Синемафия
11 фактов о фильме «По соображениям совести»
17 ноября в российский прокат выходит фильм Мела Гибсона «По соображениям совести» — об идейном пацифисте, служившем санитаром во время Второй Мировой.
Казалось бы, после скандалов с антисемитскими высказываниями, гражданской женой и прочим — на карьере режиссёра Мела Гибсона в Голливуде можно поставить крест. Но оказалось, что нет — он вернулся, и критики наперебой восхваляют его основанный на реальных событиях фильм.
Итак, в американской глубинке жил да был Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) — хороший верующий парень, надёжа и опора матери и местной церкви, немой укор спивающемуся отцу (Хьюго Уивинг). Когда началась Вторая Мировая, он сначала работал на военном заводе, а потом, наплевав на бронь от работы, семью и невесту (Тереза Палмер) пошел и записался добровольцем вслед за братом. Проблема только в одном — Досс, в силу своих религиозных убеждений, отказывается брать в руки оружие. И начинается — сначала его в учебке бьют, потом сержант (Винс Вон) и капитан (Сэм Уортингтон) добром просят уйти из армии, потом готовятся отдать под трибунал, но Досс непреклонен — санитаром он на фронт с радостью, а вот оружие в руки брать религия не позволяет, увольте. И закон на его стороне.
Мы поискали и нашли 11 любопытных, интересных или просто забавных фактов о фильме — и делимся ими с вами!
Фильм снят по реальным событиям (в самом начале даже идёт интертитр «реальная история»): Десмонд Досс правда был первым идейным отказником по соображениям совести (то есть воевать ок, но оружие в руки брать — нет), который получил высшую военную награду — Медаль Почёта.
За всю историю США только трём отказникам по соображениям совести была дана такая награда — и только одному во время Второй Мировой (еще двоё, Томас Беннетт и Джозеф ЛаПойнт, получили её за работу медиками во время войны во Вьетнаме — посмертно).
В 2001 году появилась первая версия сценария фильма — её написал Грегори Кросби (он станет одним из продюсеров фильма 15 лет спустя).
После приобретения прав на художественную версию биографии Досса продюсер Билл Микэник в 2006 году предложил Мелу Гибсону снять фильм — он хотел получить то же соединение веры и жестокости, как в «Страстях Христовых». Мел Гибсон отказался — дважды.
И передумал почти десять лет спустя.
Над сценарием работали многие (когда фильм в работе почти 15 лет — это неудивительно); итоговая версия была создана Эндрю Найтом, Рэндаллом Уоллесом и Робертом Шенкканом.
Голливуд — большая деревня; Роберта Шенккана вы, может, и не знаете, но точно знаете его племянника — актера Бена МакКензи («Одинокие сердца», «Саутленд», «Готэм»). Мир тесен, не правда ли.
Эндрю Гарфилд впечатлил Гибсона исполнением роли в «Социальной сети», он обладает, по мнению режиссёра, еще одним важным качеством: Гарфилд выглядит моложе, чем ему лет на самом деле.
Гарфилд признался, что плакал, когда прочитал сценарий в первый раз.
2016 год для Гарфилда вообще вполне себе «религиозный»: после адвентиста седьмого дня в «По соображениям совести» он появится на экране в роли католического священника в «Молчании» Мартина Скорсезе.
Большинство актёрского состава фильма — австралийцы; связано это не с тем, что Мел Гибсон скучает по родным просторам, а с денежным вопросом. Для того, чтобы получить австралийский налоговый вычет (фильм снимался в Австралии), нужно было, чтобы фильм мог считаться австралийским; и в итоге, кроме собственно австралийского гражданина Гисбона, над фильмом работали австралийские актёры Хьюго Уивинг, Рэйчел Гриффитс, Тереза Палмер, Сэм Уортингтон, Ричард Роксбург и Люк Брэйси.
Одну из небольших ролей в фильме сыграл сын Мела Гибсона, Майло Гибсон. Вы его можете узнать по пулемёту Томпсона в сцене на Окинаве.
Вот он, по центру:
Ну как, похож на папу?
В числе фильмов, повлиявших на то, каким станет «По соображениям совести», Мел Гибсон одним из главных называет фильмы «Пески Иводзимы» (Sands of Iwo Jima) 1949 года и «Цель — Бирма» (Objective, Burma!) 1945 года с Эрролом Флинном в главной роли.
Фильмы, в которых нельзя было показать насилие, как это можно сделать сейчас — но которые тем не менее пугают тем, что там происходит.
В сцене с Библией, которую передаёт отправляющемуся в армию Доссу невеста, недаром показано, какая страница заложена её фотографией: это ветхозаветная Книга Самуила, и на показанной странице рассказывается о Давиде и Голиафе.
Очень прямой намёк на то, что вся большая военная машина не сможет изменить убеждения одного маленького рядового Досса.
Музыку для фильма сочинил Руперт Грегсон-Уильямс. Изначально предполагалось, что саундтреком займется Джеймс Хорнер (он написал саундтреки к фильмам Гибсона «Человек без лица», «Апокалипто» и «Храброе сердце»), однако смерть композитора нарушила эти планы.
