Признаки секты, чем отличается секта от религии и как выйти из секты?

Характерные признаки секты

В большей или меньшей степени секты характеризуются следующими признаками:

1. Религиозная реклама (маркетинг)
Секты всегда заняты, как на базаре навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг – это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» – секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» – мормоны; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» – рериховское движение, секта «Святая Русь»; «фестивали и семинары по вопросам семейной жизни» – секта Муна, «психологическая дрессировка (тренинг), разрешение проблем общения» – секта сайентологии; «воспитание детей, благотворительные концерты» – секта «Семья»; «семинары по вопросам педагогики и медицины» – секты Акбашева). Это и частая маскировка под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, «Духовный центр им. Сергия Радонежского») и экстрасенсами, адептами движения New Age.

2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление
Религиозная реклама (маркетинг) – следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» – два сектанта должны буквально зажать как в тисках человека и не отпускать даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев,» угрозам и шантажу.

3. Двойное учение
Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение – одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое – для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты – оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя – «христом», то есть с точки зрения христианства – антихрист? Кто бы пошел в гости к рериханцам в «Духовный центр им. Сергия Радонежского,» если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда маскируются под общепризнанные ценности.

4. Иерархия
Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует «лестница» из многих семинаров – вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцати однодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда, человек оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей «живой этики»: ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

5. Непогрешимость секты и ее основателя
Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая,» чем истины всех прочих, особенно же – традиционных религий. Эти «истины» получаются сверхъестественным путем, через «откровения,» видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался «Христом» и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения,» объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина – именно Корея, которую осчастливил своим рождением «преподобный» Мун; для «свидетелей Иеговы» любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину – безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами «агни-йогу.») Основатели сект – люди, которых последователи наделяют божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «христами»: Мун, С. Тороп («Виссарион»), М. Цвигун («Мария Дэви»), Т.Ф. Акбашев (считает «иисусом» не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как «матерью мира» именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или «духовное,» мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта «сахаджа-йога») молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

6. Программирование сознания
Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

7. Духовный элитизм (избранничество)
Членам секты внушается мысль о том, что они – единственно спасенные люди, что все окружающие – люди «второго сорта,» обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в человеке пара-нормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

8. Контроль жизнедеятельности
Конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели вступивших в секты вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «ашрамы» или «монастыри», часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

9. Политические цели
Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями,» стремящимися получить власть над всем миром. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков – кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты «Церковь Объединения», прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

Как распознать секту? 10 признаков, которые должны насторожить

Определение секты дать сложно – на этот счёт спорят сами эксперты. Обобщённо сектой называют отдельную религиозную группу людей, имеющих учение и практику, которые отличаются от основных существующих мировых конфессий. Несмотря на разные подходы, среди исследователей данного вопроса (а темой занимаются социологи, религиоведы, историки, культурологи и др.) можно выделить ключевые характеристики, свойственные большинству из сект.

1. Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

КСТАТИ
Существует специальный психологический приём «бутерброд»: человека окружают особым вниманием и заботой, двое сектантов постоянно держат всестороннюю связь с вербуемым, чтобы не допустить его критических мыслей в отношении учения.

2. Иерархия и двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность – одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.

4. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём – через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

Читайте также:
Главу секты из Новосибирска приговорили к 11 годам тюрьмы
Новосибирский суд вынес приговор основателю секты «Ашрам Шамбала» Константитну Рудневу

5. Подавление рационального сознания. Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения. Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления. Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

6. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.

7. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Как правило, они «будут спасены» или смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст – адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни». Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, «совершенствоваться» и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

ВАЖНО
Сектанты стараются спровоцировать новичка на поступки, ставящие его вне общественных рамок, чтобы ещё больше обособить его от внешнего мира.

8. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть «точка просветления», завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т. н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

В секты обычно попадают люди с неустойчивой психикой и те, кто находится на жизненном перепутье. Жертвами становятся те, кто подсознательно чувствует себя одиноким и неуверенным в себе. На этом как раз и играют сектанты, навязывая человеку свою поддержку.

Распознать, что человек из вашего окружения попал в секту, можно как по косвенным, так и по прямым признакам. Иногда он может прямо признаться, что нашёл «замечательное место», где всем «помогают». Иногда человек становится сам на себя не похож – подолгу пропадает неизвестно где, находится в неестественно приподнятом настроении и заявляет, что он нашёл «смысл жизни», использует непонятные выражения и носит символическую атрибутику.

Помочь ему можно и нужно. Как?

1. Постарайтесь проверить, в какую именно секту попал человек. Разузнайте о ней, о том, чем занимаются сектанты, где и как именно.

