Отели рядом с the Greek Orthodox Basilica of Saint George
Salome Hotel
2-звездочный отель Salome располагается в историческом городе Мадаба. В этом отеле предлагаются просторные номера, вежливое обслуживание и бесплатный Wi-Fi.
Aisha Um Al Mumeneen St, Madaba, Мадаба, Иордания
Сегодня отель забронирован 1 раз.
Цена номера от 2 261 до 6 522
Madaba Hotel Мадаба
Этот отремонтированный отель расположен в 20 метрах от Церкви св. Георгия в Мадабе. Номера отеля оборудованы кондиционером. С террасы на крыше открывается панорамный вид на город. Номера отеля Madaba оформлены в строгом стиле.
Center of Madaba near the St.George Church, 17110 Мадаба, Иордания
Цена номера от 435 до 3 044
Madaba Inn Hotel
Этот недавно построенный 3-звездочный отель расположен в самом центре города Мадаба, напротив церкви Святого Георгия со знаменитым напольным мозаичным панно. Вежливый персонал отеля говорит на нескольких языках.
Al Yarmuk St., 17110 Мадаба, Иордания
Цена номера от 3 044 до 6 957
Delilah Hotel
Отель Delilah расположен в городке Мадаба, в 15 минутах езды от горы Нево. К услугам гостей лаконично оформленные номера и бесплатный Wi-Fi на всей территории. Все номера оснащены кондиционерами, а пол в них выложен кафельной плиткой.
Aisha Um Al Mumeneen Street, 17110 Мадаба, Иордания
Сегодня отель забронирован 1 раз.
Цена номера от 1 130
Tell Madaba / Deluxe Rooms For Rent Мадаба
Гостевой дом Tell Madaba с садом расположен в городе Мадаба, в 7 минутах ходьбы от греческой православной базилики Святого Георгия, в 9 км от горы Нево и в 800 м от автобусной остановки Madaba. До горы Нево можно дойти за 3 минуты.
30 Ibn Khaldoun St. , 17110 Мадаба, Иордания
Цена номера от 1 739
Moab Land Hotel
Отель Moab Land расположен в городе Мадаба. К услугам гостей лаконично оформленные номера и бесплатный Wi-Fi на всей территории. В номерах с полом, покрытым керамической плиткой, есть кондиционер, письменный стол и шкаф для одежды.
King Talal Street, In front of the Mosaic Map Church, Мадаба, Иордания
Цена номера от 435
Saint John Hotel
Современный отель Saint John находится в самом центре города Мадаба, в непосредственной близости от мест паломничества и туризма. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi на всей территории, фитнес-центр и терраса с круговым панорамным видом на город.
King Talal Street – City Acropolis , 11104 Мадаба, Иордания
Цена номера от 2 087
Madaba Homestay Мадаба
Offering a barbecue and terrace, Madaba Homestay is located in Madaba in the Madaba Governorate Region.
Madaba Rocks , Azizi Street beside Azhar razan , 1st floor, 17110 Мадаба, Иордания
Цена номера от 2 174
Mariam hotel
Двухзвездочный отель Mariam расположен в городе Мадаба. К услугам гостей открытый бассейн и номера с кондиционером, собственной ванной комнатой и бесплатным Wi-Fi. Сотрудники отеля могут организовать трансфер от/до аэропорта.
Aisha Um Al Mu’meneen Street 10, 17110 Мадаба, Иордания
Сегодня отель забронирован 1 раз.
Цена номера от 2 435
Pilgrim’s Guest House Мадаба
Этот гостевой дом находится во дворе церкви Святого Георгия в центре города Мадаба. На всей его территории работает бесплатный Wi-Fi.
St. George’s Church, 17110 Мадаба, Иордания
Цена номера от 1 565 до 3 913
Queen Ayola Hotel Мадаба
Отель Queen Ayola располагает рестораном и номерами со спутниковым телевидением и телефоном. До церкви Св. Георгия можно дойти менее чем за 2 минуты.
Tourism Street, 70 meters from the church of the Mosaic map, 17110 Мадаба, Иордания
Цена номера от 435 до 2 609
Mosaic City Hotel
Mosaic City — это небольшой уютный отель, расположившийся в самом центре города Мадаба. Отель находится в нескольких минутах ходьбы от Георгиевской церкви, где можно увидеть знаменитую мозаичную карту Святой земли.
Yarmouk St., 77110 Мадаба, Иордания
Сегодня отель забронирован 1 раз.
Цена номера от 3 652 до 5 217
Madaba Furnished Apartments Мадаба
Хорошо оборудованные апартаменты Madaba с бесплатным Wi-Fi расположены в Мадабе, в 3 минутах ходьбы от греческой православной базилики Святого Георгия. В некоторых апартаментах есть мини-кухня с холодильником. К услугам гостей терраса.
Khaled Bin Alwalead street Near the Housing Bank, Opposite of Daragmeh Company, 17110 Мадаба, Иордания
Цена номера от 2 348
Black Iris Hotel
Отель Black Iris с бесплатным Wi-Fi и террасой расположен в городе Мадаба, в 6 минутах ходьбы от греческой православной базилики Святого Георгия, в 8 км от горы Нево и в 8 минутах ходьбы от города Харет-Дждудна.
Al Khandak Street 41, Al Mouhafada Circle, 17110 Мадаба, Иордания
Цена номера от 2 087
Недавно забронированы
Houm Villa Molí
Appartement bord de mer Biarritz
Apartment Vittsjö 47
Number Nice House
Les Cigognes
Туристические новости
Египет может быть открыт в ноябре
Во время саммита Россия–Африка, который состоится в Сочи 23–24 октября, президент Владимир Путин и его египетский коллега обсудят восстановление авиасообщения с курортами Шарм-эль-Шейха и Хургады.
