Точечная роспись – какие нужны материалы, инструменты, краска и трафареты?

Точечная роспись

Точечная роспись – это особый вид рисования, когда рисунок создаётся из точек. Точки собираются в фигуры и линии, и в результате всё выглядит очень интересно – как бисерное плетение или наклеенные по рисунку стразы.

Немного истории

Рисунки из точек выглядят очень красиво. И поэтому догадались рисовать точками люди сразу в нескольких местах мира. Однако историки считают, что раньше всех придумали точечные орнаменты австралийские аборигены – древнейшие образцы нашли именно в Австралии, и этим образцам около 40 000 лет! Тем не менее, точечная роспись известна и в других районах мирах – в Китае и Индии, в Индонезии и Африке, в Персии и Таиланде.

Австралийские росписи со времён открытия Зелёного континента очень заинтересовали европейских искусствоведов и художников. Поэтому точкам нашлось место и в серьёзной живописи. Точками писали свои картины Ж.-П. Сёра, П. Синьяк, Л. и К. Писарро.

Естественно, точки использовались и европейскими народами в традиционных ремёслах. Но мы их касаться не будем – ведь там это всего лишь элемент.

Точечная роспись для начинающих: я тоже так хочу!

Точечная живопись не сложнее, чем бисероплетение или вышивка. На первый взгляд кажется, что у вас никогда не получится, что это очень долгая и кропотливая работа, но это не так. Попробуйте для начала карандашом – вы увидите, что поверхность закрывается точечными орнаментами довольно быстро. Но карандаш – это ещё не точечная роспись. Здесь нужны другие материалы.

Точечная роспись для начинающих не слишком обременительна, ведь никаких страшно дорогих инструментов и материалов не требуется. А что нужно?

  • Любая заготовка с ровной поверхностью – например, деревянная, керамическая, стеклянная, пластиковая.
  • Довольно густая краска – для начала можно взять любую акриловую, но если хотите, можно купить и специальные краски для точечной росписи, под названием «контур».
  • Заострённая палочка, твёрдый карандаш, старый непишущий фломастер для нанесения краски.
  • Бутылочка ацетона или любой спиртосодержащей жидкости для обезжиривания поверхности (хоть тот же одеколон или дешёвая жидкость для снятия лака).
  • И, конечно, подготовленное рабочее место – удобное, с хорошим светом.

Техника точечной росписи или «с чего начать?»

Техника точечной росписи одинакова для всех стилей. А стилей росписи также существует немало. Мы начнёт, пожалуй, с того, что может быть ближе большинству из наших рукодельниц: с мозаичных точек.

Что такое мозаичные точки? Это рисунок, проще говоря, выполненный по клеточкам. Только вместо клеточки точка. Припоминаете, где видели такое? Да-да – это схемы для вышивки крестиком и для жаккардовых узоров .

Другой способ – это радиальные орнаменты, то есть, такие, в которых рисунок идёт от центра или нескольких центров, располагаясь лучами вокруг. Кстати, для этого можно использовать даже схему салфетки крючком или для плетения кружева .

И есть ещё свободный способ, когда вы просто рисуете точками всевозможные фигуры. Это уже на ваше усмотрение – использовать ли какой либо шаблон или творить по наитию.

Но вернёмся к нашим пробам. Для начала мы выберем несложный рисунок, в котором задействован всего один цвет – и одна краска. Кроме краски нам понадобятся:

  • ватные палочки и диски;
  • ацетон или жидкость для снятия лака;
  • штопальная игла (карандаш, фломастер);
  • бумага для трафарета;
  • бумага для проб;
  • обойный нож или лезвие;
  • малярный скотч или скрепки;
  • листок акварельной бумаги или картона (для робких);
  • стеклянная баночка (для решительных).

Первый мастер-класс проведём на листке акварельной бумаги – так проще, а если не получится, то и выбросить не жалко. А если хотите, можно попробовать и на стеклянной баночке. Зато, если получится хорошо, будет приятно.

Обезжиривать бумагу не нужно, но если вы вдруг решили рискнуть и расписать стеклянную баночку, то ацетоном обработайте всю её поверхность, используя ватный диск.

Подготовьте схему для росписи. Можно придумать её самостоятельно, а можно найти что-то простое и милое в своих запасниках. Из схемы нужно сделать трафарет для росписи. Для этого нужно перевести картинку на плотную бумагу, а потом вырезать лезвием или обойным ножом по контуру.

Возьмите листок плотной бумаги, и потренируйтесь оставлять точечки с помощью иглы или карандаша. Точки должны быть аккуратными и одинаковыми. Если вы сразу используете краску-контур, никаких дополнительных приспособлений не нужно, их роль играет носик тюбика в виде конуса. Чтобы точки были круглыми, нужно ставить инструмент вертикально, как можно ближе к идеальной вертикали, либо с малым наклоном. Чем больше наклон, тем выше вероятность, что точки будут овальными или смажутся в запятую.

Чтобы точки получались одинаковыми, периодически нужно очищать инструмент. Более того, при использовании краски-контура нужно ещё и давить на тюбик с одинаковым усилием. Но попробуйте – вы увидите, что здесь нужен только навык, ничего более.

Итак, закрепите шаблон на расписываемой поверхности с помощью малярного скотча (если у вас баночка) или канцелярских скрепок (если лист картона). Аккуратно по контуру каждого элемента рисунка наносите точки, стараясь, чтобы они располагались равномерно. Начинаем с крупных элементов, заканчиваем мелкими.

Если рисунок предполагает, точки могут быть и разной величины. Например, контуры крупного листка можно выполнить большими точками, а внутри листок заполнить орнаментом из меленьких точек. Равномерность и круглый размер – вот, что важно.

Помните, что краска смазывается. Периодически давайте краске просохнуть. Можно поступить и хитро – развернуть орнамент. Пока одна часть подсыхает, трудитесь над другой. Если насмелитесь, можете даже взять не одну, а две или три краски. Только вначале не забывайте проверить её на ненужном листочке, и используйте после того, как первая подсохнет.

