Льежский собор, Льежский собор Святого Павла, Liège Cathedral – Льеж

andreimos

Галопом по Европам.

День 8. Льеж

Из Маастрихта я вернулся на поезде до льежского вокзала Брессо, но там пришлось около получаса ждать автобус до центрального вокзала. Во время ожидания я невольно обратил внимание на пьяного в стельку мужика. Он, полусонный, еле держался на ногах, а тело его изгибалось почти под углом 90 градусов то вперёд, то назад (странно, как он при этом не падал). Но самое удивительное, что через 10 минут он взял и ушёл. Совершенно не шатаясь, прямо и уверенно. Единственное, что мне пришло в голову – это полицейский “на живца” привлекал карманников (просто у нас в метро обворовывать пьяных – обычное дело). Но Алексей потом объяснил мне, что скорее всего это воздействие наркотиков. Действительно, в Маастрихте существует большая проблема в связи с тем, что из Бельгии и Германии многие приезжают за легальными наркотиками.

Автобус привёз меня к вокзалу Гийемен. Это название происходит от района, где когда-то был одноимённый монастырь. Ну а свой ультра-современный вид вокзал получил в 2009 г. Автор проекта – Сантьяго Калатрава.


Вокзал Льеж-Гийемен (Gare de Liège-Guillemins)

На мой взгляд, это одна из лучших работ испанца, а сам вокзал стал главной достопримечательностью Льежа. Даже удивительно, зачем этот не самый большой город отгрохал себе такой вокзалище.


Вокзал Льеж-Гийемен (Gare de Liège-Guillemins)

Заодно Калатрава рядышком ещё и мостик соорудил. Чем-то он напоминает мост Субисури в Бильбао.


Мост Обсерватория (Pont de l’Observatoire)

Признаюсь, написать название вокзала Guillemins русскими буквами было для меня непростым испытанием. Оказалось, что и льежцам пришла в голову мысль, что нормальным людям будет сложно читать это слово. И даже была идея назвать вокзал именем Карла Великого. Дело в том, что знаменитый король родился примерно в этих краях, ну а местные патриоты считают, что именно здесь. В 1867 г. ему поставили памятник. Карл своей рукой показывает куда-то в сторону “рая”.


Карл Великий (Charlemagne)

Бельгия фактически разделена на две части – нидерландоязычную Фландрию и франкоязычную Валлонию.


Бульвар Совеньер (Boulevard de la Sauveniere)

Льеж является самым крупным городом Валлонии (197 тыс. жителей).


Улица Поль Дельво (Rue Paul Delvaux)

Шарль Роже (1800-85) – либеральный государственный деятель, один из лидеров Бельгийской революции 1830 г., являлся премьер-министром Бельгии в течение двух сроков. Кстати, его отец был офицером французской армии, погиб в России во время кампании 1812 г.


Шарль Роже (Charles Rogier)

Льеж стоит на реке Маас. Одним из важных мостов является мост Альберта I. Здесь в 1964 г. возвели монумент из крестов в память о погибших за свободу льежцах. На памятнике указаны 9 эпизодов истории города – естественно, последние два принадлежат Мировым войнам.


Мост Альберт I (Pont Albert I)

Из-за своего географического положения Льеж становился одной из первых целей немцев, и в обоих случаях был быстро оккупирован. В 1955 г. установили памятник участникам бельгийского Сопротивления во Второй мировой войне.


Сопротивление (La Résistance)

Местная футбольная команда “Стандард” является 4-й по титулованности в стране (10 чемпионств и 6 кубков), зато не вылетает из высшей лиги с 1921 г., что является бельгийским рекордом. На европейской арене в 1982 г. удалось дойти до финала Кубка Кубков (там уступили “Барселоне”). В том же году “Стандард” стал чемпионом Бельгии. В последнем домашнем матче льежцев устраивала и ничья против середняка “Ватерсхея”, но решили “подстраховаться” (подкупили нескольких игроков соперника) и победили 3-1. Дело вскрылось через 2 года, ряд игроков получили дисквалификацию, но как ни странно, чемпионство у “Стандарда” не отобрали.
За цвет формы команду называют “Красные”.


Бульвар Пьерко (Boulevard Piercot)

Титульным спонсором футбольной лиги Бельгии является местное пиво “Жюпилер”. История этой марки началась в Льеже в 1966 г. Своё имя пиво получило по названию одного из пригородов, а логотипом стал бык.


Террасы (Les Terrasses)

Скульптура Леона Миньона “Укротитель быка” выиграла золотую медаль на Парижском салоне 1880 г. Однако, когда композиция вернулась в Льеж, то нагота изображения вызвала негодование католической общественности. А вот студентам монумент понравился, он стал их талисманом, и с 1949 г. ежегодно в марте стал проводиться студенческий фестиваль “Святой Бык”. Традиционным ритуалом праздника является окрашивание яркой краской самой важной части быка.


Бык (Li Tore)

Кроме укротителя быка рядом есть и укротитель коня. Также на площади присутствует лодочник с лошадью (скульптор – Жюль Халкин, 1885). Судя по всему, чтобы укротить эту безобидную лошадку лодочник не погнушался использовать якорь.


