Клиповое мышление. Бороться нельзя, использовать
К ак-то сидя в ресторане за столиком в ожидании заказа, я наблюдала за множеством операций, совершаемых сотрудником заведения за минуту. Делая подсчёт на кассовом аппарате, он, не отрываясь от работы, стал отвечать на телефонный звонок. Официант из зала выкрикнул вопрос по меню, и парень с трубкой у уха, на секунду подняв глаза от кассы, ответил. Затем повернул голову с телефоном к входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей. Указав на свободные столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил общаться по телефону и клацать на кнопки кассы… Все его действия были доведены до автоматизма.
Пример пришёл мне в голову, когда я взялась за написание статьи о клиповом мышлении современных школьников и молодых людей: фрагментарном, быстром, поверхностном. Этот двадцатилетний парень — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели человека. Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций свойственно машине.
Сегодня очень ценятся «мультитаскные» работники. Хотя наука твердит о вреде многозадачности в том виде, в каком требуют современные работодатели; большинство хочет, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал.
Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция, как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением, позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно. Это прерогатива интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями. Есть мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое.
Клиповое мышление: что это значит
Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления. Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.
Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления. Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным. Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.
Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы. Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.
Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…
Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузки. Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.
Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора. Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде. Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.
Признаки клипового мышления
Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие. Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:
- неспособность работать с большими объёмами данных;
- быстрая утомляемость;
- хаотичное рассеянное внимание;
- трудности с концентрацией;
- гонка за внешним образом и сменой впечатлений;
- перманентное перевозбуждение;
- быстродействие или спешка;
- многозадачность;
- подверженность постороннему влиянию;
- повышенная внушаемость;
- обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
- поверхностность знаний и суждений;
- прокрастинация
Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость. И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение». Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и с поглощением информации.
Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут. Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.
Клиповое мышление: плюсы и минусы
Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.
А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.
Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому. Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!
К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.
Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет. Исчезла потребность в анализе и логике. Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.
Как избавиться от клипового мышления
Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно. Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.
По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования. Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…
Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания. Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим. То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.
Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…
На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность. Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает. Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены. Большое разбивается на блоки, упрощается. Изученное многократно повторяется.
По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем. Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.
Как прийти к равновесному мышлению
Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления. Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления. Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.
На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.
Дыхательная медитация
Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.
Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.
Зачастую под медитацией понимают расслабление. Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе. Уже через минуту можно почувствовать облегчение.
Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.
Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…
Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».
День тишины и “мауна”
В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби. Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма. Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие. Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.
В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме. Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти. А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел. Лучше отвести такой практике сутки. Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.
Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну. Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.
Практики концентрации
Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном. Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее. Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете. Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.
У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.
Внимание можно натренировать, как мышцу. Упражнений в концентрации много. Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу. В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.
Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела. Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа. Природа налагает ограничение на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.
Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот прогулки по городу растрачивают. Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание. Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.
Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием. В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно. Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги. На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро». Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.
Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты. Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства. Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная. Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!
Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.
Клиповое мышление: характеристика, плюсы и минусы, методы борьбы
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
«Ок» – американское сокращение, которое прочно вошло во многие языки и культуры мира, в том числе и в нашу. Мало кто задумывается о том, откуда взялось это сочетание звуков, одновременно означающее «хорошо, ладно, будет сделано» и так далее. А ведь согласно одной из самых распространённых версий, эта аббревиатура пошла от неправильного написания английского выражения all correct, что переводится как «всё правильно». В первом слове «а» заменили на «о» и получили вездесущее «ок». Так началось развитие нового вида мышления – клипового.
Характеристика
Клиповое мышление – это феномен современности. Оно формируется на основе принятия информации в виде мелких кусочков. Можно сказать, что это такое лоскутное одеяло, в которое собирается мозг современных школьников и молодёжи. Его основные черты:
отсутствие целой картинки, мир рассматривается в виде фрагментов;
нелогичное или даже алогичное восприятие происходящего;
вырывание из контекста;
отрывочность от общей картинки событий.
Некоторые психологи дают такое определение клиповому мышлению — это пазл, собрав который у человека формируется яркий, но кратковременный вид окружающего мира. Причём он может тут же поменяться на новый, как в калейдоскопе.