Нечаянно смазавшиеся точки, если их не очень много, и они не превратились в мешанину, можно подправлять с помощью ватной палочки.

Когда работа будет завершена, дайте ей часов 12 на просушку. Вот и всё. Ваша первая работа в технике точечной росписи готова!

Видеоуроки по росписи точками

Основы для начинающих: краски для росписи, обезжиривание различных поверхностей, техника нанесения точек

Точечная роспись тарелки

Точечная роспись кружки

Точечная роспись обложки паспорта

Роспись пластинки

Точечная роспись для начинающих

Техника рисования Point-to-point – это очень захватывающий и в то же время несложный процесс, который увлечет и искушенного профессионала, и окажется по силам тем, кто только учится рисовать.

Содержание

История техники

Точечная роспись существует десятки веков, об этом свидетельствуют археологические находки: керамика, статуэтки языческих богов, украшения. Сначала этот метод применялся в чеканке, но потом трансформировался в капельную технику нанесения рисунков. Художник набирал краску в соломинку и терпеливо, капля за каплей, создавал уникальный узор. Точечная роспись была особенно популярна на Востоке, в частности, в Персии и Индии. Ее можно увидеть и на барельефах, и скульптурах, и на плоских поверхностях посуды, стен, бытовых предметах, тканях.

За пределами Азии точечная роспись также встречается у аборигенов Австралии и Океании. Этнографы отмечают, что с помощью разноцветных точечных орнаментов они изображали историю племени, значимые сражения и другие события, некоторые астрономические данные.

Сейчас точечная роспись прочно завладела сердцами творческих людей, ведь с ее помощью можно превратить любой бытовой предмет – посуду, обложки для документов, обувь, вазы, одежду, – в уникальное произведение искусства.

Что такое точечная роспись?

Суть техники в том, что в качестве основного элемента выступает точка. Из последовательности разноцветных или однотонных точек состоят линии и пятна, образующие орнамент или контур любой фигуры по желанию художника. Готовый рисунок смотрится легким, воздушным, иной раз кажется, что он подвижен, ведь точки плавно перетекают из одной линии в другую. Используя разные оттенки даже в пределах одного цвета, можно добиться весьма интересных художественных эффектов.

Точечная роспись – очень кропотливое занятие, требующее усидчивости и терпения, ведь рисунок наносится буквально точка за точкой. С другой стороны, это очень увлекательный процесс, вы не заметите, как пролетит время и получится объемный яркий рисунок, приятный на ощупь, который:

  • подходит для детей и взрослых;
  • не требует специальных знаний и подготовки;
  • великолепно расслабляет и снимает стресс;
  • преображает привычные вещи в произведения искусства.

Освоив точечную роспись, вы откроете для себя восхитительный мир волшебных орнаментов и рисунков, которые радуют глаз и возвращают душевную гармонию. Недаром этой росписью в древности покрывали храмы и сакральные предметы.

Материалы для точечной росписи

Для точечной росписи подходят специальные акриловые краски-контуры. Они выпускаются в тюбиках с тонкими наконечниками. Имеют вязкую густую консистенцию, поэтому с их помощью легко проводить тонкие линии и ставить аккуратные круглые объемные точки.

  • Контуры для стекла и керамики универсальны, отлично ложатся на любую твердую поверхность – камень, дерево, кожу, жесть, металл, пластик и т. д.
  • Контуры для ткани подходят только для ткани, так как они более жидкие для лучшего сцепления с нитями.

Если вы хотите закрасить фон, то подойдет любая акриловая краска. Акрил «дружит» с большинством поверхностей, быстро высыхает, не теряя при этом насыщенности и глубины цвета, не смывается после термообработки. Перед началом работы нужно осторожно срезать кончик с наконечника-дозатора. Не переборщите: из тонкого носика вы всегда сможете выдавить точку пожирнее, а вот из широкого маленькие точки уже вряд ли получатся.

Техника точечной росписи для начинающих

Перед началом работы убедитесь, что вы подготовили все необходимое:

  • основу для росписи – это может быть посуда, шкатулка и прочее, начать лучше на ровной поверхности;
  • любой спирт для обезжиривания;
  • акриловые краски-контуры;
  • эскиз узора;
  • твердый простой карандаш;
  • чистая тряпочка, бумажные и влажные салфетки, ватные палочки;
  • тонкая проволочка, канцелярский нож.

Работайте в фартуке и перчатках, стол закройте укрывной пленкой. Помещение должно хорошо проветриваться.

Готовы изучать основные приемы точечной росписи? Начинаем с самого простого – цепочки из точек. Мы советуем сначала работать только с одним цветом.

  1. Обезжирьте поверхность спиртом, она очень быстро высохнет. Если нужно, закрасьте фон обычным акрилом при помощи кисточки и дайте просохнуть.
  2. Снимите колпачок с контура, легко сожмите тюбик и попробуйте поставить первую точку. Чтобы она получилась аккуратной, держите контур строго вертикально и поднимайте его резким, отрывистым движением.
  3. Теперь поставьте рядом вторую точку, третью. Следите, чтобы расстояние между ними было одинаковым. Выведите, таким образом, линию.
  4. Некрасивые точки уберите ватной палочкой, окунув ее предварительно в спирт. Для каждой точки нужна чистая ватка. Если ее нельзя убрать, не коснувшись других, подождите 10-15 минут и подденьте канцелярским ножом.

Теперь давайте нарисуем цепочку из постепенно увеличивающихся и уменьшающихся точек. Чем сильнее вы нажимаете на тюбик, тем больше она получится, чем слабее, тем она будет меньше и тоньше.

Следующий прием – фигура. Мы советуем начать с ажурного круга. Нарисуйте круг из крупных точек одинакового диаметра. В центре поставьте такую же точку. От нее проведите уменьшающуюся цепочку к каждой из крайних точек.