Лошадь лодочника ( Le cheval de batelier)

Бенедиктинский монастырь Богоматери Мира был основан в Льеже в 1627 г. А в 1677-90 гг. было построено здание, дошедшее до наших дней. Интересно, что спроектировала его Альдегонд Демулен – одна из первых женщин-архитекторов.


Монастырь Богоматери Мира (Abbaye de la Paix Notre-Dame)

Церковь Св.Иоанна Евангелиста была построена в 980-87 гг. во времена епископа Нотгера. Гробница Нотгера повредилась во время наводнения 1740 г., но затем была восстановлена, и вся церковь была реконструирована в 1754 г.


Церковь Св.Иоанна ( Collégiale Saint-Jean)

Одним из величайших уроженцев Льежа является композитор Андре Гретри (1741-1813). Его тело похоронено на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез, а вот сердце вернулось в родной город и хранится внутри постамента этого памятника.


Андре Гретри (Andre Gretry)

На площади Св.Ламберта когда-то стоял огромный готический собор. После Великой французской революции власти решили разрушить Сен-Ламбер как символ власти епископа. Снос начался в 1795 г. и длился несколько лет. О сооружении напоминают столбы, которые очерчивают периметр бывшего собора.


Площадь Св.Ламбер (Place Saint-Lambert)

13 декабря 2011 г. здесь произошёл кровавый теракт. 33-летний бельгиец марокканского происхождения Нордин Армани бросил 4 гранаты в сторону автобусной остановки и начал стрельбу из автомата. Преступник сам получил ранение от осколков и затем застрелился. Всего в теракте погибло 7 человек (включая нападавшего) и около 125 было ранено. Армани до этого уже имел судимость за незаконное хранение оружия и наркотиков.


Площадь Св.Ламбер (Place Saint-Lambert)

Главным зданием площади является Дворец князей-епископов, в котором сейчас расположились органы правления провинцией и юстиции.


Дворец князей-епископов ( Palais des Princes-Évêques)

Основное здание было построено в XVI в. по заказу кардинала Эрарда де Ла Марка. Дворец имеет элементы готики и ренессанса.


Дворец князей-епископов ( Palais des Princes-Évêques)

После сноса Сен-Ламбер собором стала одна из коллегиальных церквей города – Сен-Поль.


Собор Св.Павла ( Cathédrale Saint-Paul)

Церковь Св.Павла строилась в XIII-XV вв. и реконструировалась в XIX в. Звание собора она получила в 1802 г., и сюда были переданы многие реликвии из Сен-Ламбера.


Собор Св.Павла ( Cathédrale Saint-Paul)

Церковь до этого имела убогую колокольню, и в 1811 г. была построена новая 90-метровая башня. Однако, Сан-Поль всё равно не дотягивает до уровня собора Св.Ламберта.


Собор Св.Павла ( Cathédrale Saint-Paul)

Городская ратуша расположилась на Рыночной площади. Здание мэрии в обиходе называют “Ла Виолетт”. Правда, сам особняк, построенный в 1714 г. сейчас имеет красный цвет.


Рыночная площадь ( Place du Marché)

Центральное место на площади занимает столб – перрон, установленный ещё в XV в. Около него с давних времён зачитывались законы. Этот столб изображён на гербе города, который, как и городской флаг, имеет красно-жёлтые цвета. Так же раскрашены и местные автобусы.


Перрон (Perron)

За ратушей на скамеечке можно увидеть человека с трубкой. Это знаменитый писатель Жорж Сименон (1903-89). Трубка являлась неотъемлемой частью образа как самого Сименона, так и его главного персонажа – комиссара Мегрэ.


Жорж Сименон ( Georges Simenon)

Памятник стоит на улице Леопольд напротив дома, где родился Сименон. Жорж уже в 16 лет поступил работать в местную “Газетте де Льеж”, где получил огромный журналистский опыт, в том числе и в криминальной среде.


Улица Леопольд (Rue Leopold)

Среди известных людей, родившихся в Льеже, можно ещё выделить известную теннисистку Жюстин Энен (р.1982). За свою карьеру Энен выиграла 7 турниров Большого Шлема, а кульминацией стала победа на Олимпиаде 2004 в Афинах. Причём в полуфинальном матче против нашей Мыскиной Жюстин удалось выкарабкаться с 1-5 в решающем сете.


Улица Леопольд (Rue Leopold)

Церковь Св.Варфоломея – одна из семи коллегиальных церквей города. Здание представляет собой строение в германо-романском стиле, построенное к концу XII в. Церковь имеет две башни, значительно реконструированные в 1876 г. В XVIII в. были добавлены элементы французского барокко, позже – неоклассики. Церковь известна крестильной купелью с библейскими сюжетами.


Церковь Св.Варфоломея ( Collégiale Saint-Barthélemy)

Перед церковью художник Мади Андриен в 1992 г. смело изобразил высшее духовенство и простой люд.


Площадь Св.Варфоломея (Place Saint-Barthélemy)

Оказалось, в Бельгии очень популярна букмекерская контора “Ладброкс” – в нескольких городах попались на глаза их точки. Сама же компания была основана в Британии аж в 1886 г.