«Свободных мест нет» — объекты размещения в Крыму заполнены почти на 100%
Уже по состоянию на первую неделю августа средняя загрузка крымских отелей и гостиниц составляла 79%, а в некоторых регионах более 90%.
На что россияне тратят больше всего денег в поездках?
Наиболее затратной частью путешествия для российских туристов являются билеты, второе место занимает проживание.
Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть IV. Мадаба — Аджлун
Мадаба (древняя Медева) — самый христианский город Иордании. Из 70 тысяч населения примерно 40 составляют христиане различных конфессий. Однако если походить по улицам Мадабы, заметить здесь какие-то особые признаки «христианскости» трудно; обычный арабский город, каких много на Ближнем Востоке.
Иордания христианская. Мадаба
Главная реликвия Мадабы — огромная мозаичная карта Святой Земли, сохранившаяся в храме святого Георгия. Мозаики вообще очень часто встречаются в Иордании, но тут случай особый: мозаичное изображение размером 15 на 6 метров (учёные полагают, что первоначальные размеры карты составляли 21 на 7 метров), созданное в VI веке, зафиксировало сведения о географии целого региона, начиная Ливаном на севере и заканчивая дельтой Нила на юге. С востока на запад карта покрывает территорию от Аравийской пустыни до Средиземного моря.
И, главное, на наиболее сохранившемся фрагменте карты изображён Иерусалим с окрестностями. Причём детализация карты такова, что на ней зафиксированы отдельные постройки Святого города — например, храм Гроба Господня, Золотые ворота, Сионские ворота, церковь Богородицы и другие.
Мадаба. Знаменитая мозаичная карта в храме святого великомученика Георгия
… Автобус почему-то останавливается возле ресторана. Оказывается, надо пройти через него насквозь на другую улицу и там ещё немного — до храма. Здесь просто ближайшая парковка.
Георгиевский храм невысокий, с улицы видна только верхушка колокольни с крестом. Вход платный, один динар. Вспоминается: в Троице-Сергиевой лавре для организованных туристов тоже существует плата. Но то — за экскурсии, а тут — просто плата за вход. Иерусалимский Патриархат, в чьём ведении находится храм, можно понять: подавляющее большинство посетителей — туристы, их здесь бывает много, и этот сбор — в общем, разумная идея.
Вполне возможно, это позволило Патриархату построить слева от храма новое здание греческой православной школы. Местные священники утверждают, что это старейшее православное учебное заведение в стране. Название “Greek St George Orthodox School” («Греческая православная школа святого Георгия») не должно вводить в заблуждение, эта школа – не церковно-приходская в нашем понимании. Это обычное учебное заведение, в котором учатся в том числе и дети-мусульмане. При этом уровень образования в школе очень высок, она входит в десятку самых престижных частных учебных заведений Иордании.
Сейчас во дворе перед школой никого: каникулы.
Храм святого Георгия в Мадабе
Если бы не уникальная мозаика, мадабская Георгиевская церковь ничем особым не выделялась. Такие небольшие трёхнефные храмы часто встречаются и на православном Востоке, и в Европе. Туристы столпились возле алтаря. В центральной и правой апсидах часть церкви огорожена; здесь как раз и сохранился мозаичный пол, два больших фрагмента карты, разделённые колонной, и ещё один маленький кусочек.
Надписи на греческом. Отчётливо видно: «Святой город Иеруса…», «Вифлеем», «Ефрафа», «Иерихон», «Галгалла», «Акелдама». Акелдама — то самое поле, «село крови», которое купили на тридцать сребреников, полученные Иудой за предательство Христа, и где потом хоронили странников. Иерусалимская Божедомка.
Самер говорит, что свою карту древний мастер составлял исключительно по рассказам паломников, сам он при этом не совершал путешествий по Святой Земле. Честно говоря, не верится, что это был один человек. Сколько лет надо потратить на то, чтобы в VI веке собрать мозаику из двух миллионов кусочков? А ведь примерно столько «пазлов», по оценкам учёных, составляло первоначальную карту.
На центральной части мозаичной карты изображён Иерусалим
— А какого размера была изначальная карта? Неужели она занимала всё пространство церкви? — спрашиваем мы гида. Самер легкомысленно кивает в ответ:
— Да, весь пол здесь был мозаичный.
Свежо предание… В таком случае на мадабской карте должны были быть изображены вся Африка и, пожалуй, Антарктида в придачу. Скорее всего, карта просто занимала всё пространство непосредственно перед алтарём, и утраченными оказались фрагменты, на которых древний картограф отобразил преимущественно северные и западные области Ближнего Востока; может быть, там была какая-то часть Европы. В любом случае, фантастическим образом уцелела именно центральная часть карты с Иерусалимом.
Ислам, пришедший в эти места в VII веке, пощадил памятник. Правда, некоторую, так сказать, выборочную цензуру мадабская карта всё же пережила. В исламе, как известно, запрещены изображения людей и животных (с животными довольно сложно; прямого указания вроде бы нет, но есть фетвы, которые толкуются в пользу запрета), поэтому в исламский период все подобные изображения на карте в Мадабе были уничтожены. По другой версии, «правку» в мозаику внесли в эпоху иконоборчества. Хотя, если это были иконоборцы, то чем им не угодили львы с антилопами, которые тоже пострадали?
В крипте Георгиевского храма
Справедливости ради стоит сказать, что исправления были сделаны в довольно мягкой форме: кусочки мозаики вынули из карты и, перемешав, снова вклеили туда в произвольном порядке. В результате некоторые части карты смотрятся почти точно так же, как сегодня выглядят в телевизионных репортажах лица людей, которые необходимо скрыть: вместо лиц получается каша из пикселей. Впоследствии мы не раз встретим такие «пикселизованные» фрагменты мозаик в других местах.
