Краеугольный камень в Иерусалиме, что известно о церкви с таким названием?

Камень Мироздания

На географических картах древности мир изображался в виде круга, в центре круга располагался Иерусалим. А уже в центре святого Иерусалима, как считали древние мудрецы, находился камень мироздания, краеугольный камень Земли.

Существование камня мироздания – краеугольного камня Земли – следует из Библии. «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Исайя 28:16).

В еврейской Устной Торе – Талмуде – неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого началось существование мира. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли – Храмовая гора (гора Мориа, она же Сионская гора) в городе Иерусалиме.

Как записано в Библии, место это первым увидел праотец Авраам. И вот как это произошло. «Возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека… И взял Авраам дрова для всесожжения… и пошли оба вместе» (Бытие 22:4).

Считается, что именно краеугольный камень был выбран Всевышним для жертвоприношения Ицхака. Всевышний обратился к Аврааму: «Авраам. Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие 22:2).

После счастливого спасения Ицхака «…нарек Авраам имя месту тому: “Господь усмотрит”» (на иврите – иръе). «Посему ныне говорится: “На горе Господней усмотрится”» (Бытие 22:14).

Библейское название места – иръе – позднее, как представляется, трансформировалось в мориа. Согласно еще одному варианту, слово «мориа» переводится с древнего канаанского языка как «шалфей». Возможно, много шалфея росло здесь в древности, поэтому и назвали тогда местные жители горное место в честь этого маленького пушистого цветка.

Патриарх Яаков говорил: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал. Как страшно место это» (Бытие 28:16–17). Почему же это место было названо в Библии «страшным»? Почему утверждалось, что сам Всевышний присутствует здесь?

Вот как ответил на этот вопрос великий еврейский мыслитель Рамбам в ХII веке в своей книге «Бейт ха-бхира». «На этом месте Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына Ицхака. На том же месте Ной построил алтарь, когда вышел из своего ковчега, и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Авель, и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан».

А камень мироздания, как говорит предание, служил патриарху Яакову изголовьем, когда на этом месте приснился ему вещий сон. «И пришел (Яаков) на одно место, и переночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И снилось ему: вот лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит при нем и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь; и возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе» (Бытие 28:11–15).

По преданию, из краеугольного камня были вырезаны для Моисея Скрижали Завета, и здесь, возле камня, согласно Библии, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм. Над камнем мироздания были построены Первый и Второй Иерусалимский Храмы, здесь храмовые первосвященники непосредственно обращались ко Всевышнему, здесь было место божественного присутствия – Шхина.

Через много лет место, где находится камень, было указано еврейскими мудрецами как центр мироздания, краеугольный камень Земли. «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).

Интересно, что в пятом веке говорилось о фундаменте (основании) горы, а не о самой горе. Гора Мориа тогда уже не существовала, так как древние строители значительно разрушили священное место еще во время строительства Иерусалимского Храма, осталось только основание горы.

По преданиям, в давние времена гора Мориа возвышалась на местности и мешала строителям Второго Иерусалимского Храма, когда они приступили к его переустройству и расширению по приказу царя Ирода. Вот тогда они и решили пожертвовать святым камнем ради святого места и попросту разрушили выступавшую над поверхностью часть горы. Площадь строившегося Иерусалимского Храма была укреплена мощными подпорными стенами. Разрушенную часть камня мироздания строители заложили между этими стенами. Получилось большое рукотворное помещение размерами примерно 16 на 67 метров , ограниченное подпорными стенами и фундаментом краеугольного камня. Заполнено было это место раздробленной горной породой камня мироздания, а над ним уже и был воздвигнут Храм. Современная святыня еврейского народа – Стена Плача – являлась частью западной подпорной стены Иерусалимского Храма.

На святом месте сохранился фундамент камня мироздания, а само место после возведения Иерусалимского Храма получило еще одно название – Храмовая гора.

Верхнюю сохранившуюся часть камня мироздания сегодня можно увидеть на Храмовой горе в Иерусалиме в строении Купол над скалой. Это сооружение фактически мечетью, то есть местом общественной молитвы, не является. Это памятное монументальное сооружение, построенное по распоряжению халифа эль-Малика над камнем мироздания в 691 году н.э.

Историки полагают, что здание Купол над скалой строили византийские мастера на развалинах византийского храма (чем и обусловлена его необычная форма), на месте, где задолго до этих событий располагался Иерусалимский Храм.

Здание, увенчанное золотым куполом, имеет форму восьмигранника, длина каждой стороны – 22,3 метра , в здании насчитывается 36 окон и четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Высота сооружения Купол над скалой – 56 метров , высота самого купола, возведенного над скалой, – 30 метров , диаметр его составляет 20,5 метра . Последняя реставрация этого здания проводилась в начале 1990-х годов под покровительством тогдашнего короля Иордании Хусейна Второго. На золочение купола пошло около 80 килограммов золота, реставрационные работы обошлись в полтора миллиона долларов.

В здании Купол над скалой в подвальном помещении сегодня находится, предположительно, известняковая скала размером 13 на 17 метров , возвышающаяся примерно на два метра над уровнем пола ( 744 м выше уровня моря). Это и есть верхняя часть камня мироздания – краеугольного камня Земли.

Существует предание, что в храмовые времена более двух тысяч лет тому назад в районе священного камня располагалась Святая Святых Иерусалимского Храма. В ней хранились Скрижали Завета, полученные Моисеем от Всевышнего на горе Синай. Согласно еврейской традиции, Скрижали были написаны Всевышним на двух обломках камня мироздания.

Считается, что после разрушения Храма Скрижали упали на землю недалеко от самого камня и находятся там до настоящего времени на глубине нескольких метров. И, чтобы не осквернять святыню, не топтать ее, религиозные авторитеты запретили верующим евреям подниматься на Храмовую гору.

Вообще-то, зная топографию местности, в принципе можно подниматься на Храмовую гору. Нельзя только заходить в Купол над скалой, так как где-то в этом районе под землей и находятся Скрижали Завета. Но общий запрет подъема на Храмовую гору в еврейской традиции в настоящее время существует, и тут уже каждый принимает решение индивидуально – подниматься или нет…

Согласно мусульманской традиции, в здании Купол над скалой на Храмовой горе расположена пещера, называемая арабами «святой пещерой», «пещерой бездны» или же «колодцем душ». В этой пещере и находится знаменитый камень. Именно здесь, как считают мусульмане, в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших.

На стенах пещеры имеются надписи, указывающие места молитв праотца Авраама, царей Давида и Соломона, пророка Элиягу, а также место, где стоял ангел Джибраил (Гавриил), когда, по мусульманскому преданию, пророк Мухаммад взлетал с камня мироздания на небо. Камень, не желая расставаться с любимым пророком, тоже начал подниматься в небо, и тогда Джибраил рукой придержал непослушную скалу. В память об этом событии остался на камне отпечаток руки расторопного ангела и трещина, появившаяся после успешного подъема пророка.