Ладброкс” (Ladbrokes)

Строительство церкви Св.Дионисия началось ещё в 987 г. После этого её неоднократно перестраивали. Особенно вызывающе неприглядно выглядит новая башня.


Церковь Св.Дионисия ( Collégiale Saint-Denis)

Сен-Дени также является коллегиальной церковью Льежа.


Церковь Св.Дионисия ( Collégiale Saint-Denis)

Интерьер выполнен в стиле барокко в конце XVII в.


Церковь Св.Дионисия ( Collégiale Saint-Denis)

А орган сохранился с 1589 г.


Церковь Св.Дионисия ( Collégiale Saint-Denis)

В Льеже жил и работал скульптор эпохи барокко Жан Дель Коур (1627-1701). В городе можно увидеть его “Богоматерь с младенцем”.


Богоматерь с младенцем (La Vierge à l’Enfant)

Льеж неоднократно принимал крупные международные выставки (1905, 1930, 1939).


Улица Катедраль (Rue de la Cathédrale)

Претендует город и на Экспо-2017. Спор между Льежем и Астаной разрешится в декабре этого года.


Улица Феронстре (Feronstree)

Ну а на следующий день мы продолжили путешествие по Валлонии и отправились в Динан.


Вокзал Льеж-Гийемен (Gare de Liège-Guillemins)

от Journeying.ru

Льеж, явившийся на пересечении дорог, ведущих в Париж, Лондон, Амстердам, в течение многих столетий представлял собой важнейший город независимого княжества (епархия епископа), оставаясь таковым до Великой Французской революции, привлекая на свои земли людей искусства, мыслителей со всех европейских стран. В 19 столетии Льеж оказался в центре индустриального развития, что нашло выражение и в городской архитектуре. Один из первых городов в Европе, где начали добывать уголь, заложив, таким образом, основы угольной и сталелитейной промышленности, к которым позже был добавлен ряд других важных отраслей обрабатывающей промышленности.

В сегодняшние дни более 200 000 людей заняты в горнодобывающей промышленности, сталелитейном производстве (сорок процентов бельгийской стали из Льежа), текстильном, пищевом, электротехническом производстве, химическом промышленности.

Знаменитый на весь мир льежский хрусталь производят на заводе Валь Сен-Ламбер, официальном поставщике хрусталя Его Величества Альберта II Бельгийского. Особенно прекрасен льежский хрусталь в стиле Ар-нуво и Ар-деко. Валь Сен-Ламбер – название древнего аббатства. В 1826 году два француза приобрели пустовавшие постройки и открыли предприятие по производству кристалла. Завод достиг пика небывалой популярности незадолго до первой мировой войны, когда каждый день более 5 000 человек изготовляли не менее 160 000 объектов из кристалла. Позже, в связи с депрессией 1930-х годов, к сожалению, многое изменилось на производстве и далеко не в лучшую сторону, объемы продаж резко сократились, но бельгийское правительство продолжало субсидировать предприятие вплоть до 1987 года, хотя Валь Сен-Ламбер так и не смог вернуть себе былую популярность.

Но в 1987 году производство приобрел один успешный бельгийский бизнесмен и весьма преуспел в том, что вернул заводу былой успех. В наши дни на заводе производят в общей сложности 1 400 разнообразных объектов (вазы, пепельницы, декоративные предметы и тому подобное).

Валь Сен-Ламбер интересен в плане экскурсионного интереса. Посетители могут видеть процесс выдувания стекла, гравировки хрусталя. Есть прекрасный демонстрационный зал, где все показанные изделия продаются, и музей, сохраняющий уникальную коллекцию старинного хрусталя, вызывающего неподдельный восторг. Возможно, Льеж не особенно привлекателен в отношении гармоничности во всем, но стоит все же учитывать те многочисленные разрушения, которые имел город на протяжении всей своей истории. К тому же индустриальные влияния выражены в некрасивых жилых домах и офисных учреждения из бетона, они совершенно не придают красивости большим бульварам, в прошлом каналов, и вдоль реки Мезе. Немного зданий представляют особенный исторический интерес. Но долгая история города прекрасно описана во многих церквях, избежавших разрушений, многочисленных музеях, которые считаются лучшими в Бельгии.

Сегодня Льеж благодаря своей интересной истории, радушной атмосфере и свободному характеру привлекает не только путешественников, он остается родиной для большого сообщества художников, актеров и режиссеров, среди них братья Дарденн, обладатели золотой пальмовой ветви на Каннском фестивале в 1999 году за драму «Розетта». Знаменитый мастер детектива Жорж Сименон родился в Льеже и увековечил город в своих произведениях, любя подчеркивать важность Льежа как прекрасного места для ученых людей.

Историческая часть города находится возле площади Сен-Ламбер. На площади до 1794 года стоял Собор Ламберта Маастрихтского. Сегодня только металлические столбы напоминают о ширине собора. На месте шли археологические раскопки и сейчас здесь часть музея Археофорума. Археофорум, отыскивающийся немного ниже площади, – одно из популярнейших мест Льежа, где представлены результаты археологических исследований, свидетельства 9 000-летней истории – эпохи неолита, галло-римского присутствия, остатки трех последовательных соборов.

