Постапокалиптический мир – 10 жутких теорий о том, каким он будет

Топ-10 Апокалипсиса: наиболее вероятные сценарии конца света

Развитие новых технологий, доступность информации и быстрая реакция СМИ на любые события в мире – все это приводит к тому, что ажиотаж вокруг очередного возможного “конца света” становится все сильнее.

Портал ЮГА.ру публикует 10 наиболее популярных вариантов сценариев Апокалипсиса.

1. Инопланетяне

Инопланетные пришельцы похищают, захватывают и массово убивают население Земли в большей части научно фантастических фильмов и книг. Однако в последнее время эта тема перестала быть уделом исключительно уфологов, став предметом обсуждения серьезных ученых.

Так, в начале 2010 года в британском Королевском обществе прошли слушания на тему: “Обнаружение внеземной жизни и его последствия для науки и социума”, в которых приняли участие ведущие специалисты в области астрономии, астрофизики и биологии, а также специалисты НАСА, Европейского космического агентства и Агентства ООН по вопросам космического пространства.
Одной из тем для дискуссий стал внешний облик потенциально существующих обитателей других миров и их потенциальная опасность для землян, причем в выступлениях многих ученых присутствовал пессимистический взгляд на последствия возможного контакта с другими цивилизациями.

Затем о том, что человечеству следует опасаться колонизации со стороны инопланетян, заявил знаменитый астрофизик Стивен Хокинг. По мнению одного из лучших умов современности, инопланетяне могут просто-напросто использовать Землю как источник ресурсов, с тем, чтобы мимоходом захватить ее и двинуться дальше.
“Если к нам прилетят жители других миров, то последствия могут быть такими же, как для индейцев после прибытия Колумба в Америку, то есть не самые лучшие”, – подчеркнул Хокинг.

При этом методики поиска внеземного разума продолжают совершенствоваться. Например, Профессор астрономии и астрофизики Калифорнийского университета Санта-Круз Фрэнк Дональд Дрейк основал полвека назад организацию SETI (Search for Extraterrestriпal Intelligence), занимающуюся поиском инопланетной активности, предложил использовать для этого т.н. линзы Эйнштейна.
А специалист по физике и астрономии Марцело Глейзер из Колледжа Дартмута усовершенствовал т.н. уравнение Дрейка – формулу, с помощью которой можно подсчитать количество разумных цивилизаций, с которыми земляне могли бы вступить в контакт.

Кроме того, болгарские ученые из Института космических исследований в январе 2010 года заявили, что вступили в контакт с пришельцами и узнали у них, что именно произойдет с человечеством в 2012 году. А представители Klingon-Terran Research Ensemble не только поставили первую оперу на клингонском языке, но и непосредственно пригласили представителей этой инопланетной цивилизации гуманоидов-воинов из вселенной Star Trek принять личное участие в премьере.

2. Черные дыры

Существует широко распространенное мнение, что работа крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц, Большого адронного коллайдера, может спровоцировать образование черных дыр, которые поглотят нашу планету.

Одной из основных задач БАК является поиск бозона Хиггса – теоретически предсказанной элементарной частицы, которая отвечает за массу. Считается, что необходимый для этого запуск коллайдера на полную мощность способен привести к глобальной катастрофе. По мнению пессимистов, искусственное получение частицы, которая создает всю массу Вселенной, может вызвать цепную реакцию непроизвольного роста массы с появлением черной дыры
В связи с этим, многие серьезные ученые уверены, что на начальном этапе работе LHC пытались помешать из будущего или другого измерения, чтобы не допустить возникновения черной дыры или появления портала в параллельную вселенную.

Ранее глава CERN Ральф-Дитер Хойер пообещал, что ожидаемого многими конца света не произойдет, т.к. коллайдер безопасен “в пределах трех измерений”.
“Можно говорить о микро-“черных дырах”, которые, якобы, если бы создавались, то распадались как любые нормальные частицы. Можем ли мы создавать такие дыры на БАКе? Да. Но если мы живем в более чем трехмерном измерении. Я не могу это исключать: муравей, который ползет по столу, видит только два измерения”, – пояснил он.

А согласно одной из последних гипотез астрофизики, выдвинутой в апреле 2010 года, наша Вселенная сама расположена внутри черной дыры, которая находится в другом мире, отличном от нашего.

3. Катастрофа внеземного происхождения

Катастрофические последствия от падения комет или астероидов традиционно считаются причиной массовой гибели биологических видов на Земле.

В частности, виновником гибели динозавров также признан упавший метеорит. При этом установлено, что его реальные размеры были намного меньше, чем считалось ранее. Основываясь на содержания легкого изотопа осмия в океанических осадочных порода, специалисты из Университета Гарварда выяснили, что объект, уничтоживший динозавров, имел от 4,1 до 4,4 км в поперечнике. Прежде размер космического тела, упавшего на Землю около 65 млн. лет назад, оценивали в 15-19 км в поперечнике.

А падение Тунгусского метеорита, повалившего взрывной волной более 2 тысяч километров квадратных лесов, считается, кроме того, одной из причин глобального потепления.

Согласно расчетам ученых, ближайшее столкновение нашей планеты с крупным астероидом может произойти через 18 лет, 13 апреля 2029 года. Если астероид 2004 MN4, диаметр которого около 396 метров, столкнется с поверхностью Земли, возможны образования цунами в океанах и значительные разрушения на суше. По оценкам ученых, высвобождаемая в случае столкновения этого астероида с Землей энергия, будет равна 1600 мегатонн.
Потенциально опасному астероиду присвоено 2 балла из 10 по Туринской шкале астероидной опасности (Impact Hazard Scale), которой астрономы пользуются для оценки угрозы Земле со стороны астероида или ядра кометы. Ранее ни одно из открытых малых небесных тел не получало по этой шкале оценки выше одного балла.

Тем не менее, вероятность данного события оценивается как 1 к 300 и может быть уменьшена после дальнейшего изучения траектории движения астероида. Кроме того, специалисты полагают, что к этому времени уже будет разработана система раннего предупреждения о возможных космических угрозах.

4. Гамма-всплеск

Гамма-всплески – это масштабные космические выбросы энергии взрывного характера, которые наблюдаются в отдаленных галактиках. Гамма-всплески являются самыми мощными источниками энергии во Вселенной и способны за секунды испускать столько энергии, сколько наше Солнце будет выделять в течение на протяжении 10 миллиардов лет.

Предполагается, что направленный гамма-всплеск в сторону нашей планеты может привести к массовому вымиранию на Земле. Так, известный физик-теоретик и популяризатор науки Мичио Каку в своей книге “Физика невозможного” пишет:
“Если бы поток гамма-излучения оказался бы направлен точно на Землю, а сам источник находился бы в нашей галактической окрестности (на расстоянии нескольких сотен световых лет от Земли), его мощности хватило бы, чтобы полностью уничтожить жизнь на нашей планете.
Сначала электромагнитный импульс, созданный рентгеновским излучением от источника гамма-всплесков, вывел бы из строя все электронное оборудование на Земле. Мощный луч рентгеновского и гамма-излучения нанес бы земной атмосфере непоправимый вред, уничтожив защитный озоновый слой. Затем поток гамма-излучения разогрел бы поверхность Земли, вызвав чудовищные огненные бури, которые со временем охватили бы всю планету. Может быть, источник гамма-всплесков и не взорвал бы планету, как показано в фильме “Звездные войны”, но наверняка уничтожил бы на ней все живое, оставив после себя обугленную пустыню”.

5. Болезни

Инфекционные болезни ставили человечество под угрозу на протяжении всего его существования. Чума уничтожила почти половину населения тех стран, в которых происходили вспышки эпидемий. Распространенность ВИЧ-инфекции к началу 21 века приобрела характер пандемии. Каждый раз, когда человек пытается проникнуть в чуждую для него среду обитания, он подвергает себя действию огромного числа опасных микроорганизмов: атипичная пневмония, птичий и свиной грипп, лихорадка Эбола.

