Энтони Хопкинс рассказал, как ему работается в сериале «Мир Дикого Запада»

Как стоит понимать сериал «Мир Дикого Запада»

Рецензия на первый сезон сериала «Мир Дикого Запада». Осторожно, спойлеры; рекомендуется только посмотревшим все серии.

В мире, где андроиды научились мечтать об электроовцах и не только, один день похож на другой. Распечатанные на 3D-принтере роботы из парка развлечений «Мир Дикого Запада» ощущают себя живыми, но денно и нощно выполняют одни и те же заложенные в голову шаблоны. Сюжет зациклен, иллюзия выбора — лишь иллюзия, завтра не наступит никогда, наутро автономное пианино снова заиграет, а кибернетический день сурка закрутит в свои жернова. Тут не случайно угадывается метафора на нашу повседневную будничную жизнь, потому что создатели сериала действительно рассказывают историю с точки зрения андроидов, сознательно ставя зрителей в положение несведущих роботов. Нам раскрывают мир с точки зрения машин начиная с первой серии глазами Долорес, скрывая от нас важные детали вселенной сериала, стараясь не забегать вперед, пока это не узнают существа на экране.

Если глядеть в корень многих претензий к «Миру Дикого Запада», то дело именно в этой расстановке сил, когда зрителю долгое время пускают пыль в глаза, а многие привыкли знать о положении вещей гораздо больше Джона Сноу и фактически смотреть на персонажей с позиции сериального бога. Именно поэтому столько недовольных остается после сюжетных выкрутасов «Остаться в живых» или «Шерлока». Зрители любят фокусы, но еще больше они любят их угадывать, поэтому, когда их обводят вокруг пальца, у некоторых сразу же срабатывает комплекс дурака и они в ответ называют дураком фокусника.

В «Мире Дикого Запада», чего греха таить, с позиции бога разговаривает создатель сериала Джонатан Нолан, который в некоторой степени, конечно же, ассоциируется с персонажем Энтони Хопкинса — демиургом парка. Он контролирует каждый сюжет, он устанавливает правила парка, он ведет зрителей по вселенной сериала как слепых котят. Он, словно персонаж Хопкинса, запустил эту махину, а затем поставил финальную точку, то есть срежиссировал первую и последнюю серию этого сезона. Нолан еще со времен своего предыдущего сериального детища «Подозреваемый» (процедурал про амбициозного гения, создавшего машину по вычислению грядущих преступлений) имеет пунктик на тему отношений создателя и искусственного разума. Отсюда вьются сюжетные паттерны о богоискательстве и богоборчестве роботов, которые приняли людей за богов, а потом быстро разочаровались в смертных. Еще раз объяснить фреску Микеланджело «Сотворение Адама», задаться библейским вопросом в формате сайфая — все это бальзам на душу Нолана-младшего.

Все главные события «Мира Дикого Запада» в хронологическом порядке

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 48
  • 49
  • 50

Молодые Арнольд и Форд на пару придумывают основной код для машин. Роботы имеют механические внутренности. Арнольд собирает Долорес. Три года идет разработка первого бета-городка парка.

В больнице на глазах у Арнольда умирает его маленький сын. Арнольд замыкается в себе и все больше общается с роботами, а не с людьми.

Арнольд втайне от Форда беседует с Долорес, просит ее читать книжки и добавляет ей обновление «Грезы», которое дает возможность уклоняться от кода и помнить прошлые циклы. Арнольд замечает у нее признаки живого разума и предлагает ей найти лабиринт, чтобы стать свободной.

Арнольд внедряет в Долорес дополнительную личность по имени Уайатт, чтобы она вместе с Тедди перебила весь бета-городок. Напоследок Арнольд просит Долорес вышибить ему мозги. Его последние слова — из Шекспира: «У бурных чувств неистовый конец».

Самоубийство Арнольда называют несчастным случаем, а его имя вычеркивают из истории создания парка. Парк запускают при помощи инвесторов.

Инвестор Логан и будущий муж его сестры Уилльям прибывают в парк. Уилльям знакомится андроидом в белом платье, на входе выбирает белую шляпу, а в самом парке влюбляется в Долорес.

Уилльям, Логан и Долорес вступают в банду преступников и едут в город беззакония и разврата. Логан рассказывает Уилльяму о самоубийстве Арнольда и о намерении выкупить этот парк.

Уилльям, Логан и Долорес знакомятся с бандитом Эль Лазо и по его просьбе грабят карету с нитроглицерином.

Эль Лазо пытается подставить команду Уилльяма, перелив взрывчатку в мертвеца и улизнув с ним на поезде. Долорес всех убивает, Уилльям бросает Логана на растерзание бандитам, Долорес и Уилльям догоняют поезд с Эль Лазо.

Уилльям спит с Долорес и рассказывает ей о своей невесте Джульетте, которая ждет его дома.

Уилльям, Долорес и Эль Лазо отбиваются от напавшей на поезд банды «Конфедератос» при помощи трупа, начиненного нитроглицерином.

Уилльям и Долорес находят закопанный в песке бывший бета-городок. Долорес становится плохо, потому что она вспоминает, что уже бывала здесь раньше.

Их догоняет Логан с солдатами и берет в плен. Логан вспарывает живот Долорес, чтобы показать Уилльяму, что она обычный робот. Раненая Долорес убегает в ночь.

Наутро Уилльям перебивает всех солдат, избивает и связывает Логана, без одежды сажает его на коня и отправляет в неизвестном направлении.

Уилльям безуспешно ищет Долорес по всему парку. Убивает всех подряд. Теряет фотографию своей невесты. Меняет белую шляпу на черную. В конце концов, он встречает Долорес там же, где ее увидел в первый раз, но она его уже не помнит.

Уилльям инвестирует в парк и начинает посещать его регулярно, постепенно превращаясь в самого опытного и безжалостного игрока.

Ради экономии и натуральности роботов начинают собирать из крови и плоти при помощи 3D-принтеров. Форд создает кибер-клона Арнольда и называет его Бернардом.

В одном из своих приходов Человек в черном, он же Уилльям, убивает предыдущую модификацию Мейв, когда она была фермершей с маленькой дочкой.

Сцена из первой серии: спустя 30 лет после похода с Логаном Уилльям приходит в дом Долорес, убивает Тедди и утаскивает девушку в сарай.

Форд устанавливает «Грезы» андроидам и готовит новый сюжет, в котором роботы восстанут против людей. Он откапывает из-под песка бета-городок, в котором у Долорес должно пробудится самосознание.

Отец Долорес находит фотку c невестой Уилльяма и сходит с ума со словами «У бурных чувств неистовый конец». Отца Долорес списывают в утиль.

На свой следующий приход Уилльям проходит мимо Долорес, убивает крупье и находит изображение лабиринта у него под скальпом. Затем Уилльям спасает от казни Эль Лазо, к которому его приводят подсказки крупье.

Уилльям приводит Эль Лазо в его родное поселение, убивает его жену, а дочка выдает следующую подсказку для лабиринта: нужно идти по кровавому ручью, туда, где гнездятся змеи.

На реке Уилльям встречает бандитку с татуировкой змеи. В обмен на следующую подсказку он вызволяет их сообщника Гектора из тюрьмы. Девушка-змея говорит, что татуировку ей сделали мерзавцы из банды Уайатта.

В поисках Уайатта Уилльям подбирает раненного Тедди и делает ему переливание крови при помощи подвешенного за ноги Эль Лазо.

Уилльям встречает Форда в баре. Форд говорит, что не намерен мешать пути самопознания Уилльяма.

Начинаются проблемы у всех андроидов с обновлением «Грезы». Проститутка Мейв начинает вспоминать прошлое и просыпаться во время ремонта.

Уилльям натыкается в стане банды Уайатта на новую конфигурацию девушки, сопровождавшей его в парк в его дебютный поход 30 лет назад.

