Популярные экскурсии:
Экскурсия в Иерусалим-Вифлеем
По монастырям иудейских гор
По Иерусалиму времён 1-2 Храмов
Иерусалим — сердце трёх религий
На вертолёте над Израилем
Иерусалим – город контрастов
Русский Православный Иерусалим
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня, также известный как Храм Воскресенья Христова – священное место для каждого христианина, где каждый год перед Пасхой сходит Благодатный Огонь. По Священному писанию сооружение возвели в месте, где был похоронен, а затем воскрес Иисус Христос. Сегодня храмовый комплекс стал главной достопримечательностью Израиля, куда ежегодно съезжаются миллионы туристов и паломников, желающих оценить красоту и величие святыни.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Святыни и символы храма
Между христианскими конфессиями регулярно происходили конфронтации за право проводить службы и реконструкцию храма, которые разрешились лишь в 1757 году. Символом окончания конфликтов стала Недвижимая лестница, которую можно увидеть на фасаде перед входом. Прислоненная к одному из окон, она свидетельствует о соблюдении договоренностей между христианскими конфессиями. Каждая из церквей получила право проводить богослужения в отведенные часы, а реконструкция храма производится только с общего согласия.
Одним из священных мест Храма Воскресенья Христова стала Голгофа – скала, на которой был распят Иисус Христос. Ее часть, расположенная внутри здания, окружена приделами, где проводятся службы. Под сводами зала также расположен православный престол и серебряный круг, установленный на месте Креста Господня.
Перед Голгофой лежит еще одна христианская святыня – Камень миропомазания. Священное Предание говорит, что на него уложили тело Христа после того, как его сняли с креста, после чего Иосиф Аримафейский помазал тело миром перед погребением. Камень укрыт мраморной плитой, которая защищает святыню от повреждений, а над ним висит 8 лампад (по одной на каждую конфессию) с благодатным огнем, горящим уже несколько веков. При посещении паломники прикасаются к камню иконами, освящая их миром, которое источает камень. Композицию святыни украшают фрески посвященные Иосифу Аримафескому и Богородице, а на центральном панно изображено Распятие Христа.
Гроб Господень – основной алтарь Храма Воскресенья Христова и главная святыня Христианства. Он лежит в Кувуклии, расположенной посреди храмовой ротонды. Внутренняя часть часовни отделана бело-розовым мрамором, а Гроб Господень высечен из цельной скалы. Он укрыт треснувшей плитой из белого мрамора, которая защищает святыню с 1555 года.
Часовня размеров 6 на 8 метров имеет богатое убранство и украшена как изнутри, так и снаружи. Над главной святыней висят 43 серебряные лампады, а на надгробии, над местом, где лежала голова Христа, установлена ваза для свечей паломников. Стену украшает православная икона и католический барельеф.
Восточную часть Кувуклии занимает Придел Ангела. Его воздвигли на месте, куда упал камень священного гроба. Помещение украшают барельефы с образами ангелов, высеченные на мраморе, а в западной части располагается проход к святыне, который выполнен в виде низкой мраморной арки.
Снаружи, к западной части часовни пристроен Коптский Придел. Небольшой алтарь укрыт навесом и украшен вазами и подсвечниками, а на стене Кувуклии изображен образ Богоматери.
Православные, армянские и католические священники проводят литургию в часовне 3 раза в день. Раз в год, в канун Пасхи, в ротонде Храма Воскресенья Христова проводится особая церемония и из Кувуклии выносят Благодатный огонь, который впоследствии отправляют во все страны христианского мира.
Структура комплекса
На площади перед комплексом располагается несколько часовен, принадлежащих различным христианским конфессиям. Крупнейшая из них построена в честь Божьей Матери. Она находится в распоряжении католической церкви, а узнать постройку можно по синим куполам. Вслед за ней расположился ораторий, посвященный Марии Египетской, и монастырь, в котором проводит служения Греческая православная церковь. Еще две часовни принадлежат армянской и эфиопской церквям.