Фильм был представлен на кинофестивале в Венеции и получил десятиминутную овацию. Вернее, продлились аплодисменты 9 минут 40 секунд — Мел Гибсон уверяет, что засекал время.
Фильм получил 13 номинаций на национальную австралийскую кинопремию; 5 декабря мы узнаем, победит ли хоть в одной.
А в январе — номинируют ли фильм на «Оскар»; эксперты сходятся во мнении, что вероятность такого исключать никак нельзя.
В общем, идите и смотрите.
Deadline [1], [2]; ETOnline [1]; IMDb; AlloCine.
«По соображениям совести»: Правда и Вымысел в фильме
В фильме «По соображениям совести» рассказана история ветерана Второй мировой Дэсмонда Досса, ставшего первым идейным уклонистом в американской истории, награжденного высшей военной наградой США — Медалью Почета. Фильм сходу ворвался в ТОП-250 IMDB и Кинопоиска, получив отличные оценки от зрителей. Мы же попытались разобраться в том, что в фильме Мэла Гибсона правда, а что вымысел.
Мэл Гибсон совершил эффектный камбэк! После многочисленных скандалов, связанных с его именем, о талантливом режиссере и отличном артисте, наконец, заговорили в положительном ключе, да еще и в связи с его творчеством. Фильм «По соображениям совести» стал пятой режиссерской работой Гибсона и можно с уверенностью сказать, что снова удачной. Картина вероятнее всего попадет в список претендентов на премии «Золотой Глобус» (прим.ред. фильм получил 3 номинации) и «Оскар», где наверняка получит сразу несколько номинаций.
Трейлер фильма «По соображениям совести» (2016)
В центре сюжета фильма Мэла Гибсона положена реальная история военного медика Дэсмонда Томаса Досса, родившегося 7 февраля 1919 года в Линчбурге, штат Виргиния. Будущий герой Второй мировой войны был адвентистом седьмого дня (прим. ред. одно из направлений протестантизма) и под влиянием веры был абсолютным противником насилия и уж тем более оружия. Во время призыва из-за своих убеждений Досс получил возможность отложить военную службу, но отказался от этого, желая быть полезным своей стране. Необычный призывник был определен санитаром в медицинский корпус и по началу подвергался насмешкам сослуживцев, которые никак не могли понять его принципов. Но уже во время первых боев о Дэсмонде Доссе заговорили совсем иначе. Проявляя невероятное мужество, он бесстрашно вытаскивал с линии боя раненых. Снова и снова он отчаянно лез под пули, сумев спасти от гибели 75 человек!
Досс вернулся домой лишь в 1946 году, он женился на своей возлюбленной и прожил с ней до ее смерти в 1991 году, позднее он был женился во второй раз. За свои подвиги по спасению людей во время Второй мировой войны Досс был награжден высшими военными наградами США.
В 2004 году он принял участие в съемках фильма «Идейный уклонист» (The Conscientious Objector), в котором рассказал свою историю. Спустя два года Дэсмонд Досс скончался в своем доме в Алабаме, ему было 87 лет.
Съемочная группа «По соображениям совести» на Венецианском кинофестивале
Мэлу Гибсону нужно сказать огромное спасибо уже за то, что он сумел найти такого необычайно интересного героя и рассказать всему миру его невероятную историю. Гуманистический эпос «По соображениям совести» получил отличные отзывы кинокритиков и высокие оценки на сайте IMDB и Кинопоиск (8.6 и 8.4 баллов по состоянию на 08.11.2016). И пока киноакадемики будут решать сколько номинаций получит фильм на будущей церемонии вручения Оскаров, мы решили разобраться, что в фильме «По соображениям совести» правда, а что кинематографический вымысел.
Дэсмонд Досс и актер Эндрю Гарфилд
Когда Дэсмонд Досс вступил в армию США?
Дэсмонд Досс был призван в армию весной 1942 года, а в 1944 году в составе 77-й пехотной дивизии был отправлен в Гуам, а затем на Филиппины, где принял участие в первых боях с противником.
Дэсмонд Досс вместе с Дороти, 1946 год
Почему Дэсмонд Досс решил не прикасаться к оружию?
В фильме «По соображениям совести» говорится о сцене семейной ссоры между отцом и матерью Дэсмонда, которая затем оказала на него сильное влияние. На самом деле ссора произошла между его отцом и родным братом его матери, оба были пьяны и не сумев договориться, решили выяснить отношения на кулаках. В процессе завязавшейся драки, отец Дэсмонда выхватил пистолет и трагедию удалось предотвратить лишь после вмешательства матери Дэсмонда, которая была вынуждена позвонить в полицию, а юный Дэсмонд по просьбе испуганной матери спрятал оружие подальше от отца. Эта ссора изменила жизнь мальчика, который был уверен, что если бы его мать не вмешалась, отец был готов убить дядю. После этого случая Дэсмонд решил больше никогда не брать в руки оружие.
Документальный фильм «Идейный уклонист» (англ.)
Дороти действительно была медсестрой во время войны?
