Развитие речи в младшей, подготовительной, старшей группе детей дошкольного и школьного возраста – этапы, методы. Когда ребенок начинает говорить?

Этапы развития речи дошкольника по возрастам
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Характеристика развития речи детей 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7лет

Скачать:

ВложениеРазмер
v_papku_dlya_roditeley.docx356.79 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития речи дошкольника

2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов;
2 года 6 мес. – многословные предложения;
2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков;
3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам;
3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков;
4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000.
4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают.
5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500.
6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.

Признаки задержки речевого развития

2 года – использует всего несколько простых слов, не пытается повторять слова;
2.5 года – не называет окружающие предметы, части тела, не может по просьбе принести что-то находящееся вне поля зрения, не может составить фразу из двух слов;
3 года – не говорит простых предложений, не понимает рассказов о событиях в прошлом или будущем времени.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение . В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» ( зайка ). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное – появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь . Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение . Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника , умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение . У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи . Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу – хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение . К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух . Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Обзор исследований, отражжающих процесс становления детской речи

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_3.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

Итак, первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 – 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 – 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно – смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков , реже – дефекты смягчения, озвончения.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 г. достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой – нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

– быть психически и соматически здоровым;

– иметь нормальные умственные способности;

– иметь нормальный слух и зрение;

– обладать достаточной психической активностью;

– обладать потребностью в речевом общении;

– иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления. [Филичева 1989: 22-26]

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций: а)функцию обозначения окружающих человека предметов и явлений, б) функцию обобщения (обозначая воспринимаемое явление в слове, человек абстрагируется от ряда конкретных его признаков и закрепляет в слове общее, характерное для них, например, в слове дерево включено то общее, что характерно для березы, ели, липы и др.); в) функцию общения (коммуникативную); при помощи речи человек передает другим свои знания, мысли и одновременно выражает свое отношение к сообщаемому, свои эмоции, этим передающий может воздействовать на слушателей, побуждая их к тому или иному действию. [Правдина 1973: 272]

Особенности развития речи в дошкольном возрасте

Елена Чупина
Особенности развития речи в дошкольном возрасте

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Она направлена на создание лексической основы речи и имеет большое значение для общего развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов [11].

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря, его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь [1].

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900-2000 [17].

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

С самого начала становления методики обучение родному языку рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, М. М. Конина). Что касается повседневной жизни, то здесь имеется в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

Для развития словаря детей в детском саду используются различные средства. Одним из важнейших средств являются пальчиковые игры и упражнения. Они как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Благодаря играм и упражнениям дети получают не только определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, вооружаются навыками умственной работы, развивается активность, самостоятельность мышления.

Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Использование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельности воспитатели Стоякина Ирина Александровна Костарева Ирина Михайловна МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми В основе реализации основной образовательной.

Коррекция нарушения звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) посредством развития мелкой моторики Аннотация. Анализ литературы показывает, что в современной науке изучению речевого развития посвящены многие труды ученых, которые отмечают.

НОД «История развития человека» по социально-коммуникативному развитию в старшем дошкольном возрасте Цель: формирование ценностного отношения к человеку. Задачи: -уточнять представления о последовательности этапов жизни человека; -способствовать.

«Особенности развития памяти в дошкольном возрасте» — рекомендации для родителей Памятью называется психический процесс запечатление, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Используя память, дети обучаются.

Особенности развития речи детей старшего возраста Особенности развития речи детей старшего возраста Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» – от лат. «actives» – деятельный, действенный. «Гипер» – от греч. «hyper» – над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Секреты успешного развития речи в раннем возрасте Секреты успешного развития речи в раннем возрасте». Именно об этом я хотела поговорить. Понятно, что о секретах и пойдет речь. Но давайте.

Статья «Развитее функций речи в дошкольном возрасте» Язык и речь традиционно рассматривались в психологических, педагогических, философских и социальных науках “узел”, в котором сходятся различные.

Э тапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву).

I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).

I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныканье).

К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает.

После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

Лепет – адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных» слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше – до 30 -50слов.

Восприятие речи у ребенка формируется рано. Выделяют дофонемный период (до 1 года) и период различения фонем (после 1 года).

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. – 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных аморфных слов-корней (1г. 3м. – 1г.8 м.)однословная фраза (бах).

