Гробница Мордехая и Эстер, Могила Есфири и Мардохея, Tomb of Esther and Mordechai – Хамадан

LookAtIsrael.com – Фотографии Израиля и не только.

Не только Адам имеет в “своем распоряжении” два захоронения – одно на Голгофе в Храме Гроба Господня, а второе в пещере Патриархов в Хевроне. Как оказалось, главные герои праздника Пурим царица Эстер и ее дядя Мордехай похоронены не только в Иране, но и в Израильском лесу Барам. Поиски их могилы стали для нас не менее интересными, чем поиски могилы Гарри Поттера.

Начать пожалуй стоит с истории и с того, что Эстер (Эсфирь) — наверное, самая странная героиня Библии: еврейская девочка, которая побеждает на своего рода конкурсе красоты, выходит замуж за доброго персидского царя, а в конце концов использует свое положение для спасения евреев от продуманной программы, их уничтожения.

Царь Ахашверош избрал себе в жены упомянутую Эстер, а та, по рекомендации своего кузена Мордехая, скрыла свою религиозную принадлежность. Мордехай выводит из себя самого влиятельного советника царя, Амана, отказываясь прислуживать ему. Аман оказывается еще тем гопником и считает ниже собственного достоинства мстить одному Мордехаю — он готовит планы уничтожения сразу всех евреев.

Приводя аргументы, которые с тех пор неизменно входят в арсенал любых антисемитов, он говорит Ахашверошу: «Во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди (других) народов и обособленный (от них); и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их (в стране)» (3:8).

Царь соглашается с планами Амана, при этом оба не знают, что любимая жена царя — еврейка.

Когда заговор Амана обнаруживается, Мордехай просит Эстер поговорить с царем. Сперва девушка ломается и капризничает, мол идти к царю без приглашения тяжкое преступление. Мордехай настаивает: «Не полагай в душе своей, что спасешься в доме царском (одна) из всех евреев… кто знает, не для такой ли поры и достигла ты (достоинства) царского» (4:13—14).

Эстер идет к Ахашверошу, и ей удается переубедить царя. Амана вешают, все евреи спасены, а Эстер, вероятно, спокойно провела остаток жизни.

А вот где она похоронена….?

Если ехать на восток по 899 трассе, то чуть чуть не доезжая до национального парка Барам, можно увидеть указатель, что на заглавной фотографии. Тут же оставляем машину и вперед по грунтовой дороге хоть на джипе хоть пешком. Правда чем дальше, тем меньше шансов, что и джип пройдет.

В какой-то момент придется все-таки оставить джип и зайти в лес. А дальше уже внимательное выискивая черные метки идти неизвестно куда, но точно не к могиле. Потому что мы именно так и шли минут 20 пока не осознали, что идем явно куда-то не туда. Пришлось вернуться на грунтовку и опять продолжить идти по ней.

Дорога кстати тоже ведет совсем не туда, куда нужно. Мы тоже шли и шли по ней и в итоге решили вернуться. И вот только по пути обратно, на одном из камней в стороне вдруг увидели белую стрелку. Решили идти в ее направлении и “о, чудо!” указатель, что могила где-то рядом.

Минут через 5 блужданий тропа исчезает, лес становится плотнее, а паутина гуще. Жуть!

Тут бы нам и отчаяться и испугаться – ведь вокруг сплошной лес, в котором вполне могла бы жить ведьма из Блэр, но….

Гробница Эстер и Мордехая в Иране

В иранском городе Хамадан, расположенном в 400 км к западу от Тегерана, находится гробница Эстер и Мордехая, главных героев праздника Пурим.

Этот мавзолей и сегодня является главной достопримечательностью города и местом паломничества, причем не только евреев, но и мусульман.

Еврейская община Хамадана крайне малочисленна, и среди ее представителей не нашлось желающих стать хранителем усыпальницы, поэтому на эту должность пригласили местного мусульманина по имени Шариф, отмечает немецкое издание Jüdische Allgemeine.

«Царица Эстер принадлежит не только еврейской, но и иранской истории», — говорит хранитель.

В гробницу Эстер ведет тяжелая каменная дверь высотой не более метра, поэтому, чтобы войти в мавзолей, нужно наклониться. «Таким образом вы оказываете Эстер и Мордехаю знак уважения», — объясняет Шариф.

Чтобы попасть в усыпальницу, нужно пройти через небольшую темную комнату, по сути, представляющую собой крохотную синагогу. Молятся в ней редко, поскольку в Хамадане осталось всего пять еврейских семей.

Стены синагоги завешаны коврами, свет проникает лишь сквозь несколько узких зарешеченных окон. Во внутреннее помещение гробницы свет попадает через отверстие в куполе, выполненное в форме звезды Давида.

Высокий сводчатый потолок покрыт толстым слоем пыли. Одновременно здесь могут находиться не более пяти человек. В центре комнаты установлены два покрытых белой тканью гроба. Хамадан, славящийся своим благоприятным климатом, еще в древности стал летней резиденцией персидской знати. Эстер и Мордехай провели в этом городе последние годы жизни и здесь же были похоронены.