В пещере, согласно мусульманской традиции, собираются ветры со всего света и затем разлетаются в разные стороны.

В потолке пещеры имеется отверстие. Существует гипотеза, что именно через это отверстие в период Иерусалимского Храма стекала кровь жертвенных животных.

Увидеть «камень фундамента, на котором основан мир», – краеугольный камень Земли – вне пределов Купола над скалой в настоящее время можно в подземном туннеле Хасмонеев, который был открыт для посетителей в сентябре 1996 года. В туннеле Хасмонеев для обозрения доступен небольшой участок камня мироздания в основании Храмовой горы.

В прямом смысле в двойственном положении находится краеугольный камень Земли на протяжении последних лет в неспокойном святом городе Иерусалиме. Верхняя часть камня охраняется мусульманским советом Храмовой горы, вход сюда не мусульманам запрещен. Нижняя часть краеугольного камня Земли находится в туннеле Хасмонеев под контролем правительства Государства Израиль. Вот эту нижнюю часть камня и могут увидеть все желающие, достаточно только заранее записаться на экскурсию в туннель и пройти с экскурсоводом этот интересный маршрут.

Сколько времени такое положение будет сохраняться в Иерусалиме в районе камня мироздания и как это скажется на политической стабильности региона, – покажет время.

Краеугольный камень в Иерусалиме, что известно о церкви с таким названием?

Секта «Краеугольный камень» в Туле

(после 2015 года)

Первая попытка организовать в Туле действующую ячейку неопятидесятнической секты «Краеугольный камень» («КК») в 2009-2015 г.г., предпринятая со стороны активистов этой секты из г.Новосибирска, потерпела неудачу. К 2015 году местная ячейка «КК» почти перестала существовать. Подробнее об этом читайте ниже…

Очередную попытку организовать деятельность секты «Краеугольный камень» в Туле предприняли активисты секты «КК» из г.Санк-Петербург.

В июне 2015 года в Тулу прибыла «миссионерская команда» из «ЦХВЕ «Краеугольный камень» г. Санкт-Петербург».

Нынешний лидер тульской ячейки секты «КК» Митрофанов Олег

Приоритетным «служением» для себя члены этой «команды» определили работу с людьми попавшим в наркотическую и алкогольную зависимость.

Они тут же наладили деятельность «Центра духовно-нравственного восстановления» в г.Чекалин, Суворовского района, Тульской области.

Вот что пишут сектанты о своем «реабцентре»:

«Центр восстановления построен по типу христианских общин, в основе которых лежит Божья любовь и братская поддержка. Он не являются лечебным заведением, поэтому для его работы не нужны медикаменты, специальные помещения и медицинское оборудование. Мы не используем медикаменты, так как не считаем наркоманию болезнью, но духовной зависимостью. Курс восстановления состоит из двух этапов: 1) Основная реабилитация. 2) Подготовка к служению. Эти этапы, в свою очередь, внутри себя делятся на под этапы.

Вот так вот просто! Сектанты как бы говорят: «Нам врачи и медикаменты не нужны. Мы просто объявляем наркоманию не болезнью, а духовной зависимостью! И все!»

А вот официальная медицина считает это болезнью! И лечить наркоманию надо профессионально! Сектанты же своими кустарными «реабцентрами» могут только нанести вред. Более того, наркоманы там не только не вылечиваются, но и становятся сектантами!

Сектанты из тульской ячейки «КК» заявляют, что в среднем в год у них «спасаются» до 150 человек. На вопрос, почему же тогда их воскресные «богослужебные» собрания посещают в среднем 5-10 чел., они отвечают витиевато: «У Господа ни одна душа не пропадёт, все наши с нами».

Так же сектанты заявляют, что у них в Тульской области два «Дома милосердия» и три пункта раздачи пищи. Один такой пункт сектанты организовали при Государственной областной социальной гостинице (там они раздают пищу по субботам в 19.00), второй пункт действует во дворе оного из домов, расположенным возле Московского вокзала.

«Богослужения» секты проходит каждое воскресенье в 14.00 в помещении одного из офисных зданий на ул. Каминского в Туле. Кстати, в этом же помещении проходят «богослужения» еще одной неохаризматической секты: «Библейский центр «Слово жизни». Секты дружат меж собой и арендуют одно помещение, так дешевле!

Нынешним пастором тульской ячейки секты «КК» является Митрофанов Олег Александрович.

Сектой «Краеугольный камень» в России организовано т.н. «служение» «Матери против наркотиков». В Туле одно время сектанты расклеивали объявления данного сектантского «служения».

Сектаинфо, 2018 год.

Секта «Краеугольный камень» в Туле

(2009-2015 г.г.)

Первые представители неохаризматической секты «Краеугольный камень» появились в Туле примерно в 2009 году. В это время сектанты на стенах домов и фонарных столбах города начали расклеивать объявления некоего «Центра реабилитации» наркоманов и алкоголиков. Всех туляков, звонивших по указанному в объявлении номеру телефона, сектанты направляли поначалу в калужский «реабцентр» указанной секты.

После небольшого перерыва, летом 2010 года, в Туле снова в немалых количествах появились объявления этой секты. В этот раз туляки зазывались в «Центр восстановления и развития личности». И, как и ранее, в объявлениях не было никакой информации о том, какой организацией данный центр учрежден.

В Туле руководителем названного «Центра восстановления» поначалу был некий Антон Анатолиевич, называвший себя так же пастором «церкви». Спустя некоторое время Антон Анатольевич отбыл из Тулы и на его место прибыл другой «пастор» – некий Сергей Галкин. Сам «Центр» располагался в одном из домов в черте города Тулы. Адрес «Центра» ответственные лица сообщали только после предварительной встречи и договоренности о реабилитации с наркоманом или его родственниками.

Курс реабилитации в тульском «Центре» длился от 8 месяцев. Со слов сектантов, сама реабилитация бесплатна, взималась лишь плата в размере 8 тысяч рублей (по состоянию на 2011 год) в месяц за проживание и питание реабилитируемого.

На базе «Центра» активно действовала религиозная группа (секта), возглавляемая все тем же Сергеем Галкиным. Данная религиозная группа относила себя к «объединению церквей «Краеугольный камень». Для своих «богослужений» некоторое время сектанты арендовали помещение в молельном доме секты «Вефиль». В секте «Краеугольный камень» практикуется глоссолалия («говорение на языках). Это значит, что сектанты на своих «богослужениях» доводят себя до такого состояния, когда начинают произносить непонятные и нечленораздельные звуки, именуемые ими «ангельскими языками». По мнению исследователей сектантства, подобные практики далеко не безопасны для психики.