2. Обратитесь в органы правопорядка, особенно, если налицо какие-либо противоправные действия среди участников секты (драки, кражи, незаконная аренда жилья), привлеките психотерапевта – специалиста по зависимостям от секты.

3. Найдите тех, кто пострадал от действий данной секты, соберите группу поддержки из тех, кто вызывает (или вызывал раньше) уважение у завербованного.

4. Не стоит критиковать политику секты, обходите резкие углы. Постепенно и мягко вытаскивайте его из окружения «собратьев».

5. Приверженность секте сродни наркотической зависимости. Будьте всегда рядом с человеком, оказывайте ему всестороннюю поддержку. При возможности стоит переехать, чтобы вырвать его из обыденной жизни.

6. Время от времени следует проверять, не обратился ли человек обратно к прежним учениям. Важно, чтобы у человека выработался иммунитет к подобным организациям, чтобы в будущем он мог сам распознать секту.

Theme

воскресенье, 1 июля 2012 г.

Чем секта отличается от религии

Иногда можно услышать, что традиционные религии называют сектами, а секты религиями. Оставляя в стороне тех, кто поступает так сознательно, попробуем разобраться в рассматриваемом вопросе по мере сил.

В современном мире существует множество сект различных типов – классические, психокульты, коммерческие, экологические, оккультные, педагогические, псевдорелигиозные, UFO-культы и другие. В классическом смысле секта – община, отколовшаяся от традиционной религии. Это происходит в том случае, когда некая группа лиц выбирает из того или иного учения определенные фрагменты, порой второстепенные, а не рассматривает его целиком, либо строит свое вероучение на понимании первоисточников, отличающемся от понимания первенствующей религии. Обычно это является следствием человеческого фактора, изменением догматической части под предлогом улучшения и модернизации. Такие секты не оказывают резко выраженного деструктивного воздействия на психику адептов, однако, если говорить с точки зрения православия, сообщают им не точные и, даже, ошибочные понятия о пути спасения, о добродетелях и пороках, о Боге. Взращивая в своих членах искаженные понятия, эти секты искажают и путь по которому они могут придти к Богу и, в результате, не приводят к Нему. Деятельность человека на Земле зависит от образа мыслей. Если он правильный – человек в течение жизни приобретает качества, необходимые для наследия вечности. Если образ мыслей ложный – человек впустую тратит драгоценное время, не имея точного понятия об упомянутых качествах, заостряет внимание на мелочах или вовсе, приобретая пороки и падая в пропасть, думает, что движется вперед.

В этом основное отличие классической секты от религии – в искаженном понимании учения последней. Поэтому такого типа секты всегда будут позже религии, от которой они откололись, и за основу будут брать ее источники. Так, например, секты, возникшие в 19-20 веке и отвергающие православное понимание Священного Писания, используют Евангелие, составленное и сохраненное Православной Церковью. (Подробнее об этом см. Формирование корпуса новозаветных текстов и Уточненная датировка книг Нового Завета)

Больше всего существует сект, порожденных протестантизмом, который, провозглашая, что все должно быть по Писанию, отверг апостольское понимание христианства, и каждая протестантская группа стала понимать Евангелие как ей удобно. Так появилось женское и гомосексуальное священство, “венчание” однополых браков, отмена церковных таинств и прочее, вплоть до смеха, истеричных телодвижений и катания по полу во время т. н. богослужений. Все это делалось ради пользы, ради улучшения христианства.

Следующий тип сект – тоталитарные. Этот термин введен религиоведом А. Л. Дворкиным в 90-х годах, и с тех пор успешно прижился. Тоталитарная секта отличается от классической тем, что оказывает более ощутимое воздействие на психику адепта. Термины “зомбирование” и “эффект магнитофона” как раз относятся к этому виду сект. Тоталитарные секты имеют целью полную власть над своими адептами и их материальную и физическую эксплуатацию, что достигается за счет обмана, сокрытия информации, контроля сознания, поведения, информации и регламентации всех сторон жизни. Например, муниты, живут по двадцать человек в квартире, спят на полу, попрошайничают на улицах, соревнуясь друг с другом, а перед этим забрасывают институт, уходят из дома и уезжают в другой город. Но при вербовке новичков все это скрывается, даже название самой организации. Если бы они сообщали все подробности пребывания в своей секте, никто бы к ним не пошел, поэтому они прибегают к такому приему, как обман при вербовке. Например, приглашают на бесплатные курсы английского или предлагают пройти бесплатный “оксфордский тест”, не имеющий никакого отношения к Оксфорду и результат которого не зависит от того, что вы там напишете.