Нет, во время ее знакомства с Дэсмондом она еще не была медсестрой. Дороти получила необходимое образование уже после войны и затем полностью обеспечивала их семью, ведь после полученных тяжелых ранений Дэсмонд не мог быть полноценным работником.
Действительно ли над Дэсмондом издевались на службе?
Да, в интервью для фильма «Идейный уклонист» Дэсмонд достаточно подробно описывает, как многие сослуживцы долгое время отказывались его принимать, называли трусом и многое другое. Однако он ни разу не подтвердил информацию о том, что его избивали, также по всей видимости персонаж Люка Брейси, как главного антогониста Дэсмонда в фильме, был выдуман авторами, потому как сам Дэсмонд никогда о таком человеке не упоминал.
Люк Брейси и Эндрю Гарфилд в фильме «По соображениям совести», 2016
Сколько человек спас Дэсмонд Досс?
По сведениям самого Дэсмонда он спас 50 человек, однако его командир заявлял, что из скромности герой сильно занизил число спасенных и собирался рапортовать о спасении 100 человек. В итоге им удалось достичь компромисса на числе 75. Сегодня считается, что именно столько официально спас Дэсмонд Досс во время боевых действий.
Президент США Гарри Труман и Дэсмонд Досс
Правда, что Дэсмонд потерял Библию во время боя?
Да, в письме к Дороти, которое он отправил 31 мая 1945 года, Дэсмонд писал, что потерял Библию, когда его ранили. Библию подарила ему Дороти перед отправкой на войну. Позднее Дэсмонд признавался, что эта Библия была его главным источником силы во время боев.
Дэсмонд читал Библию перед финальным штурмом?
Да, этот эпизод пришелся на субботу, которая согласно вере Дэсмонда должна быть посвящена молитве. Дэсмонд согласился пойти в бой, так как он был единственным медиком в полку, но только после прочтения молитвы. Отсрочка была согласована с высшим командованием и военные просто ожидали, пока Дэсмонд закончит молиться.
Мэл Гибсон на съемках фильма «По соображениям совести», 2016
Дэсмонд Досс был ранен японским снайпером?
Да, но режиссер Мэл Гибсон засомневался на счет счет показа подробного описания этой сцены фильме, решив, что это будет слишком неправдоподобным и зрители примут эпизод за кинематографический прием, снятый для достижения большей драматичности.
В тот день после осколочного ранения в результате взрыва гранаты, Дэсмонд едва сумел дождаться помощи, однако, когда его уносили с поля боя, он увидел тяжело раненого солдата. Дэсмонд сполз с носилок, чтобы оказать ему первую помощь и после этого был ранен снайпером в левую руку.
Реальный Дэсмонд Дэсс и кадр из фильма
Как Дэсмонд Досс жил после войны?
Жизнь после войны сложилась для Дэсмонда крайне тяжело. Он провел пять с половиной лет в разных госпиталях, ему удалили 5 ребер, одно легкое он потерял после перенесенного туберкулеза.
Дэсмонд жил на достаточно скромную пенсию ветерана и зарплату жены. Позднее на средства полученные от страховой компании, он выкупил несколько акров земли в Джорджии, где занимался земледелием и другими работами, которые ему позволяло выполнять здоровье. В интервью в 1976 году он признался, что уже несколько лет как полностью потерял слух, Дэсмонд прожил в тишине более 20 лет, пока в 1988 году при помощи новых технологий его слух не был частично восстановлен.
Человек без ружья
Новую драму Мэла Гибсона «По соображениям совести» можно было бы назвать военной, если бы она не была декларативно пацифистской

После пары скандалов и гомофобских реплик Гибсон оказался персоной нон грата в Голливуде. Даже актерских работ после 2006 года было наперечет. Тем более что 60-летний дядюшка-террибль, названный родителями католиками-традиционалистами в честь Святого Мэла, по-прежнему не особенно почитает евреев, геев, воюет со стволовыми клетками и прочей ересью. В Европе же непримиримого Мэла по-прежнему любят, и его новый фильм «По соображениям совести» был принят на Венецианском фестивале овациями.
Сюжет картины настолько изумляет, что оправдание у него только одно: все, что рассказывается в фильме, — правда.
Это реальная история первого в США формального отказника, адвентиста Седьмого дня Десмонда Досса (Эндрю Гарфилд — «Человек-паук» — здесь сыграл свою лучшую роль). Юноши, записавшегося добровольцем на фронт, но по религиозным соображениям отказавшегося носить оружие.
Поначалу видишь чубастого чудака с глуповатой улыбкой. Чрезмерно наивного, романтичного. Который несется спасать придавленного автомобилем недотепу. До головокружения влюбляется в миловидную медсестру. И когда этот списанный из старых голливудских фильмов романтик и патриот узнает о нападении Японии на Пёрл-Харбор, то сразу записывается добровольцем. Однако, как настоящий католик, Досс хочет не убивать, а защищать. И, как подлинно верующий, ни на пядь не отступит от принципов. Когда все однополчане, все военное начальство соберется с силами, вынуждая Десмонда взять в руки ружье, он не отступится. Это очень в духе кинематографа Гибсона, автора «Страстей Христовых», главная идея которого в том, что вера сильнее коллективного мнения, жестоких наказаний, военных трибуналов, унижений, насилия. Досс не протянет руки насилию. Он не уклонист — сам пошел на фронт по зову совести. Но он не пройдет курс стрельбы, не прикоснется к ружью. И даже в кромешном пекле не преступит главной заповеди — «Не убий!».