Секта «Краеугольный камень» обосновалась в нашем городе, можно сказать, используя «классическую» схему. Сначала в Туле появилась весьма сомнительная «служба» помощи страдающим разного рода зависимостями, а после на ее базе возникла сектантская группа. Так же было чуть ранее с сектой «Исход».

Наиболее активная деятельность сектантской группы «Краеугольный камень» в Туле началась с прибытия в наш город в апреле 2010 года команды выпускников сектантской «миссионерской школы» г.Новосибирска.

10 мая «миссионерская группа» уже снимала частную квартиру. В это же время они взяли первого доверчивого человека на «реабилитацию».

В один из воскресных дней, после своего прибытия в Тулу, сектанты в городском парке ЦПКиО (судя по всему где-то на одной из полян) провели свое первое «богослужение». Позже они собирались в парке у пруда. Эти воскресные встречи практиковались почти два месяца. Там же в пруду, почему то названном сектантами городским озером, состоялись первые «крещения» новых «прихожан». Затем собрания новоиспеченной секты проходили в молельном доме секты секты «Вефиль». На этот период, как заявляли сектанты, в их рядах уже было 40 человек.

Первые адепты секты

17,18,19, декабря 2010 года сектанты на базе молельного дома «Вефиль» провели первую свою «конференцию» (миссионерско-вербовочное мероприятие), посвященную, как они выражаются, «Божьим чудесам и исцелениям». Это не случайно, т.к. в секте «Краеугольный Камень» практикуются неопятидесятнические «служения исцеления», посредством которых они якобы избавляют людей от разного рода недугов. Указанное мероприятие в декабре 2010 года посетили Рябов Дмитрий (пастор секты «Краеугольный Камень» г.Калуга), Голунов Алексей (пастор секты «Краеугольный Камень» г. Кстово), так же на этом сборище присутствовал пастор секты «Вефиль» г.Тулы Назаров Владимир.

Сектанты из «Краеугольного камня» в описанный выше период времени развернули довольно активную миссионерско-вербовочную деятельность в нашем городе. На базе молельного дома секты «Вефиль» на Косой Горе они организовывали различные мероприятия, привлекая к ним туляков красочными листовками и объявлениями.

Так же, они использовали такую весьма хитрую уловку. Как-то в центре Тулы сектанты раздавали прохожим листовки, в которых были указаны номера мобильных телефонов, и из сопроводительного текста листовки следовало, что по этим номерам телефона можно звонить и заказывать молитву за свое здоровье и здоровье близких, при этом звонившие должны были оставлять свои контактные данные, а именно личные номера телефонов. Люди, подавшие заявку на «молитву об исцелении», информировались затем сектантами смс-сообщениями о том, когда и где будут проходить «служения исцеления». Листовки с призывом звонить и заказывать «молитву об исцелении» сектанты так же активно расклеивали в общественных местах и общественном транспорте Тулы. В планах на будущее у сектантов в то время было открытие в Туле «Школы исцеления».

Говоря о главном направлении деятельности сектантов из «КК» – «реабилитации» наркоманов и алкоголиков важно понимать, что громкие заявления организаторов и функционеров подобных «Центров» зачастую не соответствуют действительности. В этих центрах нет ни врачей, ни иного рода специалистов. Медики однозначно отрицательно относятся к деятельности подобных учреждений. В наркологии запрещена частная практика, поскольку наркомания – очень серьезная болезнь. Лечить ее надо комплексно. Необходимо, чтобы в центре реабилитации были нарколог, психиатр, социальный психолог. Что касается центров, организуемых сектантами, там всё строится только на принципах взаимоподдержки. Пребывание в подобных организациях, особенно если они еще и сектантской направленности, может навредить тем, кто нуждается в помощи.

Сектоведы считают, что организация «центров реабилитации» при разного рода сектах способствует притоку в эти секты новых членов, как правило, вербуемых из числа родственников реабилитируемых. Кроме этого, сектанты где только это возможно кричат о том, какую социально значимую роль они выполняют, организуя такие центры. Но умалчивают при этом о крайне низкой эффективности их работы или отсутствия таковой.

«Реабилитационные центры» секты «церковь Краеугольный камень» в настоящее время есть в 53 городах РФ. Все они действуют в рамках местных ячеек данной секты. Головная организация «объединения церквей «Краеугольный камень» находится в Новосибирске. Руководителем объединения является «старший пастор» Непомнящих Сергей Владимирович. Объединение в Новосибирске действует на базе Местной Религиозной организации «церкви» «Краеугольный камень». Секты данного объединения входят в Централизованную религиозную организацию «Ассоциация Христиан Веры Евангельской «Церкви веры». Президентом Ассоциации является Маттс-Ола Исхоел, исполнительным директором — Попов Олег Борисович. Ассоциация была создана в 1996 году. В 1997 году Ассоциация стала одним из учредителей «Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)», возглавляемого скандально известным «епископом» С.В.Ряховским.

В последние пару-тройку лет тульские адепты «Краеугольного Камня» арендовали для своих «богослужений» офисное помещение в здании манежа тульского стадиона. В то время секту посещали около 20 человек. Секта испытывала финансовые и иные трудности. В настоящее время данная сектантская ячейка в Туле, судя по всему, окончательно зачахла.

Сектаинфо, 2015 год.

Фоторепортаж “служения исцеления” сектантов в декабре 2010 года. На фото пасторы накладывают свои руки на головы адептов. Так же хорошо видны иступленные моления сектантов, возможно на “иных языках”

Локализация пупа Земли в христианском Иерусалиме

Фото: Так называемый «Пуп Земли» в Иерусалиме. Фото Холодюк А.Г.

Паломническим группам в святом граде Иерусалиме непременно показывают так называемый «пуп Земли» (или «центр Земли»). Он находится в храме Гроба Господня, на середине прямой линии, соединяющей алтарь Кафедрального храма Иерусалимского Патриархата и Кувуклию. Ныне «Пуп Земли» как символизирующий центр христианского мира представляет собою небольшую каменную чашу в форме цветочной вазы (высота 53 см), внутри которой находится шар с начертанным на нем крестом [1 и 16].

Доподлинно не известно, когда и кем поставлена здесь эта чаша-ваза. Рядом с этим “пупом Земли”, называемом греческими монахами “Омфалом”, установлен такой же невысокий светильник со множеством свечей и ящик-сейф для пожертвований. К последнему греки приковали “пуп земли” на всякий случай толстой цепью, чтобы паломники и туристы без надобности не смещали “пуп” или, не дай Бог, не унесли из его храма, как это, говорят, уже здесь случалось. Посетители Храма Гроба Господня, по неизвестно кем придуманному обычаю, стараются коснуться «на счастье» этой вазы-чаши и, конечно, сфотографироваться возле нее.

