Церковь Святой Троицы (Рига), Свято-Троицкая Задвинская церковь, Sv. Trijādes Baznīca – Рига
Маргарита Морозова (Салтупе) с одноклассницами, конец 1920-х годов
Троице-Задвинская церковь в Риге
См.: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710 – 2010). – Рига, 2010.
Ул. Межа (Лесная, Пилоту), 2
Здание Троицкого храма
Православная церковь Святой Троицы в Задвинье – одна из старейших в Риге. Храм расположен на левом берегу Западной Двины (Даугава), поэтому и называется Задвинским. Когда-то в этом месте был остров, отделенный от остальной суши протоками с небольшими бухтами. Здесь на берегу реки стояла церковь Св. Николая, первые сведения о которой упоминаются еще в XI веке. Тогда тут располагался православный монастырь, склады, жилые дома и кладбище. Это была первая церковь во имя покровителя мореплавателей и всех путешествующих. Она действовала вплоть до XV века. В дальнейшем православная вера фактически находилась под запретом.
Отношение к православию начало меняться только после окончания войны со шведами. Приметой того времени стало интенсивное развитие Задвинья как рабочей окраины правобережной Риги. Здесь заметно увеличивалось население, среди которого было немало православных людей, желающих иметь в этой части города свой храм. Стараниями купцов Савиных, Пономаревых, Глушковых и их руководителя купца Пастухова была приобретена с немалыми трудностями земля на Кливерсгольме (Кливерсала), как раз напротив Карловых ворот. А в конце XVIII века на карте Риги появилось здание православного храма Святой Живоначальной Троицы. Оно было рублено из сосновых бревен в Смоленской губернии, потом, со вскрытием рек, на стругах доставлено в Лифляндию и собрано на новом месте. Церковь благоустроили, расписали стены, поставили иконостас с иконами фряжского письма. Освятили ее 1 августа 1781 года. С тех времён сохранились некоторые иконы, богослужебные книги и другие священные предметы.
Первая Троице-Задвинская церковь простояла без изменений более полувека. За эти годы она постепенно ветшала. Не раз наводнениями подмывался фундамент. Во многих местах оседал пол, перекашивались стены, нарушалось внутреннее убранство. Восстановительные работы начались после приезда в Ригу первого рижского викария, епископа Иринарха (Попов). Его заботами в 1836 году обновляется интерьер и фасады, приводится в порядок внутреннее убранство и церковная утварь. В 1843 году по благословению епископа Филарета (Гумилевский) начат ремонт; по его окончанию храм вновь радовал (в основном, русских купцов и плотогонов) прихожан благолепием.
В числе самых древних икон храма был образ Тихвинской Божией Матери, что находился в принадлежавшей церкви часовне, расположенной около купеческих амбаров Московского форштадта. Несомненную ценность (как исторический образец художественного литья) имел большой колокол храма. На нем значилось: «1805 году марта дня лит сей колокол в городе Риге к церкви Живоначальные Троицы тщанием доброхотных дателей весу 135 пудов 13 фунтов».
В середине XIX века жизнь Троице-Задвинской церкви серьезно осложнилась. Буквально в нескольких метрах от нее была построена катальня и машинная фабрика, по другую сторону храма поставили склады для соли. Перед культовым зданием находилась пристань, где шла выгрузка муки, каменного угля и прочих товаров. Все это везли по улочке, примыкавшей к церкви. Из-за шума приходилось прекращать богослужения. В августе 1865 года прихожане и староста церкви, купец Василий Алипьев подали прошение в Рижскую Духовную консисторию разрешить постройку нового кирпичного храма. Архиепископ Рижский и Митавский Платон (Городецкий) поддержал прошение, однако городские власти под разными предлогами не давали разрешения, и обсуждение этого вопроса растянулось на несколько десятков лет.
Изменения в жизни прихода произошли с приездом в Ригу епископа Рижского и Митавского Арсения (Брянцев). Его первое служение в этой церкви состоялось 25 мая 1887 года. Он нашел храм в крайне обветшалом состоянии, и, по сути, с этого времени началось ускоренное решение вопросов строительства. Главной проблемой стало отсутствие средств на строительство. В числе первых благотворителей был Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал более тысячи рублей. Посильную лепту вносили прихожане, поступали взносы от общин Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Омска.
В 1891 году был заключен контракт на покупку за 11000 рублей участка земли под строительство. Он находился на Лесной улице против Гагенсбергской (Агенскалнской) пароходной пристани. Место под постройку храма освятили в августе 1891 года, и в мае следующего приступили к работам. В создании храма участвовали множество людей: архитектор Янис Бауманис, инженер Борис Эппингер, Аполлон Эдельсон (в те годы – епархиальный архитектор) и Владимир Лунский. Чертеж разработал Бауманис, стройкой руководил Эппингер, позже Лунский. Его имя упомянуто на мемориальной доске, помещённой на западной стене церкви. Работы велись предельно быстро, при этом, качественно. Само здание и обустройство церкви было завершено к весне 1895 года. В это же время первая православная церковь Троицы была закрыта.
Храм построен в стиле «московского барокко», имеет форму креста. Впечатляет соразмерность архитектурных форм, устремленность ввысь десяти куполов на разных уровнях. Во внешнем облике выделяются литые колонны, украшающие колокольню. Средний купол увенчан луковице образной формы главой, вызолоченной червонным золотом. На трехъярусной колокольне еще одна глава была первоначально позолочена. Храм богато расписан и ярко освещен благодаря 12 большим и высоким боковым окнам купола. Очень тщательно были выполнены все наружные работы – декор в стиле московского церковного зодчества и наружная окраска храма техникой альфреско в четыре светлых тона: розовый, сиреневый, бирюзовый и золотистый.
Подстать экстерьеру внутреннее обустройство храма. Стены украшены фресками в стиле московских церковных традиций. Благолепен трехъярусный иконостас работы выдающегося мастера М.Муравьева. Резные колонны, карнизы, филенки, Царские врата — все тончайшей резьбы, которая накладывается на светлый фон и покрыта червонным золотом. В нижнем ярусе иконостаса находились образа, выполненные во «фряжском» стиле, с серебряными позолоченными ризами художественной чеканки. Над главным входом, под колокольней помещался в лепном киоте образ новозаветной Святой Троицы, писаный на медной доске по золотому чеканному фону иконописцем П.Зыковым. Среди святынь есть и уникальная – список чудотворной афонской иконы Божией Матери «Достойно есть». Этот образ является высокочтимым для всей православной Латвии. Интересен большой колокол. Для его изготовления были получены по Высочайшему указу на Брянском артиллерийском складе медь и бронза со старых пушек. Отливали колокол на знаменитом Литейном заводе московского фабриканта Н.Финляндского. В Ригу его доставили в конце 1895 года, освящение и установка состоялись в воскресенье 17 сентября.
