Джокер — настоящая история и эволюция киногероев от Джека Николсона до Хоакина Феникса

Эволюция Джокера в мировом кинематографе от Ромеро до Феникса

На экранах российских кинотеатров 3 октября стартовала премьера нового фильма режиссера Тодда Филлипса «Джокер». Кинокартина буквально сразу получила признание зрителей, получив весьма высокие оценки, но, как обычно, не обошлось без критики. На фоне успеха криминальной драмы об известном миллионам людей клоуне портал «НьюИнформ» подготовил специальный материал об истории этого персонажа и его первом появлении на экране.

Дебют Джокера в киновселенной комиксов DC

В далеком 1966 году американский режиссер Лесли Х. Мартинсон создал полуторачасовую кинокартину о Бэтмена по циклу одноименных комиксов студии Detective Comics. Весьма примечательно, что никто из творцов этой ниши еще не делал подобного и вовсе не спешил с экранизацией приключенческих сюжетов на ярких страницах. Фильм стал продолжением многосерийного сериала о супергерое. Именно в нем и появился главный враг Человека-летучей мыши и его напарника Робина.

Образ Джокера в нем пусть и проходил по канонам вселенной DC, но отнюдь не вызывал того ужаса, который испытывают зрители при виде этого персонажа. Сам фильм носил весьма сатирических характер, несмотря на то, что сюжет повествует о борьбе Темного рыцаря с главным психом Готэма (вымышленный город, в котором живут главные герои). Злодея в экранизации 1966 года сыграл голливудский актер Сесар Ромеро.

Видение Тима Бертона

Спустя долгое время Бэтмен снова появился на экранах, однако разработкой новой кинокартины занимался известный режиссер Тим Бертон, который выделяется на фоне других представителей этого ремесла своим собственным представлением на мир. Творцу удалось угодить фанатам комиксов, которые были рады новому образу Джокера, которого тогда сыграл Джек Николсон. Именно ему удалось передать то безумие, которое несла деятельность неуравновешенного клоуна. В частности, режиссер более внимательно подошел к самим комиксам и учел некоторые отсылки к печатным материалам.

Джокер в исполнении Николсона выглядел замечательно: грим, костюм, мимика и поведение актера, его харизма, которая сделала злодея по-настоящему узнаваемым. Фильм удостоился нескольких номинаций на премию «Сатурн», был номинирован на «Золотой глобус» и даже получил премию «Оскар». По сюжету картины Джокер начал терроризировать Готэм с помощью «Смехотриксома» — яда, который заставляет свою жертву смеяться до самой смерти. Сам антагонист до полного безумия был членом мафии, однако в схватке с Бэтменом он случайно угодил в чан с химикатами, в связи с чем его психика потерпела кардинальные изменения.

Второе дыхание

Персонаж никогда не страдал от отсутствия популярности, но еще большую славу ему принесла трилогия режиссера Кристофера Нолана о страже Готэма. Краски вокруг этого криминального и коррумпированного города сгустились еще сильнее, а общее повествование перешло в настоящий реализм. Появление Джокера во второй части трилогии настолько полюбилась фанатам, что фильм за короткие сроки завоевал внушительные оценки.

«Темный рыцарь» вышел на большие экраны в 2008 году и в этот раз его сыграл Хит Леджер, который не только идеально подошел к этой роли, но и буквально вжился в нее. О Джокере в этом фильме мало что известно, но это только предает таинственности персонажу, буквально из воздуха сеющего хаос вокруг себя. Коллеги по съемочной площадке отмечали, что Хит порой даже ведет себя не совсем здорово, т.к. грим клоуна буквально прижился к нему на какое-то время. 22 января 2008 года актер скончался, однако в 2009 году он посмертно получил статуэтку премии «Оскар» за лучшую роль.

Появление без Бэтмена

Следующий фильм, в котором появился психопат, получил название «Отряд самоубийц» и основывался на отдельной линейке комиксов, где Джокер и другие злодеи вселенной показаны в качестве главных героев повествования. На этот раз грим клоуна на себя нанес голливудский актер и музыкант Джаред Лето. В кресло режиссера сел Дэвид Эйр и фильм вышел на экраны кинотеатров в 2016 году.

Этот Джокер серьезно отличался от предыдущих тем, что был осовремененным. Татуировки, серебряные зубы, необычный для самого себя внешний вид. При этом публика положительно восприняла подобный образ психопата, что тоже принесло ему немалый успех. В данном случае героя Лето сильно романтизировали, т.к. по сюжету фильма он отправился на помощь своей помощнице и возлюбленной Харли Квинн.

Вселенная Lego

Популярность параноидального клоуна никуда не исчезла, в связи с чем кинорежиссер Крис Маккей решил добавить главного врага Бэтмена в свой полнометражный мультфильм «Лего Фильм: Бэтмен» 2017 года. Там Джокер больше соответствует своему привычному образу, который можно было видеть в фильме Тима Бертона.

Пусть в силу того, что проект предназначен для детей, Джокер не утратил своего шарма и отлично вписался в общую картину. Более того, мультфильм получил хорошие оценки и собрал довольно неплохую кассу.