Мы спускаемся вниз по короткой лестнице из нескольких ступенек. Справа от главного алтаря в цокольной части — крипта, где хранятся чтимые иконы. Самер бойко перечисляет: Троеручица, великомученик Георгий, апостол Андрей Первозванный, Семь отроков Эфесских.
Он подсвечивает в полутьме мобильником. Семь отроков оказываются сорока мучениками.
Кстати, Иордания спорит с Турцией за право обладания местом захоронения эфесских мучеников. В Аммане сохранилась «Пещера спящих», которая почиталась как место упокоения святых отроков ещё в древности.
Фрагмент карты, на котором отображены восточные районы Римской империи, граничащие с Аравией
Выходим из полутьмы храма на сияющую белизну церковного двора, вымощенного всё тем же белым известняком. Ломит глаза. Рядом с церковью — двухэтажное административное здание и несколько рядов скамеек перед информационными стендами, своего рода лекторий под открытым небом. Сегодня он не пользуется популярностью: яростное солнце загоняет туристов в тень кипарисов или сразу под своды храма.
Мадаба — самый христианский город Иордании. Не благодаря ли знаменитой мозаичной карте — уникальному памятнику, который пережил столетия, здесь сохранилась Георгиевская церковь и другие христианские храмы?
Факт-открытие: Самер, наш гид, поделился самым верным способом определить, живут ли в том или ином городе Иордании христиане.
— Если в городе есть алкогольные магазины — значит, в нём есть христиане.
В этих словах нет ни малейшего намёка на издёвку. Просто по местным законам мусульмане не имеют права торговать алкоголем.
Интерьер Георгиевского храма в Мадабе
Улица «самого христианского города Иордании». Вдали видна колокольня Георгиевского храма
Мадаба, храм вмч. Георгия. Чтимые иконы, хранящиеся в крипте
Георгиевский храм — главная достопримечательность города. Даже в местном ресторане висит архивная фотография с его изображением
Мозаичные иконы часто встречаются в местных храмах
Алкогольный магазин — верный признак присутствия в иорданском городе христиан (помимо наличия храмов, разумеется)
Иордания туристическая. Аджлун
Дорога, ведущая на северо-запад от Аммана, радует глаз русского путешественника, истосковавшегося после пустынь востока и юга Иордании по зелени лесов. Склоны невысоких пологих гор, поросшие оливками и соснами — это, конечно, не берёзовые рощи, но в здешних местах чувствуешь себя не в пример привычнее и комфортнее.
В Иордании сохранилось довольно много древних средневековых крепостей и замков. Один из них, в городке Аджлун, выделяется среди прочих тем, что, будучи возведённым арабами в XII веке, при Саладдине, он сыграл ключевую роль в защите региона от крестоносцев. Правда, последующая история крепости знала и менее славные страницы – так, например, в середине XIII века она была почти уничтожена монголами, а позже, когда мамелюки изгнали монголов из пределов Трансиордании, восстановленный замок использовался как склад провианта и сельскохозяйственных культур.
Замок в Аджлуне
Дорога медленно поднимается в гору. Окраины Аджлуна, небольшого городка с населением в несколько тысяч человек, примечательны только тем, что здесь мы сталкиваемся с новым местным производством. Возле небольших невзрачных построек, расположенных по обочинам дороги, сложены горками какие-то тёмно-бурые плашки-кирпичики.
— Это отходы при производстве оливкового масла, — поясняет наш всезнайка-гид. Выясняется, что постройки — это маслодавильни, где из местных оливок делают масло, а та масса, которая остаётся после отжима, спрессовывается и просушивается. Оказывается, эти высушенные твёрдые отходы отлично горят.
— У нас в домах даже в больших городах нет отопления, мы ставим газовые баллоны, а в таких маленьких городишках есть только печи, которые зимой топят такими вот брикетами. А когда растопишь печку — такой запах идёт… Пахнет оливковым маслом, — Самер рассказывает с таким удовольствием, что кажется, запах проник в наш автобус, хотя мы давно уже оставили позади и маслобойни, и горки пахучего топлива.
Замок в Аджлуне. Внутренняя лестница
Слева от дороги разворачивается вид на гору, на вершине которой возвышаются мощные постройки. Да, сразу видно, что этот замок изначально возводился как военное сооружение, опорный пункт для стратегических целей.
Через глубокий ров перекинут деревянный мост. Самер утверждает, что в былые времена ров заполняли дождевой водой. Одолевают сомнения: собрать такое количество дождевой воды на вершине горы, пусть даже и не в столь засушливых местах — возможно ли такое.
Узкие лестницы с вытертыми до блеска ступенями ведут на разные этажи. У нас нет бумажных путеводителей, но это даже лучше: куда интереснее бродить по таким местам, фантазируя, пытаясь представить, что происходило в этих старинных стенах шесть, семь столетий тому назад. Вот в этой небольшой квадратной комнате во время осад почти наверняка сидели стрелки-лучники — сквозь бойницы очень хорошо виден мост и подступы к нему; а этот просторный зал, вполне возможно, служил трапезной.
Уборщик за работой
Стены крепости отдают прохладой. Немногочисленные посетители тихонько ступают по каменным полам, поднимаются по лестницам. Замок в Аджлуне на сегодня — не самое бойкое туристическое место в Иордании. Но оно и хорошо, пожалуй: проще будет реставрировать и сохранять памятник.
Из всей туристической инфраструктуры здесь лишь сувенирная лавка да колоритный торговец-араб, установивший перед входом свою тележку-миникафе. Он предлагает нам чай или кофе. Кофе, разумеется, по-иордански, с кардамоном. Пряный запах разносится слабыми волнами над башнями и стенами замка.