1г.8м. – 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба – ди (Бабушка, иди!).

Кука – бух (Кукла упала!).

Да яба – Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. – 80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв, употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод. Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.

К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или жeнского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи. Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

2 этап ( от 4 до 5лет).

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

– еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения. Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот. который и т.д.):

Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).

В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

В свою очередь, нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

Так же для вас может быть интересным:

Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)

Людмила Шевякова
Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)

Методика проведения занятий по речевому развитию.

1. На занятиях по речевому развитию решается комплекс задач:

• по связной речи,

• по словарной работе.

Всё занятие планируется так, что его итогом является связная речь – описание, рассуждение или повествование. Задания на развитие словаря, на грамматику, на развитие звуковой стороны речи – являются подготовительным этапом к составлению текста, поэтому всё это должно найти отражение в детских рассказах, будь то описание, повествовательный рассказ или рассуждение.

В занятии должна быть игровая мотивация, т. е. игровая цель, ради которой мы всё это выполняем. Например, помогаем Пончику приготовить борщ (тема «Овощи, спешим на помощь Матроскину и Шарику в Простоквашино (тема «Дом. птицы», помогаем найти пропавшего щенка (тема «Дом. животные», составляем книгу с рассказами или сказками,, помогаем бабушке Федоре навести порядок с посудой, а Маше – растеряше – стать аккуратной, готовимся к конкурсу, участвуем в телевизионной программе, открываем мастерскую и т. д. И для решения этой цели выполняем различные задания и упражнения на грамматику, на звуковую культуру речи, на развитие словаря, и как итог, составляем связный текст (описание, повествование – рассказ или сказка, рассуждение).

2. Связная речь. К связной речи относится:

Описание. В старшей группе учим детей самостоятельно описывать разнообразные объекты, придерживаясь чёткой структуры.

Для чёткого понимания детьми структуры описания можно использовать модель – круг, разрезанный на три неравные части: две маленькие части – начало и концовка, одна большая часть – середина, можно использовать модели в виде солнца или в виде ромашки. В этом возрасте используем деловое описание и художественное, дети учатся отличать деловое описание от художественного. Для описания используем план, как словесный, так и в виде схемы. Важно использовать мотивацию для описания, дети должны знать, для чего они описывают объект – например, потерялась собака или кошка, надо дать объявление в газету или по радио; надо встретить гостя, а встречающий не знает, как он выглядит, кто-то хочет сделать заказ по телефону, а это требует подробного описания, требуется сделать рекламу чего-либо, надо кого-то или что-то похвалить, чтобы помирить друзей, ну и т. д.

Повествование. Продолжаем обучать составлению повествовательных текстов – рассказов и сказок, используя средства выразительности – синонимы, описания, диалоги. Детей учим отличать сказки от рассказов по их языковым особенностям: рассказы обычно начинаются со слов «как-то раз», «однажды», «дело было», в них нет традиционных сказочных выражений, концовок. Сказки же чаще всего начинаются с традиционных зачинов типа «жили-были», «в некотором царстве», «за морями, за лесами», в сказках встречаются сказочные слова, выражения, обязательно присутствует сказочная концовка. У всех повествовательных текстов обязательно должны быть начало, середина и конец. Формируем у детей умение связывать между собой предложения и части текста, используя слова связки типа «и вот, тогда, и вдруг, неожиданно, к счастью и т. д. Чтобы дети чётко усвоили структуру рассказа, можно использовать модель – поезд (паровоз, два вагончика). Составление повествовательных рассказов может быть

• по серии сюжетных картин,

• по предметным картинкам,

• из личного опыта.

По серии картин использовать схему не имеет смысла, по остальным видам используем схемы.

Рассуждение. В старшем дошкольном возрасте формируем представления о рассуждении как типе речи, в котором присутствует тезис, доказательство и вывод. Обучаем рассуждать на разном материале – на литературных произведениях, на природоведческом материале, на объяснение отгадок к загадкам, на убеждении кого-либо в чём-то. При обучении рассуждению можно использовать символ – дерево, где ствол – тезис, ветки – доказательство, крона – вывод. При затруднении в рассуждении можно использовать совместное и коллективное доказательство, когда дети дополняют объяснение аргументами. Рассуждение обычно начинается со слов «я думаю», «по-моему», «я считаю», «мне кажется» – так выдвигаем свой тезис, затем идёт доказательство – «потому что, во-первых., во-вторых». И делаем вывод – «таким образом», «значит», «выходит», «получается», «следовательно».