Первая часть фильма елейно благостная, сосредоточенная на жизни городка Линчберг, на жизни семьи Десмонда (его отец, плотник, так и не оправился от психологической травмы Первой мировой), — призвана контрастировать с огромной кульминационной сценой: битвой за Окинаву. Битвой, прозванной историками «стальным тайфуном» за интенсивность артобстрелов. 100 000 убитых японских солдат, 12 тысяч союзников и 38 тысяч раненых.
Для Гибсона эта почти 40-минутная часть — торжественная и страшная оратория войны. Режиссер «Апокалипсиса» не жалеет ни красок, ни зрителя. Вы хотели зрелищной героики — получите! Обглоданные войной тела, разорванные, выпотрошенные останки, вывороченные наизнанку трупы. Пожалуй, такого убедительного в своей зрелищности кошмара смертельной оргии на экране еще не было. Главный режиссерский прием в изображении экспрессивной бойни — внезапное превращение человека в мясо. Группы людей — в гору мяса. Пылающий огонь из огнеметов мгновенно готовит из бойцов дымящееся мясо. Кажется, сам экран источает этот нестерпимый запах гари и тлена. И жирные крысы снуют меж трупов, не опасаясь еще корчащихся от боли живых.
И вот в этом аду, в Дантовых объятиях пламени и кипящей крови, снует не богатырского сложения человек. Без оружия. Его «Храброе сердце» укрыто маленькой Библией. Он ползет и перевязывает. Вкалывает морфий. Тащит к спасительной отвесной стене с морской грузовой сетью полуживых солдат. Спускает их на веревке. Своих и японцев.
Гибсон не просто восхищается непререкаемой силой духа и упорством своего героя. Он проводит тонкую красную линию в понимании долга Досса и японцев. Японский офицер после поражения совершает сэппуку, торжественный ритуал пренебрежения смертью, после которого офицера, восстановившего свою честь, обезглавливают его солдаты. Досс тоже пренебрегает смертью. Снова и снова возвращается под «стальной ливень», на линию огня снайперов, ищет еще живых солдат, оставленных умирать. У него черное от копоти, залитое чужой кровью лицо.
«Чисто святой» — скептически решит зритель. И будет обескуражен документальным признанием реального Досса, спасшего 75 солдат: «Тогда я молил Бога только об одном. Спасти хотя бы еще одного!»
И хотя фильм пропитан фирменной, временами чрезмерной гибсоновской патетикой и натурализмом, режиссер упивается не демонстрацией кошмарных сцен и ужасных ран. Прежде всего он восхищен чудом стоицизма одного в бранном поле — воина мира. В этом своевременность картины. И дело не в «Оскарах», которые, очевидно, светят вернувшемуся со щитом боевитому режиссеру и его актеру, перевоплотившемуся в скромного национального героя. А в той важной теме, которую Гибсон поднял. Когда безумным, не от мира сего, придурком объявляют нежелающего убивать. Когда с ним готовы расправиться его же друзья. Его соотечественники. Значит, пришло время войны. Вполне себе актуальный сюжет, особенно в пору воинствующей риторики и новых войн, от которых мир способны удержать лишь редкие одиночки.
Медбрат Десмонд Томас Досс удостоен высшей военной награды — медали Почета. «Я бы променял получение этой медали, — сказал президент Трумэн, — на свой президентский пост». Сказал и спешно занялся своими президентскими обязанностями: инициировал бомбежку Хиросимы и Нагасаки, сформулировал доктрину, провозгласившую начало холодной войны.
На фронте без оружия
Впечатляющий военный байопик о героическом американском санитаре, который участвовал в штурме Окинавы
Молодой провинциальный рабочий Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) исповедует адвентизм седьмого дня и отвергает насилие. Его вера запрещает ему даже прикасаться к оружию. Но в разгар Второй мировой войны Десмонд решает, что не может отсиживаться в тылу, пока другие юноши из его города воюют. Поэтому он добровольно записывается в армию, и ему обещают, что он станет полевым санитаром, которому не нужно носить оружие. Однако командиры парня настаивают, что каждый солдат должен научиться стрелять, даже если его военная работа – спасать раненых, а не убивать японцев. Десмонду многое приходится перенести, пока его не посылают на Окинаву, где ему предоставляется случай показать, чего он стоит на поле боя.
Кадр из фильма “По соображениям совести”
Чем дольше существует Голливуд, тем менее он склонен делать главными положительными героями пылко верующих христиан с Библией у сердца и молитвой на устах. Голливудцы знают, что такие персонажи раздражают многих людей как в Америке, так и в мире, и потому стараются не потерять публику еще до того, как она распробовала кино на вкус. Но так как ревностные христиане существуют и им хочется смотреть про себя фильмы, то в Америке сложился почти что параллельный фундаменталистский кинематограф, где есть свои герои, свои хиты, свои любимые сюжеты.
