Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Перед началом работы XXVIII Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Святейший Патриарх Кирилл поздравил членов новосформированного Правительства Российской Федерации
Святейший Патриарх Кирилл: Историческая роль Елоховского Богоявленского собора навсегда сохранится в благодарной памяти москвичей
В праздник Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском соборе в Москве
В канун праздника Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском соборе г. Москвы
Храм Святой Троицы и Иверская часовня в Белграде (подворье Русской Православной Церкви)
Святой-Троицкий храм в Белграде построен русскими эмигрантами в 1924 г. по проекту русского архитектора Валерия Сташевского c разрешения Правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев и по благословению Патриарха Сербского Димитрия.
В 1946 г. храм получил статус подворья Русской Православной Церкви в Белграде и находился в составе ставропигиального благочиния русских православных приходов на территории Югославии.
В 1954 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви благочиние было упразднено, а все входившие в него храмы, кроме Троицкого в Белграде и приписанной к нему Иверской часовни на Русском кладбище, были переданы в юрисдикцию Сербской Православной Церкви.
В 1957 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I посетил подворье и совершил в нем Божественную литургию.
Троицкий храм пострадал в период бомбардировок НАТО в 1999 г. К 2007 г. он был капитально отремонтирован, после чего храм освятил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).
С 1950 г. настоятелем Троицкого подворья являлся видный деятель русской эмиграции протоиерей Виталий Тарасьев, преемником служения которого после его кончины в 1974 г. стал его сын Василий Тарасьев. С 1998 г. настоятелем подворья является протоиерей Виталий Тарасьев — внук первого настоятеля храма.
В храме до настоящего времени сохранился иконостас, созданный князем М.С. Путятиным.
В Троицкой церкви находится гробница генерала П.Н. Врангеля. На территории подворья действует экспозиция, посвященная истории русской эмиграции в Югославии.
***
В 1929 г. король сербов, хорватов и словенцев Александр I предоставил русским эмигрантам право компактно хоронить усопших на Новом кладбище Белграда. Так возник Русский некрополь, на территории которого — могилы 124 генералов, трех адмиралов, 280 полковников и капитанов I ранга русской армии и флота. Здесь же находятся могилы многих русских эмигрантов. Общее количество захоронений — около трех с половиной тысяч.
В 1931 г. эмигрантами на кладбище была построена Иверская часовня в память об одноименной часовне у входа на Красную площадь в Москве.
В годы социализма многие эмигранты из России и их потомки покинули Югославию, Русский некрополь пришел в упадок; кладбищу угрожала ликвидация. В 2008 г. подворье Русской Православной Церкви в Белграде подняло вопрос о необходимости спасения Русского некрополя в преддверии 100-летия Первой мировой войны. При участии бывшего губернатора Ярославской области А.И. Лисицына, партии «Единая Россия» и Демократической партии В. Коштуницы удалось предотвратить уничтожение кладбища, а также провести работы по подготовке проектов реставрации Иверской часовни и надгробий.
В 2012 г. Скупщина Белграда приняла решение о передаче Русского некрополя в ведение подворья Русской Православной Церкви в Белграде.
18 ноября 2012 г. Патриарх Сербский Ириней в сослужении председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона совершил чин освящения колокольни Иверской часовни и двух кладбищенских участков.
В 2012 г. В.В. Путин одобрил выделение государственного финансирования для завершения реставрационных работ. 28 августа 2012 г. Постановлением Правительства РФ Русский некрополь в Белграде был внесен в Перечень находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение.
Летом 2014 г. работы по реставрации Русского некрополя были успешно завершены. 1 августа, в день 100-летия начала Первой мировой войны, Патриарх Сербский Ириней совершил в Иверской часовне Божественную литургию и панихиду по русским воинам, павшим за свободу Сербии.
На территории некрополя находится памятник «Николаю II и двум миллионам русских воинов Великой войны», сооруженный в 1935 г. архитектором Р.Н. Верховским. Инициатор постройки полковник Михаил Скородумов — георгиевский кавалер, раненый одиннадцать раз и потерявший на войне правую руку, организовал сбор необходимых средств. Каждый камень, пошедший на строительство памятника, был оценен в 300 динаров. На нем выбивалась фамилия дарителя. С огромным трудом русская эмиграция собрала средства на монумент, подчас жертвуя последними накоплениями.
Памятник представляет собой склеп-постамент, на котором стоит фигура ангела-победителя с мечом. Памятник изготовлен из серого камня и имеет форму артиллерийского снаряда. У подножия снаряда изображена символическая композиция: раненый русский офицер защищает знамя.
В склеп были перевезены останки 387 офицеров и солдат Русского экспедиционного корпуса, погибших в 1916-1918 гг. на Салонинском (Македонском) фронте, где русские войска добились значительных военных успехов, воюя плечом к плечу с сербскими и французскими солдатами. В склепе также покоятся останки 136 офицеров и солдат двух русских артиллерийских батарей, защищавших Белград при осаде австро-венгров и немцев, прах четырех русских военнопленных, расстрелянных австрийцами за отказ грузить снаряды на фронт, два моряка с корабля «Тирасполь», погибших у дунайского порта Кладово, и еще около ста русских солдат, умерших в госпиталях оккупированной австрийцами Сербии.