Пересказ. Для пересказа следует подбирать произведения сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью. При пересказе проходим следующие этапы:

• Сначала читаем произведение без установки на пересказ,

проводим беседу для уточнения идеи произведения (чему учит эта сказка, характеристики героев, разъяснения незнакомых слов и выражений, обратить внимание на языковые особенности (если есть фразеологизмы, эпитеты, сравнения, пословицы, поговорки).

• Читаем повторно с установкой на запоминание и последующий пересказ текста.

• Если произведение детям хорошо знакомо, то читать нужно сразу на установку пересказа. В старшей группе продолжаем интерпретацию детьми литературных текстов, когда в знакомые сказки вводится новый персонаж, или заменяется один персонаж другим героем, когда герои одной сказки попадают в другие обстоятельства (старая сказка на новый лад) или герой одной сказки попадает в другую сказку. Обучаем детей рассказывать тексты от лица литературных героев. Например, сказка «Лиса и козёл», сначала рассказать от третьего лица, потом – как рассказал бы хозяин, который вытащил козла из колодца, как рассказала бы Лиса своим лисятам, вернувшись домой, а как рассказал бы её козёл. В этом случае рассказывают только то, что увидел конкретный персонаж, рассказывает от первого лица. Также и по другим сказкам, можно вести пересказ от лица всех персонажей – детям нравится представлять себя сказочными героями и рассказывать, что с ними произошло. Здесь есть возможность детям понять, что чувствовали герои сказки, как каждый отнёсся к этой ситуации, проявляются артистические способности детей, развивается выразительность речи, фантазия, а самое главное – не падает интерес слушателей. Здесь можно использовать игрушки, кукольный театр, эмблемы, шапочки персонажей.

3. Словарная работа

В старшей группе большое внимание уделяется умению обобщать («Скажи одним словом», подбирать более точные по смыслу слова – синонимы – «Скажи по-другому» (на подбор синонимов): мальчик бежит – мчится, несётся, летит, торопится; снег идёт – падает, кружится, летит, сыплется, порхает, валится, ребёнок весёлый – радостный, счастливый, довольный, смеющийся., «Скажи точнее», «Подбери более точное слово», «А как ещё можно сказать?». Умение подбирать синонимы имеет большое значение при составлении текстов, чтобы в них не повторялись одни и те же слова. Развиваем понимание многозначности слов «О чём ещё так можно сказать?», «Какие ещё ты знаешь иголки?», «мальчик идёт, а кто и что ещё может идти?» В словарь детей вводим слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, подбираем притяжательные прилагательные (волчий, заячий).

Упражнение на подбор антонимов «Скажи наоборот»: длинный – короткий, толстый – тонкий, широкий – узкий, горячо-холодно, карандаш – ластик, мыло – грязь, холод – жара и т. д.

При подборе антонимов также мотивируем задание– поможем Маше определить, какая одежда нужна ей к утреннику: не грязная, а (чистая, не мятая, а (глаженая, не старая, а (новая, не повседневная, а (нарядная, не тёмная, а … (светлая) и т. д.

Незаменимы игры в лото – в этих играх можно решать уйму задач. Перед началом игры воспитатель предупреждает, как должен отвечать игрок, если у него есть такая картинка, и только после правильного ответа воспитатель отдаёт ему картинку. Например, воспитатель показывает картинку, ребёнок говорит: это лимон, он кислый, можно усложнить – назвать два или три признака (цвет, вкус, форму)

При подборе детьми слов (предметов, признаков, глаголов, наречий) эффективно работает приём поощрения фишками, наклейками, фигурками, эмблемами, картинками.

Также хорошо активизируется словарь как в личных, так и в командных в соревнованиях «кто больше назовёт»

4. Грамматический строй речи

В старшей группе продолжаем учить согласовывать существительные с трудными формами глаголов, существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, образовывать существительные и прилагательные при помощи суффиксов (мороз – морозный, лист – лиственный, глаголы при помощи приставок (бежал – забежал – убежал, понимать смысловые оттенки вновь образованных слов (берёза – берёзонька, умный – умнейший). Составляем сложные предложения, используя различные союзы и союзные слова (потому что; оттого, что; так, как; из-за того, что и т. д.) Учим правильно употреблять трудные предлоги (из, из-за, из-под, к, над и т. п.)