Кадр из фильма “По соображениям совести”
В 2004 году героем христианского кино стал Мел Гибсон. Его библейская драма «Страсти Христовы» была ориентирована на фундаменталистскую аудиторию, и Гибсон подключил к рекламе ленты влиятельных пастырей и крупные церковные общины. В результате картина собрала более 600 миллионов долларов, что сделало «Страсти» самым прибыльным фильмом не на английском языке (напомним, что лента была снята на аутентичных наречиях библейского времени).
Кадр из фильма “По соображениям совести”
Несмотря на этот колоссальный успех, Гибсон тогда не стал его развивать. В этом году, однако, он вновь выпустил если не фундаменталистский, то явно христианский фильм, в первую очередь рассчитанный на церковную аудиторию.
Конечно, «По соображениям совести» – история героя войны, а не библейского персонажа или знаменитого священника. Однако несгибаемая вера Десмонда Досса (реального человека, награжденного высшей военной наградой США) имеет колоссальное значение для повествования. Сперва скромный, но решительный юноша отстаивает свое право служить родине, не беря в руки винтовку, и никакие издевательства сослуживцев и командиров не могут его сломить. Хотя его одолевают сомнения и искушения, герой стоит на своем.
Кадр из фильма “По соображениям совести”
Когда же Десмонд оказывается на поле боя, молитва поддерживает его во время поразительного подвига, который мы не будем в деталях описывать, чтобы не испортить сюрприз. Досс не проповедует свою веру и даже молится часто про себя, но его поступки говорят громче слов. И суть его подвига в спасении жизней, а не в обычном на войне геройском убийстве. Можно соглашаться или не соглашаться с философией Десмонда – кстати, картина предлагает убедительные и здравые аргументы в пользу того, почему полевой санитар должен уметь стрелять, – но невозможно отрицать духовную силу и невероятное мужество парня, человечно и обаятельно сыгранного Эндрю Гарфилдом, бывшим Человеком-пауком.
Кадр из фильма “По соображениям совести”
Первая часть картины стандартна для такого рода лент, и пробежки под крики сержанта из учебки, ночные побои, чистка сортиров и прочие прелести подготовки к войне не особенно захватывают. Равно как и шаблонные картины из личной жизни парня (у героя есть милая девушка и отец-алкоголик). А вот когда Десмонд и его рота оказываются на Окинаве и начинают штурмовать неприступный горный кряж, зрители понимают, почему «По соображением совести» удостоился на Западе высоких оценок.
Кадр из фильма “По соображениям совести”
Помните знаменитую сцену высадки в Нормандии в «Спасти рядового Райана», которая столь сильна, что подминает под себя все последующее повествование? Мел Гибсон снял еще более страшную и беспощадную войну – настоящую мясорубку, в которой американцы и японцы перемалывают друг друга пулями, гранатами, огнеметами, штыками, ножами и даже голыми руками. Они сражаются за безжизненную гору, но она имеет стратегическое значение, и этого достаточно, чтобы изо дня в день буквально заваливать друг друга трупами. «Война – это ад» – немного найдется картин, которые так доходчиво и кроваво доносят до зрителей эту мысль.
Казалось бы, такие бои должны выжигать из людей все человеческое, превращать их души в дымящиеся остовы вроде того, который курится в голове Досса-старшего, потерявшего во время Первой мировой войны лучших друзей и так и не смирившегося с утратой. Но Десмонд остается человеком, и в этом его главное, самое невероятное достижение. Так же как главное достижение Гибсона как режиссера в том, сколь мастерски он сопоставляет кошмар войны с ее пафосом, безумие с благородством, жестокость с душевностью и нотками юмора, внутренние переживания с внешними испытаниями. «По соображениям совести» не революционизирует военный байопик, но он наполняет мощным содержимым знакомые жанровые формы. И он напоминает, что великие герои воевали не только в Красной армии. Хотя, конечно, у нас их было больше, и они, как правило, защищали свою землю, а не штурмовали чужую.
Мел Гибсон снял фильм смирения и ярости
Мел Гибсон – один из самых упертых и последовательных христианских режиссеров в современном кино. Да, на протяжении последних лет он сильно пил, ругался и вел себя непотребно: то скандалил с копами, отпуская антисемитские замечания, то в ходе разговора обещал сожительнице Оксане Григорьевой убить ее и закопать «в fucking саду под розами» (под розами! все-таки он поэт). Такого рода пассажи, попадавшие в интернет в виде аудиозаписей, вбивали в его карьеру гвоздь за гвоздем: Гибсон давно уже перестал считаться голливудской суперзвездой, но не перестал быть режиссером. И католиком, который может грешить, но может и каяться. Может позволить врожденной гневливости полыхать, но обязан упражняться в смирении.