Так уж сложилось, что ненадолго сдвигать со своего места “Пуп Земли”, а вместе с нею, получается, смещать и сам «центр Земли» могут только греческие монахи да помогающие им сестры, моющие пол в храме. Однако временно смещая его, уборщики тут же возвращают его на старое место – туда, где ему положено находиться в храме.

Бытует мнение, что греки-христиане решили символически отметить в Иерусалиме христианский центр Земли в противовес находившемуся в Дельфах, в храме Аполлона, омфалу – камню, символизировавшему центр языческого мироздания.

Сохранились устные предания, что еще со времен земной жизни равноапостольной царицы Елены († 330), предпринявшей раскопки на Голгофе и отыскавшей пещеру, где был погребен Спаситель, а также обретшей Животворящий Крест Господень, четыре гвоздя и титло «INRI», греки стали указывать «пуп Земли» прямо напротив самого входа в пещеру Гроба Господня.

«Пуп Земли» не всегда обозначался таким же образом, как сегодня, – каменной чашей-вазой. Так, в западных исторических хрониках сообщается, что «пуп Земли» некогда имел форму колонны или столба. И не всегда он отмечался в святом для каждого христианина месте – у Гроба Господня. Так некий епископ Аргулф примерно в 700 году (то есть уже после того, как Иерусалим и его главная святыня были отвоеваны войсками византийского императора Ираклия) оставил письменное свидетельство о «пупе Земли», обозначенном «высокой колонной к северу от церкви Голгофы, посреди города» Иерусалима[2].

В «Голубиной книге» – древнем памятнике русской народной духовной литературы – Иерусалим упоминается как «город городам отец», потому что «во граде во Иерусалиме тут у нас среда земли». При описании церкви Воскресения Христова о «пупе Земли» упоминает в своем «Хожении» игумен Даниил, посетивший Палестину в 1104–1107 годах: «И есть от дверей Гроба Господня до стены великого алтаря 12 сажень; и ту есть вне стены за олтарем пуп земленый…»[3].

В 1102 году «пуп Земли» в виде колонны описал и епископ Севулф[4]. Через три столетия, в 1322 году, это место с колонной упоминается уже «в середине церкви» [5]. Позже этот любопытный памятник упоминается и другими хронистами и паломниками, но степень его древности никто не знает: у греков в храме Гроба Господня имелась «круглая колонна около двух футов в высоту, выдающаяся из мраморной мостовой, но ничего не поддерживающая»[6]. Назначение этой колонны связывали с указанием в Иерусалиме «истинного центра», или «пупа, Земли». В 1646 году Бернард Сириус из Брюсселя сообщал, что греки называли эту колонну «центром Земли». Через два столетия, в октябре 1884 года, хронисты называли этот «центр» «столбом», хотя на его месте была уже «ваза, по форме напоминающая сосуд для фруктов», называемая арабами и местными сирийскими христианами «центром Земли». Причем отмечалось, что в конце XIX века почти в каждой греческой церкви в Сирии имелось подобное сооружение в центре храма, называемое по-арабски «амуд», и представляло оно собою тоже вазу или нечто вроде вазы.

В конце XIX века «пупом Земли» считалось также и некое «круглое отверстие на хорах (возможно, «Латинских хорах». – А.Х.) церкви Святого Гроба»[7]. Некоторые иерусалимские историки считают, что «центр Земли» – висящая в поперечном нефе греческого кафоликона «люстра с крестовиной, пересеченение которой и означает для христиан пуп Земли»[8].

Помню, что в 2006 году бывший начальник Русской духовной миссии Московского Патриархата в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев; ныне – архиепископ, управляющий Берлинской епархией ) в беседе со мною заметил: «Так называемый пуп Земли, встречающийся паломнику в Храме Гроба Господня, напрямую связан с домостроительством Божиим, с замыслом Бога о человеке. В Священном Писании сказано, что Господь “содела спасение посреде земли”. Божественная Голгофа и Живоносный Гроб Господень, из которого воссияла жизнь миру, являются доказательством подлинности исполнения пророческих слов о спасении человека».
Святой град Иерусалим издревле почитался центром Земли. Убеждение, что город сей в «середине Земли», основывалось на словах псалмопевца царя Давида: «Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли» (Пс. 73: 12), а также других мест Священного Писания: «Сей Иерусалим посреде языков положил его и страны яже окрест его» (Иез. 5: 5). «На основании этих слов некоторые полагали, – пишет преподобный Ефрем Сирин в “Толковании на книгу пророчеств Иезекииля”, – что Иерусалим находится “посреде земли”, как сердце посреди членов. Ибо из Иерусалима исшел закон, который заповедям своим подчинил все народы; и во Иерусалиме водружен и крест, который своими благодеяниями покорил все концы земли»[9].

Со времен средневековья в старых библиотеках Западной Европы сохранились редкие экземпляры так называемой «Карты Земли», датированной XIII веком, где в самом центре ее обозначен четырехугольником священный город Иерусалим с изображением восставшего из Гроба Иисуса Христа[10]. Существуют и другие карты-раритеты, где в соответствии с представлениями древних картографов, Иерусалим является «центром Земли». В немецкой энциклопедической литературе отмечается, что на Западе вплоть до ХVIII века на всех картах Земли святой Иерусалим обозначался как центр мира.

Само понятие «пуп Земли» является своего рода «мифопоэтическим символом центра»[11]. В сознании людей он обозначает центр сосредоточения чего-то наиболее главного и важного, в том числе географического понятия «центра Земли». Еще в языческие времена он определялся в зависимости от того, где располагалось главнейшее средоточие или жилище верховного божества. Однако таких культовых мест на земле множество. «Пуп Земли» как таковой является и символом всякого рождения. Он – «предельно отвлечен, геометричен и метафоричен»[12], поэтому часто описывается как священная гора или поднимающийся из вод хаоса остров.
В мифах народов мира «пуп Земли» ассоциируется с местом встречи неба с землей, обиталищем богов, например Меру, Гелиополис, Олимп, Синай, Химинбьорг и другие. Распространенный образ «пупа Земли» встречается и в других местах: «umbilicus urbis» в Риме, город Куско (Cusco) в Перу, «Piccadilly Circus» в Лондоне, а также гора Мориа в том же Иерусалиме.

Локализация «пупа Земли» на Святой Земле определяется не только христианской традицией. Так, согласно иудейской традиции, «пупом Земли» являются и сама гора Мориа, традиционно отождествляемая с Храмовой горой (Хар а-Баит) в юго-восточной части Старого города в Иерусалиме, и находящийся на этой горе так называемый «краеугольный камень». Последний неоднократно упоминается в Священном Писании: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16).