Этот храм остается одним из самых почитаемых и известных в крае.
1. Н.Д.Дёмина. Рижская церковь Нерукотворного Образа Спасителя. ЛПЦ. Р. 2005.
2. Свято Троице-Задвинский храм. Информационное издание ЛПЦ. Р. Б.г.
РИЖСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ЗАДВИНЬЕ
![]() |
Рижский Свято-Троицкий храм в Задвинье |
Рижский храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Задвинье
- Адрес: Латвия, г.Рига, улица Межа 2
- Тел.: (+371) 7612079
- Проезд: 4, 5 трамваем до улицы Нометню; 9 троллейбусом и 3 автобусом до улицы Калнциема или Даугавгривас.
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Храм расположен на левом берегу Даугавы. Когда-то это был остров, отделенный от остальной суши протоками с небольшими, спокойными даже в штормы бухтами. Это обстоятельство имело особое значение.
С древнейших времен Даугава (Западная Двина) являлась одним из направлений великого водного пути “из варяг в греки”. Здесь шли потоки встречных судов и товаров. Одни направлялись вниз по Даугаве с севера вплоть до Понтийского (Черного) моря, другие — с юга до варяжских студеных вод.
Именно поэтому задолго до того, как бывший бременский каноник, епископ Альберт назвал местное поселение Ригой, здесь проживали и постоянные жители, и те, кто прибывал сюда по своим делам из других мест. Среди них были купцы, сплавщики леса, струговщики, ремесленники, другой разночинный люд. Их жизнь была связана с обслуживанием стругов, перевалкой грузов, лесосплавом, торговлей и прочим.
Здесь уже в XI веке располагался первый выстроенный на территории современной Риги храм. Это была первая церковь, освященная во имя св. Николая Чудотворца, покровителя плавающих и странствующих. Тут же располагался православный монастырь, склады, жилые дома и кладбище.
Археологические данные говорят о том, что православные люди проживали не только по берегам Двины, но и Гауи, Венты, Лиелупе, Рижского залива, а также в ряде немецких, шведских, финских и даже германских земель. При этом достоверно известно, что в истории не было ни одного случая насильственного насаждения в этих краях православной веры.
Католическое миссионерство в этом регионе началось гораздо позже. Для этого вначале было испрошено разрешение Полоцкого князя Владимира. И рыцарям-крестоносцам понадобилось всего несколько десятилетий, чтобы огнем и мечом уже к началу XIII века разорить, разграбить, уничтожить почти все православные духовные центры на территории современной Латвии. Жестокое преследование православия продолжалось почти пять столетий. Были уничтожены многие православные храмы. Но церковь св. Николая оставалась действующей вплоть до XV века. В последующие годы православие фактически находилось под запретом.
Отправление православного богослужения было разрешено примерно около 1639 года и только вне крепостной стены. При этом строительство церкви категорически запрещалось.
С этого времени в Ригу ежегодно ранней весной, вместе с плотовщиками и торговым людом, к устью Даугавы (Двины) приплывали и православные церковнослужители. Они ставили вне стен города парусиновую палатку, освящали ее и до глубокой осени совершали богослужения и исполняли требы. Однако эта церковная деятельность не всегда разрешалась. Поэтому в иные годы палатку с временным престолом и антимисом во имя Святой Троицы ставили на противоположном, левом берегу Даугавы, как раз напротив Замка.
Отношение к православию начало меняться только после окончания войны со шведами. Кроме того, важной приметой того времени стало интенсивное развитие Задвинья как рабочей окраины правобережной Риги. Здесь заметно увеличивалось население, среди которого было немало православных людей, желающих иметь свой задвинский храм.
Рижский Троицкий храм в Задвинье, 18 апреля 2007. Фотография Людмилы Клешниной с сайта sobory.ru Однако хлопоты по строительству православной церкви начинаются только с семидесятых годов XVIII столетия. Стараниями купцов Савиных, Пономаревых, Глушковых под руководством купца Пастухова была приобретена с немалыми трудностями земля на Кливерсгольме как раз напротив Карловских ворот.
В 1779-1780 гг. в Поречье Смоленской губернии начинают заготавливать лес. Из этих прекрасных сосновых бревен рубится мастерами плотницких дел деревянная церковь. Ее разбирают и со вскрытием рек сплавляют в Ригу к месту постройки.
Церковь собирают, благоустраивают, расписывают, ставят иконостас со святыми иконами фряжского письма.
К осени строительство полностью завершается, и 1 августа 1781 года храм освящается во имя Святой Живоначальной Троицы. С этого времени в рижском Задвинье начинает формироваться еще один почитаемый уже в те годы православный духовный центр.
Возведенная Троице-Задвинская церковь простояла без изменений более полувека. За эти годы она постепенно разрушалась. Наводнения неоднократно размывали фундамент. Во многих местах оседал пол, перекашивались стены, ветшало внутреннее убранство.
Восстановительные работы начались сразу же после приезда в Ригу первого рижского викария, епископа Иринарха. Его заботами в 1836 году обновляется внутренняя и внешняя покраска стен, внутреннее убранство, церковная утварь.
В 1843 году в Троице-Задвинской церкви начинается большой капитальный ремонт. Стараниями церковного старосты, купца Афанасия Яковлева обновляется железная кровля, заменяются ветхие бревна, сооружается галерея с крыльцом. Однако, по словам местного священника В.Спирихина, еще в 1852 году церковь была холодной, не имела печей и потолка.
В эти годы начинают изыскиваться средства на ремонт храма. Помощь вновь намеревался оказать староста церкви, купец А.Яковлев. Он предполагал за свой счет исправить, а где надо, и свинтить стены, подвесить и укрепить потолки, оштукатурить внутри и снаружи весь храм, поставить печи. Но жизнь его внезапно оборвалась, а для всех этих работ нужны были немалые средства.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, Рижская духовная консистория выдала новому старосте Троице-Задвинской церкви Н.Д. Логвинову “Сборную книгу” для пожертвований на ремонт храма.
Постепенно необходимые средства были собраны, и все намеченные работы выполнены. Храм вновь радовал прихожан своим благолепием.
К этому времени церковь украшали многие уникальные произведения иконописи, церковной утвари, художественной резьбы по дереву. На царских вратах и храме располагались старинные и ценные иконы в серебряных позолоченных ризах: образ Христа Спасителя, храмовая икона Живоначальной Троицы, Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, свят. Николая. Примечательно, что добрыми людьми в 1800 году была пожертвована серебряная риза для храмовой иконы. Такой же дар был сделан в 1836 году для иконы Вознесения, а в 1869 году — серебряные позолоченные венцы на образ св. Николая Чудотворца.