Со «Страстями Христовыми» все понятно, но и основной посыл «Апокалипсиса» заключался в том, что быть язычником и жить в оставленном Богом мире очень страшно; появлявшиеся в финале фильма конкистадоры несли индейцам не гибель, но – наконец-то – свет веры. Пусть историки говорят, что хотят. Гибсон гнул свою линию, плевав и на их мнение, и на историзм. Вот и «По соображениям совести» – фильм о праведнике, которому Бог позволил совершить чудо. Его никогда не канонизируют в качестве святого (ко всему прочему он был адвентистом седьмого дня), но он был угоден Всевышнему.
Режиссерский дебют Рассела Кроу выходит в прокат
Первые полчаса Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) выглядит почти мультипликационным дурачком с широкой улыбкой, нелепой прической и глазами страуса. Он преспокойно живет в Вирджинии с отцом, матерью и братом, а где-то далеко подходит к концу Вторая мировая. Как истинный адвентист, он не ест свинину и соблюдает субботу. И, естественно, все библейские заповеди, начиная с самой главной: «Не убий». В детстве, поддавшись ярости, он едва не пришиб насмерть брата, в юности чуть не застрелил надравшегося отца, оба эти события он вспоминает с ужасом. Но он любит свою страну, все парни из его города записались в армию, а кого признали негодным, с горя покончили с собой, так что он просто обязан тоже записаться. Но прямо в учебке Досс ставит условие: оружия он в руки не возьмет. Будет санитаром. Да, и по субботам его желательно на передовую не направлять.
Легко догадаться, что дальше: сперва немые сцены, потом идущее от чистого сердца недоумение пополам с презрением со стороны других новобранцев, «темная», угрозы, уговоры подобру-поздорову вернуться домой. Но Десмонд Досс непреклонен. Он смиряется, он не хочет отвечать ударом на удар.
Австралиец
Фильм с относительно скромным бюджетом в $40 млн был целиком снят в Австралии и при финансовой поддержке австралийского правительства. Чтобы получить ее, Гибсон взял на большинство ролей второго плана местных актеров – впрочем, хорошо известных по всему миру (Сэма Уортингтона из «Аватара», Хьюго Уивинга из трилогии «Матрица», Ричарда Роксбурга, игравшего герцога в «Мулен Руже!» и Дракулу в «Ван Хельсинге», Рейчел Гриффитс, Терезу Палмер и т. д.), а также убедил правительство, что в душе он сам австралиец. Хотя родился он в США и отец у него родом с американского юга, а мать из Ирландии, отрочество и юность он действительно провел в Австралии.
Волю своему темпераменту Гибсон дает немного позже, когда Досс каким-то чудом добирается до поля боя – до Окинавы, где разворачивается одна из последних битв Второй мировой. Май 1945-го; американцам надо по веревочной сетке взобраться на отвесный склон горы (они прозвали ее Hacksaw Ridge, «Хребет Ножовка», – это оригинальное название фильма) и там биться с японцами. А это сложно: американцы все-таки боятся за свою жизнь, а самураи, изображенные как лающее пушечное мясо, не боятся ничего (они, к слову, потеряли на Окинаве больше 100 000 солдат, а американцы – 20 000).
Та кровавая баня, которую устраивает Гибсон, оставляет далеко позади знаменитую сцену на нормандском берегу из «Спасти рядового Райана»: поле битвы состоит из огня, грязи, крови, пуль, выпущенных кишок, подъедающих их крыс, горящих людей – и на экране все это длится примерно час. Эффект убийственный. Гибсон сейчас готовится снимать продолжение «Страстей Христовых», и если он использует там рассказ о сошествии Христа во ад, то Hacksaw Ridge – в своем роде разминка перед изображением преисподней. И по этому аду ползает Десмонд Досс, перевязывая раненых, впрыскивая морфий и камфару, на своих тощих плечах транспортируя их в безопасное место. Каждый раз он будет молиться: «Господи, дай мне спасти еще одного».
Это реальная история. Досс спасет 75 человек – как американцев, так и японцев. Получит серьезные раны и медаль Почета из рук президента. Умрет в 87 лет. Архивные кадры, на которых старенький Досс вспоминает свой подвиг, появятся в финале фильма, а завершится он фразой, от которой многие заплачут.
Это фантастическая история, но иначе Гибсон за нее бы не взялся. В первую очередь он не рассказывает о герое, а ищет новое доказательство бытия Божьего. Для себя он его находит. Зритель может соглашаться с ним или нет, но даже закоренелые атеисты вряд ли забудут лица солдат, которые, перед тем как идти на штурм, зачарованно ждут, пока рядовой Досс помолится.
В прокате с 17 ноября
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»
Прощенный: Мел Гибсон вернулся с фильмом «По соображениям совести»
17 ноября 2016 года в российский прокат выходит военная драма «По соображениям совести» Мела Гибсона (дистрибьютор – компания WDSSPR). Красавчика и выдающегося актера, которому сразу прочили звездную карьеру, когда-то никто не ждал в режиссуре. А он снимает уже больше двух десятков лет (снял, правда, вместе с нынешним, всего пять фильмов, но каждый – событие). Из-за череды алкогольно-антисемитских скандалов Гибсон на долгие годы попал в опалу. Но, кажется, Голливуд его, наконец, простил.