Дворец принцев-епископов, расположенный на площади, был сооружен в 1536 году, но восстанавливался в 1734 году после того, как южное крыло было разрушено в пожаре. Затем в 1848 году имело место генеральная реставрация. В настоящее время дворец принадлежит местным органам власти и юстиции. В архитектурном отношении дворец представляет несколько стилей, «большой стиль» с акцентами итальянского ренессанса, интерьер дворца в готическом стиле.

Существующий кафедральный собор Льежа, в готическом стиле, посвящен святому Павлу. В соборе находится могила святого Ламберта. Льежский собор – один из семи оригинальных соборных церквей, среди них церковь святого Варфоломея, церковь святого Мартина. Самой красивой средневековой церковью Льежа, скорее всего, является церковь Святого Иакова. Церковь строилась для паломников, которые останавливались в ней по пути в Сантьяго Компостела (Испания). Структура предлагает исследование разных этапов средневековой архитектуры. Неф и хор в стиле так называемой «пламенеющей готики» (последнего периода в готике). Возле северного входа относящаяся к эпохе Возрождения скульптура «Лестница Иакова». Внутреннее убранство привлекает внимание великолепными готическими сводами, украшенными арабесками в стиле ренессанса. На витражах изображены донаторы (представители известных семейств Льежа), святой Ламбер и святой Иаков. В боковой часовне находится красивая деревянная позолоченная скульптура святого Иакова.

Льеж, Бельгия – достопримечательности с фото

Льеж (Liège) – город в восточной Бельгии, почти на границе с Германией и недалеко от границы с Нидерландами. Население около 200 тыс. жителей.
Как и большинство западноевропейских городов, сначала это был лагерь римлян (Леодий). В средние века город стал резиденцией очень влиятельных князей-архиепископов.

Памятник королю Альберту I

Город разделён на две части рекой Маас. Посредине остров, на котором находится парк с прудиками и обязательными утками-лебедями, картинная галерея, и ещё какие-то здания.

Мост Фрагни (Мост Ангелов)

А ещё там есть детский сад, в котором гуляют дети разных цветов кожи и кролики, тоже разноцветные. 🙂

Детский сад с кроликами

Первое, на что обращает внимание, приезжающий по железной дороге путешественник, это железнодорожный вокзал Льежа – здание очень необычной архитектуры. Внутри всё гораздо более прозаично, более того, само здание небольшое, а эта впечатляющая крыша накрывает пути, которые подняты над землёй.

Следующее, на что упал мой взгляд, был огромных размеров купол на горе по другую сторону железнодорожных путей. Так что я заселился в отель и полез на эту самую гору. По дороге, проходя по улице прилегающей к железной дороге, обратил внимание на сидящий в витрине манекен в странной одежде – кожаном белье и высоких сапогах. Дошёл до следующего дома, а там в витрине другой манекен в такой же форме, и в следующем доме тоже. А потом смотрю, один из манекенов встал и ушёл куда-то. 🙂 Оказалось, это местная улица красных фонарей. Всё по деловому, никаких туристов, как в Амстердаме, да и вообще на всей улице только небольшая группа молодёжи, больше никого.

На горе тоже живут люди и, судя по возрасту местной церкви, живут давно. Часовня св. Мора (или Мавра) построена в 1673 г. вместо старой, датируемой XV в. Этот район называется Коинт.

Церковь св. Мора

На вершине находится т.н. “Союзный” мемориал воинам, павшим в Первой Мировой войне. Он строился с 1928 по 1937 г. и состоит из 75-метровой башни, церкви св. Сердца и Богоматери в Лурде, и памятников, присланных союзными государствами (в т.ч. и СССР) уже после Второй Мировой войны.
Вокруг совершенно пусто. Открывается всё это только три раза в год, по специальным поводам, а в остальное время потихоньку разрушается.

Церковь св. Сердца и Богоматери

Башня Союзного Мемориала

В Льеже нет компактного старого города, достопримечательности разбросаны по всей территории. Это, кстати, говорит о том, что уже в средние века, город занимал территорию, практически сравнимую с нынешней, т.е. был очень большим по тем временам. Есть и хорошо сохранившаяся часть старого города, вокруг епископского дворца, но в основном, старые церкви находятся между современных построек.

Собор св. Павла стал кафедральным после того, как в ходе Великой Французской революции был разрушен кафедральный Собор св. Ламберта. Выделяющаяся жёлтая часть башни с колоколами и шпилем построена как раз из материала башен церкви св. Ламберта.

Кафедральный собор Святого Павла (X-XV в.)

Кафедральный собор Святого Павла (X-XV в.)

Церковь св. Иакова (Сен-Жак) являлась частью бенедиктинского аббатства Сен-Жак-ле-Минер основанного в 1050 г. Строительство нынешней готической церкви было завершено в 1538. От предшествующей романской церкви сохранилась передняя часть здания с одной из трех башен.
После секуляризации аббатства церковь стала приходской, а здания монастыря распродали.

Церковь Сен-Жак (XI-XVI в.)

Церковь Сен-Жак (XI-XVI в.)

