Еврейское кладбище на Елеонской горе
На Еврейском кладбище расположены могилы пророков — пещера с погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Аггей, Малахия и Захария
- Рейтинг
- Исторический период Второй Храм 516 до н. э. (по еврейской традиции — 348 год до н. э.) — 70 н. э., Первый Храм (Храм Соломона) 950—586 до н. э.
- Бюджет бесплатно
- Религия иудаизм
Еврейское кладбище — древнее еврейское кладбище на Елеонской горе, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к Кедронской долине.
В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Елеонскую гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых:
«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу.» — Зах.14:4
Кладбищу, по оценкам, не менее 2500 лет, первые захоронения относятся к периоду Первого храма, то есть, 950–586 гг. до н.э.
Еврейское кладбище на Елеонской горе
В настоящее время на горе насчитывается не менее 150 тыс. могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам.
Еврейское кладбище на Елеонской горе.
Захоронение здесь началось в эпоху Первого храма, о чем свидетельствуют многие катакомбы между и под домами арабского квартала Силуан.
В эпоху Второго храма кладбище сдвинулось на север, покрывая склоны Елеонской горы (от этого периода сохранились гробница Авессалома и гробница Захарии бен Иоядая).
Еврейское кладбище. Вид со Смотровой площадки Елеонской горы
На Еврейском кладбище расположены так называемые гробницы пророков — пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Аггей (Хаггай), Малахия и Захария.
Остальные памятники относятся в основном к последним векам.
Елеонская гора и Еврейское кладбище
Это — действующее кладбище, где и сейчас хоронят выдающихся израильтян, например, здесь похоронен бывший премьер министр Израиля Менахем Бегин , рядом с казненными англичанами членами организации «Иргун».
Статья подготовлена по материалам: Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0.
Фото: תמרה, Copyright.
Фотогалерея
Полезная информация
Еврейское кладбище на Елеонской (Масляничной) горе
ивр. בית עלמין
транслит. «бейт альмин»
или ивр. בית קברות
транслит. «бейт кварот»
Адрес и контакты
Восточный Иерусалим, Елеонская гора
Как добраться
Вход на кладбище расположен у Иерихонской дороги на улице, которая поднимается от Гефсимании к обзорной площадке на Елеонской горе.
У входа на кладбище висят объявления, призывающие туристов не заходить и не тревожить религиозные чувства тех, у кого здесь похоронены близкие или предки.
Смотровая площадка Елеонской горы
Отличный вид на кладбище и Иерусалим открывется со Смотровой площадки Елеонской горы.
Еврейское кладбище на Масличной горе в Иерусалиме Умер-шмумер, или Нестрашная смерть
Еврейское кладбище на Масличной горе в Иерусалиме
Умер-шмумер, или Нестрашная смерть
Не странно ли: когда книжка уже подошла к концу, только-только начинаешь понимать, зачем тебе понадобилось писать про кладбища и мертвецов. То есть, раньше чувствовал, что нужно, но не понимал, зачем – просто тянуло, и всё. А в некий солнечный день, стоя на невысокой горе и глядя на увенчанный мусульманским золотом еврейский город, вдруг наморщишь лоб, да и сообразишь, что к чему.
Собственно, не Бог весть какая неожиданность: оказывается, ты рыскал по старым кладбищам, потому что достиг возраста, когда хочется разобраться в природе смерти. Нет, не совсем так. В природе таинства разобраться нельзя, на то оно и таинство, чтобы не иметь никакой природы. Вернее будет сказать: тебе хотелось понять, что такое страх смерти. И, может быть, благодаря этому раз и навсегда от него избавиться. Или, по крайней мере, получить надежду на то, что это в принципе возможно. Примерно так.
Стало быть, стоишь на западном склоне Масличной горы, обращенном к Храмовому холму. Город Иерусалим притягивает взгляд, и рассматривать кладбище, ради которого тащился за тридевять земель, совсем не хочется. Кладбище тебе сильно не нравится. Оно и не предназначено для того, чтобы нравиться. Смотреть тут не на что, трудно представить себе зрелище более унылое и безжизненное, чем эта сухая земля, кучи мусора и плоские камни.
Однако не уходишь, потому что обидно – слишком уж долго сюда добирался. И еще потому, что начинаешь чувствовать: в этом прахе и соре есть некий message, адресованный персонально тебе. Какое-то время пытаешься его расшифровать. Прикидываешь: чем-то похоже на Сад камней в киотоском храме Рёандзи, где, как ни сядь, четырнадцать камней видно, а пятнадцатый всё время оказывается в мертвой зоне. Так в чем же здесь, как говорится, «фишка»? В непостижимости Небытия? Может быть, в самом словосочетании «мертвая зона»?
Нет, кажется, не то.
Еще немножко поумничаешь, потом забываешь про message и просто смотришь по сторонам, вспоминая всё, что прочитал перед поездкой об этом кладбище. И тогда, через какое-то время, перестаешь думать о прошлом и начинаешь думать о будущем.
Конечно, не сразу, не сразу.
По концентрации священных мест Масличная гора может поспорить с расположенной напротив Храмовой. Христиане чтут ее из-за Гефсиманского сада, из-за гробницы Девы Марии, а более всего из-за того, что с вершины этого холма Иисус вознесся на небеса. Для иудеев вышеперечисленные святыни ничего не значат, но зато здесь, над Иосафатовой долиной, расположены гробницы пророков и главное иудейское кладбище, лечь в землю которого мечтает всякий благочестивый еврей.
Древнейшая часть самого знаменитого в мире некрополя внизу, в расщелине, где протекает неубедительная речка Кедрон (я ее вовсе не видел – говорят, она то появляется, то исчезает). Там выстроены в шеренгу каменные мавзолеи, каждый из которых имеет своего мифического обитателя и называется соответствующим образом.
Вот наиболее прославленные из них.