В часовню, расположенную в основании памятника, перевезен большой крест, изготовленный сербами из железнодорожных рельсов, с надписью: «Русские герои, жизнь свою положившие за свободу Сербии».
15 ноября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение некрополя.
Страна: Сербия Город: Белград Адрес: ул. Таковска, 4, 11000, Белград, Сербия Телефон: +381 11 323 6435
Церковь Святой Троицы, Белград – Church of the Holy Trinity, Belgrade
Церковь Святой Троицы | |
---|---|
![]() |

Церковь Святой Троицы , также называется Русской Церкви в Белграде является подворьем Русской Православной Церкви в Белграде , Сербия . Он был возведен в 1924 году в соответствии с планами русского эмигранта архитектором Валерием Сташевского и предназначался главным образом для беженцев из Советской России , прибывших в Сербии в тысячах с 1920, после поражения Белой армии в европейской части России в гражданской войне в России , Церковь расположена на северной окраине парка Ташмайдан , рядом с гораздо больше Святого Марка в Сербской Православной Церкви .
содержание
история
происхождения
России церковное сообщество в Белграде, где в начале 1920 – х годов русские составляли более 10% от населения столицы, была основана в ноябре 1920 года русский эмигрант священник Петр (Петр) Belovodov (Петр Беловидов). Первоначально место для услуг было актовый зал третьей Белградской гимназии .
Строительство церкви было начато в сентябре 1924 года в Tasmajdan, на месте бывшего кладбища, рядом с церковью старого Сан – Марко (новый, гораздо больший, был завершен к 1940 году). Сербские клирики прихода Святого Марка против имея русскую церковь на своей земле, но благодаря вмешательству сербского Патриарха Димитрия , они смягчились, хотя и с некоторыми условиями прикрепленными: это должно было быть только временно на основании Сербского церковь и без своей колокольни . Тем не менее, премьер – министр Пашич пожертвовал колокол русской церкви.
межвоенный
Здание церкви было освящено Патриарха Сербского Димитрия 5 июля 1925 г. С самого начала, приход церкви находилась в церковной юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), возглавлял до 1936 года митрополит Антоний (Храповицкий) (на 31 августа 1921 года Совет епископов сербской Церкви принял резолюцию, эффективное от 3 октября, который признал Временное Высшее Церковное управление митрополита Антония за рубежом в качестве административно независимой юрисдикции для ссыльных русского духовенства за пределами Королевства SHS, а также тех , русское духовенство в Королевстве SHS , которые не были в приходе или государственной образовательной услуги, а THCAA (позже, РПЦЗ) юрисдикция распространяется также на случаи развода ссыльными русскими). Главный русский храм , который был сохранен в церкви с конца 1927 года до сентября 1944 года была Курская Коренная икона .
Патриарх Варнав Сербии (1930-1937) провел службу в русской церкви 22 июня 1930 года , вскоре после воцарения в качестве патриарха, и поставил страстную антибольшевистскую речь на русском языке .
Первый ректор был Archpriet Петр (Петр) Belovodov, с 1924 года до своей смерти в 1940 году Belovodov наследовал Йован Sokalj (1883-1965).
Русский генерал Петр Врангель , последний командующий русской армией в Южной России , был перезахоронен в церкви в октябре 1929 г. До 1944 года, более 200 военных флагов Наполеон ‘s и пуфики “армии, которые были трофеи русской армии , хранились в церкви. Среди них были флаги из французского вторжения в Россию в 1812 г. Осада Севастополя в 1854-55 и сербско-турецкой войны в 1876-78. Были также флаги белого движения воинских частей, сформированных во время Гражданской войны в России в 1917-22 , но и другие реликвии, серебряные трубы и т.д., так что в течение периода времени, члены этих подразделений были организации ночных охранников честь вокруг церковь.
С 5 июля 1931 года Патриарх Варнава освятил Иверская часовня в Новом кладбище в Белграде, который, в то время как по образцу часовни Иверской в Красной площади (разрушена в 1929 году), был в действительности церковь в своем собственном праве, в комплекте с алтарем и служил в качестве отдельного прихода до 1945 года, когда она была присоединена к церкви подворья Тринити.
Вторая мировая война, а затем
В сентябре 1944 года , незадолго до взятия Белграда по Красной Армии и коммунистических партизан , приход был оставлен в Карловцев -На администрации антисоветской РПЦЗ (тогда во главе с митрополитом Анастасий (Грибановский) ); его ректор священник Sokalj, который в 1946 году стал гражданином СССР , а в январе 1950 г. был вынужден уехать в СССР, просил передачу в юрисдикцию просоветской московской Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) , а в апреле 1945 года вступил Московский патриархат. Приход был преобразован в подворье (представительства) Московский Патриархат и был частью Патриаршего благочиния в Югославии. Благочиния были отменены в 1956 году , и все другие российские приходы в Югославии были переданы в юрисдикцию Сербской Церкви. России Иверская часовня в Новом кладбище , а также русская часть кладбища примыкали к подворью ..