Церковь Святой Анны принадлежала монастырю Августинцев. Она была освящена в 1527 г. Во второй половине восемнадцатого века было принято решение о перестройке здания в стиле модного тогда классицизма. Буквально через несколько лет после окончания строительства, произошла Великая Французская революция, Орден Августинцев был практически уничтожен и здания монастыря распроданы. В 1859 г. церковь собирались разрушить, но здание выкупила некая вдова. К 1866 церковь отреставрировали и заново освятили, уже в четь Святого Причастия.

Церковь Святого Причастия (XVIII в.)

Бенедиктинское аббатство Нотр-Дам де Льеж построено по проекту местной монахини. Нечастый случай в те времена. Собственно эта мадам Демулен и считается первой женщиной-архитектором.

Аббатство Мира Льежской Богоматери (XVII в.)

Аббатство Мира Льежской Богоматери (XVII в.)

Церковь Святого Варфоломея (Сен-Бартелеми) смотрится очень нарядно. Предполагается, что именно в такие цвета она была выкрашена непосредственно после постройки. Это т.н. рейнско-романский или отонский стиль – с двумя башнями-близнецами.

Церковь Святого Варфоломея (XI-XIX в.)

Не менее красочно выглядит Церковь Непорочного Зачатия Богоматери (Нотр-Дам-де-Иммакуле), находящаяся неподалёку. По стилю понятно, что она гораздо младше, чем Сен-Бартелеми. Это была церковь монастыря босых кармелитов посвящённая св. Терезе и св. Жозефу. Во время Революции она была продана с торгов, после Революции опять выкуплена кармелитами и посвящена Деве Марии.

Церковь Зачатия Нотр-Дам-де-Иммакуле (XVII в.)

Церковь Св. Антуана, построенная в 1244 г. была частью монастыря кордельеров. Её фасад, естественно, появился гораздо позже.

Церковь Св. Антуана (XII-XVIII в.)

Церковь Св. Антуана (XII-XVIII в.)

Церковь Св. Серватия – одна из старейших в Льеже, первое упоминание относится к 1189 г.

Церковь Св. Серватия (XII-XVI в.)

Церковь Св. Иоанна Евангелиста (Сен-Жан) существовала с X в. и представляла собой точную копию Ахенского Собора. В 1754 г. она была разрушена и заменена нынешним неоклассическим зданием. От старой церкви сохранилась только башня в романском стиле.

Церковь Св. Иоанна (XVII в.)

Базилика Св. Мартина в её нынешнем готическом виде, заменила старую романскую церковь, которая была основана в 962 г., после того, как, по легенде, тогдашний Льежский епископ исцелился на могиле св. Мартина Турского.

Базилика Св. Мартина (XVI в.)

Базилика Св. Мартина (XVI в.)

Главная музейная достопримечательность Льежа – музей Курциуса, названный так по имени владельца особняка, где он сейчас расположен. Экспозиция большая и интересная, охватывающая период от Древнего Египта до Людовика XIV.

Музей Курциуса. Надгробная плита с могилы Арнольда де Берло графа Оземон (+1538) и его жены Мари Котеро (+1555)

Музей Курциуса. Египетский саркофаг

Музей Курциуса. Сундук (XI в.)

В центре города тоже есть своя гора (Боэрен), на вершине которой находится цитадель, а ведёт туда впечатляющей длины лестница. С горы открывается красивый вид, но я на неё не полез из-за недостатка времени. 🙁

Лестница в гору

Ну и, разумеется, в центре города жил архиепископ. Нынешний дворец был построен в шестнадцатом веке на месте старого здания, разрушенного Карлом Смелым.

Базилика Святых Петра и Павла

  • 2 отзывов – |
  • Ценник: средний |
  • Интерьер: очень красиво
  • Парковка: есть |
  • Экскурсии: да

Bazilika svatého Petra a Pavla

Любознательные туристы и религиозные паломники – все, посещающие Прагу, первым делом отправляются в самую знаменитую христианскую церковь страны – Базилику святых апостолов Петра и Павла. Ведь именно она определяет место, откуда началась государственность Чехии. Ориентиром служат две высокие башни в Вышеграде, видные издалека.

Как все началось

В конце XI века чешский король Вратислав II, чтобы укрепить свои политические и религиозные позиции, создал королевскую резиденцию в Вышеграде и утвердил самостоятельный королевский капитул (совет, состоящий при епископе) в противовес пражской епархии. Чтобы начать строительство собственного храма, требовалось благословение Папы Римского. Оно было получено в 1070 году и позволило начать возведение собора.

Правда, назвать собором построенную церквушку можно было с большой натяжкой. По замыслу короля, храм должен был полностью копировать одноименный собор в Риме, но удалось построить только небольшую базилику из трех нефов в романском стиле. Сохранить этот стиль в архитектуре не удалось: пожар 1249 года уничтожил практически весь храм. А ремонтные работы после пожара восстановили церковь уже в готическом стиле.

Храм перестраивали еще несколько раз: в XV веке он соответствовал духу эпохи в стиле ренессанс, в XVII – в стиле барокко, и только в XIX веке Собор св. Петра и Павла обрел свой нынешний облик в неоготическом стиле. При реконструкции церкви был построен новый фасад с двойными шпилями высотой 58 метров, без которых сейчас уже невозможно представить столицу Чехии.