С начала 80-х Гибсону, уже снявшемуся в «Безумном Максе» и «Галлиполи», предрекали успешное будущее. The New York Times в 1982 году писала: «Он имеет хорошие шансы, чтобы стать главным актером своего поколения… я не возьмусь точно определить, что такое «задатки звезды», но что бы это ни было, оно точно есть у мистера Гибсона». Но он неожиданно занялся и режиссурой, и в 1993-м снял «Человека без лица», фильм о дружбе подростка и взрослого мужчины, которую окружающие приняли за сексуальные отношения. Картина была очень тепло принята критикой. Но бодрая реакция на его дебют – ничто в сравнении с грандиозным шумом, сопровождавшим его следующий проект, «Храброе сердце» (1995), биографию шотландского национального героя Уильяма Уоллеса. Кассовый успех, десять номинаций на «Оскар», пять из которых были выиграны, в том числе статуэтка за режиссуру – Гибсон стал на тот момент вторым актером, сумевшим добиться режиссерского «Оскара». Лин Андерсон, автор книги «Храброе сердце: От Голливуда до Холируда» утверждает, что фильм оказал огромное влияние на шотландский политический ландшафт 1990-х, те чувства, которые он вызвал у шотландцев, привели к тому, что в 1997г. они выбрали новый парламент. «Хотя я не утверждаю, что всего этого не случилось бы без Гибсона, – оговаривается автор. – Но он помог возродить одну из самых мощных икон Шотландии».
Довольны были, разумеется, не все. Историки говорили об исторических неточностях. Английская пресса называла фильм источающим ксенофобию. А представители Gay Alliance посетовали на то, что на экране зверски убивают гея, и, учитывая гомофобию автора, это неспроста. Впрочем, когда вышел его следующий фильм, за пределами Великобритании все забыли о шотландским национализме и азартно переключились на новый объект.
«Страсти Христовы» (2004), воссоздание последних 12 часов жизни Иисуса – фильм, снятый на арамейском, латинском и иврите. «Они там в Лос-Анджелесе решили, что я сошел с ума», – комментировал Гибсон реакцию коллег. Сказать, что фильм встряхнул общественность – все равно что сказать, что ЛСД немного будоражит фантазию. Он собрал в мировом прокате 611,9 млн. и долго оставался самым кассовым фильмом с рейтингом R (недавно его рекорд побил «Дэдпул»). Критику раздирали противоречивые чувства, от ненависти до восхищения. А Гибсона немедленно обвинили в антисемитизме. И это несмотря на то, что отдельные известные раввины встали на его защиту, утверждая, что никакого антисемитизма в кадре не наблюдается. Фильм запрещали и поощряли в разных странах, была даже странная история с Папой Иоанном Павлом II, который вроде бы восхитился честностью «Страстей Христовых», но потом чиновникам Ватикана пришлось что-то опровергать, что-то уточнять и в целом стараться замять неосторожное высказывание понтифика. The Entertainment Weekly назвал «Страсти Христовы» самым спорным фильмом всех времен, опередившим даже «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика.
«Апокалипсис» (2006) , история из жизни индейцев доколумбовой эпохи, снятая на языке майя, была попыткой взглянуть на важнейший момент в истории цивилизации, понять, что заставляет цивилизации распадаться. Автор традиционно получил порцию упреков в исторических неточностях, один профессор истории даже заявил, что «Апокалипсис» – худшее, что произошло с коренными жителями Америки после прихода испанцев. Но фильм хорошо показал себя в мировом прокате (120,2 млн. долларов при бюджете 40 млн.). Его с восхищением приняли коллеги по цеху: Квентин Тарантино, Роберт Дювалл, Мартин Скорсезе, Спайк Ли наперебой называли картину шедевром. Но лента вышла в прокат всего через полгода после истории с неприятным антисемитским скандалом, случившимся с режиссером. С оскаровскими шансами, и не только с ними, пришлось распрощаться.
Десять лет спустя
Гибсон с самого начала своей карьеры имел проблемы с алкоголем и частенько говорил что-то такое, что раздражало истеблишмент. Заодно обвиняли в гомофобии и ксенофобии и его фильмы. Мощный вброс на вентилятор общественного мнения произошел, например, в 1995-ом, когда актер Гибсон дал интервью журналу Playboy. Там он, в частности, нецензурно обозвал своего бывшего делового партнера-женщину, прошелся по феминисткам, сообщил, что миром управляет теневое правительство, а Билл Клинтон ему прислуживает, что теория Дарвина не удовлетворительна, а также, комментируя обвинения в гомофобии, ответил, что есть способы поведения, которые он считает неестественными.
Но настоящие проблемы с Голливудом начались как раз в 2006, после инцидента с арестом за вождение в пьяном виде и антисемитских комментариев, которые он позволил себе в адрес задержавшего его полицейского. Это уже были реальные факты, а не аналитика по следам «Страстей Христовых». От Гибсона отказалось актерское агентство William Morris Endeavor, с которым он работал. Тогда как раз умер его давний агент, и Гибсон лишился единственного человека в агентстве, кто его поддерживал. С того времени он сам ничего не снимал и в кино появлялся нечасто. Хотя сыграл, например, в «Бобре» у Джоди Фостер, в третьих «Неудержимых». Пару лет назад он очень надеялся появиться в продолжении «Мальчишника в Вегасе», но с ним не захотели работать члены съемочной группы. «Я думаю, Мел отлично бы смотрелся тут, – сказал тогда режиссер Тодд Филлипс. – Но я понимаю, что кинопроизводство есть результат совместных усилий, а мое желание работать с ним не было поддержано командой».