Еще одна интересная фигура – веер. Нарисуйте дугу из крупных точечек и из каждой проведите цепочку, уменьшающуюся к центру. Главное, чтобы точки не слипались, а линии красиво смотрелись вместе.

Таким образом, вы можете рисовать любые другие фигуры: контур выполняйте одинаковыми точками, выделяя одну-две и делая их пожирнее. Фигурки можно также обвести тонкой каймой из мелких точечек. Соблюдайте расстояние между изображениями, чтобы каждое из них четко выделялось. Можно сначала обрисовать сложные контуры, и уже потом заполнять их точками. Так легче соблюдать равные промежутки между фигурами.

ВИДЕО: Точечная роспись для начинающих

Старайтесь работать как можно более аккуратно, чтобы случайно рукой не смазать рисунок.

Сколько сохнет точечная роспись?

Готовый акриловый рисунок сохнет около 24 часов. Далее краска прочно схватывается и не боится механических воздействий. Для большей прочности покройте работу тонким слоем прозрачного или цветного акрилового лака. Он легко наносится из баллончика и быстро высыхает. Если вы рисуете на стеклянной тарелке, поместите ее на 40 минут в духовку, разогретую до 150 градусов, и не доставайте до полного остывания.

Несколько советов новичкам

  • Если не знаете, какой придумать рисунок, используйте готовые схемы и трафареты, например, для вышивки крестом, кружевоплетения, рисования мандал или раскрасок в жанре антистресс.
  • Намечайте линии узора твердым простым карандашом. Нажимайте на грифель легко, чтобы линии не было заметны на готовой работе. Если вы рисуете на прозрачной стеклянной поверхности, прикрепите трафарет с обратной стороны.
  • Время от времени убирайте излишки краски с носика-дозатора влажной или бумажной салфеткой. Если берете новый цвет, сделайте несколько пробных точек на черновике.
  • Если носик-дозатора засорился, прочистите его тонкой проволочкой или ненужной булавкой.
  • Слишком густой контур можно подержать 10 минут в теплой воде, и тогда краска снова станет пластичной. Слишком жидкий контур следует на пару минут поставить в холодильник.

В технике точечной росписи можно оформить что угодно: обложку паспорта, зеркало, картину, посуду, сумку, были бы желание и время. Готовая вещь будет радовать вас очень долго!

Как рисовать точками — советы по точечной росписи

Советы по точечной росписи

Точечная роспись — одна из техник, идеально подходящих для новичков в мире творчества. Сама техника довольно проста и доступна, а набор материалов для начала работы — минимален. Конечно, понадобится приложить усилия, прежде чем добиться результатов как у признанных мастеров техники point to point. Но мастерство приходит со временем и опытом!

В этой статье мы сделали подборку советов, которые помогут новичкам избежать возможных ошибок и введут в волшебный мир точечной росписи. Главное — сделать первый шаг!

Совет №1. Подготовка материалов.

Самый главный материал для точечной росписи — контуры, акриловые краски с повышенной густотой, залитые в тубы с острым носиком (наконечником), позволяющим ставить объёмные точки.

Давайте немного разберёмся с рабочей поверхностью. Контуры для стекла и керамики фирмы «ТАИР» являются универсальными и хорошо ложатся на любую твёрдую поверхность: дерево, камень, пластик, кожа, металл и т.д. Контуры для ткани в первую очередь предназначены для ткани, потому что их консистенция немного пожиже, чтобы краска могла хорошо сцепиться с волокнами ткани и рисунок долго держался на ней. Но при необходимости, или за неимением под рукой других контуров, контуры по ткани прекрасно подойдут и для твёрдых поверхностей.

При выборе контуров следует ориентироваться в первую очередь на то, чтобы контур удобно лежал в руке. Также обращаем внимание на размер наконечника-дозатора: из тонкого носика при необходимости легче выдавить большую точку, чем из толстого — маленькую.

Совет №2. Подготовка поверхности.

Очень важно, чтобы поверхность изделия, на которую вы будете наносить точки была чистой и не пыльной. Если это твёрдая поверхность, протрите её тампоном или салфеткой с любой спиртосодержащей жидкостью. Если это ткань, лучше, чтобы перед декорированием она была постирана и поглажена.

Совет №3. Наметка узора.

Если вы не знаете, как придумать рисунок для точечной росписи, рекомендуем вам обратить внимание на статью в нашем блоге «Схемы и трафареты для точечной росписи».

После того, как узор выбран и поверхность готова к нанесению рисунка, можно слегка разметить её. Можно использовать для этой цели простой карандаш или исчезающие маркеры (правда, рекомендуется проверять их исчезательную способность перед нанесением на изделие).

Не нужно подробно прорисовывать узор, важно лишь легонько наметить основные линии, так, чтобы потом их можно было перекрыть контуром, и они не портили впечатление от готового рисунка.

Совет №4. Использование черновиков и салфеток.

В процессе выдавливания точек на носике контура собирается немного лишней краски. Чтобы эта краска не исказила форму ваших точек или не превратилась в ненужную кляксу на изделии, периодически нужно протирать носик контура салфеткой или поролоновой губкой.

Перед тем, как начать рисовать новым цветом, всегда лучше проставить несколько точек на черновом листке, чтобы проверить, хорошо ли идёт краска, привыкнуть к её консистенции.

Совет №5. Тонкая проволока или иголка для прочистки наконечника контура.

Если краска не выдавливается из тюбика, возможно, носик-дозатор немного засорился (это часто случается с контурами с блестками — глиттерами), или краска, оставшаяся в нём — подсохла. Для этого под рукой хорошо держать ненужную булавку, или металлическую проволочку, чтобы прочистить наконечник и вернуть его способность выдавливать краску.

Совет №6. Если краска загустела.

Иногда на точках остаются острые «хвостики», пики. Это последствия слишком густой краски, которая тянется следом за наконечником контура. Некоторые мастера советуют загустевшие контуры перед употреблением некоторые время (10-15 минут) подержать в тёплой воде.