Другой прием используемый тоталитарными сектами – контроль сознания, или, говоря по простому, промывка мозгов, зомбирование. Дело в том, что доктрины многих сект довольно убоги. Чего стоят утверждения саентологов о том, что посредственный писатель-фантаст Рон Хаббард – самый выдающийся человек из когда-либо живших на земле и все его сочинения и аудио-записи являются “священным писанием”. Если кому-нибудь сообщить эти истины прямо в лоб, он может просто усмехнуться и уйти. Поэтому в сектах применяются определенные психологические методики, встраиваемые в обучающие курсы – например, курс “как научиться больше зарабатывать”, – которые влияют на сознание человека, устраняют критический подход к материалу и заставляют его поверить в свои доктрины в обход логики и свободной воли. В этом заключается насилие над свободным выбором. Как пример, хочется привести фрагмент статьи “Контроль сознания в Саентологии”:

Первое тренировочное упражнение, называемое “ТУ 0”, требует от студента сидеть на стуле перед партнёром, сначала с закрытыми глазами, а затем с открытыми, и “просто быть там”. Это упражнение делается не менее двух часов, часто дольше. Однажды, будучи саентологом, я делала ТУ 0 на протяжении двенадцати часов подряд. Во время ТУ 0 человеку не разрешают двигаться, улыбаться, говорить и вообще иметь любые проявления. Данный процесс крайне гипнотичен, поскольку один из самых легких способов войти в транс – это держать глаза неподвижными.

Далее следует ТУ 0 “Травля быка”, где партнер говорит студенту какие-то вещи, заставляющие его реагировать. Это называется “находить кнопки”. Когда человек проявляет реакцию, ему говорят “фланк”, и объясняют, что он сделал. Затем фраза, которая заставила его реагировать, повторяется до тех пор, пока человек не перестанет выражать в отношении неё каких-либо проявлений. Это очень эффективный метод контроля поведения человека, выключающий его сознание, когда кто-то начинает делать негативные высказывания о саентологии.

Затем идут ТУ 1 и 2, где читаются реплики из “Алисы в стране чудес”. Почему именно это произведение? Задумайтесь, какие ассоциации “Алиса в стране чудес” вызывает у Вас? Конечно же, это книга, которую большинство из нас читали в детстве, поэтому возвращением человека в этот возраст создаётся еще одна возможность для легкого манипулирования.

ТУ 3 и 4 учат человека повторять вопрос, до тех пор, пока не получен ответ, таким образом, загоняя его мышление в рамки единственно правильной, ограниченной колеи. Имеются и другие ТУ (иронически названные самим Хаббардом “тренировочными упражнениями высшего уровня внушения”), где пепельнице нужно давать команды “встаньте” и “сядьте на этот стул”, но ТУ с 0 по 4 делаются наиболее часто.

После тренировочных упражнений следуют “объективы”. Цель объективов заключается в том, чтобы человек научился пассивно воспринимать контроль. Например, в одном процессе, одитор даёт команды: “Посмотрите на эту стену”, “Подойдите к этой стене”, “Прикоснитесь к этой стене”, “Развернитесь”, и повторяет их в течение многих часов. В случае неподчинения одитор физически заставляет человека выполнить его указания. Как правило, человек, проходящий этот процесс, испытывает гнев и другие эмоции, вызванные навязанным контролем, но в итоге он сдаётся и подчиняется. К этому моменту наступает эйфорическое состояние транса и человек ощущает себя счастливым.

ТУ и Объективы – это база, которую должен получить каждый саентолог, поэтому именно они создают благоприятную почву для дальнейшей идеологической обработки.

Более всего запомнилось мне начало занятий. Во-первых, дверь в класс заперли изнутри, и все, кто там был, встали со своих мест, чтобы поприветствовать какого-то молодого человека с бородкой, и наступил момент напряженного внимания, так что стало тихо.

– Вы готовы к началу занятий?! – буквально заорал тот, что с бородкой.

-Да. – рявкнули в ответ присутствующие.

Но супервайзеру такой ответ понравился не вполне. Он крикнул громче:

– Готовы. – ответил хор голосов, к которым невольно присоединился и я.

– Посмотрите на своего соседа. – последовала новая команда. Глупо, конечно, но приходится подчиняться. .

– Пожмите друг другу руки.

. Еле вытерпел – честное слово. Ощущение такое, словно валяешь дурака в присутствии глазеющего народа. Кое-кто из “студентов” тоже ощущает себя неловко, но стараются сломать в себе остатки сопротивления, стараясь быть похожими на большинство.

Следующий день занятий. Снова – приветствие супервайзера при закрытой двери в учебную аудиторию. На сей раз это была девушка, и она задала всем жару:

– Пожмите руки сразу трем соседям. Потрогайте сразу четыре предмета на столах. Громко поздоровайтесь друг с другом!”