Аджлунский замок. Одна из сохранившихся башен
Мы ещё раз оглядываемся на величественные руины, смотрим с горы на лежащий неподалёку Аджлун. Хочется вернуться сюда зимой, чтобы услышать, как пахнет оливковый дым.
Факт-открытие: местные экскурсоводы вслед за иорданскими историками утверждают, что пророк Илия (которого Писание называет Илией Фесвитянином) родился в районе современного Аджлуна, в селении Листиб — якобы здесь и располагалась древняя Фесва. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу пока никто не смог; серьёзных раскопок в районе Аджлуна не было.
У святителя Димитрия Ростовского сказано только: «По достоверным сказаниям, родиной святого пророка Божия Илии была страна Галаадская, по ту сторону Иордана, пограничная Аравии; город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином».
В одном из залов замка в Аджлуне
Вид на замок со стороны современного Аджлуна
Северо-запад Иордании — это плодородные земли с мягким средиземноморским климатом
Руины внутри замка
Замок в Аджлуне. Одна из бойниц
Аджлунский замок. Фрагмент крепостной стены
Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока. Аджлунский замок органично воспринял эту традицию
На улицах современного Аджлуна можно встретить лица, будто пришедшие из прошлого
Поехали в Иорданию!
Мадаба
Прямой эфир
Tatiana 17 марта 2016, 13:35
Tatiana 7 марта 2015, 18:14
Tatiana 5 апреля 2014, 17:55
Tatiana 4 апреля 2014, 23:37
Tatiana 22 февраля 2014, 13:47
Irina_L 3 января 2014, 15:18
Irina_L 3 января 2014, 15:08
Irina_L 3 января 2014, 14:44
Irina_L 3 января 2014, 14:22
Tatiana 8 августа 2013, 19:08
Elena 18 марта 2013, 06:55
Tatiana 4 марта 2013, 20:57
Elena 4 марта 2013, 05:29
Tatiana 26 февраля 2013, 02:18
thaer 12 февраля 2013, 19:49
natali 6 сентября 2012, 23:08
Tatiana 7 июня 2012, 17:53
Ivan 14 декабря 2011, 14:19
Tatiana 18 октября 2011, 00:33
Tatiana 7 октября 2011, 13:40
Блоги
- Гиды Иордании6.78
- Красное море6.43
- Общие сведения об Иордании5.65
- Пустыня Вади Рам4.61
- Турфирмы Иордании4.54
- Джераш4.53
- Паломничество в Иорданию4.52
- Долина реки Иордан4.52
- Ищу попутчика4.52
- Отели Иордании3.41
Храм святого Георгия Победоносца в Мадабе
Главная достопримечательность Мадабы — всемирноизвестная мозаичная карта Декаполиса VI века. Находится она в действующем православном храме святого великомученика Гергия Победоносца.
Храм был построен в конце XIX века на месте более древнего храма, разрушенного землетрясением и относящегося к времени правления Юстиниана I Великого. Есть сведения, что этот древний храм был освящен 20 ноября 542 года н.э. в честь святого великомученика Георгия Победоносца — одного из самых почитаемых на Ближнем Востоке святых.
Для паломнических групп размещение в Мадабе может быть особенно удобным, так как географически от Мадабы удобно ехать к большинству библейских и исторических мест, а также можно принимать участие в богослужениях храма св.Георгия Победоносца (Греческая Православная Церковь, Иерусалимский Патриархат).
Святые отцы и персонал этого храма очень радушны к гостям. У них возможно получить помощь переводчика, гида, выяснить расписание богослужений в других храмах Иордании, заказать требы, арендовать микроавтобус и др.
Так как напольная мозаика в храме охраняется ЮНЕСКО и относится к музейным реликвиям, для туристов вход в храм платный (1 иорданский динар). Вход для тех, кто пришел помолиться и участвовать в богослужениях — свободный.
На территории храма есть гостиница для паломников — Pilgrim’s House (Дом Паломника). Это небольшой уютный отель, который радует низкими ценами при очень хорошем качестве услуг.
Правила поведения в христианских храмах Иордании
В иорданских православных храмах нет привычных для нас правил. Здесь не продаются свечи. Их берут по одной, оставляя пожертвование в специальном ящике, и ставят на один из двух подсвечников при входе в храм.
Пожертвования — по вашему усмотрению. Свечи ставят в любое время и без деления «о здравии» и «за упокой». Записки для поминовения в алтарь подают служителю, они должны быть написаны латинскими буквами. «О здравии» — простым списком, «о упокоении» — список сверху должен быть увенчан изображением креста. Пожертвования так же кладут в ящик по возможности жертвователя.
Во время богослужений в храмах принято сидеть. Для этого есть скамейки. Исключение — только во время чтения Евангелия, а также во время Молитвы Господней («Отче наш») и Символа Веры.
Службы в иорданских храмах ведутся на арабском и греческом языках. Если Вы знакомы с традиционной Литургией, вам нетрудно будет понять смысл и последовательность происходящего на службе в арабской церкви.
Женщины-христианки в Иордании, а также в соседних Ливане, Израиле и других странах Ближнего Востока, чаще всего ходят в брюках и без платков. Это обусловлено желанием внешне отличаться от традиционных мусульманок, которые носят длинные платья-балахоны и платки (хиджабы). Поэтому, если вы поехали на экскурсию в джинсах — не смущайтесь и смело заходите в иорданские христианские храмы. Здесь вам никто не укажет на неподобающий вид. А платок — это ваш выбор, а не жесткое правило. У христиан платок на женской голове свидетельствует о смирении перед Господом.
Конечно, недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами — чтобы не испачкать их. Также нельзя заходить в храм после принятия спиртных напитков. Нельзя курить на территории храма. Эти правила совершенно естественным образом есть одинаковыми во всех храмах в любой стране.