В гробнице с конической крышей якобы погребен царевич Авессалом, отличавшийся такой замечательной волосатостью, что состригал в год растительности на «двести сиклей весу царского». И восстал Авессалом на отца своего царя Давида, и был разбит в сражении, и погиб, зацепившись своей уникальной куафюрой за сук. В путеводителе написано, что в прежние времена еврейские и арабские жители Иерусалима в осуждение непочтительного сына бросали внутрь склепа камни, но бездонная могила никогда не наполнялась.
Тут, собственно, всё неправда. В Библии сказано: «И взяли Авессалома, и бросили его в лесу в глубокую яму, и наметали над ним огромную кучу камней». Усыпальница находится отнюдь не в лесу и, подобно остальным мавзолеям, явно построена в более позднюю эпоху, так что царевич здесь погребен быть не может. И камней евреи туда тоже не бросали – эти древние гробницы использовались сефардской общиной для торжественного захоронения истрепавшихся священных книг.
Однако в Палестине нельзя быть слишком дотошным и придирчивым к традиционным повериям, иначе рискуешь остаться вовсе без святынь. Христианская сакральная топография выдумана по большей части в ранневизантийский период, еврейская – на несколько веков ранее. Но в конце концов, так ли уж важно, в каком именно месте находились Голгофа и Гефсимания, да кто где похоронен? Главное, что многие поколения верили в подлинность этих атрибутов Божественной Истории, а искренняя вера, если ее очень много и она длится столько веков, имеет свойство не только аккумулировать духовную энергию, но и обретать материальность.
Например, смотришь на красноватые пятна, которыми испещрены стены кубообразной гробницы пророка Захарии, и веришь, что это в самом деле засохшая кровь иерусалимских жителей, истребленных вавилонянами, потому что совестно подвергать сомнению легенду, которой две тысячи лет. Нечестивый Иоас, царь иудейский, велел побить пророка камнями, но в час своей гибели Захария предвестил соотечественникам грозное возмездие, которое в положенный срок и свершилось.
Разумеется, никакой Захария в гробнице своего имени не похоронен, как и царь Иосафат в соседней гробнице Иосафата. Все эти прозвания возникли относительно недавно, в средние века. Ради кого возводились мавзолеи, неизвестно. Доподлинно установленным можно считать лишь происхождение гробницы Иакова, над дорическими колоннами которой в середине 19 века разобрали полустершуюся надпись, которая гласила, что склеп принадлежит священническому роду Хезир.
Я приезжал на кладбище дважды, с полугодовым интервалом. В первый раз передвигался снизу вверх, от древних мавзолеев к обычным могилам, расположенным амфитеатром. Этот порядок следования логичен и хронологичен, но ошибочен. Прославленные гробницы не имеют ничего общего с духом и смыслом некрополя; они вводят посетителя в заблуждение, поворачивают восприятие совсем не в ту сторону. После них, глядя на собственно кладбище, испытываешь лишь скуку и разочарование, да и подъем по довольно крутому склону, на жаре, не настраивает на философический лад. Я в тот раз ничего про кладбище не понял. Первое посещение вышло неудачным, я решил его не засчитывать.
Сызнова оказавшись на Масличной горе, я учел ошибку – намеренно двигался сверху вниз. На каменные шапки липовых Авессаломов и Захарий старался вовсе не смотреть, на Иерусалим тоже особенно не заглядывался.
В верхней своей части кладбище напоминает раскоп какого-нибудь древнего города, от которого остались лишь контуры стен и фундаментов, изъязвленные временем. Вокруг каменные осколки, куски плит, просто груды щебня, поодаль шныряют костлявые, деловитые дворняги.
Я, конечно, слышал, что могилы были осквернены арабами, когда Масличная гора оказалась вне юрисдикции новообразованного Израильского государства. Часть плит просто расколотили, другие были использованы на покрытие иорданских дорог. Однако мне и в голову не приходило, что за время, миновавшее с 1967 года, никто не позаботился убрать следы разгрома.
Первое впечатление получалось странное: стоишь среди опозоренных еврейских руин; наверху – крыши арабской деревни Силоам, внизу панорама Иерусалима с нестерпимо сверкающим на солнце куполом Омаровой мечети. Это и есть вожделенное место, где мечтают упокоиться настоящие иудеи?
Евреи разных стран всю жизнь копили деньги, чтобы на старости лет «подняться» в Иерусалим и умереть здесь. По иудейскому обычаю, мертвых хоронят быстро, не рассусоливают, поэтому умирать нужно вблизи облюбованного кладбища, из-за моря везти тело никто не стал бы, уж во всяком случае в доавиационную эпоху.
Еврей приезжал в Вечный Город, покупал у турецких властей право выбрать участок – чем ближе «к Захарий», тем дороже, а еще очень важно, чтобы могила была «в тени Храма», то есть, чтобы на закате ее накрывала тень Храмовой горы. Доживал своё (обычно не слишком долго – сказывался тяжелый климат), умирал, и члены погребального братства «Хевра кадиша» в тот же день или, самое позднее, на следующий, закапывали счастливца в священную землю.
Иудейская вера находится в менее определенных отношениях со смертью, чем христианство, ислам или буддизм. Что будет Потом, в религиозных книгах не сказано; такое ощущение, что иудеев это не очень-то интересует. Траур – жанр нееврейский. Здесь не только быстро хоронят, но и не выставляют свою скорбь напоказ. Мне показалось, что это кладбище не предназначено для поминовений и рыданий. Оно и понятно: если бы народ Израиля стал долго и с надрывом оплакивать своих мертвых, то ему с его историей ни на что другое не хватило бы ни времени, ни сил. Для плача определены другое место и другая причина: скорбеть положено на противоположном холме, у Стены Плача, и не об умерших, а о разрушенном Храме.