Начиная с 1950 года , позиция ректоров подворья церкви была проведена в семье Tarasyevs, первый ректор будучи Виталий Тарасьев родился в Мариуполе , Российской империи, в 1901 году, который эмигрировал в Сербию через Galipolli в 1920 году.
В апреле 1999 года здание церкви было сильно повреждено во время натовских бомбардировок Югославии , с помощью зенитно – атаки , которая предназначалась здание радио и телевидения Сербии , расположенной рядом с церковью; церковь была вновь освящена в марте 2007 года.
Характеристики
Церковь была спроектирована русским архитектором Валерий Владимирович Сташевского, в старом, Новгород-стиле культовой архитектуры. Она имеет ценный иконостас , вырезанный в ксилографии , с копиями старых русских фресок .
Русский храм Святой Троицы в Белграде
На собранные пожертвования и помощь, оказанную правительством, по проекту и под руководством инженера-полковника Валерия Владимировича Сташевского, на Ташмайданском холме был построен русский храм в традициях псковско-новгородского зодчества. Освещение храма состоялось 24 декабря 1924 года. На Рождество 1925 года был установлен колокол – личный дар премьер-министра Николы Пашича, бывшего посланника Королевства Сербии в Петербурге.
Над росписью 48 икон иконостаса в стиле новгородского письма XV века по предварительно разработанным эскизам, и при участии Е. И. Конопацкого, трудилось несколько художников.
В храме расположены и иконы в резных киотах: “Пресвятой Богородицы Донской” (работа известного иконописца Пимена Софронова), Пресвятой Богоматери “Знамение” (благословение русской обители на Афоне), “Св. Великомученника Пантелеймона” (благословение афонского Свято-Пантелеймоновского монастыря), а также киоты, созданные в память адмирала Александра Колчака (икона Св. Александра Невского), Патриарха Сербского Варнавы (преданного защитника русских беженцев, икона Св. Апостола Варнавы, – работа художника В. Я. Предаевича), протоирея Петра Беловидова (основателя прихода и первого настоятеля храма, икона Св. Петра Московского).
После Второй мировой войны в этот храм из города Сараево привезены Малый Сараевский киот с иконой “Воскресения Господня” и сень с иконами Святителя Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского (сооруженная в память убиенных Государя Императора Николая II и Югославского Короля Александра I). В храме также выставлено много ценных русских икон, подаренных прихожанами.
При храме Св. Троицы действовал Приходской совет, занимавшийся благотворительной деятельностью, устраивались миссионерские курсы и лекции, издавался вестник церковной жизни.
До 1944 года здесь в киоте хранилась и святыня-заступница Русского Зарубежья, чудотворная икона Божьей Матери “Знамения”, известная как “Курская Коренная”, вывезенная из России епископом Курским и Обоянским Феофаном (с 1957 года она находится в Нью-Йорке).
Храм Св. Троицы в Белграде стал известен всему Русскому Зарубежью, как средоточие церковной жизни Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). Здесь приняли священнический сан многие иерархи Русской церкви, отправляли службу все сербские патриархи. Ежедневные богослужения в нем отличались строгой уставностью, проводились по монастырскому типику.
До 1944 года храм был хранилищем знамен и штандартов славных полков Русской императорской армии, вывезенных с юга России.
С октября 1929 года в храме покоятся останки Главнокомандующего Русской армией генерал-лейтенанта барона Петра Николаевича Врангеля.
После кончины первого настоятеля протоиерея Петра Беловидова (1869-1940), его сменил отец Владислав Неклюдов (1898-1949), оставшийся при храме после эвакуации на Запад Управления РПЦЗ (осенью 1944 года во главе с митрополитом Анастасием). При протоиерее Владиславе храм Св. Троицы перешел в ведение Московской Патриархии, а после разрыва государственных и партийных отношений между СССР и Югославией, настоятель трагически окончил свою земную жизнь в одиночной камере следственной тюрьмы. Короткое время, до своего выезда в СССР, настоятелем храма состоял протоиерей Иоанн Сокаль (впоследствии епископ Смоленский Иннокентий; 1883-1965). В 1950 году настоятелем стал протоиерей Виталий Тарасьев (1901-1974), его сменил сын, протоиерей Василий (1932-1996), а сегодня настоятелем является внук – протоиерей Виталий, окормляющий небольшую общину русских людей в Сербии.
Однако, русский храм Св. Троицы, находящийся в сени сербского собора Св. Марка на Ташмайдане, не пустеет. Отреставрированный и реконструированный после повреждений в бомбардировках Белграда НАТО в 1999 году (безвозвратна утрачена потолочная фреска, работа барона Н. Б. Мейендорфа), сегодня свою духовную жизнь с ним связывает не одно поколение братьев-сербов и потомков русских эмигрантов, а также практически свя русская диаспора, проживающая в Сербии.