Игра «Прятки» или «Чего не стало, кого не стало» перед детьми картинки с изображением живых или неживых предметов, например, детёнышей птиц или животных. Картинки по очереди переворачиваются, дети отвечают на вопрос «кого не стало?» – утят, цыплят, котят, медвежат и т. д.

Для упражнений можно использовать «волшебную шляпу» – кто надел эту шляпу, превратился в «Хвастунишку»:

Ведущий по очереди надевает «Волшебную шляпу» детям на голову: «У Вани есть шапка», ребёнок в шляпе: «А у меня много шапок».

Превратился в «Жадину»: Ведущий (им может быть и ребёнок) показывает картинку: «Чья чашка?» Ребёнок в шляпе: «Моя чашка»

-Моя груша и т. д.

Как вариант игра «Потеряшки»: у всех детей по картинке. Дети по очереди обращаются к товарищам: «Лена, это чья футболка?» Лена: «Моя футболка». И обращаясь к другому ребёнку: «Саша, чьё пальто?» Саша: «Моё пальто»

При выполнении заданий по обогащению словаря или на развитие грамматического строя также важно продумывать мотивацию – зачем мы это делаем. Упражняем в использовании предлогов – помогаем животным отыскать своих детёнышей (зайчонок – под кустом, медвежонок – на дереве, лисёнок – за пеньком и т. п.) Поможем малышу собрать игрушки – достанем пирамидку из-за шкафа, паровозик – из-под кровати и т. д.

Д/игра «Увеличилка»: Маленький – большой – огромный; носик -нос – носище, хвостик – хвост -хвостище, ветерок – ветер – ветрище, домик – дом – домище, глазик – глаз – глазище и т. д. Мотивация может быть такая: чтобы художник правильно изобразил семью медведей, расскажем чем они отличаются друг от друга: медвежонок маленький, медведица большая, медведь огромный, значит, у медвежонка носик, у медведицы -(нос, у медведя – носище. (лапки, лапы, лапищи; зубки – зубы – зубищи и т. д)

Вариант игры: Два домика –в одном живёт Уменьшалка, в другом доме Увеличилка. Один ребёнок будет Уменьшалкой, другой – Увеличилкой, можно две команды. Воспитатель называет слова, первый ребёнок называет это слово с уменьшительным суффиксом, другой с увеличительным. Затем можно поменяться.

В старшей группе учим вычленять из фразы слова с заданным звуком, определять место звука в слове, различать гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие звуки, определять количество слогов в слове. Формируем представление детей о звуке, слоге, слове, предложении, тексте. Продолжаем отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи, умение пользоваться различной интонацией. Учим детей определять слова, сходные по звучанию, т. е. подбирать рифму.

Для дифференциации звуков можно использовать упражнение – «Услышал звук – хлопни в ладоши»: Медведь любит мёд. Поэтому он любит все слова со звуком «МЬ». Как услышите этот звук – хлопните в ладоши: мышка, мишка, майка, марка, мялка и т. д. Так можно давать задание на любые звуки.

Разные речевые задачи необходимо включать и в другие занятия: например, по математике – согласование существительных с числительными (восемь морковок, две редиски, согласование существительных с прилагательными в роде числе и падеже (не стало синего треугольника, красный круг лежит рядом с зелёным квадратом) Употребление наречий –справа, слева, вверху, внизу, подбор антонимов (тонкий – толстый, узкий – широкий) и т. п. Хорошо вписываются в занятия по математике рассуждение (докажи, что это круг, описание – (опиши фигуру).

«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.

Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей. Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку,.

Составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Программное содержание: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по карточкам-схемам. Продолжать учить детей правильно.

Адаптация. Записки из личного опыта Адаптация. Мифы и реальность. Заметки воспитателя из личного опыта. Ребенок впервые идет в детский сад. Начинается новый этап в жизни.

Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста» Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной.

Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом. Фитбол-гимнастика.

Консультация для воспитателей «Рассказ детей из личного опыта» Рассказы из личного опыта имеет большое значение для развития речи детей. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в.