Многие паломники, к сожалению, не придают особого значения Храмовой горе, полагая, что она считается священным местом только для сторонников иудаизма и ислама. Однако Храмовая гора освятилась пребыванием здесь Спасителя. Во времена земной жизни Иисуса Христа в дни больших праздников здесь собиралось все население Иерусалима и пришедшие со всей страны для принесения жертв. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2: 41). Здесь, в Храме, состоялись беседа 12-летнего Иисуса с учителями (см.: Лк. 2: 46–49), изгнание торгующих из Храма, известное как очищение Храма, рассказ о котором приводят все четыре евангелиста (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–18; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 14–17).

Упоминаемая в Ветхом Завете Храмовая гора известна и тем, что именно здесь находится «краеугольный камень», или «камень Основания» (Эвен а-Штия – на иврите; эх-Сахра – на арабском). В иерусалимских энциклопедических справочниках отмечается, что этот камень и есть тот самый, на который Бог взгромоздил мир в третий день творения[13].

Храмовая гора указывается и как место, где совершалось принесение в жертву Авраамом своего единственного сына Исаака (см.: Быт. 22: 2–14). Здесь же находилось гумно Орны Иевусеянина (см.: 2 Цар. 24: 18–25), выкупленное царем Давидом, поставившим на этом месте жертвенник, а затем его сыном Соломоном в Х веке до Р.Х. здесь было возведено святилище Первого Иерусалимского храма. В самой сокровенной части Храма, именуемой Святая Святых, возведенной вокруг краеугольного камня, был установлен Ковчег Завета. Да и сам Иерусалим был основан царем Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.
Ныне на месте Первого и Второго Иерусалимских храмов возвышается построенная в 688–691 году Абд аль-Маликом мусульманская святыня Купол Скалы, или Золотой Купол (Куббат ас-Сахра), называемая часто «мечетью Омара». Это – третье по значению святое место ислама после городов пророка Мухаммеда – Мекки и Медины. Грандиозное сооружение призвано, по замыслу архитекторов, провозгласить превосходство ислама и создать центр исламской культуры в святом граде. Его восьмиугольная аркада украшена оригинальной мозаикой (692) и надписями, призывающими христиан признать истинность ислама. В середине этого культового сооружения возвышается окруженная позолоченной решеткой высотой в 1,25–2 м монолит-скала длиной 17,2 и шириной 13,5 м. Она считается мусульманами священной, поэтому к ней никому нельзя прикасаться, ее запрещено фотографировать, около нее можно стоять только без обуви.

Считается, что это и есть «краеугольный камень», который помещался в Святая Святых Иерусалимского храма[14]. С незапамятных времен в Израиле бытует мнение, что именно эта «торчащая пупом» монолит-скала – выпирающий на относительно ровном месте Храмовой горы монолитный камень – и является «пупом Земли». Это утверждает и древнееврейский фольклор, в тексте которого центром мира определяется Палестина, а в ее центре – Иерусалиме – находится его «сердце», то есть Храм со Святая Святых и Ковчегом Завета, установленные на «камне Основания» мироздания. В память об этом у древних евреев священный круглый щит имел форму пупа, и выступ в его центре тоже назывался «пупом»[15].

Мусульманами этот «краеугольный камень» признается как вершина той горы, с которой, согласно Корану, вознесся в небо пророк Мухаммед: речь идет о его «ночном путешествии», во время которого Мухаммед был перенесен из Мекки в Иерусалим, откуда он совершил «мирадж» – вознесение сквозь небеса к Господу, утром же вернулся в Мекку. С южной стороны этого камня отпечатан будто бы след его ноги. А рядом находится нечто похожее на башенку-реликварий, где, по мусульманской традиции, хранятся три волоска из бороды Мухаммеда, выставляемые для обозрения только раз в году – в день вознесения пророка на небо. Под скалой-монолитом можно видеть вырубленные со времен крестоносцев несколько ступеней, ведущих, по мусульманской легенде, в небольшую пещеру – так называемый «колодец душ» (по другим данным – «источник душ») – место «страшного суда». Считается, что здесь дважды в месяц собираются для молитвы умершие. Однако у ряда иерусалимских ученых-историков имеются и другие мнения относительно локализации на Храмовой горе «краеугольного камня», но они не получили в верующем народе широкого распространения.

В Западной Европе сохранились письменные источники, повествующие о том, как в 1099 году в руках крестоносцев оказался осажденный ими Иерусалим. 15 июля отряду Готфрида Буйонского удалось перебраться через городскую стену, открыть ворота и захватить на Храмовой горе священную мечеть Купол Скалы, добравшись до заветного «краеугольного камня». Мусульманская святыня над «пупом Земли» была обращена крестоносцами в христианскую церковь, названную ими «Templum Domini» (храмом Господним). Золотой крест, сменивший сорванный с купола полумесяц, воссиял в «центре Земли» – Иерусалиме. Крест сняли в 1187 году, после того как город был отвоеван султаном Саладином, а потом враги под смех толпы таскали его по улицам. По словам очевидца, даже статуи на иерусалимских зданиях плакали, глядя на такое святотатство.

Древним зодчим, строившим из камня, особенно трудно давалась пригонка углов зданий. Укладывавшиеся тут камни назывались «краеугольными» и подгонялись мастерами особенно тщательно. Краеугольные камни отсекались от скалы для того, чтобы соединить и поддержать стены постройки. Вcпоминаются библейские слова о том, как один камень при постройке показался зодчим никуда не годным. А когда пришлось возводить угол здания, то именно он-то и подошел здесь строителям и «сделался главою угла». «Поставить во главу угла» теперь означает: признать что-либо самым существенным, основой построения, положить в основание. А само выражение «краеугольный камень» в значениях «основа, суть и базис чего-либо» люди мало-помалу перенесли на все самое важное не только в строительстве, но в любом роде работ. Краеугольным камнем – основанием Церкви – назван и Иисус Христос (см: Еф. 2: 20).

Популярным фразеологическим выражением стало сегодня словосочетание «пуп Земли», употребляемое, как правило, чаще в ироническом смысле по отношению к тем, кто необоснованно считает себя основной, силой или центром. «Пуп Земли», «краеугольный камень» вошли в активный словарь русского литературного языка, а происхождение их напрямую связано с символическими центрами Земли в Иерусалиме.

[1] Святая Земля. Исторический путеводитель / Под ред. М. Бибикова. М., 2000. С. 50; Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.CПб., 1898. С. 93. Энциклопедический словарь. Т. 25.
[2] См. об этом главу «Пуп Земли» в кн.: Уоррен Уильям Ф. Найденный рай на Северном полюсе. М., 2003.
[3] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 25. С. 793.
[4] См.: Уоррен Уильям Ф. Найденный рай на Северном полюсе.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 25. С. 793.
[8] Торик И. Энциклопедический путеводитель по Израилю. Иерусалим, 2004. С. 70.
[9]
[10] Там же. С. 145.
[11] Мифы народов мира. М.,1988. Т. 2. С. 350.
[12] Там же.
[13] Торик И. Энциклопедический путеводитель по Израилю. Иерусалим, 2004. С. 96–97.
[14] Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. М., 1998. С. 123.
[15] Мифы народов мира. М.,1988. Т. 2. С. 350.
[16] Храм Гроба Господня. Автор-составитель Логвиненко А. –М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2018. С.69.