В числе самых древних икон храма был Тихвинский образ Божией Матери, который находился в принадлежавшей Троице-Задвинской церкви часовне, расположенной около купеческих амбаров Московского предместья. В храме имелось редкое собрание богослужебных книг: “Евангелие” в серебряном окладе, изданное в 1762 году, “Типикон” издания 1713 г., “Апостол” издания 1753 г., “Служебник” 1763 года, “Обиход” церковного нотного пения, изданный в 1816 году, и др.
В середине XIX века жизнь Троице-Задвинской церкви серьезно осложнилась рядом обстоятельств. В нескольких метрах от храма была построена катальня и машинная фабрика. По другую сторону расположились склады для соли. Перед самой церковью находилась пристань, на которой постоянно шла выгрузка муки, каменного угля. Эти и другие товары свозились по узкой улочке, подходившей вплотную к зданию церкви. Это создавало шум, из-за которого даже приходилось прекращать богослужения.
В этой связи прихожане и староста Троице-Задвинской церкви, купец Василий Алипьев подали в августе 1865 года прошение в Рижскую духовную консисторию о разрешении построить новый кирпичный храм на новом месте. Ходатайство поддержал архиепископ Рижский Платон (Городецкий). Однако городские власти под разными предлогами не давали разрешения. Переписка по данному поводу длилась более 20 лет.
Изменение отношения к строительству в Задвинье нового храма началось с приездом в Ригу епископа Рижского Арсения. Его первое служение в Троице-Задвинской церкви состоялось 25 мая 1887 года. Храм находился в крайне обветшалом состоянии, и по сути с этого времени начинается ускоренное решение различных вопросов, связанных со строительством нового храма.
Главной проблемой стал сбор средств на строительство. В числе первых благотворителей был Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал еще в самом начале строительства более тысячи рублей. Жертвовали прихожане и жители различных городов и мест.
Проект будущей церкви и составление смет были разработаны в общих чертах опытным и талантливым архитектором И.Бауманом, который до этого спроектировал и построил около двадцати православных храмов. Но, к сожалению, он неожиданно скончался. Дальнейшую разработку проекта продолжил инженер Б.М. Эппингер. Строительство возглавили рижский купец второй гильдии Н.Воост и епархиальный архитектор А.Эдельсон. Художнику церковной живописи П.Зыкову были заказаны новые иконы и реставрация старых. Он же обязался выполнить внутреннюю отделку и наружную покраску стен. Строительный комитет особое внимание уделил внутреннему убранству церкви. Были заказаны киоты художественной резьбы по дереву. Изготовление иконостаса поручили известному в те годы талантливейшему мастеру иконостасных дел Н.Муравьеву.
К этому времени уже был заключен контракт на покупку участка земли под строительство. Он находился на Лесной улице против Гагенсбергской пароходной пристани. Это место под постройку было освящено в августе 1891 года.
До весны следующего года была закончена забивка шпунтовых и круглых свай, заливка фундамента. Торжества, связанные с закладкой храма состоялись 25 мая 1892 года. Строительные работы велись предельно быстро и качественно. К осени были возведены купола, освящен и поставлен на главный купол крест. Фактически возведение самого здания и обустройство церкви было завершено к весне 1895 года.
Внешний вид храма, по словам очевидцев, вызывал восхищение. Самое благоприятное впечатление производила соразмерность архитектурных форм, устремленность ввысь куполов на разных уровнях. Средний купол был увенчан луковицеобразной формы главой, сплошь вызолоченной червонным золотом. На трехъярусной колокольне еще одна глава была покрыта червонным золотом. Впечатление усиливалось благодаря тщательности, с которой были выполнены все наружные работы — декор в стиле московского церковного зодчества и, конечно же, наружная окраска храма техникой альфреско в четыре светлых тона: розовый, сиреневый, бирюзовый и золотистый.
Подстать внешнему виду были выполнены работы по внутреннему обустройству храма, где все было тщательно продумано. Фресковая живопись покрывала внутренние стены храма. Трехъярусный иконостас был выполнен выдающимся мастером М.Муравьевым. Резные колонны, карнизы, филенки, Царские врата — все было тончайшей художественной резьбы, которая накладывалась на светлый фон и покрывалась червонным золотом.
Церковь Святой Троицы (Рига), Свято-Троицкая Задвинская церковь, Sv. Trijādes Baznīca – Рига
Появление в Пардаугаве первой православной церкви связывают с ростом числа русских и белорусов в летний период, когда с верховья реки Даугава в Ригу на баржах везли сельскохозяйственные изделия и материалы из дерева.
В 1780 году бурлачество для своих нужд соорудило на Кливерсале маленькую деревянную церквушку. До 1812 года она являлась униатской, а позже – православной церковью. Изначально церковь работала только летом – в сезон навигации барж, позже – весь год без перерыва, и просуществовала 120 лет. Старая небольшая церквушка на Кливерсале не могла во время богослужений принять всех богомолов, и поэтому тогдашний рижский архиепископ начал сбор средств для постройки новой церкви. В 1891 году была образована специальная строительная комиссия. Вскоре появилась возможность за 11000 рублей приобрести участок земли размером 1539 кв.м. напротив Кливерсалы, в конце улицы Межа, на высоком обрыве древнего берега Даугавы.
Фото: Laima Gūtmane, panoramio.com” title=”Православная церковь святой Троицы”>
Церковь Святой Троицы
Фото: Laima GūtmaneПроект церкви был разработан архитектором Й.Ф. Бауманисом, после его смерти проект пересмотрел архитектор Видземской губернии В. Лунский.
25 мая 1892 прошла торжественная церемония закладки фундамента здания. Архиепископ Арсений, который провел это мероприятие, в фундамент здания замуровал металлическую пластинку, на которой располагались имена всех тех, кто помог с пожертвованиями. Строительными работами руководил Н. Вуст. Для отделки внутренних помещений церкви были приглашены лучшие мастера: художник П. Зиков, который также реставрировал старые церковные иконы и мастер иконостаса, столяр М. Муравьев. Строительные работы прошли быстро.
5 ноября 1895 года прошла церемония посвящения церкви, которую провел архиепископ Арсений. В церемонии принимали участие все высшее духовенство Риги.