Интерьер базилики

Внутренняя роспись храма поражает своей красотой и пышностью. Витражи, панно и фрески, на стенах декоративная и фигурная роспись в стиле модерн. На стене левого бокового нефа сохранилась картина, написанная в стиле барокко, на которой изображен Вышеград в 1420 году, а на главном алтаре вырезаны изображения апостолов Петра и Павла и святых Кирилла и Мефодия.

Но всеобщее внимание приковывает барельеф главного портала. Сцены из «Страшного суда» заставляют задуматься и переосмыслить свою жизнь каждого посетителя собора.

В пресвитерии можно увидеть фрески кисти венского художника Карла Йобста, описывающие сцены из жизни святых Петра и Павла.

На фасаде церкви установлена мемориальная доска, в память о крещении 14 чешских принцев в Регенсбурге в 845 году.







Видео Базилика Святых Петра и Павла

Главные ценности храма

Самая главная достопримечательность базилики хранится в третьей часовне. Это панно Дева Мария Вышеградская («Дождевая»). Ранее она находилась в коллекции Карла IV, затем Рудольфа II, а в 1606 году тайный советник Ондржей Ганневальд пожертвовал ее церкви. Легенда гласит, что образ Марии нарисовал сам св.Лука, а в период засухи верующие просят у Девы Марии дождя и обильного урожая.

На территории храма находится гробница св. Лонгина. По преданию, именно он нанес последнюю смертельную рану Иисусу. Позже он раскаялся и принял христианскую веру. Но в действительности, в саркофаге находятся останки одного из представителей рода Пржемысловичей.

При археологических исследованиях здесь была обнаружена икона, изображающая Деву Марию с младенцем Иисусом на руках, времен Карла IV.
Первоначально в базилике была построена усыпальница для членов королевской семьи. В 1092 году в ней был погребен Вратислав II, однако до настоящего времени королевская гробница с останками правителя не обнаружена.

В соборе можно увидеть уникальные фрагменты ткани и обуви, как считается, принадлежавшие Вратиславу, дароносицу, золотые чаши, кресты и иконы, золотые и серебряные украшения – все, что было ранее скрыто от глаз посетителей в тайных хранилищах.




Новый титул храма

В 2003 году Папой Римским Иоанном Павлом II собору св. Петра и Павла был присвоен титул «Basilica minor», дающий дополнительные привилегии. На колокольне собора были установлены 17 колоколов. Звонари-умельцы для каждого события «вызванивают» свою песню. А куранты могут проигрывать более 50 мелодий, которые выбираются с учетом литургического года.

Время посещения собора

Посетить базилику можно ежедневно c 10:00 до 16:00.

  • Вход в костел – 30 крон;
  • Пенсионеры и студенты – 10 крон;
  • Дети до 15 лет — бесплатно

Льежский собор, Льежский собор Святого Павла, Liège Cathedral – Льеж

Home » Прага » ПОСМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО » Тынский храм, или пражский Собор Девы Марии перед Тыном

Тынский храм, или пражский Собор Девы Марии перед Тыном

Тынский храм (Týnský chrám), или Собор Девы Марии перед Тыном (Kostel Matky Boží před Týnem), расположенный на одной из сторон Староместской площади – еще одна визитная карточка Праги. Возвышающиеся над чешской столицей темные готические башни этого храма легко узнаваемы многими путешественниками. В то же время это – памятник чешской культуры, один из самых важных католических соборов столицы Чехии, усыпальница многих исторических личностей и, безусловно, одно из самых впечатляющих зданий в Праге.

Немного истории Тынского храма

Тынский храм получил свое название благодаря постоялому двору, где с 11 века останавливались на ночлег купцы, съезжавшиеся из разных уголков страны торговать своим товаром на центральной рыночной площади государства, ставшей позднее Староместской площадью. Для обеспечения безопасности купцов постоялый двор был обнесен забором, то есть тыном. Вероятно, примерно в то же время рядом с постоялым двором, за забором, появилась небольшая романская церковь – впервые храм упоминается как молельня или церковь при больнице для иноземных купцов, приезжающих на тынский постоялый двор. Таким образом, именно забору, то есть тыну, обязан своим названием отстроенный несколько веков спустя на месте небольшой церкви Собор Девы Марии перед Тыном.

В 13 веке тынская церковь стала приходской и ее перестроили в раннеготическом стиле. Именно здесь читал свои проповеди выдающийся церковный реформатор Конрад Вальдгаузен, бывший одним из предшественников чешского национального героя Яна Гуса. В середине 14 столетия в церкви была начата масштабная реконструкция в стиле высокой готики. По мере строительства нового храма старая тынская церковь постепенно исчезала.

Строительство Собора Девы Марии перед Тыном продолжалось почти два столетия. Проект храма был разработан Матье из Арраса, главным архитектором Собора святого Вита, а основные работы по возведению Тынского храма выполнил гениальный архитектор Петр Парлерж.