Меня же умершие занимали гораздо больше, нежели разрушенный Храм. В конце концов я повернулся к Иерусалиму спиной, чтоб не отвлекал. И правильно сделал. Когда в поле зрения остались только приземистые, почти неотличимые друг от друга надгробья, я смог представить Масличную гору со всем ее невидимым глазу содержимым: миллион скелетов, лежащих плотно, в много слоев; под ними древние пещерные захоронения (их здесь должно быть великое множество); а еще ниже, в самом чреве горы, те самые подземные ходы, на право соседствовать с которыми религиозные евреи копили деньги всю свою жизнь. Сказано в «Книге Иоиля»: «Я соберу все народы, и приведу их в Долину Иосафата, и там произведу над ними суд…» В Страшный День по тесным и темным галереям Масличной горы мертвые всего мира будут скатываться сюда, в долину. А потом Господь встанет на вершине, где-то возле нынешней церкви Вознесения, и гора раскроется, и восстанут мириады усопших, и свершится суд над всеми людьми.
В кладбищах, которые я выбрал для своей книги, есть одна общая черта, очень для меня существенная: на них или вовсе нет новых могил, или же они составляют ничтожный процент от общего числа захоронений. Предмет моего исследования – не кровоточащие раны, а затянувшиеся шрамы; не боль утраты, а смерть, подернутая патиной времени и оттого уже не пахнущая разложением. Я входил в кладбищенские ворота не для того, чтобы соболезновать и ужасаться, а для того, чтобы понять то, чего не понимал прежде. Несколько раз случалось, что старое кладбище, по всем признакам вроде бы вполне подходившее для моих целей, отпугивало меня погребальными венками на могилах или скорбной фигурой у свежезарытого холмика – и я поспешно уходил, зная, что это место мне не подойдет, там всё забьет острый запах трагедии и страха.
Так вот, Масличная гора – единственное исключение. Это не культурно-исторический памятник, а вполне активный участник израильского ритуально-коммунального (или как там оно называется) хозяйства; доля новых захоронений здесь довольно велика, но – удивительная вещь – мой чувствительный нос не уловил в воздухе никаких устрашающих ароматов.
Здесь не боятся смерти, вдруг понял я. И не потому, что она случилась слишком давно, как на Старом Донском или Хайгейте, а просто не боятся и всё.
Может быть, дело в самодовольстве? Пока другие народы будут тащиться сюда по тесным подземным лабиринтам, здешние покойники уже заняли все лучшие места – так сказать, расположились в самом партере.
Нет, пожалуй, самодовольство ни при чем. Это скорее про Новодевичье кладбище, попасть на которое считалось достойным завершением советской номенклатурной карьеры. Там всё напоказ: и голубые ели, и огромные памятники, и золотые буквы в пол-аршина, и военная техника на маршальских саркофагах.
А на Масличной горе помпезности нет и в помине. Никаких скульптурных красот. По могиле невозможно понять, бедным или богатым, прославленным или безвестным был тот, кто здесь похоронен. Отсутствует непременный бордюр из деревьев и кустов, повсюду лишь голая земля и камни – библейский «прах и тлен». При этом дело вовсе не в бесплодии почвы – вокруг зелени сколько угодно, но она вся за оградой. Значит, пустынность и непривлекательность задуманы, нарочиты.
Кладбище плохо приспособлено для посещений всей семьей – в черных костюмах и строгих платьях, как в Японии, с цветами и вином, как в Италии, или с бумажными букетиками и водкой, как в России. Другие некрополи существуют для того, чтобы живые как можно дольше не забывали своих мертвых и почаще приходили к ним на могилы. Другие, но не этот. Даже в нижней его части, поддерживаемой в относительном порядке, почти нет дорожек, скамеек же я не обнаружил вовсе. Каменные надгробья явно не рассчитаны на вечность – через пятьдесят, много сто лет они врастут в землю или рассыплются на куски. Еще раньше сотрутся неглубоко вырезанные буквы. Ну и пусть, это неважно. Важно, что ты лежишь именно здесь, что ты занял место у самой двери, и когда начнется Прием, окажешься одним из первых.
Местные покойники не размениваются на пустяки вроде внимания со стороны родственников и потомков, они заняты серьезным делом: лежат и ждут.
До меня дошло: это кладбище не что иное, как огромный зал ожидания. Ожидания спокойного и уверенного. Почему уверенного? Да потому что здесь похоронены евреи, исполненные ощущения правильно прожитой жизни. Ведь, если у человека есть основания бояться Божьего Суда, разве стал бы он занимать место в первых рядах? Покойникам Масличной горы не о чем скорбеть и нечего бояться.
И когда я понял это, мне сначала сделалось завидно. А потом я перестал думать о прошлом и стал думать о будущем, когда все кладбища станут похожи на это. Не по внешнему виду (упаси Боже), а по смыслу и настроению.
Произойдет это тогда, когда человечество исполнит главную свою мечту, даже если люди, способствовавшие ее воплощению, имели совсем иные цели.
Главная мечта человечества – избавиться от страха смерти, а вместе с ним и от всех прочих страхов. Это означает не вообще уничтожить смерть, а исключить смерть неожиданную, непредсказуемую и преждевременную, которая обрушивается на человека, когда он еще не насытился жизнью и не выполнил свое предназначение. Подчинить себе смерть – в конечном итоге, именно таков магистральный стимул науки, прогресса и общественной мысли.
Предположим, что цель достигнута. Человеку больше не угрожает смерть ни от болезни (все хвори побеждены), ни от насилия (войн и преступности больше нет), ни от стихийных бедствий (предсказываемых и обезвреживаемых заранее), ни даже от несчастных случаев (уж не знаю, каким там образом). Когда смерть перестанет внушать страх и восприниматься как зло, можно будет считать, что человечество свой путь благополучно завершило и вернулось в Эдем.
Каждый сам станет решать, не хватит ли ему, не пора ли на покой, на Масличную гору – потому что человек наполнился жизнью, как колос зерном, и устал от нее. Такая смерть не будет ни противоестественной, ни трагичной, и прав окажется царь Соломон, сказавший: «День смерти лучше дня рождения».