Внутри Храма Гроба Господня, у самого входа, лежит Камень миропомазания. Справа от камня расположена лестница, ведущая к Голгофе. Под большим куполом храма установлена ротонда, а напротив, под меньшим куполом – Кафоликон. Храм делят 6 христианских конфессий, у каждой из которых имеются свои приделы.
История храма
Изначально место погребения Христа находилось за пределами древнего Иерусалима, а на его месте 200 лет простоял римский Храм Венеры. Первый христианский Храм Вознесения построили над Гробом Господнем в 335 год. Он простоял невредимым почти 7 веков, пока в 1009 году церковь не разрушил местный халиф, исповедовавший мусульманство.
В текущем виде храм отстроили в середине XII века, когда крестоносцам удалось отбить священный город у мусульман. С тех пор храм был поврежден землетрясением и пожаром, после которых проводились восстановительные работы.
Архитектура и устройство храма
От первоначального храма до наших дней дошла лишь часть ротонды, которую крестоносцы сохранили в ходе реконструкции. Ее увесистые мраморные опоры до сих пор стоят вокруг Гроба Господня и удерживают купол. Остальная часть комплекса выполнена из массивных каменных блоков в классическом романском стиле.
Фасады имеют простую форму, а купола выполнены в виде полусфер. Портал и окна украшены небольшими арками, которые поддерживают гладкие, круглые колонны. Завершается архитектурный ансамбль карнизами и вершинами колонн, ордеры которых выполнены в раннем готическом стиле.
Посещение храма
Комплекс открыт для посещения с 5:00 до 20:00. К Гробу Господню можно пройти в это же время, за исключением часов, когда проводится служба. Паломникам рекомендуется посещать храм в дни, на которые не приходятся христианские праздники, так как в это время из-за большого количества посетителей собирается большая очередь к святыням.
Иерусалим. Христианский квартал: по станциям Крестного хода к Храму Гроба Господня
Христианский квартал (Christian Quarter). Продолжаем нашу прогулку по Старому городу Иерусалима, и переносимся в еще один из его кварталов – Христианский. Чтобы сюда попасть, нужно войти через крепостные ворота – Дамасские (Damascus Gate), Новые (New Gate) или Яффские (Jaffa Gate), или пройти через один из соседних кварталов (Мусульманский и Армянский). Все сооружения здесь в основном носят религиозный характер – это школы, церкви, монастыри и гостиницы для паломников. В их списке числится несколько десятков святынь, центром которых является Храм Гроба Господня, о котором я расскажу чуть позже.
Карта Христианского квартала (нажми для увеличения)
Основные достопримечательности на карте:
- Храм Гроба Господня
- Музей Стен Иерусалима
- Муристан (Muristan) — комплекс улиц
- Лютеранская Церковь Спасителя (Church of the Redeemer)
- Баптистская церковь Св.Иоанна Крестителя (Church of St.John)
Крестный ход (Via Crucis). Если вы помните, предыдущую статью мы закончили улицей Виа Долороза (Via Dolorosa) в Мусульманском квартале, с которой верующие начинают свой путь по станциям Крестного хода. Почти каждый день в Старом городе собираются такие группы. При желании, это можно сделать самостоятельно, пользуясь картой. Станций (стояний) всего 14, причем в Библии упоминаются не все. 7 из них находится на Виа Долороза, а остальные – в Христианском квартале и Храме Гроба Господня. Некоторые станции отмечены римскими цифрами, поэтому мимо вы не пройдете.
Сама я Крестный ход целенаправленно не проходила, но встречала точки его стояний по пути. Оставляю вам краткие данные о них. Информация взята с Википедии, но трижды перепроверена с помощью буклета, который мне выдали на информационной стойке в Иерусалиме.
