Мезенская роспись – техника выполнения, чем лучше рисовать, примеры изделий с росписью

Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование

Искусство предков имеет свойство переосмысливаться новыми поколениями. Разгадывать послания народных мастеров и повторять самобытные рисунки интересно и нынешнему поколению. Пример тому – мезенская роспись, поэтапное рисование элементов которой может стать не простой «пробой кисти», а серьезным увлечением.

Когда-то росписью занимались строго мужчины, сегодня все, и женщины и мужчины, и дети, и взрослые могут попробовать свои силы в искусстве, которому уже не одна сотня лет. О том, как рисовать символьный орнамент, какими инструментами пользоваться и как работать с краской в технике мезенской росписи, читайте далее.

Выбор холста для начинающих

Очень важно, на чем вы будете учиться рисовать. Мезенская роспись – это декорирование деревянных поверхностей. Но так как обучение поэтапное, то отрабатывать каноничные элементы можно начинать на акварельной бумаге высокой плотности. Очень часто мастера предлагают на листе сделать подробный эскиз будущей работы, которая впоследствии перенесется на дерево.

Потому начинать обучение удобно с плотной акварельной бумаги, которая помогает понять, как ложится краска, как работает кисть, что получается после застывания краски. Начинайте всегда с простого рисунка, с самых легких элементов. Принцип «от простого к сложному» позволит поступательно изучить технику мезенских мастеров.

Сначала вы на акварельном листе красками прорисовываете отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяете столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляется эскиз будущего изображения. Вы в карандаше, а затем и в цвете изображаете его на бумаге. Потом через трафарет он будет перенесен на дерево.

Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки. Деревянные ложки и лопатки тоже можно расписывать, как и гребешки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное. Буковые, березовые, дубовые, доски из гевеи и акации – подойдут любые заготовки или доски из магазина, которые вы можете найти.

В данном видео показана расписанная деревянная домашняя утварь.

Прекрасно, если попадется вам заготовка из дуба. Если мастер-класс сначала пройден на бумаге, а затем повторен на деревянной доске, о «пробах кисти» останется не только эмоциональное воспоминание, но и вполне себе материальная декоративная вещь.

Инструменты для мезенской росписи

Основной инструмент художника – кисть. И для мезенской росписи исключения нет. Обычно в ход идут круглые колонковые или беличьи кисти, размеры которых варьируются.

Для начала вам понадобятся:

  • Круглая колонковая кисточка No1 и No2, имеющая ворс средней длины. Такая кисть нужна для обводки черной краской, а также для контурной работы.
  • Круглая беличья No2 и No3 – с ее помощью вы будете наносить красную краску.
  • Плоская синтетическая кисть или щетинная кисть No 4,5,6. Они подойдут для нанесения грунта, а также для лакировки поверхности.

Если вы ищите идеальную кисточку, которая поможет быстро и естественно научиться основам мезенской росписи, нужно обращать внимание на каплевидные кисти, кисти, напоминающие семечко или пламя свечки. При покупке обязательно оценивайте качество кисти – волоски ее должны быть ровные, аккуратные, густые. Можно даже макнуть в воду кисточку и стряхнуть ее: так будет видно качество кисти, а точнее, ее кончика.

Хорошую, любимую кисть найти бывает непросто. А если художник находит ее, то бережет инструмент и дорожит им. Кисти тоже имеют свой почерк. И деревянный кончик кисти, к слову, тоже становится инструментом мезенской росписи. Его используют в качестве своеобразного тычка для нанесения таких мелких элементов как «семечка» и «росинка». И даже если кисть уже отслужила свое, можно ровно срезать ее ворс и в дальнейшем использовать любимый инструмент как тот же тычок.

Понадобится мастеру в работе и палитра. Она нужна для смешивания красок, для съема с кисти лишней краски. В качестве палитры можно использовать обычное белое блюдце (тарелка), кафельную плитку или даже кусок оргстекла.

Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином.

Основным материалом в мезенской росписи считают краски. Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином. Но лучше гуаши и темперы найти сложно, на них обычно и останавливают выбор.

Расписное деревянное изделие нужно обработать лаком. Лак защищает рисунок на дереве от различных негативных внешних воздействий: воды, активных веществ и температурных перепадов. Да и дополнительный декоративный эффект лака совсем не лишний для готовой работы.