Если я верно понимаю смысл иудейской религии, она вся про это: жить как можно дольше и жить по правилам (то есть правильно), чтобы потом умереть с чувством глубокого удовлетворения. И спокойно лежать себе в могиле с видом на Храмовую гору, бестрепетно дожидаясь Суда – может, для кого-то и страшного, но только не для нас.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Иерусалим. Прогулка по Масличной горе и Гефсиманскому саду
Как я уже отметила, все основные достопримечательности Иерусалима находятся в его Старом городе, однако есть еще несколько примечательных мест, которые расположены поблизости. Поэтому, мы с вами отправимся на Масличную гору, до которой от Старого города можно дойти пешком за минут за 10-20.
У подножия одного из ее склонов, в Кедронской долине, раскинулась Гефсимания – местность, где сейчас находится несколько церквей и небольшой сад. Как говорится в Евангелия, здесь происходили важные в истории христианства события. Считается, что именно отсюда вознесся на небеса Иисус Христос.
Как добраться из Старого города: выйти из Львиных ворот, спуститься вниз и повернуть направо. Пройти минут 5-10 вперед, по левой стороне вы увидите вход на гору. Также от Дамасских ворот ходят автобусы в ее сторону.
Как добраться из Иерусалима: доехать на общественном транспорте до остановки «Lion’s Gate», и пройти немного пешком.
Что посмотреть на Масличной горе:
- Гефсиманский сад (The Garden of Gethsemane)
- Гробница Богородицы (Tomb of the Virgin Mary) и церковь Успения Пресвятой Богородицы
- Русская Православная церковь Св. Марии Магдалины (Russian Church of Mary Magdalene)
- Церковь Всех Наций (Church of All Nations)
- Монастырь Патер Ностер (Church of Pater Noster)
- Капелла Вознесения (Chapel of Ascension) и Стопа Спасителя
- Гефсиманский грот (Grotto of Gethsemane)
- Иудейское кладбище на склоне горы
- Еврейское кладбище
- Гробница Захарии (Tomb of Zacharia)
Быстрый кадр по пути: на нем виднеется церковь Всех Наций (внизу) и церковь Св. Марии Магдалины (наверху).
На Масличной горе есть смотровая площадка, докуда я, к сожалению, так и не дошла. Говорят, что это самая высокая точка в городе, и с нее открывается потрясающий вид на Старый город. Мой совет – отведите себе на посещение этой местности целый день, или хотя бы полные полдня с раннего утра. Тогда вы точно успеете попасть и на площадку, и на все интересующие вас точки. Мой же маршрут был прост из-за недостатка времени: Гефсиманский сад — гробница Богородицы, и короткая пробежка по округе. Так что, далее я буду рассказывать только об этих местах.
Гефсиманский сад. Для начала, немножко истории. В древности у подножья Масличной горы стояло поселение, где росли маслины и изготавливалось оливковое масло. Это дало название местности на ее склоне в Кедронской долине – Гефсимания. На иврите «гат шманим» означает прессовка для масла. Оливковые деревья здесь произрастают и по сей день на территории Гефсиманского сада, который стал моей первой остановкой.
Вход сделан в виде прямоугольной арки. Наверху – название сада на латыни, еще выше – изображение иерусалимского креста.
И еще один иерусалимский крест снаружи.
Раньше сад не был обнесен каменными стенами, это произошло уже позднее. Его территория небольшая, но по-своему интересная. Вы только посмотрите на эти оливковые деревья, которые выросли будто бы из сказки. Кажется, что в их стволах были вырезаны мифические герои. Интересно, они все еще цветут? Я еще ни разу не видела, как растут оливки.
По легенде, им уже более 2000 лет. Как повествует Библия, на этом месте Иисус был предан Иудой, и здесь же молился последний раз перед казнью.
Налюбовавшись сказочными дубами-колдунами деревьями, я вышла из сада и отправилась к следующей точке.
Гробница Богородицы. По преданию, Богородица была похоронена в Гефсимании рядом со своими родителями и мужем. Над ее гробницей была построена пещерная церковь Успения Богородицы. Вход в нее находится внутри небольшого, тоже обнесенного каменными стенами дворика. Найти его просто, он находится всего в 5 минутах ходьбы от Гефсиманского сада.
Церковь состоит из нескольких залов и имеет необычный вид изнутри. Ее стены – каменные, а потолки скорее напоминают пещерные своды.
При входе в гробницу находится алтарь с иконой Иерусалимской Богоматери. Сама гробница представляет собой узенькое помещение с еще одним алтарем, при подходе к которому, как правило, выстраивается очередь.
Верующие оставляют здесь свои записки с пожеланиями и просьбами.
На этом все. Этим же вечером мне нужно было вернуться в Тель-Авив, а по плану еще предстояла поездка на Мертвое море. Поэтому, я поспешила на автобус до автовокзала. Галопам по Европам, конечно, зато все успела.
Кто со мной купаться? Поехали!
2 комментария
оливам 800 лет, посажены уже крестоносцами, старые (времен Христа) , были давно вырублены полностью….
Вячеслав, спасибо за информацию! О том, что деревьям 2000 лет я специально написала «по легенде»)
Еврейское кладбище на Елеонской горе, Mount of Olives Jerusalem Cemetery – Иерусалим
В мире существует мало мест, которые, возникнув в глубокой древности, сохранили бы свое первоначальное предназначение до настоящего времени. Израиль может гордиться, что на его территории располагается, по крайней мере, одно из таких сооружений. Правда, по большому счету, это целый комплекс, который за многие века разросся до впечатляющих размеров. И сейчас сюда происходит настоящее паломничество туристов, желающих приобщиться к истории и попутно посмотреть на великолепную панораму Иерусалима, открывающуюся оттуда. Речь идет о священном для иудеев (и не только для них) месте, именуемом Масличная гора. О нем существует множество интересной информации. Вот лишь некоторые факты.
