Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись
Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.
Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.
Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.
Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».
Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.
Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).
Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.
К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.
Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.
Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.
Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.
Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.
Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи – Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным от столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.
Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.
La Iglesia Cristiana Ortodoxa de Oriente también es católica
Cuando se habla de Iglesia Católica, por lo general, se tiene en mente a la Iglesia Cristiana de Occidente. Pero lo cierto es que la Iglesia Ortodoxa también es católica. ¿Por qué?
Tanto la Iglesia de Occidente como la Iglesia de Oriente son signatarias de los 7 primeros concilios ecuménicos, lo cual les da el carácter de católicas, universales y ecuménicas a ambas iglesias.
Jesucristo fundó una sola Iglesia. La Iglesia Santa, Católica y Apostólica, que a juicio de los cristianos orientales, está representada por la Iglesia Ortodoxa, cuyo nombre oficial es Iglesia Católica Apostólica Ortodoxa. La Iglesia es solo una porque está formada y representada por un único cuerpo espiritual; tiene una sola cabeza, que es Jesucristo, y se sostiene en la unidad del espíritu divino de Dios. Es santa en sus cimientos, que son Jesucristo y el Espíritu Santo. Es apostólica porque conserva la doctrina y la sucesión de los dones del Espíritu Santo, desde el tiempo de los Apóstoles. Es ortodoxa porque sigue la doctrina recta y es la fiel representación de la fe verdadera.
Ahora bien, en cuanto al término “católico”, lo primero que debe puntualizarse es que proviene del griego ‘καθολικός’. El mensaje de la Iglesia Ortodoxa está destinado a todos los hombres de todos los lugares, tiempos y pueblos; no está limitada a ningún espacio geográfico, tiempo o pueblo. Ella le abre sus puertas a todo aquel que desee unirse a ella. El término católico no es de carácter geográfico, sino que trasciende el tiempo y el espacio; su alcance y difusión cultural-religiosa es permanente.
Catholon en griego tiene significados mucho mas amplios: integridad, entereza, armonía de diversas partes; es opuesto a toda forma de desigualdad, sectarismo, exclusividad. El concepto de la καθολικότητας, catolicidad o universalidad, puede interpretarse desde dos enfoques: local-geográficamente y modalmente. En el concepto local-geográfico hace alusión a que la Iglesia tiende a incluir en su seno todos los pueblos de la tierra. En el significado modal significa la Iglesia que constituye un todo unificado e uniforme, sin restricciones locales, temporales o cuantitativas-numéricas; en ella están todos aquellos que pertenecen y han pertenecido al cuerpo de Cristo, estén vivos o muertos.
La Iglesia Ortodoxa considera que la expresión “Iglesia Católica” es propia de ella. Aunque otras confesiones cristianas, como la Iglesia Occidental de Roma y la de Inglaterra, se autodenominan católicas en sus nombres oficiales, la Iglesia Ortodoxa de Oriente considera que este es un término que usan en calidad de préstamo; proviene de la Iglesia original, indivisa y ortodoxa.
La Iglesia Ortodoxa es católica porque es ecuménica y su verdad es universal; se encuentra esparcida por todo el mundo y ofrece a todos la salvación que Cristo ha traído. La Iglesia Ortodoxa de Oriente es católica, pero no romana y tampoco están unificada bajo la dirección de un único patriarca. La Iglesia Ortodoxa es Evangélica, pero no es protestante. La Iglesia Ortodoxa es ortodoxa, más no judía. La Iglesia Ortodoxa es misionera, pero no proselitista. No tiene denominación; está sobre las denominaciones y hasta las trasciende. La Iglesia Ortodoxa da su vida por la Fe de los Apóstoles, desde el día de Pentecostés, hasta hoy. La Iglesia es una sola y es católica; ella contiene la plenitud de la Verdad. La Iglesia Ortodoxa es la Iglesia Una Santa Católica y Apostólica.