Начнем движение от Львиных ворот, откуда Иисуса повели на казнь. Идем вперед по улице Lion’s Gate Street, которая далее переходит в Виа Долороза.
I станция — Иисус приговорен к казни Понтием Пилатом
Раньше здесь находился преториум – место, где судили обвиняемых. Сейчас на его месте построена мусульманская школа Эль Омария. Рядом — Церковь Осуждения (Church of the Blate).
II станция – Иисус подвергается бичеванию и принимает крест
Церковь Бичевания (Chapel of the Flagellation), расположенная рядом.
Далее Виа Долороза заворачивает налево, появляются рыночные лотки и кафешки.
III станция – Иисус падает в первый раз
Армянская католическая часовня, над входом расположен рельеф с изображением падающего Христа.
IV станция – Иисус встречает свою Мать
Рядом — армянская католическая церковь Богоматери Великомученицы (церковь Скорбящей Богоматери). Над входом – рельеф с изображением Иисуса и Богоматери.
V станция – Симон Кириниянин помогает Иисусу Христу нести крест
Францисканская часовня, не доходя до пересечения Виа Долороза и ул.El Wad. Место отмечено римской цифрой V на стене (см. фото выше).
VI станция – Святая Вероника вытирает лицо Иисуса
Часовня Святой Вероники (Chapel of St.Veronica)
VII станция – Иисус падает во второй раз
Пересечение Виа Долороза и рыночной улицы Suk Khan El-Zeit, где находится маленькая католическая часовня. Место отмечено римской цифрой VII на стене (см. фото выше).
VIII станция – Иисус утешает плачущих женщин
Идем вперед по рыночной улице, где она сужается. Место отмечено римской цифрой VIII и камнем в стене с изображением креста и надписи NIKA.
IX станция – Иисус падает в третий раз
Рядом с коптским патриархатом и церковью Святой Елены (St.Helen Coptic Church). Место отмечено римской цифрой IX на стене, под которой стоит деревянный крест.
Остальные станции находятся внутри Храма Гроба Господня:
X станция – Иисуса лишают одежды
Часовня Разоблачения (один из приделов храма с маленьким голубым куполом, справа от входа).
XI станция – Иисуса прибивают к кресту
Заходим в храм, поворачиваем направо и поднимаемся наверх. Видим алтарь с изображением Иисуса на кресте.
XII станция – Последний вздох Иисуса на кресте
Место отмечено серебряным кругом на полу под алтарем.
XIII станция – Иисуса Христа снимают с креста
Алтарь с изображением Скорбящей Девы. Тело Иисуса было положено на Камень Миропомазания, который находится прямо при входе в храм.
XIV станция – Положение во гроб
Гроб Господень находится в другой части храма – в кувуклии. Слева от главного входа.
Храм Гроба Господня. Пройдя по пути Крестного хода, мы с вами оказались в храме, о котором я бы хотела рассказать подробнее. Он был основан в 325 г. Еленой Равноапостольной (Елена Константинопольская, Святая Елена), которая была известна как распространитель христианства. В ее честь в Христианском квартале была названа улица.
Так выглядит вход в Храм.
!!Факт: Согласно Священному Писанию, Храм стоит на месте, где когда-то был распят, погребен, и воскрес Иисус Христос. Его делят 6 конфессий христианской церкви, а службы в нем идут аж с 335 года. На его территории находится несколько приделов, монастырей и других пристроек, которые вместе образуют единый комплекс.
Заходим внутрь. На полу мы видим камень миропомазания, где помазали тело Иисуса после его смерти. Верующие собираются здесь, чтобы прикоснуться к камню и оставить у него свои записки.
На стене прямо за этим камнем изображены сцены подготовки Христа к погребению.
Поворачиваем налево, и оказываемся в просторном зале, над которым возвышается купол Храма.