1. Иерусалим находится на небольших горах. Одна из горных гряд, состоящая из продолговатой 3-вершинной возвышенности, протянувшейся по линии север-юг напротив восточной стены Старого Иерусалима по восточному краю Кедронской долины, известна людям как Масличная гора. Это название было дано за то, что с давних времен на ней в огромном количестве произрастали оливковые деревья.
2. Впервые данная гора упоминается в Ветхом Завете в рассказе о бегстве царя Давида от мятежного сына Авессалома.
3. Высшей точкой Масличной горы, а заодно и всего Израиля, является ее северный пик, имеющий название Скопус. Высота его 826 м. На 10 метров ему уступает южная вершина (816 м), на 12 – средняя, самая низкая (814 м).
4. Помимо уже упомянутого названия гора имеет еще одно – Елеонская. Второе Это наименование закрепилось уже в христианские времена благодаря произнесенной Христом на ее склоне знаменитой Елеонской проповеди. Каждая из вершин также обзавелась дополнительным именем. Южная – гора Соблазна (на ней царь Соломон строил капища для многочисленных жен). Средняя – гора Вознесения, а северная – Малая Галилея (на ней некогда размещались постоялые дворы, в которых часто останавливались странники из Галилеи).
5. Еще со времен Первого храма на склонах Масличной горы евреи обустроили кладбище. Постепенно оно разрослось и к настоящему времени стало занимать южный и западный склоны. Учитывая, что захоронения на нем, хотя и редко, но производятся и сейчас, можно сказать, что этот погост является самым древним на нашей планете.
6. За примерно 2500 лет существования кладбища на нем произведено не менее 150000 захоронений. Подтверждением его древности служат многочисленные подземные ходы и катакомбы, уходящие под арабский квартал Силуан.
7. Наиболее короткая дорога на Масличную гору лежит через ворота Святого Стефана, находящиеся в Старом городе.
8. Символично, что дорога от города до Масличной горы составляет около 1000 шагов – ровно столько, сколько в Шаббат позволяется проходить правоверному еврею. Часто эту дорогу называют «субботний путь».
9. Считается, что кладбище на Масличной горе имеет очень символичное значение. Предполагается, что в некое время на ее вершину взойдет Мессия, пронесется звук трубы Иезекииля, и в тот же момент мертвые начнут восставать из могил.
10. Интересно, что данное кладбище является священным и для мусульман. Они также считают, что после прихода конца дней именно от Масличной горы к Храмовой протянется крайне узкий мост. Люди праведные пройдут по нему спокойно, а не прошедшие испытание – упадут в Геенну.
11. С Масличной горой во многом связаны и сюжеты Нового Завета, в частности, период земной жизни Христа. В Священной книге говорится, что именно отсюда Иисус спустился к людям в качестве Мессии. В Евангелии рассказывается, что на этой горе Сын Божий проводил учения с апостолами, читал проповеди (в частности, знаменитую Елеонскую). В этом месте Христос воскресил Лазаря, обучал народ и молился об Иерусалиме. На Масличной горе его предал Иуда. Но самое главное – здесь произошло чудо его вознесения, и с тех пор все христианские церкви, построенные поблизости от священной горы, именуются Вознесенскими.
12. В период существования Второго храма Масличную и Храмовую горы соединял не мифический, а реальный мост, возможно, даже и два. В Гефсиманском саду выращивали 8 сортов олив, и с тех пор они продолжают произрастать на горных склонах.
13. После гибели Иудеи как государства, начиная с конца VII века, Масличная гора стала для евреев иметь особое значение. В этот период арабы разрешили иудеям посещать Иерусалим, однако доступ к Храмовой горе им был запрещен. По этой причине все национальные праздники и общественные собрания проводились евреями на соседней Масличной горе. Здесь зачитывались «Объявления Масличной горы», в которых устанавливались календарные сроки новолуний, даты праздников, а также назначались члены Синедриона. По мидрашистской традиции, именно эта гора считается «местом престола Господня».
14. Помимо простых евреев на кладбище Масличной горы получили упокоение многие известные пророки, которые покоятся в приспособленной глубокой пещере, где в камне вырублены 36 погребальных ниш. Правда, ряд современных исследователей ставит под сомнение факт нахождения в пещерном комплексе захоронения именно пророков, заявляя, что там находятся обычные еврейские граждане, чьи имена удивительным образом совпадают с именами пророков. Однако это ничуть не снижает интереса к пещере.
15. Серьезному осквернению и разрушению кладбище на Масличной горе подверглось в момент становления современного Израиля. Масличная гора попала в зону контроля военных подразделений Иордании. Мусульманские военные совершенно не заботились о сохранении древнейшего погребального комплекса. Наоборот, многие из старинных могил были ими разрушены, а установленные на них плиты использовались в качестве дорожных стройматериалов.
16. В ходе боев Шестидневной войны Израиль возвратил контроль над Масленичной горой. Здесь начались масштабные реставрационные работы, в частности, восстановление зданий, исторических памятников, и, по возможности, надгробий. В этот же период возобновил свою работу Еврейский университет на Скопусе, чей кампус стоял на вершине и регулярно подвергался обстрелам. Кроме того, евреи вновь получили возможность проводить на кладбище захоронения.
17. Значимость места, длительность истории и объявление кладбища важнейшей святыней породили в иудейском сообществе мысль о том, что похороненные на Масличной горе после своей кончины люди автоматически отправляются в рай. По этой причине многие пожелали найти последний приют именно в этом месте. Чтобы уменьшить количество запросов на похороны, власти Израиля пошли на беспрецедентный шаг – стоимость захоронения здесь стала стоить от 100000 долларов США. Кроме того, эту возможность могут использовать либо очень известные в Израиле люди, либо глубоко верующие иудеи.
18. В продолжение последних 100 лет здесь хоронили жертв жестоких еврейских погромов, происходивших в Палестине в конце 1920-х годов, солдат, погибших в боях Войны за Независимость, Элиэзера Бен-Йехуда, возродившего иврит, ряд известных еврейских писателей и политиков. В числе последних захороненных выдающихся людей стал Менахем Бегин, бывший премьер-министром Израиля.