В конце занятия я уже смотрел на буклет со смесью замешательства и суеверного страха. . Возникает впечатление, что вся творческая энергия создателей данной методической работы ушла на то, чтобы исключить всякую самостоятельность в подходе к рассмотрению книги Хаббарда, словно это и не книга вовсе, а нечто вроде священного писания, к которому нельзя ничего прибавить, в котором ничего нельзя упустить из виду.

В том числе к контролю сознания относится сектантский язык: используя их терминологию, человек принимает для себя и те несуществующие предметы, которые она описывает.

Но главное зло тоталитарных сект, как мне кажется, состоит даже не в том, что они могут выжать из человека все силы и деньги, а потом выбросить его за ненадобностью. Главная их опасность – изменение нравственной шкалы, понятий о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Адепты ряда сект готовы нарушить не только общепринятые морально-этические нормы, но и совершать уголовные преступления, если это нужно секте. Этот принцип называется цель оправдывает средства. Соврать, запугать, украсть, распространять наркотики, заниматься проституцией, даже убить – все это будет “правильными” поступками, если ведет к пользе организации. Конечно, далеко не каждый, попав в секту, готов совершить что-либо из упомянутого, поэтому секты имеют двойное учение: одно – для внешнего мира и новичков, другое – для продвинутых. Например, новичкам говорят, что нарушать закон ни в коем случае нельзя, но в последствии они узнают, что закон написан “внешними” людьми, не просветленными учением секты, следовательно, он не идеален и даже ошибочен, поэтому, если никто не узнает, нарушать его можно, а иногда и нужно.

Если рассматривать традиционные религии и тоталитарные секты, можно отметить следующее кардинальное отличие. Когда какой-либо безнравственный поступок совершает представитель традиционной религии, это является следствием его несоответствия ее учению. Плохой православный является таким не потому, что так поступать его учит Евангелие, а как раз наоборот: он не придает никакого значения тому, что там написано. И если он раскается и начнет жить согласно своей вере, его жизнь изменится. В сектах же, безнравственные поступки оправдываются учением и в них происходит обратный процесс: то, что человек до секты считал для себя недопустимым, попав в секту может начать считать вполне естественным.

Таким образом, возвращаясь к классическим сектам, можно сказать, что они находятся в компетенции историков и богословов, в то время как тоталитарные секты должны находится в компетенции правоохранительных органов.

Другие признаки тоталитарных сект: запрет на чтение критики в адрес секты, что называется контролем информации, невозможность критически оценить действия руководства секты, невосприимчивость к фактам, разоблачающим секту и неспособность разобраться в них – своеобразная “упертость”, “ничего не вижу, ничего не слышу”. Также во многих сектах у адептов намеренно культивируют гордость по отношению к людям, не принадлежащим секте и мысль, что сектанты делают великое и полезное дело, находясь в организации. Одна знакомая рассказывала мне про свою подругу, которая пыталась завербовать ее в какую-то коммерческую секту по продаже моющих средств (скорее всего, это был AMWAY). Узнав, что подруга, ездя по стране и продавая эти средства, практически ничего не заработала и спросив о смысле такого бизнеса, моя знакомая получила ответ, что это уже само по себе доброе дело – продавать такое хорошее моющее средство.

Если мы присмотримся к признакам тоталитарных сект, то, скорее всего, заметим, что те или иные из них иногда встречаются в поведении окружающих нас людей, не состоящих ни в каких сектах. А если попробуем честно взглянуть на самих себя, то поймем, что и нам не совсем чужды вещи, описанные здесь. Кто-то склонен к ним больше, кто-то меньше, но, в обычной жизни, они, хотя и могут сделать характер человека сложным, все-таки остаются в неких рамках. Секты же буквально гипертрофируют их. Гипертрофируют “упертость” и гордость, превращая их в фанатизм; искажают и эксплуатируют стремление бескорыстно сделать добро, помочь другим. В результате человек, думая, что “спасает планету”, может не только соврать, украсть или убить, но и будет считать при этом, что он лучше других и поступает правильно: этакий сверхчеловек, освободившийся от морально-этических условностей темного общества. Т.е. секты меняют личность адепта и, как правило, форматируют ее по образу основателя культа. А что представляет собой классический основатель тоталитарной секты, можно понять из следующей цитаты:

“В дополнение к злоупотреблениям и нарушению гражданских прав своих собственных последователей, эта организация на протяжении многих лет, согласно своей доктрине “честной игры”, преследует людей не из церкви, которых она воспринимает как врагов. Она отчетливо шизофренична и параноидна, и это странное сочетание, похоже, является отражением ее основателя ЛРХ [Л. Рона Хаббарда]. Свидетельские показания дают нам ясное представление об этом человеке, который был патологическим лгуном в том, что касается его истории, биографии и достижений. Кроме того, документы и прочие письменные свидетельства отражают его эгоизм, жадность, алчность, стремление к власти, мстительность и агрессивность против любого, кого он считает нелояльным или враждебным”.