Посередине зала стоит мраморная часовня – кувуклия, внутри которой находится Гроб Господень, в котором был похоронен Иисус. Очередь верующих на фотографии – это желающие прикоснуться к Гробу. Зайти внутрь кувуклии может любой, но фотографировать внутри часовни нельзя. Гроб Господень – это маленькое помещение, высеченное в скале.
Если смотреть на кувуклию лицом, то слева вы увидите горящую свечу, от которой верующие зажигают свои свечи. Ее пламя было зажжено от Благодатного огня, и поддерживается в течение всего года.
Именно здесь ежегодно в Великую Субботу накануне Пасхи происходит церемония Схождения Благодатного Огня, присутствовать на которой может каждый. Народу всегда собирается очень много. Патриарх греко-православной церкви молится о ниспослании огня, а патриарх армянской церкви ждет в небольшой пристройке в кувуклии – Приделе Ангела. Затем от лампады с Благодатным Огнем он зажигает связку из 33 свечей, которые символизируют количество лет жизни Христа на земле. После этого, оба патриарха выходят к верующим, передавая это пламя. Связки из свечей можно купить в Храме или на одном из рынков Старого города.
Если выйти из этого зала и вернуться назад ко входу в Храм, то справа от камня миропомазания вы увидите мраморные ступени, ведущие наверх. Поднимемся ко второй святыне Храма – Голгофе – горе, где когда-то был распят и издал свой последний вздох Иисус.
То, что осталось от этой горы, сейчас находится под стеклом.
Над ним сооружен небольшой алтарь, под которым есть маленькое отверстие, где можно присесть и дотронуться до скалы. По преданию, именно на этом месте стоял крест Иисуса. Оно отмечено серебряным кругом на полу.
На этом я заканчиваю свой рассказ о Старом городе Иерусалима, переносясь за его пределы — на Масличную (Елеонскую) гору.
Всё о Храме Гроба Господня
Подробно о Храме Гроба Господня в Иерусалиме: история, традиции, убранство, службы и достопримечательности
Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.
Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.
Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.
Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.
Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.
Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад.
Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.
Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0
Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.
В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.
22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.
Внешнее убранство
Фасад
Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.
Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0
Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.
Капелла франков
Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу.
Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0
Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.
Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.
Ключи от храма
Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.
Недвижимая лестница
О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.
«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0
Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».
Рассечённая колонна и благодатный огонь
Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.
Внутреннее устройство
Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.
Голгофа
К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.
Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0
На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.
По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.
Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0
Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.
Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0
Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).
Камень помазания
Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.
У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0
Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.
Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0
Гробница Иосифа Аримафейского
Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.
Кувуклия и Гроб Господень
Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.
Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain
До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.
Коптский придел
Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.
Обретение Креста
В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.
Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0
Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.
Пуп Земли
Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».
Пуп Земли
Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.
Управление святынями
В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.
Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.
Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.
Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0
Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Реставрационные работы
22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.
Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.
Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара. Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.
С июля 2016 года в храме работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле.
В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.
Church of the Holy Sepulchre
The most sacred place
Church of the Holy Sepulchre
The site of the Church of the Holy Sepulchre in Jerusalem is identified as the place both of the crucifixion and the tomb of Jesus of Nazareth.
The church has long been a major pilgrimage center for Christians all around the world.
According to the New Testament, Jesus was crucified at Golgotha, “the place of the skull” (Matt. 27:33–35; Mark 15:22–25; John 19:17–24). This has been identified as an area of abandoned stone quarries just outside the city wall of the time.
About 10 years after the crucifixion, a third wall was built that enclosed the area of the execution and burial within the city, and this accounts for the Holy Sepulchre’s location inside the Old City of Jerusalem today.
The Roman emperor Constantine I, a convert to Christianity, had the temple of Venus in Jerusalem demolished to make way for a church. In the course of the demolition a tomb was discovered that was thought to be the tomb of Jesus.
The first Church of the Holy Sepulchre was approached by a flight of steps from the Cardo, the main street of Jerusalem.
Then pilgrims went through a narthex; a basilica; and an open area, the “holy garden,” which had in it the rock of Golgotha, finally reaching the Holy Sepulchre itself.
The rock-cut tomb was initially open to the elements, but later it was protected by a small building.
The whole complex was richly decorated, as we know from the description by Constantine’s biographer Eusebius of Caesarea, from pictures in the Church of St. Pudenziana in Rome dating from early in the fifth century and on the Madaba mosaic map from the sixth, and from modern excavations.
In 326, Constantine’s mother, Saint Helena, made a pilgrimage to Jerusalem, where, according to legend, she discovered the relic of the cross of Jesus (the “True Cross”).
The story of the discovery of the cross was current early in the fifth century, and in the 11th century a cave deep below the ruins of the basilica came to be known as the Chapel of the Invention of the Cross.
In 614, a Persian army destroyed the church and the True Cross was taken away, but in 631 the Byzantine emperor Heraclius negotiated its return.
The Arab conquest in 638 was initially less disruptive, as Christians were treated with tolerance, but 300 years later the entrance to the basilica was converted into a mosque, and in 966 the dome was destroyed by fire during anti-Christian riots.
In 1009, the fanatical Fatimid caliph al-Hakim ordered the destruction of the church.
The Byzantine emperor Constantine IX Monomachus (1042–1055) funded its rebuilding, but on a different plan, with the entrance on the south side.
This was the church that drew pilgrims from all over Christendom in the later 11th century, and for much of that period the Muslim rulers of the city treated them well.
It was only after the capture of the city by the Seljuk Turks in 1077 that rumors began to circulate that Christian pilgrims were being ill treated and denied access to the church.
The liberation of the holy places, the foremost of which was the Holy Sepulchre, was an important motivation for the First Crusade between 1096 and 1099.
After the capture of the city by the crusaders in 1099, eyewitnesses tell how the survivors of the expedition prayed in the Church of the Holy Sepulchre, which struck them as unusual because it was open to the sky.
During the next half-century, the church of Constantine IX Monomachus was largely reconstructed.
Although the building’s footprint was preserved, the church acquired the attributes of a cathedral on the Western model. The holy garden became the basilica of the crusaders’ church, and the rock of Golgotha was given its own chapel.
The Church of the Holy Sepulchre was reconsecrated on July 15, 1149, 50 years to the day after the capture of Jerusalem by the First Crusade, but in fact work continued on the building for some years afterward. Nevertheless, the church of the crusaders is essentially the church that is to be seen today.
The crusaders’ church attracted enormous numbers of pilgrims, whose entry and circulation had to be controlled: the twin doorways can still be seen, although the elaborately carved lintels under which the pilgrims passed were removed after the earthquake of 1927 and are now in the Rockefeller Museum in Jerusalem.
The right-hand door was blocked up after the Muslim reconquest of the city in 1187. However, even during periods of Muslim occupation, pilgrims continued to be admitted to the site, and indeed Western leaders were anxious to negotiate rights of entry.
Some features of the medieval church can no longer be seen—for example, the tombs of the first rulers, Godfrey of Bouillon and Baldwin I, which were removed in the early 19th century when the Greeks were carrying out restoration work. All of the kings of Jerusalem up to 1187 (except Queen Melisende) were buried in the Calvary Chapel.
As 12th-century maps reveal, the Holy Sepulchre in Jerusalem was the spiritual focus of Christendom and its most important pilgrimage center. The church was laid out to enable pilgrims to move from chapel to chapel, their visit culminating in the Holy Sepulchre itself.
At Golgotha, to mark the completion of their pilgrimage they would leave the crosses they had carried on the journey, and a great pile of these would be burnt on Easter Eve.
On Holy Saturday, the ceremony of the Holy Fire took place. The patriarch entered the edicule, where the Easter Fire was kindled and then passed from hand to hand. This was witnessed by the chroniclers Ekkehard of Aura in 1101 and Caffaro in 1102.