Сообщение по экологии из личного опыта «Стремимся познать окружающий мир» Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально – коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Речевое развитие в младшем дошкольном возрасте

Младшие дошкольники обладают уникальными особенности в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, к его смысловой и звуковой сторонам. Обогащение языка происходит в результате выполнения новых задач, которые возникают во время общения и во время собственной деятельности. Все это создает предпосылки для дальнейшего формирования речи.

Речь, как правило, включает в себя множество коротких предложений: слова в ней подбираются исходя из конкретных предметных ситуаций, что проявляется во множестве существительных, глаголов и местоимений. Однако в этом возрасте можно встретить и слова, которые обозначают интеллектуальные и волевые действий, а также слова, обозначающие модальность.

Речь обладает большим значением для всестороннего развития младших дошкольников. Ведь это главное средство общения между детьми. Дети понимают не все грамматические конструкции слов, но речь позволяет привлечь внимание к действиям и предметам. Действия взрослых при этом обладают важной ролью, ведь дети стараются им подражать. Именно подражание взрослым людям становится одним из главных механизмов развития общения в этом возраст.

Возраст от трех до четырех лет обладает особым значением для формирования речи детей.

Главная задача педагогов в области формирования речи у младших дошкольников – помогать детям осваивать разговорную речь, приобретать навыки владения родным языком.

На первых этапах речь развивается благодаря тому, что ребенок подражает другим. Но у некоторых детей развитие речи происходит постепенно, начиная от лепета, первых слов и постепенно пополняя словарный запас. Другие же дети накапливают слуховые образы скрытно. И словарь начинает расти скачкообразно.

Формирование речи дошкольников на современном этапе

Формирование речи детей дошкольного времени сегодня – это одна из важнейших задач, которая стоит перед дошкольными образовательными учреждениями. Речь, являясь средством общения, вплетается во все виды деятельности детей: в их игры, в развлечения, в продуктивные виды деятельности, в прогулки и т.п.

Согласно ФГОС, предъявляемому к структуре образовательной программе в дошкольных заведениях, формирование речи дошкольников становится одной из задач области образования «Коммуникация». Содержание этой задачи связано с тем, чтобы достичь цели овладения конструктивными средствами и способами взаимодействовать с окружающими людьми.

Согласно ФГОС акцент должен быть сделан на совместную деятельность детей и педагогов, на их формы взаимодействия во время игры, на отсутствие твердой регламентации деятельности детей.

Сегодня базовыми формами работы по достижению описанных задач являются следующие:

  • организация педагогом разным видов деятельности детей: образовательная деятельность, продуктивная, музыкальная, театрализованная и другие виды деятельности;
  • совместная со взрослыми деятельность, которая осуществляется согласно режимным моментам;
  • самостоятельная деятельность ребенка.

Структура работы по формированию речи у детей

В структуре работы по формированию речи дошкольников младшего возраста можно применять эти формы работы в комплексе, так как это дает возможность решать задачи более качественно. При этом довольно эффективными считаются ситуации образовательного характера, а также ситуации общения, которые также используют на практике развития речи детей в процессе совместной деятельности и в режимных моментах. Эта форма взаимодействия дает возможность применять дифференцированный подход к дошкольникам и во многом индивидуализировать образовательный процесс, делать его ориентированным на личность.

Главной речевой функцией в этом этапе является сообщение информации, установление и поддержание социальных связей, воздействие на других людей.

Учитывая развитие игровой деятельности, переход от индивидуальных и предметно-манипулятивных игр к ролевым совместных играм, появляются новые потребности в осуществлении коммуникаций, что приводит к появлению иных способов включения речевой активности в ситуативную структуру предметной деятельности.

Появляются иные виды высказываний: ребенок начинает комментировать, корректировать, планировать. Так речь приобретает свойства инструмента планирования и средства организации деятельности, а также способа согласовывать действия с партнером.

Игровое взаимодействие детей младшего дошкольного возраста во многом осуществляется в процессе практических действий, в процессе которых используются невербальные средства общения.

При этом речевые действия еще пока не считаются скоординированными. Дети могут говорить вслух, при этом даже не обращают внимания на то, что говорит сосед.

Количество глаголов, которые используются в повелительном наклонении, понижается. Меняется и соотношение личных и указательных местоимений. Все чаще используются именно указательные.

Вместе с прилагательными, обладающими атрибутивными свойствами, используются прилагательные эмоционального и эстетического характера. Уже с трех лет дети используют сослагательную речь. А в четыре года у них появляются первые признаки косвенной речи[14].