19. На Масличной горе располагается самая обширная панорамная площадка, с которой открываются чудесные виды на Иерусалим. Это притягивает сюда огромное количество туристов.
20. Ежегодно в предпасхальный период множество христиан приезжают в Израиль, чтобы постоять у дороги, по которой, как гласит предание, Христос поднимался на Масличную гору. Они, как и древние иудеи, собираются с пальмовыми ветками в руках у подножия горы, после чего идут дорогой Христа в Иерусалим, попутно наведываясь в каждую из стоящих близ дороги церквей.
Отзыв: Экскурсия на Еврейское кладбище в Кедронской долине (Израиль, Иерусалим) – Город мертвых
Всем бодрого дня. Продолжая свое путешествие по Иерусалиму не могу не рассказать о месте которое является священным не только у христиан но и у иудеев. Это Елеонская (масленичная) гора. На этой горе любил часто находится Иисус Христос, он выходил к народу с проповедью, учил учеников, отсюда начался “Вход Господень в Иерусалим”, когда иудеи приветствовали Христа как Царя, а потом распяли его, отсюда Господь вознесся на небо. Поэтому все храмы, которые построены на Елеонской горе посвящены именно Вознесению. Еще здесь находится кувуклия Пресвятой Богородицы, и тут же похоронены ее родители и Иосиф Обручник. Из пророчества следует, что Христос в последний день мира (конец света) снова взойдет на Елеонскую гору, вострубит труба пророка Иезекииля и мертвые начнут воскресать, чтобы свершился последний Страшный суд и праведники пойдут в рай, а грешники в ад.
Все события, чтимые христианами, никак не трогают иудеев. В одном они только согласны, что именно здесь начнется конец света и воскрешение мертвых. Поэтому многие из богатых людей хотят “застолбить” себе место по ближе к стенам Старого Иерусалима, потому что иудеи думают, что чем ближе расположена могила, тем быстрее воскреснет усопший. Кладбище представляет собой огромный город Мертвых.
Вот так выглядит кладбище, если стоять спиной к Старому Иерусалиму.
Часть Кладбища находится рядом с местом Первого храма. Это самое древнее кладбище, считается что оно существует 2500 лет. Территория кладбища огромна, могилы находятся на разных уровнях, расположение могил идет как расположение рядов в амфитеатре.
Гулять по кладбищу все же затруднительно. Поскольку большая территория, то кладбище имеет несколько входов и выходов. Кладбище действующее, муниципальное, на нем до сих пор идут захоронения. Говорят Алла Пугачева подарила купленное здесь место Филиппу Киркорову. Похороны в Израиле могут быть и бесплатными, а вот за место на кладбище нужно заплатить очень приличные деньги. Здесь насчитывается около 150 000 могил. Они внешне все похожи друг на друга. Захоронение в земле, а сверху ставят прямоугольное надгробье с надписями.
Вариант по дешевле, это захоронение в стену. Там могут похоронить и бесплатно. Еще на таких могилах делают надписи о жертвах Холокоста и погибших евреях в войну, которые умерли не на родине.
Кладбище в свое время претерпело надругательство. В 1940 х годах эта территория была под владением Иордании, в этот период могилы вскрывались, разрушались. С 1967 года, территория кладбища вновь вернулась к Израилю и государство провело работы по восстановлению могил.
Одной из достопримечательностей Еврейского кладбища является пещера Пророков. Считается что там захоронены пророки Аггей (Хаггай), Малахия и Захария. В пещере находится 36 ниш под гробницы. На этом месте Давид молился Богу, поэтому это место особо чтимо иудеями. Еще считается что тут есть захоронение сына Давида, который восстал на своего отца, но был умерщвлен и закидан камнями.
Рассказывал нам экскурсовод, что иудеи верят что гробница Авессалома (сына Давида) периодически наполняется камнями, но до предела никогда не доходит. По правде говоря это только предположение что он захоронен именно в этом месте, на самом деле из текстов известно что закидали его камнями в лесу.
А так выглядит кладбище вечером. Тут вечер наступает моментально, все фотографии сделаны в один день и с не очень большим промежутком.
Мне почему то глядя на кладбище вечером вспоминалась фраза из книги Булгакова “Мастер и Маргарита” : “Тьма опустилась на ненавистный прокуратором город”.
Есть в стене Старого Иерусалима Золотые Ворота. Старый город же имел несколько входов и выходов.
Именно через них Христос въезжал в Иерусалим сидя на осле. И через них Он вновь войдет в Иерусалим в последний день. Иудеи замуровали этот вход и теперь он не действующий. Они так не хотят чтобы это произошло. Рядом с воротами находятся могилы, это сделано не случайно. Поскольку Христос произошел от Царского рода и от Рода Первосвященников, он является Богом, Царем, и Первосвященником, а первосвященники не могут ходить по кладбищу, иудеи считают что это их оскверняет. Не любят иудеи христиан, с нами в группе был священник, и на него косо смотрели, а когда проходили мимо стены плача, вообще потребовали убрать крест за рясу.
С еврейским кладбищем связано много событий и пророчеств. Конечно, внутри все содрогается, когда задумываешься о Страшном суде, но на меня кладбище не произвело какого то очень сильного впечатления, и я не понимаю, почему многие обеспеченные люди стремятся быть захороненными здесь. Я могу еще понять что каждый благочестивый еврей хочет быть тут захоронен, но не более. Погулять по кладбищу можно, но я бы наверно не захотела бы повторить эту прогулку. Это действительно Город Мертвых, огромный город.