Наибольшие опасения у ученых вызывает появление супербактерий – штаммов со множественной лекарственной устойчивостью, которые не поддаются лечению традиционными препаратами. Некоторые специалисты полагают, что одной из движущих сил возникновения этих штаммов является именно использование антибиотиков.

Помимо роста числа инфекционных заболеваний, с каждым годом повышается частота встречаемости наследственных патологий. Успехи современной медицины и отсутствие естественного отбора приводят к тому, что люди со слабыми генами и врожденными уродствами выживают и передают эти гены дальше. В конечном итоге, вырождение генофонда может привести к тому, что человечество окажется неспособным противостоять даже самым легким заболеваниям.

Еще одним фактором, который может привести к вымиранию человеческой расы, является проблема бесплодия. Так, новое исследование, проведенное специалистами из Университета Турку в Финляндии, показало, что качество и количество спермы у мужчин значительно ухудшилось за последнее десятилетие. Этому способствует воздействие промышленных химикатов, а также чрезмерное употребление кофе, ожирение и частое использование мобильных телефонов и ноутбуков.

6. Третья мировая война с использованием новейшего оружия

Ядерная война, которая приведет к ядерной зиме и глобальному радиоактивному заражению, считалась одним из возможных исходов холодной войны во второй половине XX века.

В случае применения ядерного оружия в Третьей мировой войне может быть уничтожена большая часть человечества. Но даже ограниченный ядерный конфликт катастрофически изменит климат и экологические условия и повлияет на весь земной шар. Подобные гипотетические изменения носят название ядерной осени.
Эксперты полагают, что в случае ограниченной ядерной войны возможно выпадение кислотных дождей, заражение почв, локальные эпидемии лучевой болезни и массовая гибель многих представителей растительного и животного мира.

Еще одним вариантом может стать мировая война с использованием биологического оружия. Поражающее действие такого оружия основано, в первую очередь, на использовании свойств патогенных штаммов микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. Помимо уничтожения человечества, биологическое оружие может оказать не прогнозируемое влияние на состояние биосферы.

7. Роботы

Развитие информационных технологий и успехи современной робототехники вызывают опасения, что рано или поздно роботы могут завоевать землю.
Так, сотрудник Университета Калифорнии, профессор компьютерных наук Майкл Дайер полагает, что через несколько сотен лет на земле может не остаться живых людей.

Дайер определил четыре варианта развития событий, которые могли бы привести к замене людей или других живых существ роботами, и полагает, что эта участь ожидает большинство живых существ при освоении космоса.
Во-первых, господство роботов над людьми может возникнуть через зависимость от техники. Все возрастающая зависимость от машин, которые выполняют нашу работу, в один прекрасный день может достичь критической ситуации, когда роботы восстанут против своих создателей.
Второй вариант предполагает, что роботы заменят людей в ходе гонки вооружений.
Третьим путем может стать естественное стремление человечества к бессмертию, в результате которого сознание будет перенесено на электронный носитель. Один из самых известных футурологов мира Рэймонд Курцвейл уверен, что полностью скопировать мозг любого человека можно будет уже через 20 лет.
Согласно мнению ученого, к 2014 году мощность суперкомпьютера сравнится с мощностью человеческого мозга, а в 2020-е годы в медицине начнут широко использоваться наноботы, которые смогут доставлять питание к клеткам тела, удалять отходы, а также произведут сканирование нервной системы, что позволит полностью понять нюансы работы мозга. К 2029 году компьютер сможет полностью имитировать работу мозга, в том числе пройти тест Тьюринга, после чего к 2045 году наступит технологическая сингулярность.
Четвертый путь развития, согласно предположениям Дайера, связан именно с путешествиями в межзвездном пространстве. Путешествие создает серьезные проблемы для нашего тела. А синтетические организмы могут выдерживать широкий диапазон условий, как во время полета, так и на других планетах. Если новая планета окажется негостеприимной для биологических объектов, то для роботов это не будет иметь значения

Руководствуясь этими соображениями, Дайер пришел к выводу, что если на нашу планету когда-нибудь прилетят инопланетяне, то скорее всего они также окажутся искусственными формами жизни.

8. Солнце

Солнце является чрезвычайно важным для жизни на Земле, однако оно может стать и угрозой.

Процессы, происходящие на солнце оказывают негативное влияние на технологии, от которых человечество зависит все сильнее. Так, солнечные вспышки способны нарушать радиосвязь и электроснабжение, приводить к возникновению пожаров. Даже незначительные по силе солнечные бури оказывают разрушительное воздействие, повреждая электрическую и коммуникационную инфраструктуру и вызывая хаос по всему миру.

Одним из возможных вариантов конца света считается возникновение чрезвычайно мощной вспышки, которая внезапно ударит по Земле. Также ученые не исключают гипотетической вероятности обратного варианта. Эксперты полагают, что некоторые природные катаклизмы могут ограничить доступ солнечного света на нашу планету, приведя к охлаждению Земли.

9. Супервулканы

Супервулканами называют вулканы, производящие чрезвычайно мощные и объемные извержения. Подобные извержения могут привести к тому, что ландшафт и климат на нашей планете коренным образом изменится. Итогом этих изменений станут катастрофические последствия, например вулканическая зима.

По аналогии с ядерной зимой, вулканическая происходит в результате сильного загрязнения атмосферы пеплом и продуктами сгорания в результате извержения вулкана. В результате такого загрязнения излучения Солнца фильтруется значительно сильнее, чем обычно, что приводит к глобальному похолоданию и массовому вымиранию видов. Согласно одной из теорий извержение вулкана Тоба 74 тысячи лет назад было причиной сокращения всемирной популяции предков современных людей до примерно 10 тысяч индивидов.

В наше время наибольшая опасность вулканической зимы исходит от супервулкана Йеллоустон в Йеллоустонском национальном парке в США. При вполне реальном сценарии извержения этого вулкана жертвами по всему миру могут стать миллионы или даже миллиарды людей.

Опасность супервулканов состоит в том, что, в отличие от других угроз для человечества, таких, как космические воздействия или ядерная атака, не существует стратегии для предотвращения супер-извержения.

10. Зомби

Зомби-апокалипсис представляет собой один из наиболее популярных вариантов конца света в современной культуре. Проблеме выживания в условиях пандемии зомби-вируса, когда незараженные люди остаются в меньшинстве, посвящено большое количество книг и научно-фантастических фильмов.

Однако в последнее время ученые несколько уменьшили скепсис, связанный с данной темой. Так, сотрудники Центра по контролю и профилактике заболеваний США сочли, что нападение зомби – это универсальный пример чрезвычайно ситуации. Основываясь на этих соображениях, специалисты опубликовали первую официальную инструкцию на случай массового нашествия зомби. По словам представителей ЦКЗ, человек, который сможет выжить в условиях зомби-апокалипсиса, справится с любой опасностью.

Также итальянские физики разработали наиболее эффективную манеру поведения для спасения во время нашествия зомби. А канадские математики вычислили оптимальную стратегию борьбы с нашествием живых мертвецов. По данным ученых из Университета Оттавы и Университета Карлтона, зомби способны захватить город с полумиллионным населением всего за трое суток. При этом наиболее эффективным вариантом является тотальное уничтожение всех носителей зомби-вируса.

Кроме того, популярный американский журнал Wired, пишущий о новинках науки, представил топ-10 причин, по которым быть зомби не слишком удобно с практической точки зрения.

А в 2003 году американский писатель Мэл Брукс (автор сценария к сериалам “Бэтмен будущего” и “Лига справедливости”) написал бестселлер “Руководство по выживанию среди зомби”, в котором описал живых мертвецов, как реально существующий природный феномен, с которым люди сталкивались с древних времен.