А. Б. Арсеньев / “Русские в Сербии”, Белград 2009.
Приобрести книгу “Русские в Сербии” можно в Российском центре науки и культуры в Белграде (Русский Дом).
Русский храм в Белграде
Белград. Столица Православной и многострадальной Сербии, город на слиянии Савы и Дуная. Город, близкий русскому человеку, город, ставший прибежищем огромной волны белой эмиграции после кровавых событий 1917 года в России. Но есть место в Белграде, особенно дорогое русской душе. В самом центре города, рядом со зданием Народной Скупштины, рядом с величественным храмом святого Марка, в тени деревьев и скрытая от людских глаз сияет на солнце золотыми крестами маленькая белая церковка Святой Троицы – русский Православный храм. Уже 82 года церковь Святой Троицы – духовный центр русских в Сербии. Последние десять лет здесь служит протоиерей Виталий Тарасьев. Мы встретились с ним в церковной канцелярии Свято-Троицкого храма.
– Отец Виталий, как вы стали настоятелем храма Святой Троицы в Белграде? Почему именно здесь?
– Моя семья уже три поколения живет в Сербии. И мой дед, тоже Виталий Тарасьев, и отец, Василий, были настоятелями этого храма. Я продолжаю семейную традицию.
– Когда была основана Свято-Троицкая церковь, кто стал первым ее настоятелем?
– Храм был основан в 1924 году русской белой эмиграцией. Многие русские тогда уехали именно в Югославию, Православную славянскую страну, сохранявшую монархические традиции. Они основывали церковные общины по всей Югославии. В храме всегда служили русские священники. Первым был Петр Беловидов, донской казак, получивший богословское образование в России. После него настоятелем стал Иоанн Сокаль, который в 1947 году вернулся в Россию, некоторое время преподавал в Одесской Духовной семинарии, а затем был хиротонисан в сан епископа! До 1999 года он был Епископом Смоленской епархии.
– История XX века и России, и Югославии полна кровавых событий. Как эти события повлияли на судьбу русского Православного храма в Белграде?
– Наша церковь действительно пережила многое в двадцатом веке. Начать хотя бы с того, что в 1944 году множество русских уехало из Югославии. При приближении красной армии к Югославии они были вынуждены покинуть свои дома и искать приюта в странах Северной и Южной Америки. В Югославии после войны установился коммунистический режим, гонения на Церковь были и здесь. Тем не менее нам удалось сохранить реликвии церкви и большую библиотеку редких книг, вывезенных из России белой эмиграцией после революции. Сильно пострадал храм от агрессии НАТО против Югославии в 1999 году. Тогда во время бомбардировок осколками от бомб, скинутых на телевизионный центр, была повреждена и наша церковь. Московская Патриархия выделила средства на капитальный ремонт, помогали и жители Белграда – миряне, и русские, и сербы. Церковь реставрирована фактически усилиями шести человек, которые работают в основанной при храме иконописной мастерской «Андрей Рублев». Там трудится и моя жена.
– Отец Виталий, какую роль, по вашему мнению, играет русский Православный храм здесь, в Сербии? Кто прихожане церкви Святой Троицы, почему они выбирают именно этот храм?
– В этом храме живет русская душа. Он всегда был напоминанием о далекой России, ее частью. Сначала для многочисленной русской эмиграции, затем для их потомков, для тех русских, которые сейчас приезжают в Сербию, для самих сербов. Прихожане храма – и сербы, и русские, поэтому проповедь я читаю на двух языках. Наверное, многие приходят сюда, потому что наша церковь хранит традиции русского Православия. У нас не сокращается время службы, как, к сожалению, во многих сербских церквах, каждое утро служится Литургия с Исповедью и Причастием.
У храма есть и свои обычаи. Уже десять лет мы устраиваем отдельно для маленьких прихожан празднование Пасхи. В последнее время люди забывают, что именно этот праздник является главным для Православия, что это Праздников Праздник. Мы хотим, чтобы молодое поколение знало об этом. Поэтому именно на день Воскресения Господня церковь устраивает для малышей различного рода конкурсы – рисунка на духовную тему, раскраски пасхальных яиц. Но независимо от того, участвует ли он в конкурсах, каждый ребенок получает в этот день маленький сувенир от храма – книгу, иконку, пасхальное яйцо. – А ведь это еще и воспитание молодого поколения в Православных традициях…
– Конечно, такое воспитание нужно начинать с малых лет. В последние годы в Сербии сложилась тенденция к уменьшению изучения русского языка. Ранее русский язык был одним из самых популярных в югославских школах. Сейчас демократическое образование старается повернуть учеников к Европе. Далеко не всем это нравится. В проекте Свято-Троицкого храма – создание детских Православных лагерей, паломнические поездки для детей по святым местам в России. Основная проблема в осуществлении проекта, конечно, – финансовая сторона. Но мы не теряем надежду и активно работаем над исполнением этих планов.