В традиции некоторых православных церквей, в том числе и Иерусалимского Патриархата, нет обязательной исповеди перед Причастием. Если вы, отправившись в паломническую поездку, хотите причаститься Святых Христовых Таин в иорданском православном храме, спросите благословения сначала у своего духовника, а потом — у священника в храме перед началом Литургии. Большинство прихожан в Иордании причащаются очень часто, практически в каждое посещаемое богослужение.
На богослужениях в иорданских храмах трудно увидеть грустное или угрюмое лицо. Здесь идут в храм как на праздник: одевают лучшую одежду, спешат к началу службы с радостными лицами, праздничные службы поются всем приходом. Богослужения в Иордании — это не воскресное занятие бабушек, это семейное событие. В храмах много молодежи, детей. После служб многие прихожане остаются на беседу за чашкой кофе в зале рядом с храмом.
В Иордании православных называют «рум ортодокс», что значит византиец (дословно — «римо-православный», то есть гражданин Второго Рима — Византии). И это подчеркивает уважением к людям, которые несут в себе веру своих предков, веру великой христианской Империи.
father_ingwar
Смерти нет, Любовь побеждает смерть.
фотозаметки о жизни
подъезжаем к православному храму
церковь св. Георгия
церковная школа
изображение Иерусалима на мозаике Мадабы – хрестоматийное, но не менее чудесное, особенно “живьем”. Видна главная улица римского и византийского Иерусалима – Кардо. В центра города Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова). Справа Кардо замыкает огромная церковь Богородицы, та, что называлась Неа Теотокос. Церковь это как и храм Св. Софии в КПле была построеная св. императором Юстинианом, разрушена землетрясением и прочими потрясениями в 7 веке. Фундаменты и фрагменты стен ее обнаружены при раскопках в 70-80-е годы 20-го века. Сейчас на месте этого храма большая автостоянка еврейского квартала и частично постройки армянского и еврейского кварталос. Кстати там один из домов принадлежит и Иерусалимской Патриархии.
Ссылка на репродукцию полной карты Мадабы с некоторыми пояснениями (такая карта продается в храме в Мадабе):
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8f/Madaba_Map_reproduction.jpg?uselang=ru
О МОЗАИКЕ (Собственноручный перевод статьи из Английской Википедии, в русской всего две строчки о ней):
Смешение разных стилей, церковь 19-го века. Обновлена была в конце 19-го века Иерусалимском Патриархом Герасимом, который кстати освящал по просьбе отца Антонина Капустина наш храм в Яффо в 1894 году. Герасим был сложной личностью, у него были непростые взаимоотношения паствой, но он успел побывать и на Антиохийском и на Иерусалимском Патриарших престолах. А прожил всего 57 лет.
фото в свое время я перефотографировал в галерее Иерусалимских Патриархов в трапезной монастыря св. Герасима Иорданского
Биография Патр. Герасима (по Вики):
Патриа́рх Гера́сим II (греч. Πατριάρχης Γεράσιμος; в миру Константи́нос Протопапа́с; 1839/1841, деревня Астраc, Пелопоннес — 9 февраля 1897, Иерусалим) — епископ Иерусалимской и Антиохийской православных церквей, Патриарх града Иерусалима и всея Палестины (1891—1897), Патриарх Антиохийский и всего Востока (1885—1891) – кстати на картинах он обозначается как Герасим Первый, в Википедии как Второй
Был племянником архиепископа Лиддского Герасима. По обычаю Святогробского братства, в детском возрасте был вызван им в Палестину для приготовления к духовной карьере. Обучался в Богословской школе монастыря Святого Креста в Иерусалиме и на математическом факультете Афинского университета.
По возвращении в Палестину в 1866 году преподавал в Школе святого Креста.
Приблизительно в 1870 году принял монашеский постриг с именем Герасим и был возведён в сан архимандрита.
После 1873 года, когда школа прекратила деятельность, архимандрит Герасим занимал различные посты в аппарате Иерусалимской Патриархии.
В 1877 году рукоположён во епископа с возведением в сан титулярного митрополита Филадельфийского (по названию Филадельфии Аравийской, ныне Амман).
От имени Иерусалимского Патриархата участвовал в работе Берлинского конгресса 1878—1879 годов, добиваясь возвращения святогробских имений, конфискованных в 1863 году в Румынии.
Впоследствии пребывал в Стамбуле в должности представителя Иерусалимской Патриархии.
Во время борьбы за замещение Иерусалимского престола в 1882—1883 году выдвигался кандидатом на Патриаршество, активно выступал против кандидатуры Никодима, считавшегося сторонником России. Никодим после избрания в патриарха поторопился убрать митрополита Герасима из Стамбула и в 1884 году отозвал в Палестину, назначив митрополитом Скифопольского.
При поддержке Никодима, видевшего в митрополите Герасиме главного соперника и стремившегося удалить его из Палестины, 30 мая 1885 году был избран Антиохийским Патриархом, несмотря на сопротивление части арабского клира.
Пребывание Патиарха Герасима на посту Антиохийского патриарха сопровождалось смутами и нестроениями во многих епархиях. Нарастало противостояние арабского клира и паствы с высшей греческой иерархией, которое вылилось в 1890-е годы в открытый конфликт.
Чувствуя нестабильность своего положения, Герасим охотно согласился на занятие Иерусалимского престола, освободившегося после отставки Патриарха Никодима. 28 февраля 1891 года он был официально избран Иерусалимским патриархом.
В годы управления Иерусалимской Церковью возродил семинарию Крестного монастыря, возобновил богослужения в нескольких древних храмах, важным делом для него было благоустройство Святогробского братства в материальном отношении, а также водворение здесь внутреннего мира и порядка.