И вот период забвения подошел к концу. Драма «По соображениям совести» была принята очень хорошо – на премьере в Венеции она удостоилась 10-минутных оваций. The Hollywood Reporter назвал все происходящее «мощным возвращением». Гибсон был приглашен в шоу Стивена Кольберта, а буквально на днях появился на церемонии Hollywood Film Awards – ему вручили награду за режиссуру. Он стал активнее сниматься и сейчас вместе с Шоном Пенном работает над проектом The Professor and the Madman, ведет переговоры об участии во французском триллере Every Other Weekend. Наконец, за до сих пор «бесхозным» Гибсоном начали охотиться крупнейшие актерские агентства. По слухам, в схватку за него вступили CAA (Creative Artists Agency, среди клиентов которого Джордж Клуни, Том Хэнкс, Брэд Питт, Мерил Стрип) и UTA (United Talent Agency, в чьих клиентах числятся Анджелина Джоли, Тильда Суинтон, Бенедикт Камбербэтч).
Одним из продюсеров «По соображениям совести» был Дэвид Пермут, одновременно и гей и еврей, признававший, что поначалу имел некоторые предубеждения, но решил познакомиться с Гибсоном лично, прежде чем делать выводы. «Он совсем не тот человек, какого рисует общественное мнение, – говорит продюсер. – Мэл был неправильно понят людьми, которые его никогда не знали».
Все последние десять лет его поддерживали друзья – Джоди Фостер, Вупи Голдберг, Гэри Олдман, Роберт Дауни мл. Последний даже заявил в одном из интервью, что появится в четвертом «Железном человеке» только в том случае, если его будет снимать Гибсон. Два года назад в Deadline вышел почти программный текст критика Элисон Хоуп Вайнер, проливавший свет на отношения Гибсона с еврейским вопросом. Ранее Вайнер часто критиковала его в The New York Times, но только до тех пор, пока не познакомилась с ним лично. Она, как и многие, думала, что он гомофоб, антисемит, женоненавистник, но обнаружила, что на самом деле – всего лишь алкоголик. Гибсон очень расстроился из-за реакции еврейских общин на «Страсти Христовы», он не ждал такого и обиделся. Но затем искренне переживал из-за того, какой портрет нарисовали с него в прессе по итогам злополучного столкновения с полицией и даже занялся изучением иудаизма. «Я спросила его, почему он не защищался, не оспаривал все то, что о нем писали, он пожал плечами и сказал, что его комментарии только все портят, – писала Вайнер. – Тот факт, что он не суетится в попытке оправдаться, частично является причиной его проблем, но это и то, за что я безмерно уважаю его. Он провел достаточно времени на скамейке штрафников. Голливуд, может быть, уже хватит?»
«По соображениям совести» с Эндрю Гарфилдом в главной роли – основанная на реальных событиях история Дезмонда Досса, адвентиста седьмого дня и отказника, во время Второй Мировой отправившегося на фронт, но отказавшегося даже просто носить оружие, не то что кого-то убивать. Вопреки давлению армии – от удивленных генералов до взбешенных его пацифизмом сослуживцев – он сохранил свои убеждения. В ходе битвы за Окинаву Досс вынес с поля боя 75 человек, вернулся домой живым и получил высшую американскую военную награду, Медаль Почета.
Фильм критике понравился. Да и история о парне, которого в армии попытались сделать настоящим мужиком, но он выстоял, пришлась очень кстати в Венеции, где состоялась премьера «По соображениям совести». Вся концепция фестиваля нынешнего года была связана с размышлениями о классической мужественности, а также, наоборот, о мужской чувствительности, которая привлекательней и убедительней, и в конечном счете жизнеспособней.
Это кино бесспорное, в том смысле, что его герой – определенно отличный парень с убеждениями, который всех победил, прошел через военный ад, но сохранил свою веру. А Гибсон еще и признавался, что намеренно сглаживал острые углы, к примеру, не показал, как жестоко прессовали Досса в армии – в жизни ему досталось гораздо сильнее, чем в кадре. Тут хватает предсказуемости, шаблонности, но равнодушным остаться трудно, к актерам не то что никаких претензий, но исполнителей главных ролей так и тянет немедленно номинировать на все возможные награды. А уж в изображении военной мясорубки и всяческого адского крошева, чьего-то индивидуального отчаяния посреди массовой гибели людей Гибсон с легкостью переплевывает любые предыдущие каноны. Наверное, после просмотра фильма на несколько часов дар речи не теряешь, как это могло происходить после «Страстей Христовых» или «Апокалипсиса», но дух все же захватывает. Если режиссер снова что-нибудь где-нибудь не «ляпнет», у него есть отличные шансы официально закрепить свое возвращение во время наградного сезона.