– Сразу при входе в церковь, по левую руку, стоит мраморная плита, посвященная белому генералу Петру Врангелю. Почему его останки захоронены именно здесь?
– Врангель много раз бывал в Сербии, останавливался обычно в Сремских Карловцах, это по дороге от Белграда до Нови Сада, там, где сейчас центр Сербской Патриархии. И хотя умер он в Брюсселе, останки генерала были перевезены в Сербию по его завещанию. Ведь Врангель завещал похоронить его в братской славянской Православной стране. Только Сербия могла считаться тогда такой страной! Так великий генерал Белой Армии нашел свой последний приют здесь, в Свято-Троицкой церкви в Белграде.
– Расскажите о Православных святынях, которые хранятся в Свято-Троицкой церкви.
– В 1933 году нашей церкви русскими монахами с Афона был подарен серебряный мощевик с частицами мощей Иоанна Крестителя, Апостола Андрея Первозванного и Апостола и Евангелиста Луки, святого великомученика Пантелеимона, мученика Маманта, Святителя Григория Богослова, святых мучеников безсребреников Космы и Дамиана. Здесь же находятся частицы мощей Апостола Иакова, брата Господня, Епископа Амвросия Медиоланского, Патриарха Тарасия Константинопольского, священномученика Ермолая Никомидийского, Святителя Тихона Воронежского. В церкви есть также две старинные иконы Божьей Матери, они были подарены храму русскими семьями.
– Как духовенство Сербской Православной Церкви относится к вашему приходу?
– Мы всегда получаем поддержку со стороны Сербской Православной Церкви. Сербский Патриарх Павел пять-шесть раз в год обязательно принимает участие в праздничных Литургиях Свято-Троицкого храма. Я служу и в сербских храмах. Между сербским и русским Православием фактически нет разницы, наши два народа братские и по происхождению, и по вере. И именно здесь, на сербской земле, это особенно остро чувствуется.
***
Во время службы храм Святой Троицы всегда полон людей. Здесь сербы и русские как одна семья, один Православный народ. Горят свечки перед ликами икон, посреди резного деревянного иконостаса – рублевская «Троица». И нет ощущения, что Россия где-то там далеко, за тысячи километров. В маленьком храме в центре Белграда поселилась русская душа, лампадкой веры и надежды горящая на балканской земле.
На снимках: церковь Святой Троицы в Белграде; настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Виталий Тарасьев.
Анна Полетаева-Глушац Белград, сентябрь 2006 г 29.09.2006
Отец Виталий, если сочтёте возможным — пришлите мне Ваш почтовый адрес. Ваш дедушка — мой крёстный отец. Мои прародители Котовы Виктор Борисович и Вера Ивановна.
Отец Виталий!
Мой прадед Сергей Ноаров был священником в Свято-Троицкой церкви в Белграде. Можна ли мне связаться с Вами по e-mail с целью уточнения места его погребения?
Был в Вашем храме. Потрясён до глубины души именно ощущением русскости, чистоты и верности. Тронули вещи из музея храма — китель генерала, пули-броши… Дай Бог Вам добра, мира и благополучия.
Отец Виталий!
Только что прочитала с большим интересом Вашу статью. Я была в Белграде в 1991 году и встречалась в храме с Вашим отцом Василием Тарасьевым. Дело в том, что моя мама, Костенко Ольга, воспитывалась в приюте при Русском Доме в Белграде, а Закону Божьему их учил Ваш дед. В 1991 году отец Василий говорил, что пишет книгу о русской эмиграции в Белграде. Моя мама посылала ему свои воспоминания о жизни в приюте для этой книги. Нам хотелось бы узнать, как называется эта книга и где её можно приобрести. Возможно ли связаться с вами по e-mail и получить ответ?
Дай Вам Бог добра, мира и здоровья!
здравствуйте В 2006 году отсылала деньги на восстановление храма 1000 долларов, надеюсь получили В прошлом году была в Белграде и вашей церкви. хотела бы что-то сделать для монахов в Косово Может быть есть какая-то информация к кому могу присоединиться Надеюсь на ответ
Отец Виталий!
Статья удивительная! Обращаюсь к Вам по просьбе потомков казаков-белопоходников,строивших Свято-Троицкий храм.О судьбе их мы узнали от отца Сергия,войскового священника Кубанского войска.Судьбу некоторых вернувшихся мы проследили.Хотелось уточнить у Вас о судьбе Старовеличковских казаков.Из статьи я узнала,что отец Василий писал книгу о русской эмиграции.Где можно её приобрести в России?Можно ли связаться с Вами по
e-mail и получить ответ.