Современный мавзолей Эстер и Мордехая является «новоделом», возведенным уже в средневековую эпоху.

Время строительства оригинальной усыпальницы неизвестно, но разрушена она была предположительно в XIV веке, когда территория Ирана вошла в состав обширной монгольской империи наследников Чингисхана.

По мнению немецкого историка-ираниста еврейского происхождения Эрнста Герцфельда (1879-1948), в действительности гробница принадлежит отнюдь не Эстер. Герцфельд считал, что мавзолей был построен для Шошандухт — еврейки, ставшей женой персидского царя Йездигерда I (правил в 399-420 годах). Вероятно, в сознании иранцев образы Эстер и Шошандухт, жившей примерно на тысячу лет позже героини пуримской истории, слились в один, полагал историк. Исследовав архитектурные особенности мавзолея, Герцфельд пришел к выводу, что построен он был в начале XVII века.

На протяжении многих веков на могиле Эстер молились иранские паломники всех конфессий. Особой популярностью мавзолей пользуется среди женщин: существует поверье, что, помолившись там, можно избавиться от бесплодия.

До 1970-х годов отыскать гробницу Эстер и Мордехая было непросто. Она располагалась в густозаселенном квартале, и попасть туда можно было только через узкий и грязный переулок. В 1971 году еврейская община Ирана поручила архитектору Ясси Габбаю провести реставрацию мавзолея.

Прилегающие к склепу жилые дома были выкуплены у их владельцев и снесены. В результате добраться до святыни теперь можно прямо с главной улицы города, по построенному Габбаем мосту.

В декабре 2008 года усыпальницу Эстер и Мордехая включили в список объектов культурного наследия Ирана.

Когда над Хамаданом опускаются сумерки, смотритель мавзолея Шариф выпускает последних посетителей и запирает ворота. «Хоть я и не еврей, будущее гробницы очень меня беспокоит, — признается он. — Не знаю, будут ли о ней заботиться должным образом после моей смерти».

Любопытно, что в той же провинции Хамадан, к юго-востоку от города Туйсеркан, расположена усыпальница героя Танаха, пророка Хаваккука (Aввакума). Считается, что Хаваккук был уведен из Иерусалима в вавилонское пленение. После того как персидский царь Кир Великий освободил его, Хаваккук отправился в Экбатаны (нынешний Хамадан) и оставался там до самой смерти.

Царская история: кем на самом деле были Эстер и Мордехай?

В одной из статей мы уже говорили об исторической подоплеке праздника Пурим. Сегодня попробуем познакомиться поближе с главными персонажами этой истории – царицей Эстер, Мордехаем и Ахашверошем. Частый вопрос, который задают многие, звучит так: существовала ли Эстер реально, или все же это некий аллегорический образ? Главной зацепкой скептиков является имя царицы, никак не относящееся к еврейским именам. Предположим, найти объяснение этому не составило бы большого труда, если бы не еще один из главных персонажей пуримской истории – Мордехай, дядя (по другой версии – двоюродный брат) Эстер. Поскольку Мардук и Астарта (Иштар) – основные божества шумеро-аккадского пантеона, почитаемого в древней Месопотамии. И если одно имя можно было считать созвучным совпадением, то вот в паре они уже вызывают вполне конкретную ассоциацию.

“Аман, Ахашверош и Эстер”. Рембрандт, 1660 г.

Попробуем подойти к вопросу с другой стороны. Что мы знаем о царе по имени Ахашверош? Увы, здесь тоже есть множество противоречий. Еврейская традиция отождествляет этого персонажа с персидским царем Артаксерксом, правившим в 465 – 427 гг. до н.э. Того же мнения придерживается Иосиф Флавий в книге “Иудейские древности”, и Септуагинта – древнейший перевод ТаНаХа на греческий язык. Здесь есть одна нестыковка. О Мордехае говорится, что он был угнан с другими евреями из разрушенной Иудеи в Вавилон царем Навуходнецаром, то есть, примерно за 120 лет до того, как Артаксеркс взошел на престол Персии (по исторической хронологии, разрушение Храма произошло в 586 году до н.э.) Мордехай, конечно, мог быть долгожителем, но не настолько же.

“Фемистокл перед Артаксерксом”, Уолтер Крейн. Небольшое историческое отступление. Знаменитый греческий флотоводец Фемистокл, герой Саламинского сражения, в результате дворцовых интриг был вынужден бежать из Афин. И бежал он в Персию, к сыну разгромленного им царя Ксеркса. По преданию, Артаксеркс обещал вознаграждение в 200 талантов за голову Фемистокла, а когда тот пришел к нему сам – выплатил эту сумму лично бывшему греческому военачальнику. Все логично, ведь голову он принес)

В Книге Эзры и Нехемии говорится о том, что деятельностей этих персонажей приходилась на время правления царя Артахшасты, которого также отождествляют с Артаксерксом; при этом указывается на благоволение, оказываемое царем как самому Эзре, так и всей еврейской общине. Это также не совсем понятно, ведь в таком случае царь не устроил бы описываемый в свитке Эстер 180-дневный пир, на котором показательно использовалась утварь из разрушенного Храма. А согласно мидрашу, именно Ахашверош под влиянием царицы Вашти, внучки Навуходнецара, остановил восстановительные работы в Храме, начатые при царе Кире. Тем не менее, это противоречие можно разрешить, если предположить, что после пуримских событий царь мог в корне переменить отношение к евреям и приблизить к себе книжника Эзру.

В книге пророка Даниеля также есть упоминание царя Ахашвероша. В ней говорится, что Ахашверош был отцом мидийского царя Дария. Возможно, определение “мидийский” имеет какой-то смысл, неясный нам сегодня, ведь к тому времени Мидия давно уже была частью Персии и не существовала как независимое государство. Но именно у Артаксеркса был сын, который наследовал ему под именем Дарий ІІ. В истории империи есть еще одна подобная пара – царь Артаксеркс IV и его наследник Дарий ІІІ, но правил четвертый Артаксеркс всего 2 года, при этом ничем хорошим не запомнился и уж никак не мог оказаться тем самым библейским монархом, который в Талмуде называется одним из трех царей, властвовавших над всем миром.

По еврейской традиции, Дарий ІІ считается сыном Эстер и Ахашвероша. Согласно древнегреческому историку Ктесию Книдскому, жившему во второй половине 5 в. до н.э., царь Дарий рожден от вавилонской наложницы по имени Космартидена. Соответственно, некоторые источники отождествляют Космартидену с Эстер.

“Эстер”. Джон Эверетт Милле, 1865 г.

Многие исследователи отождествляют Ахашвероша с предшественником Артаксеркса, Ксерксом І. У нас Ксеркс ассоциируется со здоровенным мужиком, обвешанным колечками и горящим навязчивой идеей ликвидации трехсот спартанцев. Но этот тип лучше подходит на роль Ахашвероша, поскольку характеристики, данные персидскому царю Геродотом, вполне соответствуют библейскому описанию – тщеславный, жадный, вспыльчивый (бедолага Вашти это хорошо прочувствовала). Кроме того, энциклопедия Брокгауза и Ефрона указывает на интересный факт: в библейских источниках много рассказывается об Ахашвероше, но персидский царь не упоминается на временном отрезке от третьего до седьмого года своего правления. Именно в этот период Ксеркс мучался у Фермопил со спартанцами и получал трёпку от Фемистокла и Ко. Ну а после смерти Ксеркса-Ахашвероша уже его сын Артаксеркс относился к евреям по-другому, что и описано в книге Эзры и Нехемии. Иосиф Флавий, правда, утверждает, что Эзра был близким другом именно Ксеркса, и восстановление Храма завершилось при этом царе. Но это противоречит его же мнению о том, что пуримские события происходили позже, при Артаксерксе – ведь к тому моменту вся храмовая утварь уже должна была быть возвращена в Храм, и никак не могла служить в качестве пивных бокалов царской компании.

Кроме того, в найденных клинописных текстах времен Ксеркса и его отца Дария І есть несколько упоминаний о царедворцах, носивший имя, близкое к “Мордехай”; один из них – полководец Ксеркса Мардоний. Имя жены Ксеркса – Аместрида, и, вполне возможно, по-еврейски оно звучало как “Эстер”.

“Чествование Мордехая”. Юлиус Шнорр Фон Карольсфельд, гравюра, 19 в.

Обе эти версии имеют право на существование. При этом, если учитывать, что сначала был пир на храмовых тарелках и, соответственно, события Пурима, а потом – восстановление Храма под руководством Эзры и Нехемии, мы должны сказать, что эти события происходили близко друг от друга по времени, если не при одном и том же правителе, то при двух смежных. Ведь Талмуд говорит, что один из главных героев Пурима Мордехай был членом Великого Собрания, а Собрание это было учреждено после возобновления службы в Храме. Ну, так Мордехай у нас и так долгожитель, – скажете вы, – если дожил до всех этих ксероксов аж от вавилонского изгнания. Плюс-минус 100 лет, подумаешь. Но в том случае, скорее всего, имеется в виду то, что Мордехай и Эстер были потомками изгнанников, а не сами топали из Иерусалима. Во-первых, правитель империи не знал, что Эстер еврейка. Если бы переселение произошло недавно, Эстер не успела бы ассимилироваться до такой степени, чтобы вообще не отличаться от персов. Ведь правитель империи вряд ли взял бы в жены чужестранку со странными обычаями; выходит, она полностью была похожа на персиянку. или персиху. в общем, на перса женского рода. И имена их тоже свидетельствуют в пользу этой версии. Имя Мордехай преводится с персидского как “слуга Мардука”, имя Эстер, как уже говорилось, связано с Иштар. В Вавилонии, вполне вероятно, такие имена были распространены, а значит, предки Мордехая и Эстер прожили там достаточно долго.

“Эстер перед Ахашверошем”. Тинторетто, 1546 г.

В апокрифической Книге Товита Ахашверош упоминается как мидийский царь, современник Новуходнецара. Во время разрушения Первого Храма Мидия была союзником Вавилона; это дало возможность некотоым историкам говорить об Ахашвероше как о некоем неизвестном царе Мидии, сведений о котором нигде не сохранилось. Мы помним, что пророк Даниель также упоминает о том, что Ахашверош был отцом мидийского царя Дария, а в свитке Эстер ни разу не говорится о Персии. Тогда, действительно, Мордехай мог быть в числе вавилонских изгнанников, но это никак не объясняет, каким образом он стал членом Великого Собрания, основанного спустя более 100 лет, и как они вместе с Эстер сумели в срочном порядке ассимилироваться и получить вавилонские имена, в один момент порвав с еврейской традицией. Кроме того, город Шушан (Сузы), описываемый в свитке Эстер, был столицей Элама, а не Мидии, а при Кире Великом в 538 году до н.э. стал столицей Персидской империи.

Предполагаемая гробница Мордехая и Эстер в городе Хамадан, Иран.

Как бы там ни было, образ царицы Эстер на протяжении столетий служил источником вдохновения поэтов, художников и музыкантов. Рембрандт, Рубенс, Боттичелли, Тинторетто и множество других художников создавали ее портреты, Георг Гендель написал ораторию, а один из самых выдающихся драматургов Франции XVII века Жан-Батист Расин – трагедию “Эсфирь”. В современном искусстве ей посвящено несколько кинофильмов, а в 1906 году именем персидской царицы был назван астероид.

Люди искусства также расходятся во мнениях, как выглядела наша героиня. Одни считали, что царица должна была быть редкой красавицей; другие же полагали, что внешность ее была не столь эффективной и пленила девушка царя острым умом, а может, и умением вкусно готовить гефилте фиш.

Эдвин Лонг был очевидным приверженцем первого варианта. “Царица Эстер”, 1878 г.

А вот ученик Рембрандта Арент де Гелдер, видать, больше делал ставку на кулинарный талант своей музы. “Эстер и Мордехай”, 1685 год

Ну и на прощание вот такой интересный факт. Как вы думаете, какой была самая первая пьеса российского театра? В 1672 году по заказу царя Алексея Михайловича лютеранским пастором Иоганном Грегори была написана на немецком языке комедия “Артаксерксово действо”, повествующая о событиях, описанных в Книге Эсфири – христианского аналога Свитка Эстер. Пьеса была поставлена в этом же году во время открытия театра при Преображенском дворце; шла она на протяжении 10 часов без единого перерыва! Хорошо, что с царем за такое время не успело приключиться никаких неприятностей, а то опять были бы виноваты евреи. Однако же, в качестве награды Грегори получил “40 соболей во 100 рублев, да пару в восемь рублев” (ЕЭБЭ), а комедию было велено переплести в сафьян с золотом.

Мордехай

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Мордехай бен Яир [↑]

Мордехай— Мордехай бен Яир (מרדכי בן יאיר), мудрец и духовный вождь евреев своего поколения, один из главных героев пуримской истории (см. тему Праздник Пурим). Приходился родственником царице Эстер (Эсфирь).

Мордехай происходил из колена Биньямина, был потомком царя Шауля и его сына Йонатана, друга царя Давида. Среди его предков был также Шими, наставник царя Шломо (Соломона).

Отец Мордехая был из колена Биньямина, а мать — из колена Йеуды.

По свидетельству каббалистов, Мордехай стал новым воплощением души праотца Яакова (Седер адорот).

Мордехай входил в число судей Великого Санхедрина. Знал семьдесят основных языков (Мегила 13б).

Изгнание [↑]

В 3327 году /433 г. до н. э. /, после завоевания Иерусалима вавилонским царем Невухаднецаром, Мордехай был угнан в Вавилон в числе 18 000 евреев, среди которых был и пророк Йехезкель.

Впоследствии Мордехаю удалось возвратиться в Иерусалим. Но затем царь Йеуды Цидкия восстал против власти Невухаднецара, и 10 Тевета 3336 года /424 г. до н. э. / началась осада Иерусалима. Город был взят, а 9 Ава 3338 года /422 г. до н. э. / вавилоняне подожгли Храм.

Вместе с другими пленниками Мордехай был вновь угнан в Вавилон. Пленников гнали длинными колоннами, в цепях, с жестокостью убивая каждого выбившегося из сил.

В 3389 году /371 г. до н. э. / вавилонская империя пала, и Мордехай переселился из Вавилона в город Шушан (Сузы). А еще год спустя персидский царь Кореш (Кир), воцарившейся над бывшими владениями Вавилона, разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (Эзра 1:1-4).

В 3390 году /370 г. до н. э. / Мордехай поднялся в Иерусалим, где стал одним из руководителей возрождающейся еврейской общины.

Однако, уже в 3392 году /368 г. до н. э. / над персидской державой, рубежи которой простирались от Индии до Эфиопии, воцарился Ахашверош (Артаксеркс), сразу же запретивший работы по восстановлению Иерусалимского Храма (Мегилат Эстер 1:1-2; Седер адорот).

Мордехай вернулся в изгнание и вновь поселился в персидской столице Шушан, где стал главой еврейской общины.

Все свое время он по-прежнему посвящал изучению и преподаванию Торы.

Пир Ахашвероша [↑]

В 3395 году /365 г. до н. э. /, на третий год своего царствования, Ахашверош устроил пир для своих воевод и наместников (Мегилат Эстер 1:1-3).

Пир продолжался в течение шести месяцев, а затем был устроен особый пир только для жителей Шушана, на который были приглашены и евреи (Мегилат Эстер 1:4-5). На этом особом пиру царь Ахашверош и царица Вашти облачались в храмовые одеяния еврейских первосвященников, вывезенные Невухаднецаром из Иерусалима (Эстер раба 2:1, 3:9). А, кроме того, по обычаю персов для гостей пригласили множество блудниц. Поэтому Мордехай запретил евреям участвовать в этом празднестве.

Но большинство из них — восемнадцать с половиной тысяч — предпочли нарушить запрет, чтобы не обидеть царя, — они ели, напивались и блудили. И тогда на Небесном Суде был вынесен приговор, по которому евреи персидской империи подлежали уничтожению.

Мордехай провел семь дней, в течение которых продолжался этот особый пир, в посте и молитве. На седьмой день пира охмелевший царь приказал своей жене Вашти — гордой царевне из рода Невухаднецара — показаться гостям без одежды. А когда она отказалась, то была казнена (Мегилат Эстер 1:10-21).

Эстер — царица [↑]

После этого царь повелел собрать тысячи красивых девиц и женщин, чтобы выбрать из них новую царицу. Среди прочих во дворец была взята родственница Мордехая — Адасса, прозванная на чужбине персидским именем Эстер.

Эстер была сиротой, и Мордехай воспитал ее в своем доме, как дочь (Мегилат Эстер 2:2-8, Беур Агро). Мордехай наказал ей не говорить во дворце царя, из какого она народа и из какой семьи. Это было сделано для того, чтобы во дворце не узнали, что Эстер, также как и сам Мордехай, происходила из царского рода Шауля, — ведь это могло предопределить выбор Ахашвероша.

И, тем не менее, именно эта девушка приглянулась царю — в 3399 году /361 г. до н. э. / она стала царицей вместо Вашти.

Знатоки сокровенного учения поясняют, что Мордехай, используя свои познания в практической каббале, вызвал к жизни демоническое существо женского пола (шеда), точно повторяющее облик Эстер, — и именно это существо выполняло супружеские обязанности царицы. От этой связи у царя родился наследник престола Дарий, которого считали сыном Эстер, — но он был неевреем (Зоар 3, 276а; Эц хаим 49, 60).

Вскоре Мордехаю стало известно, что два стражника царя замыслили заговор, и через Эстер он сообщил об этом Ахашверошу, чем спас его жизнь (Мегилат Эстер 2:21-23).

Аман и Мордехай [↑]

Через несколько лет при дворе Ахашвероша возвысился и стал верховным визирем Аман, происходящий из рода амалекитянского царя Агага. Следуя приказу царя, все сановники становились на колени перед Аманом и кланялись ему до земли, и только Мордехай отказывался склоняться перед этим идолопоклонником, на одежде которого, прямо напротив сердца, всегда было вышито изображение идола (Эстер раба 7:5).

Кроме того, каббалисты указывают, что, поскольку Мордехай был воплощением души праотца Яакова, а Аман — Эсава, Мордехай был призван исправить ошибку Яакова, который поклонился до земли своему брату-нечестивцу Эсаву (см. Берешит 33:3).

Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя.

В месяце Нисан 3404 года /356 г. до н. э. / Аман определил с помощью жребия благоприятный день для массового истребления евреев — и жребий выпал на тринадцатый день месяца Адар.

Тринадцатого Нисана, за день до праздника Песах, по всем ста двадцати семи странам, находившимся под властью Персии, были разосланы приказы от имени Ахашвероша: «Истребить, уничтожить и погубить всех Йеудев — от отрока до старца, и детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить» (Мегилат Эстер 3:12-15).

Пуримское спасение [↑]

Мордехай через посланца потребовал от Эстер, чтобы она пошла к царю и умолила его о милости для евреев. «Не полагай в душе, что спасешься в царском доме одна из всех Йеудев, — сказал Мордехай свой воспитаннице. — Но если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к евреям другим путем, а ты и род твоего отца погибните. Кто знает — не для такой ли поры ты стала царицей?!» (Мегилат Эстер 4:6-14).

Это было очень трудное решение. Ведь если прежде вместо Эстер к царю посылалось демоническое существо женского пола, то теперь к нему должна была направиться сама Эстер, чтобы умолять его о спасении.

По просьбе Эстер все евреи Шушана погрузились в трехдневный пост и поддержали ее своей молитвой — в течение трех суток евреи постились днем, но им разрешалось есть и пить ночью. И хотя последние дни поста приходились на праздник Песах, когда заповедано устраивать трапезы и днем, Эстер сказала Мордехаю: «Если евреев не станет, то кто же будет праздновать Песах? Если не будет евреев, что станет с Торой? Лучше уж упустить выполнение одной заповеди, но спасти народ — может быть, сжалятся над нами с Небес!» И Мордехай принял ее просьбу — ведь этот пост был призван искупить участие евреев в пире Ахашвероша.

В дни поста Мордехай собрал в доме молитвы всех еврейских детей Шушана — он обучал их Торе и молился вместе с ними.

Пятнадцатого Нисана Эстер пригласила Ахашвероша и Амана к себе на вечерний пир. В ночь после пира Аман, вдохновленный своей близостью к царю и царице, приготовил во дворе своего дома огромное дерево высотой в пятьдесят локтей, чтобы наутро повесить на нем Мордехая.

В ту ночь, на исходе вторых суток поста, Мордехай не спал и молился, — и его молитва была услышана.

Ахашверошу тоже не спалось, и он велел слугам читать ему царские летописи. Среди прочего ему прочли и о том, как иудей Мордехай раскрыл заговор его стражников и избавил его от смертельной опасности.

Царь решил наградить Мордехая за его поступок, и как раз в это время во дворец пришел Аман, чтобы попросить у царя согласия на казнь Мордехая. Ахашверош спросил Амана: «Что бы сделать человеку, которому царь желает оказать почет?» Подумав, что речь идет о нем самом, Аман предложил облачить такого человека в царские одеяния и провезти по городу на царском коне. И тогда царь повелел ему выполнить эту почетную процедуру по отношению к Мордехаю.

Аман разыскал Мордехая в доме молитвы, и был вынужден выполнить приказ. Увидев мудреца на царском коне и в царском одеянии, многие евреи Шушана присоединились к процессии, громко провозглашая: «Так делают человеку, которому Царь, Создатель земли и неба, желает оказать почет».

А затем Мордехай снова облачился в траурное вретище и продолжил пост.

Шестнадцатого Нисана Эстер вновь пригласила царя и Амана на пир, и там призналась Ахашверошу, что она — еврейка, племянница Мордехая, и ее народу угрожает гибель. Она обвинила Амана. А когда царь в гневе вышел из комнаты, Аман бросился на ложе царицы, чтобы умолить ее о пощаде. Возвратившемуся царю показалось, что Аман попытался овладеть царицей прямо в его дворце — и Амана повесили на том самом дереве, которое он приготовил для Мордехая (Мегилат Эстер 7:1-10).

В тот же день царь назначил Мордехая своим верховным визирем вместо повешенного Амана.

А поскольку, согласно законам Персии, отменять приказы царя было нельзя, Ахашверош издал новый указ, в соответствии с которым евреям разрешалось подняться с оружием в руках и перебить всех, кто попытается на них напасть.

В заранее назначенный для погрома день, 13 Адара 3405 года /355 г. до н. э. /, евреи, поддерживаемые персидскими властями, перебили около семидесяти тысяч своих врагов — а в Шушане схватки продолжались и 14 Адара. На следующий день после победы — 14 Адара по всей империи и 15 Адара в Шушане — евреи праздновали и веселились. В память об этих днях Мордехай и Эстер установили праздник Пурим (от слова «пур» — жребий).

Через год после этих событий, в Адаре 3406 года /354 г. до н. э. /, Мордехай записал историю спасения евреев, составив книгу Мегилат Эстер (Свиток Эстер), которая впоследствии была включена мудрецами Великого Собрания в состав Танаха.

Это единственная из книг Танаха, в которой вообще не упоминается имя Б-га, но, согласно традиции, там, где написано не просто «царь» (мелех), а «этот царь» (а-мелех — с определенным артиклем) подразумевается Царь царей (Эстер раба 3:10).

После Пурима [↑]

В тот же год, после смерти Ахашвероша, убитого его слугами, на престол был возведен его семилетний сын Дарий, который считался сыном Эстер. В тот период Мордехай даже чеканил свои монеты: на одной стороне их было написано его имя, а на второй — имя царицы Эстер. На других выпущенных им монетах на одной стороне была изображена золотая корона, а на второй — вретище и пепел, в память о том, как он посыпал голову пеплом во время трехдневного поста.

В этот период часть мудрецов Санхедрина отдалилась от Мордехая, поскольку он «приблизился к власти и отвлекся от изучения Торы» (Раши, Эстер 10:3). В перечне имен мудрецов, отражающем меру их авторитетности до событий, описанных в «Свитке Эстер», Мордехай указан на пятом месте (Эзра 2:2), а в аналогичном перечне, отражающем ситуацию через двадцать четыре года, когда он уже стал главным визирем, — лишь на шестом.