Такой тип мышления развит в основном у детей. В век высоких технологий ему подвержены даже дошкольники. Очаг разгорается из неких информационных вспышек. Они мелькают перед нашими глазами с экранов компьютеров, телефонов, телевизоров. И если взрослый образованный человек, к примеру, менее к ним восприимчив, то неокрепшая подростковая и детская психика впитывает все отрывки увиденного, как губка.
В результате все знания, как музыкальный канал, состоят из клипов, не связанных один с другим.
Особенности
Клиповое мышление сиюминутно. Оно не даёт возможность глубоко вникнуть в ситуацию. В голове остаётся лишь её образ в виде яркого отрывка – клипа. Что и дало название этому «бичу» современной молодёжной среды. Его главные «хранители» и распорядители – средства коммуникаций. Интернет пестрит яркими заголовками и короткими видео, просмотрев которые человек приходит к выводу, что он уже вполне подкован в том или ином вопросе.
Мы, сами того не замечая, перевариваем массу информации. Наш мозг забит разными сообщениями, порой не имеющими никакой смысловой нагрузки.
Таким образом, мы просто засоряем кладовую в нашей голове.
Признаки
Основным и самым страшным признаком клипового мышления является расширение виртуального круга общения. Человеку уже не нужно идти в гости к приятелю или на вечеринку одноклассников, чтобы пообщаться «вживую». У него десятки, а то и сотни собеседников в соцсетях.
Опасность такого образа жизни состоит в том, что настоящих друзей у людей не остаётся. И когда появляется необходимость поплакаться в жилетку или, наоборот, поделиться радостью на просторах интернета, мы получаем всё то же «ок». Неправильная английская аббревиатура остаётся с нами и в горе, и радости, но не может заменить настоящего душевного общения.
В результате, не получая должного сочувствия или соучастия, человек впадает в депрессию. Это нередко приводит и к суицидам. Известны случаи, когда «зависшие» в соцсетях пользователи, не найдя понимания или попросту не дождавшись ответа со стороны своих виртуальных визави, сводили счёты с жизнью. Случается это ещё и потому, что короткие ответы или комментарии не всегда воспринимаются адекватно.
Ведь у слова «ок» множество оттенков.
Предпосылки
Развитию клипового мышления способствуют несколько факторов. Как ни странно, но одной из главных его предпосылок в нашей стране стало развитие демократии и свободы слова. Информационный поток, льющийся на нас со всех «утюгов», иногда напоминает прорвавшуюся трубу большого диаметра. И изначально кажется, что нет ничего плохого в том, что граждане хотят и могут получать больше разнообразной информации.
Но в результате этот скоростной поток буквально сбивает нас с ног. Мы не в силах остановить его. Однако плыть против этого течения хоть и сложно, но возможно. Но для начала нужно разглядеть все «дыры», которые могут впустить в нашу жизнь этот безудержный поток.
Видеоклипы
Нередко слова, музыка и видеоизображение, объединённые в один музыкальный ролик, мало соответствуют друг другу. Особенно ярко это было выражено в девяностых. Когда с экранов на нас начали обрушиваться короткие истории, снятые под девизом «всё лучшее сразу».
Их содержание было похоже на набор слов и картинок, которые были лишены всякого смысла, но прочно заседали в голове каждого зрителя.
Рекламные ролики
Получившие широкое распространение вместе с теми же клипами в конце прошлого века, ролики прочно обосновались в нашем мире. Некоторые до сих прочно укоренились на подкорке нашего сознания. Яркие, нередко шокирующие кадры менялись на экране, но оставались в нашей голове. Закончите фразу – «Евросеть, Евросеть, цены просто…» или «Нам пора и вам пора с вентилятором заводом…»
Большинство населения нашей страны без труда справится с этим заданием.
А всё потому, что эти рекламные слоганы вошли в нашу жизнь, как цитаты классиков и даже круче того, и положили основу массовому клиповому мышлению.
Новостные телепередачи
С приходом в нашу страну ветра перемен, который запустил первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв, информационные ленты запестрели самыми разнообразными сообщениями. Если раньше из новостного выпуска граждане нашей страны могли узнать, сколько молока надоила доярка из совхоза «Прогресс», какой станок выпустили на заводе-гиганте «Красный Октябрь», что сказал генсек на очередном пленуме ЦК, то теперь все ограничения были сняты.