Фото: panoramio.com, Jelena(JR)” title=”Православная церковь Святой Троицы”>
Церковь Святой Троицы
Фото: panoramio.com, Jelena(JR)Православная церковь святой Троицы является строением в стиле эклектизма, имеющая крестообразный купол, на котором в свою очередь прослеживаются штрихи Московской архитектуры 17 века. У церкви симметрическая планировка. За входным тамбуром следует прихожая, затем просторное помещение прихода, заканчивающееся алтарной апсидой. Храм освещают 12 окон. В западной части помещений прихода находится хоровой балкон. Внутри купола на парусах расположены нарисованные П. Зиковым изображения евангелистов и апостолов. Стены украшают геометрические орнаментные пояса – чем ближе к полу, тем проще становится орнамент. Иконостас состоит из трех уровней, вырезан он из липы. Главный ярус иконостаса покрашен в розовый цвет, а вся вырезка из дерева позолочена. У западной стены церкви расположена сделанная скульптором В. Шульцем памятная дощечка церемонии освящения церкви, на которой написаны имена всех строителей.
Православная церковь
Святой ТроицыГлавным украшением церкви являются установленные по динамической системе купола. Доминантой церкви является четырехэтажная колокольня, которую завершает стройная пирамидальная крыша с куполом вида луковицы и крестом. Внешние стены церкви разделены при помощи пилястр, между которыми расположены окна с богатой декоративной отделкой. Внешние стены украшают фрески. Церковь была раскрашена в 4 цвета – светло розовый, светло фиолетовый, светло сизый и цвет позолоты.
Православная церковь святой Троицы была одной из самых шикарных и красивейших православных церквей 17 столетия построенных в русском стиле, такой она остается и по сей день. Поменялась только раскраска. В 1932 году по совету архитектора Латвийского Православного церковного синода В. Шервинского церковь была перекрашена в красный цвет – его пытались приблизить к цвету кирпича, а все детали были белого цвета. Покраску церкви проводил маляр А. Фрейгангс.
Фото: M.Strīķis, panoramio.com” title=”Православная церковь Святой Троицы”>
Церковь Святой Троицы
Фото: M.StrīķisСвое главное предназначение церковь выполняла и после Второй Мировой войны, и продолжает делать это сегодня. В храме работает детская воскресная школа и библиотека духовной литературы. В погребе расположено молитвенное помещение и алтари Св. Пантелеймона.
Благодаря своему внушительному силуэту церковь до сих пор является доминантой Пардаугавы.
Церковь Святой Троицы (Рига), Свято-Троицкая Задвинская церковь, Sv. Trijādes Baznīca – Рига
В связи с тем, что после неоднократных попыток окончательной ликвидации православной церкви Святого Николая Чудотворца (подробнее о её истории см. Русское подворье (Рига), находившейся на территории рижского Русского подворья с начала XIII века, предпринятых сперва рижским ратом, а затем и шведским королём-завоевателем Густавом II Адольфом, православные богослужения фактически оказались под официальным запретом, странствующим русским торговцам приходилось разбивать палатку для отправления религиозного культа на побережье Западной Двины. При этом православные священнослужители, располагавшиеся в парусиновой палатке с начала весны вблизи городской крепостной стены, распевали требы и проводили церковные службы для православных торговцев и путешественников до глубокой осени. Но по причине демонстративно неприязненного отношения городского совета, верховного органа политической и экономической власти в Риге, к факту проведения регулярных православных служб, палатку всё чаще и чаще приходилось размещать в отдалении, на левом берегу, на том месте, где ныне расположен храм Святой Троицы. Кстати, палатка ежегодно ставилась на одном и том же месте и включала в себя антиминс и временный престол во имя Святой Троицы. Отправление религиозного культа православными верующими официально было разрешено шведско-немецкой городской и краевой администрацией только в 1639 году, однако же на строительство храма или часовни был наложен категорический запрет.
Ситуация несколько изменилась после окончания начального этапа Второй Северной войны, которую Пётр Первый вёл против шведского короля Карла XII. В июле 1710 года армия первого российского генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева принимает ключи от города Риги и принимает капитуляцию шведского гарнизона крепости под командованием Нильса Штрёмберга. После этого знакового события, когда Лифляндия де-факто становится частью России, отношение к православной традиции в губернии существенно корректируется. После длительного перерыва в Риге появляются первые официальные православные храмы; например, на месте бывшей лютеранской гарнизонной кирхи Пётр I основывает церковь Алексея Человека Божьего, поименованную в честь отца будущего императора Алексея Михайловича. В настоящее время это — здание рижской католической церкви Марии-Магдалены.
Начало работ по воздвижению первого храма
Тогда же на территории Задвинья возникает более-менее стабильное рабочее поселение, в котором проживает большое количество людей, исповедующих православие. Уже к 1770-м годам после многочисленных просьб русских православных жителей этого рижского пригорода начинаются интенсивные подготовительные работы по возведению православного храма. Напротив Карловых ворот на территории небольшого островка Кливерсгольм (современный бывший остров Большая Кливерсала) благодаря усилиям таких задвинских купеческих фамилий, как Глушковы, Савины, Пономарёвы, был приобретён земельный участок ля воздвижения будущей церкви — при этом инициатору покупки земли коммерсанту Пастухову пришлось столкнуться с рядом обременительных бюрократических трудностей, создаваемых городской остзейской верхушкой, которые удалось преодолеть только к концу 1770-х годов. В 1779 году начинается заготовка леса. Из отобранных лучшими смоленскими плотниками сосновых брёвен рубится деревянная церковь, которая по окончании строительства разбирается на части, загружается на баржи в Поречье Смоленской губернии и транспортируется по Двине в рижское Задвинье аккурат на выкупленное место. К 1780 году церковь оказывается полностью собранной, внутри она расписана совместно рижскими, псковскими и смоленскими живописцами, создан иконостас фряжского письма.
Создание и дальнейшие реставрации
1 августа 1781 года первый в истории рижского Задвинья православный храм освящается во имя Святой Животворящей Троицы. Однако в первой четверти XIX века церковь постепенно приходит в упадок, стены и пол ветшают, также ухудшается качество иконостаса, с которого сходит краска. Во многом виноваты частые апрельские половодья, которые провоцируют наводнения, размывающие половой настил Святотроицкой церкви Задвинья. Ситуация несколько улучшается в связи с приездом в Ригу епископа Иринарха, уделившего внимание бедственному положению задвинского храма и предпринявшего меры по его немедленному благоустройству в 1836 году. Первый рижский викарий Иринарх добивается новой покраски стен и полов, а также инициирует масштабную реставрацию обветшавшего иконостаса. Внешне храм также преобразился, была заменена церковная утварь, в ходе реставрационных работ было заменено пришедшее в негодность внутреннее убранство.
В 1843 году было получено благословение епископа Филарета (Гумилевского) на осуществление широкомасштабных ремонтных работ — были заменены ветхие брёвна, усовершенствован интерьер, обновлено железо на кровле церковь. Мнгогие восстановительные работы состоялись благодаря усилиям рижского купца Афанасия Яковлева, который в 1840-е годы занимал пост церковного старосты. Тем не менее к началу 1850-х в церкви всё ещё не было отопления, а также существовали ощутимые проблемы, связанные с полом и потолком, хотя в период реставрации к храму была пристроена нарядная галерея с резным крыльцом.