Недавно открытый контур будет более жидкий, чем тот, который хранился распечатанным долгое время.

Кстати, слишком жидкий контур можно немного сгустить охлаждением, главное не переусердствовать, акриловую краску легко переморозить.

Совет №7. Исправление ошибок и неровностей.

Если рука во время работы случайно дернулась, и точка поставилась не в том месте — это легко поправить. Пока краска не высохла, и к точке можно подступиться, её можно аккуратно убрать тонкой кисточкой, или стереть ватной палочкой. Если же неудача случилась в том месте, где рядом уже нанесены другие точки, надо успокоиться и продолжать рисование дальше. А после того, как краска подсохла (через 15-20 минут), поддеть и отодрать от поверхности кривую точку с помощью канцелярского ножа, пинцета или зубочистки, а на её место поставить новую ровную точку.

Совет №8. Работа по впитывающей поверхности.

Чтобы было легче исправить неудачные точки при росписи, впитывающие поверхности, такие как дерево, МДФ и т.п. предварительно нужно загрунтовать, окрасить или залакировать.

Совет №9. Итоговая лакировка.

Закреплять рисунок с точечной росписью лаком совсем необязательно. После полного высыхания рисунок и так будет хорошо держаться на поверхности.

Однако, при желании, можно пройтись сверху слоем акрилового лака, особенно, если изделием часто будут пользоваться. Важно, чтобы слой был совсем тонким, чтобы лак не образовал никаких некрасивых затёков и наплывов между точками.

Совет №10. Не бойтесь пробовать!

Вооружитесь для начала парой-тройкой контуров и попробуйте свои силы в технике точечной росписи point to point, «точка за точкой». Даже самые простые узоры в этой технике могут выглядеть эффектно. Возможно, что это занятие придётся вам по душе! Удачи в творчестве!

Схемы и трафареты для точечной росписи

Схемы и трафареты для точечной росписи

Точка к точке (point-to-point)

Название техники не обманывает — весь рисунок выполняется поэтапно точками разных размеров. Для работы понадобятся специальные краски — чаще всего используют витражные акриловые контуры для стекла и керамики. Для контурных и точечных рисунков на ткани и коже лучше использовать контуры для ткани, так как они обладают хорошей рельефностью и проникают в волокна, прочно удерживаясь на поверхности изделия. Однако контуры для тканей можно применять и на других поверхностях, таких как дерево, МДФ, пластик, металл и т.д.

Для придания объемности и фактурности изделию можно использовать в качестве штрихов 3D-гели или «жемчужные» краски.

На какой поверхности можно делать точечную роспись?

Поскольку акриловые контуры предназначены для стекла и керамики, их можно использовать на любой, даже самой гладкой, поверхности. Украсить точечной росписью можно совершенно любой предмет – от стеклянного бокала до чехла мобильного телефона, от любимой пары туфель до руля автомобиля. Главное в этом деле – правильно подготовить поверхность.

Самые популярные предметы декора в технике точечной росписи:

– стеклянная и керамическая посуда,

– ежедневники и различные обложки на документы,

– текстиль (сумки, одежда),

-мебель (фасады шкафов, комоды, тумбочки и т.д.)

Предварительная подготовка поверхности

Предварительная обработка поверхности обязательно должна начинаться с обезжиривания спиртом, если нужно — то грунтовки и фонового окрашивания. Если работа запланирована не на стеклянной или керамической поверхности, то нужно нанести перед точкованием 1-2 слоя акрилового лака — так краска будет ложиться ровнее и держаться дольше, а оттенки и тона будут более насыщенными.

Точки могут наноситься разными способами:

  • непосредственно через узкий удлиненный «носик» тюбика с краской (либо через подходящую насадку);
  • с помощью спицы, иглы, торцевой части кисточки или карандаша, других подручных предметов.

Откуда берутся узоры?

Художественный талант, к сожалению, есть не у каждого, поэтому секреты возникновения узоров у любого мастера свои. Один может импровизировать без предварительных эскизов, отталкиваясь от формы предмета и собственной фантазии. Другой продумывает и прорисовывает будущую композицию, а затем переносит набросок на рабочую поверхность.

Есть и третий путь — для тех, кто не умеет рисовать, но очень хочет приобщиться к этому занятию: можно использовать в работе трафареты или схемы рисунков. Для непрозрачных поверхностей (дерево, пластмасса, металл, кожа) подойдут трафареты — их можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить самому из пластиковой папки или плотной бумаги. Прозрачная поверхность упрощает задачу — можно использовать любые схемы, орнаменты или понравившиеся рисунки, закрепляя их с обратной стороны изделия.

В качестве схем для точечной росписи можно использовать:

  • схемы для вышивки крестиком или мозаичного плетения бисером;
  • красивые узоры на тканях (шейные платки в восточном, марокканском или африканском стиле, имитация окраски различных животных, цветочные мотивы и т.д.);
  • ажурные салфетки, вязанные крючком, или схемы для их вязания;
  • этнические орнаменты и узоры, распечатанные в подходящем размере на бумаге (можно воспользоваться книгами по традициям и этнической вышивке;
  • бумажные салфетки или декупажные карты.

Вдохновение в поиске схем и орнаментов можно поискать культурах разных народов: восточные мечети славятся своими растительными орнаментами, в кафедральных соборах можно можно позаимствовать узоры из витражных роз. Много полезной информации и схем можно найти в разных книгах по истории и построению орнамента у разных народов.

Точечная роспись контурами: готовые схемы и трафареты

В зависимости от формы и размера предмета, стоит подбирать рисунок. Самыми простыми в исполнении и универсальными по назначению являются простые геометрические формы. Если вы никогда раньше не занимались точечной росписью, начните с выведения кругов на плоской поверхности прямоугольной формы — обложке для паспорта или чехла для мобильного телефона. Составляя орнамент из простых фигур – кругов, треугольников, квадратов и линий разных цветов, можно добиться очень интересных результатов. Для достижения максимального эффекта надо лишь правильно подобрать цвета контуров.