Средства массовой информации были вынуждены перестроить свою работу. В десять минут новостей они должны были уместить и сюжет о том, как провела медовый месяц принцесса Диана, и куда отправился Михаил Горбачёв с супругой, и во что наша первая леди Раиса Максимовна была одета, и то, как живут дети в Африке, и многое другое.
В результате рассказ о том или ином событии умещался в небольшой телесюжет, но обязательно с яркими картинками. Мы не запоминали, о чём разговаривали главы государств, но их костюмы оставались в нашей памяти, как предметы собственного гардероба. К такой массовой информационной телеатаке присоединились и дружественные им печатные издания. Со страниц газет и журналов исчезли длинные аналитические материалы. Они стали больше походить на комиксы. Яркая картинка – запоминающаяся подпись. Громкие заголовки стали главной задачей журналистов. Помните это знаменитое «пипл хавает»?
Почта, телефон, интернет
Современные средства связи избавили нас от необходимости каждый вечер включать телевизор, чтобы узнать последние новости. Прежде чем набрать нужный номер, мы прочитываем последние сообщения информационных агентств. Прежде чем начать составлять отчёт на компьютере или прочитать в посте предложения от партнёров, мы знакомимся с новыми сообщениями на новостных порталах и в соцсетях. Все события описываются там коротко и, казалось бы, ясно. Но это — не что иное, как клиповое мышление, свойственное и авторам этих заметок, и потребителям их информации.
Редко кому приходит в голову разобраться, почему так произошло — нам достаточно того, что мы узнали о самом событии. Анализировать происходящее мало кто стремится. Особенно сложно делать это детям и подросткам. Они, в силу возраста, не могут отделить зёрна от плевел. Они пытаются уловить всё и сразу. В результате дети знают всё и одновременно — ничего.
Мы не успеваем адекватно реагировать на информацию. Причём не только на ту, что получаем из «официальных» источников. Посмотрите свою смс-переписку или в мессенджерах и соцсетях. Вместо «спасибо» повелось «СПС», вместо «дня рождения» – «ДР», всеми любимый Новый год стал неким «НГ». Откройте интернет-страничку своего ребёнка. Скорее всего, часть написанного там вы вообще не поймёте. Наши дети общаются на непонятном нам языке.
Это больше напоминает шпионские шифры, чем рассказ на тему, как я провёл лето.
Плюсы и минусы
Несмотря на то что в психологии клиповое мышление чаще оценивается как негативное явление, есть в нём и свои плюсы.
Человек с таким типом мышления может быстро и чётко как получить, так и озвучить необходимую информацию. Он не будет вдаваться в подробности и анализировать несколько сообщений. Это даёт возможность сократить время. Многочасовое штудирование литературы в читальном зале библиотеки осталось в прошлом.
Клиповомыслящий обладает хорошей скоростью реакции. Ему не составляет труда вести переписку сразу с несколькими адресатами. Он мгновенно переключается с одной темы на другую. Ему достаточно нескольких секунд, чтобы определить, что больше всего требует его внимания, а на что не следует его обращать в данный момент.
Способность мыслить «клипами» даёт преимущества при решении нескольких задач одновременно. Современный ребёнок в процессе выполнения домашнего задания ещё успевает вести переписку с друзьями, выбрать подходящее ему музыкальное сопровождение, ему не нужно рыться в учебниках, чтобы вспомнить то или иное правило. Он мгновенного найдёт его в интернете или попросит помощи у одноклассников в их группе ВКонтакте. Параллельно он закажет пиццу, товар со скидкой в интернет-магазине. И конечно, всё это не помешает выпить чашечку кофе.
Голова, работающая посредством клипового мышления, не болит. Дети не просят выключить телевизор. Они не устают от информации, наоборот, ребёнок может одновременно смотреть любимую передачу, листать новостную ленту и пересмотреть сообщения от друзей. Он забирает из информационного потока лишь нужную ему часть, а потому не переутомляется.