Памятник Яну Гусу на Староместской площади

В первой половине 15 века на этапе строительства башен и кровли, во время Гуситских войн, Тынский храм перешел под контроль гуситов и стал важным религиозным центром сторонников Яна Гуса, а строительство собора было остановлено. Только спустя несколько десятков лет после подавления гуситского восстания и казни на Староместской площади последнего гетмана гуситов Яна Рогача и его сторонников, а также после возвращения храма католической церкви, строительство Собора Девы Марии перед Тыном было возобновлено.

Изображение Тынского храма в 1826 году

Великолепный готический Тынский храм был полностью достроен только в начале 16 столетия, последней была возведена северная башня, и Собор Девы Марии перед Тыном стал главным собором и духовным центром Старого города.

Однако во второй половине 17 века и в начале 19 столетия Тынский храм перенес огромные пожары, принесшие значительный ущерб внутреннему убранству собора и полностью разрушившие готический свод главного нефа, западный фронтон и крышу северной башни. Во время последовавших реконструкций внешние повреждения Тынского храма были полностью восстановлены, а значительная часть интерьера переработана в стиле барокко.

В 20 веке Собор Девы Марии перед Тыном подвергся комплексной реконструкции, были восстановлены ризница и северный портал, в пустовавшей со времен немецкой оккупации колокольне северной башни установлен новый бронзовый колокол, а реставрация интерьера и мебели продолжается и в наши дни.

Архитектурные особенности Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном – трехнефная базилика с башнями на западном фасаде. Знаменитые 80-ти метровые готические башни Тынского храма не симметричны, это можно заметить, если присмотреться повнимательней. Северная башня чуть уже и ниже, ее называют Евой, а южная башня, соответственно, чуть шире и примерно на 1 метр выше – это Адам: такое представление о дуальности мира характерно для готической архитектуры. Обе башни окружены галереей с балюстрадой и увенчаны пирамидальными крышами.

Между башнями на фронтоне расположена раннебарочная позолоченная фигура Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Так было не всегда. В то время, когда Тынский храм был религиозным центром гуситов, фронтон украшали статуя «гуситского короля» Йиржи из Подебрад и огромная золотая чаша – символ гуситов. После поражения гуситов статую короля заменили фигурой Девы Марии, а из золотой чаши изготовили для нее ореол.

Самый красивый вход в Тынский храм, без сомнения – северный портал. Над ним в конце 14 столетия трудились скульпторы мастерской Парлержа. Портал имеет сложную конструкцию с навесами для защиты скульптур, которые считаются шедеврами чешской средневековой культуры и демонстрируют сцены Страстей Христовых: бичевание, терновый венец и распятие. В конце прошлого века все скульптуры заменены копиями, а оригиналы переданы Национальной галерее.

Готические шедевры Тынского собора

Внутреннее пространство собора впечатляет внушительными размерами: длина его главного нефа составляет более 50 метров, а высота – 44 метра. Вертикальные линии и элементы, присущие готической архитектуре, прекрасно сочетаются с декором и интерьером собора, возникавшими постепенно на протяжении столетий. Тынский храм представляет собой настоящую галерею произведений готического искусства, искусства эпохи Возрождения и раннего барокко.

Каменный балдахин работы М. Рейсека

Из сохранившихся готических деталей интерьера выделяется средневековая каменная кафедра второй половины 14 века, выполненная каменщиками мастерской Парлержа, работавшими и над Собором святого Вита в Пражском граде. Самым важным декоративным элементом каменной кафедры считаются консоли с бюстами короля и королевы. Чрезвычайно красив позднеготический каменный балдахин над могилой епископа Августина Лукиана работы Матиаша Рейсека, главного архитектора Пороховой башни. А в начале 2000 года реставраторы обнаружили сохранившиеся готические фрески конца 14 столетия, скрытые одним из алтарей в боковом нефе Тынского храма.

Еще одним уникальным произведением средневекового искусства считаются фигуры так называемого Тынского Распятия, расположенного в боковом нефе собора. Тело Христа, его раны и муки, а также страдание на лицах Девы Марии и святого Павла выполнены с большим натурализмом. Все фигуры датируются началом 15 века. Примерно в это же время была создана знаменитая готическая статуя Мадонны с младенцем Иисусом, так называемая «Мадонна Тына», расположенная на готическом алтаре.

Интерьер Тынского храма

Алтари Тынского собора, а их почти два десятка, вполне можно рассматривать как отдельную галерею чешской барочной живописи, скульптуры и художественного мастерства. Большую часть работ выполнил выдающийся чешский художник 17 столетия Карел Шкрета. Его шедевры можно увидеть и на великолепном барочном главном алтаре Тынского храма – Успение Девы Марии и Святая Троица.

Барочный интерьер Тынского храма, в центре — главный алтарь

Прекрасный пример средневекового художественного искусства – уникальная оловянная купель для крещения младенцев, созданная в самом начале 15 века и относящаяся к старейшим и крупнейшим в Праге. Купель имеет форму перевернутого колокола, стоящего на трех когтистых львиных лапах. Крышка купели, украшенная небольшой фигурой Иоанна Крестителя, изготовлена на четыре с половиной столетия позже самой купели – в середине 19 века.