Более сложные в исполнении круговые и линейные орнаменты. Для их выполнения поверхность изделия сначала необходимо подготовить — нанести карандашом едва заметные линии разметки. Если работа предстоит на прозрачной стеклянной поверхности, можно закрепить эскиз рисунка с обратной стороны с помощью скотча.

Большое количество схем рисунков для точечной росписи можно найти в интернете. Вот лишь несколько вариантов для разных предметов:

• для тарелок (подойдут большинство круглых орнаментов, мандалы для раскрашивания и т.д):

• восточные узоры (один из самых популярных вариантов – индийский огурец пейсли в различных комбинациях):

• для бокалов и бутылок (легкие воздушные орнаменты в виде завитков, либо «бесшовные» линейные узоры)

• для различных аксессуаров (футляры для очков, пеналы, чехлы мобильных телефонов, кошельки и визитницы):

Работа со схемами

Если выбранная схема является счетной (для вышивки крестиком или бисером), то необходимо специальным карандашом для стекла на поверхности изделия отметить основные оси (горизонталь, вертикаль, центр рисунка). И начинать работать, отталкиваясь от этих ориентиров. Вертикальные и горизонтальные орнаменты лучше начинать рисовать с верхней строки, от центральной точки в стороны – так удастся сохранять симметричность и следить за узором. Круглые или фигурные мотивы лучше выводить от центра рисунка в стороны, заполняя секторами.

Если в виде схемы используется любой не счётный рисунок (ткань, бумага, пластик), то очень удобно закрепить его под обрабатываемой поверхностью. Для этого подойдет малярный скотч. Далее, пользуясь прозрачностью стекла, достаточно обвести основные контуры тонкой линией краски (можно использовать и специальный карандаш). Выбирая краску для обводки, подумайте, не окажется ли она слишком контрастной и броской, смогут ли точки заполнения перекрыть ее. После того как набросок высохнет, можно приступать к заполнению элементов точками.

Важно обязательно давать высыхать каждому цвету и ряду точек, иначе рисунок может смазаться или слиться в неопрятные кляксы. Таким способом можно переносить рисунок и на плоские тарелки или рамки для фото, и на более сложные предметы (вазы, бокалы и т.д.). Во втором случае выбранная схема размещается и закрепляется внутри сосуда.

Советы по точечной росписи для начинающих

Для работы в технике точечной росписи используют специальную краску — акриловые контуры. От обычных акриловых красок контур отличается упаковкой — чаще всего это металлические (реже пластиковые) тубы небольшого объема с тонким длинным носиком, которым очень удобно ставить точки. Кроме упаковки контуры отличаются консистенцией – они обычно более густые, и способностью держать форму — в идеале контур не оседает, а получившиеся точки сохраняют свой объем, придавая готовой работе приятный на ощупь рельеф.

Чтобы не испортить работу, новый тюбик контура обязательно надо протестировать на небольшом кусочке дерева или стекла. Попробуйте поставить им точки разного размера и понаблюдайте, как краска поведет себя на поверхности. Иногда совсем свежий контур перед работой на час-два можно положить в холодильник — так он становится гуще и не растекается. Ну и, конечно, не надо забывать чистить длинный пластиковый носик от засохшей краски. Делать это удобнее всего швейной иглой или кусочком тонкой металлической проволоки.

Поверхность изделия, на которую будет нанесена точечная роспись, необходимо подготовить к работе. В первую очередь — очистить с помощью обезжиривателя или спирта. Затем покрасить в нужный цвет согласно задумке и покрыть 2-3 слоями лака. Контурные краски являются финишным материалом, т.е. не требуют закрепления лаком или другими составами.

Точечная роспись красками в декоре тарелок, посуды и керамики

В наше время очень популярным стало изготовление декоративных элементов интерьера своими руками. Особенно распространены живописные тарелки. Ими можно украсить интерьер гостиной, кухни, прихожей. Внесут особый уют в загородном доме. Росписью можно украсить посуду, зеркала, различные аксессуары, придать неповторимый орнамент чайнику. Также это хороший подарок для родных и близких вам людей.

Существует несколько видов росписи на посуде:

  • Тиффани — подобная техника позволяет получить эффект трехмерного рисунка.
  • Хохлома — очень популярная роспись, выполняется в черно-красно-золотых цветах.
  • Жостовская — основными мотивами являются цветочные букеты.
  • Точечная — рисунок создается с помощью точек.
  • Гжель — простые капли, сеточки, цветы, линии. Выполняется в синих тонах на белом фоне.
  • Мезенская — ромбы, крестики, диски выполняются в черно-красных цветах.
  • Надписи — простые слова, фразы, строки и так далее.
  • Геометрические узоры — рисунок, состоящий из множества фигур и линий.
  • Цельная композиция — пейзажи и натюрморты.

К русскому народному стилю отнесем гжель, хохломскую, жостовскую и мезенскую росписи. В стиле хохломы расписывают изделия из дерева.

На Украине популярна Петриковская роспись. В технике особое место занимает цветочный орнамент: розы, васильки, георгины, астры и другие цветы. В этом стиле украинцы расписывали стены домов, печи, посуду, одежду. У каждого народа есть своя национальная роспись, которая непохожа на другие.

Происхождение росписи

Более подробно рассмотрим точечную роспись. Она появилась в древние времена. Изначально точку использовали в чеканке как средство и основу рисунка. Такой техникой пользовались жители Персии и Индии, Таиланда и Африки. Еще австралийские аборигены использовали подобную технику для передачи посланий от поколения к поколению. В таких посланиях они передавали историю, уклад их жизни, победы и поражения.