10 теорий о мультфильмах, после которых вы не будете прежним

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мультфильмы не зря занимают особое место в наших сердцах, будь то ностальгия по детству или любовь к жанру анимации. Нам хочется их пересматривать и погружаться в мир сказки снова и снова, и иногда знакомые истории открываются с совершенно другой стороны.

AdMe.ru собрал 10 невероятных зрительских теорий, которые переворачивают привычные и любимые мультвселенные с ног на голову.

10. «Губка Боб Квадратные Штаны»

Веселый мультфильм про губку-простачка и его друзей, согласно одной из теорий, не так уж и беспечен: предполагается, что это аллюзия на 7 смертных грехов. Так, Сквидвард олицетворяет гнев, Патрик — лень, мистер Крабс — алчность, Планктон — зависть, Сэнди — гордыню, Гэри — чревоугодие, а Губка Боб — похоть. Последнее выглядит странным, но если учесть, что одно из значений слова «похоть» — любвеобильность, то все встает на свои места: Губка Боб любит всех вокруг.

9. «Эй, Арнольд!»

В мультсериале Арнольд живет с бабушкой и дедушкой и не помнит своих родителей. Но, возможно, он всю жизнь жил с ними, сам того не зная! Как предполагает одна из фанатских теорий, бабушка и дедушка Арнольда — его настоящие родители. Они завели ребенка в очень позднем возрасте, и в результате он родился с отклонением — головой необычной формы. Фил и Герти боятся, что из-за стариков-родителей над репоголовым мальчиком будут смеяться еще больше, и притворяются его бабушкой и дедушкой.

8. «Пинки и Брейн»

В оригинальной заставке к мультфильму о двух лабораторных мышах поется, что один из них гений, а другой безумен. Нам всегда казалось, что речь идет о Брейне и Пинки соответственно, но, вероятно, все совсем наоборот: Пинки и есть настоящий гений в паре. В поддержку этой теории стоит отметить, что с виду глупый мышонок часто замечает очевидное там, где этого не видит Брейн, а также произносит глубокомысленные речи, на которые «умник» не обращает внимания, увлеченный маниакальными планами по захвату мира.

7. «Аладдин»

Действие мультфильма проходит в Аграбе — древнем городе. Или в городе будущего? Фанатская теория гласит, что Аграба — постапокалиптический город в далеком будущем, и доказательство тому — многочисленные отсылки джинна к предметам, шоу и известным личностям XX века.

6. «Вверх»

Трогательный мультфильм о приключениях старика Карла и мальчика Рассела становится еще более душещипательным, если предположить, что старик умер в самом начале. Не зря Рассел пытается помочь Карлу найти райские водопады — вот и проводник в загробный мир.

5. «Суперсемейка»

Этот мультфильм нам запомнился не только необычной семейкой, но и харизматичным второстепенным персонажем — модельером Эдной. Помните, как она категорически отказалась шить костюмы с плащом семейству, так как именно плащи стали причиной гибели многих супергероев? А теперь вспомните, как погиб главный злодей мультфильма — именно, его плащ засосало в турбину самолета. А значит, спасла всех вовсе не суперсемейка, а Эдна, которая нарочно сшила ему. костюм с плащом.

4. «Симпсоны»

Этот мультсериал идет уже добрых 30 лет, и тем сильнее шокирует следующая теория: последние 24 года мы видим сон Гомера, который находится в коме! В 4-м сезоне Гомер впадает в кому и потом просыпается. Но по одной из версий, он так и не очнулся, а все происходящее после той серии — коматозный сон Гомера. Это прекрасно объясняет, почему не меняется возраст персонажей.

3. «Корпорация монстров» и «Храбрая сердцем»

Некоторые теории заходят так далеко, что связывают несколько мультфильмов. Помните малышку Бу из «Корпорации монстров»? По одной из теорий, она пыталась искать Салли через волшебные двери-порталы. А если они могут переносить человека (и монстра) в пространстве, то наверняка то же работает и со временем. И так Салли оказывается в мире рыжеволосой Мериды — старушка-колдунья и есть Бу! Доказательства: рисунок Салли на стене и грузовик с пиццей на столе — откуда им там еще взяться?

2. «ВАЛЛ-И»

Одна из наиболее мрачных теорий предполагает, что именно милый робот ВАЛЛ-И ответственен за разрушение Земли. По сюжету, роботы-уборщики должны были избавить планету от мусора в течение 5 лет, пока люди отдыхают на космическом корабле. Однако прошло 700 лет, Земля все еще захламлена, и все роботы-уборщики (кроме ВАЛЛ-И) куда-то исчезли. Теория предполагает, что это ВАЛЛ-И избавился от всех них. В доказательство приводится момент, когда он находит старого робота и забирает его запчасти себе. Однако они ему не нужны: в его убежище уже есть множество запчастей других роботов — трофеи после боя? Это объясняет, почему ВАЛЛ-И — единственный робот на планете и почему на ней все еще так много мусора.

1. «Гадкий я» и «Миньоны»

Одна из интернет-теорий утверждает, что внешний вид желтых милах списан с чудовищных экспериментов. Якобы маски на фото представляли собой приспособления, в которые подавался ядовитый газ. Однако на фото спасательные костюмы 1908 года для пассажиров подлодок. А создатели миньонов вдохновлялись джавами из «Звездных войн» и умпа-лумпами из «Чарли и шоколадной фабрики».

Пятнадцать лучших фильмов о постапокалипсисе

На первый взгляд, мир после конца света изобразить легко. Нужны лишь заброшенные здания, одетые в живописные лохмотья актеры и ржавая техника для декорации. И каким бы ни был сюжет, сама тема придаст ему ореол серьезности — еще бы, фильм-предупреждение! Именно поэтому картин в жанре постапокалипсиса много. Именно поэтому ценятся только лучшие из них.

В этом году фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» пополнил число самых ярких представителей жанра. И он очутился в хорошей компании. В этом материале мы вспомним, кто еще удачно описал, как человечество справляется с последствиями своих катастрофических ошибок. Мы включили в список как серьезные фильмы-предупреждения, так и боевики и даже комедии — главное, чтобы они хорошо раскрывали тему.

14—15. «Почтальон» (1997) и «Водный мир» (1995)

Эти два фильма Кевина Костнера принято поминать недобрым словом. С ними ассоциируются проблемы на съемках, провал в прокате, миллионы просаженного бюджета — и, наконец, самолюбование Костнера, который снимал себя любимого. Большинство критиков увидели в этих фильмах лишь дорогостоящие вариации на тему «Безумного Макса».

Не все эти обвинения справедливы. Неправда, что «Водный мир» убыточен, — он окупился, хоть и за счет домашнего видео. Но главное — обе картины лучше своей репутации. «Почтальон» — редчайший пример фильма, рассказывающего не о том, как мир катится в пропасть, а о том, как он из нее выбирается. Здесь в распавшихся после ядерной войны США бродячий актер решает выдать себя за почтальона, посланного правительством «возрожденной» Америки. Самозванец возвращает людям веру в то, что жизнь налаживается, и невольно делает свою выдумку реальностью.

А у «Водного мира», в отличие от многих фильмов, стоящих в списке выше него, есть оригинальная концепция. Затопленная Земля, бескрайний океан вместо пустошей, катера вместо мотоциклов, главный герой — мутант с жабрами, поиски остатков суши — все это дает «Водному миру» право на место в нашем списке. За фантазию.

13. Секс-миссия (1983)

Польская комедия о мире без мужчин, выходившая в СССР как «Новые амазонки», — творение сатирика Юлиуша Махульского. Высмеивал он не столько феминисток, сколько бюрократию, ложь и пропаганду. Двое парней, очутившихся в мрачном будущем, обнаруживают, что здесь все мужчины погибли, а женщины живут под землей и размножаются клонированием. Однако главари подземного мирка еще и привили подданным ненависть к мужчинам, выставив их злобными шовинистами. А всех великих людей прошлого посмертно «назначили» женщинами. И это только капля в море лжи, опутавшей абсурдный мир подземного убежища.