Судья Пол Г. Брекенридж Мл.
Лос-Анджелеский Калифорнийскиий Верховный суд, 1984

Можно привести еще один тип сект – психокульты, строящиеся на основании различных психологических тренингов. Такие секты возникают в том случае, когда проводящему их психологу или считающему себя таковым не хватает положительных нравственных качеств, он побеждается различными пороками – сребролюбием, блудом, властолюбием, тщеславием – и начинает удовлетворять их посредством своих учеников, одновременно строя идеологическую базу, оправдывающую его поведение. Соответственно, эта база переходит из его головы в головы его последователей. Как пример можно привести секту-психокульт Михаила Лежепекова.

Надо сказать, что секту, как сказал А. Л. Дворкин, можно создать вокруг чего угодно, хотя бы вокруг лампочки, и она совсем не обязана иметь отчетливые религиозные черты. Однако, человек такое существо, что он может наполнить пускай даже не осознаваемым религиозным смыслом сферу своих интересов. Например, такая коммерческая секта, как Гербалайф, имеет все сектантские атрибуты – обман при вербовке, контроль сознания, почитание основателя и “продукта”, который он изобрел.

Религиозные секты — признаки и опасность

Содержание статьи:

  1. Что такое религиозная секта
  2. Разновидности
  3. Секты мира
    • Легальные
    • Запрещенные

  4. Секты России

Религиозная секта — это замкнутая группа или организация верующих (может быть официальной и неофициальной), отошедшая от основного вероучения своей Церкви, придерживающаяся радикальных догматов, претендующая на исключительность и «божественную правду» в последней инстанции.

Что такое религиозная секта

В переводе с латинского слово «секта» имеет несколько значений: учение, путь, правило, образ мыслей и действий, жизни. В современном понятии это верующие, отошедшие от догматов своей Церкви, взявшие за основу какое-либо положение из вероучения и строящие на нем свои взаимоотношения внутри своей организации и с внешним миром.

В Древнем Риме слово «секта» имело нейтральный оттенок, часто использовалось для характеристики отдельных философских школ. Например, Тацит в своем историческом труде «Анналы» называл сектой философов-стоиков. Уже в то время у слова появился негативный оттенок, так древнеримский писатель Апулей называл сектой группы разбойников.

Основоположник лютеранства Мартин Лютер (1483-1546) придал слову «секта» современное понятие. «Я предупреждаю вас так серьезно ввиду той опасности, что многочисленные заблуждения и секты — ариане, евномиане, македонцы и другие еретики — несут вред Церквам своей хитростью. ». С тех пор сектантами стали называть людей, несогласных с догматами христианства, а потому отошедших от них. Нередко ради своих корыстных целей.

В наши дни понятие «религиозная секта» сохраняет негативный оттенок. В истории были случаи, когда фанатичные сектантские проповедники призывали своих адептов добровольно уходить из жизни. Так в декабре 1995 года 16 последователей «Ордена Храма Солнца» сожгли себя в лесу недалеко от Гренобля.

По форме своего устроения и работы религиозные движения и секты заметно отличаются от деятельности христианской или другой Церкви. Проповедник — непререкаемый авторитет, ему беспрекословно подчиняются все члены организации.

Отличительным признаком религиозной секты следует считать замкнутость, уход от мира в свою зачастую реакционную идею, которая на самом деле не имеет никакого отношения к религии. Издавна встречались обладавшие харизматическими чертами и даром красноречия личности, проповедовавшие конец света. И многие попадались на их уловки.

Заканчивалось это весьма печально. В 1997 году 39 адептов американской секты «Врата Рая», ожидая столкновения Земли с кометой, покончили жизнь самоубийством. Потому неудивительно, что крайне радикальные религиозные организации и секты запрещены во многих странах на законодательном уровне.

В отличие от христианства, в буддизме и индуизме слово «секта» не имеет негативного смысла, а обозначает сложившуюся традицию, обоснованную гуру — учителем. Буддизм — это не религиозное учение в традиционном европейском понятии, а философское осмысление жизни. Нравственный Закон — Просветление, данное после глубоких размышлений царевичу Гаутаме (Будде), жившему в середине I тыс. до н. э.