В середине 1850-х годов новый епископ Рижский и Митавский высокопреосвященный Платон (Городецкий) изыскивает средства на ремонт Святотроицкой церкви. Был создан «стратегический план» ремонтных работ — необходимо было обустроить потолок, поставить печи, которые отсутствовали (что являлось главным недостатком внутреннего состояния церкви), отштукатурить стены. Посильную помощь в проведении ремонтных работ обещал оказать тот же церковный староста Афанасий Яковлев. К сожалению, староста вскоре скоропостижно скончался, поэтому работы пришлось на время отложить. Новому старосте Логинову была вручена Соборная книга на сбор пожертвований для капитального благоустройства Святотроицкого храма. К концу 1850-х все запланированные работы были успешно выполнены, церковь же пополнилась новыми уникальными образцами православной канонической живописи.
Значимые предметы религиозного культа
В числе примечательных реликвий, хранившихся в церкви, следует отметить целый ряд редких икон, выдающихся с точки зрения художественной ценности. Речь идёт о старинных иконах, располагавшихся в надвратных нишах и в царских вратах, помещённых в серебряные позолоченные ризы — образ Христа Спасителя и храмовое изображение Животворящей Троицы, а также иконы Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем и Святого Николая, главного защитника и покровителя православного купечества. В 1800 году анонимный жертвователь передал в церковь серебряную ризу для главной храмовой иконы. Икона Вознесения получила пожертвованную ей ризу в 1836 году, а серебряные позолоченные венцы, украсившие икону Святого Николая Чудотворца, были пожертвованы церкви в 1869 году. Одним из самых древних образов Свято-Троицкой Задвинской церкви являлась икона Тихвинской Божьей Матери, хранившаяся в принадлежавшей ей часовне вблизи правобережного Московского форштадта. Также достоин внимания колокол православной церкви Святой Троицы. Согласно описанию, сдаланному по итогам ревизии церковного имущества, «1805 году марта дня лит сей колокол в городе Риге к церкви Живоначальные Троицы тщанием доброхотных дателей весу 135 пудов 13 фунтов».
Из редких книг можно отметить Евангелие в серебряном окладе, датированное 1762 годом, церковный Типикон, увидевший свет в 1713 году, Апостол и Служебник, выпущенные в 1753 и 1763 годы соответственно, а также «Обиход», сборник церковного нотного пения, изданный специально для нужд православного прихода главного Задвинского храма в 1816 году.
На рубеже 1850 и 1860 годов богослужения в церкви стали проводиться с преодолением целого ряда непредвиденных трудностей. Одним из наиболее неприятных моментов стал постоянный шум, который вызывала процедура погрузки товаров на пристань, построенную на Кливерсгольме напротив церковного здания. Чаще всего с подходивших судов выгружали муку и каменный уголь, а по соседству с церковью оборудовали вместительные соляные и зерновые склады, куда периодически поставлялся груз. При этом неподалёку от церкви начал действовать машиностроительный завод, на котором изготавливали сельскохозяйственную технику, что также вызывало шум. Известно, что постоянная транспортировка емкостей с товарами велась по узкому проходу вдол стен храма, так что богослужения систематически прерывались, поскольку грохот повозок пересиливал звуки песнопений.
Воздвижение нового храма
Таким образом, деревянные стены храма не могли предотвратить шумовые помехи, что стало серьёзным препятствием для функционирования церкви как таковой, поэтому в 1865 году прихожане во главе с купцом Василием Алипьевым, церковным старостой, подали коллективное прошение Рижскому Духовному Управлению с целью ускорить строительство нового православного каменного храма Святой Троицы. Высокопреосвященнейший Платон, епископ Рижский и Митавский, активно поддержал проект строительства кирпичного церковного здания, связавшись с генерал-губернаторов Лифляндии Петром Андреевичем Шуваловым, который также выразил горячую поддержку этой важной идее; единственная проблема заключалась в принципиальном несогласии членов феодально-аристократического органа городской администрации — Рижского магистрата, который тянул с рассмотрением вопроса по существу более двадцати лет, демонстративно бойкотируя обращения со стороны епископа Платона и губернатора Шувалова.
Решающую роль в прекращении этого контрпродуктивного затяжного противостояния, инициированного прибалтийско-немецким магистратом, сыграл Иоанн Кронштадтский, пожертвовавший более тысячи рублей на строительство храма. Незадолго до этого, в 1887 году, после приезда в Ригу нового епископа Рижского и Митавского Арсения, было получено разрешение на строительство нового здания взамен вконец обветшалого деревянного. 25 мая 1887 года Арсений проводит службу в храме, и именно его слово оказалось тем последним доводом, который заставил магистрат принять давно назревавшее решение о создании нового храма.
Священник из Туккума (современный латвийский город Тукумс) П. Меднис, назначенный на должность настоятеля Троицко-Задвинского храма и купец Н. И. Пуков стали руководителями строительных работ. В общих чертах проект будущего церковного здания был разработан архитектором Иоганном Бауманом, который к этому моменту являлся автором двадцати зданий для православных храмов на территории Прибалтийских губерний, но он неожиданно скончался и реализацию проекта пришлось перепоручить инженерных дел мастеру Борису Мартыновичу Эппингеру, который продолжил совершенствовать разработанный Бауманом проект. Строительство осуществляли рижский купец второй гильдии Н. Воост и епархиальный зодчий А. Эдельсон, известный своим светским проектом — зданием рижской гостиницы Метрополь, владельцем которой был купец и предприниматель Николай Антонов, отец известного латвийского архитектора межвоенного периода Сергея Антонова, который является автором юрмальского ресторана «Лидо», рижского кафе-дансинг-бара «Альгамбра» и рижского дома Латвийского общества архитекторов у Шведских ворот.
