2) есть ли документы, которые регламентируют, с какой программой можно прописать тьютора, с какой нет? 3)есть ли документ, где прописаны условия/показания, при выполнении которых обязаны вписать тьютора? тьютора индивидуально? 4)если отказывают вписать тьютора, что делать? как оформить письменный запрос, чтоб получить письменный отказ и идти с отказом куда? в департамент образования? в министерство образования? Заранее спасибо.
Добрый день, Татьяна! Вам нужен официальный ответ. Советуем зайти на сайт Минпроса РФ и сделать запрос либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования.
Кто такой тьютор. Функции и должностные обязанности.
Тьютор Плюс > Кто такой тьютор? > Кто такой тьютор. Функции и должностные обязанности.
Несмотря на то, что образование, особенно в нашей стране, всегда являлось достаточно консервативной сферой, но и в ней сегодня, вслед за развитием технологий, происходят значительные изменения. Сфера становится более гибкой, индивидуализированной, открытой. В связи с этим роль классического учителя постепенно меняется и появляются новые педагогические позиции. Одна из них – позиция тьютора, кстати говоря, профессия тьютор занесена в Атлас новых профессий и претендует на то, чтобы стать одной из востребованной в рассматриваемой сфере. В этой статье обсудим, кто такой тьютор и чем он занимается.А для тех, кому интересна востребованность профессии и заработная плата — можете заглянуть и вот в эту статью.
Кто такой тьютор
Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос: «тьютер или тьютор как правильно пишется?».
Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».
Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять». Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке. На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.
Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня. В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».
Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:
Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:
Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.
Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?» я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».
А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется, кто такой тьютор.
Должностные обязанности и функции тьютора
Должностные обязанности и функции тьютора лучше изучать с опорой на выше перечисленные документы.
В ЕКСД мы видим, что есть разделение: тьютор в сфере высшего и дополнительного профессионального образования и тьютор в остальных сферах образования.
Если обобщить данные статьи, то к должностным обязанностям можно отнести следующие:
— выявляет и развивает познавательные интересы;
-оказывает помощь в выборе образовательной стратегии;
-организует взаимодействие с другими субъектами образования, необходимое для индивидуальной образовательной программы тьюторируемого;
— организует индивидуальные и групповые консультации.
В профессиональном стандарте указаны три основные функции тьюторского сопровождения обучающихся:
- Педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Действия: выявление индивидуальных интересов, способностей, проблем; организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организация рефлексии.
2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
Действия: проектирование среды, её доступности; координация взаимодействия субъектов.
В разделе «Из практики» можно найти несколько статей про то, как я организую открытую среду для своих ребят, в том числе, и через знакомство и интервью с представителями различных профессий.
3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
Во всех функциях есть уточнение: «включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», что означает – тьютор может работать с данной категорией детей, а может и не работать.
Должностная инструкция тьютора разрабатывается с опорой на данные документы и самое главное, с ориентацией на конкретную организацию, в которой будет работать тьютор. В зависимости от задач, которые ставит организация, типа организации, возраста учащихся, функции и требования к тьюторам могут немного корректироваться, но при этом, сущность профессии, её основная миссия: сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ, должна быть сохранена. Как можно получить образование тьютора, свежую информацию о курсах и местах обучения — читайте здесь.
Качества тьютора и требования к личности
Если должностные обязанности, требования к знаниям тьютора вы сможете легко найти в профессиональном стандарте, поэтому я не стала подробно их расписывать, то вот на качествах тьютора стоит остановиться подробнее.
Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования.
Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, на мой взгляд, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута.
Поскольку профессию тьютора относят к средовой (умение работать с образовательной средой, создавать её), то тьютору очень могут пригодиться организаторские способности, умение нестандартно мыслить.
Какая зарплата у тьютора?
В последние годы в России активно действует программа «Доступная среда». Она предполагает обучение детей с особыми потребностями вместе с их сверстниками с обычными способностями. Поскольку такая система образования связана с определенными трудностями, появилась профессия тьютора. Она позволяет ребятам приспособиться к графику учебы, а также адаптировать в коллективе. Поэтому стоит рассмотреть особенности работы, требования к специалистам, и какая зарплата у тьютора в школе в 2020 году.
Чем занимается тьютор?