Добрый день, Отец Виталий. Обращаюсь к Вам в надежде на помощь. Мы ищем место захоронения моего прадеда по матери протоиерея Софинского Нила Ивановича. На одном из сайтов я нашла информацию, что он после эмиграции из России поселился в Сербии, состоял в юрисдикции РЗЦ, был настоятелем русской церкви в г.Крагулеваце (1921-24 гг.), преподавателем в Сремски-Карловацкой Духовной семинарии и сверхштатным священником при Троицкой русской церкви в Белграде (1924-42). Если Вы располагаете какой-либо информацией о месте его захоронения, я была бы очень Вам признательна. Мы планируем посетить Белград в августе 2014 года и хотели бы, навестить могилу прадеда (это была последняя просьба моей бабушки (его дочери), скончавшейся в 1984 году.
С уважением Ирина Сендецкая
Уважаемый отец Виталий,здравствуйте! Обращаюсь к Вам в надежде на помощь. Дело в том,что я ищу возможное место захоронения моего деда по отцовской линии,статского советника, войского врача Астраханского казачьего войска, Токарева Михаила Николаевича,архивные данные о котором обрываются в марте 1920 года в белом Крыму. Поскольку значимым пунктом исхода белых (остатков ВСЮР) в 1920 году была Сербия,могу ли я просить Вас найти его место захоронения,либо подтвердить отсутсвие такового в Республике Сербия.
Заранее благодарю за любое участие в моей просьбе.
Можно ли связаться с Вами и получить ответ по E-mail.
Так как мой с Вами телефонный разговор 10.03.2016 не состоялся из-за плохой слышимости,а SMS-cообщение не прошло.
Церковь Святой Троицы (Белград), Храм Свете Тројице, Руска црква (сербс.), Church of the Holy Trinity. Belgrade (англ.) – Белград
Сейчас в Белграде проживает около 300 старых русских эмигрантов – остаток некогда большой и процветавшей колонии, часть которой после Второй мировой войны под давлением коммунистических властей выехала за океан, часть – в Советский Союз.
В 1920–1930-е в королевстве Югославии насчитывалось около 30 тысяч русских эмигрантов, причем большая их часть имела среднее или высшее образование. Отношение к ним со стороны Короля Александра I и властей было самым благожелательным – сербы не забывали, что Россия в 1914 выступила в их защиту. Едва в Белграде после гражданской войны собралось несколько сотен русских беженцев, как у них появилась мысль о создании своей церкви, хотя ничто не мешало русским молиться в сербских православных храмах. Правда, в 1876 добровольцы, прибывшие из России на войну с Турцией, пользовались собственной походной церковью св. Александра Невского. В 1929 на этом месте был освящен одноименный сербский храм.
В Сербии эмигранты хотели сохранить русские церковные обычаи. За дело взялся энергичный священник Петр Беловидов, приехавший из Новороссийска, который 20 сентября 1920 отслужил первую литургию в столовой Русского общества взаимопомощи на ул. Короля Петра. Через месяц после пожара в этом помещении службы перенесли в здание школы на Богоявленской ул., оттуда – в 3-ю мужскую гимназию на ул. Негоша, где учились и русские. Поначалу главной заботой пастыря была организация церковного хора, отчего он ночами восстанавливал по памяти ноты важнейших песнопений.
С 1922 богослужения продолжались в полковой походной церкви, установленной в деревянном бараке, и в кладбищенской часовне, стоявшей на холме Ташмайдан, близ небольшой сербской церкви св. Марка. Приход этой церкви, однако, сопротивлялся постройке каменного русского храма. Она началась в 1923, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту и под наблюдением военного инженера В. В. Сташевского. Велось строительство ударными темпами на собранные пожертвования, при поддержке сербских властей. Председатель Совета министров Н. Пашич, бывший сербский посланник в Петербурге, отпустил из казны 40 тыс. динаров.
Освящение места совершил 21 сентября 1924 митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский); закладку 24 декабря 1924 произвели митрополит Антоний (Храповицкий), глава РПЦЗ и сербский Патриарх Димитрий. В это время в Белграде и его окрестностях жило около 10 тысяч русских эмигрантов.
Скромную однопрестольную церковь, возведенную в псковском стиле XV века, освятил 5 июля 1925 новый сербский Патриарх Варнава. Иконы в двухъярусном иконостасе, который подарил полковник А. П. Редькин, исполнили В. Я. Предаевич и кн. М. С. Путятин. К следующему Рождеству вдова Пашича подарила храму колокол. В 1941–1942 бар. Н. Б. Мейендорф написал в интерьере плафон (погиб в 1999). Есть в церкви образа (вмч. Георгий Победоносец, Покров, Аксайская Божия Матерь) кисти известного иконописца П. М. Софронова, который в 1930-е руководил иконописной школой при монастыре Раковица под Белградом. После смерти в 1936 Патриарха Варнавы память его была отмечена иконой, изображающей апостола Варнаву. Ее написал В. Я. Предаевич. Много икон пожертвовали или завещали храму его прихожане.
