39 Самосознание личности и я-концепция
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.
Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение — это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):
♦ сознание отличия себя от остального мира;
♦ сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
♦ сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
♦ социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на
основе накопленного опыта общения и деятельности.
В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.
Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности. » (С. Л. Рубинштейн).
Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и чувство Я. Затем, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.
С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.
Критерии самосознания таковы:
1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;
3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.
Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:
1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.
2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — прежде всего родителей, братьев, сестер. Со временем это становится базисным элементом Я-концепции, хотя впоследствии выявить такие элементы трудно, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие ли они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я обычно оказывают родители, поскольку именно они предоставляют определения правильных и неправильных действий, образцы поведения и оценки поступков, и все это кладется в основу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?
4. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я. Дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и есть опасность, что это чувство останется у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, положительный образ Я и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте оно связано преимущественно с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей. Именно в этот период интеллект подростков и юношей достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
С обнаружением этих новых познавательных способностей у юношей и девушек развивается эгоидентичность — целостное, связное представление о себе.
7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рис. 4.4 приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.
Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я — наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.
Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения. Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена — даже в лучшую сторону — может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.
При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.
Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим. В структуре самосознания можно выделить:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);
2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:
♦ самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
♦ самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня. Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень — форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.
Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различать. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую — самостью. Различие между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.
Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.
Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение — не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:
♦ непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация личности;
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Самосознание личности
Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. способностью осознавать окружающий мир и себя – или самоосознавать.
Сознавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования.
Самосознание личности это совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений – самооценка.С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование понятие Я, собственной индивидуальности.«Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности» – пишет В. С. Мерлин.
С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» (1989) пишет, что самосознание ребенка – это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Он выделяет несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе: овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте.
Считается, что одним из первых к исследованию самосознания подростка обратился Л. С. Выготский. Самосознание подростка он рассматривает не только как феномен его личности и сознания, а как особый временной момент развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.
В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов формируется интегрированный, глубокий и адекватный образ собственного Я. Р. Лэнг пишет, что самосознание включает в себя осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Самосознание развивается по мере того как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах, а с другой – выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. Самосознание влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между внешним влиянием, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.
По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды»; обратимся ко «второму рождению личности» а именно к самосознанию. Самосознание можно определить как отношение личности к себе,что тесным образом связано со стремлением усовершенствовать себя. Отсюда вытекают следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.
Особый интерес представляет работа В. В. Столина <27>о структуре самосознания личности. В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает смысл Я, который содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений Столина сводится к тому, что множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей – к поступкам, поступки – к конфликтным смыслам Я, конфликтный смысл Я, в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.
Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), самосовершенствование.
Самопознание, в свою очередь, складывается из самонаблюдения и самооценки. Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке – одном из ключевых личностных образований самосознания.
В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов <28>, особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания. Это составляет основу самооценки, процесс становления которой не имеет предела во времени. Самооценка определяет и направляет весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития.
Интересной представляется предложенная (в результате анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознания) одной из последовательниц школы Д. Н. Узнадзе, А. А. Налчаджян, следующая обобщенная схема:
• Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне;
• Я-концепция или самосознание – это общая структура самосознания;
• ситуативные или оперативные Я-образы;
• свойства личности (черты характера, способности и т. п.).
Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы составляют отдельный «блок» психики. Центральное Я личности через устойчивые структуры Я-концепции управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Другие «блоки» – чувства и установки, программы действий, умения и навыки. Активность самосознания личности выражается в виде ситуативных Я-образов, «окружающих» центральное Я и его Я-концепцию.
Относительно самосознания А. А. Налчаджян пишет, что в его структуре можно выделить несколько разновидностей элементов:
• элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
• элементы настоящего (реального) Я;
• элементы идеального Я и др.
Таким образом, мы видим, что проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования: образ себя, самооценка и самоотношение.Учитывая, что незавершенность учения о личности очевидна, рассмотрим далее краткую историю развития идей о личности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9722 – | 7568 –
или читать все.