Клиповое мышление позволяет усваивать большее количество информации за меньшее время. Именно клиповое мышление создало голосовых помощников типа Сири или Алиса. Вместо того, чтобы искать нужный сайт, можно просто сделать короткий запрос и тут же получить желаемое. Не нужно перечитывать длинный научный трактат — достаточно посмотреть пятиминутный видеоматериал. Рекламный ролик одного из магазинов бытовой техники с Михаилом Галустяном куда ярче описывает способность большинства веществ расширяться при нагревании, чем любой учебник. Чтобы дочка усвоила материал, он показывает ей, как арбуз лопается в работающей микроволновке. Это один из ярчайших примеров клипового мышления.
Всё вышеперечисленное может пригодиться в решении различных проблем, поможет сделать выполнение разных задач проще. Но есть и минусы, которые, пожалуй, слишком упрощают жизнь и ведут к неспособности действовать логично.
Клиповое мышление – враг классического образования. Длинные тексты без иллюстраций наводят ужас на большинство современных школьников. Один вид «Войны и мира» вызывает у них панику. Они привыкли получать информацию быстро и в сжатой форме.
Отсюда вытекает другая проблема – неспособность анализировать. Клиповое мышление отвечает лишь на вопросы, находящиеся в плоскости «здесь и сейчас». Ни предпосылки, ни дальнейшие последствия не входят в область интересов такого образа мышления.
Если ещё 10–20 лет назад перемены в школах нужны были для физической разгрузки ученика, то теперь перерывы необходимы для того, чтобы справиться с психологической усталостью. Современным детям сложно долго быть сконцентрированными на одной теме. Им нужны постоянные «перезагрузки» и «архивация полученных данных».
Быстрое достижение цели посредством соцсетей ведёт к тому, что у человека не развивается память. Не нужно зубрить закон Ома — он в любой момент «вытащит» информацию из интернета. Ему сложно общаться и ясно излагать свои мысли в реальной жизни, потому что у него всё «ок» в жизни виртуальной.
Клиповое мышление отнимает у человека индивидуальность. Что такое «хорошо», а что такое «плохо» он узнает из постов звёзд на их страницах. Рекламные ролики для него становятся руководством к действию. Он медленно становится таким, как все. У него нет собственного мнения — его заменяют навязанные стереотипы из ярких клипов с элементами красивой жизни.
Сострадание не свойственно человеку с клиповым мышлением. Равнодушие – вот его отличительная черта. Он просто не успевает реагировать на происходящее. Ему надо слишком многое знать, и времени переживать по тому или иному поводу у него просто не остаётся. В результате, увидев лежащего на остановке, он пройдёт мимо, решив для себя, что тот попросту пьян. То, что, возможно, ему стало плохо и необходимо вызвать скорую помощь, даже не успеет прийти ему в голову. А это уже по-настоящему страшно.
Поэтому от засилия клипового мышления в голове необходимо избавляться.
Способы избавления
Избавиться от клипового мышления вовсе в современном мире вряд ли получится. Да и бороться с ним вплоть до полного уничтожения вражины не имеет смысла. А вот направить его в нужное русло под силу каждому педагогу, маме, папе, бабушке и дедушке. И тут надо действовать сообща, придерживаясь следующих правил.
Время нахождения ребёнка в интернете должно быть строго лимитировано. Попробуйте заинтересовать его другими занятиями. Драмкружок, кружок по фото – приветствуется всё. Но лучше — активность, спорт, интеллектуальные увлечения.
Строго следите за тем, какими именно ресурсами пользуется ребёнок в интернете. Сейчас многие компании предлагают такую услугу, как запрет или ограничение доступа к сайтам на устройствах несовершеннолетних. Оградите детей от криминальных новостей. Следите за тем, какие запросы он делает в интернете. Родительский контроль поможет оградить от нежелательных последствий.
Вместо компьютерных игр типа «стрелялки» и «догонялки», установите на телефон, компьютер и планшет развивающие игры, направленные на улучшение памяти и логики. Но не делайте резких движений. Это вызовет у ребёнка протест. Устройте соревнования, в качестве приза которых станут привычные интернет-развлечения. К примеру, введите за правило сначала справиться с заданием из «умного» приложения, а только потом переходить к увеселительным мероприятиям. Делу – время, а потехе — час. Это старинное правило вполне подойдёт при работе в современных высокотехнологичных условиях.