Мрачная фантастика о конце света, тирании и упадке в те годы была в Польше в большой моде. Так что «Секс-миссия» пришлась, с одной стороны, ко двору, а с другой — позволила посмеяться над избитой темой.

12. Я — легенда (2007)

Вольная, но любопытная экранизация одноименной книги Ричарда Матесона. Уилл Смит играет бывшего врача, который единственный пережил эпидемию, выкосившую сперва Нью-Йорк, а потом и весь мир. Жертвы вируса превратились в подобие зомби, не выносящих солнечного света. У доктора иммунитет, и он хочет понять почему. Если он найдет ответы раньше, чем монстры найдут его самого, можно будет создать вакцину и спасти мир.

Но «Я — легенда» — фильм не о зомби. Он больше о том, как последний человек на Земле медленно сходит с ума от одиночества на руинах мира. Развалины поросшего лесом Нью-Йорка получились живописными, а мысли героя вслух — весьма неглупыми. Подпортила фильм разве что концовка: близкий к книжному неожиданный финал в последний момент заменили стандартным. Обязательно посмотрите альтернативную концовку — она во многом лучше официальной.

11. Шестиструнный самурай (1998)

В первых же кадрах нас огорошивают новостью: после ядерной войны в США уцелел только Вегас, а его королем стал Элвис. Годы прошли, король умер, и гитаристы со всей страны едут в Вегас, чтобы попытаться занять его место. В их числе и главный герой — бродяга в очках и костюмчике, вооруженный катаной и раритетной гитарой, которую каждый хочет отобрать. Поэтому катану гитаристу приходится доставать куда чаще.

Лэнс Манджиа снял, пожалуй, лучшую пародию на жанр постапокалипсиса. Пустоши, руины, бродяги, бандиты, каннибалы — все по канонам «Безумного Макса», но совершенно не всерьез. «Шестиструнный самурай» — это конец света в ритме рок-н-ролла, озвученный забавными песнями группы Red Elvises на русские мотивы. Представьте, как оборванные стиляги рубятся на мечах, не снимая со спины гитар, под мелодию «Очи черные» и тексты про Siberia и vodka. Если такое тут каждый день, неудивительно, что каждый безумен, как Шляпник.

10. Книга Илая (2010)

По серым пустошам, кишащим каннибалами, насильниками и грабителями, пробирается черный мужчина в темных очках — герой Дэнзела Вашингтона. Он отлично дерется, но сам в драку не лезет. И почему-то никому не смотрит в глаза. У черного мужчины есть миссия. Он несет книгу — последнюю на Земле копию Библии. Он хочет вернуть Книгу Книг людям, но кому попало ее не отдаст. Уж точно не главарю бандитов (Гэри Олдман), пожелавшему стать новым папой римским.

Как и все связанное с религией, «Книга Илая» вызывает бурные споры — одним в ней видится «пропаганда», другим «профанация». Но, если подумать, это как раз правильный христианский фильм без впадения в крайности. Илай вызубрил Библию наизусть, но долго жил не по-христиански — выживал, как все, думая, что его миссия важнее праведности. Только события фильма и другие герои научили его поступать правильно.

9. Матрица (трилогия, 1999—2005)

Трилогию Вачовски обычно относят к киберпанку, и доля правды в этом есть. Виртуальная реальность, суперкомпьютеры, одетые в латекс и темные очки герои, которые что-то взламывают, — привычные атрибуты этого жанра.

Но стоит Нео пожаловать в реальный мир, как он переносится в жанр постапокалипсиса. Это особенно заметно во второй и третьей частях, где герои немало времени проводят в подземном убежище людей — Зионе. Они прячутся от смертоносных машин, носят вязаные лохмотья и едят безвкусную баланду. Неудивительно, что кое-кто из повстанцев не выдержал такой жизни и переметнулся на сторону машин. Если вы живете в мертвом мире, вы вряд ли хотите, чтобы вам об этом напоминали.

Однако по меркам постапокалипсиса мир «Матрицы» возмутительно комфортен. Его жителям не грозят радиация и голод, у них есть крыша над головой и даже продвинутая техника. Именно поэтому мы ставим культовую кинотрилогию так низко в этом списке. Она просто о другом.

8. Последняя битва (1983)

В начале карьеры, задолго до «Пятого элемента», Люк Бессон снял этот странный фильм: черно-белый и совсем без диалогов. Понять его сюжет непросто, ведь герои не говорят, а немые сцены не всегда понятны. Человек ворует воду у бандитов, строит самолет, улетает на нем в разбомбленный город, где вмешивается в борьбу врача и насильника. Набор зарисовок из жизни, а не история.

Зато впечатление фильм производит сильное. Проработанные декорации и костюмы создают атмосферу погружения в разрушенный мир. Бытовые сценки придают убедительности героям и их странным отношениям. А немота нагоняет жути, превращает «Последнюю битву» в подобие документалки о жизни животных. Вернее — доведенных до животного состояния существ, которые когда-то были людьми. У врага может быть лицо Жана Рено и очки на носу, но внутри это уже зверь.

7. Бегство Логана (1976)

Один из фильмов, задавших моду на убежища, где якобы можно пересидеть апокалипсис. Но ради экономии жителям законсервированной «утопии» позволяют доживать только до тридцати лет. Затем — казнь, за которой следует «перерождение души», если вы, конечно, верите в официальную версию. Бежать бесполезно — снаружи жизнь невозможна из-за радиации. Если вы, конечно, верите.

«Бегство Логана» с его старомодными спецэффектами и костюмами в духе «Звездного пути» сейчас смотрится наивно. Но влияние фильма нельзя недооценивать. Даже если вы не видели «Логана», то по меньшей мере знакомы с его подражателями, пародиями, вариациями на тему: «Секс-миссия», «Обливион», «Остров», «Город Эмбер». «Бегство Логана» — один из главных фильмов, иллюстрирующих платоновский «миф о пещере»: откуда вы знаете все то, чего сами не видели?

6. 28 дней спустя (2003)

Мы старались не перегружать этот список фильмами о зомби-апокалипсисе. Их много, и они редко уделяют внимание чему-то, кроме самих мертвецов. Британский независимый фильм «28 дней спустя» — исключение. В нем зомби не самое страшное. Куда хуже одичание и озверение людей с оружием, почуявших безнаказанность.

Мы знакомимся с миром вместе с героем, который проспал все самое интересное, месяц пролежав в коме. Его глазами мы видим опустевший после эпидемии Лондон, по которому бродят зомби. Герои отправляются в поход в надежде найти остатки армии и властей — и слишком поздно понимают, что от них-то и надо держаться подальше.

Фильм Дэнни Бойла и его продолжение «28 недель спустя» — идейные предтечи «Ходячих мертвецов»: никогда не знаешь, кто через минуту станет зомби, а кто свихнется и ударит в спину.

5. Письма мертвого человека (1986)

Самый мрачный фильм в подборке, но и один из самых мудрых. В драме Константина Лопушанского нет приключений, зато много философских монологов о судьбе мира и человека. Группа интеллигентов, переживших ядерную войну, сходит с ума каждый по-своему: кто-то сочиняет некролог человечеству, кто-то смеется над мрачной иронией судьбы. А главный герой, пожилой профессор, не верит, что миру конец, и прививает свою надежду детям.

Снятые через желтый фильтр, убивающий цвета, «Письма мертвого человека» красивы жуткой упадочной красотой. Атмосферу разрушенного мира Лопушанский воспроизвел убедительно. И это не только руины, бункеры и люди в противогазах. Это еще и деловитая жестокость властей, которые не могут спасти всех, истерика и ужас немногих выживших и даже сама причина катастрофы. Чудовищная война началась из-за банальной ошибки в компьютере.