En nuestros días, existe una nueva actitud en el seno del cristianismo, motivada por la voluntad de conciliación. Los cristianos del mundo, occidentales y orientales, han reconocido que la Iglesia está sujeta a desarrollo dentro de un contexto sociocultural, en el que influyen variables que trascienden lo teológico. La Iglesia no es ajena al contexto político, social, económico y cultural.
Entre las numerosas causas de la brecha cristiana entre Oriente y Occidente, debe analizarse la cuestión lingüística con mayor énfasis y rigor. La ortodoxia bizantina tuvo su base en la lengua y cultura griegas, mientras que el sistema eclesiástico y doctrinal romano encontró sus cimientos en la mentalidad latina. En el marco de la lucha por la uniformidad universal como garantía de la verdad, los cristianos no se percataron cuenta de que el mensaje del Evangelio debe llegar a los pueblos por medio de su propio idioma. Dios le habla a todos los seres humanos, pero estos lo escuchan en su propia lengua. Las lenguas y los idiomas son medios de poder; forman una cosmovisión, una cultura, una personalidad y una idiosincrasia de los pueblos; los que hablan un determinado idioma llevan en el vocabulario y la gramática, la experiencia colectiva de innumerables generaciones; la filosofía de la vida de los antepasados y sus nociones tan personales sobre ciertos temas. Es por ello que, nos es más fácil aprender idiomas que tienen una raíz cultural en común con los que ya dominamos; el francés tiene mucho más en común con el castellano que el japonés, el cual parte de un mundo conceptual más ajeno y en el que existen una cantidad mucho menor de términos similares y relacionados.
Es preciso señalar que, en el marco lingüístico de los idiomas latín y griego, los conceptos ortodoxo y católico adquirieron connotaciones distintas. Mientras que en latín, así como en los idiomas de los pueblos cristianos-occidentales, el término ortodoxo se entiende como “lo correcto”, en el griego y en los idiomas europeos de origen eslavo, lo ortodoxo hace alusión a la enseñanza y al culto; la ortodoxia se refiere a la verdadera gloria. Los eslavos que se definen a sí mismos como cristianos ortodoxos, más que definirse como los cristianos correctos, se definen como los cristianos que pertenecen a la comunidad que alaba y glorifica a Dios en el espíritu debido. En el cristianismo oriental, el término católico va más allá de la universalidad; es también la integridad, la congregación, la entereza y la armonía de diversas partes. De una misma raíz, ambas tradiciones cristianas han desarrollado una cosmovisión cultural y religiosa, que se manifiesta a través del lenguaje y hasta la misma liturgia; mientras que los cristianos occidentales se refieren a la Iglesia en singular durante la liturgia, los cristianos orientales lo hacen en plural durante las letanías. La Iglesia Ortodoxa Católica de Oriente se compone de muchas unidades autónomas, unidas en fe cristiana, pero independientes en su administración.
Material referencial:
Zernov, N. (1961). Eastern christendom: A study of the origin and development of the eastern orthodox church. Nueva York: Putnam.
Vicente Quintero Príncipe @vicenquintero
Vicente Quintero es analista cultural y político. Licenciado en Estudios Liberales de la Universidad Metropolitana de Caracas, con énfasis en la politología. También estudió, durante 1 año, Lengua y Cultura Rusa en el Instituto de Estudios Internacionales ИМОП de la Universidad Politécnica Estatal de San Petersburgo (Rusia). Cursa actualmente una maestría en Gobierno y Políticas Públicas. También cursa estudios especializados de Teología avalados por el Patriarcado de Moscú y de todas las Rusias, máximo representante institucional de la Iglesia Ortodoxa en Rusia y su eje de influencia. En 2018, presentó la obra de arte “Producto LGBT” en el Museo Nacional Alejandro Otero de Caracas, bajo dirección de la Fundación Museos de Venezuela. Aprobada la mitad de los créditos en la Licenciatura en Psicología de la Universidad Metropolitana de Caracas. Quintero ha sido intérprete-traductor y asesor político de periodistas y empresarios extranjeros en Venezuela.
Святой Георгий – покровитель Каталонии
О личности Святого Георгия известно очень немногое, да и то сведения эти противоречивы.
Родился он в 3-м веке в Лидде ( ныне город Лод на территории Израиля), происходил из знатной и богатой семьи, был видным военачальником при императоре Диоклетиане, а когда последний учинил гонения на христиан, бесасстрашно выступил в их защиту – за что и был подвергнут жесточайшим пыткам и, в конце концов, обезглавлен.
Произошло это 23-го апреля 303 г. – вот почему именно в этот день отмечают праздник святого.
Необычайную популярность Святой Георгий, покровитель христианского воинства, приобрел еще во времена раннего христианства.
Уже в 4-м веке в Сирии и Палестине появляются церкви, посвященные Георгию-Победоносцу, а со временем культ его достиг даже самых удаленных границ христианского мира.
На территории нынешней Каталонии Святой Георгий ( Sant Jordi – кат. ) сделался особенно популярен в период Реконкисты – освобождения исконных земель Пиренейского полуострова от владычества мавров.
Напомним: “мавры”, или “сарацины” – историческое наименование мусульман, выходцев с свереного побережья Африки, пересекших в 711 г. пролив, позже названный в честь их предводителя, Тарика ибн Зияда, Гибралтаром (“Гибралтар” означает “скала Тарика”) и довольно быстро завоевавшие большую часть Пиренейского полуострова.
Правда, так же быстро консолидировавшиеся силы христиан начали и выбивать захватчиков с покоренных ими земель.
По преданию, именно Святой Георгий в конце 10-го века помог графу Барселоны Борелю Второму, имевшему под своим началом всего девять рыцарей, отвоевать занятую маврами Барселону.
И победил Борель неверных потому лишь, что в битву каталонских воинов повел сам Святой, восседая на белом, как снег коне, облаченный в доспехи цвета серебра, высекая мечом искры и разя десятками врагов – вот почему с той поры Борель повелел все доспехи свои и оружие украсить изображением красного креста на серебрянном поле.
Подобная история, правда, веком позже, в 1094 году, произошла и в соседнем Арагоне, когда в битве при Алькарасе Педро Первый, король Арагона одолел врага тоже благодаря помощи Георгия-Победоносца.
Таким образом, образом, Арагон и Каталония имели одного и того же святого покровителя, и когда государства в 12-м веке объединились, даже менять ничего в сложной иерархии католических покровителей не пришлось – всюду был Георгий-Победоносец, един во всех лицах.
Вскоре после того королевский символ – крест Святого Георгия – перебирается и на флаг и герб городских властей Барселоны – как знак власти, данной королем городскому совету.
Не осталось в стороне и Папство: Понтифик Григорий 13-ый объявил 23 апреля днем отпущения всех грехов молящимся, а Папа Климент 9-ый сделал эту дату официальным праздничным днем Каталонии.
Кстати, и в наши дни 23 апреля – один из самых любимых каталонцами праздников.
Между прочим, уже в далеком 15 веке существовала традиция, в соответствии с которой каждой барселонской даме, посетившей в этот день мессу в Капелле Святого Георгия в здании Женералитата, дарили красную розу.
Откуда обычай и в чем смысл – неужто не помните? А как же легенда, по которой наш доблестный Георгий победил когда-то страшного дракона и буквально выдрал из его когтистых загребущих лап прекрасную принцессу?
На месте пролитой драконом крови мгновенно расцвел сад из чудесных роз, самую красивую из которых Святой Георгий и преподнес в подарок принцессе. Вот откуда ноги растут!
Традиция эта жива и поныне – и даже живее всех живых. Настолько жива, что Святой Валентин, покровитель влюбленных, глухо матерится и плачет в подушку.
Потому что в Каталонии именно 23-го апреля мужчины (главным образом, влюбленные) дарят женщинам (главным образом, возлюбленным) ОДНУ алую розу (символ уникальности и непосторимости объекта любви, а также символ собственно любви и страсти), причем роза непременно должна сопровождаться колоском пшеницы (символ плодородия), а обертка обязательно должна быть перевеязана ленточкой с цветами каталонского флага (символ и так понятно чего – Каталонии, конечно же).
А вот женщины в ответ дарят своим кавалерам книгу! Да, да – именно книгу! Неужто Святой Георгий был по совместительству еще и библиотекарем? – так спросите вы и окажетесь не правы.
Не был, не был Святой Георгий библиотекарем, и владельцем книжного магазина – тоже.
Объясняется все просто: дело в том, что с 1995 года этот день – 23 апреля – является, по совместительству, еще и Всемирным Днем Книги и Авторского Права. Так решили на 28-ой сессии ЮНЕСКО – и так тому и быть!
Кстати, на фото слева – книга, написанная вашими покорными слугами, Сергеем и Татьяной и изданная в свое время в Москве – так что и для нас этот праздник особенно дорог еще и по этой причине.
О прочих наших подвигах на литературном поприще – а они есть! – можно узнать на странице “Где и что прочесть”.
Вот и дарят женщины мужчинам в этот день книгу – символ мудрости, намекая сильной половине человечества: вы мужики, от природы сильнее нас, хрупких женщин – так будьте же мудры и никогда свою силу не используйте во зло, а напротив – только во благо, причем, во благо нас – таких слабых, но таких прекрасных, как алые розы, дам.
Оставайтесь всегда такими же доблестными и благородными рыцарями, каким был Георгий-Победоносец. Если, конечно, сможете.
И таки да – стараемся, все во имя прекрасных дам.
P.S. Не могу не упомянуть об одном забавном моменте: поскольку каталонцы – люди особенные и самодостаточные, есть у них и более радикальная легенда относительно Святого Георгия.
Каталонцы и вообще гордятся (зачастую не без основания) что у них всё – своё, собствкенное, рожное; это в определенном смысле национальный каталонский спорт: любовно выстраивать эдакий глобус Каталонии – и потому глупо было бы думать, что своего патрона, главного святого покровителя они вдруг возьмут и уступят кому-нибудь.
Да, глупо, но никто так, надеюсь, и не подумал – потому что каталонцы, как и следовало ожидать, не собираются его кому-то уступать.
Так вот, есть на юге Каталонии чудесный средневековый городишко Монблан с замечательно сохранившимися крепостными башнями и стенами. Одна башня-портал называется – как бы вы думали? – конечно же, именем Святого Георгия, а табличка, привешенная рядом к стене, на каталанском, испанском, английском и французском языках незатейливо гласит, что эпохальная битва Святого Георгия с драконом состоялась в свое время именно перед этим порталом.
Кто сомневается – может полюбоваться и на симпатичный шедевр художественной ковки, на которую каталонцы, надо отдать им должное, всегда были мастера – работа из металла тоже посвящена этосу событию.
А с чего бы, спрашивается этот чудесный рыцарь стал гнобить коварную гидру где-то в непроглядной каталонской глуши – не будь он сам каталонцем?
Для тех, кому недостаточно ковки, внутри портала имеется красивейший, тонкой художественной работы мураль, где в подробностях описана и сама схватка, и обстоятельства, ей предшествовавшие, и последствия оной.
Легенда, правда, изложена на чистейшем каталанском языке, но изображение розы уже говорит о многом, и, поверьте, мне, текст, с небольшими вариациями, как раз и являет каталонскую версию легенды, где из свжепролитой крови дракона вырастают мгновенно алые розы, одну из которых благородный рыцарь и подносит прекрасной принцессе в дар.
Что же – теперь мы более-менее представляем, где (в соответствии с каталонской версией) святой появился на свет и где совершил свой главный подвиг. А уж соглашаться с этой версией или нет – личное право каждого. Во времена демократии живем, как-никак!
Крит. Ираклион. Критская школа иконописи
Во время нашего второго посещения Крита мы столкнулись с таким интересным явлением, как критская школа иконописи. Точнее, я узнал о ней еще дома, но информации было немного, и захотелось разобраться с этим вопросом непосредственно на месте. Поэтому вскоре после прилета на Крит мы собрались в Ираклион, в местный епархиальный музей христианского искусства.
Ираклион — Музей христианского искусства — Критская школа иконописи — Ангелос Акотантос — Михаил Дамаскин
Музей христианского (церковного) искусства в храме св. Екатерины
Музей христианского (иногда пишут церковного) искусства располагается в храме св. Екатерины Синайской, в центре Ираклиона, рядом с собором св. Тита. Интересна история самой церкви, в ней, как в капле воды, отразилась вся бурная критская история. В венецианской период (т.е. с начала XIII века) церковь св. Екатерины была главным храмом (кафоликоном) большого монастыря, основанного еще в византийский период. Монастырь располагался на холме за крепостными стенами средневекового Ираклиона (тогда город назывался Кандия). Критский монастырь св. Екатерины был подворьем знаменитого монастыря св. Екатерины на Синае, весь венецианский период связи между монастырями не прерывались.
Собор св. Тита в Ираклионе
Монастырь был одним из крупнейших на Крите, он сыграл значительную роль в сохранении Православия на острове как образовательный и иконописный центр. После турецкого завоевания в конце XVII века часть святынь монастыря была вывезена, часть утрачена, а церковь св. Екатерины был обращена в мечеть. В начале XX века здесь образовался лагерь беженцев, прибывших сюда из Малой Азии во время греко-турецкого конфликта. Лагерь просуществовал здесь почти до начала Второй мировой войны. В конце 60-х годов в церкви св. Екатерины усилиями критской церкви был создан музей христианского искусства. После нескольких ремонтов здания, окончательно закончившихся в 2015 году, здесь открылась обновленная экспозиция.
Внутренний интерьер старой части храма
Экспозиция по российским меркам небольшая, но вполне достойная. Представлено несколько ранних икон XIV-XV вв. (одна из них происходит из монастыря св. Пантелеймона, о чем мы уже говорили), а также две фресковые композиции второй половины XIII века.
Христос Пантократор. Конец XIV века. Из собрания музея церковного искусства в Ираклионе
Икона «Христос Пантократор» выполнена в типичном византийском палеологовском стиле. Вероятно, это работа константинопольского художника, переселившегося на Крит.
Фрагменты фресок, хранящиеся в музее, происходят из одной из византийских церквей неподалеку от Ираклиона. Они принадлежат кисти местного критского художника.
Фрагмент композиции Деисус. Вторая половина XIII века. Из собрания музея христианского искусства в Ираклионе
Фрагмент сцены Вознесения. Богоматерь в сопровождении архангела Михаила и трех Апостолов. Из собрания музея христианского искусства в Ираклионе
Однако основную ценность и гордость экспозиции представляет собрание икон критской школы. Характерной чертой этой школы является соединение византийской иконописной традиции и европейской, прежде всего итальянской живописи. Несмотря на венецианское завоевание, связь Крита с Константинополем не прерывалась. На остров приезжали столичные художники, выполнявшие заказы по росписи храмов и написанию икон. С конца XIV века и особенно с середины XV века, после падения Константинополя, на остров стали переселяться столичные художники, образовавшие свою колонию, позднее ставшей гильдией. С этого времени Крит становится одним из важнейших центров иконописания. Иконы критской школы пользовались популярностью как в греческих общинах, так и в Западной Европе, особенно в Италии и Франции. Критские художники, наряду с классическим византийским стилем, освоили стиль венецианской готики, и могли писать как в «греческой», так и «латинской манере», в зависимости от требований заказчика.Все это способствовало сложению особой критской школы иконописи, постепенно включившей в себя элементы западного искусства — готики, ренессанса, маньеризма, барокко.
Одним из первых художников критской школы был Ангелос Акотантос (первая половина XV века). Он был продолжателем византийской традиции (возможно, он переселился на Крит из Константинополя), однако вводил в свои иконы новые темы. Он был руководителем иконописной школы, благодаря чему оказал большое влияние на критскую иконопись. В музее находятся две иконы его работы.
Святой Фанурий. XV в. Работа Ангелоса Акотантоса. Из собрания музея христианского искусства в Ираклеоне
Святой Фанурий — один из самых почитаемых святых на Крите. На иконе слева он изображен в воинских доспехах, в ногах у него находится поверженный змий. К сожалению, икона сохранилась в не очень хорошем состоянии, к тому же она была обрезана справа и снизу, так что змия почти не видно.
Также одно из чудес святого Фанурия показано на нижней части двойной иконы кисти Акотантоса. Это чудо было связано со спасением критских священников, захваченных турками, и спасенных благодаря заступничеству святого Фанурия. По возвращении на Крит лодка со священниками попала в шторм, и святой Фанурий снова пришел к ним на помощь. Из мелких забавных деталей на этой иконе можно отметить изображение двух убегающих бесов, вызвавших бурю для потопления священников.
Явление Христа женам-мироносицам. Верхняя часть двойной иконы. XV в. Работа Ангелоса Акотантоса. Из собрания музея христианского искусства в Ираклионе
Чудо святого Фанурия. Нижняя часть двойной иконы. XV в. Работа Ангелоса Акотантоса. Из собрания музея христианского искусства в Ираклионе
Одним из самых известных и плодовитых мастеров критской школы был Михаил Дамаскин (Дамаскинос), работавший во второй половине XVI века. Его работы хорошо представлены в музее. В это время критская школа уже значительно отходит от традиций византийской иконописи и подвергается сильному влиянию итальянской живописи, появляются новые сюжеты, сложные многофигурные композиции, символические изображения, меняется техника и стиль иконописи. Все эти черты в полной мере выразились в работах Михаила Дамаскина.
Тайная вечеря. Михаил Дамаскин. 1585-1591гг. Из собрания музея христианского искусства в Ираклионе
В этой работе специалисты видят сочетание византийской иконографии с картиной «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (гравюры с её изображением были широко распространены). Можно отметить своеобразное построение пространства на этой иконе — в ней используется западная прямая перспектива, однако она не распространяется на фигуры, изображенные в традиционной иконной обратной перспективе.
Божественная Литургия. 1585-1591гг. Михаил Дамаскин. Из собрания музея христианского искусства в Ираклионе
В иконе «Божественная Литургия» объединены две темы — Причастия и Новозаветной Троицы (Бог-Отца, Бога Сына и Святого Духа в виде голубя между ними). Нимб вокруг голубя смыкается с нимбом Отца, но отделен от нимба Сына — специалисты считают, что тем самым здесь выражен православный догмат об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, но не от Сына. Троица окружена ангельскими чинами, показанными в иерархическом порядке (Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства и т.д.). Внизу изображены Адам и Ева.
Божественная литургия. Фрагмент. Адам и Ева
Божественная литургия. Фрагмент. Новозаветная Троица
Видение неопалимой купины пророком Моисеем. Михаил Дамаскин. 1585-1591гг. Из собрания музея христианского искусства в Ираклионе
В этой иконе используется образ неопалимой купины — горящего, но не сгорающего куста, явленного пророку Моисею. Неопалимая купина традиционно рассматривается как ветхозаветный прообраз Богоматери. На иконе одновременно изображено несколько библейских сцен, связанных с жизнью Моисея. Справа изображен прп. Иоанн Дамаскин, прославившийся своей борьбой против иконоборцев и почитанием икон Божией Матери.
Богородица «Неопалимая купина». Фрагмент. Передача Моисею скрижалей Закона
Богородица «Неопалимая купина». Фрагмент. Преподобный Иоанн Дамаскин
В музее представлены и иконы периода турецкого завоевания острова. Приведем здесь две из них. Богоматерь Кардиотисса (Сердечная) — один из очень почитаемых на Крите образов Богоматери. Эта икона происходит из известного критского монастыря Панагии Кера (монастырь Керы Кардиотиссы). Считается, что оригинал иконы, чудесным образом явленный еще в IX веке, был украден и вывезен в Италию в конце XV века, а это один из списков, в разное время находившихся в монастыре.
Также ниже показана икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Это поздний список с иконы работы Михаила Дамаскина.
Богоматерь Кардиотисса. 1721 г. Никитас Сепис. Из собрания музея христианского искусства Ираклиона
Усекновение главы Иоанна Предтечи. XVIII век. Из собрания музея христианского искусства в Ираклионе
На этом нам пора закончить опять затянувшийся рассказ и отправиться дальше, на этот раз по византийским храмам Крита…
Поклонение волхвов. 1585-1591. Михаил Дамаскин. Из собрания музея христианского искусства в Ираклионе
Сант-Аньезе-ин-Агоне
содержание: |
история и описание |
фотогалерея |
график работы |
входной билет |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Рима |
Сант-Аньезе-ин-Агоне (итал. Basilica Sant’Agnese in Agone) — церковь в стиле барокко, построенная в середине XVII века по проекту архитектора Джироламо Раинальди. Освящена в честь святой Агнессы, одной из наиболее почитаемых раннехристианских святых. Агнесса родилась в христианской семье в конце III века и получила соответствующее воспитание. Будучи совсем юной (предположительно в возрасте 12 лет), она отвергла сватовство сына римского префекта и приняла обет безбрачия, желая целиком и полностью посвятить себя праведной жизни. Разгневанный префект, узнав о христианском вероисповедании Агнессы, приказал отдать её в публичный дом. Согласно житию, все мужчины, желавшие за деньги овладеть девушкой, чудесным образом лишались мужской силы и со стыдом покидали публичный дом. Отверженный жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе отца. Тогда Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.
Сегодня Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне находится на площади Навона (Piazza Navona). В древнеримские времена на этом месте был расположен стадион Домициана, предназначавшийся для проведения всевозможных состязаний атлетов. Возведение церкви началось в 1652 году по заказу Папы Иннокентия X, представителя известного римского рода Памфили, которому принадлежал роскошный фамильный дворец, также расположенный на площади. Религиозное сооружение должно было стать своего рода домовой церковью знатного семейства. Проект будущего сооружения доверили главному архитектору Папского государства Джироламо Раинальди, однако руководил строительными работами другой, не менее известный, представитель раннего барокко — Франческо Барромини. Для создания более выразительного экстерьера, он привнёс некоторые изменения в изначальный проект постройки. Увеличив расстояние между колокольнями, Барромини подчеркнул величие купола.
подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.
Центральная часть фасада, где расположен главный вход в церковь, отделена от боковых башен полукруглыми простенками и украшена колоннами, придающими монументальность композиции. Интерьер богато декорирован мраморными барельефами, изображающими сцены из жизни святых, прекрасными росписями, украшающими позолоченные своды, и величественными скульптурами. В центральной части собора, имеющей восьмиугольную форму, расположены четыре алтаря, посвящённые святым мученикам. Паруса купола украшены фресками с изображением четырёх основополагающих добродетелей, которыми в христианском нравоучении являются справедливость, мужество, благоразумие и умеренность. Эта прекрасная работа итальянского художника Джованни Баттиста Гаулли, созданная во второй половине XVIII века, представляет большой интерес с точки зрения изобразительного искусства эпохи барокко.
Правый трансепт церкви посвящён святой Агнессе, именно здесь хранится главная реликвия — череп мученицы. Левый трансепт посвящён святому Себастьяну, пострадавшему, как и другие ранние христиане, за проповедование чуждой языческому миру веры.
Главный алтарь построен по проекту Карло Раинальди в начале XVIII века. Колонны из зелёного мрамора с позолоченными капителями, обрамляющие запрестольный образ, в античные времена украшали Триумфальную арку Марка Аврелия, римского императора конца II века. Сам барельеф, расположенный над алтарём, посвящён двум святым семействам: Марии, Джузеппе, Иисусу и Елисавете, Захарию, Иоанну Крестителю.
Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро
Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро
Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро
Православная Жизнь
Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.
Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.
Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.
Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».
Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.
Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).
Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.
Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай
К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.
Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай
Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай
Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.
Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.
Богоматерь – Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере
Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.
Богоматерь – Царица Небесная. Ангел. Фрагмент
Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко
Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.
Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр
Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи – Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.
Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.
Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.