Жестких религиозных догм в восточных верованиях нет, не существует и единого органа управления. А религиозных школ много, но все они не еретического, сектантского оттенка. Хотя иногда употребляется понятие «синкретическая секта», это о группах, исповедующих буддизм в крайне искаженной форме.

В исламе основные религиозные течения — это суннизм и шиизм, но религия считается единой для всех мусульман. Большинство правоверных составляет сунниты (85%), остальные — шииты, среди последних есть секты ахмадитов, алавитов, друзов, исмаилитов и другие. Различия здесь не в догматике, а в вопросах ее применения. На этом строятся все разногласия в исламском мире, часто ведущие к враждебности и кровопролитию, например, войнам между суннитами и шиитами.

Религиозно-политическим течением, исповедующим ненависть к христианам, следует назвать вахабизм. В России отношение к нему негативное, хотя законодательно он не запрещен.

Разновидности религиозных сект

Религиозные объединения секты могут быть тоталитарными, сатанинскими, оккультными, опирающимися на сексуальный инстинкт.

Эти псевдорелигиозные по своей сути организации, прикрываясь якобы истинным вероучением, преследуют свои корыстные, часто человеконенавистнические цели, заставляют своих сторонников отказываться от всех благ цивилизации, например, от интернета и телевизора, отдавать все свои сбережения на нужды секты, а точнее, своего учителя.

Деятельность религиозных сект представляет большую угрозу обществу, недаром некоторые запрещены во многих странах. Все они обладают некоторыми общими чертами, например, замкнутостью, избранностью своих членов, но есть и существенные различия. Рассмотрим это подробнее:

    Тоталитарная секта. Замкнутое сообщество, где лидер обладает непререкаемым авторитетом. Членам секты запрещается любая информация извне, общение со своими близкими. Только покорность воле проповедника, малейшее ослушание жестоко карается вплоть до смерти.

Сатанинская секта. Тайная и жестокая, криминальная организация, проповедующая культ Зла. Только бездушность и безжалостность к ближнему достойна поощрения. Нередко этакие сообщества возникают в молодежной среде, последователи Сатаны занимаются погромами на кладбищах, могут совершать ритуальные убийства.

Оккультные «братства». В основе учения лежит вера в сверхъестественное, в мистику. Вождь — медиум или гуру — проповедует, что мир катится к гибели и только он знает, что нужно для спасения души. Участники группы занимаются спиритическими сеансами, вызывают души умерших или известных людей, которые предвещают Апокалипсис и советуют, как его избежать посвященным.

  • Секты, где поощряются сексуальные контакты. Члены в таких группах исступленно молятся и входят в транс, сознание притупляется, слабнет воля. Призыв «учителя» к свободному сексу не встречает сопротивления. Групповые сексуальные оргии — неотъемлемая черта таких сект.
  • Самые распространенные религиозные секты мира

    На всех континентах существует множество различных союзов, объединяющих верующих людей. Многие существуют легально, в них личность стремится к духовному общению с Богом. Это помогает обрести уверенность в себе, тем более, если жизнь обошлась довольно сурово. Однако есть немало религиозных сект мира, представляющих угрозу человеку и обществу, а потому запрещенных во многих странах.

    Легальные религиозные секты мира

    Список религиозных сект, которые разрешены во многих странах, довольно большой. Среди них есть христианские, исламские или, допустим, буддийские и индуистские. Приведем лишь самые распространенные, а потому наиболее известные. К таким относятся:

      Баптисты. Протестантская секта. Широко распространена в мире (42 млн адептов), в том числе в Украине и в России. Отвергают основные церковные таинства: крещение и причащение, отрицают священство. Крестятся уже взрослыми, вместо священников у них пресвитеры. Отвергают крест, иконы, не верят в святых и Богоматерь. Как и православные, признают Святую Троицу, считают Библию священной книгой, но трактуют ее по-своему. Противники употребления алкоголя.

    Адвентисты Седьмого Дня. Международная организация с центром в США. Насчитывает более 18 млн человек. Чтут седьмой день недели — субботу. Ожидают скорого Второго пришествия Иисуса Христа. Отличительной чертой вероучения является отрицание бессмертия души. Службы совершают в молитвенных домах, все церковные должности выборные. Адвентисты пропагандируют здоровый образ жизни, выступают против разводов и абортов. У них запрет на употребление свинины, крольчатины, крови животных. Служить в армии или нет, дело совести каждого верующего.

    Мормоны. Последователи «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней». Своим главным учением считают Книгу Мормона из Священного Писания, именно она дает ответы на все вопросы бытия. Главное положение мормонизма, что после смерти учеников Христа настоящая Церковь перестала существовать и появилась только в 1820 году. Бог призвал Джозефа Смита ее восстановить. В своей жизни мормониты следуют тринадцати догмам «Символа веры». Некоторые христианские организации не признают мормонов. РПЦ считает их языческой сектой.