Поскольку Мордехай «отвлекся от изучения Торы» только ради спасения всего народа Израиля, мудрецы Талмуда делают вывод: «Изучение Торы важнее, чем спасение жизней» (Мегила 16б). И хотя, если жизни другого еврея угрожает опасность, то его, безусловно, необходимо спасти, прервав все другие занятия, — тем не менее, заслуга того, кто непрерывно занимался Торой, больше, чем заслуга того, кто спас человека, — и именно в этом заключается значение слов: «Изучение Торы важнее, чем спасение жизней» (Таз, Йорэ деа 251:6).

Кроме того, Мордехай стал «вторым по величию после царя» уже после того, как произошло чудо Пурима и истребление евреям более не угрожало — в такой ситуации ему следовало бы сразу же «уйти от власти» и вернуться к постоянному изучению Торы, потому что «изучение Торы важнее».

В 3408 году /352 г. до н. э. /, на второй год правления юного Дария, евреям было разрешено продолжить возведение Иерусалимского Храма — ровно через семьдесят лет после разрушения Первого Храма.

В тот год Мордехай впервые удостоился пророческого откровения (Мегила 15а).

В конце жизни Мордехай переселился в Иерусалим, где входил в состав созданного Эзрой Великого Собрания мудрецов — Кнесет аГдола.

По одной из версий похоронен в Земле Израиля (Седер адорот 3404).

По другой версии, Мордехай захоронен в иранском городе Хамадан, он же Экбатана — там до сего дня сохранилось строение т. н. «Мавзолея Мордехая и Эсфирь», куда стекаются паломники из окрестных провинций. Тем не менее, большинство историков сходятся в том, что эта гробница не принадлежит Эстер и Мордехаю. И в еврейских источниках последнего времени чаще отдается предпочтение в пользу первой версии о том, что гробница Мордехая находится в Галилее, в пределах Эрец Исраэль.

Гробница Эстер и Мордехая в Тегеране

Автор: Rdk · 11 Adar B 5776 (21.03.2016)

В иранском городе Хамадан, расположенном в 400 км к западу от Тегерана, находится гробница Эстер и Мордехая, главных героев праздника Пурим.

Этот мавзолей и сегодня является главной достопримечательностью города и местом паломничества, причем не только евреев, но и мусульман.

Еврейская община Хамадана крайне малочисленна, и среди ее представителей не нашлось желающих стать хранителем усыпальницы, поэтому на эту должность пригласили местного мусульманина по имени Шариф, отмечает немецкое издание Jüdische Allgemeine.

«Царица Эстер принадлежит не только еврейской, но и иранской истории», — говорит хранитель.

В гробницу Эстер ведет тяжелая каменная дверь высотой не более метра, поэтому, чтобы войти в мавзолей, нужно наклониться. «Таким образом вы оказываете Эстер и Мордехаю знак уважения», — объясняет Шариф. Чтобы попасть в усыпальницу, нужно пройти через небольшую темную комнату, по сути, представляющую собой крохотную синагогу. Молятся в ней редко, поскольку в Хамадане осталось всего пять еврейских семей. Стены синагоги завешаны коврами, свет проникает лишь сквозь несколько узких зарешеченных окон. Во внутреннее помещение гробницы свет попадает через отверстие в куполе, выполненное в форме звезды Давида.

Высокий сводчатый потолок покрыт толстым слоем пыли. Одновременно здесь могут находиться не более пяти человек. В центре комнаты установлены два покрытых белой тканью гроба. Хамадан, славящийся своим благоприятным климатом, еще в древности стал летней резиденцией персидской знати. Эстер и Мордехай провели в этом городе последние годы жизни и здесь же были похоронены.

Современный мавзолей Эстер и Мордехая является «новоделом», возведенным уже в средневековую эпоху. Время строительства оригинальной усыпальницы неизвестно, но разрушена она была предположительно в XIV веке, когда территория Ирана вошла в состав обширной монгольской империи наследников Чингисхана.

По мнению немецкого историка-ираниста еврейского происхождения Эрнста Герцфельда (1879-1948), в действительности гробница принадлежит отнюдь не Эстер. Герцфельд считал, что мавзолей был построен для Шошандухт — еврейки, ставшей женой персидского царя Йездигерда I (правил в 399-420 годах). Вероятно, в сознании иранцев образы Эстер и Шошандухт, жившей примерно на тысячу лет позже героини пуримской истории, слились в один, полагал историк. Исследовав архитектурные особенности мавзолея, Герцфельд пришел к выводу, что построен он был в начале XVII века.

На протяжении многих веков на могиле Эстер молились иранские паломники всех конфессий. Особой популярностью мавзолей пользуется среди женщин: существует поверье, что, помолившись там, можно избавиться от бесплодия.

До 1970-х годов отыскать гробницу Эстер и Мордехая было непросто. Она располагалась в густозаселенном квартале, и попасть туда можно было только через узкий и грязный переулок. В 1971 году еврейская община Ирана поручила архитектору Ясси Габбаю провести реставрацию мавзолея.
Прилегающие к склепу жилые дома были выкуплены у их владельцев и снесены. В результате добраться до святыни теперь можно прямо с главной улицы города, по построенному Габбаем мосту.