194.79.23.4 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Самосознание личности
Самосознание
Самосознание личности является осознанным отношением человека к его потребности и способности, влечению и мотиву поведения, переживанию и мыслям. Самосознание основывается на способности людей различать себя и свою жизнедеятельность, которая появляется при общении в условиях формирования первичных способов человеческого бытия. При контактах с окружающими, люди вычленяют себя из окружающей среды, ощущают себя субъектами в физических и психических состояниях, действиях и процессах, воспринимает самого себя как «Я». Субъективное определение своего «Я» состоит в том, что человек осознаёт свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.
Я-концепция
Я-концепция является результатом процессов самосознания. Понятие «Я-концепция» было введено в гуманистической психологии в 1950-е гг. Представители гуманистической психологии рассматривали человеческое «Я», как целостное и уникальное образование. В психологии под Я-концепцией понимается динамическая система представлений человека о самом себе. Английским психологом Р. Берне Я-концепция определяется в качестве совокупности всех представлений индивидов о самих себе, которые соотносятся с их оценкой.
Я-концепция появляется в процессе социального взаимодействия в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, в качестве относительно устойчивого, но одновременно подверженного внутреннему изменению и колебанию психическое приобретение.
Сначала Я-концепция зависит от внешних влияний, однако потом она начинает играть самостоятельную роль в жизни всех людей. Мы начинаем воспринимать окружающий мир, делать выводы о других людях, анализируя это всё через Я-концепцию, которая формируется в процессе социализации, но имеет и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.
Каждый человек, взаимодействуя с окружающими людьми и миром, выступает в разнообразных качествах, разных ролях, является субъектом самых разных видов деятельности. Каждое взаимодействие с миром вещей и миром людей придаёт человеку образ своего «Я». Процесс самоанализа, расчленение обособленных конкретных образов своего «Я» на компоненты их образования позволяют внутренне обсуждать свою личность с самим собой. По С. Л. Рубинштейну, с каждым разом самоанализ, помогает включать образ своего «Я» в новые связи, что позволяет выступать во всё более новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях.
В связи с этим происходит возникновение обобщённого образа своего «Я», представляющего собой сложное соединение многочисленных и единичных конкретных образов «Я», которые складывались в процессе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Такого рода обобщенный образ своего «Я», который появляется благодаря отдельным ситуативным образам, включает в себя общие, характерные черты и представления о своей сущности и имеет выражение в понятии о себе, или в Я-концепции. Я-концепция позволяет человеку почувствовать свою самотождественность, чего не могут сделать ситуативные образы.
Я-концепции, которая сформировалась в процессе самопознания, находится в постоянном и непрерывном внутреннем движении. Её зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция имеет большое влияние на всю психику и мировосприятие в совокупности, определяет дальнейшее поведение человека.
Структура Я-концепции
Я-концепция состоит из трёх компонентов:
Когнитивный компонент
Когнитивный компонент называется иначе образ «Я». Он состоит из представлений человека о самом себе. Фактически у человека находится не один образ «Я», а большое количество сменяющих друг друга Я-образов. Я-реальное является представлением о себе в реальном времени. Я-идеальное складывается из представлений о том, каким бы человек хотел быть в той или иной ситуации. Я-идеальное выступает в роли необходимого ориентира для самовоспитания личности.
Некоторые психологи выделяют ещё и Я-фантастическое – это то, каким человек захотел бы стать, если бы это было возможным. Фантастический образ своего «Я» в основном используют дети, особенно подростки, поскольку они любят строить планы на будущее, что нельзя осуществить без фантазий и мечтаний. Но, стоит отметить, что фантастические представления о себе, занимающие основную часть в структуре личности, и не сопровождающиеся осуществлением желаемого, чаще всего оказываются негативным явление, поскольку постоянные несовпадения желаемого с действительным способны нанести вред самосознанию и травмировать личность.
Я-зеркальным называется представление индивида о том, каким он видится окружающим его людям. Этот компонент Я-образа является основополагающим для формирования личной значимости и самооценки.
Оценочный компонент
По-простому данный компонент именуется самооценкой. Она содержит аффективную оценку представлений о себе. В психологических словарях самооценку определяют как ценность, значимость, которую человек придаёт себе и отдельным сторонам своей личности, деятельности, поведения. Основой самооценки выступает система личных смыслов индивида, система ценностей, которую он для себя принял.