Учимся рисовать животных

Конь, олень и птица – самые распространенные, центровые образы мезенских мотивов. И обычно кто-то из этих персонажей становится первым героем изображения на деревянной доске или другой поверхности, которую декорирует новичок.

Лошадь

Один из любимейших образов мезенских мастеров – конь (лошадь). Наверное, в этом виде росписи их больше, чем где-либо еще. Конь символизирует удачу, жизненную силу, благополучие. Большинство мезенских коней красно-оранжевые, и это отдаляет изображение от реального прототипа. Туловище коня мог покрывать решетчатый узор, что делает образ животного еще более сказочным.

Рисовали мастера и очень длинные, неестественно тонкие ноги, на концах которых могли изображаться перья. Перья не роднили лошадь с птицей, а передавали быстрый ход скакуна. На то, что конь не являлся реалистичным животным, в росписи мезенцев указывали и солярные знаки, сопровождающие изображение коня.

Мезенская роспись – поэтапное рисование коня:

  1. Настоящие мастера не пользуются карандашом, но новичку нужен набросок, потому возьмите простой мягкий карандаш и, на всякий случай, ластик.
  2. Сделайте разлиновку листа акварельной бумаги. Мысленно поделите линию (строку), в которую будете вписывать элемент, на две части, поровну. Туловище коня займет верхнюю часть линии. Нарисуйте контур туловища карандашом по образцу. Сделайте три одинаковых контура в одной линии.
  3. Возьмите кисть для красной краски, наберите краски на кисточку и прорисуйте красным туловище коня. Сделайте это с каждым туловищем в линии (строке).
  4. Далее вам понадобится черная краска и тонкая кисть для обводки. Ваша задача – обвести контур туловища коня, пририсовать тонкие ноги, хвост и уздцы. Сделать это нужно с каждым конем в линии, это помогает натренировать навык рисования элемента.
  5. Работа становится все более филигранной. Теперь у лошади должны появиться грива и хвост. Это прямые линии, рисование которых требует просто аккуратности и усидчивости. Работаем все той же черной краской и тонкой обводочной кистью.
  6. Осталось лишь дополнить изображение коня солярными свастическими знаками, традиционными для мезенской росписи. Можно сначала прорисовать их карандашом, но даже новички часто обходятся без этого. Чтобы линии и волны получались ровными и тонкими, нужно несколько раз повторить один и тот же элемент.

Вот так на прописях можно научиться рисовать мезенского коня. Натренировавшись на бумаге, вы сможете без труда перенести уже знакомое технически изображение на доску или шкатулку.

Олень

У многих народов образ оленя ассоциируется с небесами, а рога благородного животного связаны с Древом жизни или Мировым Древом. Считалось, что на своих рогах олень может переносить солнце. И, стоит отметить, олени и небеса – это не только славянский образ: тот же Санта-Клаус, передвигающийся на оленях по небу, роднит восприятие этого животного у разных народов.

Рисование оленя схоже с рисованием коня, потому его обычно учатся изображать после того, как уже натренировались с лошадью.

Пошаговое рисование оленя:

  1. Сделайте пролиновку акварельного листа. Мысленно разделите линию на две части. В начале верхней части проведите линию, основу туловища оленя. Дополните его верхним дуговым мазком. Расширьте фигуру, чтобы она стала туловищем животного.
  2. Прорисуйте маленькую голову и маленькие уши оленя.
  3. Черной краской на тонкой кисти прорисуйте оленю тонкие ноги, гриву и хвост. Далее переходите к рисованию ветвистых рогов – сначала общую витую длину, потом – ответвления.

В представленном видео рассказывается как правильно рисовать оленя и птиц.

Оленя, как и коня, нужно дополнить солярными знаками. Они делаются черной краской, и окружают фигуру животного, главным образом – его нижнюю часть.

Птица

Птица считалась счастливым вестником, она сулила приятные новости и подарки. Сидящую на вершине дерева пташку часто можно было увидеть на мезенских березовых туесах. У крестьян севера, к слову, было принято вешать деревянных птиц в красный угол избы.