Сегодня такие специалисты требуются не только для отстающих, но и особо одаренных детей. В первом случае это помощник в понимании и усвоении нового материала, а также в создании здоровых отношений с другими детьми. Во втором случае усилия тьютора направлены на развитие и совершенствование навыков.
Данная профессия во многом отличается от репетитора. Во-первых, тьютор прикрепляется к конкретному ребенку. Такое сотрудничество начинается с детского сада, а может продолжаться вплоть до получения высшего образования. В зависимости от планируемой и реальной занятости один специалист может курировать развитие одного или нескольких детей. Репетитор может работать с десятками детей в один промежуток времени. И его помощь ограничивается сравнительно небольшим периодом времени.
Во-вторых, целью репетитора является сугубо передача знаний. В обязанности тьютора помимо разъяснения учебного материала входит психологическая помощь, обучение нормам поведения, построению отношений с другими людьми, решении возникающих эмоциональных проблем. Кроме того, специалист должен быть готов при необходимости оказать первую медицинскую помощь, если болезнь ребенка дала о себе знать в самый неподходящий момент.
Хотя в России подобная практика только начала применяться, она уже принесла положительные плоды. Дети, которые, несмотря на ограниченные возможности, учатся наравне со здоровыми сверстниками, становятся более приспособленными к взрослой жизни. А для других детей наличие в классе особых одноклассников становится уроком сопереживания, отзывчивости и чуткости.
Зарплата педагога-тьютора зависит от нескольких факторов. Один из них заключается в месте его проживания. Заработок работников столицы, как правило, выше по сравнению с учителями из провинции. Второй фактор связан с местом работы. Частные заведения могут предложить более высокую зарплату по сравнению с государственными учреждениями.
–
Достоинства и недостатки профессии
Все большее число педагогов готово переквалифицировать в тьюторы ввиду ряда причин:
- Такая работа ориентирована на индивидуальные или мелкогрупповые занятия. Это позволяет снизить эмоциональную нагрузку при подготовке и проведении уроков.
- Работа с каждым учеником в отдельности позволяет относительно свободно планировать график и распределять нагрузку.
- Поскольку уже сегодня видны результаты нововведения, спрос на тьюторов растет. Это означает возможность получить стабильную работу по окончанию обучения.
- Одним из преимуществ специальности считается зарплата. В регионах за труд тьютора платят до 33 000 рублей. В Москве показатель достигает 100 000 рублей. Это означает, что даже средняя зарплата тьютора в общеобразовательной школе на порядок выше других преподавателей. А за успехи в работе с ребенком можно рассчитывать и на премии.
К недостаткам профессии относят большое количество времени на подготовку к занятиям. Нередко чтение большого количества педагогической и справочной литературы, а также длительное пребывание в сидячей позе негативно сказываются на здоровье. Если тьютор работает частным образом, то много времени тратится на поиск новых учеников.
Какие навыки нужны для работы тьютором?
Профессия тьютор в первую очередь доступна людям, получившим педагогическое образование. Помимо этого, им предстоит окончить курсы, позволяющие приобрести:
- начальную медицинскую подготовку;
- навыки психолога;
- умение общаться на языке жестов;
- знания азбуки для слабовидящих и другие навыки.
Помимо этого, большое значение имеют личностные качества педагога. Такая работа подходят людям, обладающим:
активностью;
- оптимистичным взглядом на жизнь;
- решительностью;
- высоким уровнем культуры;
- склонностью к анализу;
- практичностью;
- спокойствием;
- творческими способностями;
- развитой интуицией.
От тьютора ожидается, что он станет для своего воспитанника другом и советником, а не просто ещё одним учителем. Завоевав доверие ребенка, он сможет лучше понимать его, а также своевременно направлять его шаги в нужную сторону. Это позволит ребенку гармонично развиваться в соответствии с его возможностями. От способности применить знания на практике и достичь поставленных результатов зависит востребованность специалиста, а также его заработок.
Сколько платят тьютору в зависимости от места работы?
Зарплата тьютора в Москве отличается в зависимости от типа и политики учреждения:
- около 35000 рублей в центрах детского развития;
- в пределах 15000-17000 в государственных школах;
- 55000-6000 рублей в частных школах;
- около 60000 рублей в частных детских садах;
- 40000-60000 в колледжах и других учебных заведениях, предоставляющих среднее профессиональное образование;
- около 27000 в высших учебных заведениях.