И в наше время нательная роспись хной популярна во многих странах, таких как Африка и Индия. До наших дней дошла сформировавшаяся точечная роспись, которая позволяет выполнять легкие, изящные и красивые рисунки. Техникой точечной росписи можно декорировать посуду, одежду, обувь, предметы интерьера. Красиво смотрятся тарелки, бокалы, бутылки, оформленные подобным способом. Создание элементов декора, украшенных узорами из точек — увлекательное занятие, не требующее особых знаний. Для создания шедевра требуется придерживаться рекомендаций. Рассмотрим точечную роспись для начинающих.

Особенности техники

Правило нанесения контуров орнамента заключается в самом названии техники: рисунок складывается из совокупности точек, расположенных друг возле друга. Отдельная точка может иметь разный размер и цвет. Для получения четкого узора используют предварительно нарисованный эскиз, или можно скачать готовые схемы трафареты точечной росписи контурами из интернета. Начинать рисование лучше на простых вещах, которые не боитесь испортить.

Необходимые материалы

Выбирая краски для творчества, определитесь, на какую поверхность они будут наноситься. Иначе узор долго не продержится, и все ваши труды пропадут. Для росписи следует применять следующие краски:

  • Глиняные предметы — контурная краска для керамики и стекла. Реализуется в тюбиках с удлиненным носиком.
  • Металлические аксессуары — эмалевые живописные. Изделия, оформленные эмалью, обладают прочностью, насыщенностью и свежестью красок.
  • Изделия текстильного производства — «тканевым» акрилом. Контуры для нанесения узора на одежду менее прочны к истиранию.

Также краски бывают на водной основе, что легко смываются водой, и несмываемые на органической основе — с поверхности удаляются только растворителями типа уайт-спирит.

Еще выделяют два типа красок:

  • Надглазурные — смесь пигментов с легкоплавким стеклом. Их наносят на глазурованную посуду.
  • Подглазурные — смесь пигментов с глазурью. Их применяют для украшения неглазурованной поверхности.

В зависимости от того, какой результат хотите получить, подбирайте краски глянцевые или матовые, полупрозрачные или непрозрачные. Для получения выпуклых точек и «жемчужин» удобно использовать гели 3D.

Для обезжиривания поверхности вам потребуется спирт или жидкость для снятия лака.

Также потребуется акриловый грунт или любая краска для создания фона: акриловая, витражная, автомобильная или гуашевая.

И еще понадобится акриловый лак, чтобы покрыть изделие после нанесения красок.

Процесс рисования

Контур следует располагать вертикально, держа его в руках, как ручку.

Тюбик c краской подносим к нужному месту на изделии и слегка нажимаем на него пальцами. На носике появится капелька, соединяющаяся с поверхностью предмета.

Носик не касается декорируемой поверхности. Это позволяет ставить одинаковые точки.

Как только точка достигла нужного размера, прекращаем давление на тюбик. И контур отрываем от изделия в вертикальном положении.

Подобным образом прорабатываем весь набросок контурами с помощью формирования цепочек из точек.

Роспись тарелок акриловыми красками

Точечная роспись хорошо смотрится на тарелках и бутылках. Рассмотрим поэтапно изготовление расписной тарелки.

Перед работой следует тщательно проработать эскиз, который можно с помощью карандаша перенести на заранее обезжиренное изделие. Если вы не можете нарисовать сами, то воспользуйтесь схемами и шаблонами из интернета. Для тарелок хорошо подойдут круглые орнаменты, мандалы для раскрашивания и так далее. Выберите узор, который вам понравился, и распечатайте. Дальше определите цветовую палитру. Для работы требуется немногочисленное количество цветов, не переусердствуйте в подборе, достаточно подобрать 1—4 оттенка. Их выбор зависит от вашей фантазии и выбранного рисунка.

Для первых работ в качестве основы лучше использовать прозрачную стеклянную тарелку. Перед началом декорирования тщательно обезжириваем поверхность. Эскиз подкладываем под тарелку и закрепляем скотчем. Прежде чем начать роспись изделия, поупражняйтесь на бумаге создавать контуры, определитесь с нажимом на тюбик, чтобы точки получались аккуратными. И только после этого приступайте к украшению тарелки.

Начинаем работу от центра рисунка, прорабатываем постепенно контур. Если работаете с несколькими контурами, то нужно сначала проработать все одним цветом, дать высохнуть и только потом начинать работу другим цветом. Сначала прорисовываем крупные элементы, затем переходим к мелким деталям. Постепенно, точка к точке у вас появляется рисунок. При создании линий выдерживайте минимальный промежуток между точками, чтобы они читались, но при этом не переходили в одну сплошную линию.

После нанесения росписи дайте время просохнуть краскам, затем покройте слоем лака для закрепления рисунка.

Так как у нас была прозрачная тарелка, пришло время выбрать фон. Берем бумагу разных цветов и подкладываем под тарелку, определяемся с фоном. Когда краска для фона подготовлена, обратную сторону тарелки обрабатываем спиртом. Наносим краску по стеклу от краев к центру, пока поверхность не станет гладкой. Оставить на просушку и затем покрыть лаком.

Если расписываете непрозрачную тарелку, то сначала на поверхность, предварительно обезжиренную, наносите фон. Затем делаете разметку будущего рисунка и только после этого наносите точки.

Роспись по стеклу

Точечной росписью можно украшать бокалы, бутылки, вазы, создавая уникальные и неповторимые предметы интерьера. Для их украшения используют воздушные легкие орнаменты в виде завитков.

Техника нанесения точек при росписи бокалов такая же, как и для тарелок. На листе бумаги рисуем эскиз, или по желанию можно вырезать любой понравившийся рисунок. Прикрепляем скотчем с внутренней стороны бокала. Подбираем цвета. Поверхность бокала обезжириваем и начинаем наносить точки по контуру рисунка. После нанесения контура даем краске просохнуть. Затем другим цветом постепенно заполняем рисунок. После просыхания бокала, поверх рисунка наносим бесцветный акриловый лак. Уникальный бокал готов. Подобную технику можно использовать при изготовлении свадебных бокалов. В этом случае занимательное хобби может стать способом дополнительного заработка. Изделия ручной работы стоят дорого.