Как в мезенской росписи нарисовать птицу:

  1. Если вы пользуетесь методом разлиновки, то на каждой линии тренировочной прописи можно научиться рисовать отдельный элемент птицы. Например, начинайте с контура, черной обводки, прорисовывающей перышки. Потому как туловище рисовать несложно, и его можно испортить неудачной прорисовкой перьев.
  2. После того, как поупражнялись в рисовании перышек, можно начинать рисовать птицу с начала. На середине строки у вас будет туловище птицы, напоминающее зернышко. Его рисуют красной краской. Далее прорисовывают шею и голову.
  3. И на уже нарисованное туловище несложно наложить черную тонкую прорисовку перьев. Украсит пташку ажурный хвост, в рисовании которого можно также потренироваться заранее.

У вас получится летящая утка – простой, но необходимый для обучения элемент. Следующей птицей будет лебедь, который состоит из S-образной красной основы и черных дополнений (перьев, хвоста, лап, клюва).

Изображения уток и лебедей

Красное туловище всегда будет более простым в изображении, а черные детали – более филигранными. Когда прописи пройдены, можно приступить к рисованию эскиза сюжета для будущей росписи деревянного изделия. И птицы могут стать главными героями этого эскиза.

Мезенская роспись может покориться даже тем, кто уже давно не брал в руки краски и кисти. И это увлекательное действо: как только первые фигуры и узоры начнут получаться, захочется совершенствовать навык. А вместе с ним приходит и любовь, восхищение незамысловатыми, но очень гармоничными и символичными народными узорами, элементами, орнаментами и сюжетами.

Следуя рекомендациям по подбору материалов и инструментов, а также выполняя все шаги мастер-классов, у вас обязательно получится красивое изображение в лучших традициях мезенского искусства.

Декоративная роспись по дереву для начинающих

Роспись по дереву

Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Основные цвета в хохломе:

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

С чего начать и как делать роспись по дереву

Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.

После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе

Алгоритм росписи по дереву для начинающих:

1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.

2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.

3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.

4. Закрепление акриловым лаком.

Материалы для росписи

Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:

• наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.

• защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.

• грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.

• для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.

Подходящие краски

После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.

Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.

Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.

Кисти для росписи по дереву

Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.

Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!

И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

Мастер-класс по мезенской росписи

Мезенская роспись, одна из самых древних и загадочных. В далекие времена ей украшали разные предметы быта, они были призваны оберегать, приносить мир и лад, достаток в семью. Предлагаю нарисовать тарелочку, которая будет оберегать достаток в доме и приносить удачу.

Для работы нам понадобятся:

  • деревянная тарелочка диаметром 15см;
  • глянцевые акриловые краски черного и красного цветов «Невская палитра»;
  • акрил глянцевый цвет слоновой кости, у меня фирмы «Аква-Колор»;
  • кисти №3, №1, № 0/3 синтетические;
  • широкая кисть для нанесения фона;
  • хорошее настроение.

Карандашом обозначим круг, к которому проведем красным цветом линии. Линии соеденим между собой, как показано на фото. Получилось что-то похожее на солнышко, а солнце во все времена считалось оберегающим символом, пусть этот знак сожгет весь негатив.

Нарисуем защитную рамочку, она будет оберегать наш мир, наш внутренний покой.

В каждом треугольном сегменте на рисуем по зернышку, это будет пожелание благополучия, достатка.

Дугой отделим «нижний мир» от «верхнего»,это будет то прочное основание, на котором держится наш мир, внутри дуги нарисуем еще зерна. Пусть благополучие нас окружает вокруг и будет совсем рядом.

Черной краской из зерен нарисуем ростки, пусть наше богатство приумножается. На фото хорошо видно порядок выполнения ростков.

Снизу черточками и маленькими кружочками нарисуем живительную влагу для наших росткок, чтобы никогда не засыхали, а это значит, чтобы наше богатство «не усыхало».

По кругу наши зернышки также обеспечим «живительной» влагой черточками и точками, на фото видно, как это сделать. Красной тоненькой чертой еще раз разделим два мира, так — на всякий случай.