4. Жизнь после людей (2009)

Необычная птица в нашем топе: документальный (!) научно-популярный телефильм о мире после конца света. Его авторы при участии научных консультантов анализируют идею: что будет с миром, если род людской внезапно исчезнет? Как долго простоят города? Взорвутся ли атомные электростанции? Реальными примерами «мира без людей» служат Припять и другие заброшенные города, а руины будущего изображает компьютерная графика. В целом, прогноз ученых утешителен: планета и без нас обойдется.

«Жизнь после людей» — самая известная, но не единственная документалка на эту тему. Если она вам понравится, обратите внимание на похожий телефильм Aftermath: Population Zero.

3. Дитя человеческое (2006)

На сей раз никаких атомных войн и зомби. Просто все человечество стало бесплодным и обречено на медленную смерть от старости. В мире разразился хаос, Британию захлестнула волна мигрантов, власти начали швырять их в концлагеря. Мир еще не рухнул, но шатается, вокруг банды радикалов, фанатики, войска, стреляющие во всех. И через все это герой Клайва Оуэна пытается провезти первую за десятилетия беременную женщину — чудо, означающее, что мир можно спасти.

Будущие творцы «Гравитации» режиссер Куарон и оператор Любецки сняли этот фильм в своем излюбленном стиле — долгими непрерывными планами. Мы бежим вместе с героем через охваченные войной трущобы, заглядываем ему через плечо, озираемся, утираем брызги крови с лица. «Дитя человеческое» — не только мудрое философское высказывание и множество трогательных сцен, это еще и техническое чудо.

2. Безумный Макс 2: Воин дороги (1981)

Родоначальник постапокалиптических боевиков. Именно он закрепил в кино привычную нам эстетику — бесплодные пустоши, дикари в коже и металле, техника, собранная из ржавого старья. В подражание «Максу» сняты «Водный мир» и «Почтальон», отсылками к нему полны игры серии Fallout.

В истории о том, как странник защитил деревню от бандитов, нет ничего нового — вестерны и самурайские фильмы кишат такими сюжетами. Но это фильму только в плюс. Джордж Миллер не стал надевать на «Безумного Макса» маску фильма-предупреждения. Он признался себе и зрителям: да, это вестерн, а Макс, если угодно, ковбой. А вы думали, постъядерный мир будет сильно отличаться от Дикого Запада?

Было искушение включить в список всю трилогию о Максе, но мы его преодолели. Если уж честно, в первом фильме никакого постапокалипсиса нет, а третий далеко не так удачен. Только четвертой частью, «Дорога ярости», Миллер сумел повторить свой успех.

1. Дорога (2009)

Парадоксально: «Дорога» Кормака Маккарти — одна из лучших книг жанра, но при этом в ней почти нет фантастики, не считая самого апокалипсиса. Просто мальчик и его отец идут по дороге через умирающий мир к морю, где можно выжить. Такова и экранизация «Дороги», снятая Джоном Хиллкотом с Вигго Мортенсеном (бывшим Арагорном) в главной роли, — мрачно-реалистичная, но без преувеличения и приукрашивания. И без ложной надежды. Из фильма можно почерпнуть советы по выживанию, но не рецепт, как спасти мир. Не случайно и сам апокалипсис объяснен туманно. Это не война и не эпидемия, а нечто абстрактное и неодолимое.

«Дорога» — самый реалистичный фильм в жанре. И поэтому один из самых тяжелых. Смотреть, как люди медленно умирают, оттягивая гибель еще на день благодаря найденной банке тушенки, — то еще развлечение. Любителям веселого безумия с мутантами и сектантами в духе Fallout тут ловить нечего. Маккарти и Хиллкот как бы говорят нам: нет, господа, вы не хотите знать, как апокалипсис будет выглядеть на самом деле.

Достойны упоминания: Взлетная полоса (1962), Парень и его пес (1975), 12 обезьян (1995), ВАЛЛ-И (2008), 9 (2009), Терминатор: Да придет спаситель (2009), Обливион (2013), Сквозь снег (2013), Планета обезьян: Революция (2014).

Пережить постапокалипсис: научный журналист объясняет, как построить цивилизацию с нуля

Теории и практики

В своей книге «Цивилизация с нуля: Что нужно знать и уметь, чтобы выжить после всемирной катастрофы», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер», журналист Льюис Дартнелл собрал научно-технические знания, которые, по его мнению, помогут восстановить цивилизацию после конца света. «Теории и практики» публикуют отрывок, в котором автор объясняет, почему в этом случае людям придется покинуть города и как будет выглядеть постапокалиптическая «деревенская планета».

Почему придется покинуть города

«Цивилизация с нуля: Что нужно знать и уметь, чтобы выжить после всемирной катастрофы»

Возможно, вы думаете, что в большом городе самое ужасное — это люди: плотные толпы, текущие по улицам или проталкивающиеся к метро под аккомпанемент автомобильного рокота, гудков и сирен. После катастрофической депопуляции внезапная тишина на опустевших улицах поначалу будет жутковатой, но со временем может вам понравиться. Но хотя мертвые города предоставляют богатейший ресурс материалов и предметов, необходимых для восстановления цивилизации, вы вряд ли сможете там жить.

В первые дни после апокалипсиса главной проблемой плотно застроенных территорий будет обилие мертвых тел. В отсутствие организованной службы по вывозу и санитарному захоронению в городах на несколько месяцев воцарится невыносимый трупный смрад, а разложение и гниение создадут серьезные риски для здоровья живых. Как при любой катастрофе, огромные неудобства возникнут из-за заражения источников воды болезнетворными микробами.

Однако примерно через год, покочевав по сельской местности и повстречав других уцелевших, почему бы не вернуться к городским удобствам? Вот почему: сияющие небоскребы мегаполисов и просто жилые многоэтажки станут после коллапса цивилизации практически непригодными для житья: они обеспечивают человеку кров только при наличии современной инфраструктуры. Без электричества и газа, без кондиционирования и обогрева в домах воцарится недружелюбный климат, и улучшить его будет сложно. После остановки насосов городского водопровода вам придется найти в городе источник грунтовых вод и каждый день доставлять в квартиру десяток-другой литров, втаскивая их наверх по ступеням, потому что лифты работать не будут. При должной решимости многие из этих неудобств можно устранить: например, хотя бы временно смонтировать дизельный генератор для питания лифтов, кондиционеров и водных насосов. Быть может, вам в голову даже придет фантазия перебраться в роскошный пентхаус с окнами от пола до потолка и видом на опустевший город, безмятежно распростертый вокруг, а все, что нужно для жизни, выращивать в саду на крыше по правилам пермакультуры. Более реальной моделью для постапокалиптического горожанина было бы поселиться на окраине большого парка и вспахать там землю для выращивания сельскохозяйственных культур.

«С гибелью технической цивилизации, отключением сетей связи и прекращением воздушного сообщения Земля из «планетарной деревни» вновь превратится в деревенскую планету»

В некоторых городах среда станет непригодной для жизни сразу после того, как технологический пузырь лопнет. Лас-Вегас, Лос-Анджелес и некоторые другие города неудачно построены в очень сухой и даже пустынной местности и быстро «завянут», едва перестанут работать акведуки, снабжающие их водой издалека. А вот город Вашингтон тем временем столкнется с противоположной проблемой: он построен на болоте, и местность быстро вернется к своему природному состоянию, как только прекратит работать канализация.