Для выполнения росписи на бутылке необходимо избавиться от этикеток. Удобно использовать бутылки плоской формы. Поверхность тщательно обезжирить и, если не устраивает цвет бутылки, то следует нанести фоновую краску или грунт. Затем наносят рисунок карандашом и приступают к росписи красками.

При работе с контурными красками не забывайте чистить удлиненный пластмассовый носик от пересохшей краски, делать это удобно швейной иглой. Если открываете новый тюбик контура, то протестируйте на небольшом кусочке стекла. И посмотрите, как поведет себя капля. Иногда бывает необходимо положить свежий контур перед работой в холодильник на пару часов. Он станет гуще и не будет растекаться.

Восточные узоры

На керамических и стеклянных поверхностях выразительно смотрятся восточные узоры. Традиция украшать посуду впервые появилась на Востоке в Персии. В то время орнамент наносился не только в качестве украшения, но и как оберег. И все элементы, выполненные на изделиях, имели определенное значение.

До наших дней сохранились традиции росписи, и красочные узоры на разноцветной посуде всегда могут что-то рассказать. Например, красивый цветок в центре обозначает солнце; круги — круговорот в природе; треугольники — оберег от сглаза. Предметы, украшенные узорами, создадут особую атмосферу востока и станут хорошим дополнением любого интерьера. Они отлично вписываются в любые стилистические решения. Восточные узоры имеют некоторые особенности:

  • Ритмичность.
  • Повторяемость элементов.
  • В качестве отдельных элементов выступают абстрактные формы и стилизованные объекты.
  • Самые используемые элементы: розетки, шишки, птицы, турецкий огурец.
  • Главная особенность восточных узоров — ковровое заполнение поверхности. Нет свободных мест на поверхности изделий, расписанных подобным способом.

Если вам тяжело придумать узор, то в качестве схем для росписи можно применять:

  • Интересные узоры на тканях, выполненные в разных стилях.
  • Схемы для вышивки крестиком, а также мозаичного плетения бисером.
  • Связанные крючком ажурные салфетки и схемы для вязания.
  • Этнические узоры и орнаменты. Их можно найти в книгах и самим распечатать узор.
  • Карты и салфетки для декупажа.

Подобной росписью может заниматься даже ребенок. Несложные узоры он сможет выполнить самостоятельно, а более сложные орнаменты — под присмотром взрослых. Это занятие хорошо развивает мелкую моторику ребенка, усидчивость, внимательность. Также объединяет взрослых и детей, что в настоящее время очень актуально. Ребенку можно доверить вырезание эскиза.

Все описанное выше позволит создавать настоящие произведения искусства в единственном экземпляре.

Витражная роспись, материалы и всё необходимое

Здравствуйте, дорогие пикабушники!

Этот, давно обещанный мною, пост посвящен витражной росписи и всем необходимым для этого материалам и инструментам. А чтобы было не совсем скучно, продемонстрирую некоторые свои работы, которые еще не постила, и параллельно расскажу как расписывала вот эту вазу в стиле Тиффани:

Напомню, витражная роспись – это имитация классического витража с помощью специальных красок. Также этот вид творчества иногда называют заливным витражом, а в промышленном масштабе существуют даже специальные станки по выполнению контуров и заливке краски. Но мы, конечно, рассмотрим ручной вариант.

Итак, чтобы заниматься витражной росписью необходимы краски двух видов: контуры по стеклу и непосредственно витражные краски. Все они в свою очередь бывают на водной основе (требуют обжиг) и на сольвентовой (не требуют обжига). Первые не токсичны и позволяют быстро высушить изделие в духовке – это однозначно плюсы. Вторые высыхают сами, хоть и дольше, и не требуют мороки с духовкой. Но такие витражные краски токсичны и имеют довольно резкий запах растворителя, поэтому желательно с ними работать в респираторе и хорошо проветриваемом помещении. Я пользуюсь красками на сольвентовой основе, мне так удобней и привычней.

Остановимся подробней на контурах.

Контуры по стеклу – это густые краски в тюбиках с тонкими носиками. Как понятно из названия, они необходимы для создания контуров, имитирующих пайку отельных стеклышек в классическом витраже, и необходимы для разделения красок разных цветов. На стекло они кладутся объемной колбаской. Также контуры по стеклу идеально подходят для точечной росписи, о которой я тоже писала ранее.

Многие начинающие мастера задаются вопросом, материалам какой фирмы отдать предпочтение. Признаюсь, для меня этот выбор тоже не был простым, так как у всех мастеров свои предпочтения и то, что нравится одним, может не понравиться мне. Но в итоге я перепробовала несколько вариантов и подобрала для себя оптимальные контуры. Расскажу о характеристиках контуров таких фирм: Decola, Таир, Pebeo, Lefranc&Bourgeois, Hobby Line.

Декола и Таир – это контуры отечественного производства, но они по своим свойствам очень отличаются. Деколовские довольно жидкие, на стекле немного растекаются и при высыхании оседают, что делает контур не очень выпуклым. Кроме того, идеальных линий получить практически невозможно, потому что в этих контурах постоянно попадаются пузырьки воздуха, что видно на фото (самая верхняя зеленая линия). Поэтому именно для витражной росписи я их не использую, а вот для точечной очень даже часто. К примеру вот эти бокалы я расписывала именно Деколовскими контурами:

Таировские контуры наоборот одни из самых густых. У них очень широкая цветовая гамма и качество на высоком уровне. Единственный минус для меня – это недостаточная сцепляемость с поверхностью в процессе нанесения. Это вызвано именно тем, что они густые. Напомню, что когда наносишь контур, его носик должен быть навесу и контур должен как бы тянуться и опадать на стекло. Так вот, когда тянешь линию Таиром, контур не опадает сразу, а как бы слишком долго тянется по воздуху за носиком. Из-за этого часто приходится держать носик тюбика вплотную к стеклу, а это усложняет нанесение ровных линий. Чуть дрогнула рука и всё, линия испорчена. Можно приноровиться, конечно, но меня это до сих пор иногда напрягает.