Масличная гора в Иерусалиме – святое место для всех верующих
Обновлено: 3 Мар, 2019
Елеонская гора, тянущаяся с севера на юг вдоль восточной стены Старого города, является знаковым местом не только для истинных христиан, но и для настоящих ценителей древней истории. Войдя в число главных достопримечательностей Иерусалима и имея тесную связь с известными библейскими событиями, она привлекает тысячи паломников со всего мира. Любят бывать здесь и обычные путешественники, желающие своими глазами увидеть непревзойденную красоту этого края.
Общие сведения
Масличная гора, как часто называют Елеон, славится не только богатым историческим прошлым, но и внушительными размерами. Ее высота составляет 826 м, что намного превышает «рост» других окрестных холмов. Это место любопытно сразу с трех разных позиций. Во-первых, тут происходили важные библейские события. Во-вторых, громадные отвесные стены горного кряжа надежно защищают Старый город от губительного соседства с Иудейской пустыней. Ну а в-третьих, с вершины Елеона открывается прекрасная панорама, которой с одинаковым удовольствием наслаждаются как глубоко верующие люди, так и обычные туристы, жаждущие новых впечатлений.
История Масличной горы тесно связана с именем царя Давида. Согласно одной из книг Ветхого Завета именно на ее склонах, поросших буйными зарослями оливковых деревьев, тогдашний правитель всего Израиля прятался от ополчившегося на него отпрыска. Кстати, именно эти деревья и дали горе ее второе название. Следующее упоминание об Елеоне относится уже к Новому Завету. Религиоведы утверждают, что именно здесь Иисус Христос обучал своих учеников слову Божьему и именно отсюда вознесся на небеса после воскрешения.
Елеонский холм состоит из 3 вершин: Южной или горы Соблазна, на которой располагались святилища для жен Соломона, Северной или Малой Галилеи, прозванной так в честь иностранных странников, останавливающихся в постоялых дворах, и Средней или горы Вознесения. Ныне каждая из точек имеет собственные достопримечательности, среди которых можно отметить Лютеранский центр, Вознесенский монастырь и кампус Еврейского университета.
Лютеранский центр
Помимо этого на Масличной горе есть еврейское кладбище, заложенное более 3 тысяч лет тому назад, и несколько древних гробниц. Найти здесь последнее пристанище считается огромной честью, поэтому большинство евреев предпочитает хоронить усопших родственников именно на этом кладбище.
И еще один примечательный факт! Дорогу от Иерусалима до Елеонской горы часто называют «субботним путем». Дело в том, что их отделяет ровно тысяча шагов – именно столько богобоязненные иудеи могут проходить в шаббат.
Что посмотреть на холме?
На вершинах и склонах Масличного холма сосредоточено большое количество сакральных мест и памятников архитектуры. Ознакомимся с самыми интересными из них.
Храм Вознесения на Елеонской горе, возведенный в честь пришествия Христа, считается святым местом не только для христиан, но и для последователей ислама. Датой его основания является конец ІV века, однако первой постройке не удалось сохраниться – она была разрушена в 613 году о время войны с персами. Здание церкви было реконструировано крестоносцами во 2 тыс. н. э., однако и оно быстро пришло в упадок. Свой нынешний вид храм получил лишь в 17 столетии, когда мусульмане пристроили к нему купол, большой михраб и мечеть. Главной исторической ценностью этого места является камень, на котором остался отпечаток стопы Мессии.
Часы работы: ежедневно с 8.00 до 18.00.
Вознесенский монастырь на Елеонской горе, построенный в 1870 году, стал постоянной обителью для 46 насельниц самых разных национальностей. Его главными отличительными особенностями можно назвать камень, на котором стояла Дева Мария во время вознесения, и белую колокольню Иоанна Крестителя, прозванную «Русской свечей» и завоевавшую звание самого высокого церковного сооружения Иерусалима. На последнем ярусе 64-метровой колокольни расположена смотровая площадка, к которой ведет длинная и довольно крутая лестница. Говорят, именно отсюда открывается самый красивый вид на Старый город.
Гефсиманский сад, расположенный у подножия холма, представляет собой красивый и немноголюдный уголок, располагающий к тихому и спокойному отдыху. Когда-то давно он занимал огромную территорию, теперь от нее остался только небольшой клочок, густо поросший оливой. Ученые утверждают, что как минимум 8 из этих деревьев были посажены больше 2000 лет тому назад. Распознать их очень просто, так как старые оливы растут только в ширину.
Однако древние деревья – это далеко не единственная гордость Гефсимана. Если верить Новому Завету, именно в этом саду молился Иисус Христос после Последней вечери и предательства Иуды. В настоящее время здесь находится несколько церквей, принадлежащих разным конфессиям.
- Апрель-сентябрь – с 8.00 до 18.00;
- Октябрь-март – с 8.00 до 17.00.
Как видно на многочисленных фото Масличной горы в Иерусалиме, одним из самых ярких украшений этой местности является православная церковь Св. Марии Магдалены, сооруженная в 1886 году. Находясь в самом центре Гефсиманского сада, она хорошо просматривается практически со всех уголков Иерусалима.
Здание церкви, построенное из бело-серого камня, можно назвать лучшим образчиком классической русской архитектуры ХVІІ столетия. Оно включает в себя небольшую колокольню и целых 7 куполов. Однако туристов поражают не столько внушительные размеры этого сооружения, сколько богатство его интерьера. На стенах церкви можно увидеть фрески с изображением сцен из жизни Божьей Матери, пол храма выполнен из дорогостоящего цветного мрамора, а главный иконостас декорирован изящным бронзовым орнаментом.
Кроме того здесь хранится несколько древних реликвий. К ним относятся чудотворная икона «Одигитрия», а также мощи трех известных женщин – греческой принцессы Алисы, инокини Варвары и княгини Елизаветы Федоровны, погибшей во время большевистских восстаний.
Часы работы: вт. и чт. с 10.00 до 12.00.