Краеугольный камень в Иерусалиме, что известно о церкви с таким названием?

Войти

Камень мироздания -краеугольный камень Земли

Более полутора тысяч лет назад было сказано (надо полагать, не впервые), что камень мироздания находится на Храмовой горе, она же гора Мориа, в Иерусалиме.

В первых строках Торы, где говорится о сотворении мира, нет конкретного упоминания о камне мироздания,- краеугольном камне Земли: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма была над бездною и дух Божий витал над водою» (Бытие 1,2).

Однако в Устной Торе неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, – камне мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли – Храмовая гора (гора Мориа) в городе Иерусалиме.

Как записано в Торе, место это было указано Всевышним людям и первым увидел его наш праотец Авраам. И вот первое упоминание в ТАНАХе этого места: «…Возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека…И взял Авраам дрова для всесожжения… и пошли оба вместе»(Бытие 22:4-6). Это место предназначалось для жертвоприношения Ицхака, сына Авраама. После счастливого спасения Ицхака «…нарек Авраам имя месту тому: «Господь усмотрит»(иврит. иръе ). «Посему ныне говорится: «На горе Господней усмотрится»(Бытие 22:14). Здесь впервые прозвучало название места – «иръе», которое позднее, как представляется, трансформировалось в «Мориа».

Наш праотец Яаков говорил: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал…Как страшно место это..»(28:16-17)

А камень мироздания, как говорят предания, служил самому Яакову изголовьем, когда на этом месте приснился ему сон.

По преданиям, из этого камня были вырезаны для МошеРабейну (Моисея) Скрижали Завета и здесь, возле камня, согласно Торе, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм.

Над фундаментом камня мироздания были построены Первый и Второй Иерусалимский Храмы, здесь первосвященники непосредственно обращались ко Всевышнему, здесь было место божественного присутствия – Шхина.

Через много лет место это было указано еврейскими мудрецами как центр мироздания, краеугольный камень Земли: «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (МидрашТанхума, 5 век н.э.).

Интересно что, уже в 5 веке н.э. говорилось о фундаменте горы, а не о самой горе. Почему? Да потому, что задолго до этого времени наши праотцы священную гору уничтожили во время строительства Иерусалимского Храма, остался только фундамент. По преданиям, краеугольный камень возвышался одиноким утесом на местности и мешал строителям Иерусалимского Храма. И тогда древние строители решили пожертвовать святым камнем ради святого места и попросту разрушили выступавшую над поверхностью часть горы.

Площадь строившегося Иерусалимского Храма была укреплена мощными подпорными стенами и разрушеную скалу камня мироздания строители заложили между этими стенами. Получился как бы большой рукотворный земляной аквариум размерами примерно 161 на 67м, ограниченный подпорными стенами и фундаментом краеугольного камня. Заполнен этот своеобразный аквариум был раздробленой горной породой камня мироздания, а над ним уже и был воздвигнут Храм.

Кстати, святыня еврейского народа – Стена Плача является частью западной подпорной стены Иерусалимского Храма, а не храмовой стеной.

На святом месте сохранился только фундамент камня мироздания, а само место после возведения Иерусалимского Храма получило еще одно название- Храмовая гора.

Верхнюю часть оставшегося камня теоретически можно увидеть на Храмовой горе Иерусалима в мечети Омара (еще одно название мечети – «Золотой купол» или «Купол над скалой»).

Почему многие из нас не могут увидеть открытую для обозрения верхнюю часть камня мироздания в мечети Омара, – будет сказано немного позднее. А пока поговорим о знаменитой мечети «Золотой купол».

Мечеть Золотой купол (Омара) фактически мечетью, т.е. местом молитвы, не является. Это памятное монументальное сооружение, построенное по распоряжению халифа эль-Малика над камнем мироздания в 691 году. Полагают, что здание построено на развалинах византийского храма (чем и обусловлена его форма), который, в свою очередь, построен на развалинах Иерусалимского Храма.

Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу не представляется возможным, так как археологические раскопки в этом районе запрещены мусульманским административным советом, в ведении которого находится сегодня Храмовая гора. Этот запрет, правда, не мешает мусульманам уничтожать в последние годы еврейские историко-археологические ценности на Храмовой горе…

Здание мечети, увенчанное золотым куполом, имеет форму восьмигранника, длина каждой стороны – 22,3 метра, в здании насчитывается 36 окон и четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Высота мечети Омара 56 метров, высота купола, возведенного над скалой,- 30 метров, диаметр его – 20,5 метра. Последняя реставрация золотого купола мечети проводилась в начале 90-х годов прошлого века под покровительством короля Иордании Хусейна. На золочение купола пошло около 80 килограммов золота, реставрационные работы стоили полтора миллиона долларов США.

В мечети расположен кусок предположительно известняковой скалы размером 13 на 17 метров, возвышающийся примерно на 2 метра выше уровня пола (744 м выше уровня моря), который и отождествляется с верхней частью камня мироздания.

Существует предание, что в храмовые времена в районе священного камня располагалась Святая Святых Иерусалимского Храма. В ней хранились Скрижали Завета, полученные Моисеем от Всевышнего на горе Синай (кстати, по еврейским преданиям, Скрижали были написаны Всевышним на двух образцах камня мироздания).
После разрушения Храма Скрижали упали на землю недалеко от скалы и находятся там до настоящего времени на глубине нескольких метров в районе современной мечети Омара. И, чтобы не осквернять ногами святыню, не топтать ее, евреям был запрещен вход и в мечеть Омара, и вообще на Храмовую гору.

Вообще-то, зная топографию местности, в принципе, можно подняться на Храмовую гору, нельзя только заходить в мечеть Омара, где находились Скрижали Завета. Но общий запрет подьема на Храмовую гору существует, и тут уже каждый принимает решение индивидуально: подниматься или нет. Хотя в последнее время, с началом в двухтысячном году арабской интифады Аль Акса, вход на Храмовую гору практически закрыт, так что вопрос подьема на гору временно снят с повестки дня…

Из литературных источников известно, что в мечети Омара под камнем расположена пещера, называемая арабами «святой пещерой», «пещерой бездны» или же «колодцем душ».По арабской традиции считается, что именно здесь в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших. На стенах пещеры имеются надписи, указывающие места молитв праотца Авраама, царей Давида и Соломона, пророка Элиягу (Ильи), а также место, где стоял ангел Джибраил (Гавриил), когда, по мусульманскому преданию, пророк Мухамед взлетал с камня на небо. Камень, не желая расставаться с любимым пророком, тоже начал подниматься в небо и тогда Джибраил рукой придержал непослушную скалу. В память об этом событии, естественно, остался на камне и отпечаток руки расторопного ангела и трещина, появившаяся после успешного подъема пророка.