Контуры Pebeo, французского производства, в принципе меня пока устраивают. Конечно, с ними тоже иногда бывают казусы с теми же пузырьками, но в общем они одни из лучших. Хорошо тянутся, идеальная консистенция, плотные красивые цвета. Пожалуй у этих контуров два минуса – это не очень богатая цветовая гамма и относительно высокая цена.

Контуры Lefranc&Bourgeois долгое время были у меня единственными. Именно с них я и начинала. Тоже произведены во Франции, качество очень хорошее. По своим характеристикам они практически такие же как и Pebeo, но мне почему-то роднее и милее. Думаю, как раз из-за того, что были у меня первыми. Большинство моих работ выполнены именно Лефранками. Сейчас их многие ругают, что качество уже не то, но я стала искать им альтернативу по другой причине. В России их довольно сложно находить. Нужно заказывать заранее, потом долго ждать, еще и цены не стабильные. А ведь бывает так, что краска нужна срочно и приходится идти в художественный магазин и брать то, что есть.

И последняя марка – это Hobby Line C.Kreul. Ко мне он попал случайно, потому что мне был нужен именно голубой контур и никаких других марок в наличии не было. Именно такой контур для витражной росписи не подходит – носик слишком толстый, а сам контур жидковат, и если носик можно в принципе поменять, то линии всё равно расплываются. Потом оказалось, что есть еще другие контуры этой марки, но мне их попробовать пока не довелось. А так, я использовала этот контур тоже в точечной росписи, а именно в этих бокальчиках:

Теперь вернемся к вазе, процесс создания которой я обещала продемонстрировать.

Витражная роспись любого стеклянного изделия начинается с обработки стекла, а именно с тщательного его обезжиривания. Вторым этапом как раз и является нанесение контура. В этот раз я, как и обычно, использовала контур Lefranc&Bourgeois. Форма моей вазы очень усложняла работу. Приходилось делать и приклеивать бумажные трафареты и всё равно выходило не очень аккуратно.

Особенно я намучилась с параллельными кругами на самом узком участке вазы. Во-первых, само место не очень удобное, а во-вторых, они никак не хотели быть параллельными.

Были даже мысли плюнуть и забросить это дело, но потихоньку я всё же осилила контур. Не идеально, но на то это и ручная работа. Вот, что в итоге вышло:

Контуры высыхают быстрей, чем витражные краски. Схватываются за час-два, а полностью сохнут примерно за 12 часов-сутки.

Второй этап работы – это заливка витражной краски. Остановимся на красках подробней.

Витражные краски – это довольно жидкие прозрачные краски в баночках, которые позволяют создать качественную имитацию витража. Я использую в работе краски трёх фирм: Lefranc&Bourgeois, Pebeo, а также краски фирмы Marabu (производство Германия).

Лефранки меня всегда устраивали, единственный их минус – это большой объем и свойство постепенно загустевать. То есть, если рисую не очень часто, то есть вероятность, что будут засыхать в баночках. Но большая цветовая гамма, чудесные яркие оттенки, однородность и оптимальная консистенция конечно же перекрывает эти недостатки. К сожалению, их так же как и контуры этой фирмы, сложно найти в России.

Краски Pebeo и Marabu по своим свойствам очень похожи друг на друга. Они даже пахнут почти одинаково. По консистенции более жидкие, чем Лефранки, за счет этого в процессе заливки чаще образовываются пузырьки, которые нужно убирать кисточкий или иголкой. Но зато они в разы медленней загустевают в баночках. Цвета яркие и красивые. По объему Marabu самые маленькие, что лично для меня удобней всего. Стоимость их в принципе соизмерима, так как они все хорошего качества.

Все эти витражные краски славятся своей высокой прозрачностью и однородностью, что как раз и является показателем качества. На фото примеры красок: зеленая – Лефранк, голубая – Pebeo, желтая – Marabu

Витражные краски наносятся на стекло круглыми кистями, которые должны быть жесткими и желательно синтетическими. Во-первых, натуральные кисти мягче, а во-вторых, из них часто выпадают щетинки и портят покрытие. Я пользуюсь кистями трёх диаметров. Вот мои видавшие виды кисточки:

Свою вазу я в основном красила средней кистью. Устанавливала вазу горизонтально, заливала участки, которые оказывались сверху и ждала пока они подсыхали. Следила, чтобы краска не растекалась и не скапливалась в уголках участков. После схватывания краски немного поворачивала вазу вокруг ее оси и заливала соседние участки, которые после вращения оказывались самыми верхними. Краска схватывается примерно за час, перестает браться через 8-10 часов и высыхает полностью через пару суток. Поэтому процесс покраски был долгий и растянулся на несколько дней. Вот результат:

Последним и завершающим этапом работы является лакировка. Но нужна она только если изделие будет активно использоваться, часто мыться. К примеру, если это посуда или какая-нибудь стеклянная шкатулка, которую постоянно берут в руки. В случае с вазой этот этап не обязателен, так как она будет просто частью интерьера.

Я пользуюсь стекловидным лаком Maimeri Idea Decoupage и плоскими кистями разных размеров. Этот лак после высыхания становится абсолютно прозрачным, но не таким твердым как стекло, а эластичным, поэтому подходит и для кожи. При нанесении лака часто образуются мелкие пузырьки и это еще одна причина не использовать его без особой надобности.

Вот, пожалуй, и всё, что касается основных материалов и инструментов для росписи по стеклу. Конечно, есть еще масса дополнительных материалов – структурные пасты и гели, медиумы, краски с различными эффектами, глиттеры и прочее многообразие. Но с этим всем лучше знакомиться постепенно.

Ссылка на основную публикацию