Более подробно остановимся на рисованиии коня.Он символизирует богатство семейного очага, символ большой и дружной семьи, семейного счастья. Рисовать будем красной краской.Начнем с четырехугольника, это будет тело нашего коня. Одним движением кисти выполним голову и горло: начнем рисовать свеху вниз, сначала ухо, затем чуть вправо нижнюю часть морды, далее вверх и вниз, создавая вогнутую часть горла. Зальем контур краской.

Черной краской тоненькой кисточкой нарисуем сбрую, седло, спину, дугообразными движениями и маленькими черточками гриву. Затем ноги коня: тоненькой линией от тела вниз, нарисуем маленькие копытца и несколько штрихов возле копытца. Нарисуем хвост, стихийками (спиралевидными завитками) обозначим стремительный бег коня, т.к. богатство просто так обычно не дается, иногда приходится и «побегать».

Красным цветом нарисуем уточек,черным цветом добавим перьев на хвосте уточки, штрихов на грудке, нарисуем голову и клюв. Волнистыми линиями черной краской нарисуем воду и маленькую уточку, обозначим под конем землю. Традиционно коня и уточку в мезенской росписи изображали вместе, чтобы не нарушать порядок вещей в нашей жизни. Считалось, что конь возносит на небеса Солнышко, а уточка вечером прячет его на ночь в воду.

Красной и черной краской дорисуем растения, стихийки, звездочки.

Красным цветом нарисуем рыбок, воду. Черным нарисуем плавники рыбкам, дорисуем воду, звездочки, черточки.

Красной краской на рисуем летящих птиц, черной нарисуем голову и клюв, хвосты и крылья.

На небе черной краской дорисуем птиц, заполним пустое пространство красными и черными стихийками, штрихами, звездочками. Жизнь не стоит на месте, постоянно все крутится, вертится.

Завершающим этапом обведем основной рисунок черной краской.

Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись».

Алла Мокрецова
Планирование НОД по рисованию «Мезенская роспись».

«Мезенский конь».

Предварительная работа: Д/у «Мезенские прописи» – упражнять детей в рисовании узоров и элементов мезенской росписи в клеточках по образцу.

Цель: Познакомить детей с особенностями мезенской росписи. Вызвать любовь, восхищение мастерством народных умельцев; познакомить с мастерами и их изделиями; учить приёмам рисования птицы, отрабатывать технику последовательности рисования.

Закрепление ЗУН: Упражнять в рисовании фигуры коня. Отрабатывать технику последовательности рисования. Упражнять в рисовании концом кисти дополнительных линий.

Рассказ воспитателя о мезенской росписи, элементах, мастерах.

Рассматривание иллюстраций с росписью.

«Бёрда – мезенская роспись».

Предварительная работа: Знакомство и рассматривание узоров на предметах. Беседа о символических обозначениях. Зарисовка символических знаков.

Цель: Познакомить детей с символическим значением отдельных элементов; вызвать интерес загадочностью символов. Отрабатывать технику рисования концом кисти; продолжать знакомить с элементами мезенской росписи; учить видеть многообразие клеток.

Закрепление ЗУН: Отрабатывать технику рисования элементов мезенской росписи концом кисти.

Рассматривание символики мезенской росписи – составление описательных рассказов.

«Узоры на геометрических формах – мезенская роспись».

Предварительная работа: Упражнять детей в составлении композиции с элементами мезенских узоров на плоскостных геометрических формах с последующей зарисовкой.

Цель: Закрепить знания детей об особенностях мезенской росписи; учить передавать композицию на разных геометрических формах. Учить любоваться росписью; воспитывать уважение к народным умельцам; закреплять технические навыки рисования.

Закрепление ЗУН: Закреплять умения составлять композицию мезенского узора на разных формах. Упражнять в рисовании концом кисти.

Чтение стихов о родном крае.

Рассматривание символики мезенской росписи.

Рассказ о мастерах.

«Роспись кухонной доски – мезенская роспись».

Предварительная работа: Упражнять детей в рисовании элементов мезенских узоров с натуры, так же с предметов домашней утвари.

Цель: Закрепить знания детей об особенностях мезенской росписи; учить передавать композицию на форме, любоваться росписью; воспитывать уважение к народным умельцам.

Закрепление ЗУН: Закреплять умение рисовать с натуры, точно передавая элементы росписи. Упражнять в рисовании концом кисти. Рассматривание мезенской росписи.

Чтение стихов о родном крае.

п/г «Засолка капусты».

«Роспись мезенских предметов».

Предварительная работа: Д/у «Выложи узор» – упражнять детей в композиции мезенского узора на незнакомых формах (прялка) с последующей зарисовкой.

Цель: Побуждать детей к самостоятельной работе с чувством уверенности в собственных силах» учить задумывать сюжет; закреплять умение строить узор; развивать творческие способности.

Закрепление ЗУН: Закреплять умения строить сюжет на разных формах.

Рассматривание деревянных изделий мезенских мастеров.

п/г «Кто в домике живёт?».

Мезенская роспись Мезенская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские.

Схема составления описательного рассказа о мезенской росписи 1. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Прославились из.

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу. После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Удивительное искусство — роспись по дереву

Время чтения: 7 минут Нет времени?

Отправим материал вам на e-mail

Ценители настоящего ручного искусства не понаслышке знают, что такое роспись по дереву. Это удивительное искусство, которое известно с давних времен. Его стали практиковать как украшение различных предметов. В сегодняшней публикации мы обсудим, какие виды росписи существуют. Также в рамках статьи редакция HomeMyHome рассмотрит, как правильно украсить деревянные предметы.

С помощью росписи легко задекорировать кухонную утварь
ФОТО: domsireni.ru

Популярные виды росписи по дереву и их особенности

Существует много вариантов декора, которые используются для украшения деревянных деталей, предметов интерьера и других интересных вещиц. Но есть самые популярные варианты росписей, которые известны ещё с давних времён и не теряют свою популярность в настоящее время.

Главная особенность — это повторение узора
ФОТО: domsireni.ru

Гжель и городецкая роспись

Данный тип расписного декора появился в нижегородской области и изначально сумел заслужить внимание художников. Впервые данная роспись была представлена публике в XIX веке. Известно, что данный художественный мотив отличается сложностью рисунка. При этом, художники наносят его без предварительного эскиза.

Основными оттенками, которые создают фон, являются яркие тона красного и оранжевого. Также темперные краски могут накладываться на белый или кремовый фон. Как дополнение применяются оттенки зелёного, бордового, синего. В некоторых рисунках стараются применять чёрные тона, особенно, если художественные объекты занимают основное пространство на рисунке.

Мезенская роспись существенно отличается от остальных
ФОТО: domsireni.ru

Мезинская и петриковская росписи

Такой вариант оформления приемлем для росписи бытовых деревянных приспособлений, а также посуды. Такое декоративное украшение часто встречается на кухонных гарнитурах. Основными тонами, которые выступают для окрашивания, являются чёрный и красный. Приветствуется дробный узор и повторяющийся миниатюрный орнамент.

Главная особенность заключается в том, что роспись производится исключительно на чистое, предварительно непрогрунтованное дерево. Подобным способом издавна старались расписывать округлые предметы: шкатулки, бочонки, ручные мельницы. Эта традиция дошла и до нашего времени.

Искусство росписи дошло и до нашего времени
ФОТО: perunica.ru

Жостовское художество старались применять исключительно для подносов
ФОТО: perunica.ru

Жостовская роспись и хохлома

Хохлома считается уникальным произведением искусства. В ней используется два контрастных оттенка: чёрный и красный. В качестве дополнительных применяют золотистый или серебряный. На рисунках изображают различных птиц, животных, но чаще всего вырисовывают объёмную флористику.

Жостовская роспись исполняется на чёрном, синем или голубом фоне. Она предполагает исключительно цветочные мотивы. Краски для изображения применяют яркие, непохожие на настоящие. В качестве декора на подобных картинах может использоваться обрамление, вензеля и другие красивые орнаменты.

Не путайте роспись и декупаж. Это разные виды декоративного искусства
ФОТО: s-nezhnostyu.ru

Подготовка деревянной поверхности для росписи: важные моменты

С целью подготовить изделие к будущей росписи, необходимо выполнить несколько простых шагов. Самое главное, иметь под рукой необходимый инструмент и материал. Итак, для подготовительного этапа понадобятся:

  • наждачная бумага;
  • клей ПВА;
  • чистая вода;
  • клеёнка;
  • кисть.

Для росписи можно использовать специальные шаблоны с возможностью переноса их на основу
ФОТО: belvedor.com

Далее действуем следующим образом:

  1. Накрываем плёнкой стол или любую другую поверхность, на которой будем работать. Также для этой цели можно использовать старую ненужную ветошь.
  2. Счищаем шероховатости изделия. Для этого используем наждачку с абразивом №0. На тот случай, если шершавости больше, нужно взять шлифовальную бумагу покрупнее.
  3. Сметаем весь мусор. Смешиваем клей ПВА с водой в пропорциях 2:8, соответственно.
  4. Перемешиваем раствор, затем кистью наносим его на деревянную поверхность. Делаем это два раза, сначала горизонтально, затем вертикально.
  5. Дожидаемся, пока дерево высохнет, отшлифовываем появившиеся неровности. Далее можно приступать к окрашиванию поверхности.

Клей вместе с водой создают защитный слой, на который отлично накладывается краска и в дальнейшем не впитывается в дерево. Кроме того, покрытие вместе с лаком всегда будет оставаться ярким и новым.

Расписные изделия не эксплуатируются, а служат в качестве украшения
ФОТО: xoxloma-nn.ru

На заметку! Важно не переборщить с водой, так как в дальнейшем возможно растрескивание древесины, и, как следствие, отставание лакокрасочного покрытия.

Как перенести рисунок на деревянную поверхность

Настоящие художники предпочитают использоваться разные способы переноса эскизов на дерево. Наша редакция предлагает к рассмотрению самые основные техники, которые подойдут даже тем, кто совершенно ничего не смыслит в данном направлении.

При помощи трафарета

Всё, что понадобится – это специально подготовленный трафарет с выбранным рисунком. Разумеется, его лучше приобрести в магазине, но можно и распечатать. Однако, чтобы бумага не размокла и не разорвалась во время переноса, потребуется выполнить срисовку на картон.

На трафарете все детали вырезаются, соответственно эскиз необязателен. Можно сразу приступать к окрашиванию
ФОТО: pinterest.ie

Подготовленную поверхность укладываем на стол, проверяем, чтобы она не шаталась. Далее прикладываем трафарет и аккуратно, не надавливая, простым карандашом выводим эскиз. После этого, можно, не дожидаясь, начинать рисование красками.

Точечным способом

Точечная методика считается одной из самых сложных. В данном способе важно не упустить элементы, в противном случае, можно получить некорректный рисунок. Весь рисование осуществляется путём применения контуров. Помимо них ставятся точки разного диаметра. В результате, получается эффектный узор.

Некоторые рисунки просто переводятся на поверхности через копирку
ФОТО: ekduncan.com

Трафарет, где скомбинировано точечное и обычное нанесение контура
ФОТО: ekduncan.com

Если выбран рисунок, в котором, кроме точек, ничего нет, каждый элемент просто обводится по внешнему контуру, либо сразу приступают непосредственно к окрашиванию. Однако для таких целей лучше приобретать пластиковые или жесткие силиконовые заготовки для переноса.

Рисунок по эскизам

Чтобы реализовать такую тактику потребуется обязательно выполнить предварительный рисунок отдельно на бумаге. Те, кто создаёт его самостоятельно, а не печатает, смогут без труда перенести изображение сразу красками.

Чтобы рисунок перенёсся как можно четче вместо карандаша можно использовать дотс
ФОТО: spainbay.ru

Кроме того, эскиз очень легко переносится через копирку. Важно только надёжно зафиксировать схематический рисунок и обвести его по контуру. Это необходимо, чтобы пятна и потёртости от чернил отсутствовали.

Как расписать деревянную заготовку своими руками разными красками

Для росписи тарелок, ложек, досок и других деревянных принадлежностей можно использовать профессиональные и любые домашние краски. Канцелярские предметы тоже придут на помощь в данных случаях.

На спилах интересными получаются животные, птицы, натюрморты. В дальнейшем они служат как картины для оформления кухонь, прихожих, коридоров
ФОТО: art-sova.livejournal.com

Роспись акварелью: видео

Разрисовывать древесину можно с помощью акварельных красок. Но данный материал применяется больше в технике пейзажа. Создаются различные картины на спилах. Предлагаем вашему вниманию один из интересных вариантов в видеоуроке.