Орган Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном гордится большим количеством захоронений и сохранившихся надгробий. Среди самых известных – надгробие знаменитого датского астронома и астролога Тихо Браге, служившего при императорском дворе Рудольфа II и захороненного в соборе в начале 17 века, а также надгробие Вацлава Берка из Дубы, умершего во второй половине 16 столетия, считающееся одним из самых совершенных и необычайно детализированным портретным надгробием эпохи Возрождения.

Особая гордость Тынского храма – орган, являющийся старейшим в Праге и датируемый второй половиной 17 века. Орган пострадал во время фашистской оккупации, но в конце прошлого столетия был восстановлен в Германии и вернулся в собор в 2000 году. В наши дни в Соборе Девы Марии перед Тыном регулярно проходят концерты классической органной музыки.

Легенды Тынского храма

Как у любого пражского собора, у Тынского храма есть свои легенды. Одна из самых известных связана с возведением храма, в ней утверждается, что дерево, приготовленное для строительства кровли Тынского собора, было использовано иначе. Его использовали при строительстве виселиц для предводителя гуситов Яна Рогача и его товарищей, а крышу построили только несколько десятилетий спустя из дерева, предназначенного для возведения праздничных сооружений по случаю королевской свадьбы. Незадолго до празднества король умер, и заготовленное дерево пустили на кровлю Тынского храма.

Другая легенда рассказывает, что несмотря на то, что тело «гуситского короля» Йиржи из Подебрад покоится в усыпальнице чешских королей в Пражском граде, его сердце было захоронено в Соборе Девы Марии перед Тыном. Еще поговаривали, что в Тынском храме похоронены снятые со Староместской башни Карлова моста головы двенадцати мятежников, принимавших участие в восстании против династии Габсбургов и обезглавленных на Староместской площади. Однако многократные поиски этих захоронений остались безуспешны.

Говорят, что многие надгробные плиты в Тынском храме сильно повреждены, потому что раньше считалось, что постояв на надгробии, можно излечиться от зубной боли, и плиты просто вытоптаны тысячами людей с больными зубами.

Еще говорят, что башни Тынского храма подсказали Уолту Диснею облик замка спящей красавицы. Это вполне может быть правдой, ведь собор представляет собой потрясающее зрелище днем, а уж ночью, на фоне темного неба, ярко освещенный Тынский храм просто великолепен.

Бирмингем

52° 28.9777 ′N , 2° 6.3845 ′W
52.48296N, 1.89359W
52°28′58.66″N, 2°6′23.07″W

8 материалов по 7 объектам, 184 фотографии

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Бирмингеме.

Кирха Святого Пауля / Kirche St. Paul

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Бирмингем. Церковь Святого Павла

Материал понравился:

52° 29.1134 ′N , 2° 5.6491 ′W
52.48522N, 1.90585W
52°29′6.81″N, 2°5′38.94″W

Церковь построена на земле, дарованной сэром Чарльзом Колмором из собственных владений.
Строительство началось в 1777 году по проекту архитектора Роджера Эйкина из Вулвергемптона в георгианском стиле XVIII века. Шпиль был добавлен в 1823 году Фрэнсисом Гудвином.

Торжественное освящение при большом стечении народа состоялось в 1779 году. Прихожанами новой церкви были посажены деревца, которые и сейчас сохранились в виде огромных высоких исполинов — украшают собой небольшой сквер и одиноко стоящие памятники старого некрополя.

Церковь Св. Павла внесена в Список монументов первой важности и сохраняется государством.

Здание церкви прямоугольной формы с трёх ярусной башней над порталом: часовой ярус, ярус звона и высокий тонкий шпиль. Первые колокола звона появились в церкви в 2005 году. До этого в церкви было три колокола, использовавшихся в качестве служебных и колоколов для курантов. Новая система из десяти колоколов была установлена в честь 250-летия Гильдии церковных звонарей церкви Святого Мартина.

Внутреннее убранство церкви соответствует типичному интерьеру англиканской церкви.

Обращают внимание на себя красивые яркие витражи окон,

причём очень важным считается эмалированный витраж восточного окна, сделанный в 1791 году Френсисом Эгинтоном, выполненным как алтарная картина по произведению американского художника Бенджамина Уэста, чей подлинник сейчас хранится в Музее искусств Далласа.

На алтарном витраже изображён эпизод жития Святого Павла — «Путь в Дамаск».

Первое документированное упоминание об органе в церкви относится к 1830 году. Его создал Джеймс Бишоп в галерее западного конца церкви. Позднее орган увеличили с помощью новой дополнительной клавиатуры, затем вообще перестроили в 1927 году.

После военных повреждений орган пришёл в негодность и в 1964 году был установлен новый инструмент, который звучит до сих пор.

К прихожанам церкви Св. Павла относились многие известные мануфактурщики и торговцы города, но самым великим инженером и учёным был изобретатель-механик Джеймса Уатт,
(Он ввёл единицу мощности — лошадиную силу и его именем названа единица мощности — ватт). Джеймс Уатт имел в церкви персональный стул, но после смерти был захоронен в Хэндсворте в церкви Св. Марии. Памятник Д.Уатту воздвигнут в Соборе Святого Павла в Лондоне.

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

St Paul’s Square, Birmingham, Великобритания

Ссылка на основную публикацию