В пещеру, как считается, собираются ветры со всего света и затем разлетаются в разные стороны. В потолке пещеры имеется отверстие. Существует гипотеза, что именно через это отверстие в период Иерусалимского Храма стекала кровь жертвенных животных.

Сегодня, по прошествии многих сотен лет, нам представилась уникальная возможность увидеть «камень фундамента, на котором основан мир»,- краеугольный камень Земли, вне пределов Храмовой горы, на которую евреям, как известно, вход запрещен. Увидеть нижнюю часть краеугольного камня Земли можно в древнем туннеле Хасмонеев, который был открыт для широкой публики в сентябре 1996 года.

В туннеле Хасмонеев для обозрения доступен небольшой участок камня мироздания в основании Храмовой горы с хорошо просматриваемыми включениями минералов зеленого и черного цветов,возможно, медесодержащие и железосодержащие минералы.

Обращает внимание несоответствие внешнего вида нижней части камня в туннеле Хасмонеев и верхней части, расположенной в мечети Омара. Если в туннеле Хасмонеев мы видим горную породу с минеральными включениями преимущественно зеленого и черного цветов, то верхняя часть камня мироздания в мечети Омара представлена однообразной породой, вероятно, известняком. Почему же визуально отличаются верхняя и нижняя части священного камня? Естественно, делать однозначные выводы по результатам визуального осмотра камня и анализа фотографий не представляется возможным. Говорить о проведении специальных видов анализа камня мироздания, учитывая ближневосточные политические реалии, можно только в виде пожеланий на весьма отдаленное будущее. Сегодня остаются предположения и гипотезы.
В результате собственных геологических наблюдений, изучения литературных материалов, консультаций специалистов можно сделать определенные гипотетические выводы о увиденном камне мироздания, его природе и влиянии на людей.

Первое, что бросается в глаза при осмотре камня в туннеле Хасмонеев,- его отличие от окружающих горных пород и от верхней части камня в мечети Омара (Золотой купол). В районе Старого города Иерусалима, где находятся Храмовая гора и туннель Хасмонеев, преобладают карбонатные породы (преимущественно известняки) различной степени доломитизации и глинизации,- это осадочные горные породы. Минеральные включения в камне в туннеле Хасмонеев, как представляется по результатам визуального осмотра, являются результатом вулканической деятельности и это уже осадочно – вулканогенные породы. С этим согласен и бывший сотрудник Академии Наук Белоруссии литолог ( литос – греч.- камень, логос – изучать) д-р Илья Урьев, проживающий сегодня в Иерусалиме.
Итак, не исключено, что в районе краеугольного камня миллионы лет назад произошло внедрение вулканогенных пород, минеральные включения которых черного и зеленого цвета мы видим сегодня в туннеле Хасмонеев.В результате этого изменилась форма камня,- вспомните «пещеру бездны» в мечети Омара. Камень приобрел дополнительные магнитные, энергетические, тепловые и другие свойства, резкое отличающие его от окружающих пород.

Может быть именно поэтому на фоне монотонных Иудейских гор наш праотец Авраам увидел (и почуствовал) скалу, отличавшуюся от соседних гор как по цвету, так и по внешнему виду? И именно поэтому эта скала и была выбрана для жертвоприношения Ицхака?

Поскольку состав почвы в районе краеугольного камня отличался от соседних районов, здесь произрастали и особые виды растений. Название, закрепившееся за этим местом в библейские времена,- «Страна Мориа» или же «гора Мориа». «Мориа» переводится с древнего канаанского языка как «шалфей» (иврит – «марва»). По одной из гипотез, много росло шалфея в этом месте, и само место назвали по имени маленького пушистого цветка, по внешнему виду похожего на семисвечники-меноры.

Но почему же это место было названо «страшным»? Почему утверждалось, что сам Всевышний присутствует здесь? Вот как ответил на этот вопрос великий еврейский мыслитель Рамбам в далеком от нас 12 веке в работе «Бейт хабхира»: Говорится о «…месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына Исаака. На том же месте Ной построил алтарь, когда вышел из своего ковчега и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Авель, и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан».

Следует вспомнить гипотезу советского ученого академика Вернадского, который выделял на планете Земля так называемую «ноосферу»- единую сферу природной и разумной (или не очень разумной) человеческой деятельности. Сторонником этой теории в нашей стране является д-р Яков Беккер, ныне житель иерусалимского района Гило. Согласно этой гипотезе, как природа может воздействовать на жизнь и деятельность человека, так и человек своей общественной и духовной деятельностью вызывает ответную реакцию природных сил. В частности, д-р Беккер связывал землетрясения в Узбекистане в конце 80-начале 90-х годов двадцатого века с небывалым разгулом насилия в этих местах: гражданскими волнениями, грабежами и убийствами мирных жителей. Сюда же можно отнести и разрушительное Спитакское землетрясение, произошедшее в период жестокой войны за Нагорный Карабах.

Интересно, что самая сейсмоопасная зона Европы – Балканский полуостров, в то же время самая взрывоопасная и политически нестабильная территория. После многочисленных природных и политических катаклизмов конца 19 – начала 20 века именно здесь с убийства студентом Гаврилом Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда в городе Сараево в 1914 году и началась первая мировая война. Кстати, одно из самых разрушительных землетрясений в мировой истории произошло в Сараево в 1963 году.

А сколько войн прокатились по Святой Земле и Иерусалиму, сколько было пролито и проливается крови возле камня мироздания…

Природных катаклизмов в районе краеугольного камня было великое множество. Одно из первых описаний такого катаклизма,- это библейский рассказ о разрушении городов Содома и Гоморы, располагавшихся, как представляется, в районе Мертвого моря, по сегодняшним меркам, – в двух часах езды от Иерусалима.

То давнее время, выражаясь современным языком, было временем народных волнений, сейсмической нестабильности, активизации сейсмоопасного планетарного Сирийско-Африканского разлома и значительной вулканической деятельности.

Да и разрушение Иерусалимского Храма и камня мироздания, опустошение Святой Земли, многовековое изгнание евреев с родных мест,- это можно рассматривать и как природный, и как духовный катаклизм.

Не исключено, что именно духовная связь еврейского народа с разрушеной горой Мориа и оскверненным камнем мироздания как-то опосредствованно влияла и на многочисленные галутные бедствия евреев: изгнания и издевательства, ужасные погромы, убийства, инквизиции, Хмельницкого, Гитлера, Катастрофу европейского еврейства. Да и сейчас далеко до мира и благополучия на Святой Земле.