Despite the mutilations of the centuries, the Holy Sepulchre remains a fascinating complex of structures and is of key importance for several phases of medieval architectural history, ‘imitations’ being built all over Europe. Today, the Church of the Holy Sepulchre is one of Jerusalem’s main landmarks and continues to draw many pilgrims and visitors.
Азия » Израиль » Храм Гроба Господня
Израиль, Иерусалим, храм XI в
Храм Гроба Господня почитается самым священным христианами всего мира. Он стоит, как полагают, на месте Голгофы, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Хаотичная история Иерусалима отразилась на архитектуре здания, которое не раз разрушалось и восстанавливалось. Странная смесь стилей, добавленных в разные эпохи, может разочаровать посетителей, представляющих более изысканно величайшую святыню мира. Но благородная история и огромное религиозное значение по-прежнему делают его важнейшим местом паломничества.
Мифы и факты
Богослужения у могилы Христа проводились христианской общиной Иерусалима с момента его воскресения и пока город не взяли римляне в 66 году. Менее столетия спустя, император Адриан построил на этом месте храм Венеры. Когда император Константин Великий принял христианство, он велел возводить христианские церкви на Святой Земле. Одной из первых была церковь Святого Гроба Господня, основанная в 326 году.
В ходе строительства, мать Константина св. Елена обнаружила три креста возле могилы – Христа и двух воров. Чтобы найти принадлежащий Христу, больного человека попросили прикоснуться к каждому из них. Больной чудесным образом исцелился от одного из крестов.
Церковь Константина была намного больше нынешней, но имела более простую архитектуру. Здание сильно пострадало в пожаре 614 года, когда персы вторглись в Иерусалим. Не успели восстановить храм, как город захватил халиф Омар. Он не стал разрушать святыню, благородно отказавшись молиться в церкви Гроба Господня со словами: «Если бы я молился в этом храме – он был бы потерян для вас, и стал мусульманским, все бы говорили: Омар молился здесь». Однако сей акт щедрости имел плачевные последствия.
В 1009 году храм Гроба Господня был почти полностью разрушен халифом Эль-Хаким, санкционировавшим массовые убийства христиан.
Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма. В XII веке крестоносцы добавили колокольню, новые часовни и монастыри. В последующие века здание еще не раз страдало от повреждений и осквернения, а попытки ремонта часто приносили больше вреда, чем пользы. Последняя реконструкция была сделана в 1959 году греческой, армянской и католической общинами.
Что посмотреть
Архитектурный комплекс Гроба Господня состоит из Голгофы с местом Распятия Христа, ротонды, собора Кафоликон, подземного храма Обретения Животворящего Креста, храма святой Елены, нескольких монастырей и ряда вспомогательных помещений и галерей.
Хранителями святыни являются шесть конфессий: греко-православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская, ревниво охраняющими свой удел. Каждой конфессии выделены свои приделы и строго регламентированы время и места поклонения общего пользования.
Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска; храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» – Армянской апостольской церкви; могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии – Коптской церкви; Голгофа и Кафоликон – Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем поочередно служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 часов утра до 9).
Во избежание конфликтов, ключи от комплекса хранятся в мусульманской семье, которая ежедневно отпирает храм и передает эту традицию от отца к сыну уже много веков.
Восточный фасад храма Гроба Господня построен крестоносцами в XII веке. Двойная аркада с фризом на обоих уровнях увенчана карнизом. У западной стены находятся греческие часовни XI века, построенные на месте баптистерия Константина. Сразу у входа установлен Камень помазания. За камнем, на внешней стене Католикона, выложена мозаика, изображающая помазание Христа.
Лестница справа от входа ведет к Голгофе, где был распят Иисус. Фрагмент скалы можно увидеть под стеклом по обе стороны алтаря, а под алтарем есть отверстие, позволяющее прикоснуться к самой скале.
Прямо под Голгофой находится часовня Адама. Отождествление с Адамом основано на древней традиции, что Христос распят над местом, где похоронен Адам. Согласно преданию, в этом месте в скале образовалась трещина во время землетрясением сразу после распятия.
Западнее от Камня помазания возвышается храм Гроба Господня. В круглом здании, известном как ротонда, сохранились несколько оригинальных столбов церкви Константина IV века. Ротонда увенчана большим куполом c 12-конечной звездой, символизирующей 12 апостолов. Диаметр купола составляет около20 м, высота -34 м. Под куполом находится могила самого Христа.
Внутри храм состоит из двух небольших комнат. В первой, греческой часовне Ангела, установлен алтарь, содержащий фрагмент камня, на котором произошло воскресение. Ступени у входа ведут на крышу купола. Низкая дверь на противоположной стороне служит входом в крошечную часовню Гроба Господня, где находится гробница самого Христа. Мраморная плита покрывает место, где лежало тело Христа до воскресения из мертвых. Ваза со свечами отмечает место, где покоилась его голова.
В Иерусалиме также находится знаменитая мусульманская святыня – Купол Скалы, откуда пророк Мухаммед вознесся на небо. Православным же в Израиле будут интересны храм Рождества Христова в Вифлееме, базилика Благовещения в Назарете и красивейшие сады Бахаи в Хайфе.
Храм Гроба Господня (Church of the Holy Sepulchre) открыт ежедневно с 5.00 до 20.00 летом и с 5.00 до 19.00 зимой.
Вход бесплатный.
Как добраться: автобусами № 3, 19, 13, 41, 30, 99 до Яффских ворот Старого города, затем пешком.
* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-05-24
Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня)
Для отслеживания истории поисков нужно зарегистрироваться или авторизоваться на сайте.
Чтобы добавлять отели в список избранных необходимо авторизоваться на сайте.
Чтобы добавлять отели в список отслеживаемых необходимо авторизоваться на сайте.
Получайте персональные предложения, экономьте время, узнавайте о горящих турах и акциях первыми.
Ваш город «Херсон»?
Кликнув «Да», вы увидите туры с вылетом из этого города, телефоны и адреса местных офисов.
Описание
историческая и культурная ценность | -.- |
степень сохранности | -.- |
транспортная доступность | -.- |
популярность среди туристов | -.- |
экскурсионное обслуживание | -.- |
туристическая инфраструктура | -.- |
всего отзывов | 0 |
всего фото | 3 |
всего просмотров | 4377 |
рекомендуют | 0 |
не рекомендуют | 0 |
Храм Гроба Господня, который официально носит название Иерусалимский храм Воскресения Христова, стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.
Храм Гроба Господня расположен в Христианском квартале Старого города Иерусалима и считается главной святыней, а с IV в. местом паломничества христиан всего мира.
Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г. При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и Капитолий со святилищами Венеры и Юпитера. Во времена императора Константина Великого и его матери св. Елены христианство стало государственной религией.
В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения, «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»). На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня. Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господнем, базилику (Мартириум), обращенную алтарем в сторону Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа. Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. За многовековую историю Иерусалима Храм неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 году после огромного пожара.
В настоящее время Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Католикон или соборный Храм, являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской православной церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм св. равноап. Елены и несколько приделов. В нескольких шагах от входа, прямо на мраморном полу, лежит камень миропомазания, место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений и галерей.
Храм служит штаб-квартирой Иерусалимской православной церкви, хотя в храмовом комплексе служат различные христианские конфессии в соответствии со сложной процедурой, остающейся неизменной в течение веков. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Из-за постоянных конфликтов христиан с мусульманами и различных христианских конфессий ключи от Храма Гроба Господня с 638 г. хранятся у арабской семьи Джуди, а право открывать Храм принадлежит другой арабской семье — Нусейба.
Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.