Самооценкой исполняются регуляторная и защитная функции, которые влияют на поведение, деятельность и развитие личности человека, её взаимоотношения с другими людьми. Основной функцией самооценки в психологической жизни индивида является то, что она представляет собой необходимое внутреннее условие регуляции в поведении и деятельности. Самая верховная форма саморегуляции на основании самооценки – это своеобразное творческое отношение к своей личности. Оно состоит в желании изменения, улучшения себя и в стремлении осуществить эти желания. Защитная функция самооценки обеспечивает своего рода стабильность и автономность личности, но может приводить к искажению опыта.
Самооценка является довольно сложным образованием психики человека. Она формируется за счёт обобщающей работы процессов самосознания, проходящей разные этапы и находящейся на разных уровнях развития в процессе становления самой личности. Это заставляет самооценку находиться в постоянном процессе видоизменения и совершенствования. Самооценка не может завершить своё видоизменение, потому что самой личности свойственно постоянно развиваться, это влечёт за собой изменения представлений человека о себе, а также и отношения к себе. В роли источника оценочных представлений человека о себе выступает его социокультурное окружение, а также все социальные реакции на разные проявления его личности и результаты самонаблюдения.
Существуют три основных положения, которые необходимы, чтобы понимать самооценку.
- Важная роль в становлении самооценки отводится соотнесению образа реального «Я» с образом идеального «Я». Для высокой самооценки разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным «Я» должен минимальным.
- То, как, по мнению человека, его оценивают другие, является важным фактором для формирования самооценки.
- Важное место в формировании самооценки отводится реальным достижениям личности в самых разных видах деятельности. То есть, чем успешнее становится личность в той или иной деятельности, тем выше будет становиться самооценка.
Самооценку можно характеризовать по нескольким параметрам:
- по уровню – высокая, средняя и низкая;
- по соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);
- по особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная.
Чтобы личность развивалась, необходимо такое самоотношени, чтобы достаточно высокий общий уровень самооценки сочетался с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разных уровней. Устойчивая и одновременно гибкая самооценка (в определённых условиях изменяющаяся в зависимости от влияния новой информации, оценки других людей) хорошо подходит как для развития, так и для продуктивной деятельности. Негативно влияет на самоотношение личности как слишком устойчивая, ригидная самооценка, так и подвергающаяся чрезмерным колебаниям, неустойчивая.
Отличительной особенностью пониженной самооценки является постоянное желание сомневаться в себе, недооценивать свои возможности, способности, достижения, постоянное нахождение в тревоге и страхах перед получением отрицательного мнения о себе, ранимость, которая побуждает индивида прекращать взаимоотношения с другими людьми. Боязнь раскрыться перед другими людьми препятствует глубине и близости общения. Людям с пониженной самооценкой свойственно недоверчивое и недоброжелательное отношение к окружающим.
Адекватная самооценка является показателем действительного взгляда человека на самого себя, его объективной оценки собственных способностей, свойств и качеств. В том случае, когда представление индивида о себе является идентичным тому, каким он на самом деле является, то его самооценка будет называться адекватной. Неадекватная самооценка появляется у человека, мнение которого о себе является абсолютно не таким, каков он на самом деле. Такая оценка является необъективной, мнение человека о себе не соответствует тому, каким его считают другие.
Неадекватная самооценка бывает либо завышенная, либо заниженная. В том случае, когда человек переоценивает свои возможности и личные качества, его самооценка становится завышенной. Индивиды с таким уровнем самооценки всегда быстро берётся выполнять любую работу, которая превышает его реальные возможности. Если человека с заниженной самооценкой в такой деятельности настигает неудача, это приводит к разочарованиям, стремлениям к оправданиям своей несостоятельности внешними причинами или к стремлению перекладывания ответственности на других людей. В том случае, когда индивид недооценивает себя по сравнению с его реальным «Я», то его самооценка будет заниженной.
Такой уровень самооценки постепенно отнимает у личности надежду на успех и такое отношение к нему других людей, которое он бы хотел. А свои настоящие достижения и оценка других людей, которую он на самом деле заслуживает, воспринимается им как временное либо случайное явление.