    Алавиты. Мусульманская секта шиитского толка. Правоверные почитают Али, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Среди исламских богословов существует мнение, что алавиты далеко отошли от традиционной веры, их религия — это своеобразная смесь ислама и христианства, некоторых древних восточных верований.

    Буддийская монашеская школа Дзэн (Дзен). Иногда ее называют «Сердце Будды» или «Школа сознания Будды». Широко распространена в Японии, Китае, Вьетнаме, на Корейском полуострове. Суть учения — просветление в результате сокровенного мистического созерцания. Учение Дзэн популярно в западных странах, там даже появилось христианское направление этой буддийской школы.

  • Секта «Ошо». Основал уроженец Индии Чандра Мохан Джеин, более известный как Бхагван Шри Раджниш (1931-1990). Последователь неоиндуизма, мистик, считал, что посредством медитации можно достичь просветления. Популярными стали его сеансы медитации с сочетанием европейских методов терапии. Проповедовал свободу сексуальных отношений, основал «обители мудрецов» во многих странах. Широкое распространение учение Ошо получило в США, но секта оказалась замешанной в скандале с отравлением сальмонеллой в Далласе. После этого был выслан из страны. В настоящее время центры Ошо-терапии существуют во многих странах и получили признание. После смерти назван влиятельнейшим человеком в Индии. Его книги издаются в мире миллионными тиражами.
  • Запрещенные религиозные секты мира

    Существуют религиозные союзы, которые, прикрываясь верой в Бога, имеют на самом деле жестокую сущность. Их можно назвать сектами религиозного экстремизма, в таких группах верующие, одураченные проповедниками, превращаются в зомби, своим поведением могут нанести большой вред людям.

    В список религиозных сект, запрещенных законом во многих странах, входят такие печально известные организации:

      «Храм Народов». Религиозно-политическая тоталитарная секта. Признана самой кровавой в мире. Проповедник Джим Джонс проповедовал марксистские идеи, создал в дебрях Гайаны колонию-поселение, пытаясь построить социализм с «ленинским» лицом, — центральная улица поселка носила имя Ленина, по утрам звучал гимн СССР. В ноябре 1978 года почти 1000 членов секты совершили самоубийство, приняли цианистый калий. До настоящего времени нет точных данных, почему так случилось.

    «Аум Синрике» («Учение истины»). Японская религиозная террористическая организация. Религиозная «закваска» — смесь буддизма и йоги, ожидание скорого конца света и наказания грешников. После газовой атаки в токийском метро, когда погибло 12 человек, руководитель Сёко Асахара был привлечен к ответственности. Приговорен к смертной казни, но приговор до настоящего времени не приведен в исполнение. До теракта 1995 года последователей по всему миру насчитывалось 400 тысяч, в России — 50 тыс. Запрещена во многих странах мира. В Японии существует под надзором полиции, сменив название на «Алеф». В России запрещена с сентября 2016 года.

    «Семья Мэнсона». Террористическая организация, созданная рецидивистом Чарльзом Мэнсоном в Сан-Франциско во второй половине 60-х годов прошлого столетия. Проповедовал философию дьявольщины, себя считал Христом. Такие мысли сумел внушить психически неустойчивым своим последователям. Сектанты убивали невинных людей, завладевали их деньгами, имуществом. В 1969 году убили беременную жену режиссера Романа Полански актрису Шерон Тэйт и четверых ее гостей. Мэнсона приговорили к пожизненному заключению, умер в тюрьме в ноябре этого года в возрасте 84 лет.

    «Орден Храма Солнца». Мистическая секта, созданная во Франции в 80-х годах прошлого столетия. Принимали в нее только состоятельных и образованных, чтобы не было проблем с финансированием. Людей готовили к уходу из жизни. Смерти бояться не нужно, это всего лишь иллюзия. 16 человек совершили самосожжение в декабре 1995 года в горах рядом с Греноблем. Среди них были 3 маленьких ребенка от 2 до 6 лет. В марте 1997 года пять сторонников секты сожгли себя в Канаде, в предсмертной записке они объяснили, что ушли на Сириус, где их ждал уже ушедший из жизни гуру.