За отделку интерьеров взялся мастер церковной живописи П. Зыков — он обязался отреставрировать старые иконы и создать новые. Также он согласился произвести наружнюю покраску стен нового кирпичного храма. Изготовлением иконостаса для Троицко-Задвинской церкви занялся признанный специалист в этой области Н. Муравьёв, получивший заказ на выполнение работ. Также в августе 1891 года участок территории у Лесной улицы, находившийся напротив Гагенсбергской (современный рижский микрорайон Агенскалнс) пароходной пристани, был освящён в присутствии куратора строительных работ и настоятеля храма П. Медниса. 25 мая 1892 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня в основания будущего Святотроицкого храма. При торжествах присутствовал Высокопреосвященнейший епископ Рижский и Митавский Арсений, он в этот день отслужил последнюю литургию и молебен в старой деревянной церкви. На этом знаменательном богослужении присутствовал также лифляндский генерал-губернатор Михаил Алексеевич Зиновьев, который также известен своими усилиями по продвижению идеи создания памятника павшим 400 русским воинам на острове Люцаусгольм (Луцавсала) во время финального этапа исторической битвы на Двине 1700 — 1701 годов. О крайней необходимости в построении храма на Задвинье сказал Архипастырь в своей речи при закладке сего храма:
“Рижское Задвинье по населению равняется многим многолюдным городам Российской Империи. На нём красуются на лучших местах и высятся к небу несколько лютеранских церквей. Но нет на Задвиньи ни одной видной церкви, свидетельствующей здесь о торжестве господствующей в России православной веры. Несомненно, православие на Задвиньи существовало с давних времён. Уже более ста лет назад здесь было такое количество православных жителей, что для них надобно было построить православнй храм. – Сегодня мы молились в бедном, ветхом, тесном деревянном храме, который построен был 113 лет тому назад. Пять лет назад в этот же день и в это же число я в первый раз совершил богослужение в этом храме, и тогда же в своём поучении прихожанам обратил их внимание на необходимость построения нового храма более благоприличного и вместительного; потом ещё несколько раз совершал я богослужение в том же храме и присутствовал среди прихожан Задвинской Свято-Троицкой церкви. Каждый раз я старался при этом возбудить ревность в них к построению нового храма. Слова мои пали на добрую почву; о религиозной нужде рижских задвинских православных жителей узнали и другие православные жители г. Риги и даже дальних городов России; сочувственно отнеслись они к удовлетворению этой нужды: первой принесла свою жертву на построение нового храма в Риге за Двиной одна саратовская гражданка, урожденка г. Риги, крещённая в задвинском храме. Затем, задвинские прихожане, при участии прихожан других рижских церквей, собрали значительную сумму на приобретение места под постройку новой церкви (место для храма приобретено покупкой у частного лица за 12000 рублей). Кроме означенных собранных денег Епархиальное ведомство имеет в своём распоряжении некоторую сумму на тот же предмет. И вот при этих средствах, с надеждой на Бога в великий день праздника Святой Троицы (25 мая 1892 года) и в день храмового праздника задвинских прихожан торжественно полагаем основание нового храма на обширном и многолюдном рижском Задвиньи !” [1]
Для приведения в исполнение начатого дела не доставало ещё много денежных средств. Но Господь послал благотворителей. Весной 1895 года было завершено фактическое обустройство интерьеров Свято-Троицкой церкви, а также подошло к концу воздвижение самого здания. К осени 1895 года стало очевидно, что строительство храма ведётся быстрыми темпами, но при этом качество отнюдь не страдает — к ноябрю были возведены купола и поставлен крест. 5 ноября 1895 года храм во имя св. Троицы на Задвиньи с большой торжественностью был освящён Высокопреосвященным Арсением. На постройку храма было употреблено более 60000 рублей. Обер-Прокурор Св. Синода отпустил на сооружение храма 3000 рублей, были пожертвования деньгами и строительными материалами и от лютеран.
Архитектурная характеристика
Задвинский храм имеет форму креста; построен вместимостью на 800 человек, в старинном Московском стиле, с четырёхгранным куполом, увенчанным 10 головами. Примечательной особенностью нового храма явилось ощущение органичной устремлённость вверх куполов, что придавало чёткую ритмичность и соразмерность композиционным формам церкви. Луковичнообразная глава среднего купола была вызолочена редчайшим и дорогостоящим червонным золотом. Трёхъярусная колокольня также поражала воображение структурной соотнесённостью форм; средняя глава колокольни также обладала покрытием из червонного золота, вызывавшем восхищение очевидцев-современников строительства. Четыре светлых тона, оформлявшие наружный декор церковного здания — золотистый, бирюзовый, сиреневый и розовый — дополняли общую картину, а само внешнее оформление фасадов храма было выполнено в технике альфреско, что соответствовало общей архитектурной концепции строения, выдержанной в старинном Московском стиле. Находясь на возвышении, близ набережной р. Двины, храм своим красивым внешним видом невольно привлекал к себе взоры всех.
Изысканное покрытие из тончайшего слоя червонного золота украшало фрески в интерьере, царские врата, колонны, пилястры и резные карнизы здания, что придавало наблюдателю ощущение пышности и великолепия. В особом цветном киоте под трёхъярусной колокольней над главным входом в храм помещался образ новозаветной Святой Троицы, который был создан художником П. Зыковым на медной пластине по золотому чеканному фону. Он также является автором фрески «Явление Аврааму трёх странников».
Другими важными работами иконописца П. Зыкова являются иконы, написанные им специально для нужд Задвинской церкви Святой Троицы: Покров Пресвятой Богородицы, а также воздвижение Животворящего Креста Господня. Деревянные иконы в серебряных ризах располагались у входов на клиросы, которые подверглись качественной реставрации. Особенно заслуживают внимания иконы Божьей Матери и Христа Спасителя, находящиеся в серебряных ризах, покрытых золотым слоем. Товарищ обер-прокурора Лифляндской губернии Владимир Карлович Саблер принёс в дар построенной церкви Святой Троицы икону Знамения Пресвятой Богородицы, помещённую также в серебряную позлащённую ризу. Известен также колокол этой церкви, отлитый на мастерской известного московского фабриканта-литейщика Николая Дмитриевича Финляндского (на его же литейной мастерской Ксенофонт Верёвкин отлил колокола для рижского Кафедрального собора Рождества Христова) и преподнесённый в дар Рижской епархии; материалом для колокола служили медь и бронза, собранная со старых пушек на Брянском оружейном заводе. 17 сентября 1895 года в воскресный день состоялся подъём освящённого колокола на главную часовню церкви. В этот же день из «Двинского вестника» об этом примечательном событии узнал Иоанн Кронштадтский, пожертвовавший для нужд нового храма 200 рублей.
Фактически храм представляет собой единственный на территории Лифляндии того времени и современной Латвии памятник старого московского религиозного зодчества, о чём в торжественной церемонии освящения Задвинского храма сказал настоятель священник П. Меднис, обратившийся к присутствовавшим после водосвятия и крестного хода.
Церковь Святой Троицы (Рига, Агенскалнс)
В Риге есть и другие храмы с тем же посвящением: лютеранский, католический и православный.