Первым настоятелем новой церкви стал вышеупомянутый прот. Петр Беловидов, служение которого отличалось уставностью, благоговением и торжественностью. Он скончался в 1940, перед оккупацией Белграда немцами. Его сменил прот. Иоанн Сокаль, при котором храм в сентябре 1944 перешел в юрисдикцию Московской Патриархии и стал ее подворьем. После разрыва отношений между Югославией и СССР настоятель в 1950 выехал в Саратов. В тюрьме коммунистического режима погиб о. Владислав Неклюдов. В 1949 в Швейцарию уехал архимандрит Антоний (Бартошевич), будущий архиепископ Западноевропейский и Женевский. С 1950 в храме служит священническая династия Тарасьевых родом из Мариуполя: прот. Виталий (1901–1974), его сын – прот. Василий (1950–1996) и в наши дни – о. Виталий-младший. Все они окончили Богословский факультет Белградского университета.
В 1930-е регентом хора был А. И. Гринько (1893–1966), ученик известного композитора А. К. Гречанинова. В межвоенные годы при церкви действовало благотворительное общество св. прав. Иоанна Кронштадтского, в работе которого принимал участие игумен Иоанн (Максимович), будущий святитель. Оно содержало приют для безработных и общежитие для студенток. Издавались брошюры и периодический журнал «Странник».
В 1928 в Брюсселе умер генерал П. Н. Врангель, вождь Белого движения, который завещал похоронить себя в славянской стране. Целый год шли переговоры о погребении генерала в белградском храме, и в октябре 1929 русская эмиграция хоронила его в правом притворе. Заупокойную литургию служили митрополит Антоний и сербский Патриарх Димитрий. На похоронах присутствовали генералы А. П. Кутепов, Е. К. Миллер, представители воинских, общественно-культурных организаций и сербских властей. Вся церковь была в венках и украшена русскими флагами. Сегодня рядом с могилой Врангеля в церкви висит мраморная доска, на которой высечены имена русских добровольцев, павших в 1991–1995 во время гражданской войны в Югославии.
В храме неоднократно бывал Король-мученик Александр I и молился Патриарх Варнава, которые всячески покровительствовали русским беженцам. Многие епископы Русской Православной Церкви за границей получили здесь благодать своего служения. Для русских эмигрантов церковь была главной в Югославии. Попытки построить в 1930-е отдельные храмы в Новом Саде и Панчеве успехом не увенчались.
До 1944 в храме имела свое пребывание чудотворная Курско-Коренная икона «Знамение» Божией Матери, вывезенная архиепископом Курским и Обоянским Феофаном (Гавриловым), Одигитрия русского рассеяния, которая в наши дни находится в нью-йоркском соборе Синода РПЦЗ. Святынь ныне в Троицкой церкви немного: два мощевика, один из которых подарен в 1934 русским Пантелеимоновским монастырем на Афоне, камень из келии прп. Феодосия Печерского, привезенный Владыкой Антонием из России, кусочек рубашки св. прав. Иоанна Кронштадтского.
В киотах помещены иконы, связанные с русской судьбой в XX веке: свт. Николая, сооруженная в память Царя-Мученика, и св. Александра Невского, напоминающая о расстрелянном адмирале А. В. Колчаке. До 1944 в храме висели штандарты и знамена (около 240) Императорской и Белой армий, вывезенные из России. Среди них были знамена времени Царя Алексея Михайловича. Все они были эвакуированы из Белграда, но часть из них пропала, часть попала в советские музеи.
В год освобождения Югославии от немецкой оккупации в ней действовали 11 русских общин, две обители и 20 священников. Число прихожан оценивалось в 3000 человек. Часть эмигрантов, спасаясь от Красной армии, выехала в Западную Европу; вслед за ними в начале 1950-х уехало еще 80% остававшихся в стране.
В 1956–1957 все русские храмы в Сербии, по договоренности с Московской Патриархией, отошли к Сербской Православной Церкви, и Троицкий храм в Белграде остался в стране единственным, который принадлежал русским жителям. До 1968 они молились также в сербской церкви Михаила Архангела, находящейся в парке в Земуне, пригороде Белграда, где до войны пел замечательный хор Е. П. Маслова. С того года небольшая русская колония в Сербии религиозно объединена только вокруг Троицкой церкви. Сейчас она окормляет около 2000 прихожан, из которых лишь 10–15 % говорят по-русски.
На Новом кладбище Белграда, где на трех больших участках покоится несколько тысяч русских эмигрантов, в конце главной аллеи, на небольшом возвышении, стоит Иверская часовня, воздвигнутая после того, как одноименная знаменитая часовня в Москве была уничтожена большевиками.
Когда русские в Белграде узнали о сносе часовни, они по инициативе кн. М. А. Святополк-Мирской создали Комитет, выпустивший следующее воззвание: «Не стало молитвенной сени, куда в течение трех столетий люди всех положений и состояний … и сам Русский Царь несли свои радости и горести, проливали слезы скорби и умиления». Комитет принял решение создать точную копию разрушенной святыни, поручив проект вышеназванному В. В. Сташевскому.