Рисунок гуашью

Роспись гуашью стараются использовать на любых деревянных плоскостях. Для начала основу подготавливают, затем дожидаются её высыхания и приступают к действию.

ИллюстрацияОписание
Берём красный оттенок и разбавляем его с белилами, чтобы получить бледный тон. Кистью в центре заготовки делаем заполненную окружность. Рядом вырисовываем вторую такую же, но только меньшего диаметра. Создаём розочку. Для этого возле круга делаем вензеля белого и бордового оттенка
Круговыми движениями выполняем рисование второго цветка, расположенного выше. Создаём некоторые элементы с помощью двойного цвета. Для этого не соединяем два оттенка, а просто кладём их рядом, чтобы кисть их захватывала одновременно
Все основные цвета обязательно дополняем, используя для этого белые или серые тона. Они создают контур и делают роспись живой. Чтобы дощечка не выглядела пустой, рисунок обязательно дополняют листочками синего или тёмно-зелёного цвета. Затем их оттеняют незначительным количеством белил

В результате, остаётся дождаться высыхания и выполнить финишную отделку доски с помощью прозрачного лака.

Роспись дерева масляными красками: особенности

Масляными красками стараются пользоваться те, кто уже в совершенстве владеет навыками выполнения росписи по дереву. Это один из лучших вариантов нанесения декора на любой вид древесины. При правильной обработке заготовки удаётся получить невероятно яркие рисунки на тёмных тонах.

Чтобы изображение качественно держалось, лучше использовать материал без сучков
ФОТО: grazy-gunner.livejournal.com

Главный минус данной техники в том, что масляная основа очень долго сохнет. Поэтому, чтобы закончить шедевр, потребуется неделя ожидания.

Роспись темперными красками: основы

Темперные краски отлично ложатся на поверхность и не растекаются даже в том случае, если рисование осуществляется по глянцевому покрытию. Главное условие при использовании данной техники — это наличие обрамления вокруг уже готового орнамента.

Темперные краски используются в иконописи
ФОТО: muzeon42.ru

Данное сырьё изготавливается на темперной основе, поэтому краски считаются самыми надёжными при проведении росписи на деревянной поверхности. Некоторые даже удачно наносят изображения на заранее не подготовленную древесину. Темперные краски отлично разбавляются водой, при этом их очень легко отмывать. Соответственно, есть возможность корректировать рисунок.

Анилиновые краски

Анилиновые краски одинаково подходят для росписи на дереве и тканях. Они устойчивы, не поддаются размыванию, не растекаются. Наносятся такие контуры с помощью мягких кисточек аккуратными мазками.

Продаются красящие составы в баночках или тюбиках с дозаторами
ФОТО: my-shop.ru

Для работы анилиновыми красками всегда выбирается дополнительный инструмент. В росписи таким способом отлично помогают стеклянные трубочки и палочки.

Идеи для росписи: фото интересных вариантов

Насколько красивыми получаются расписные тарелки, деревянные горшочки и другие предметы, которые пришли к нам из далекого прошлого. Несомненно, эти дореволюционные экземпляры ценятся и сейчас. Для оформления дерева стараются внедрять новые идеи. С несколькими из них можно ознакомиться на фото.

Яркий синий мотив с точечной росписью отлично будет смотреться в кухнях с побелкой или в саманных избушках
ФОТО: handhobby.ru

Яркие варианты ручной работы часто предлагаются для выставок, конкурсов или на продажу
ФОТО: madeheart.com

Полукруглые варианты стараются расписывать под различных представителей фауны: рыб, птиц
ФОТО: maxi-land.ru

Кухонные разделочные доски с художеством часто создают как составляющую уже готового комплекта (горшка, черпаков, тарелок)
ФОТО: romantik.pro

Оформление росписью подходит даже для использованных разделочных досок
ФОТО: sam.mirtesen.ru

Уважаемые читатели нашего онлайн-журнала, задавайте вопросы, комментируйте и оценивайте публикацию. Возможно, у вас есть свой опыт в выполнении росписи одной из приведённых техник, мы будем рады узнать о нём.

Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте

Ссылка на основную публикацию