Православный храм Свято-Троицкая церковь Страна Латвия
Город Рига Конфессия Православие Епархия Рижская Благочиние Рижское Автор проекта Янис-Фридрих Бауманис, Борис Мартынович Эппингер Дата основания 1891 [1] Строительство 1892—1895 годы Приделы в честь Святой Живоначальной Троицы Состояние действующий Медиафайлы на Викискладе Церковь Святой Троицы — православный храм в Риге, расположенный на территории левобережья Даугавы, в районе Агенскалнс.
Содержание
Ранняя предыстория
В начале XVII века, после неоднократных попыток ликвидации православной церкви Святого Николая Чудотворца, находившейся на территории рижского Русского подворья (подробнее о её истории см. Русское подворье), предпринятых сперва рижским ратом, а затем и шведским королём Густавом II Адольфом, православные богослужения в Риге фактически оказались под запретом. Странствующим русским торговцам для отправления религиозного культа приходилось разбивать палатку на побережье Западной Двины. При этом православные священнослужители, располагавшиеся в парусиновой палатке вблизи городской крепостной стены, исполняли требы и проводили церковные службы для православных торговцев и путешественников с начала весны до глубокой осени.
Из-за демонстративно неприязненного отношения рижского городского совета к факту проведения регулярных православных служб палатку всё чаще и чаще приходилось размещать в отдалении, на левом берегу — приблизительно на том месте, где ныне расположен храм Святой Троицы. Палатка ежегодно ставилась на одном и том же месте и включала в себя антиминс и временный престол во имя Святой Троицы. Отправление религиозного культа православными верующими официально было разрешено шведско-немецкой городской и краевой администрацией только в 1639 году, однако строительство постоянного храма или часовни не было разрешено.
Ситуация несколько изменилась после окончания начального этапа Второй Северной войны, которую Пётр Первый вёл против шведского короля Карла XII. В июле 1710 года армия первого российского генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева вынуждает шведский гарнизон Рижской крепости под командованием Нильса Стромберга капитулировать. После этого знакового события, когда Лифляндия оказывается де-факто под властью России, отношение к православию в губернии существенно корректируется. После длительного перерыва в Риге появляются первые официальные православные храмы; например, на месте бывшей лютеранской гарнизонной кирхи была основана церковь Алексея Человека Божьего, поименованная так в честь небесного покровителя отца Петра I — царя Алексея Михайловича. В настоящее время это здание рижской католической церкви Марии Магдалины.
Создание первого храма
В первой половине XVIII века на территории Задвинья возникает постоянное рабочее поселение, в котором проживает большое количество православных. В 1770-е годы, после многочисленных просьб русских православных жителей этого рижского пригорода, начинаются интенсивные подготовительные работы по возведению православного храма. Напротив Карловых ворот на территории небольшого островка Кливерсгольм (ныне ставшего частью левобережья Даугавы), благодаря усилиям таких задвинских купеческих фамилий, как Глушковы, Савины, Пономарёвы, был приобретён земельный участок для воздвижения будущей церкви. В 1779 году в Смоленской губернии из сосновых брёвен рубится деревянная церковь, которая по окончании строительства была разобрана на части, загружена в Поречье на баржи и спущена по Каспле и Двине на выкупленное место. К 1780 году церковь была полностью собрана, началось её благоустройство. Внутри её совместно расписывали рижские, псковские и смоленские живописцы; был создан иконостас фряжского письма. 1 августа 1781 года первый православный храм рижского Задвинья был освящён во имя Святой Животворящей Троицы.
Однако в первой четверти XIX века церковь постепенно приходит в упадок: стены и пол ветшают, с иконостаса сходит краска. Причиной тому стали весенние половодья, во время которых подтоплялся фундамент и половой настил храма. Ситуация несколько улучшается с прибытием в Ригу епископа Иринарха, уделившего внимание бедственному положению задвинского храма и принявшего меры по его благоустройству в 1836 году. Первый рижский православный викарий Иринарх инициирует реставрацию обветшавшего иконостаса, замену утвари и обновление внутреннего убранства храма.
В 1843 году было получено благословение епископа Филарета (Гумилевского) на осуществление широкомасштабных ремонтных работ: были заменены ветхие брёвна, усовершенствован интерьер, обновлено железо на кровле. Значительная заслуга в проведении этого ремонта принадлежит рижскому купцу Афанасию Яковлеву, который в те годы занимал пост церковного старосты. Тем не менее, к началу 1850-х в церкви всё ещё не было отопления, а также существовали ощутимые проблемы, связанные с полом и потолком, хотя в период реставрации к храму была пристроена нарядная галерея с резным крыльцом.
В середине 1850-х годов новый епископ Рижский и Митавский, высокопреосвященный Платон (Городецкий), благословляет очередной ремонт Свято-Троицкой церкви. Было необходимо обустроить потолок, поставить печи, отштукатурить стены. Посильную помощь в проведении ремонтных работ обещал оказать тот же церковный староста Афанасий Яковлев. К сожалению, староста вскоре скоропостижно скончался, поэтому работы пришлось организовывать новому старосте Логинову. К концу 1850-х все запланированные работы были успешно выполнены.
Воздвижение нового храма
На рубеже 1850-х и 1860-х годов проведению богослужений в храме стал мешать шум, связанный с работой пристани, устроенной на Кливерсгольме, и возникшего неподалёку машиностроительного завода. Деревянные стены храма плохо защищали от шума, что стало серьёзным препятствием для функционирования церкви.
В 1865 году епископ Платон поддержал проект строительства кирпичного здания храма Святой Троицы. Однако Рижский городской магистрат тянул с рассмотрением этого вопроса более двадцати лет. Только в 1887 году, после вступления на Рижскую кафедру нового епископа Рижского и Митавского Арсения, было получено разрешение на строительство нового здания взамен обветшалого деревянного.
В общих чертах проект будущего церковного здания был разработан архитектором Иоганном Бауманом, который к этому моменту являлся автором двадцати зданий для православных храмов на территории Прибалтийских губерний, но после его неожиданной кончины реализацию проекта пришлось перепоручить инженеру Борису Мартыновичу Эппингеру, который продолжил совершенствовать разработанный Бауманом проект. Строительство осуществляли рижский купец второй гильдии Н. Воост и епархиальный зодчий Аполлон Николаевич Эдельсон, известный своим светским проектом — зданием рижской гостиницы «Метрополь». Ход работ контролировали священник П. Меднис, переведённый на должность настоятеля Троицко-Задвинского храма из Туккума, и староста купец Н. И. Пуков.