Согласно статистике, тьютор в столице зарабатывает в среднем 40000 рублей. В других регионах России эта цифра намного скромнее. Она составляет около 27000 рублей.
Заработок тьютора зависит и от размера нагрузки. В детском саду ребенку требуется больше времени, поскольку ему нужна помощь в адаптации в коллективе. Для этого его следует учить, как налаживать отношения, как правильно реагировать на издевательства сверстников, а также вести себя в опасных ситуациях.
Важным этапом в жизни любого ребенка становится поступление в школу. Здесь ему приходится приспосабливаться к новому графику жизни, усваивать много нового материала. От тьютора требуется не только помогать ему в классе, но и учить выполнять домашние задания. Попутно он воспитывается в ребенке самостоятельность и чувство ответственности. Благодаря этому со временем требуется меньше контролировать учащегося, что снижает нагрузку. Поэтому зарплата тьютора в начальной школе за отдельного ученика немного больше, чем в средних и старших классах.
Рекомендуем эти статьи:
Рассмотрев, сколько получают тьюторы в России, подведем итоги: на сегодняшний день это новая профессия. Её возникновение связано с новым пониманием в том, как помочь детям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества. В задачи таких специалистов входит не только помощь в понимании учебного материала, преподаваемого в школе, колледже или институте, но и формирование правильных моделей поведения. Это позволит ребенку не только общаться с другими детьми, поддерживать дружбу с ними, но и по достижению зрелого возраста успешно работать в коллективе.
По сравнению с представителями других специальностей в педагогике, тьютор должен обладать рядом специальных навыков, которые потребуются в общении с детьми, имеющими серьёзные физиологические или психические заболевания. Немалое значение имеет и качество личности специалиста, которое позволит ему выполнять работу искренне, что определяется и ценится детьми.
На сегодня профессия тьютора больше всего востребована в Москве. Именно здесь открывается больше всего инновационных классов, а также появляется всё больше предложений о сотрудничестве от частных лиц. Причем по условиям предлагается достаточно высокая оплата. Более сложная ситуация наблюдается по регионам. Во многих городах люди ещё не знакомы с тем, что значит работать тьютором. А штат сотрудников большинства учебных заведений ещё не предполагает таких вакансий. Однако положительный опыт проекта в других учреждениях обеспечил за этой профессией будущее.
Кто такой тьютор — обзор профессии
Тьютор — квалифицированный специалист, педагог и психолог, обеспечивающий индивидуальное сопровождение процесса получения образования учащимися и студентами в дошкольных учреждениях, школах и вузах. Основной задачей тьютора является выявление, развитие способностей обучающихся, в том числе, и с ограниченными возможностями; создание условий для полноценной реализации их познавательных интересов.
График работы | Образование | Высшее | Колледж | Курсы |
Спрос на рынке | 46 открытых вакансий | ||
Возраст кандидатов |
Таблица 1. Краткий обзор профессии
Обязанности
Квалификационные обязанности тьютора включают в себя следующие необходимые компетенции:
- разработка методических планов индивидуальной работы по формированию и укреплению у детей мотивации к обучению;
- оценка и рациональное распределение различных видов ресурсов для успешного образовательного процесса;
- проведение индивидуальных бесед, тренингов;
- выявление у детей личностных нарушений эмоционального, психологического характера, препятствующих процессу обучения, снижающих познавательные интересы;
- консультирование преподавательского состава, родителей и других представителей учащихся по вопросам относительно индивидуального плана получения общего образования, профильных навыков;
- в должностную инструкцию также входит помощь школьникам в области профориентации посредством выявления склонностей, соответствия характера и способностей тому или иному роду занятий;
- организация и восстановление конструктивного взаимодействия учащихся с преподавателями и другими представителями коллектива учебного заведения в конфликтных и кризисных ситуациях;
- функция координации деятельности преподавательского состава учебных заведений для детей с инклюзией;
- ведение тьюторской методической работы: сбор, систематизация данных, документальное оформление планов и результатов работы.
Зарплата
Заработная плата тьютора в России зависит от уровня педагогической квалификации специалиста, места и региона работы.
Москва
Зарплата по профессии в Москве: около 50 тыс. руб. в месяц. Величина доходов варьируется в пределах 35–90 тыс. руб.
Санкт-Петербург
В СПБ деятельность профессиональных консультантов в тьюторстве составляет около 47 тыс. руб.