За пределами вселенной DC

В прошлый четверг мир увидел уже совершенно нового Джокера. Все старые его образы и клише не использовались в новой картине, а вся история была посвящена исключительно злодею. За разработку фильма взялся режиссер Тодд Филлипс, а сам фильм из супергеройского превратился в психологический триллер. Главную роль в фильме исполнил американский актер Хоакин Феникс.

Помимо смены цвета костюма и грима, персонаж полностью отошел от привычных канонов, созданных авторами Бобом Кейном, Джерри Робинсоном и Биллом Фингером. В этой истории показана драматическая судьба человека, который стал чудовищем из-за разбитой мечты стать стенд-ап комиком. 31 августа 2019 года состоялась премьера Джокера на 76-м Венецианском кинофестивале, где он удостоился главного приза — «Золотого льва».

Главный герой, Артур Флек, проживает вместе со своей матерью и страдает от психоневрологического расстройства, которое заставляет его смеяться тогда, когда ему это совсем не надо. Из-за недуга его карьера в комедийном шоу идет под откос, а суровая правда о связях с матерью и вовсе подталкивает персонажа на преступление. Кинокритики отметили качественную игру Феникса и предположили, что он вполне может претендовать на «Оскар» за лучшую роль. Примечательно, что фильм вышел в прокат ровно спустя 30 лет после премьеры «Бэтмена» Тима Бертона.

Последнее преображение Джокера в киновселенной практически никак не относится к тому, что мы ранее видели на экранах. Тот образ, который постоянно показывали DC, никак не относится к Артуру Флеку Хоакина Феникса. При этом кассовые сборы этой картины на текущий момент говорят о том, что проект вышел на тот уровень, который был у Marvel и их фильмов по комиксам.

Эксперты и критики мира кино уже не раз отмечали, что фильм Тодда Филлипса может получить «Оскар». Историю о безумце криминальной среды Готэма можно увидеть в кино с 3 октября 2019 года.

Эволюция Джокера на киноэкране

3 октября вышла в прокат драма Тодда Филлипса о самом противоречивом и гротескном персонаже во вселенной DC. На этот раз маску Джокера примерил на себя Хоакин Феникс, и многие уже заявляют, что это новый лучший Джокер в истории. Мы не будем поддаваться эмоциям и сосредоточимся на другом. Time Out вспоминает, как развивался персонаж, какие актеры брались за эту роль и чем каждый из них выделился.

Сизар Ромеро

На протяжении карьеры Сизар Ромеро играл в основном в вестернах, комедиях и нуарах. Однако популярность ему принесло участие в совершенно ином проекте.

Актер был первым, кто примерил на себя маску маньяка-террориста из вселенной DC, после чего неизменно стал ассоциироваться у публики с безумным клоуном и проглядывающими сквозь грим усами. В роли Джокера Ромеро появился в первых знаменитых экранизациях — «Бэтмене» 1966 года и в одноименном сериале 1967-1969 годов.

Образ героя Ромеро абсолютно отличается от более современных Джокеров. Основные черты характера, конечно, были при нем: он был игривый, безумный и с чувством юмора, но своими действиями вызывал больше недоумение, нежели страх. А психопатом-убийцей там и вовсе не пахло.

Многие считают Ромеро худшим Джокером в истории, и его образ действительно самый слабый. Но это во многом продиктовано цензурой, трендами 60-х и форматом самих проектов. В любом случае Сизар Ромеро стал первопроходцем, и хотя бы за это стоит отдать ему должное.

Джек Николсон

Следующим эстафету принял стал один из самых титулованных голливудских актеров – Джек Николсон. Его появление на экране в роли Джокера состоялось в 1989 году в «Бэтмене» сказочника Тима Бертона.

Джокер Николсона, окутанный эстетикой Бертона, был куда более внушителен: он уже имел четкую идеологию и цели. Совершенные преступления Джокер считал произведениями искусства художника-авангардиста.

Кроме того, фильм рассказывает о становлении Джокера и его связи с семьей Уэйнов. По сценарию герой Николсона – бывший гангстер, который потерял рассудок после того, как упал в бак с химикатами. Этот сюжет расходится с событиями из «Убийственной шутки» и куда менее трагичен для самого Джокера.

После «Полета над гнездом кукушки» Николсону не составило труда сыграть психопата-убийцу, и, судя по всему, это традиционное амплуа актера. Так что из зоны комфорта Николсон практически не вышел. Его Джокер установил новую планку и стал легендой, а сам актер был номинирован на премию «Золотой глобус».

Хит Леджер

После триумфа Джека Николсона большинство поклонников Джокера отнеслись к утверждению Хита Леджера на роль клоуна со скепсисом — но, как оказалось, зря. Образ, воплощенный Леджером, идеально вписался в Нолановскую концепцию «more dark, more realistic».

Джокер больше не клоун и не гангстер, а самый настоящий террорист без толики человеческих чувств – страх американского народа номер один после событий 11 сентября. Его цель – вывернуть наизнанку прогнившую систему, разрушить устоявшийся миропорядок и сломить дух граждан.