Но ведь не только бедствия и катастрофы переживал этот район. Были здесь и времена величия, средоточия мудрости и славы. Интересно, что во все эти времена краеугольный камень был окружен особым почетом и уважением. История не донесла до нас сведений о значительных природных катастрофах того времени, когда краеугольный камень находился вСвятая Святых Иерусалимского Храма. Зато существует много описаний достатка и благополучия в земле Мориа в те давние времена…

В прямом смысле в двойственном положении находится краеугольный камень на протяжении последних нескольких десятков лет в неспокойном святом городе Иерусалиме. Верхняя часть камня охраняется в мечети Омара мусульманским советом Храмовой горы, а нижняя находится в туннеле Хасмонеев под контролем правительственных организаций Государства Израиль. Сколько времени такое положение будет сохраняться и как это скажется на политической стабильности региона,– покажет время.

my studies

История церкви, патрология, богословие.

Краеугольный камень

1) согл. Ис 28:16, «краеугольным» называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту.
В переносном смысле:

  • означает вождя израил. народа (Зах 10:4);
  • в Ис 28:16 К.К. служит образом Мессии,
  • в Пс 117:22 смиренный праведник назван камнем, отвергнутым строителями (ср. Ис 8:14);

2) в НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи:
Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:7.

Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, положенный в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся.

  • Если верно первое предположение, то названные места Библии говорят о том, что Христос, подобно краеугольному камню, был положен Богом в основание народа Божьего (и нового Иерусалима), хотя люди и отвергли Его. Еф 2:20 и след.указывает, скорее, на такое толкование, тем более, что укладка камня предполагает начало строительных работ, а не их окончание.
  • Однако аккад. словосочетание абан реша («завершающий камень») и апокрифические пояснения к «Завещанию Соломона», называющие краеугольным камень, помещаемый поверх ворот храма, подкрепляют второе толкование.
    Тогда правомерно след. прочтение: Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, новое святилище, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение.

Библейская энциклопедия Брокгауза

Когда же заложен этот прочный фундамент, то на нём уже можно строить дом. С чего начинается строительство собственно дома? С закладки краеугольного камня. И по нему дальше выравнивается закладка всех остальных камней. Если краеугольный камень был неровный совсем чуть-чуть, то в конце стены, выложенной в соответствии с этим камнем, кривизна уже будет сильно заметной. Если выровнять по краеугольному камню лишь первые кирпичи, а потом уже выравнивать их по друг другу или на глазок, то опять же получится криво. Поэтому так важно выравнивать каждый кирпичик по краеугольному камню, важно, чтобы краеугольный камень был совершенным.

Сложнее всего переводчикам тех народов, у которых вообще не испольщуются камни для строительства домов. У племени цельталь вышло: «Место, где угол дома получает силу». Или «главный столб» (агуаруна). Различие между «краеугольным» и «во главе угла» не так уж существенно, хотя любопытно.

Ясно, что в любом случае речь идет о камне, который кладут в последнюю очередь – то есть, это не в фундамент камень, а потом. Ясно и то, что это камень не обычный, не годящийся для тривиальной кладки, зато очень подходящий для принятия на себя сильного давления. То, что в греческих переводах Ветхого Завета и Нового появляется выражение «во главе угла» – возможно, не случайность; появляются арки, в которых «замковый» камень принимает на себя важнейшую функцию – если он хрустнет, то развалится вся арка.

Свящ. Яков Кротов

В Библии можно выделить три основных символических понятия, связанных с камнем, в которых используется архитектурная символика: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни».

Часто понятие «краеугольный камень» путают, или сознательно смешивают с «камнем основания»… На самом деле камней основания в постройке всегда несколько, по крайней мене четыре, а краеугольный камень только один. Правильнее предположить, что он завершает постройку, являясь замковым камнем, главою единственного угла — верхушки здания.

Понятие «живые камни» встречается у апостола Петра. Святой Петр называет Христа живым краеугольным и драгоценным камнем, и в тоже время понятие «живые камни» распространяет и на всех христиан, строящих из себя дом духовный (1Петр. 2,4-5).

Апостол Павел, называя христиан «согражданами святым» также говорит, что они «быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2,19-20). Таким образом мы видим, как через архитектурные понятия передается структура и иерархия Церкви Христовой.

Что такое «краеугольный камень» в Библии?

Что такое «краеугольный камень» в Библии?

Здравие Вам!
Как понять, что:
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
(Что это за история о камне во главе угла — это что так дома раньше строили?) Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Что значит упадёт и раздавит? Что это за выбор?) (Иш)

Отвечает Инна-Эстер, руководитель мессианской общины г. Черновцы:

Шалом!

Вы задаете несколько вопросов. Они мне все понравились, поэтому я попытаюсь ответить на них:

1. Вопрос: Что это за история о камне во главе угла — это что так дома раньше строили?

Раскопки показали, что в железном веке в Израиле появились архитектурные сооружения, в которых использовалась технология обработки строительных камней и в меньшей мере необработанных валунно-галечных материалов. Краеугольный камень использовали для соединения двух смежных стен. Это обеспечивало прочность. Это был особенно крупный камень, требующий специальных усилий и ритуалов. На его поверхности вырезали что-то (дату, имя, религиозный знак…) Когда закладывался камень – означало, что заложено основание.

Ездра 3:10 Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева.

Итак, краеуго́льный камень — первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания.

2. Вопрос: Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших.

Фраза «краеугольный камень» имеет широкое распространение, благодаря Библии. А в Библии это выражение, в основном, использовалось как метафора. То есть это понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо.

Иешуа цитирует слова Давида (Пс. 117:22), который употребил их и исторически, и пророчески одновременно. Исторически – потому что он воспевал Господа в тех конкретных событиях, которые с ним тогда происходили: казалось, поражение настигло Давида и его людей, всем было уже ясно, что от них ничего не останется, но Господь не только спас от смерти, но ещё и утвердил царство Давида! Поэтому царь говорит: отвергнутый всеми камень стал основанием, на котором всё будет держаться! И это удивительно.

Иешуа берет эти слова и повторяет их, относительно Себя. Строители (религиозники) хотели построить Храм Господу , отказавшись от Фундамента. Так построенное сооружение разрушится, ибо не прочно. А фундамент, как вы понимаете – Иешуа ха Машиях.

3. Вопрос: …и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Что значит упадёт и раздавит? Что это за выбор?)

Есть ещё одно выражение о камне, которым Себя называет Бог – «Камень преткновения или соблазна». На латыни «петрос скандале» — камень скандала, конфликта.

Ис.8:14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. (пророчество о Мессии)

Очевидно, что в Евангелии от Матфея говорится о камне основания, как о камне конфликта. С этим камнем не надо играть, передвигать, употреблять не по назначению. Это камень, предназначенный для основания всего. Если Им пытаться манипулировать, то это действие превратиться в разрушительную силу для тех, кто так поступает.

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 24.01 (Австрия). Спасибо!

Ссылка на основную публикацию