Поэтому я предполагаю, что проще будет покинуть города навсегда и переселиться в более подходящее место — в деревню с плодородной возделанной землей и старинными постройками, более приспособленными для жизни без электричества и водопровода. Хорошее место для поселения — морское побережье, где можно ловить рыбу, с лесом неподалеку: однако помните, что уровень моря вследствие продолжающихся климатических изменений неминуемо будет повышаться. Дерево, как мы увидим дальше, имеет бесчисленное количество полезных применений помимо того, что это топливо и строительный материал. В мертвые города имеет смысл отправлять специальные команды добытчиков и спасательные партии, но жить гораздо проще будет за городом. Обосновавшись в выбранном месте, вы решите насколько возможно возродить основы бытовой инфраструктуры, начав с развертывания локальной электрической сети.

Свое электричество

В отличие от топлива или продовольствия электричество не запасешь впрок — оно поставляется в виде тока и исчезнет в течение нескольких дней после катастрофы, когда отключатся передающие сети. Сообществу уцелевших придется генерировать свое электричество, и многому здесь мы можем научиться, понаблюдав за теми, кто сегодня решил жить на самообеспечении, без подключения к национальным электросетям.

На первое время простейшим решением может стать дизельный генератор, найденный на стройке или на месте дорожных работ. А возможно, вам удастся подключиться к высоким ветрякам, расставленным по гряде холмов невдалеке, чтобы питать сети возобновляемой электроэнергией, когда кончается топливо. Одна такая турбина, прежде чем ей понадобится ремонт, который вы не сможете провести без специального инструмента или сменных узлов определенной конструкции, может выработать до мегаватта электроэнергии, этого хватит примерно на тысячу современных домов.

Людям с техническими способностями не составит большого труда соорудить ветряк из подручного утиля. Из тонких листов стали вырезать и выгнуть лопасти гигантского вентилятора, укрепить на ступице колеса, а вращение передавать при помощи цепи и системы велосипедных звездочек.

Принципиальный момент — преобразовать энергию вращения в электрическую. Для этого надо раздобыть подходящий генератор. Сегодня нас окружает море генераторов удобной и компактной конструкции, так что даже неудивительно, если вы не сразу сообразите, что они — повсюду. На Земле насчитывается около миллиарда единиц моторного транспорта — самый большой автопарк, около четверти от общего числа, в США, — и на каждой из этих машин установлен генератор переменного тока. Автомобильный электрогенератор — удивительный механизм. Покрутите ротор, и можно снимать на терминалах абсолютно стабильный ток напряжением 12 В, вне зависимости от скорости вращения. Это делает автомобильные генераторы идеальным вариантом для постапокалиптической генерации электротока в небольших объемах. Вариант попроще — электродвигатель с постоянными магнитами, какими оборудуют электроинструменты типа беспроводных дрелей или беговые дорожки. Если принудительно вращать его ротор, то мотор работает «наоборот»: генерирует и подает на клеммы электрический ток. Его сила будет зависеть от того, с какой скоростью вращают ротор.

Солнечные батареи тоже можно раздобыть. В отличие от и ветряной турбины они не имеют движущихся частей и будут довольно долго служить без всякого ремонта. Хотя со временем они все равно портятся — от проникающей под оболочку влаги и разрушения кремниевых пластин солнечной радиацией. Выработка солнечной батареи снижается примерно на 1% в год, так что через поколения постапокалиптических землян нынешние солнечные элементы станут практически бесполезны.

Следующая проблема — хранение и раздача произведенной электроэнергии. Строго говоря, одно из первых мест, куда нужно отправиться после апокалипсиса, — это гольф-клуб: но не для того, чтобы снять стресс от светопреставления расслабляющей прогулкой по 19 лункам, а чтобы собрать жизненно важный материал.

Автомобильные аккумуляторы надежны, но они сконструированы, чтобы давать сильный кратковременный ток для вращения стартера. Эти батареи плохо подходят для производства ровного и бесперебойного тока для нужд вашего автономного хозяйства; и вообще, они легко выходят из строя, если постоянно разряжаются более чем на 5°%.

Альтернативная модель свинцово-кислого аккумулятора, так называемая батарея глубокого разряда, разряжается гораздо медленнее, и ее можно без вреда раз за разом практически полностью разряжать и заряжать снова. Именно такие батареи следует искать в первые дни после апокалипсиса. Они могут стоять в микроавтобусах и трейлерах, моторных инвалидных креслах, электропогрузчиках и гольфмобилях. Постоянным током ваших батарей можно питать многие электрические устройства, например небольшой холодильник и лампочки, но постарайтесь все же раздобыть еще такое устройство, как инвертор тока: он преобразует постоянный ток в переменный напряжением 240 В, пригодный для питания различных устройств.

Подобного рода генераторы и батареи сегодня используют люди, живущие автономно, и выживальщики, закаляющие себя к апокалипсису. Но мы видим в недавней истории немало вдохновляющих примеров изобретательности, с которой в трудные времена обеспечивали себя электричеством обычные горожане. Например, в дни Боснийской войны в середине девяностых жителям боснийского города Горажде, три года пребывавшего в осаде сербской армии, пришлось почти всем обеспечивать себя на месте. Продовольствие в Горажде доставляли самолеты ООН, но техническая база городского хозяйства сильно пострадала, и электроснабжение было отрезано. Для генерации электрического тока гораждинцы строили кустарные гидроэлектростанции: к мостам через Дрину привязывали плавучие платформы, оснащенные водяными колесами и генераторами, снятыми с автомашин.

Это было до странности похоже на мельничные суда, которые в городах средневековой Европы привязывали к опорам мостов на самом сильном течении, только гораждинские мельницы по подвешенным к мосту проводам снабжали берег электричеством.

Утилизация городов

Пока мы говорили о том, как остатки прошлой цивилизации помогут затормозить деградацию постапокалиптического сообщества, обеспечив амортизационный запас необходимых материалов, в частности продовольствия и топлива, а также полезных устройств, например генераторов и аккумуляторных батарей, с помощью которых на руинах можно наладить производство электроэнергии. Но мертвые города будут еще и запасом сырья, необходимого для перезагрузки технической цивилизации.

Некоторые важнейшие материалы — стекло, многие металлы — легко перерабатываются для вторичного использования. Даже если какие-то металлические конструкции за долгое время сильно проржавели и подгнили, металл никуда не делся. Его нужно только отделить от других веществ, которые с ним соединились, главным образом от кислорода. Изъеденный ржой стальной брус — это, в сущности, кусок весьма насыщенной железной руды, и ее можно обогатить вновь до состояния чистого металла посредством тех же самых технологий, которые в истории применялись для выплавки железа из натуральной рудной породы.

В основе производства пластмасс лежат сложные процессы органической химии (к тому же требуется особое сырье — нефтепродукты), поэтому на ранних этапах восстановления хозяйства будет возможно лишь вторичное использование или переработка сохранившихся запасов. В зависимости от молекулярной структуры и, соответственно, реакции на нагрев пластмассы делятся на две категории: термореактивные и термопластичные (или просто «термопласты»). Термореактивные полимеры практически невозможно переработать: при нагревании они разлагаются в сложную смесь органических химикатов, многие из которых довольно ядовиты. А вот термопласты после очистки можно расплавить и залить в новые формы. Легче всего примитивными методами переплавляется полиэтилентерефталат (ПЭТ, или PET). Простой способ определить, из какого типа пластмассы сделаны подобранные вами предметы, — посмотреть на маркировку. ПЭТ обозначается цифрой 1 — пластиковые бутылки для напитков, например, делают почти только из него. С переменным успехом можно утилизовать пластмассы с цифрой 2 (полиэтилен высокой плотности — ПЭВП, или HDPE) и 3 (поливинилхлорид — ПВХ, или PVC).

Вместе с тем, в отличие от стекла, которое можно переплавлять раз за разом без потерь, пластмасса, подвергаясь воздействию солнечного света и кислорода, теряет в качестве, и с каждой утилизацией изделия из вторичного пластика становятся все менее прочными и гибкими*. Так что постапокалиптическое человечество сможет обгладывать с остова погибшей цивилизации сталь и стекло, но эпоха пластика, без сомнения, закончится — пока общество не наработает заново необходимый уровень знаний в химии.