Леджер настолько ответственно подошел к задаче, что не выходил из образа на протяжении всех съемок. Актер повел сорок три дня в мотеле в полном одиночестве и вел «дневник наблюдений» за своим персонажем, хранил вырезки из газет с трагическими новостями, фотографии гиен, улыбающегося клоуна и Алекса ДеЛарджа из «Заводного апельсина». Также образ Леджера, особенно гримом и манерой поведения, пересекается с амплуа Брэндона Ли из «Ворона». А сам Леджер рассказывал, что ориентировался на самые радикальные комиксы – «Убийственную шутку» и «Лечебницу Аркхэм».

Джокер Хита Леджера в свое время стал лучшей экранной версией персонажа и одним из главных символов современной поп-культуры, а актер посмертно был награжден премиями «Оскар», «Золотой Глобус», «BAFTA» и «MTV Movie Awards».

Джаред Лето

Следующим примерил на себя костюм Джокера Джаред Лето в «Отряде самоубийц».

Джокер солиста Thirty Seconds to Mars — чистый психопат с романтизированной аморальностью, тягой к насилию и. явным чувством стиля, стоит только посмотреть на его прически, глянцевую одежду и зубы. У него есть только один недостаток – ноль конкретики.

Лето, также как и Леджер, самостоятельно создавал образ персонажа. Для этого он не только изучал комиксы, но и беседовал с врачами и психиатрами, которые работали с жестокими психопатами-убийцами, а также в одиночку ночевал в подвале тюрьмы. Готовый образ актер тестировал, пугая коллег и приставая к людям на улице.

Несмотря на старания Лето, многие приравнивают его Джокера по степени провала к версии Сизара Ромеро — но проблема скорее в самом фильме, где для этого персонажа просто не хватило места. Актер неоднократно возмущался, что многие значимые сцены, раскрывающие Джокера как личность, были вырезаны, в результате чего герой получился «плоским».

Хоакин Феникс

В это сложно поверить, но, кажется, Хиту Леджеру наступают на пятки.

Каждый актер делал персонажа по-своему особенным и запоминающимся, но именно Джокер Феникса вырвался из образа психопата-террориста и предстал перед зрителями уязвимым и сломленным. Его персонаж – максимально сложный и непредсказуемый, хотя мотивация его действий прозрачна и максимально приближена к реальности.

То, что сделал Феникс – настоящая магия. Его персонаж вызывает самые противоречивые чувства: отвращение и сочувствие, нежность и ужас, умиротворение и страх. И при этом новый Джокер максимально аутентичен комиксному варианту — его история по степени радикальности не уступает «Убийственной шутке», где у героя была не менее тяжелая жизнь и трагичная судьба. Перед зрителями — путь изгоя-одиночки, ставшего символом и голосом миллионов людей, которые так же, как и он, устали жить под гнетом системы.

Феникс, Леджер, Николсон: скелеты в шкафу трех культовых Джокеров современности

Хоакин Феникс, Хит Леджер, Джек Николсон – объединяет этих самобытных актеров роль короля преступного мира и совершенно аутентичный способ существования на экране. И речь идет даже не об особой технике актерской игры, а о паранормальном слиянии с персонажем, которое у самых искушенных зрителей вызывает те самые мурашки, озноб и легкую паническую атаку.

Реквием по мечте

К своим 45 годам актер Хоакин Феникс добился оглушительных результатов. Сегодня кадрам, челленджами и спин-оффами по мотивам работы Феникса в фильме Тодда Скотта «Джокер» кишат инстаграммы мировых селебритис. В копилке Феникса более 30 крупных киноработ и. страшная трагедия в ночь на Хэллоуион 1991 года. Тогда 19-летний Хоакин провел последние несколько часов рядом с умирающим старшим братом Ривером Фениксом на пороге ночного клуба Viper Room.

Дебютировал Хоакин на ТВ-экране в паре со своим старшим братом Ривером – их единственным общим фильмом стала картина «Семь невест для семи братьев».

Смерть наступила вследствие передозировки запрещенными препаратами. Говоря без купюр, Хоакин, Ривер и его девушка Саманта Мэтис употребили ядерную смесь героина и метамфетамина. В ту ночь Ривер, который должен был выступать в клубе Джонни Депп, так и не поднялся на сцену…

Карьера Ривера развивалась стремительно, его игра в фильмах «Мой личный штат Айдахо» в паре с Киану Ривзом и «Бег на месте» была отмечена несколькими кинонаградами. Режиссеры обрывали телефон агента Феникса, студийные кинобоссы мечтали заполучить его в проект… а он умер от передозировки наркотиками на пороге ночного клуба. Актер по судьбе и музыкант по призванию, Ривер несколько лет сотрудничал с лейблом «Island Records в составе им же созданной группы «Aleka’s Attic». В октябре 1993 Ривер как раз вернулся в Калифорнию за несколько дней до трагедии, чтобы закончить натурные съемки в фильме «Дурная кровь».

Смерть брата разделила жизнь Хоакина на «до» и «после» и стала точкой невозврата к темной своей стороне. Сегодня Хоакин ведет здоровый образ жизни, является веганом и эко-активистом и пресекает все попытки СМИ вывести его на откровения о Ривере. Только однажды он признался, что братья договорились в детстве стареть вместе, а теперь ему приходится жить за двоих.

Мистическая параллель: после полуночи 31 октября 1993 года, когда парамедики тщетно пытались реанимировать Ривера, на сцене ночного клуба звучала композиция, в которой есть слова «Нет мира в вашем сердце… Ривер Феникс завтра отправляется в дорогу».