Как избежать?
Прежде всего окружите малыша заботой, вниманием и «правильными» развлечениями с самого рождения. Ваш дом должен быть наполнен книгами – не электронными, а бумажными. Больше читайте ребёнку вслух. Сами ограничьте своё времяпрепровождение с гаджетами. Покажите преимущество «живого» общения с литературой. После прочтения того или иного произведения обсудите, что запомнилось, что понравилось, а что нет. Разговаривайте со своим чадом как можно больше.
Прививайте ему привычку выражать свои мысли вслух. Научите его отстаивать свою точку зрения. Устраивайте семейные обсуждения увиденного фильма или поведения девочки из детского сада. Не нужно поощрять неправильное произношение слов всеобщим радостным смехом. Исправляйте ошибки в речи.
Учите выражаться красноречиво. Чаще бывайте на природе. Показывайте ребёнку, чем питаются кролики, в зоопарке или в деревне у бабушки, а не на экране планшета. Отправляясь в отпуск, «забудьте» подключить интернет. Чаще бывайте в музеях и театрах. Ребёнок должен полюбить живое общение. И тогда на вопрос, как дела, он ответит «Всё отлично», а не просто «Ок».
Удивительные факты о клиповом мышлении вы можете узнать ниже.
Клиповое мышление: противоядие
Не дай превратить себя в зомби!
Что такое клиповое мышление
Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео.
Большинство современных фильмов и мультиков представляют собой набор слабосвязанных кадров. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.
Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношению к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.
Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянуться проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.
В чём опасность клипового мышления
- Сложно концентрироваться. Обладатели клипового мышления могут часами делать простую домашку, потому что всё время отвлекаются.
- Неспособность анализировать. С трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и выводы.
- Низкая успеваемость. Школьники с клиповым мышлением не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах.
- Повышенная внушаемость. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов.
- Безразличие к людям. Клиповое мышление сиюминутно — его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то. Они могут забыть о трагедии через пять минут, потому что в интернете уже разгорелся новый хайп.
Как бороться с клиповым мышлением
Если ты читаешь статью и понимаешь, что это не про тебя, поздравляем — клиповое мышление тебя не коснулось! Пока что…
Если испытываешь трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, скорее меняй привычки. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления.
Способ 1. Читай художественную литературу и смотри старые фильмы
Не комиксы, не посты в социальных сетях и даже не научпоп. Важно читать Пушкина, Толстого, Диккенса, Вольтера и других классиков отечественной и мировой литературы.
По началу длинные художественные тексты будут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяй вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время.
То же самое со старинными фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно ты поймёшь, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.
Если у тебя есть любимые старые фильмы, поделись названиями в комментариях. И про книги не забудь!
Способ 2. Пиши изложения и сочинения
Изложения научат тебя запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.
Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйся показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).
Если академические тексты не вызывают энтузиазма, веди дневник.
Способ 3. Сомневайся и дискутируй!
Не позволяй себе мыслить однобоко. Всегда анализируй позицию оппонента и спрашивай себя «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил тебе двойку. Обидеться проще всего, а ты попробуй усомниться в своей правоте и честно сказать, какую бы оценку себе поставил, если бы был педагогом.
Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Например, ты считаешь Моцарта гениальным композитором, а твой друг смеётся над этим, потому что Вольфганг Амадей умер в нищите. Обсудите это!
Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу, согласию то есть.
Способ 4. Устраивай цифровые каникулы
Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.
Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивай себе выходные созидания. Гуляй, рисуй, встречайся с друзьями — делай, что душе угодно. Но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть.
Чем меньше информации ты получишь, тем больше твой мозг отдохнёт.
Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей
Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир» даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат, не задумываются, что при решении задачи не может получиться 2,5 человека, а из 8 км невозможно вычесть 3 часа. При выполнении домашних заданий стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками.
В чем проблемы?
Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).
Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования, считает, что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.
Специалисты считают, что клиповое мышление имеет и плюсы, и минусы. Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.
Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Люди с клиповым мышлением больше податливы к манипуляции и влиянию.
Проблема учителя, по мнению Леонида Ястребова, в том, что в школах клиповомыслящих детей учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры и обученные учить именно по этим методикам.
Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют последовательное и текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.
Кто виноват?
Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются. Оно формируется в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, не связанных между собой телевизионных новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.
Для термина «клиповое мышление» пока нет чётко сформулированного определения. Точно известно только, что обладатель клипового мышления воспринимает мир как видеоклип — не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации.
Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.
Что делать?
Конечно, проще всего поступить по аналогии с советом Фамусова из знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
«Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь».
То-есть запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д., что, конечно, не разумно.
Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский, считает Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам MAXIMUM, и советует практикам от образования принимать его существование как факт, учитывать в работе эту особенность современных учеников.
Леонид Ястребов также считает, что бороться с клиповым мышлением бессмысленно и рекомендует учить детей «говорить на двух языках».
Специалистами предлагаются различные методики, в частности, такие.
Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.
Практиковать метод дискуссий, так как участие в дискуссии учит их участников мыслить, отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.
Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.
На специальных тренингах обучать школьников сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.
Чтение классической художественной литературы — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д., способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Работа педагога в тесной связи с родителями также будет способствовать параллельному развитию обоих видов мышления. Для этого родителям следует не запрещать детям вообще пользоваться гаджетами и соцсетями, а постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. Это могут быть путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Больше общаться со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную.
Чтобы ребенок в общении не ограничивался только социальными сетями и чатами, записать, например, его в какой-нибудь кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения.
Побуждать ребенка как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение устно и письменно. При выполнении домашних заданий, например, при решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход ее решения.
Чтобы ребенок увлекся книгой, заинтриговать его рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.
Таким образом, по мнению специалистов, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно.
Особенности работы с учащимися с клиповым мышлением
статья
Особенности работы с учащимися с клиповым мышлением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы на уроках с учащимися с клиповым мышлением
В переводе с английского «сlip» это отрывок из фильма, вырезка из газеты, фрагмент текста. Обычно его связывают с музыкой и рекламой. По принципу создания музыкального клипа функционирует и клиповое мышление, то есть человек воспринимает мир не целостно, а мозаично, в виде практически не связанных между собой впечатлений, картин, фактов, событий.
Термин «клиповое мышление» уже прижился и стал привычным, однако правильнее было бы говорить «клиповое восприятие», «мировоззрение» или «сознание». Поскольку мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. Мышление заключает в себе образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Продукт мышления – мысль (понятие, идея).
А эти умственные процессы, лежащие в основе познания, клиповому мышлению не свойственны. Оно прямо противоположно понятийному мышлению, описанному Л.С. Выготским, которое позволяет человеку находить и выделять существенные признаки предметов, легко углубляться в информацию и осуществлять ее анализ.
Клиповое мышление сводится просто к реакции на быстро меняющиеся условия. В «Словаре практического психолога» С.Ю. Головина можно найти информацию о том, что для клипового мышления характерно отсутствие «контекста». Человек не опирается на собранную ранее информацию и не анализирует ее, выстраивая связи между явлениями. У человека с клиповым мышлением возникают трудности с пониманием общей картины, и в результате он воспринимает лишь обрывочную информацию, которую не способен сопоставить с другой.
Клиповое мышление имеет свои особенности, и среди них есть как минусы, так и плюсы. К минусам клипового мышления школьников относят расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрату мыслительной функции, а так же желания познавать и способности творить. Кроме того в этом списке: снижение способности к эмпатии, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. А так же преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления.
К немногочисленным плюсам клипового восприятия специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под изменяющиеся условия. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у подростков увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется. Кроме того, клиповое мышление в условиях современного общества – это защитный механизм, позволяющий отфильтровывать необходимое из того потока информации, что обрушивается на нас каждый день.
Но от стиля мышления во многом зависит успешность во взрослой жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Возникает опасение, что носители клипового мышления будут вытеснены на положение аутсайдеров.
Задачей современного педагога является, разумеется, не борьба с клиповым мышлением учеников, поскольку это бесполезно, а умение использовать его для учебного процесса. Должен измениться стиль обучения — от традиционного, монологического, авторитарного — к обучению в деятельности, адекватной особенностям мышления современных школьников.
Современным школьникам необходимо, прежде всего:
– развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними);
– развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации);
– развитие умения критически мыслить;
– развитие творческого потенциала.