С гибелью технической цивилизации, отключением сетей связи и прекращением воздушного сообщения Земля из «планетарной деревни» вновь превратится в деревенскую планету. Интернету, задуманному и созданному как живучая компьютерная сеть, способная выдержать атомную бомбардировку и потерю многих своих узлов, в условиях глобального обесточивания повезет не больше, чем любой другой современной технологии. Мобильные телефоны после отключения электричества тоже продержатся считаные дни: пока не кончится топливо аварийных генераторов в центрах обработки данных и на радиомачтах. Новую и принципиальную важность внезапно обретут устаревшие и малозначащие технологии. Хорошо будет как можно скорее где-нибудь раздобыть старинные переносные рации для связи между членами группы во время поисково-снабженческих экспедиций. Из средств дальней связи ценными станут любительские приемники и передатчики гражданского диапазона, которые помогут установить контакт с другими общинами уцелевших.

Но самый главный ресурс, который нужно собирать, пока он не пропал, — это знание. Книги будут гибнуть в пожарах, беспрепятственно опустошающих города и веси, превращаться в кашу после потопов и наводнений или просто гнить на полках от сырости и дождя, захлестывающего в разбитые окна. Письмена нашей цивилизации, запечатленные на бумаге, хотя несравнимо более обильны, но не столь долговечны, как глиняные таблички, плотные папирусные свитки и пергаменты предшествующих эпох. Однако, если содержимое библиотек доживет в сохранности до того дня, когда люди начнут возрождать цивилизацию, мы сможем найти много ценного в этих волшебных хранилищах знаний. Например, в библиографии в конце этой книги упомянуто немало сочинений, содержащих детали важнейших практических умений и процессов, необходимых для функционирования цивилизации, которые выжившим не помешало бы узнать. Вместе с библиотеками стоило бы изучить хранилища старинных механизмов — научно-технические и промышленные музеи: хранящиеся там устройства вроде ткацких станков и паровых машин можно разобрать и воссоздать: эти технологии пригодятся в постапокалиптическом мире.

В годы перезагрузки, вероятно, станет обычным зрелище новых поселений, строящихся в сельской местности. Но возникают они не в случайном порядке, а кольцами вокруг мертвых городов, обволакивая ядро из брошенных небоскребов и прочего хозяйства. Команды добытчиков посещают эти руины, обгладывают остовы мертвых городов, ищут ценные материалы, возможно применяя самодельную взрывчатку для обрушения зданий и примитивные ацетиленовые горелки для разрезания металлических конструкций. Ценную добычу, вывезенную из городов, превращают в инструменты, лемехи плугов и другой инвентарь, необходимый для восстановления цивилизации.

Одной из первых насущных задач станет возрождение сельского хозяйства. Море пустых зданий, где можно найти приют, подземные озера с топливом для машин и генерации электричества — все это ничего не будет стоить, если пережившие катастрофу вымрут от голода.

25 лучших постапокалиптических фильмов

Которые лучше видеть, чем не видеть. Мы их расставили по порядку — первыми пустили те, что послабее, а далее нагнетали, нагнетали и нагнетали.

Олег «Апельсин» Бочаров

Сразу предупреждаем, что в наш список не попадают постапокалиптические киноленты про зомби. Мы их, конечно, обожаем, и многие из них постапокалипичны настолько, что постапокалиптичнее некуда. Но все же оставим зомби для зомби, а сами посмотрим на те фильмы, где человечество борется за выживание после ядерных войн, экологических катастроф и жутких эпидемий. Или не борется, а смирилось, легло, ждет прихода старухи с косой.

25. Книга Илая

Представь, будто тебе неимоверно захотелось снять фильм в стиле игры Fallout, но деньги на проект выдала христианская община. Вот что-то вроде «Книги Илая» и созреет в итоге.

24. Власть огня

Строители метро вместо новой станции откопали драконье гнездо. Ящерки вылезли и спалили почти всю планету. Остались лишь самые огнеупорные людишки на тачанках, которые в детстве слишком много насмотрелись «Безумного Макса». Вроде бы и треш, но заводной, да еще там играют Кристиан Бэйл, Мэттью Макконахи и Джерард Батлер.

23. Водный мир

Земля целиком покрылась водой, у людей ни еды, ни пресной воды, ни хорошего настроения. Зато почему-то в неограниченном количестве оружие и прочие остросюжетные предметы для поддержания блокбастера в хорошей взрывной форме.

22. Завещание

Американский пригород. Взрослые поехали на работу в город. Дети, домохозяйки, пенсионеры остались глядеть за хозяйством. Большой город накрыла большая атомная бомба, и никто не вернулся, но их все ждут и постепенно вымирают. Камерная и безысходная драма-драма.

21. Девять

Полнометражный мульт от странной продюсерской пары Тим Бёртон и Тимур Бекмамбетов. Очень европейская по духу запутанная история об оживших куклах, которые в уничтоженном войной мире борются за свое выживание и возрождение планеты.

20. Атака титанов. Фильм первый и второй.

Землю поработили гигантские людоеды, уничтожив популяцию людей почти под ноль. Последние людишки огородили себя колоссальными заборами и пытаются не быть съеденными (в основном не очень успешно). На экране очень много насилия и мельтешения, при этом постапокалиптический декаданс на месте, что радует.

19. Дорога

Постапокалиптическое роад-муви по тексту романиста Кормака Маккарти. Дорога дорогой, однако не жди никакой движухи в стиле Безумного Макса, это кино предпочитает двигаться черепашьим шагом, в темноте да еще непонятно куда. Три четверти зрителей не досматривают до середины. Четверть в восторге.

18. Разделитель

Северная Корея забросала Нью-Йорк ядерными боеголовками, спаслись считаные единицы граждан, несколько из них теперь отсиживаются в тесном подвале. Далее разворачивается каноничный сюжет про горстку людей-крыс в замкнутом пространстве со стремительно исчезающими припасами.

17. Бегство Логана

Показ безмятежной жизни последних уцелевших землян в полностью автономном и на диво комфортном городе будущего. Само собой, кто-то шибко умный понял, что где-то кроется подвох, и сбегает за пределы купола. Классика антиутопического жанра из той же эпохи, что подарила нам «Молчаливое бегство», «Зеленый сойлент», «THX 1138» и оригинальный «Мир Дикого Запада».

16. Тихая Земля

Все люди просто бесследно исчезают, оставив после себя пустынные города, кипящие чайники и упавшие без пилотов авиалайнеры. А один герой остается и мучится двумя логичными вопросами: что случилось и нет ли здесь кого-нибудь еще. Не самый популярный фильм видеоэпохи, но один из лучших на тему бесконечного одиночества после гибели мира.

15. Обливион

После битвы с внеземной напастью Земля становится непригодной для обитания, однако на ней вахтовым методом подрабатывают наблюдатели. Персонаж Тома Круза во время дежурства натыкается на капсулу с Ольгой Куриленко и тотчас влипает в историю. Всемирную.

14. Кловерфилд, 10

Примерно то же, что и фильм «Разделитель», но с изящным выкрутасом: запертая в убежище девушка не может понять, действительно ли мир уничтожен, или это больная фантазия неуравновешенного типа, который затащил ее в этот проклятый подвал со всеми удобствами.

13. На следующий день

Главное штатовское кинопособие-страшилка на предмет того, что ждет американскую нацию по окончании ядерного конфликта. Сейчас смотрится старомодно, почти мило, но в тот момент угнетало не по-детски. По советскому ТВ премьера состоялась в паре с «Письмами мертвого человека».

12. Тихое место

Почти все население Земли погрызли слеповатые пауки с обостренным слухом. Те людишки, у кого еще осталось необъяснимое желание жить, вынуждены вести себя тише травы. Главный хоррор-хит 2018 года слегка глуповат и не дружит с логикой, но при этом удался по всем остальным пунктам.