Слишком молод, чтобы умереть

У актера Хита Леджера главным скелетом в шкафу стала. его же ранняя смерть.14 июля 2008 года состоялась мировая премьера фильма «Темный рыцарь». К тому времени самого темного рыцаря, австралийца Хита Леджера, уже полгода, как не было в живых. Официальная причина смерти – случайная передозировка препаратами. 28-летний актер в роковую ночь 21 января 2008 года принял несколько взаимоисключающих препаратов, выписанных врачами в Лондоне и Лос-Анджелесе. Сыгравший всего в 19 картинах, Хит сумел невозможное – пройти эволюцию от героя ромкомов до характерных и многослойных ролей, подвластных только мастерам. В своих интервью Леджер признавался, что ему не нравится идея смерти, но если это случится рано, то он бы хотел к тому моменту сделать что-то по-настоящему достойное. Done – это не только про посмертный «Оскар» за роль в фильме Кристофера Нолана «Темный рыцарь», Хит был одаренным фотографом, снимал социально-значимые клипы, помогал в продвижении молодым музыкантам и мечтал стать режиссером. Режиссер Терри Гиллиам убежден, что у талантливого и дерзкого австралийца была душа древнего человека – его великолепная эрудиция, широкий кругозор и начитанность восхищали.

Долгое время после внезапной кончины Леджера в прессе муссировали тему наркозависимости актера, которая не нашла подтверждений.

Но бич у Леджера действительно был – актер просто не мог расслабляться. По словам матери его единственной дочери Мишель Уильямс, Хит страдал бессонницей, для него было типичным заявиться к кому-то из друзей посреди ночи с гениальной идеей. Его мозг работал, как заведенный, и Леджер стал принимать транквилизаторы, чтобы хотя бы ненадолго позволять ему отдохнуть. К проблемам физическим в конце 2007 года прибавились эмоциональные – тяжелое расставание и тяготы по утверждению опеки над дочерью подорвали его здоровье. Во время лондонского блока съемок фильма «Воображариум доктора Парнаса» Леджер умудрился подхватить пневмонию. По стечению обстоятельств, в последней сцене с участием Леджера его герой убегает за удаляющимся фургоном…

Матрица Джека Николсона

Джек Николсон. Один из самых титулованных актеров современности. В его «джокерском рукаве» – три награды американской академии киноискусства и 12 номинаций на «Оскар», тысячи возлюбленных по всему миру, миллионы фанаток и несколько детей. Судьба не скупилась на подарки для Джона Джозефа Николсона. В плотном коконе отравляющей любви и полного неведения он прожил почти 40 лет. Родители Джека (которые были биологическими бабушкой и дедушкой) обеспечили ему хорошее образование и безбедное существование. Под влиянием от личностей Джеймса Дина и Марлона Брандо Джек решил посвятить себя кино и устроился курьером в мультипликационный отдел киностудии «Метро Голден Майер». Однажды он попался на глаза продюсера Джо Пастернака, который и рекомендовал молодого мужчину со взглядом дьявола на пробы.

Примечательно, что с первых ролей актер воплощает на экране персонажей с девиантным поведением, а дебютной работой стала роль серийного убийцы подростков.

Мало кто знает, но Николсон наделен недюжим литературным талантом. Он стал автором сценария психоделической картины «Трип» о герое, пребывающем в измененном состоянии сознании.

Эксперты кино и психотерапевты, анализируя роли Николсона, и в частности работу в фильме «Сияние», утверждают, что актер действительно страдает неврологическим расстройством. Похожие мнения нередко звучат и с привязкой к другой роли Николсона, фильму «Пролетая над гнездом кукушки» 1975 года. За роль пациента психбольницы и бунтаря-одиночки Николсон получил свой первый «Оскар». Возможно, в гипотезах специалистов есть доля истины, ведь за год до съемок в первом звездном фильме Николсон пережил главный экзистенциальный кризис. Его привычна картина мира рухнула, как карточный домик: женщина, которую он на протяжении 36 лет считал старшей сестрой, оказалась его матерью, а люди, которых он считал родителями, – бабушкой и дедушкой. К тому времени поговорить об этом со своими главными двумя женщинами, задать терзающие его вопросы Джек уже не мог: и сестра-мать Джун Фрэнсис Николсон, и мама-бабушка Этель скончались. Возможно, именно в этой жизненной драме актер черпал вдохновение для киноработ, которые помогали сублимировать его отрицательную энергию, страхи и разочарования.

Чего ожидать от нового «Джокера»: Фантастический шедевр от Хоакина Феникса или же очередной провал DC?

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Вкратце о сюжете и истории персонажа

Этот фильм – это не обычная история о супергерое, к которой мы привыкли. Хоакин Феникс играет роль Артура Флека – одинокого и несчастного человека, который проживает в городе Готэм, и, вероятно, имеет всего одного близкого человека и друга – свою мать. Также Флек частенько посещает психотерапевта, поскольку никак не может справиться с состоянием, которое побуждает его разражаться маниакальным приступом смеха в самых неожиданных местах. При этом сам он работает комиком, вынужденным одеваться, как грустный клоун, мечтая стать при этом известным и дарить людям радость и улыбки.

Однако всё идёт вовсе не так, как ему хотелось бы. Люди частенько игнорируют его, смеются над ним не тогда, когда он шутит, а попросту в самых обыденных ситуациях, называя его полным придурком. Желая быть замеченным и любимым, Флек сходит с хорошей тропы и постепенно превращается в Джокера, обретая тягу к насилию. Это вынуждает даже Мюррея Франклина (которого играет Роберт Де Ниро), ведущего популярного ток-шоу, что всегда смеялся над Флеком, признать его статус и положение.

Предположительно эта история будет основываться на «Убийственной шутке» Алана Мура и Брайна Болленда, однако создатели фильма утверждают, что это не совсем полная адаптация романа, написанного в 1988 году. Это скорее попытка Филлипса рассказать, как, откуда и почему появился такой легендарный и всем известный суперзлодей.
И за этой историей в самом деле стоят совсем другие отсылки, к примеру, на «Таксиста» Мартина Скорсезе и «Короля комедии». Сам же Тодд Филлипс, вероятно, понял, что связь между эмуляцией и инновацией предельно тонка, а потому на экране зрители смогут наблюдать совершенно новые картины и события, которые, впрочем, весьма похожи на всё то, что мы видели ранее.

Версия Джокера от Хоакина и его предшественников

Хоакин также представит широкому кругу зрителей свою собственную версию Джокера. В прошлом мы уже видели глупого шутника в ярко-фиолетовом костюме, которого нам представил Сизар Ромеро в телесериале «Бэтмен», что выходил на экраны в 60-х годах. Также стоит отметить клоуна, которого нам продемонстрировал Джек Николсон в фильме «Бэтмен» 1989 года, снятом в стилистике Тима Бёртона.

После этого последовали более правдоподобная и заслуживающая доверия версия Хита Леджера в «Тёмном рыцаре» от Кристофера Нолана, выпущенном в 2008 году. А также весьма неубедительно и поверхностно сыгранный и изображенный персонаж Джареда Лето в «Отряде самоубийц» Дэвида Айера, который увидел мир в 2016 году.
Джокер Хоакина Феникса – это сложный персонаж, который движется в абсолютно реалистичном, грязном и тёмном мире. Отметим, что он не имеет ничего общего с супергероями, которых мы привыкли видеть в окружении спецэффектов и одетых в героические и футуристические боди-костюмы.

У Флека своя миссия, а его карьера комика в конечном итоге превращается в медленный, но планомерный, беспощадный спуск в самые глубины Ада. Говоря архитектурно, этот фильм интересен не только с точки зрения подачи самого персонажа, но и тех мест, в которых он пребывает. Начиная от монументальной Больницы Аркхем и заканчивая неосвещенными и мрачными, небезопасными улицами ночного Готэм-сити, от коридоров, которые Артур наполняет своим безумным, заразительным смехом, до ступеней, на которых он танцует, будто убитый горем художник-мим или же как извращенный и безумный Дьявол в своём человеческом обличье, отмечая тем самым момент его перехода от простого человека до антигероя-анархиста.


Джокер с Хоакином Фениксом обещает быть невероятным.

Этот переход также заметен благодаря ярким костюмам Марка Бриджеса: дизайнера, который доказал право на существование своей моды, приняв участие в съёмках фильма «Прозрачная нить» Пола Томаса Андерсона в 2017 году. Отметим, что эта картина получила премию Оскар за лучший дизайнерский костюм годом позже. Именно Марк стал тем человеком, который придумал скучный, повседневный гардероб Артура, наполненный нейтральными оттенками, среди которых стоит отметить бежевый и грязно-серый. Всё это резко контрастирует с насыщенным, алым костюмом, нефритово-зелёной рубашкой и шафрановым жилетом Джокера.

«Золотой лев» в Венеции и связь с реальными событиями

Решение жури, во главе с Лукресией Мартель, присудить главную премию страшному и ухмыляющемуся антигерою, в общем-то, не противоречит духу самой Академии, которая в прошлом уже вручала «Золотого льва» самым неожиданным картинам. Так, стоит отметить и такие фильмы, как «Рома» Альфонса Куарона и «Форма воды» Гильермо Дель Торо, которые также, по версии Академии, считаются невероятно знаковыми и успешными. Однако, в Венеции «Джокер» стал весьма дискуссионным фильмом с неоднозначными оценками, что побудило некоторых критиков задаться вопросом, является ли этот фильм левым или правым (консервативным или анархическим), и в самом деле ли он поощряет женоненавистническую, хоть и непроизвольную, культуру безбрачия.

Тем не менее, в момент, когда люди бунтуют на улицах города, а Джокер оживает на экране телевиденья, тем самым завершая превращение Артура Флека из жалкого и неуверенного в себе неудачника в мстительного победителя-безумца, можно услышать, как он повторяет: «Это только я, или весь мир вокруг сходит с ума?», что помогает провести параллель между фильмом и современными реалиями. Тодд Филлипс действительно нашёл место упоминаниям в фильме некоторых реальных тем, к примеру, урезание медицинских услуг, насилие с применением огнестрельного оружия и многое другое. Глядя на то, как кто-то движется не в том направлении, меняя и ломая себя, стараясь стать «правильным», понимаешь, что мстительная фантазия Джокера – это не безумие, а всего лишь результат жизни в той реальности, в которой мы находимся.

Смена вектора от DC и дальнейшая судьба «Джокера» на экранах

Эта пугающая история происхождения антигероя из DC Comics стала первой, которая позволила прикрыть конвейер по выпуску классических, ярких, но бездушных фильмов о супергероях. На смену им пришла весьма спорная, экспериментальная картина, которая посвящается всем тем поклонникам, которые любят изучать своего персонажа под микроскопом, и которым важна история его развития, а не наляпистые компьютерные сражения и обтягивающие, классные и яркие боди.

Говоря о костюмах напоследок, стоит задаться вопросом, вдохновит ли косплееров по всему миру новый гардероб Джокера от Бриджеса? Вероятно, что так, и скорее всего в ближайшем обозримом будущем мы увидим не только нечто новое на экране, но и несколько грустных, пугающих и одновременно завораживающих мстительных клоунов-безумцев, расхаживающих на модных подиумах со всего мира в сшитых на заказ, дорогих костюмах, таких, как тот, что носит сам Джокер.


Джокер: первый трейлер.

О премьере фильма «Джокер» можно говорить бесконечно долго, сравнивая персонажа Хоакина Феникса с легендарным Джокером, роль которого исполнил Хит Леджер. Ведь сколько людей, столько и мнений. Но, к сожалению, второго такого уже не будет, а роль Джокера посмертно закрепилась за талантливым актёром , ушедшим из жизни в возрасте двадцати восьми лет…

По материалам сайта irenebrination.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Джокер» стал королем. Почему успех кинокомикса на фестивале в Венеции — только начало

Анатолий Минкин, Василиса Андреева

Безумные таланты

О том, что картина «Джокер» станет победителем Венецианского кинофестиваля, можно было понять по восьмиминутной овации, которую критики устроили на закрытом показе. На вручение «Золотого льва» режиссер и исполнитель главной роли вышли вместе.

Во время своей речи Тодд Филлипс поблагодарил студии Warner Bros. и DC за то, что они решились выйти из своей зоны комфорта и пошли на рискованный шаг, доверив ему съемку картины, сообщил The Hollywood Reporter.

«Без Хоакина Феникса фильма не было бы. Хоакин — самый жестокий, самый яркий и открытый человек, которого я знаю. Спасибо, что доверил мне свой безумный талант», — сказал режиссер, обратившись к артисту.

Сама картина рассказывает о жизни Артура Флека. Время действия — начало 80-х годов. Комик-неудачник постоянно сталкивается с насилием в Готэм-сити. Оставшийся без друзей, с умирающей в больнице матерью, он встречает девушку, к которой испытывает интерес. Его потребность быть замеченным и любимым пробуждает в нем внутреннего злодея, который медленно захватывает его полностью и идет по новому пути к славе.

Журналист издания The Guardian Кристина Ньюленд заявила, что уже услышала от ряда людей, что у Джокера могут появиться подражатели в реальном мире и он может стать героем инцелов. (Это страдающие от невольного сексуального воздержания молодые люди. Их переживания иногда приводят к тому, что они заканчивают жизнь самоубийством или идут на преступления).

Кристина Ньюленд заявила, что при просмотре фильма начинаешь вставать на сторону главного героя и приветствовать насилие и хаос, которые он устраивает в мире за то, что его игнорировали. По ее словам, смотреть на это страшно, но оторваться от того, как происходит становление легендарного злодея Готэма, невозможно.

«Джокер — умный, стильный и тревожный фильм: человек, которого он изображает, — продукт нашей эпохи», — отметила она и заявила, что видеть в нем угрозу для реального мира все равно, что обвинять видеоигры в возросшем насилии.

«Мы только что написали нашу собственную версию, откуда может появиться такой парень, как Джокер. Это было мне интересно. Мы даже не играем Джокера, а рассказываем, как стать Джокером. Это об этом человеке», — заявлял в интервью изданию Empire режиссер фильма Тодд Филлипс.

Загадочная улыбка

Умный, вдумчивый, но при этом свирепый и эмоциональный комикс, который будет очень успешен у зрителей. Так в разговоре с «360» отозвался о «Джокере» кинокритик Егор Беликов. Он сравнил его с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде».

«Оба этих фильма сугубо фестивальные, но в них есть элементы, которые зритель начинает пересказывать коллегам и друзьям, которые также пойдут на эту картину. Поэтому я уверен, что у «Джокера» будут большие сборы в прокате, хотя бы относительно его бюджета», — заявил он.

По мнению Егора Беликова, «Джокер» станет новым прочтением кинокомикса, за которым будущее. «Сегодня впечатлить всех однотипными комиксами Marvel, как это было пять-шесть лет назад, уже нельзя».

«Сделай счастливое лицо». Вышел первый трейлер «Джокера» с Хоакином Фениксом

Егор Беликов напомнил, что Тодд Филлипс стал вторым режиссером комедий, который выпустил серьезный фильм, оцененный по достоинству строгим жюри. Первым был режиссер картины «Тупой и еще тупее» Питер Фаррелли, чья «Зеленая книга» получила Оскара в феврале этого года.

Тодд Филлипс начинал с документальных картин, напомнил кинокритик. И его первой работой стал фильм про рок-музыканта Джи-Джи Аллина, самого скандального персонажа американской рок-сцены.

«На пресс-конференции Филлипс тогда сказал, что он всегда искал в кино некую правду. И то, что часто представляется в кино в виде комедии, много говорит о правде нашей жизни, потому что она смешна. Режиссер трансформировал эту идею в Джокера — идеального носителя идеи лицемерного общества, в котором мы все живем», — пояснил Егор Беликов.

Кинокритик Егор Москвитин в разговоре с «360» отметил, что Тодд Филлипс — уже второй автор «Мальчишника в Вегасе», который в этом году добился успеха с серьезным проектом.

Хоакин Феникс впервые предстал в образе Джокера

«Второй — сценарист „Мальчишника“ Крэйг Мазин, который снял сериал „Чернобыль“ и на днях, наверное, получит за него Эмми», — заявил он.

Он отметил, что называть Филлипса комедийным режиссером нельзя даже после «Мальчишника в Вегасе». Кинокритик пояснил, что если внимательно изучить фильм, то можно увидеть, что это драма о мужских переживаниях.

«Об их хрупкости, которая прячется за брутальным и развязным поведением», — подчеркнул он.

Егор Москвитин назвал Филлипса серьезным режиссером, которому работа с комическим позволяет точнее и интереснее выносить напоказ темы, которые его волнуют. А в основном это драма и трагедия.

По оценке критика, «Джокер» сможет собрать хорошую кассу даже несмотря на то, что на него не пустят детей.

Сотни человек выстроились в очередь на «Джокера» в Венеции

«Тодд Филлипс — это мастер создавать кино, которое приносит большие деньги. „Мальчишник в Вегасе“ — одна из самых кассовых премьер с рейтингом R. Больше только у „Американского снайпера“, „Матрицы“ и „Страстей Христовых“. Так что возрастные ограничения — не помеха для больших сборов», — заявил критик.

При этом он подчеркнул, что кассовые успехи «Дэдпула» и «Логана», премьера последнего тоже была на большом кинофестивале в Берлине, доказывают, что взрослые люди также могут активно смотреть комиксы, как дети и подростки.

Другой Джокер

Несмотря на то, что на большом экране появлялись уже три Джокера, в памяти большинства остался только один злодей, которого сыграл Хит Леджер. В исполнении Джека Николсона главный противник Бэтмена сегодня смотрится не страшно, а фильм «Отряд самоубийц», где Джокера сыграл Джаред Лето, не особо пришелся по душе зрителям. «360» задал вопрос кинокритикам, сможет ли Хоакин Феникс повторить успех Хита Леджера с этой ролью.

Егор Беликов считает, что это вполне возможно. При этом Хоакин Феникс прекрасно знает трагическую историю Хита Леджера и бережет себя, так как его брат Ривер Феникс скончался в молодом возрасте при таких же обстоятельствах.

«Я уверен, что новый Джокер, перепридуманный вместе с режиссером Тоддом Филлипсом, запомнится больше. Он все же главный герой, а не как у Нолана в „Темном рыцаре“, пусть необычайно харизматичный, невероятно впечатляющий своим остроумием и злой иронией, но все же лишь злодей», — высказал свое мнение Егор Беликов.

Егор Москвитин отметил, что Джокера Хоакина Феникса невозможно выявить, в отличие от героя, которого играл Хит Леджер.

«Это карта, которую не может считать ни психолог, ни сценарист, ни любитель сериалов. Его мотивации, как говорил сам Хоакин Феникс, меняются каждый день. Поэтому понять, чего он на самом деле хочет, откуда у него такие травмы, просто невозможно», — подытожил он.

Российская премьера фильма «Джокер» запланирована на 3 октября этого года.

Хоакин Феникс и Тодд Филлипс о работе над фильмом “Джокер”

В украинский прокат вышел “Джокер” Тода Филиппса – пронзительная драма о становлении главного врага Бэтмена Джокера. Исполнителю главной роли Хоакину Фениксу пророчат за эту роль “Оскар”, а Vogue.ua тем временем рассказывает, чего стоило актеру это перевоплощение.

Один в толпе, один навсегда – такой Артур Флек. Он постоянно ищет связи с миром – хочет дружить, любить и, главное, приносить миру радость, работая клоуном, но мир не хочет этого, и избивает его (буквально), и не замечает. Так из аутсайдера – странного, тонко чувствующего человека с невероятной пластикой и любовью к драме и комедии, мечтающему быть на сцене, за полтора часа фильма рождается Джокер – главный злодей киновселенной DC, жуткий убийца и мститель. “Вначале он просто хочет заставить людей смеяться, пытается улыбнуться им, – рассказывает режиссер Тод Филлипс (“Борат”, “Мальчишник в Вегасе”). – Вот почему он клоун, поэтому он мечтает стать комиком. Он просто хочет принести немного радости в мир. Но ядовитая среда Готэма ломает его – отсутствие сострадания и сочувствия, потеря вежливости, грубость . Вот что создает нашего Джокера”.

«Играть этого персонажа было невероятно сложно для меня, – признается Хоакин Феникс. В сентябре фильм взял главный приз на кинофестивале в Венеции, а теперь Фениксу пророчат “Оскар”. – И я знал, что он также бросит вызов зрителям и их предвзятым представлениям о Джокере, потому что в его вымышленном мире, как и в нашем реальном мире, нет простых ответов”.