Предпринял усилия, чтобы восстановить церковь в общине Мадаба, в которой была найдена мозаичная карту на полу старинного храма (ныне Церковь Святого Георгия). Понимая важность этого открытия, Патриарх Герасим принял меры, чтобы археологическая находка была надлежащим образом исследована и сохранена.
Статус святых мест Палестины интересовал патриарха куда больше, чем противодействие католическим и протестантским миссионерам, открывшим множество школ для правослаыных арабов. Будучи сторонником панэллинских идей, Герасим был чужд арабской пастве и подозрительно относился к российскому присутствию на Ближнем Востоке, не допуская открытия школ Императорского палестинского православного общества в центральных областях Патриархата.
преп. Симеон Столпник. К предыдущей записи о столпе.
иконы с упоминанием имени Патриарха Иерусалимского Герасима
в крипте храма находится безыскусная, но чудотворная икона Богородицы Троеручицы, к ней все идут прикладываться
Патраршее место в храме с монограммой опять же Патриарха Герасима
тут в магазинах тоже много поделок из перламутра, вообще много всякого рукоделия
и под конец записи – Мадаба просто, город небогатый, похожий на многие небольшие арабские городки
Семерка!
Куколки – бедуинские юноши и девушки
Продолжение следует!
Другая Святая Земля. Иорданские заметки, часть IV. Мадаба — Аджлун
Иордания христианская. Мадаба
Г лавная реликвия Мадабы — огромная мозаичная карта Святой Земли, сохранившаяся в храме святого Георгия. Мозаики вообще очень часто встречаются в Иордании, но тут случай особый: мозаичное изображение размером 15 на 6 метров (ученые полагают, что первоначальные размеры карты составляли 21 на 7 метров), созданное в VI веке, зафиксировало сведения о географии целого региона, начиная Ливаном на севере и заканчивая дельтой Нила на юге. С востока на запад карта покрывает территорию от Аравийской пустыни до Средиземного моря.
И, главное, на наиболее сохранившемся фрагменте карты изображен Иерусалим с окрестностями. Причем детализация карты такова, что на ней зафиксированы отдельные постройки Святого города — например, храм Гроба Господня, Золотые ворота, Сионские ворота, церковь Богородицы и другие.
Мадаба. Знаменитая мозаичная карта в храме святого великомученика Георгия
… Автобус почему-то останавливается возле ресторана. Оказывается, надо пройти через него насквозь на другую улицу и там еще немного — до храма. Здесь просто ближайшая парковка.
Георгиевский храм невысокий, с улицы видна только верхушка колокольни с крестом. Вход платный, один динар. Вспоминается: в Троице-Сергиевой лавре для организованных туристов тоже существует плата. Но то — за экскурсии, а тут — просто плата за вход. Иерусалимский Патриархат, в чьем ведении находится храм, можно понять: подавляющее большинство посетителей — туристы, их здесь бывает много, и этот сбор — в общем, разумная идея.
Вполне возможно, это позволило Патриархату построить слева от храма новое здание греческой православной школы. Местные священники утверждают, что это старейшее православное учебное заведение в стране. Название “Greek St George Orthodox School” («Греческая православная школа святого Георгия») не должно вводить в заблуждение, эта школа – не церковно-приходская в нашем понимании. Это обычное учебное заведение, в котором учатся в том числе и дети-мусульмане. При этом уровень образования в школе очень высок, она входит в десятку самых престижных частных учебных заведений Иордании.
Сейчас во дворе перед школой никого: каникулы.
Храм святого Георгия в Мадабе
Если бы не уникальная мозаика, мадабская Георгиевская церковь ничем особым не выделялась. Такие небольшие трехнефные храмы часто встречаются и на православном Востоке, и в Европе. Туристы столпились возле алтаря. В центральной и правой апсидах часть церкви огорожена; здесь как раз и сохранился мозаичный пол, два больших фрагмента карты, разделённые колонной, и ещё один маленький кусочек.
Надписи на греческом. Отчетливо видно: «Святой город Иеруса…», «Вифлеем», «Ефрафа», «Иерихон», «Галгалла», «Акелдама». Акелдама — то самое поле, «село крови», которое купили на тридцать сребреников, полученные Иудой за предательство Христа, и где потом хоронили странников. Иерусалимская Божедомка.
Самер говорит, что свою карту древний мастер составлял исключительно по рассказам паломников, сам он при этом не совершал путешествий по Святой Земле. Честно говоря, не верится, что это был один человек. Сколько лет надо потратить на то, чтобы в VI веке собрать мозаику из двух миллионов кусочков? А ведь примерно столько «пазлов», по оценкам учёных, составляло первоначальную карту.
На центральной части мозаичной карты изображен Иерусалим
— А какого размера была изначальная карта? Неужели она занимала всё пространство церкви? — спрашиваем мы гида. Самер легкомысленно кивает в ответ:
— Да, весь пол здесь был мозаичный.
Свежо предание… В таком случае на мадабской карте должны были быть изображены вся Африка и, пожалуй, Антарктида в придачу. Скорее всего, карта просто занимала все пространство непосредственно перед алтарем, и утраченными оказались фрагменты, на которых древний картограф отобразил преимущественно северные и западные области Ближнего Востока; может быть, там была какая-то часть Европы. В любом случае, фантастическим образом уцелела именно центральная часть карты с Иерусалимом.
Ислам, пришедший в эти места в VII веке, пощадил памятник. Правда, некоторую, так сказать, выборочную цензуру мадабская карта все же пережила. В исламе, как известно, запрещены изображения людей и животных (с животными довольно сложно; прямого указания вроде бы нет, но есть фетвы, которые толкуются в пользу запрета), поэтому в исламский период все подобные изображения на карте в Мадабе были уничтожены. По другой версии, «правку» в мозаику внесли в эпоху иконоборчества. Хотя, если это были иконоборцы, то чем им не угодили львы с антилопами, которые тоже пострадали?