Темпы освоения речи у детей очень высокие. Ежегодно ребенок получает множество приобретений. При этом процесс растягивается по времени, так как получаемые умения достаточно непрочны, у каждого может быть индивидуальный темп развития и свои способы овладения языком.

Становление речи в раннем возрасте

Обсудим динамику изучения разных речевых аспектов.

Звукопроизношение. Слух детей становится достаточно развитым уже на ранних этапах развития. В полтора года дети грамотно воспроизводят слоги в словах, состоящих из двух слогов. А в два года уже в 75 процентах случаев они могут правильно назвать все три слога в трехсложных словах.

Достаточно легко дошкольники воспринимают ритм в слове, его интонационную окраску, ударение. В конце второго года обучения дети усваивают целые группы произносимых звуков.

В два года ребенок, когда слышит образец, старается поправить свое собственное произношение. В это время, не обладая способностью правильно произносить какие-либо звуки, дети улавливают их ошибочное произношение у других.

Спецификой произношения у детей в три и четыре года примерно одна и та же. Согласно А.Н. Гвоздеву, в это время ребенок усваивает звуки, при этом они могут как произносить их правильно, так и делать пропуски, заменять и уподоблять звуки, смягчать их.

Известно, что для произношения сложным является свистящие, сонсорные и шипящие звуки. Их начинают осваивать ребята уже в два с лишним года. На четвертом году жизни их произношение в словах начинает значительно улучшаться, если дети повторяют за взрослыми правильный образец произношения.

При этом произношение звуков в этот период пока неустойчиво. Дошкольники редко способны правильно их произносить, когда им не озвучивают образец. Часто бывает, что, когда они произносят новый звук чисто, они начинают ошибаться при произношении тех звуков, которые усвоили ранее.

Это воздействует на выбор тех языковых средств, с помощью которых ребенок осуществляет речь. Важнейшая задача для ребенка в этом возрасте – овладеть внеситуативным общением как при разговоре с ровесниками, так и со взрослыми. Дети это чувствуют и стараются овладеть точными языковыми средствами, развивать грамотность своего произношения, произвольность речи, строить связные контекстные высказывания.

Младшие дошкольники легко нарушают грамотность своего произношения, когда ослабляется педагогическая работа, когда группы перегружаются, когда возникает шумная обстановка, когда заболевают. Дети, которые говорят чисто, попав в общество малышей и сверстников с дефектами произношения, часто начинают и сами искажать слова.

Дефекты в произношении до пяти лет как правило допустимы, связаны с тем, что речевой аппарат не закончил свое развитие, а также продолжают формироваться функции дыхания и речевого аппарата.

В три года речь становится инструментом общения между ровесниками. Чтобы изучить то, как младшие дошкольники реагируют на незнакомых людей, наблюдают за тем, стараются ли дети устанавливать контакты, выжидают ли они, стараются ли они отвечать на общение.

Если незнакомые взрослые не обращаются к детям и выражают свое к ним расположение только улыбкой и мимикой, то лишь 2 процента детей стараются войти с ними в контакт. Правда, когда взрослые активно обращаются к детям, уже каждый восьмой ребенок откликается.

Конечно, дети испытывают робость. Но главное, у них еще пока нет опыта взаимодействия с разными людьми. У них плохо развиты мотивы общения и инструменты для осуществления такой деятельности.

Младшие дошкольники имеют однообразные мотивы общения, их языковые выражения достаточно просты.

Формирование лексики и грамматики

Лексика детей обогащается, совершенствуются и формы ее использования. Если во время наблюдения за картинками обращать детское внимание на красоту природы, то в 4-6 лет дети начинают усваивать соответствующие термины и методы характеристики природы. Хотя в этом возрасте они пока говорят только о размере и цвете объектов, примерно 30 процентов их определений носят развернутый характер, содержат перечисления, признаки и элементы сравнения.

Также дети начинают дифференцированно применять грамматический речевой строй. Наиболее благоприятной ситуацией, которая бы побуждала детей включать в высказывания сложные предложения, является такая, в которой нужно что-то объяснять и в чем-то убеждать.

До 4 лет у дошкольников случаются ситуации индукционных отношений между игровыми действиями и речью. Дети комментируют то, что они видят, говорят о том, что планируют сделать или уже сделали, но при этом они молчат, когда выполняют непосредственные действия.