Поведенческий компонент
К нему относятся все те возможные поведенческие реакции или же конкретные действия, могущие быть вызванными знанием о себе и отношением к себе.
Деление Я-концепции на компоненты является условным. Она является целостным образованием. Каждый из её компонентов обладает относительной самостоятельностью, однако все они находятся в тесной взаимосвязи.
Функции Я-концепции
Я-концепция является очень важной в жизни и развитии личности: она помогает достигать внутреннюю согласованность, определять интерпретацию опыта и выступает в роли источника ожиданий.
Обеспечение внутренней согласованности личности
Важнейшая функция Я-концепции – обеспечение внутренней согласованности индивида, уровня устойчивости её поведения. В том случае, когда происходит согласование нового опыта, который был получен индивидом, с теми представлениями о себе, которые у него существуют, он легко приспосабливается и входит в Я-концепцию. Тогда, когда не получается вместить новый опыт в представления о себе, получается противоречие существующей Я-концепции, начинают срабатывать механизмы психологической защиты, помогающие личности найти правильную интерпретацию травмирующему опыту либо отрицать его. Это помогает содержать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже в том случае, когда реальные факты выступают для неё угрозой. Это желаение защиты Я-концепции, ограждения её от пагубных воздействий выступает одним из наиболее главных мотивов любого адекватного поведения.
Термин «защитные механизмы» предложил 3. Фрейд в 1926 г. В наш дни под психологической защитой понимают способ, помогающий индивиду предохраняться от влияний, которые угрожают напряженностью и ведут к дезинтеграции личности. Главные признаки для разных видов защитных механизмов выступает то, что они:
- являются бессознательными, то есть человек не осознает причины, мотивы, цели и сам факт своего защитного поведения в отношении определенного явления или объекта;
- всегда искажают, фальсифицируют или заменяют реальность. По этой причине их чаще всего рассматривают как дезадаптивные.
Раньше всех стало известно про защитный механизм вытеснения. Ему отводится особое место в теории психоанализа. Вытеснение часто называют «мотивированным забыванием», поскольку оно является процессом исключения из сознания тех мыслей и чувств, которые причиняют страдания. Но избавление от тревоги с помощью вытеснения не остаётся бесследным. 3.Фрейд отмечал, что мысли и импульсы, которые были вытеснены, не перестают быть активными в бессознательном, а для того, чтобы предотвратить их попадание в сознание, необходимо постоянно тратить психическую энергию.То, что вытесненный материал стремится к открытому выражению иногда проявляется в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни».
Ещё одним защитным механизмом является отрицание, выражающееся в бессознательном отказе признать наличие определенных событий, переживаний и ощущений, причиняющих человеку боль при их признании. Например, человек, который является неизлечимо больным, однако продолжает заниматься прежней работой и избегает каких-либо разговоры о своей болезни, строит долгосрочные планы. Человек, основным механизмом которого является отрицание, всегда настаивает на том, что «всё отлично и всё к лучшему».
Проекцией называется процесс, когда внутреннее ложно воспринимается как приходящее извне, то есть с помощью проекции человек приписывает свои неприемлемые мысли, установки, желания другим людям. Очевидным путем защиты от тревоги, которая связана с неудачей или виной, выступает перекладывание вины на другого человека. Человеком не осознаются собственные враждебные импульсы, но они видятся им в других, и тогда те другие воспринимаются им ненавидящими и преследующими его.
Реактивное образование состоит в преобразовании негативного аффекта в позитивный либо наоборот. Такой механизм состоит в препятствии проявлению неприемлемых желаний и чувств с помощью развития противоположных им установок и форм поведения. Механизм формирования реакции осуществляется постепенно. Сперва неприемлемый импульс вытесняется, после чего на уровне сознания формируется совершенно противоположный. Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего брата, что все ночи подряд сидит рядом с ним, потому что боится, что он может вдруг перестать дышать.
Рационализация относится к ложной аргументации, с помощью которой иррациональное поведение становится на первый взгляд вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Существует множество форм рационализации. Рационализирует человек, который говорит, что работа, с которой он был уволен, и так давно ему не нравилась; поклонник, который решил, что отвергнувшая его девушка не очень-то и привлекательна. Такую же роль иногда играет феномен «сладкого лимона»: человек, которому было необходимо оставаться в неприятных для него условиях, с помощью рационализации начинает считать их вполне желательными.