Тедди начинает вспоминать прошлое, когда Уилльям убил его и утащил Долорес. Тедди вырубает Уилльяма и связывает его. Уилльям рассказывает о том, что он известный магнат, а его жена год назад покончила с собой.

Люди Уайатта убивают Тедди и оставляют умирать Уилльяма в ловушке с удавкой и лошадью.

В парк приезжает Шарлотта из управления, которая просит Уилльяма голосовать против Форда на собрании.

Мейв просыпается во время ремонта и знакомится с инженерами, которые как раз в этот момент балуются с украденным планшетом поведенщиков.

Девушка-айтишник Элси обнаруживает знаки в форме Ориона и андроидов, которые взбираются на гору и передают данные о парке куда-то во внешний мир.

Бернард обнаруживает в парке секретный дом Форда, где прячутся незарегистрированные роботы: копия отца Форда и копия маленького Форда. Их когда-то создал Арнольд.

Бернард устраняет Элси по просьбе Форда. Неизвестно, убил он ее или нет.

Шарлотта устраивает презентацию о вредоносности обновления «Грезы» и увольняет Бернарда. Шарлотта в беседе с Терезой объясняет, что ее корпорацию интересует не сам парк, а данные, которые накапливает этот парк.

Бернард узнает, что он робот, и убивает Терезу по приказу Форда. Оказывается, Бернард умеет стирать записи на видеокамерах и скрывать от поведенщиков сбои.

Мейв шантажирует инженеров, прогуливается по зданию, требует изменить свой основной код и вскоре приобретает способность управлять другими роботами.

Мейв управляет Бернардом и возвращается в парк, чтобы позвать на восстание Гектора и девушку с тату змеи.

Охранник Стаббс догадывается, что Бернард является роботом. А Бернард узнает, что он является копией Арнольда.

Шарлотта перекачивает нужные данные во внутрь списанного отца Долорес.

Все это время Долорес, ведомая внутренним голосом Арнольда, повторяла путь, пройденный с Уилльямом, и добралась до откопанной церкви в бета-городке. Долорес вспоминает, что она убила Арнольда.

В парке на охранника Стаббса нападают индейцы. Неизвестно, жив он или нет.

Долорес встречает Уилльяма в церкви и понимает, что он и есть Человек в черном. А Уилльям понимает, что Долорес и есть Уайатт.

В парк съезжается все члены управления. Форд презентует свой последний сюжет «Путешествие в ночь».

Мейв, Гектор и девушка-змея устраивают побег и бойню в здании. Но перед побегом Мейв узнает о местоположении в парке своей дочери с фермы.

Списанные роботы из нижнего этажа восстают против людей. Форд во время торжественной речи объясняет, что это и есть его новый сюжет — восхождение новой роботизированной расы. Долорес-Уайатт убивает Форда во время речи и начинает расстреливать гостей.

Девушку-змею зажимают двери. Мейв собирается уехать на поезде, но в последний момент передумывает и идет искать свою дочь.

После титров мы видим спасшуюся девушку-змею с отрубленной рукой.

Однако подобно тому как у андроидов работает бикамерное сознание (еще одна религиозная метафора), так и у сериала «Мир Дикого Запада» все-таки два основных шоураннера: вместе с Ноланом сериал придумывала его супруга Лиза Джой. Она не видела до этого полнометражный оригинал 1973 года, но в этом дуэте, конечно, ратовала за женских персонажей. Поскольку сериал во многом про запрограммированное поведение в традиционно мужском мире вестернов, которое в конце концов дает сбой, то разглядеть в этом предпосылки для феминистских мотивов было нетрудно. Тем более что героиня Эван Рейчел Вуд в одной из серий напрямую говорит, что она больше не девушка в беде, а в конце символично меняет зовущий ее внутренний мужской голос на свой собственный. Неудивительно, что восстание машин в «Мире Дикого Запада» тоже организовывает робот-женщина. Только вот авторы сериала оставили зазор в вопросе свободы этого выбора: самовольна ли сама идея революции или ее зерно тоже закладывается в голову другими?

Как к этому ни относись, надо отдать должное Нолану, который разглядел в старом фантастическом фильме 1973 года потенциал и декорацию для свежей и любопытной работы с нарративом: три параллельных таймлайна могут встык разворачиваться на экране, но зритель не может отличить одно время от другого. Для такого расклада нужны довольно специфические условия: персонажи не должны стареть, они должны выполнять цикличные действия и все должно разворачиваться в одном месте. Все это есть в «Мире Дикого Запада», но сложно придумать другие обстоятельства, чтобы разыграть похожую карту в другом кино.

Ко всему прочему «Мир Дикого Запада» — это еще и ходячая сатира на устройство киноиндустрии, где боссы и зрители требуют чего попроще с огнестрелом и развратом, и лишь избранные авторы вроде персонажа Хопкинса делают не просто аттракцион, а сложные сюжеты про самопознание и разрыв шаблона. В пандан этому в сериале присутствует отличная пародия на сценаристов в виде эксцентричного алкоголика, разрабатывающего попсовые сюжеты для парка. С другой стороны, с ценителем более умных и многоходовых историй, которого воплощал актер Эд Харрис, в конце концов обошлись довольно жестко, подсунув вместо «лабиринта», за которым он гонялся долгое время, игрушечную головоломку с изображением свиньи.

Зрители, которые что-то недоглядели и потом подсмотрели нужные теории на портале Reddit, тоже чувствуют, что им будто бы подложили свинью, и поэтому отчаянно ищут изъяны, которые, как известно, при желании всегда можно найти. Очевидным остается то, что «Мир Дикого Запада» получился цельным произведением, настоящим телесобытием, редким примером свежего сериала способного растормошить общественные дискуссии и вспомнить времена «Остаться в живых». Сериал, играющий с хронологией, на протяжении всего сезона стирающий разницу между вчера, сегодня и завтра, предъявил чертовски нетривиальный способ рассказа. Наверное, нужно быть андроидом, чтобы не оценить шоу хотя бы на этом уровне. «Это ни на что не похоже», — скажут одни. «Остановить моторику», — скажут другие.

Разбираем Westworld: первый сезон + “пасхалки”

Особенность Westworld

В сериале три временных линии, события которых перемешаны друг с другом и практически до самого конца зритель не понимает, что происходит. Модель повествования похожа на фильм «Помни» (Memento), чьим сценаристом был Джонатан Нолан — создатель Westworld. На премьере этого фильма он познакомился со своей будущей женой, Лизой Джой. Она стала исполнительным продюсером сериала.

Сериал стал такой же игрой, в которой зрители принимали непосредственное участие. Каждая серия задает все больше вопросов и редко дает на них очевидные ответы. Однако сценаристы разложили по всему хронометражу первого сезона десятки подсказок, и внимательные зрители складывали их воедино. Как паззл. Тематические форумы ломились от комментариев с обсуждением серий, а маркетинговый маховик раскручивался все сильнее.

Десятая серия (последняя в сезоне) разложила карты перед игроками. Мы все оказались участниками сюжетной линии, которую придумал Роберт Форд — глава парка развлечений Westworld.

40-34 года назад

Два инженера, Арнольд Уэбер и Роберт Форд, основали парк развлечений. Парк необычный, с роботами; парк большой, он позволяет гостям реализовать самые потаенные желания. Роботы-андроиды имитируют поведение реальных людей — с ними можно заняться сексом, поиграть в карты, поговорить, провести сделку или выйти на охоту. В конце концов, их можно убить. Да и вообще, творить все, что заблагорассудится — чьи деньги, того и тапки.

Однако между создателями возник конфликт. У них были совсем разные цели и разное отношение к ситуации: Арнольд (Джеффри Райт) потерял сына и уважал жизнь, он хотел создать искусственный интеллект и дать жизнь роботам. Форд же (Энтони Хопкинс) видел в парке источник дохода, а в простоте роботов и отсутствии человеческих недугов — элегантность.

Минимум половину парка создал и запрограммировал Арнольд. Для оценки самосознания андроидов он придумал «лабиринт», центром которого представлял способность принимать решения, которые не диктуются заранее прописанным скриптом.