  • Секта «Ho-no-Hana» («Учение цветка»). Основана в Японии в 1987 году. Религия — различные новые течения буддизма. Откровенно шарлатанское братство. «Прозревший» гуру Хоген Фукунага по ногам предсказывал тяжелые болезни, например, рак, и за большие деньги «излечивал». Был привлечен властями к суду и заплатил штраф 1 млн долларов. В настоящее время секта перерегистрировалась и носит название «Yorokobi Kazoku no Wa».
  • Религиозные секты России

    В России достаточно христианских, исламских, буддийских, других братств и сообществ. Большинство действует в соответствии с федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят 26 сентября 1997 года), стоящем на страже здоровья граждан, охраняющем их личные права и свободы. Однако существуют и запрещенные на территории страны.

    Самыми известными религиозными сектами в России, которые запрещены законом, являются:

      «Свидетели Иеговы». У последователей этого учения свое прочтение Библии, отличное от принятого в христианстве. Они верят, что Христос пришел на Землю в 1914 году и пребывает невидимым на ней до настоящего часа. Организация имеет миллионы сторонников в мире. Центр находится в США. Была запрещена в СССР, разрешена в России в 1991 году. До недавнего времени действовала в стране под названием «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», имела около 172 тысяч сторонников. Запрещена только в этом году как экстремистская организация. Книги «Наука вместо Библии», «Как улучшить здоровье», другие Минюст внес в список запретных.

    «Белое братство». Организовал секту в Украине бывший сотрудник КГБ Юрий Кривоногов, владевший навыками гипноза и психологической обработки людей. Помогала ему жена Марина Цвигун, объявившая себя Девой Марией, утверждавшая, что в ее облике воплотился Иисус Христос. Нашлось немало поверивших в этот бред. Люди продавали свое имущество, рвали с семьями, несли «учителю» последние сбережения, а сами поселялись в созданных для них поселениях. В секте были случаи ритуальных убийств и попытка массового самоубийства в Киеве. Новых «пророков» приговорили к длительным тюремным срокам. После выхода из тюрьмы Цвигун пыталась организовать новую секту в России. Летом 2013 года Егорьевский суд Московской области признал литературу «Белого братства» экстремистской, такой, что оскорбляет права человека.

  • «Саентологическая Церковь». Основана американцем Роном Хаббардом в 1953 году. Сам основатель определял саентологию как «науку о знании» и считал религиозной философией, помогающей человеку бороться за выживание в непростом мире. Достичь этого можно только опираясь на свои силы, друзей и в единстве с Космосом. В настоящее время имеет большое число сторонников во всем мире. Среди них довольно много известных политиков и деятелей культуры. В России некоторые саентологические книги признаны экстремистскими, такими, что разжигают рознь между людьми. Решением судов «Саентологическая церковь Москвы» и «Церковь саентологов Санкт-Петербурга» были запрещены.
  • Смотрите видео про религиозные секты:


    Отличия секты от других типов религиозных организаций

    В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие).

    Основные особенности

    Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100—200 лет.

    В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

    Существует постановление суда ([http://www.iriney.ru/sects/witness/news018.htm]), гласящего, что “…слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством”.

    Таким образом, предствители христианской общины в буддистском государстве являются сектантами, и наоборот, в православном государстве сектантами будут считаться мусульмане.

    Отсутствие четких и устойчивых признаков у терминов «секта», «культ», тем более «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и «психокульт» позволяют при желании причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.

    Вероучительные особенности: Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам. Различные группы, вышедшие из Православия в XVII—XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.) именуются сектами поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей.

    Временная компактность и наличие выдающегося лидера: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см. например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: «Нашедши сего человека… представителем Назорейской ереси» (в других переводах — секты) Деян. 24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера.

    То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому).

    Отношение секты и исходной религиозной организации

    Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

    1. Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии — например, старообрядцы.
    2. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) — например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
    3. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией — например, бахаисты.
    4. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.

    Как распознать секту и самому не стать сектантом

    Беседа с сектоведом Романом Михайловичем Конем

    Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.

    – С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

    – Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

    Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

    – Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

    Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение

    – Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

    – Поясните, пожалуйста.

    – Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

    Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства

    Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

    Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

    – А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

    – Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

    Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

    – А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

    У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы

    – Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

    Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

    Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

    – А каким людским страстям потакают секты?

    – Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

    Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

    – Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

    – Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.

    Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

    Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

    – Приведите, пожалуйста, примеры.

    – Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.

    – А как мотивируется запрет на переливание крови?

    – В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

    Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом

    Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

    – О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

    – Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

    Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

    – Даже так?

    – Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

    Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

    Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.

    – На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

    Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность

    – Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.

    – Что еще не любят сектанты?

    – Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

    – Люди доверчивы….

    – Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

    – А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

    – Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.

    Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

    – К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

    – Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

    Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения

    Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

    – В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

    – Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

    С Романом Михайловичем Конем
    беседовали сотрудники редакции портала Православие.Ru

    Ссылка на основную публикацию