Сублимацией называется процесс вполне здорового средства разрешения психологических трудностей с помощью преобразования сексуальной или агрессивной энергии в художественное либо интеллектуальное творчество.
Интерпретация опыта индивидом
Второй функцией Я-концепции выступает то, что она задаёт характер для интерпретации индивидом его собственного опыта. Я-концепция выступает в роли своего рода внутреннего фильтра, определяющего характер восприятия человеком любой ситуации. Когда ситуация проходит через этот фильтр, она рационализируется, осмысливается, получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.
Определение ожиданий индивида
Третьей функцией Я-концепции выступает положение о том, что она является основной для ожиданий человека. Другими словами, она задаёт представления о том, что должно будет произойти. Люди, которые уверены в своей значимости, ожидают и от других такого же трепетного отношения к себе, и наоборот, те люди, которые сомневаются в собственной ценности, обычно считают, что они никому не смогут понравиться, и начинают избегать любых социальных контактов.
Самосознание и его функции
Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.
Осознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека.
Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.
Понятие самосознания
В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.
В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:
- овладение собственным телом;
- возникновение произвольных движений;
- самостоятельное передвижение и самообслуживание;
- постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
- принятие оформленного самосознания.
Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».
Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.
Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.
Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.
Структура самосознания
Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:
- Самопознание.
- Самоконтроль (или саморегуляция).
- Самосовершенствование.
Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.
При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:
Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию.
Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (реального) «Я»; элементы идеального «Я» и др.
Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения. С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.
Функции самосознания
Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:
- Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
- Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
- Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
- Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
- Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».
Все функции самосознания связаны между собой, они могут проявляться не последовательно, а одновременно.
Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции
Самосознание – относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом. Но что интересно: построение взаимоотношений зависит от самосознания человека. Как это противоречие объяснить и как развивается самосознание – читайте в статье.
Что такое самосознание
Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.
Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.
Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.
Структура самосознания
Самосознание включает в себя три элемента.
Когнитивный (самопонимание)
Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.
Эмоционально-оценочный (самоотношение)
Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.
Поведенческий, или волевой (саморегуляция)
Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.
Самоактуализация
Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.
Самооценка
Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.
Уровень притязаний
Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.
Структура Я-концепции
Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:
- Я реальное (какой я есть сейчас);
- Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
- Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).
Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.
В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:
- Я-реальное;
- Я-идеальное;
- Я-потенциальное;
- Я-личностное;
- Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).
В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:
- Я-телесного;
- Я-настоящего (наличного, актуального);
- Я-динамического;
- Я-фантастического;
- Я-вероятного;
- Я-идеализированного;
- Я-представляемого;
- Я-идеального;
- Я-будущего (возможного).
Я-телесное
Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:
- реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
- внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
- социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
- идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.
Настоящее Я
Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.
Я-динамическое
Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.
Я-фантастичекое
По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.
Я-идеальное
Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.
Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.
Я-возможное (будущее)
Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.
Я-идеализированное
Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.
Я-представляемое
Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.
Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.
Я-фальшивое
Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:
- боится негативной самооценки;
- ожидает негативного отношения извне;
- не способна к поступкам, питающим самоуважение.
От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.
Развитие самосознания
Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:
- Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
- Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
- Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.
Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.
- Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
- Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
- Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
- Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
- В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
- Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
- Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
- Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).
Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:
- Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
- Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
- Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
- Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.
Самосознание в онтогенезе
В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.
Зачаточное самосознание
Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.
Аллопсихическое самосознание
Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.
Соматопсихическое самосознание
Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.
Аутопсихическое самосознание
Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.
Ошибки в развитии самосознания
Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:
- Избегание близких межличностных отношений.
- Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
- Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
- Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.
Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:
- низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
- реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
- неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.
К другим нарушениям в развитии самосознания относится:
- неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
- искаженный образ Я;
- эгоцентризм (искаженное представление своей роли в мире);
- патологии (психические расстройства и заболевания).
Функции самосознания
Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.