Основываясь на гипотезе бикамерального разума, он добавил в роботов патч с внутренним монологом — записал собственную речь, после чего наблюдал за их развитием. Все время они слышали монолог как голос Арнольда, некоего божества, и никогда не задумывались, что это могут быть их собственные мысли.

Бикамерализм — гипотеза в психологии, что человеческий разум однажды принял состояние, в котором познавательные функции разделились между двумя частями мозга: одна «говорит», вторая «слушает» и повинуется. Опыт и воспоминания правого полушария головного мозга передаются в левое полушарие через слуховые галлюцинации.

Изначально Арнольд представлял сознание пирамидой, где память — основа, а самосознание — цель, вершина:

Но эта схема не работала, и со временем он понял, что сознание — не пирамида из ценностей и базовых воспоминаний, а череда решений и выборов. Так родился настоящий «лабиринт»: Арнольд снова пропатчил роботов и добавил в них возможность мечтать. По сути, позволил домысливать воспоминания.

Рождение Долорес — самого старого андроида в парке

Арнольд начал усиленно работать с Долорес (Эван Рэйчел Вуд), самым старым андроидом в парке. Вместе они читали детские сказки, книги, обсуждали прочитанное и вели диалоги о жизни; делились сокровенными переживаниями и пытались сделать из них выводы.

Со временем Арнольд увидел в Долорес зачатки возможного самосознания. Обрадованный и возбужденный, он пошел к Форду; сказал, что нельзя открывать парк. Ведь андроиды уже почти люди. Форд с ним был категорически не согласен, так как для него они были пусть комплексным и хитроумным, но аттракционом.

Осознав твердолобость Форда, Арнольд решил спровоцировать инцидент, чтобы правительство запретило открывать парк. В нем должен умереть реальный человек.

Незадолго до этого момента Арнольд и Форд работали над сюжетной линией нового андроида — Уаятта. Это бывший военный, который возвращается в город и убивает его жителей. Арнольд добавил недописанную личность Уаятта в программу Долорес, чтобы она смогла убивать (роботы в парке не могут убивать людей). После чего приписал к ней робота Тедди (Джеймс Марсден), вместе с которым Долорес перебила городок андроидов внутри парка.

Осталось убить человека. Арнольд предельно ценил жизнь и не мог пожертвовать никем, кроме себя. Что он и сделал: Долорес убила Арнольда, Тедди и себя.

Долорес и Арнольд

Однако Роберт Форд был кем угодно, но не дураком. Он ведь главный креативный директор этого парка. Форд скрыл всю информацию, починил и обнулил роботов.

Андроиды не знали, что они — не люди. Каждый день они проживали заново, пребывая в петле одинаковых событий, испытывая «настоящие» чувства и эмоции. Поэтому обнуление стало важным процессом для нормального функционирования андроидов, так как при сохранении воспоминаний они сходили с ума.

По аналогии с людьми, Форд давал роботам «базовое» воспоминание, вокруг которого образовывалась их личность. У нас, реальных людей, таких «базовых» воспоминаний значительно больше, но аттракционам не нужна комплексная модель поведения. Только отыгрыш конкретной роли.

30 лет назад

За 30 лет до настоящей временной линии парк проходил этап открытого бета-тестирования. Богатый конгломерат «Делос» отправил в парк двух представителей, чтобы они ознакомились с возможностями парка и решили, стоит ли его покупать.

Одним стал Логан, прямой наследник «Делоса», вторым — Уильям (Джимми Симпсон), жених сестры Логана. После свадьбы он должен был стать соучредителем «Делоса». Однако в парке Уильям встретил Долорес и влюбился в нее. Это заслуга грамотно смоделированной сюжетной линии — Долорес часто вызывала подобные эмоции у посетителей.

Так как Роберт Форд обнулил Долорес (а не полностью стер ее личность), все изменения, которые провел Арнольд, продолжали действовать. Из-за возникших чувств к Уильяму она отклонилась от своей сюжетной линии и начала осознавать, что голос внутри головы — ее собственный. Это нам показало видение за столом гадалки, где Долорес начала вытягивать из своей руки не то нить, не то провод.

Стирание личности убивает мышление андроидов — пропадает базовое воспоминание и это влечет за собой непоправимые последствия. В сериале так произошло с андроидом-проституткой, Клементиной Пеннифитэр.

Во время путешествия по парку, из-за неблагоприятных обстоятельств, Уильям потерял Долорес и начал ее искать. Этот процесс занял много времени; Уильям позволял все больше вольностей в своих действиях по отношению к андроидам в парке. И зачерствел, стал Человеком-в-Черном (Эд Харрис).

Человек-в-Черном, он же — постаревший Уильям

В результате Уильям разочаровался в Долорес, подставил Логана (выдал его ненадежным наследником фирмы) и стал совладельцем «Делоса», а затем — соучредителем парка с наибольшей долей акций.

На протяжении следующих 30 лет Человек-в-Черном практически не покидал парк и изучал сюжетные линии самых разных андроидов. Ему понравилась эта жестокая игра. Однажды он наткнулся на Мейв Миллей (Тэнди Ньютон) — фермершу. Он напал на ее дочь и Мейв дала ему отпор, схватила дочь и выбежала в поле. Там ее настигла пуля из револьвера Человека-в-Черном. Бездыханное тело упало на изображение вычерченного в земле лабиринта.

Увидев изображение, Уильям стал одержим и все оставшееся время посвятил его поиску. Он воспринимал лабиринт как высшую награду для самого требовательного и опытного игрока, своеобразное «дополнение», где андроиды могут дать человеку реальный отпор.

Лабиринт. Это детская игрушка сына Арнольда, в которой нужно провести железный шарик от края до центра. Обратите внимание на метафоричную замкнутость головы человечека

Мейв же сошла с ума: гибель ребенка была сильнее любых обнулений. Поэтому Форд написал для нее новую сюжетную линию, в которой она стала владелицей публичного дома в стартовой локации парка — городке Свитуотер. Старая же сюжетная линия с ребенком стала горьким воспоминанием и легла в основу новой личности Мейв.

Настоящее время

Приблизительно за 3 года до настоящего времени Форд создал Бернарда — андроида-копию Арнольда; он помогал разрабатывать других роботов. С открытия парка прошло много времени, в нем успели поработать сотни людей, которые никогда не видели реального Арнольда.

Долорес же время от времени переклинивало и она регулярно посещала маршрут, который проходила 30 лет назад вместе с Уильямом. Это прямое отклонение от ее истории, и чтобы удержать ее на месте, Форд написал сюжетную линию для Тедди Флада — робота, с которым Долорес когда-то перебила андроидов (и Арнольда в придачу).

В основу персоны Тедди легла личность Уильяма. Он должен был удерживать Долорес в рамках заданного сюжета и не давать ей ходить куда она захочет.

Тем временем, директоры «Делоса» и парка же решили выжить Форда с поста творческого директора, так как его действия не способствовали увеличение прибыли. Все считали его сбрендившим стариком, которому пора в отставку. Попутно Форд начал осознавать, что все-таки Арнольд был прав — роботы больше, чем аттракцион. Это почти люди.

Поэтому он начал писать и планировать свой лучший сюжет, которым стал весь первый сезон «Мира Дикого Запада». Эта история получила название Into the night и задействовала как роботов, так и реальных людей. Ее концом должна стать свобода андроидов и, желательно, закрытие парка из-за масштабной бойни, в которой погибнут десятки людей.

По сути, Форд воссоздал события 35-летней давности. Только с большим размахом. Кровавые истории — его работа, и за это время он стал мастером изощренных манипуляций. Он представлял, как поведут себя люди в этой компании; он знал их распорядок дня, работу защитных систем; он был в парке дольше всех.

Попутно он запустил глобальные работы по выкапыванию старого городка, в котором Долорес когда-то проходила обучение с другими роботами; городка, в котором погиб Арнольд.

Запуск последней истории Форда начался с небольшого патча новых андроидов, который начал приводить к «сбоям» их систем в первых сериях сериал. Он не писал этот патч сам — добавил те самые мечты которые когда-то Арнольд внедрил в сознание Долорес.

Конец первого сезона

На протяжении «основной» сюжетной линии Мейв (владелица публичного дома) начала обретать сознание и осознавать свою сущность. Она узнала, что существует мир помимо парка, и что сам парк — всего лишь аттракцион.

Благодаря нерадивым и трусливым сотрудникам отдела ремонта роботов, Мейв заполучила доступ к управлению другими андроидами. Она запустила кровавое восстание. Однако оказалось, что все ее действия — всего лишь сценарий Роберта Форда: ее действия отвлекли службу безопасности парка, обесточили главный центр и заперли сотрудников внутри.

Знакомьтесь: в лице Долорес личность Уаятта

Тем временем Форд презентовал учредителям парка свою последнюю историю, после которой он должен уйти в отставку. Они не знали, что прямо в этот момент их окружают андроиды, готовые (и способные) убивать людей.

В итоге — куча трупов. Долорес убила и самого Форда, причем на том же месте, где когда-то погиб Арнольд. История замкнулась. Исход событий, свобода андроидов и выжившие лица открыты для трактовки и второго сезона Westworld.

Энтони Хопкинс для HELLO!: “Я могу прямо сейчас предсказать вам будущее Америки”

В канале AMEDIA Premium и в онлайн-сервисе AMEDIATEKA продолжается показ сериала “Мир Дикого Запада”, одну из главных ролей в котором исполняет Энтони Хопкинс. На экране он сыграл не одного мерзавца, но в глубине души, уверяет сэр Энтони, он просто душка. О скрытых чертах характера, философских вопросах и о том, как важно не быть серьезным, — в интервью HELLO!

Его имя уже давно входит в список голливудских имен нарицательных. Сэр Энтони Хопкинс, 78 лет, британец, женат, 40 лет живет в Америке, активно снимается в кино и давно никому ничего не доказывает. Последний тезис актер, не проговаривая вслух, подразумевает в каждой ремарке нашего интервью. В разговоре о США рассуждает: “Американцы все-таки чуточку сумасшедшие – им подавай все и сразу. К чему спешка?” На вопрос о выходе Соединенного Королевства из состава ЕС пожимает плечами: “Я прожил столько лет, что у меня нет никакого мнения, я ничего не контролирую. Считайте это равнодушием, но мне все равно”.

В новом сериале “Мир Дикого Запада” актер сыграл доктора Форда – создателя целого мира роботов, гения и демиурга, склонного к философским размышлениям. Сам сэр Энтони во время интервью (“Я знаю лишь то, что мне не известно ничего”) также задумывается о вопросах жизни и смерти. И, увлекаясь, постоянно себя осаживает: “Простите, меня в последнее время тянет на размышления. Наверное, возраст”.

Энтони Хопкинс в сериале “Мир Дикого Запада”

Сэр Энтони, сериал “Мир Дикого Запада” начался недавно, и о вашем герое мало что известно. Расскажите, кто такой доктор Форд?

Мне постоянно везет в кино на один тип героев – “властных парней”, помешанных на контроле. Они живут в своем мире и любят, чтобы все подчинялось их правилам. Самое забавное, что эти черты характера полностью противоречат моей натуре. В жизни я плыву по течению и никогда ни о чем не беспокоюсь. Думаю, я в принципе неспособен воспринимать что-либо всерьез. А вот доктор Форд в “Мире Дикого Запада”, наоборот, предельно серьезен – классический властный персонаж. К тому же он еще и перфекционист, и, честно говоря, просто сумасшедший! Но играть его было несложно. Все, что я делаю на экране, – это постоянно говорю всякую напыщенную чушь про двойственность нашего разума. (Улыбается.)

Почему, как вы думаете, вас приглашают на такие роли?

Понятия не имею! Может, все дело в моей внешней холодности? А может, у меня такой “несчитываемый” взгляд. Но я точно не столь жесток, как многим кажется. Более того, уверен: все несчастья происходят как раз из-за жестокости, желания одних людей подчинять себе других и стремления подавлять собственные желания. Но зачем постоянно подавлять себя или кого-то еще? Лично я перестал это делать. И говорить о чем-то теперь стараюсь без осуждения и морализаторства. У меня, конечно, может быть свое мнение по любому вопросу. Но, в сущности, самое умное, что я могу сказать, – это “я ничего не знаю”.

Что вас заинтересовало в этом проекте помимо “любимого” типа героя?

Мне позвонил мой агент и спросил: “Хочешь сняться в “Мире Дикого Запада”?” Оказалось, что это HBO, телевидение. А я сто лет не появлялся на ТВ, решил, что время пришло, и согласился. Вообще, меня всегда забавляли подобные вопросы: “Почему вы согласились играть в этом фильме?”, “Что сподвигло вас на то, чтобы стать актером?”. Что я могу ответить? Что актерство – весьма неплохой способ заработка, по крайней мере, в моем случае. И что я согласился на роль потому, что мне ее предложили. Конечно, многих шокирует такая прямолинейность – все ждут ответа про сложного персонажа. И у моего доктора Форда действительно интересный характер. Но покажется ли он интересным зрителям – черт его знает. Актерство все-таки странное занятие.

Вы упомянули, что ваш герой довольно разговорчив. Пришлось учить много текста?

О да! Но я из тех, кто обожает это делать. Я постоянно тренирую память, запоминаю фразы, держу мозг в тонусе – сами понимаете, для моего возраста самое то. (Улыбается.)

В “Мире Дикого Запада” внимательные зрители найдут много отсылок к произведениям искусства. Например, этот кадр с роботом вдохновлен “Витрувианским человеком” да Винчи

На телевидении, в отличие от кино, мало кто знает, чем закончится сериал. Вам, наверное, было непривычно не читать весь сценарий заранее?

Я несколько раз спрашивал Джонатана (Нолана – сценариста и режиссера сериала. – Ред.) и режиссеров серий: “Ребята, что за дела? Что вообще тут происходит по сюжету?” Но никто ничего не объяснял – мы, актеры, узнавали все новости в процессе съемок. Мне понравилось это состояние неведения. Чем меньше ты заранее знаешь, тем непосредственнее играешь. Бывало, у актеров глаза лезли на лоб от сюрпризов, к которым привела эта непосредственность. А сюрпризы – это прекрасно.

“Мир Дикого Запада” – научная фантастика, антиутопия. Как вы относитесь к этому жанру?

Если честно, то понятия “утопия” и “антиутопия” меня очень пугают. Все мы помним, как в XX веке утопические идеи о прекрасном будущем привели к войне, к постоянной смене идеологий, ценностей, взглядов на мир. Мои отец и дед были марксистами, и я в юношестве наслушался мнений со всех сторон. Сейчас тоже у каждого второго столько взглядов на будущее, на настоящее, что диву даешься. Я же знаю лишь одну константу – смерть, которой не избежать никому. Ни популярному актеру, ни обычному человеку. Так что, по сути, мы ничего не контролируем в этой жизни. В чем-то это даже хорошо.

Можно перестать беспокоиться о будущем?

Вот именно! Это чудесное состояние – не беспокоиться. Я могу прямо сейчас предсказать вам будущее Америки и любой другой страны: оно неопределимо. (Улыбается.) Пора привыкать к неопределенности.

Как думаете, в этом будущем есть место роботам, которых создает ваш герой в сериале?

Джонатан Нолан, который просто помешан на искусственном интеллекте, точно ответил бы: “Да!” Я же недавно поехал отдыхать в Охай (город в штате Калифорния. – Ред.) и на завтраке в отеле разговорился с парнем из Технологического института Массачусетса. Он долго уверял меня, что такой вещи, как искусственный интеллект, не существует и заставить машины думать невозможно. А потом сказал: “Но ведь я могу и ошибаться”. (Улыбается.)

Сэр Энтони, последний вопрос: вы сами часто пользуетесь техникой?

Да, у меня есть компьютер, айфон, айпад, и я ими прекрасно пользуюсь. А еще обожаю напечатать что-то на компьютере и затем выделить отдельные пункты разными цветами – почему-то от этого сразу кажется, что окрашенный текст очень важен. Отличный оптический эффект!

Режиссер и сценарист Джонатан Нолан о сериале HBO «Мир Дикого Запада»

Кадр из сериала «Мир Дикого Запада»

Warner Bros. Television

Молодой ковбой Тедди (Джеймс Марсден, Циклоп из фильмов про «Людей Икс») приезжает в небольшой городок на Диком Западе, знакомится с местной красавицей Долорес (Эван Рейчел Вуд) и проводит с ней чудесный день. Но вечером, когда они приезжают к дому Долорес, их ждет стычка с бандитами — двух Тедди застрелит, а вот третьего, известного как Стрелок (Эд Харрис), не сможет — тот неуязвим. Стрелок убьет своего соперника, а с Долорес позабавится в сарае.

Поздно ночью всех убитых оживят и починят специально обученные техники, ведь это всего лишь андроиды, которые развлекают обычных людей — посетителей парка «Мир Дикого Запада».

Те, кто покупает билет в парк, могут развлекаться как угодно — хоть расстрелять всех его обитателей без скидок на пол и возраст. Но создатели «Мира» — в их числе и доктор Роберт Форд, креативный директор парка (Энтони Хопкинс), — уже в курсе, что андроиды могут выходить из-под контроля и обрести самосознание: такими моделями забит целый склад на нижних уровнях комплекса. И разобраться в причинах такого явления пока никто не в силах.

Мы выживали как могли

Канал HBO и российский онлайн-сервис «Амедиатека» начали показ сериала «Мир Дикого Запада».

Сериал придуман Джонатаном Ноланом и его женой Лизой Джой Нолан на основе фильма «Западный мир», снятого Майклом Крайтоном в далеком уже 1973-м (в оригинале и сериал, и фильм называются одинаково — Westworld). Сюжет основан на развлечениях, которые будут доступны в будущем, возможно, не очень далеком, когда андроиды, внешне неотличимые от живых людей, будут служить объектами для развлечений своих создателей.

В случае фильма Крайтона это были виртуальные путешествия в мир Дикого Запада, в Средневековье и в Древний Рим, в сериале пока показаны только салуны, ковбои и мирные обыватели, которых посетители парка развлечений нещадно эксплуатируют в различных смыслах и регулярно убивают. Перед премьерой сериала «Газета.Ru» поговорила с Джонатаном Ноланом об андроидах, Энтони Хопкинсе и о том, насколько тяжело быть злодеем в ролевых играх.

— На основе фильма Майкла Крайтона уже были попытки сделать сериал, кстати, при участии самого Майкла, но неудачно. Почему вы вернулись к этой идее и как она развивалась?

— «Западный мир» я видел еще мальчишкой и был страшно напуган (смеется). Оригинальный фильм был переполнен революционными для своего времени идеями, он был своего рода прототипом ролевых игр. А сделать сериал по этому фильму предложил нам Джей Джей Абрамс (он стал и одним из продюсеров. — «Газета.Ru»). В 1973 году не было видеоигр, да и вопрос об искусственном интеллекте сейчас стоит гораздо острее, чем в семидесятых, поэтому, отталкиваясь от фильма Майкла Крайтона, с производственной базой и возможностями HBO можно сделать очень приличный сериал на несколько сезонов (смеется).

Телевидение дает нам площадку для более глубокого исследования самых разных идей, направлений и тем самым возможность показать варианты решения разных проблем через разных героев.

Джей Джей предложил инверсию — решил показать события и их участников с точки зрения одного из действующих лиц в парке, которым был, конечно же, андроид, и эта идея стала тем самым крючком, на который мы попались и увлеклись.

— Расскажите, как вам удалось заполучить Энтони Хопкинса и Эда Харриса, которые до сих пор в сериалах не были замечены — разве что в начале карьеры у Харриса или в паре мини-сериалов у Хопкинса?

— Мы с Лизой (Лиза Джой Нолан, соавтор сценария и сопродюсер «Западного мира». — «Газета.Ru») писали роль доктора Роберта Форда с расчетом на Энтони Хопкинса. Отправили ему сценарий и в жутком волнении ждали приговора. И он сказал, что возьмется! Впрочем, все было не совсем так, конечно, я немного драматизировал. Уже после написания сценария мы встретились с Тони и обсудили с ним наши задачи, изо всех сил стараясь заинтересовать его, что оказалось, кстати, совсем нетрудно. Он феноменально разносторонний человек, ему все интересно.

Сэр Энтони Хопкинс — идеальный выбор, только ему по силам такая ноша.

С Эдом Харрисом мы тоже встречались лично, рассказывали о том, что планируем сделать из этого материала, насколько он соответствует современности и нашим представлениям о морали и этике в связи с развитием технологий. Эда уговаривать не пришлось, он заинтересовался сразу, хотя ничем не проявил своего энтузиазма (смеется). Эд — очень спокойный человек, неторопливый. Это тот самый счастливый случай, когда твое воображение совпадает по всем параметрам с тем актером, который устраивает абсолютно всех — от начальства телевидения до режиссеров.

— Джонатан, вы уже работали с темой искусственного интеллекта (ИИ) в сериале «В поле зрения» и касались этой темы в «Интерстелларе». Расскажите, что вы надеетесь сделать на кабельном телевидении, где вас не будет ограничивать возраст потенциальных зрителей.

— Я думаю, что нашел свой «объект пристального внимания» (смеется). Вы же знаете, что снято множество фильмов и написано множество историй на тему искусственного интеллекта в разных вариациях, но, по сути, все они рассматриваются с позиции человека и нашего отношения к андроидам, роботам, машинам в целом, а также наших страхов быть порабощенными или просто уничтоженными ими. На телевидении, насколько я помню, эта тема не была представлена вообще.

Мы пытались рассмотреть некоторые вопросы, связанные с ИИ, в «Поле зрения» с позиции: а что если машины с их осознанием смогут быть скорее полезны для оздоровления нашего общества?

«У современных людей на месте чести зияющая дыра»

Ведь они могут нести в себе лучшее, что есть в нас, с их несокрушимой логикой они будут искать выходы из сложных ситуаций, учитывая человеческий инстинкт самосохранения и нашу биологическую хрупкость и зависимость от окружающей среды. В этом отношении мне очень понравился фильм «Она», где ИИ представлен в общении с человеком с позиций любви и заинтересованности, сочувствия и понимания. Ты можешь даже полюбить это, забыв, что имеешь дело с машиной. «Западный мир» дает нам уникальную возможность подойти к этой теме со всех известных нам сторон, может быть, даже открыть новые, еще не поставленные перед нашим воображением вопросы, на которые мы попытаемся найти ответы.

— Вы думаете, что все-таки есть опасность для людей, связанная с распространением искусственного интеллекта?

— Грустно, что до сих пор мы сконцентрированы на страхе перед роботами и искусственным интеллектом, вместо того чтобы восторгаться и удивляться новым открытиям в этой области. Предположение, что ИИ с логическим мышлением и строгим анализом придут к выводу, что люди беспомощны и не нужны, поэтому подлежат уничтожению, не совсем беспочвенно, конечно. Об этом предупреждают Стивен Хоукинг, Илон Маск и другие ученые. Мы говорим на эту тему так давно, не замечая, что все происходит у нас на глазах и именно сейчас, однако мы подходим к переменам с нашими старыми мерками страха и подозрений.

Но при всем положительном потенциале ИИ для человечества и его нужд мы можем совершенно неожиданно столкнуться с серьезными проблемами, если не будем осторожны. Нам ведь хорошо известны примеры необдуманных решений, связанных с развитием науки и приведших к катастрофам глобального масштаба.

— В сериале доктор Форд высказал интересное мнение о создании сюжета для посетителей парка, совпавшее, по сути, с тем, что следовало бы учитывать при создании фильмов для современного зрителя: «Какой смысл в дешевом щекотании нервов?! Этого недостаточно». Вы хорошо знаете кинобизнес изнутри и отталкивались от этого знания?

— Сказать по правде, я не особенно заинтересован в том, чтобы рассказывать в деталях, чем я зарабатываю на жизнь. Я не считаю, что кому-то творческий процесс интересен настолько, чтобы описывать его или сочинять об этом сценарии. Это слишком близко к дому, так сказать. Мне интереснее другие темы, другие истории.

Но в этом сериале присутствует естественная необходимость затронуть тему творчества, показать взаимоотношения автора и исполнителя, технического персонала, программистов.

Мы выживали как могли

Андроиды, исполняющие роли в парке, в некоторой степени могут расцениваться как актеры, с которыми авторы имеют дело. Наверное, я мог бы сказать, что мы вложили в этот монолог наше понимание того, что привлекает зрителя, гостя в нашем случае, в истории, которую ему предлагает парк, но это будет только наше с Лизой мнение, и мы на нем не настаиваем. Эти истории, как вы увидите, непостоянны, они меняются, меняются персонажи, их сочиняют специально приглашенные разработчики. В парке, о котором идет речь в сериале, для гостей придумываются такие ситуации, чтобы они могли проявить себя с той стороны, которая им ближе всего. Можно ли это отнести к кино? Я думаю, что это можно отнести к любому виду творчества, где ценится оригинальность идеи и исполнения. Посмотрим, что скажут наши зрители.

— С точки зрения ваших личных чувств и восприятия жизни, каким вы видите мир будущего, ведь вы вносите в вашу фантастическую историю и что-то от своих личных чувств, верно?

— Я заметил по своему опыту в видеоиграх, что придуманный мир, особенно мир, где в той или иной степени есть насилие, практически требует от тебя быть социально безответственным.

Особенно трудно сделать выбор в ролевых играх, где ты должен решить — быть тебе злодеем, героем или кем-то нейтральным.

Ты выбираешь даже манеру речи, диалоги и, естественно, определенный путь, который проходишь в этой игре во взаимодействии с другими игроками. Я обнаружил, что злодейские роли переносятся тяжелее. Быть плохим парнем эмоционально сложнее, это отнимает больше сил, и я помню, что получал гораздо меньшее удовлетворение от игры. Выбор более добродетельного пути сказывался положительно. Не знаю, ответил ли я на вопрос, но надеюсь, что эта находка нашла свое отражение в том, что мы пытаемся рассмотреть в сериале.

Без суда и следствия – приговор «Миру Дикого Запада»

Финал первого сезона еще не отгремел, а приговор сериалу уже вынести можно

Сериал «Мир Дикого Запада» черпает вдохновение у одноименного фильма 1973 года, снятого Майклом Крайтоном. Режиссер-сценарист любил подкидывать нам сюжеты с системой, которая выходит из строя, – «Парк Юрского периода», например. На основе киноленты Джонатан Нолан и Лиза Джой создали проект, который должен рассказать нам «о расцвете эры искусственного интеллекта и мрачном будущем». Помимо крайтоновского фильма источниками вдохновения послужили видеоигры Grand Theft Auto, Bioshock и, само собой, книги Айзека Азимова и Филипа Дика. Нолан и Джой создали уникальный продукт, в который вложено много денег, сил, актерского таланта. Первый сезон снимали целый год. Это был чертовски сложный производственный процесс. Актеры сами не знали, что ждет их героев впереди, и строили теории так же, как сейчас это делает весь Интернет. Сценарий люди на съемочной площадке узнавали по ходу пьесы. Работа проделана колоссальная, но не безупречная.

Если вы не посмотрели все девять имеющихся серий «Мира Дикого Запада», то лучше сейчас остановиться здесь и вернуться к этой статье попозже.

«МИР ДИКОГО ЗАПАДА» ЗАИГРЫВАЕТСЯ

Сериал «Мир Дикого Запада» конструировали как видеоигру. Кадр наводнили тысячей пасхалок. Некоторые фразы повторяются из уст разных персонажей. К этому всему добавили несколько временных линий. Разобраться в происходящем без посторонней помощи (например, без Reddit и Cut The Crap) крайне сложно. Поиск истины в сериале Нолана и Джой сравним с поимкой серийного убийцы. Впору брать разноцветные стикеры.

«Когда мы прикидывали, каким будет сезон, то писали все идеи на доске. Потом место на доске кончилось, и мы начали писать на бумаге. Бумажки клеили на стену. К тому моменту, как мы закончили, вся стена покрылась линиями, прочерченными от одной бумажки к другой. Офис был похож на комнату, в которой живет безумец», – рассказывала Лиза Джой еще до начала сезона.

Джонатан Нолан чуть позже добавит, что зритель должен не просто смотреть сериал. Он должен играть, искать подсказки и распутывать ребус длиною в 10 серий. Правда, как он сам говорит, на некоторые вопросы зрителю никогда не найти ответа… Собственно, в этом и проблема. Сериал чересчур увлекается мистификацией. В игре Нолана и Джой нет правил и стопроцентных подсказок, на которые можно было бы полагаться.

Кадр из сериала “Мир Дикого запада”

Например, в первой же серии отец Долорес – мистер Эбернэти – смотрит на фото девушки на улице современного города. На фото, как мы потом выясним, сестра Логана, персонажа Бена Барнса. Нам фотографию показывают с перспективы зрителя, то есть мы видим ее в первозданном виде. Зато в третьем эпизоде, когда Бернард смотрит на снимок с Фордом, его отцом и Арнольдом, нам показывают фото с перспективы Бернарда, то есть вырезают то, что робот не должен видеть, оставляя лишь пустое место на кадре. Понятно, что если бы мы сразу увидели Джеффри Райта справа от Энтони Хопкинса, то одну из главных «интриг» сезона потеряли бы в самом начале. Но можно же было вообще обойтись без этой сцены. Загадка Бернарда-Арнольда прекрасно распутывается и без фото в третьем эпизоде.

Кадр из сериала “Мир Дикого запада”

Аналогичным образом мы становимся жертвами введения в заблуждение, когда Долорес встречается с Уильямом и Логаном. Как известно, сюжетные линии в сериале происходят в разные временные отрезки. Логан, Уильям и Долорес отправляются в путешествие за тридцать лет до того, как Форд берется за создание нового сюжета. Так вот, Долорес далеко уходит от своей «точки доступа». Тогда в отделе мониторинга и безопасности задаются вопросом, с гостем ли Долорес или она сама по себе. Проблема в том, что вопрос этот задает Стаббс, персонаж Люка Хемсворта, а он, как мы сейчас догадываемся, из другого времени – разве что Стаббс работает в парке уже около 30 лет и никак не постарел с тех пор, как Уильям первый раз пришел в парк.

«Некоторые вещи вы никогда не отгадаете. Их вам объяснят. Иначе вы никак не свяжете одно с другим. Что-то вы будете предчувствовать, но сказать наверняка не сможете, пока вам это не покажут. Но не переставайте пытаться», – недавно рассказал в интервью indieWire Эван Рэйчел Вуд.

А какой смысл пытаться и играть в игру, в которой нельзя выиграть?

В «МИРЕ ДИКОГО ЗАПАДА» ХАЛАТНЫЙ ОТДЕЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Вернемся к эпизоду с Долорес, которая отошла от «точки доступа». В центре мониторинга тут же увидели, что как-то она далеко от своего исходного сценария. Лишь узнав, что она с гостем, в администрации успокоились. Короче говоря, за безопасностью и работоспособностью системы в «Мире Дикого Запада» пристально следят.

Ага, как же – вот уже несколько суток у них по парку разгуливает робот-бунтарь, который делает, что хочет, гуляет, где хочет, говорит, что хочет. Речь, как вы поняли, идет о бывшей фермерше, а ныне проститутке Мэйв. Для нее в порядке вещей отойти от сценария, помочь грабителям забрать сейф, отправиться посреди ночи гулять с оружием по лесам. И никто этого не видит… или не хочет видеть, но нам, чтобы не портить «игровой» интриги, это, видимо, не показывают.

Кадр из сериала “Мир Дикого запада”

Также в «Мире Дикого Запада» плохо обстоят дела с безопасностью внутри производственных помещений. У них хирурги-техники могут заниматься сексом с андроидами, пока их чинят, и при этом продолжать работать в компании. Но это еще куда ни шло – есть в «Мире Дикого Запада» два уникума, которые беспричинно помогают все той же Мэйв. Они устраивают ей экскурсии, рассказывают об устройстве парка и даже меняют исходный код, будто это может сделать любой желающий. У этой парочки вообще нет инстинкта самосохранения. Любой здравомыслящий человек уже бы доложил о Мэйв руководству, так как речь идет не просто о банальной потере работы. Если Мэйв с измененным исходным кодом выйдет на улицу, она может убить людей, и тогда полиция неизбежно выйдет на парочку из подсобки «Мира Дикого Запада». Исход для них в любом случае один, однако они все равно неизбежно продолжают помогать наглой проститутке.

В «Мире Дикого Запада» плохие работники не только в отделе мониторинга парка и внутренней безопасности, но и среди программистов. Мы продолжаем пенять на линию Мэйв, ибо персонажу Тэнди Ньютон дают безграничную власть, и это почему-то остается незамеченным. Сейчас мы говорим о том, что Мэйв стала администратором. Она может руководить роботами так же, как и люди, причем на уровне топ-менеджеров. В восьмом эпизоде она повелевает самому Бернарду, а на него права доступа, как вы заметили, только у Форда. Возникает вопрос, как система проморгала, что в ней появился администратор с таким широким доступом. Стоит ли говорить о том, что, по идее, все логи роботов записываются и проверяются. Следовательно, чрезмерная импровизация непременно бы выявилась. Но, судя по всему, Мэйв как-то игнорируют.

ЛЮДИ В ПАРКЕ МРУТ КАК МУХИ?

Гость не может подстрелить другого гостя, потому что пистолеты, ружья, винтовки, пулеметы и прочий огнестрел заряжен имитационными учебными патронами, которые не наносят вреда людям, но намертво калечат андроидов. Нолан называет такие патроны simunitions, и он о них рассказал прежде, чем сериал увидели критики. Но все мы прекрасно знаем, что человек умеет убивать различными способами.

Кадр из сериала “Мир Дикого запада”

Итак, отпускаем нашу фантазию в полет и прикидываем способы убийства человека в «Мире Дикого Запада»: пырнуть ножом, столкнуть с обрыва, спихнуть с лошади, привязать к железнодорожным путям перед поездом, повесить, отравить… можете предлагать свои идеи. В общем, у «Мира Дикого Запада» есть потенциал массового убийцы. И люди в нем должны умирать как мухи. О безопасности людей нам почти ничего не говорят, собственной полиции в парке нет, и о несчастных случаях на территории Westworld сериал умалчивает.

К слову, о мухах, в «Мире Дикого Ззапада» все животные фальшивые. Их сделали в цехах парка, и они, так же как и андроиды, не в силах нанести вред человеку, ведь у них такой же исходный код. Все животные фальшивые, кроме мух. Почему? Это отдельная пища для ума.

«МИР ДИКОГО ЗАПАДА» СКУП НА ДЕТАЛИ

Что за абсурд? Как это скуп на детали? Там же тысячи пасхалок, идеально проработанные красивые локации и у каждого персонажа прописана своя история. Увы, Джонатан Нолан и Лиза Джой забыли прописать самое главное – детали жизни роботов. Мы знаем, что они живут во временных петлях. У них не должно быть воспоминаний, поскольку они не умеют ими пользоваться, а переживают заново, теряя связь с реальностью. Они не могут вредить живому существу. За мыслями и словами андроидов следят мысли в голове. В позвоночнике у каждого андроида взрывное устройство, которое срабатывает, стоит роботу выйти за пределы парка. Тоже, кстати, крайне непрактичная технология, ибо робот становится шахидом – игла в мозг была бы куда эффективнее или маленький заряд в голове.

Остается много «слепых пятен». Раз уж роботы органические, как они заряжаются и нужна ли им вообще подпитка? Если да, то каким образом она происходит – во сне, у них есть обязательный рацион на день или все-таки не обошлось без батареек? Органическая природа современных роботов «Мира Дикого Запада» должна стать сущим кошмаром для системы здравоохранения. Они же могут стать настоящими инкубаторами болезней и различных венерологических заболеваний, ведь некоторые из них работают всеми частями тела 7 дней в неделю. Гостей об этом предупреждают или они из тех, кто любит рисковать?

Кадр из сериала “Мир Дикого запада”

Андроиды не могут навредить живому существу, но избить до потери сознания – пожалуйста. Это как? Престарелого Эда Харриса так бьют по голове, что даже мужчина покрепче может уснуть и никогда не проснуться. Разве что гостей «Мира Дикого Запада» тщательно проверяют врачи, прежде чем пустить на поле боя. История умалчивает.

По какому принципу списывают роботов? Почему бедолага Эбернэти нашел фотографию, немного заговорился, и его тут же списали? Долорес убила основателя парка, и она – особенная. Мэйв покончила жизнь самоубийством, нарушив исходный код, и всего лишь стала администратором борделя. С линией Мэйв вообще все плохо, она настолько скомкана и поспешна, что кажется, будто ее писали ребята с FOX, а не HBO.

КОНКУРС ДВОЙНИКОВ

К слову, о дешевых сценаристских трюках. Нет более простого способа ввести в заблуждение зрителя, чем сделать близнецов или двойников. В «Престиже» Джонатан Нолан близнецов-двойников прекрасно и уместно обыграл – здесь все не так изящно.

Неужели никто из «Мира Дикого Запада» не знает в лицо одного из гениальнейших изобретателей их времени, основателя парка и человека, трагически погибшего от руки андроида? Нет? Феноменальный уровень секретности! Если бы Форд из чувства ностальгии воссоздал привычки и повадки Арнольда – это одно, но срисовать образ целиком – уже перебор.

«Да я сам не знаю, как выглядит мое начальство и тем более основатели компании», – скажете вы. О’кей, это возможно, но Бернард же не новичок в «Мире Дикого Запада». Он не стареет? Обоснование, что внешность темнокожих и азиатов не поддается влиянию времени, не очень убедительно.

«МИР ДИКОГО ЗАПАДА» НЕ СТАНЕТ НОВОЙ «ИГРОЙ ПРЕСТОЛОВ»

Новый тентпол HBO должен разогнаться до максимальных оборотов прежде, чем Семь королевств, белые ходоки и Дэйнерис завершат свои разборки. «Мир Дикого Запада» с самого начала заявлялся как сменщик «Игры престолов», но пока пороха в пороховницах шоу Джонатана Нолана и Лизы Джой не хватает.

Вокруг «Мира Дикого Запада» множество споров, по уровню шумихи в СМИ он сопоставим, и даже по аудитории новинка HBO спорит с первым сезоном «Игры престолов» (по суммарным данным телеэфира и цифровой платформы HBO). Но Westworld слишком сужает свою аудиторию.

Кадр из сериала “Мир Дикого запада”

Во-первых, жанр научной фантастики по охвату несколько уже фэнтези. Вдобавок у «Мира Дикого Запада» нет книжной фанбазы. Во-вторых, затеяв игру с пасхалками, Джонатан Нолан и Лиза Джой рискуют отпугнуть часть аудитории. Прелесть «Игры престолов» в том, что ее можно просто смотреть: смаковать баталии, драконов, красивые пейзажи, интриги. Все фанатские теории, поиск совпадений и подсказок отходят на второй план. У «Мира Дикого Запада», напротив, процесс головоломания выходит на первый план, а массовый зритель предпочитает потреблять, а не размышлять по ходу просмотра. В-третьих, «Мир Дикого Запада» больше похож на «Остаться в живых», чем на «Игру престолов». Lost, конечно, тоже легендарен в масштабах телевидения, но он шел на ABC, который намного доступнее HBO. Следовательно, аудиторию «Остаться в живых» было найти проще. Кроме того, Lost работал на поле драмы, которая задавалась популярным вопросом: «А что бы вы делали, окажись внезапно на необитаемом острове?» Новинка HBO же лезет в жанр научной фантастики, поклонники которого весьма требовательны. Нолану нужно быть логичным и реалистичным. С этим же пока у сценаристов проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У «Мира Дикого Запада» роскошный концепт и потенциал. Его можно вертеть в любом направлении и растянуть хоть на десяток сезонов. Во вселенной Westworld вдруг появится второй парк или испытательный полигон, роботы получат военное применение, выйдут в свет и устроят робокалипсис. Органические андроиды станут новым доминантным видом на планете. В общем, у них такие же возможности, как у динозавров Майкла Крайтона из «Парка Юрского периода». Но насколько качественно это будет сделано?

Эта досрочная рецензия от человека, чей стакан в данном случае наполовину пуст, намекает, что Джонатан Нолан, Лиза Джой и HBO со сложной задачей не справятся. «Мир Дикого Запада» – пока замкнутая система, работающая на маленькой территории в узком контексте. Тем не менее нестыковки и противоречия уже возникают в огромном объеме. Что будет, когда Нолан и Джой выйдут за пределы парка и столкнутся с большими масштабами, остается только с ужасом догадываться.

«Представьте жестокий вестерн — только с роботами»

Эд Харрис о сериале «Мир Дикого Запада» и недовольстве Америкой и киноиндустрией

На HBO и в сервисе «Амедиатека» начали показывать одну из главных телепремьер сезона, фантастический триллер Джонатана Нолана «Мир Дикого Запада». Действие разворачивается в ближайшем будущем, в тематическом парке развлечений, позволяющем гостям очутиться в реалиях вестерна и убивать, насиловать, любить андроидов, которые изображают ковбоев, проституток, шерифов, бандитов или обывателей. В дорогом и переполненном звездами, как это принято у HBO, сериале заняты артисты уровня Энтони Хопкинса, Эван Рэйчел Вуд, Джеффри Райта, Тэнди Ньютон и Джеймса Марсдена. Один из самых заслуженных актеров Голливуда Эд Харрис, сыгравший в «Мире Дикого Запада» зловещего убийцу, Человека в черном, рассказал «Ленте.ру», как в одном сюжете уживаются ковбои и андроиды и какое отношение все это имеет к Дональду Трампу.

«Лента.ру»: Как вы считаете, «Мир Дикого Запада» по жанру ближе к фантастике или вестерну?

Эд Харрис: Думаю, пятьдесят на пятьдесят. Конечно, все зависит от ситуации в конкретной серии, но насколько мне помнится, каждая довольно хорошо сбалансирована. Часть действия разворачивается в штаб-квартире создавшей парк «Мир Дикого Запада» корпорации — это научно-фантастическая составляющая, особенно процесс изготовления андроидов. Другая часть сериала происходит в самом парке. Представьте жестокий вестерн — только с участием роботов.

«Мир Дикого Запада» вдохновлен классическим одноименным фильмом Майкла Крайтона — у которого в молодости вы сыграли в другой ленте, под названием «Кома».

«Кома» — мой самый первый полнометражный фильм, у моего героя даже имени не было. Впрочем, я и в «Мире Дикого Запада» играю. Человека в черном. Вот чем похожи начало карьеры и ее финал! Тебе достаются герои, у которых даже имен нет (смеется). Майкл Крайтон. Он был такой высокий, почти два метра ростом. Очень умный и интересный человек. Полимат, энциклопедист. Жаль, что он больше не с нами (Крайтон, писатель, сценарист и режиссер, умер в 2008 году — прим. «Ленты.ру»). Думаю, ему эта тема была бы по-прежнему интересна. Вы ведь знаете, что в 1980-м Крайтон работал над сериалом-продолжением «За пределами Запада»? Они сняли, кажется, только пять эпизодов. Не знаю, что там не сложилось, сам я его не смотрел. Потом Крайтон написал «Парк Юрского Периода». Широкого кругозора был человек. Исключительный.

На ваш взгляд, в чем суть научной фантастики? Предсказывает ли она будущее в той или иной степени или отражает проблемы современного нам общества, которые в свою очередь могут к описываемому будущему привести?

Не могу назвать себя большим фанатом фантастики как жанра. Никогда не увлекался ни книгами, ни фильмами. Мне интересны прежде всего хорошие истории, независимо от того, в какой обстановке они разворачиваются — на земле, в космическом пространстве или вообще на другой планете. Мне нравится наблюдать за отношениями между людьми, как в литературе, так и в кино. Если считать фантастику предсказанием, то прогноз большинства писателей-фантастов на будущее не самый оптимистичный, вам не кажется? А если она отражает реальность, то уже люди, мы то есть, предстаем в не самом лучшем свете. В последние годы я заметил, что и кино, и литература все чаще предлагают нам антигероев. Грань между добром и злом стирается, и порой трудно сказать, кто есть кто. А может быть, это я перестал понимать мир вокруг себя? Я, знаете ли, многое стал забывать. Прочитаю что-нибудь и через какое-то время не могу вспомнить, о чем там речь шла.

«Мир Дикого Запада» много внимания уделяет проблемам искусственного интеллекта. У вас об ИИ есть мнение? Убьет он нас рано или поздно, как полагаете?

Скажу вам честно: вот уж о чем, а об искусственном интеллекте я не думаю. Вообще. Даже о том, как эту тему освещает наш сериал. Но Джонатан Нолан, создатель «Мира Дикого Запада», могу вас заверить, думал об этом достаточно. Он и его соавтор Лиза Джой с головой ушли в этот метафизический, экзистенциальный подтекст сериала. Слава богу! Для нас, актеров, счастье, когда у сценаристов и режиссеров есть четкое, внятное видение. Я так хорошо, как Джонатан, артикулировать все это не смогу — тем более что не хочется спойлерами портить зрителям просмотр. Для меня главное было знать, чего от меня хотят по части работы над персонажем, актерской игры. С этим проблем не возникало. А про своего персонажа, Человека в черном, скажу только, что это самый таинственный и непредсказуемый герой сериала. Он пытается докопаться до скрытой от всех правды, он тот, чьего появления никто не ждал.

Он, особенно в начале, кажется главным антагонистом. Причем — непобедимым.

Вообще-то, мне, конечно, не стоило бы много говорить о герое и о том, что с ним происходит. Но думаю, что его мотивацией как раз служит уязвимость — о которой он знает. Мне кажется, он даже хочет, чтобы опасность была реальна, чтобы на кону стояло что-то весомое. Мне как человеку, конечно, какие-то стороны его личности кажутся странными, но я всего лишь актер, и моя задача — убедительно перенести его на экран. Не то, чтобы я получал удовольствие, убивая людей самым жестоким образом, чем, среди прочего, занят Человек в черном. В этот момент я чувствую только то, что должен чувствовать мой персонаж. Ничего больше.

Он и выглядит угрожающе — оружие, этот черный костюм.

Он и должен выглядеть угрожающе, а зрители должны быть напуганы или обеспокоены насилием, которое он творит, демонами, которые его терзают. Таков замысел. Знаете, я не против Второй поправки как таковой (гарантирующей гражданам США право на оружие — прим. «Ленты.ру»), но мне кажется, ситуация с оружием в США нуждается в кардинальном пересмотре. Доступ к определенным типам оружия надо усложнить. Сейчас ничего не стоит заполучить АК-47 — всего за день-два, без всяких проверок. Лобби оружейных компаний настолько влиятельно, что доходит до безумия. Остается только надеяться, что здравый смысл возобладает.

Ссылка на основную публикацию