Другие регионы
В регионах основной оклад по должности составляет, в среднем, около 33 тыс. руб. в месяц. Возможны доплаты за качественное выполнение поставленных задач .
Средняя по СНГ
Средняя ставка в час у тьюторов на территории Содружества составляет около 200 руб.
Диаграмма 1. Динамика заработной платы
В перспективе
Спрос на услуги специалистов этого профиля возрастает в связи с модернизацией подхода к образовательному процессу, что отражается на доходах тьюторов.
Диаграмма 2. Распределение заработной платы по регионам
Распределение открытых вакансий по регионам
Распределение релевантных вакансий на рынке труда по регионам.
Москва
Регионы РФ
- Свердловская область: 2
- Республика Башкортостан: 2
- Красноярский край: 1
- Новосибирская область: 1
- Омская область: 1
- Томская область: 1
- Пермский край: 1
- Тюменская область: 1
- Челябинская область: 1
- Волгоградская область: 1
- Ростовская область: 1
- Самарская область: 1
- Саратовская область: 1
- Ульяновская область: 1
- Республика Татарстан: 1
- Нижегородская область: 1
- Белгородская область: 1
- Воронежская область: 1
- Калужская область: 1
- Тамбовская область: 1
- Калининградская область: 1
- Новгородская область: 1
- Псковская область: 1
- Московская область: 1
Белоруссия
Что требуют
Качества, необходимые кандидату на должность тьютора:
- развитая эмпатия;
- аналитическое мышление;
- тактичность;
- оптимистичность;
- ответственность;
- творческие способности;
- широкий кругозор;
- терпеливость;
- организованность;
- стрессоустойчивость;
- способность к принятию нестандартных решений;
- принципиальность.
Образование
Высшее профессиональное педагогическое, с дополнительной подготовкой в области психологии, социальной работы.
ВУЗ | Стоимость обучения / в год | Время обучения | Бюджет |
Российский государственный гуманитарный университет | 192 000 рублей | 4 года | 15 |
Московский государственный психолого-педагогический университет | 192 000 рублей | 4 года | 25 |
Московский городской педагогический университет | 119 000 рублей | 54 месяца | 50 |
Таблица 2. Средняя стоимость обучения в год.
Колледж | Стоимость обучения | Время обучения | Бюджет |
Пермский педагогический колледж № 1 | от 45 900 рублей | 1 год | 25 |
Таблица 3. Средние цены и условия прохождения курсов повышения квалификации.
Стоимость курсов зависит от продолжительности и спикеров. В среднем до 45 000 рублей за месяц.
Курсы | Цена | Срок обучения | Online |
mpgu. | 80 000 рублей | 6 месяцев | нет |
vgaps. | 10 000 рублей | 3 месяца | нет |
Таблица 4. Стоимость курсов повышения квалификации
Навыки
- практический опыт развивающего обучения;
- знание основ возрастной психологии, педагогики, физиологии, гигиены, воспитательной работы, педагогической этики;
- знание методик мониторинга процессов обучения;
- умение анализировать достигнутые уровни обучения и развития;
- навыки саморазвития;
- умение пользоваться вспомогательными техническими средствами;
- уверенное владение ПК.
Средний возраст
Возраст людей, занятых в этой профессии — 27–40 лет.
Рис. 2: Средний возраст
Опыт работы
На должность тьютора может быть принят специалист, получивший необходимую подготовку, без предшествующего опыта, со стажем работы в должности учителя, воспитателя, социального педагога.
Диаграмма 3. Необходимый опыт работы для трудоустройства
Условия работы
Тьютор ведёт деятельность самостоятельно или в коллективе, работает в кабинетных условиях. График зависит от штатного расписания учебного заведения, рабочий день ненормирован, предусматривает домашнюю подготовку.
Карьерный рост
Квалифицированный тьютор может занять должность руководителя учебного заведения, открыть собственную школу или центр дистанционного обучения.
Отзывы о вакансии
Елена (32 года):
Профессия привлекает востребованностью, высоким уровнем дохода, возможностью оказывать помощь детям с нарушениями здоровья. К недостаткам относят частые стрессы, психоэмоциональную напряженность, необходимость кропотливого труда, недостаток свободного времени.
Где можно работать с образованием в данной специальности
Тьюторы востребованы в детских садах, школах, учебных заведениях среднего образования, вузах, учреждениях инклюзивного образования, частных центрах.