Наиболее доступный метод — это чтение художественной литературы, при котором ученикам приходится самостоятельно создавать образы героев и происходящих событий. А закрепление прочитанного — обсуждение, конспектирование и т. п. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями.
При контроле знаний имеет смысл отказаться от такой формы как тест. Применение тестов заставляет улавливать лишь фрагменты того или иного явления, без выяснения его причин, закономерностей, без построения логических схем. Следует использовать задания, предполагающие развёрнутый ответ, выражение своих мыслей, анализ источников.
Носители клипового мышления не воспринимают однородную (по содержанию) и одностильную (по способу предъявления) информацию. Максимально эффективно усваивается информация, которая:
– сочетается с текущей ситуацией, с уже изученным материалом;
– проводится через разные каналы восприятия;
– может быть использована при решении практических задач;
– транслируется другому человеку.
Они требуют краткости, образности, фрагментарности информации. Этим требованиям в полной мере удовлетворяют интеллектуальные карты (ментальные карты, карты мышления). Кроме того, составление интеллект-карт стимулирует творчество и улучшает запоминание (благодаря тому, что задействованы оба полушария).
Учащиеся с клиповым мышлением требуют частой смены источников информации и видов деятельности. Этому может способствовать технология проблемного обучения, при которой ученик должен не только сформулировать проблему, но и решить её пошагово, в удобном для него темпе и опираясь на разнообразный материал, полученный из нескольких источников.
Научиться выражать свои мысли и взаимодействовать с людьми научат такие активные методы обучения, как дискуссия, мозговой штурм, дебаты, круглый стол.
Принимая во внимание такую характерную особенность клипового мышления школьников как фрагментарность, необходимо разбивать материал на небольшие по объёму блоки, упрощая его. Простой, но эффективный способ – закрашивание (подчёркивание, выделение) информации в изучаемом тексте. Так же можно составлять план или кластер, сокращая текст до основных его частей или понятий.
Образность мышления «клиповиков» требует использования презентаций, видеофрагментов, работы с иллюстрациями, а так же создания схем.
Еще одной характерной чертой клипового мышления является многоканальность восприятия окружающего мира, готовность к обработке разнообразной информации. А значит, необходима частая смена источников информации например характеристика понятия на основе различных источников информации; изучение материала с позиций разных наук.
Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, можно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения (метод парадоксов). Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.
Необходимо научить школьников конспектировать изучаемый материал, для выработки усидчивости, переключения с одного вида деятельности на другой и выделения главного.
Имеет смысл многократно повторять изучаемый материал, дополняя и расширяя его для создания ощущения новизны.
Бороться с клиповым мышлением – это значит приспосабливать учащихся не к реальной жизни, а к существующей на данный момент системе образования. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека, а задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно, т.е. при необходимости переключаться с клипового мышления на понятийное и обратно.
Феномен клипового мышления: плюсы и минусы, причины появления, признаки и другие важные нюансы
Ежедневно в интернете появляется 2 млн. публикаций. Этот поток продолжает расти.
Мышление человека приспосабливается быстро выбирать из разнообразия сведений легкие для понимания: вместо сложных текстов – краткие пересказы, вместо серьёзного фильма – смешной ролик.
Человек не углубляется в тему и не анализирует информацию. Так развивается клиповое мышление.
Что это такое?
Клиповое мышление – это значит, что у человека есть потребность видеть мир через ряды коротких ярких образов – клипов:
- истории и фото в Instagram;
- короткие ролики;
- современные фильмы и сериалы.
История понятия
Понятие «клиповое мышление» появилось в ХХ веке. Впервые о нём заговорил американский философ и социолог Э.Тоффлер в книге «Третья волна».
Чем отличается от понятийного типа осмысления?
Главная особенность клипового мышления – способность быстро переключаться между фрагментами сведений. Поэтому человек лучше воспринимает образную информацию, чем текстовую. Понятийное мышление – словесно-логическое, медленное и вдумчивое. Оно способно воспринимать и анализировать большие объемы текстовой информации, долго концентрироваться на задаче, отслеживать логические связи.
Плюсы и минусы
Клиповое мышление обладает как отрицательными, так и положительными чертами.