У детей в три с половиной года начинает постепенно формироваться речевая основа для развития дружеских отношений, для усвоения поведенческих правил. Но для этого нужно владеть спецификой проявления общения и разбираться в способах его совершенствования.

Вместе с этим в ФГОС уделяется внимание играм, как эффективной форме организации деятельности детей. Игра – это главная деятельность дошкольников. В играх они развиваются, познают окружающий мир в доступной для них форме. При этом игры можно использовать для решения педагогических задач.

Дидактические игры в развитии речи

Чтобы повысить эффективность использования игры, необходимо применять дидактические игры, систематизировать их и оформлять в виде картотеки.

Особенностью дидактических игр является то, что их учебное содержание включает в них правила и действия, что помогает детям усваивать содержание. Ведь мотив выполнения заданий возникает именно в процессе игровой активности. Дети играют, но при этом они усваивают необходимые сведения, используют полученные ранее знания.

Это позволяет сделать дидактическую игру важным видом организации обучения дошкольников родному языку.

Методика формирования речи младших дошкольников для оптимального решения задач речевого характера, для поддержания интереса и для создания атмосферы непосредственности, а также для эмоциональности подразумевает использование следующих методик и приемов:

  • активное использование коммуникативной, а также игровой мотивации;
  • создание проблемных ситуаций, чередование прямых приемов обучения с игровыми, а также внедрение методов косвенного воздействия – игровых правил, дидактических материалов, приемов драматизации;
  • применение личностных и хоровых ответов детей, а также двигательных и словесных;
  • применение разнообразных материалов демонстрационного хараткера;
  • применение заданий, выполняя которые дошкольники меняют позу и двигаются (игровая специфика этих заданий заставляет детей принимать воображаемые ситуации, учит их игровым действиям).

Малые средства фольклора в развитии речи

Чтобы развивать звуковую речевую культуру, применяются игры, а также специальные упражнения, разный речевой материал: звукоподражательства, поговорки, потешки, стишки, скороговорки, рассказы, инсценировки, сказки и наглядные материалы.

Потешки – это фольклорный жанр малой формы.

Большое значение для формирования младших дошкольников играют потешки. Потешки своеобразны, что представляет ценность для детей. Они активизируют воздействие речевого потока на детей. Дети начинают выделять речь из других звуковых сигналов, сосредотачивают на ней внимание.

Простые рифмы, множество раз повторяющиеся слова, эмоции – все это заставляет ребенка слушать и самостоятельно повторять слова. Слова и звукосочетания, напевность – все это делает речь музыкальной. С помощью потешек дети формируют речевой слух, учатся произносить звуки правильно.

Детские потешки наделены тонким педагогическим смыслом. Они позволяют решить несколько задач:

  • развивают звуковую культуру дошкольников. Потешки очень лаконичны и довольно забавны. Они хорошо формируют речевой слух детей, их способность слушать и различать звуки, которые близки по звучанию. Они формируют в них плавность речи и ритмичность, учат делать речь более выразительной и формируют ее интонацию;
  • они обогащают словарь. Произведения фольклора включают в себя множество ярких и красочных картинок, что дает возможность обогатить детский запас слов. Если часто прослушивать их, это поможет усваивать новые словесные формы, которые обозначают предметы. По мере того, как накапливаются подобные речевые образцы, в дальнейшем осуществляется переход к языковым обобщениям. Все это дает возможность запоминать слова, активно их употреблять. Еще ценность потешек заключается в том, что слово соединяется с действиями детей. Содержание потешек обогащено глаголами. Используя их, дети демонстрируют свои действия, которые обозначаются словами, что побуждает их связывать слова с действиями;
  • развитие грамматического речевого строя;
  • развитие диалогической речи;
  • формирование монологической речи;
  • формирование мелкой моторики.

Таким образом, речь младших дошкольников тесно связана с их практической деятельностью, в процессе которой или по поводу которой они общаются с ровесниками и взрослыми. Так как общение носит в основном ситуативный характер, речь принимает специфическую ситуативную форму, выражающуюся в ситуативной диалогической речи.

Речь младших дошкольников обычно осуществляется непроизвольно, так как она формируется в относительной зависимости от общения и не считается главным видом деятельности ребенка.

Ссылка на основную публикацию