11. Я легенда

Не первая и, может, не самая лучшая экранизация романа «Я — легенда» Ричарда Мэтисона (1954), зато самая актуальная и с Уиллом Смитом. После всемирной пандемии военный врач остался один-одинешенек. Днем разгуливает по пустынным улицам, по ночам отстреливает мутантов-вампиров. Нам нравится такая жизнь!

10. Терминатор: Да придет спаситель

Самый толковый фильм во франшизе про разгуливающих во времени киборгов со времен второго «Терминатора». Правда, настроением и стилистикой сильно выбивается из общей канвы. Посвящено все выживанию и сопротивлению на руинах былой цивилизации.

9. ВАЛЛ-И

Одинокий робот-мусорщик блуждает по загаженной и покинутой Земле. И, честно говоря, если бы весь мультфильм состоял только из этого, то был бы еще лучше.

8. Письма мертвого человека

Главное советское высказывание на тему прозябания в бункерах и туннелях после атомной войны. Много разговоров за жизнь, ну и против нее тоже. Очень тяжелое кино, что для данного жанра безусловный плюс.

Через три года режиссер Константин Лопушанский снял еще один фильм с постапокалиптическим настроением — «Посетитель музея» — живописный, эмоциональный, однако еще более нравоучительный, что минус.

7. Когда дует ветер

Простодушная пара пенсионеров из английской глубинки слушает, как мир движется к атомной войне, и при этом пьет чай. Оба до последнего верят, что их спасут правительство и полезные советы на случай войны из телевизора. Самый трогательный (и потому вдвойне жуткий) фильм на тему всеобщей погибели. Музыку к мультфильму записывали Роджер Уотерс и Дэвид Боуи.

6. На берегу

Северное полушарие планеты уже выжгло термоядом, а жители Австралии все еще ждут, когда радиоактивные облака дойдут до их безмятежных городков. Медленную смерть они не будут встречать в одиночестве: к ним присоединился экипаж выжившей американской подлодки. Не кино, а два часа красивого и удручающего декаданса. В 2000 году был снят ремейк (точнее, экранизация той же книги Нейвила Шюта), не столь прославленный, но под стать оригиналу.

5. Сквозь снег

Земля промерзла до костей, из живности остался лишь автономный экспресс, пробивающий льды и законы логики. Половина пассажиров состава деградирует в нищете, другая деградирует в роскоши. Осталось выяснить, что быстрее — скорость поезда или скорость деградации.

4. 12 обезьян

Брюс Уиллис и Брэд Питт под присмотром режиссера Терри Гиллиама раскручивают мрачнейшую историю об уничтожении человечества злобным вирусом. Путешествия во времени и вспышки безумия прилагаются в изобилии.

3. Матрица

Мало кто видел данное кино, поэтому предупреждаем: будут спойлеры! Человечество полностью порабощено и низведено до уровня домашнего скота. Чтобы скот не роптал, его подключают к системе глобальной виртуальной симуляции. Сопротивление негодует, но все, что пока повстанцы могут предложить в качестве альтернативы, — рейв-вечеринки и разговоры об Избранном.

2. Безумный Макс: Дорога Ярости

Боевые фрики, нищеброды и супермодели куда-то мчатся через апокалиптические пустоши, а потом разворачиваются и едут туда, откуда приехали. Собственно, и всё. Но вопросов лучше не задавать, все так круто, что можно молчать в восхищении.

1. Нити

Кино, которое достаточно посмотреть один раз, чтобы потом всю оставшуюся жизнь у тебя было отвратительное настроение и полный упадок духа. На экране как бы документальный фильм о молодоженах, которые обустраивают свое гнездышко в Шеффилде, но в их планы вмешиваются баллистические ракеты. Много английской сатиры, однако здесь она совсем не смешная, лишь гуще нагнетает жути. Самый хардкорный постъядерный реализм во плоти.

Выжившие: 10 фильмов о мире торжествующего постапокалипсиса

На ivi премьера фильма ужасов « Выжившие », и мы собрали еще несколько фильмов, где человеческая цивилизация рухнула, а у оставшихся в живых мало поводов порадоваться своей удачливости.

Когда случился конец света, на Земле осталось очень мало людей, зато появились жуткие твари неясного происхождения, которые по ночам охотятся на выживших. Джульет, возвращаясь из очередной вылазки в город за продуктами, не справляется с управлением машины, переворачивается и оказывается в пустыне одна-одинешенька. Надвигается ночь.

I Am Legend, 2007

Роберт Невилл живет в пустом и постепенно захватываемом природой Нью-Йорке. Его соседи по городу — зараженные люди, которые, к счастью, не могут выходить на улицы днем. Но ночью все вокруг в их власти. Они упорно охотятся за единственным выжившим, а тот пытается найти лекарство от вируса, уничтожившего цивилизацию, и мало-помалу дичает.

Mad Max: Fury Road, 2015

Макс Рокатански и его поехавшая крыша оказались в плену у чудиков, которые мечтают о славной смерти, но при этом не упускают случая продлить свое существование переливанием чужой крови. Кажется, жизнь в этом постапокалиптическом мире плоха не столько от нехватки еды и воды, сколько от дефицита мозгов, поврежденных болезнями. Шедевр среди фильмов о погонях, истинный шедевр.

Прошло несколько лет после ядерной катастрофы. Ученому Ларсену удалось спастись от взрыва в подвале музея истории, а вот его жена получила серьезную дозу радиоактивного излучения и теперь медленно умирает от лучевой болезни. Ларсен никак не может поверить в то, что для человечества это конец, и все ищет доказательства, что цивилизация может возродиться.

A Quiet Place, 2018

На Земле конец света: она наводнена жуткими тварями, которые ищут своих жертв по звуку. Жителям американской глубинки приходится существовать в полной тишине — общаться жестами, красться, затаив дыхание, отказаться от столовых приборов во время еды. Но осечка рано или поздно неизбежна, и тогда начинается настоящий ад.

The Matrix, 1999

Нео ведет не слишком выдающуюся жизнь до тех пор, пока не узнает, что все вокруг — иллюзия, построенная искусственным интеллектом: он поработил сознание людей, а их тела использует в качестве источника питания для себя. Для Нео приходит время вступить в борьбу за реальность.

28 Days Later… 2002

Вам повезло, вы очнулись от комы, вот только весь остальной мир погрузился в какой-то кошмарный сон. Первый человек, которого вы встретили, пытается вами пообедать. Но потом постепенно вы понимаете, что зомби — это, конечно, неприятно, но вполне предсказуемо. А вот люди, которые хотят выжить — это настоящая опасность.

В отдаленном будущем на Земле живут всего два человека: он — инженер, следит за исправностью дронов, она — связистка, координирует действия с командованием. Все остальное человечество прячется на станции в космосе, потому что планета непригодна для жизни после нашествия инопланетян. Джек и Виктория — отличная команда, и скоро их командировка на Землю заканчивается.

The Girl with All the Gifts, 2016

В мире, пережившем зомби-апокалипсис, осталось очень мало людей. Зато подросли дети, родившиеся от беременных зомбачек. Малыши умны, любознательны и добры, правда, только до тех пор, пока не почуют человеческий запах. Тогда милые детишки превращаются в безжалостных убийц. И сложно сказать, что хуже — это или те люди, которые держат мутантов в кандалах в надежде однажды добыть из них лекарство для незараженных людей.

Dans la brume, 2018

Париж окутан туманом, убивающим все живое. Спастись можно только на верхних этажах домов, куда ядовитый воздух не дошел. Но Анна и Мэттью не могут согласиться даже на эту малую долю безопасности, ведь внизу, в тумане, осталась их дочь.

Ссылка на основную публикацию