Действие фильма происходит в конце 70-х – начале 80-х в Готэме, роль которого в фильме играет Нью-Йорк, а также Нью-Джерси. “Одна из причин была в том, чтобы отделить его, откровенно говоря, от Вселенной DC, – рассказывает Тод Филлипс. – Когда мы передали сценарий Warner Brothers, чтобы прояснить ситуацию, мы сразу сказали, что хотим снять фильм как отдельная вселенную. Настолько, что это явно происходит в прошлом. Плюс мне нравится ощущение ручной работы тех фильмов –”Таксист”, “Король комедии”, “Пролетая над гнездом кукушки”. И мы попытались сделать это. Да, у нас в фильме нет CGI, но это еще не гарантия того, что вам удастся создать другой мир. В фильмах конца 70-х и 80-х годов есть ощущение ручной работы, которое я всегда любил, и нам хотелось, чтобы от “Джокера” было такое же впечатление”.

Сколько килограммов потерял Хоакин Феникс, готовясь к роли? – спросит себя любой зритель, сидящий в зале и наблюдая эффектный, но одновременно жутковатый пресс Артура Флека, его натянутую спину с торчащими лопатками, сильные руки и диафрагму как у заправского йога. 25 килограммов за несколько месяцев – такова цена. Тод Филлипс признается, что это была его идея: “Я хотел, чтобы персонаж выглядел голодным и нездоровым, как истощенный волк”. Хоакин Феникс говорит, что были дни, когда он съедал не больше двух яблок.

“Мы писали это для Хоакина, но мы не знали, что мы когда-нибудь получим Хоакина – часто вы не получаете актера, для которого пишете сценарий, но это помогает писать текст. Но когда закончили, то подумали, как мы его заполучим? А что, если мы этого не сделаем? Он просто такой уникальный актер, один из величайших. “, – признается Тод Филлипс.

Автор костюмов в “Джокере” – Марк Бриджес, давний партнер Хоакина, который работал с ним над фильмами “Мастер” и ”Врожденный порок”. “Честно говоря, я не знаю, как он это делает, –говорит Бриджес о дисциплине Феникса, – но мы приступили к примерке за шесть месяцев до съемок, чтобы успеть адаптировать вещи, чтобы подумать, как в некоторых сценах скрыть его телосложение в этой сцене. Но через полгода на съемки пришел новый Хоакин, минус почти 30 килограммов – это чудо”.

Главные цвета Готэма – рыжий, коричневый, серый: кирпичные дома, рыжие пожарные лестницы, много грязи и мусора. “Если вы верны, скажем, 1981 году, то должны понимать, в магазинах был доступен определенный диапазон цветов и цветовых комбинаций. Мы использовали много синего, коричневого, темно-бордового, серого, морского, хаки. Придерживаясь этой палитры, вы автоматически привносите в фильм атмосферу 80-х, потому что это совсем не то, что продается в магазинах прямо сейчас”.

Что касается Артура, то Бриджес говорит: “Он, в общем-то, такой себе John Q. Public (идиома, которую в США употребляют в смысле “обычный человек” – прим.авт); его стиль очень практичен. Он одевается для комфорта и уже некоторое время носит одну и ту же одежду, и в этом есть детский аспект, а также взгляд старика, которому все равно, что на нам надето. С Хоакином я никогда не хочу слишком много внимания уделять одежде, потому что его игра так сильна”.

Когда дело дошло до самого костюма Джокера, Бриджес говорит, что его дизайн был описан в сценарии как “ржавый костюм, который был у Артура уже много лет”. “У вас есть в голове миллионы мыслей, как должен выглядеть Джокер, и есть небольшое внешнее давление, чтобы сделать приятное поклонникам. Но в конечном итоге моя работа сводится к тому, чтобы рассказать эту конкретную историю, где наряд должен быть чем-то очень органичным для персонажа: вещи, которые мы уже видели у Артура, теперь как будто собраны, чтобы стать тем, что носит Джокер”.

Рубашка, жилет, удлиненный пиджак – когда Артур надевает костюм Джокера, он преображается и наконец перестает быть похожим на аутсайдера. Хоакин Феникс подтверждает: “Когда он становится Джокером, он ходит высоко, держит спину ровно. Он уверен. До этого, похоже, он был просто оболочкой себя”.

На протяжении всего фильма Артур “надевает” клоунское лицо для различных представлений. Его окончательный образ Джокера был придуман Тодом Филилипсом и Хоакином Фениксом как преувеличенная версия обычного макияжа Артура и доведен до совершенства главой департамента макияжа Никки Ледерман. Для грима они использовали красный и зеленый цвета. Никки также создала уникальный оттенок для слез Артура из различных пигментов, окрасив их в финале синим цветом.

Но самым сложным в работе над образом Джокера стал его смех – жуткий, похожий на плач. Артур Флек смеется так, потому что в детстве получил травму головы, а для окружающих у него в кармане всегда есть карточка, объясняющая, что с ним происходит. Чтобы отрепетировать свой жуткий смех, у Хоакина Феникса ушло полгода, и он признается, что иногда сходил от этого с ума.

Ссылка на основную публикацию