Среди других функций можно выделить:
- обеспечение внутренней согласованности (иногда самосознание может даже не пропускать во внутренний мир некоторые внешние факторы, если те не соответствуют чему-то из Я);
- интерпретация индивидуального опыта, то есть характер восприятия ситуации (самосознание и Я-концепция объясняют, почему два человека могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному, то есть Я-концепция не только трактует наше поведение, но и «объясняет» нам смысл поведения других людей);
- определение ожиданий, то есть того, что должно произойти (тесно связано с принятием и непринятием, а также видением ситуации).
Разобравшись в сути и структуре самосознания, а также его функциях, можно с легкостью понять и заметить, насколько разным и уникальным является каждый человек. «Ждал одно, а получил другое», «Хотел как лучше, а получилось как всегда», «Я не это имел в виду», «Я знаю, что опять буду выглядеть дураком», «Брось, он не флиртовал. Я уверена, что никому не могу понравиться» – все это игры самосознания и его 3 главных функций.
Самосознание личности
Самосознание личности – это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное “Я”, а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом. Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека. В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно. Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания.
Самосознание и развитие личности
Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:
1 стадия (до года) – выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.
2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.
3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.
4 стадия (7-12 лет) – продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).
5 стадия (12-14 лет) – ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.
6 стадия (14-18 лет) – имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.
Формирование самосознания личности
В подростковом и юношеском возрасте происходит формирование основ самосознания личности. Именно этот этап (от одиннадцати до двадцати лет) включает влияние на подростка собственного статуса среди ровесников, оценки общественной мысли, своей деятельности и соотношение реального «Я» с идеальным. Определяющими категориями формирования самосознания личности есть мировоззрение и самоутверждение субъекта.
Мировоззрение – это система целостных суждений человека о себе самом, окружающей действительности и о жизненных позициях и действиях людей. Оно основывается на опыте и знаниях, накопленных до этого периода, и придает деятельности осознанный характер.
Самоутверждение – это поведение человека, которое обусловлено повышением самооценки и поддержания желаемого общественного статуса. Метод самоутверждения зависит от воспитания, возможностей и индивидуальных умений конкретной личности. Человек может самоутверждаться как с помощью своих достижений, также и с присваиванием себе несуществующих успехов.
Среди других значимых категорий выделяют: осознание необратимости времени и смысла жизни; формирование полноценного самоуважения к себе; понимание личного отношения к интимной сенситивности (но тут существуют гендерные различия, обусловленные тем, что девушки развиваются физиологически раньше юношей); постижение любви как социально-психологического выражения.
Наравне с этими категориями следует выделить социальную роль и социальный статус, как основные критерии формирования самосознания.
Социальная роль – это устойчивая характеристика социального поведения, выражающаяся в выполнении моделей поведения, согласующаяся с нормами и собственными ожиданиями. Она сочетает ролевые ожидания и собственно исполнение роли.
Роль оказывает сильнейшее влияние на развитие индивида, так как именно социальное взаимодействие в значительной мере помогает приспособиться индивиду к жизни.
Социальным статусом называют положение человека в определенном обществе, которое включает ряд прав и обязанностей. Некоторые социальные статусы приобретаются при рождении, а другие целенаправленно достигаются на протяжении жизни.
Особенности самосознания личности
Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру. Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением). Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.
К основным функциям относят: самопознание – получение информации о себе; эмоционально-целостное самоотношение и формирование «Я»; самозащиту своей неповторимой личности; саморегуляцию поведения.
Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание. Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире. Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.
Главной особенностью и самым важным компонентом самосознания является образ «Я». Это сравнительно устойчивые и не всегда осознаваемые понятия человека о себе, в результате которых он взаимодействует с людьми. Этот образ выступает установкой непосредственно к своим действиям и включает три компонента: когнитивный, поведенческий и оценочный. Первый включает в себя понятие о своей внешности, способностях и социальной значимости. Второй компонент охватывает желание быть понятым и вызывать уважение и симпатии друзей, учителей или коллег. А третий объединяет собственное уважение, критичность и уничижение.
Существует еще идеальное «Я», которое обозначает желаемое видение себя. Этот образ присущ не только в юношеском, но и более зрелом возрасте. Изучение самооценки помогает определить степень деструктивности или адекватности «Я».
Самосознание и самооценка личности
Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.
Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.
Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.
Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.
У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.
Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.
Нравственное самосознание личности
Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.
Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.
Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.
А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.
Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.
Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими нравственными нормами. Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.