Минусы:
- Человек становится податливым к манипуляции. Короткая эмоциональная реклама затуманивает разум, и вы уже несете ненужный товар на кассу.
- Поверхностные знания и языковой минимализм – проблема современных школьников. Дети не могут построить предложение, сформулировать мысли, выделить главное, пересказать текст. Школьники и студенты ищут информацию в Википедии и не проверяют сведения из сети на достоверность.
- Долгое концентрирование на одной теме. Легче прочитать и забыть несколько коротких постов, чем погрузиться в художественное произведение. Ведь последнее требует терпения, времени и напряженной работы мысли.
Плюсы:
- Быстрая реакция. Клиповое мышление учит быстро реагировать на новости, сообщения, картинки. Это полезно в экстренной ситуации, когда нужно немедленно принять решение.
- Не нужно хранить в голове много информации. Ведь можно «погуглить» и получить ответ.
- Навык делать несколько дел одновременно. Многозадачность востребована в современной жизни. Человек печатает ответ на письмо, листает новостную ленту и параллельно слушает музыку.
Этот плюс может превратиться в минус, так как наш мозг способен концентрироваться только на одной задаче. В итоге многозадачность обернется подавленным состоянием, рассеянностью, дефицитом внимания.
Основные причины появления
- Клиповое мышление – результат цифровой эволюции, развития интернета и СМИ. Люди стремятся быть в курсе событий, поэтому за едой, в очереди, в общественном транспорте обновляют новостную ленту.
- Разнообразие доступной информации – новостные сюжеты, рекламные ролики, посты в социальных сетях, мемы, фильмы, сериалы, компьютерные игры, влоги.
- Растет темп жизни и скорость поступающих сведений. Человеку становится трудно выбирать важное и отсекать ненужное.
- Многозадачность. Об этом явлении читайте выше.
Как развивается у малышей и школьников?
Дома, на переменах и даже на уроках школьники смотрят в экраны гаджетов: играют в игры, сидят в социальных сетях. Родители сами развивают клиповое мышление у детей – приобщают их к интернету, включают современные мультики. А дальше ребенок самостоятельно путешествует по сети.
От чего зависит, какой тип будет развиваться?
На тип мышления ребенка влияют:
- Темперамент. Флегматики с интересом погружаются в большие объемы информации, а холерики – непоседы, они спешат получить больше сведений за меньшее время.
- Окружающая среда. Если родители прививали ребенку любовь к чтению, исследованию окружающего мира, то у него будет последовательный тип мышления. Если же ребенок провел детство за экраном смартфона, то он станет носителем клипового мышления.
Признаки
Симптомы клипового мышления:
- можете работать только с небольшим количеством информации;
- не можете сконцентрироваться и постоянно спешите;
- практикуете многозадачность;
- восприимчивы к внушению;
- зависимы от новой информации;
- обладаете поверхностными знаниями из разных областей;
- не эмоциональны.
Опасность
Опасность влияния клипового мышления на психологию человека вытекает из минусов этого феномена.
Отсутствие концентрации и навыка анализировать информацию, поверхностные знания, поглощение новостей ведут к деградации. Человек не сможет качественно выполнить свою работу.
Например, в бизнесе важно уметь анализировать и делать выводы. Во время переговоров нужно внимательно следить за ходом работы и активно участвовать в обсуждении.
Вызывает ли деградацию у современных детей?
Дети не читают книги, не хотят учить стихи и писать сочинения, не могут отделить главное от второстепенного. Предпочитают бездумно убивать время в социальных сетях или за сериалами. Учителям сложно заинтересовать школьников. Приходится использовать клиповые средства. Примеры:
Как избавиться от его минусов?
Чтобы избавиться от минусов клипового мышления нужно:
- Читать и анализировать классическую литературу. Она развивает память и внимание, учит сопереживать.
- Отдыхать от информации. На один день откажитесь от новостей и телевизора.
Клиповое мышление – не болезнь, а лишь вынужденное явление в эпоху информационных технологий. Бороться с ним бессмысленно. Стоит взять максимум пользы от его плюсов и постараться свести к минимуму минусы.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео о том, что такое клиповое мышление и как оно воздействует на сознание человека:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.