За отделку интерьеров взялся мастер церковной живописи П. Зыков, а изготовлением иконостаса было поручено специалисту в этой области Н. Муравьёву. В августе 1891 года был освящён участок территории у Лесной улицы, находившийся напротив Гагенсбергской пароходной пристани, а 25 мая 1892 года состоялась церемония закладки первого камня в основание будущего храма; при этом епископ Рижский и Митавский Арсений отслужил последнюю литургию и молебен в старой деревянной церкви. В своей речи он сказал:
Рижское Задвинье по населению равняется многим многолюдным городам Российской Империи. На нём красуются на лучших местах и высятся к небу несколько лютеранских церквей. Но нет на Задвиньи ни одной видной церкви, свидетельствующей здесь о торжестве господствующей в России православной веры. Несомненно, православие на Задвиньи существовало с давних времён. Уже более ста лет назад здесь было такое количество православных жителей, что для них надобно было построить православный храм. — Сегодня мы молились в бедном, ветхом, тесном деревянном храме, который построен был 113 лет тому назад. Пять лет назад в этот же день и в это же число я в первый раз совершил богослужение в этом храме, и тогда же в своём поучении прихожанам обратил их внимание на необходимость построения нового храма более благоприличного и вместительного; потом ещё несколько раз совершал я богослужение в том же храме и присутствовал среди прихожан задвинской Свято-Троицкой церкви. Каждый раз я старался при этом возбудить ревность в них к построению нового храма. Слова мои пали на добрую почву; о религиозной нужде рижских задвинских православных жителей узнали и другие православные жители г.Риги и даже дальних городов России; сочувственно отнеслись они к удовлетворению этой нужды: первой принесла свою жертву на построение нового храма в Риге за Двиной одна саратовская гражданка, уроженка г.Риги, крещённая в задвинском храме. Затем, задвинские прихожане, при участии прихожан других рижских церквей, собрали значительную сумму на приобретение места под постройку новой церкви (место для храма приобретено покупкой у частного лица за 12000 рублей). Кроме означенных собранных денег, Епархиальное ведомство имеет в своём распоряжении некоторую сумму на тот же предмет. И вот при этих средствах, с надеждой на Бога, в великий день праздника Святой Троицы и в день храмового праздника задвинских прихожан, торжественно полагаем основание нового храма на обширном и многолюдном рижском Задвиньи!» [2] Весной 1895 года было завершено фактическое обустройство интерьеров Свято-Троицкой церкви, а также подошло к концу воздвижение самого здания. Осенью того же года были возведены купола и поставлен крест. 5 ноября 1895 года храм во имя Святой Троицы был освящён Высокопреосвященным Арсением. Всего на постройку храма было употреблено около 60000 рублей, в том числе более тысячи рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский и 3000 рублей отпустил обер-прокурор Священного Синода К. П. Победоносцев. Были пожертвования деньгами и строительными материалами и от лютеран.
Архитектурная характеристика
Храм расположен на возвышении, близ берега Даугавы. Имеет форму креста, вместимостью на 800 человек; построен в старинном московском стиле, с четырёхгранным куполом, увенчанным 10 главками. Луковичная главка среднего купола и средняя главка трёхъярусной колокольни были позолочены. Наружный декор здания был оформлен в четырёх светлых тонах (золотистый, бирюзовый, сиреневый и розовый), в технике альфреско.
В интерьере храма были позолочены фрески, царские врата, колонны, пилястры и резные карнизы. В особом цветном киоте над главным входом в храм помещался образ новозаветной Святой Троицы, который был создан художником П. Зыковым на медной пластине по золотому чеканному фону. Особенного внимания заслуживают также иконы Божьей Матери и Христа Спасителя, находящиеся в серебряных позолоченных ризах. В. К. Саблер принёс в дар построенной церкви Святой Троицы икону Знамения Пресвятой Богородицы, помещённую также в серебряную позлащённую ризу.
Известен также колокол этой церкви, отлитый в мастерской московского фабриканта-литейщика Н. Д. Финляндского и преподнесённый в дар Рижской епархии; материалом для колокола служили медь и бронза, собранная со старых пушек на Брянском арсенале. В воскресный день 17 сентября 1895 года состоялся подъём освящённого колокола на колокольню храма.
Храм представляет собой единственный на территории современной Латвии архитектурный памятник в стиле старого московского церковного зодчества.
Лютеранская церковь Святой Троицы
Первый камень в основание кафедрального евангелическо-лютеранского собора Святой Троицы, расположенного на улице Lielā, был заложен в 1742 году. Строительство велось по проекту и под непосредственным руководством кенигсбергского архитектора Иоганна Дорна. Принимая во внимание, что подавляющее большинство кирх столицы Восточной Пруссии не сохранилось, именно Троицкий собор способен дать наглядное представление о том, как выглядело кенигсбергское храмовое зодчество.
Внутренний интерьер церкви выглядит весьма мрачно, но в то же время роскошно и насыщенно: в нем переплелись элементы классицизма с элементами барокко и рококо, имеется тончайшая резьба по дереву и выдающиеся произведения живописи.
Основной ценностью собора является великолепный орган, обладающий 131 регистром, 4 клавиатурам и более чем 7100 трубами, созданный одним из лучших европейских мастеров Х.А.Конциусом. В кафедральном соборе нередко проводятся концерты мирового уровня, в том числе, международные фестивали органной музыки. Многими поколениями органистов собора была собрана превосходная нотная библиотека.
Посетителям предоставляется возможность подняться на 55-метровую церковную башню и полюбоваться панорамой города.
Во время подъема по деревянной лестнице можно во всех подробностях рассмотреть уникальный механизм башенных часов, который исправно функционирует в течение последних 250 лет.
С башни церкви открывается великолепная перспектива района города, охватывающего полосу между морем и Лиепайским озером. Море и озеро связаны между собой Торговым каналом, который делит город на Старую и Новую части.
В непосредственной близости от собора располагается популярный у жителей Латвии комплекс отдыха «Либава», расположенный в бывшем здании таможни, которое горожане издавна называют «Черным шаром». Некогда подвешенный у этого строения специальный черный шар выполнял функцию оповещения о приближающемся шторме. На улице Lielā также расположены очень стильные рестораны традиционной латышской кухни — «Barons Bumbiers» и «Upe» , в которых можно отведать местный специалитет — треску по-лиепайски, приготовленную по старинному южно-курземскому рецепту.
Прогуливаясь в окрестностях собора Святой Троицы, следует заглянуть и на старинную романтическую улицу Jaņa, где можно увидеть амбары постройки XVII столетия, возведенные в период торгового расцвета Курляндии.
Следует отметить, что Кафедральный евангелическо-лютеранский собор Святой Троицы – не единственное храмовое сооружение в Лиепае с этим названием. Внимания также заслуживает православный Свято-Троицкий собор, возведенный в 1867 году, являющийся самой старой православной церковью города. Православный храм расположен на улице Bāriņu. Имеется в Лиепае и семикупольный старообрядческий Свято-Троицкий храм поморского согласия, строительство которого было завершено в 1907 году.