В декабре 2008 года усыпальницу Эстер и Мордехая включили в список объектов культурного наследия Ирана.

Когда над Хамаданом опускаются сумерки, смотритель мавзолея Шариф выпускает последних посетителей и запирает ворота. «Хоть я и не еврей, будущее гробницы очень меня беспокоит, — признается он. — Не знаю, будут ли о ней заботиться должным образом после моей смерти».

Любопытно, что в той же провинции Хамадан, к юго-востоку от города Туйсеркан, расположена усыпальница героя Танаха, пророка Хаваккука (Aввакума). Считается, что Хаваккук был уведен из Иерусалима в вавилонское пленение. После того как персидский царь Кир Великий освободил его, Хаваккук отправился в Экбатаны (нынешний Хамадан) и оставался там до самой смерти.

Там, где покоятся Эстер и Мордехай

В иранском городе Хамадан, расположенном в 400 км к западу от Тегерана, находится гробница Эстер и Мордехая, главных героев праздника Пурим. Этот мавзолей и сегодня является главной достопримечательностью города и местом паломничества, причем не только евреев, но и мусульман.

Еврейская община Хамадана крайне малочисленна, и среди ее представителей не нашлось желающих стать хранителем усыпальницы, поэтому на эту должность пригласили местного мусульманина по имени Шариф, отмечает немецкое издание Jüdische Allgemeine. «Царица Эстер принадлежит не только еврейской, но и иранской истории», — говорит хранитель.

В гробницу Эстер ведет тяжелая каменная дверь высотой не более метра, поэтому, чтобы войти в мавзолей, нужно наклониться. «Таким образом вы оказываете Эстер и Мордехаю знак уважения», — объясняет Шариф.

Чтобы попасть в усыпальницу, нужно пройти через небольшую темную комнату, по сути, представляющую собой крохотную синагогу. Молятся в ней редко, поскольку в Хамадане осталось всего пять еврейских семей. Стены синагоги завешаны коврами, свет проникает лишь сквозь несколько узких зарешеченных окон. Во внутреннее помещение гробницы свет попадает через отверстие в куполе, выполненное в форме звезды Давида. Высокий сводчатый потолок покрыт толстым слоем пыли. Одновременно здесь могут находиться не более пяти человек. В центре комнаты установлены два покрытых белой тканью гроба.

Хамадан, славящийся своим благоприятным климатом, еще в древности стал летней резиденцией персидской знати. Эстер и Мордехай провели в этом городе последние годы жизни и здесь же были похоронены.

Современный мавзолей Эстер и Мордехая является «новоделом», возведенным уже в средневековую эпоху. Время строительства оригинальной усыпальницы неизвестно, но разрушена она была предположительно в XIV веке, когда территория Ирана вошла в состав обширной монгольской империи наследников Чингисхана.

По мнению немецкого историка-ираниста еврейского происхождения Эрнста Герцфельда (1879-1948), в действительности гробница принадлежит отнюдь не Эстер. Герцфельд считал, что мавзолей был построен для Шошандухт — еврейки, ставшей женой персидского царя Йездигерда I (правил в 399-420 годах). Вероятно, в сознании иранцев образы Эстер и Шошандухт, жившей примерно на тысячу лет позже героини пуримской истории, слились в один, полагал историк. Исследовав архитектурные особенности мавзолея, Герцфельд пришел к выводу, что построен он был в начале XVII века.

На протяжении многих веков на могиле Эстер молились иранские паломники всех конфессий. Особой популярностью мавзолей пользуется среди женщин: существует поверье, что, помолившись там, можно избавиться от бесплодия.

До 1970-х годов отыскать гробницу Эстер и Мордехая было непросто. Она располагалась в густозаселенном квартале, и попасть туда можно было только через узкий и грязный переулок. В 1971 году еврейская община Ирана поручила архитектору Ясси Габбаю провести реставрацию мавзолея. Прилегающие к склепу жилые дома были выкуплены у их владельцев и снесены. В результате добраться до святыни теперь можно прямо с главной улицы города, по построенному Габбаем мосту.

В декабре 2008 года усыпальницу Эстер и Мордехая включили в список объектов культурного наследия Ирана.

Когда над Хамаданом опускаются сумерки, смотритель мавзолея Шариф выпускает последних посетителей и запирает ворота. «Хоть я и не еврей, будущее гробницы очень меня беспокоит, — признается он. — Не знаю, будут ли о ней заботиться должным образом после моей смерти».

Любопытно, что в той же провинции Хамадан, к юго-востоку от города Туйсеркан, расположена усыпальница героя Танаха, пророка Хаваккука (Aввакума). Считается, что Хаваккук был уведен из Иерусалима в вавилонское пленение. После того как персидский царь Кир Великий освободил его, Хаваккук отправился в Экбатаны (нынешний Хамадан) и оставался там до самой смерти.

Материал подготовил Роберт Берг

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 24.01 (Австрия). Спасибо!

Ссылка на основную публикацию