22 апреля 1930 митрополит Антоний заложил часовню (она все-таки повыше и пошире московской) в присутствии принцессы Ольги Николаевны, внучки вел. кн. Владимира Александровича и супруги югославского принца Павла. На постройку внесли свои пожертвования все члены Русского Императорского Дома, проживавшие в эмиграции. В фундамент была положена горсть русской земли.
Часовня выкрашена в белый, канелированные пилястры – в зеленый, капители и базы – в желтый цвет. Голубой полукупол украшен звездами золотого цвета. При освящении часовни 5 июля 1931 сербским Патриархом Варнавой при участии митрополита Антония и епископа Лондонского Николая, в крестном ходе, с пением акафиста, несли написанный на Афоне список Иверской Божией Матери, который ныне находится внутри часовни.
Кроме этой иконы, украшенной серебряным окладом, в часовне, в небольшом иконостасе, помещены также привезенный из Иерусалима образ Успения Божией Матери и Нерукотворный Спас, дар русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне. На наружной стене находятся большие иконы с изображением свт. Николая Чудотворца и свт. Алексия Митрополита Московского, доставленные с Афона в воспоминание о Царе-Мученике и его сыне.
В стену снаружи вмурована надгробная доска архиепископа Феофана (1872–1943), а слева от входа можно видеть могилы протопресвитера Петра Беловидова (1869–1940) и епископа Лондонского Николая (1891–1932). Рядом – спуск в усыпальницу часовни, над которым по мрамору написано: «Свет Христов просвещает всех». Здесь покоится прах митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), главы РПЦЗ, выдающегося церковно-общественного деятеля и богослова, и его верного келейника архим. Феодосия (Мельника), игумена Высоко-Дечанского монастыря.
Обычно по средам в часовне читается акафист, по пятницам служится панихида, но до войны в часовне регулярно совершались и литургии. Несколько месяцев (с мая по ноябрь) это происходило в 1999, после того как в ночь на 23 апреля бомбами самолетов НАТО Троицкий храм был сильно поврежден и возникла опасность обрушения потолка. Восстановительными работами руководил проф. А. И. Постников; средства настоятель собирал в основном в России. 14 ноября 1999 сербский Патриарх Павел освятил отремонтированную церковь малым освящением. На него пришло столько русских и сербов, что не все могли попасть внутрь храма.
Напротив Иверской часовни возвышается величественный памятник, на лицевой стороне которого по-русски начертано: «Вечная память Императору Николаю II и 2 000 000 русских воинов Великой войны», а на противоположной, по-сербски, – «Храбро павшим братьям русским на Солунском фронте. 1914–1918 гг.». Высокий памятник сделан из серого камня в виде артиллерийского снаряда, на котором вырезаны имена жертвователей, вождей Белого движения, названия воинских союзов и объединений. У подножия полулежит, на знамени, русский офицер с шашкой, наверху стоит попирающий змея ангел с мечом. Автор проекта и скульптор – архитектор Р. Н. Верховской, строитель – В. В. Сташевский.
Под монументом находится склеп, где погребены перевезенные из разных мест сражений останки русских воинов, погибших в Первую мировую на территории Югославии: 387 человек с Солунского фронта, 136 убитых при защите Белграда и около 100 умерших от ран в госпиталях. В склеп ведет резной каменный портал, подаренный Патриархом Варнавой. В часовне склепа стоит сделанный из рельсов большой крест с одной из братских могил. Слева от входа укреплена бронзовая дощечка – на ней написано, что памятник реставрирован в 1995 на средства офицеров российского Генштаба. Восточнее, на соседнем участке кладбища, находится сходный, но более помпезный памятник сербским воинам, выполненный по проекту того же Верховского.
Памятник русской славы, сооруженный на пожертвования по инициативе полковника М. Ф. Скородумова, был открыт 9 апреля 1933 в присутствии Короля Александра I. После панихиды, отслуженной Патриархом Варнавой и митрополитом Антонием, Патриарх произнес слово, в котором, в частности, сказал: «В истории мира не было страны, подобной России: эта страна – бездонный океан святых чувств православной христианской любви!»
Иверская часовня и памятник со всех сторон окружены русскими могилами. Здесь покоятся корифеи науки: В. В. Фармаковский, Ант. Д. Билимович, Ф. В. Тарановский, Н. Н. Салтыков, А. И. Игнатьевский, Я. М. Хлытчиев, Г. Н. Пио-Ульский, Д. Ф. Конев, Н. А. Пушин, Г. И. Свищев, А. Н. Стебут, Т. В. Локоть, А. П. Доброклонский, С. В. Троицкий, М. П. Чубинский, Г. А. Острогорский, С. М. Кульбакин, Е. В. Аничков, А. Л. Погодин, выдающиеся артисты театра, художники, общественные деятели. Этот некрополь – один из самых значительных в русской диаспоре в Европе. Он напоминает о том времени, когда Белград был одним из центров белой эмиграции.
Адрес: Таковская ул., 4, Београд
Библиография: |