В крипте Георгиевского храма
Справедливости ради стоит сказать, что исправления были сделаны в довольно мягкой форме: кусочки мозаики вынули из карты и, перемешав, снова вклеили туда в произвольном порядке. В результате некоторые части карты смотрятся почти точно так же, как сегодня выглядят в телевизионных репортажах лица людей, которые необходимо скрыть: вместо лиц получается каша из пикселей. Впоследствии мы не раз встретим такие «пикселизованные» фрагменты мозаик в других местах.
Мы спускаемся вниз по короткой лестнице из нескольких ступенек. Справа от главного алтаря в цокольной части — крипта, где хранятся чтимые иконы. Самер бойко перечисляет: Троеручица, великомученик Георгий, апостол Андрей Первозванный, Семь отроков Эфесских.
Он подсвечивает в полутьме мобильником. Семь отроков оказываются сорока мучениками.
Кстати, Иордания спорит с Турцией за право обладания местом захоронения эфесских мучеников. В Аммане сохранилась «Пещера спящих», которая почиталась как место упокоения святых отроков еще в древности.
Фрагмент карты, на котором отображены восточные районы Римской империи, граничащие с Аравией
Выходим из полутьмы храма на сияющую белизну церковного двора, вымощенного все тем же белым известняком. Ломит глаза. Рядом с церковью — двухэтажное административное здание и несколько рядов скамеек перед информационными стендами, своего рода лекторий под открытым небом. Сегодня он не пользуется популярностью: яростное солнце загоняет туристов в тень кипарисов или сразу под своды храма.
Мадаба — самый христианский город Иордании. Не благодаря ли знаменитой мозаичной карте — уникальному памятнику, который пережил столетия, здесь сохранилась Георгиевская церковь и другие христианские храмы?
Факт-открытие: Самер, наш гид, поделился самым верным способом определить, живут ли в том или ином городе Иордании христиане.
— Если в городе есть алкогольные магазины — значит, в нем есть христиане.
В этих словах нет ни малейшего намека на издевку. Просто по местным законам мусульмане не имеют права торговать алкоголем.
Интерьер Георгиевского храма в Мадабе
Улица «самого христианского города Иордании». Вдали видна колокольня Георгиевского храма
Мадаба, храм вмч. Георгия. Чтимые иконы, хранящиеся в крипте
Георгиевский храм – главная достопримечательность города. Даже в местном ресторане висит архивная фотография с его изображением
Мозаичные иконы часто встречаются в местных храмах
Алкогольный магазин — верный признак присутствия в иорданском городе христиан (помимо наличия храмов, разумеется)
Иордания туристическая. Аджлун
Д орога, ведущая на северо-запад от Аммана, радует глаз русского путешественника, истосковавшегося после пустынь востока и юга Иордании по зелени лесов. Склоны невысоких пологих гор, поросшие оливками и соснами — это, конечно, не березовые рощи, но в здешних местах чувствуешь себя не в пример привычнее и комфортнее.
В Иордании сохранилось довольно много древних средневековых крепостей и замков. Один из них, в городке Аджлун, выделяется среди прочих тем, что, будучи возведенным арабами в XII веке, при Саладдине, он сыграл ключевую роль в защите региона от крестоносцев. Правда, последующая история крепости знала и менее славные страницы — так, например, в середине XIII века она была почти уничтожена монголами, а позже, когда мамелюки изгнали монголов из пределов Трансиордании, восстановленный замок использовался как склад провианта и сельскохозяйственных культур.
Дорога медленно поднимается в гору. Окраины Аджлуна, небольшого городка с населением в несколько тысяч человек, примечательны только тем, что здесь мы сталкиваемся с новым местным производством. Возле небольших невзрачных построек, расположенных по обочинам дороги, сложены горками какие-то темно-бурые плашки-кирпичики.
— Это отходы при производстве оливкового масла, — поясняет наш всезнайка-гид. Выясняется, что постройки — это маслодавильни, где из местных оливок делают масло, а та масса, которая остается после отжима, спрессовывается и просушивается. Оказывается, эти высушенные твёрдые отходы отлично горят.
— У нас в домах даже в больших городах нет отопления, мы ставим газовые баллоны, а в таких маленьких городишках есть только печи, которые зимой топят такими вот брикетами. А когда растопишь печку — такой запах идет… Пахнет оливковым маслом, — Самер рассказывает с таким удовольствием, что кажется, запах проник в наш автобус, хотя мы давно уже оставили позади и маслобойни, и горки пахучего топлива.
Замок в Аджлуне. Внутренняя лестница
Слева от дороги разворачивается вид на гору, на вершине которой возвышаются мощные постройки. Да, сразу видно, что этот замок изначально возводился как военное сооружение, опорный пункт для стратегических целей.
Через глубокий ров перекинут деревянный мост. Самер утверждает, что в былые времена ров заполняли дождевой водой. Одолевают сомнения: собрать такое количество дождевой воды на вершине горы, пусть даже и не в столь засушливых местах — возможно ли такое.
Узкие лестницы с вытертыми до блеска ступенями ведут на разные этажи. У нас нет бумажных путеводителей, но это даже лучше: куда интереснее бродить по таким местам, фантазируя, пытаясь представить, что происходило в этих старинных стенах шесть, семь столетий тому назад. Вот в этой небольшой квадратной комнате во время осад почти наверняка сидели стрелки-лучники — сквозь бойницы очень хорошо виден мост и подступы к нему; а этот просторный зал, вполне возможно, служил трапезной.
Стены крепости отдают прохладой. Немногочисленные посетители тихонько ступают по каменным полам, поднимаются по лестницам. Замок в Аджлуне на сегодня — не самое бойкое туристическое место в Иордании. Но оно и хорошо, пожалуй: проще будет реставрировать и сохранять памятник.