Подземная гробница Богородицы, расположенная недалеко от Гефсиманского сада, представляет собой небольшое помещение, в котором якобы была похоронена Дева Мария. Посещение этой усыпальницы производит поистине неизгладимое впечатление. Чтобы попасть внутрь, необходимо спуститься по каменной лестнице, вырезанной еще в 12 столетии. Преодолев последнюю преграду, посетители попадают в узкую комнату, увешанную старинными картинами и древними иконами. У единственного алтаря можно оставить записку с пожеланием и просьбой. Помимо этого в гробнице есть отдельная секция для мусульман, которые считали Богородицу образцом чистоты и непорочности.
Часы работы: пн.-сб. — с 6.00 до 12.00 и с 14.30 до 17.00.
Вид с горы
Елеонская гора в Иерусалиме богата не только религиозными сооружениями, но и смотровыми площадками. С ее высоты прекрасно просматриваются отблески золотых ворот, стройные свечи минаретов, крыши домов старой части города, Христианский квартал, старинные крепостные стены, расположенные за рекой Кедрон, и другие сооружения Иерусалима.
Стоимость посещения
Большинство памятных мест Масличной горы находится в свободном доступе, однако для входа в некоторые достопримечательности придется купить билет. Стоимость посещения и часы работы лучше уточнять заранее, обратившись в информационный центр или просмотрев информацию на официальном сайте: mountofolives.co.il/en.
Как добраться?
Елеонская гора, фото которой украшают многие туристические проспекты, расположена по адресу Mount of Olives Road | East Jerusalem, Иерусалим, Израиль. Добраться до нее можно как пешком, так и на такси или городском транспорте. Ближайший пеший маршрут — от ворот Св. Стефана, которые также называют Львиными. При подходе к подножию вы окажетесь в ущелье, отделяющем гору от Старого города. Подъем будет непростым, особенно в летний зной. Но платой за ваши усердия станут потрясающие виды, открывающиеся на каждом уровне восхождения.
Что касается транспорта, до главной смотровой площадки на Елеонскую гору ходит несколько автобусов — №1, 3 и 75. Все они отправляются от арабской автобусной станции возле Дамасских ворот и двигаются вдоль Западной стены до остановки Derech Jericho/Derech Ha’Ophel. У подножия холма можно пересесть в такси. К слову, «извозчика» можно поймать и в Старом городе. В этом случае поездка на Масличную гору обойдется в 35-50 ILS. Если же вы собираетесь подняться на вершину на собственном транспорте, будьте готовы столкнуться с отсутствием свободных парковочных мест.
Информационный центр
Сведения о кладбище на Масличной горе в Иерусалиме, впрочем, как и о других достопримечательностях этого святого места, предоставляет информационный центр, расположенный на улице Derekh Yericho. Помимо общеизвестной информации здесь можно узнать имена тех, кто был упокоен на местном некрополе, уточнить нахождение их могил и даже заказать надгробный памятник. Кроме того в информационном центре можно приобрести напитки, закуски и тематическую печатную продукцию, посвященную истории горы.
- Вс.- чт. – с 9.00 до 17.00;
- Пт. и праздничные дни – выходной.
Полезные советы
Решив посетить Масличную гору в Иерусалиме, возьмите на вооружение несколько полезных рекомендаций:
- В Иерусалиме, как и в любом другом мусульманском городе, существует свой дресс-код. Согласно его законам наряд должен закрывать как колени, так и плечи. К тому же дамам придется прикрыть голову платком;
- Самым комфортным временем для знакомства с местными достопримечательностями является ноябрь. Именно тогда в Израиле устанавливается комфортная температура, редко превышающая 22°C;
- Обзор горы лучше начинать с вершины, постепенно спускаясь к могиле Девы Марии. Это позволит сэкономить силы;
- Чтобы избежать большого наплыва туристов, приходить нужно пораньше. Так вы сможете сполна насладиться прекрасной панорамой Старого города;
- Самые красивые фотографии получаются на смотровой площадке. Съемки стоит проводить в первой половине дня – после обеда солнце светит прямо в глаза;
- Во время экскурсии воспользуйтесь услугами гида или возьмите с собой подробный путеводитель. В противном случае разобраться в таком огромном количестве достопримечательностей будет довольно сложно;
- Планируя поездку в Иерусалим, необходимо учесть, во второй половине дня пятницы и субботы жизнь в городе останавливается – на улицах нет прохожих, заведения закрыты, а транспорт почти не ходит;
- Несмотря на то, что многие путешественники предпочитают взбираться на Елеонскую гору пешком, людям в возрасте или недостаточно хорошей физической форме лучше взять такси или сесть на один из туристических автобусов;
- Тем, кто желает полюбоваться невероятно красивым закатом, рекомендуем подниматься на обзорную площадку ближе к вечеру;
- Возле Гефсиманского сада есть платный туалет;
- Если же вы хотите выпить чаю или кофе, загляните в информационный центр. Вас наверняка пригласят в ресторан «Столб Абсалома», дабы угостить бесплатным напитком и развлечь приятной живой музыкой;
- Туристам, приехавшим в Иерусалим надолго и желающим приобщиться к жизни его обитателей, советуем пойти в добровольцы и помочь в восстанавлении разрушенных могил. Работу волонтеров курирует все тот же информационный центр. Конечно, денег никто не заплатит, зато у вас появится уникальная возможность узнать Масличную гору изнутри.
Елеонская гора в Израиле – это не только важный памятник мировой архитектуры и истории, но и по-настоящему интересное место, достопримечательности которого покорят представителей всех существующих религий. В обязательном порядке посетите эту местность, прикоснитесь к уникальным реликвиям, ощутите дух давно прошедших времен и просто поклонитесь Святой Земле.
Автор: Ольга Мусиенко
Обновлено: 27 Мар, 2019 Одним из священных мест для еврейского народа является гора…
Отдых на Пхукете дает редкую для европейцев возможность понаблюдать за обезьянами в…
Обновлено: 1 Апр, 2019 Гора Голгофа в Иерусалиме – священное место для христиан,…
Обновлено: 19 Мар, 2019 Туры по Святым местам уже давно вошли в…