Из всей туристической инфраструктуры здесь лишь сувенирная лавка да колоритный торговец-араб, установивший перед входом свою тележку-миникафе. Он предлагает нам чай или кофе. Кофе, разумеется, по-иордански, с кардамоном. Пряный запах разносится слабыми волнами над башнями и стенами замка.
Аджлунский замок. Одна из сохранившихся башен
Мы еще раз оглядываемся на величественные руины, смотрим с горы на лежащий неподалеку Аджлун. Хочется вернуться сюда зимой, чтобы услышать, как пахнет оливковый дым.
Факт-открытие: местные экскурсоводы вслед за иорданскими историками утверждают, что пророк Илия (которого Писание называет Илией Фесвитянином) родился в районе современного Аджлуна, в селении Листиб — якобы здесь и располагалась древняя Фесва. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу пока никто не смог; серьезных раскопок в районе Аджлуна не было.
У святителя Димитрия Ростовского сказано только: «По достоверным сказаниям, родиной святого пророка Божия Илии была страна Галаадская, по ту сторону Иордана, пограничная Аравии; город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином».
В одном из залов замка в Аджлуне
Вид на замок со стороны современного Аджлуна
Северо-запад Иордании — это плодородные земли с мягким средиземноморским климатом
Замок в Аджлуне. Одна из бойниц
Аджлунский замок. Фрагмент крепостной стены
Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока. Аджлунский замок органично воспринял эту традицию
На улицах современного Аджлуна можно встретить лица, будто пришедшие из прошлого
Греческая православная церковь св.Георгия 
• Мадаба • Иордания
Искать: Храмы, соборы, пагоды, мечети
Иордания • все объекты
В греческой православной церкви Святого Георгия хранится главное историко-культурное достояние города Мадаба – древняя мозаичная карта Святой земли
Новости турбизнеса: Туры, курорты • Визы и паспорта • События
Подробная интерактивная карта Греческая православная церковь св.Георгия
Рядом можно посмотреть
Мадаба
Мадаба – легендарный библейский город , единственный христианский город в Иорданском королевстве, полный культурных, исторических и религиозных памятников
Гора Нево
Гора Нево, откуда, согласно Второзаконию, Господь показал Моисею Землю обетованную, является самым посещаемым паломниками святым местом в Иордании
Горячие источники Хаммамат Маин
Целебные термальные источники Хаммамат-Маин, известные еще во времена Древнего Рима, пользуются огромной популярностью у жителей и гостей Иордании
Древние мозаичные панно на горе Нево
Древние мозаичные панно искусной работы, частично сохранившиеся на легендарной библейской горе Нево, имеют огромную историко-художественную ценность
Древняя мозаичная карта Святой Земли
Самая знаменитая достопримечательность Мадабы, известной великолепными омейядскими и византийскими мозаиками, – мозаичная карта Святой Земли 6 века
Мадаба – город мозаик
Множество хорошо сохранившихся мозаичных шедевров омейядской и византийской эпох принесло Мадабе мировую славу и неофициальное имя «город мозаик»
Мемориал Моисея на горе Нево
В список обязательных к посещению мест в Мадабе входит храмовый комплекс «Мемориал Моисея» на горе Нево, издавна привлекающий паломников со всего мира
Место Крещения Иисуса
Сотни тысяч христианских паломников из разных стран мира ежегодно посещают место крещения Иисуса на реке Иордан, на территории современного Вади-Эль-Харар
Моавитская равнина
Путешествие по бесплодным Моавитским равнинам к востоку от реки Иордан дает возможность полностью погрузиться в атмосферу библейской древности
Мозаичное панно Крещение Иисуса
Прекрасное мозаичное панно с изображением сцены крещения Иисуса заслуживает самого пристального внимания любителей истории и искусства
Паломнический маршрут к месту Крещения Иисуса
Паломнический маршрут к месту крещения Иисуса на реке Иордан – один из самых популярных у верующих людей; ежедневно по нему проходят десятки и сотни паломников
Река Иордан
Легендарная река Иордан, берущая начало у горы Хермон, протекающая через озеро Кинерет и впадающая в Мертвое море, почитается христианами священной
Старое русло реки Иордан
Незабываемые впечатления оставит у вас прогулка по живописному старому руслу реки Иордан, вдоль которого расположены старинные поселения
Стелла на горе Нево
Паломники, оплатившие вход на территорию «Мемориала Моисея», среди всего прочего могут полюбоваться памятной стелой, возведенной в недавнем прошлом
Сувенирный центр Мадабы
Никто из туристов не обходит вниманием сувенирный центр Мадабы, где представлен широчайший выбор сувенирной и ремесленной продукции
Термальные источники Маин
К горячим минеральным источникам Маина, издавна славящимся своим целительным воздействием на организм человека, ежегодно приезжают тысячи туристов
Церковь Иоанна Крестителя
В соборе Иоанна Крестителя вы сможете спуститься в склепы, осмотреть дивные мозаики, посетить небольшой музей, полюбоваться видом города с церковной башни
Школа мозаики в Мадабе
В Мадабе находится единственная на всем Ближнем Востоке школа мозаики, где учат создавать мозаичные панно и реставрировать произведения древних мастеров
Иордания • Новости
Иордания • 2013-07-29
ИОРДАНИЯ – отличная летняя альтернатива волнующемуся Египту .
Иордания • 2013-07-29
Реставрационные работы в заповеднике «Дана» будут завершены к сентябрю. .
Иордания • 2013-07-29
Иордания. За гранью привычного. .
Иордания • 2013-07-29
Строительство курорта «Марса Зайед» идет по плану .
Иордания • 2013-04-29
ИОРДАНИЯ – НОВЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ .