Что такое эмпатия в психологии простыми словами
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о таком понятии, как эмпатия, что это такое простыми словами. Вы узнаете, какие проявления характеризуют его. Выясните разнообразие видов эмпатии, степени ее проявления. Поговорим о том, что нужно делать, чтобы ее развить, как избавиться от излишней эмпатии. Также рассмотрим положительные стороны и недостатки данного состояния.
Определение, классификация и уровни
Эмпатия — это способность сопереживать другим людям, уважать их чувства. Человек, который склонен к эмпатии, очень остро реагирует на эмоции и чувства окружающих, он ощущает их на себе. Эмпат является сверхчувствительной личностью, всегда готов прийти на помощь.
В психологии различают пять видов эмпатии.
- Эмоциональная. Характерно восприятие чувств людей на эмоциональном уровне.
- Когнитивная. Происходит интеллектуальное восприятие чувств других людей, при этом обращаются к аналогиям, сравнению, проводятся параллели.
- Предикативная. Способность заранее выявлять возможные реакции индивида на определенные события, поведение в конкретных ситуациях.
- Сопереживание. Происходит идентификация себя с человеком, который испытывает какие-то эмоции, переживания его эмоционального состояния.
- Сочувствие. Социальный аспект, который выражает состояние эмпата касательно волнений другого индивида.
Нужно понимать, что эмпатия начинает формироваться еще с детства. По мере взросления индивид приобретает жизненный опыт, становится способным распознавать чувства людей. Однако, независимо от того, сколько, кому лет, различают проявления чувствительности в разной степени. Так выделяют четыре основных уровня.
- Низкий. Присутствует слабая тяга к сопереживанию. Такие люди полагаются только на логику и реальные факты, им не знакомы поступки, которые совершаются под влиянием эмоций. Такие индивиды не понимают чувств других людей, смотрят на все проблемы только с собственной позиции, не задумываясь о том, что для кого-то они могут быть более значимыми. Данным индивидам крайне сложно уживаться с другими, они стараются избегать компаний, с соседями и коллегами общаются в редких случаях, друзей у них очень мало. Среди мужчин неимпаты встречается в четыре раза чаще, чем среди женщин.
- Нормальный. Такой уровень эмпатии характерен для большинства. Его также называют стандартным уровнем. Характерен для 80 процентов людей. Такие индивиды могут понимать эмоции и чувства окружающих, но переживают не слишком часто, не особо задумываются над чужими ощущениями. Такая эмпатия характерна практически для каждого второго, зачастую они остаются равнодушными к проблемам других. Они чутко относятся к эмоциям, которые испытывают сами или же их близкое окружение.
- Высокий. Такие люди не часто встречаются. Их как раз называют эмпатами. Они очень хорошо понимают эмоции и чувства других людей, слушают внимательно, подмечает все детали, сопереживают в любых ситуациях. Такие люди отличаются социальной активностью и легко заводят новые знакомства, у них много друзей. Благодаря умению общаться с людьми, добиваются больших достижений в личной и социальной жизни, карьерном росте. Человек, который находится на данном уровне, сопереживает другим, при этом не испытывает дискомфорт, эмоциональное восприятие чувств других людей не вызывает беспокойство или страдание.
- Повышенный. Таким индивидам чувство эмпатии причиняет дискомфорт. У человека возникают сложности в различии своих проблем с чужими. Данное состояние сопровождается следующими проявлениями:
- излишняя впечатлительность;
- сильная ранимость;
- острое переживание чувств и эмоций других людей;
- возникновение чувства вины за боль, которую ощущают другие;
- беспокойство и страдания за проблемы окружающих.
Такой уровень оказывает негативное воздействие на жизнь эмпата, ухудшает его навыки общения, нередко является фактором, влияющим на развитие психических заболеваний. В такой ситуации важно заняться психотерапией, чтобы скорректировать гиперэмпатию.
Проявления эмпатии могут быть различными. Стоит учитывать то, что, например, психологическая и педагогическая эмпатии не похожи друг на друга, однако, обе являются подвидами одной и той же способности. Давайте рассмотрим примеры, которые проявляются в разных ситуациях.
- Педагогическая. Проявляется, когда ученик общается с учителем. Педагог, обладающий эмпатическими способностями, сумеет легко наладить контакт с ребенком, он распознает его потребности, чувства, учтет склонности и личные особенности, не станет оспаривать его точку зрения и ненавязчиво направит в нужное русло.
- Психологическая. Проявляется, когда происходит общение психолога с пациентом. Специалист внимательно слушает его, распознает эмоциональное состояние, выражает истинное сопереживание.
- Творческая. Характерна для актера, вживающегося в роль. Для того, чтобы качественно сыграть, ему необходимо примерить на себя образ персонажа, проникнуться его эмоциями, чувствами, разобраться в причинах его действий. В итоге, когда зритель будет лицезреть выступление данного человека, он убедиться в его профессионализме.
Характерные проявления
На то, что у личности развита эмпатия, могут указывать такие признаки:
- умение распознавать чувства другого человека на интуитивном уровне;
- способность ощущать на себе чью-то роль;
- умение оценивать ситуацию глазами другого индивида;
- переживание эмоций, которые в данный момент испытывает другой человек;
- умение соглашаться с чужой точкой зрения.
Многие люди хотят развить в себе данную способность или стремятся к тому, чтоб у их детей она была развита. Однако, нужно учитывать, что эмпатия имеет не только плюсы. Она нередко приводит к возникновению сильных страданий. Для того, чтобы противостоять чужому негативу, необходимо иметь зрелый разум и твердый характер. Если человек хочет развить в себе данную способность, он должен учитывать все достоинства и недостатки.
К положительным моментам относят:
- перспективы профессионального развития;
- оказание помощи своему близкому окружению;
- невозможность оказаться обманутым;
- умение устранять конфликты и препятствовать их развитию.
К отрицательным моментам относят:
- эмоциональное выгорание;
- риск возникновения психического расстройства;
- повышенная тревожность;
- проблемы при общении с окружающими;
- вероятность нанесения моральной боли и умение ей противостоять.
Диагностика
Если посмотреть на дошкольников, то у них уже можно заметить первые проявления эмпатии. К моменту посещения школы, умение сопереживать формируется окончательно. Для определения того, насколько сильно проявляется эмпатия у человека, могут применяться психометрические диагностики:
- тест Бойко на эмпатическое сопереживание;
- диагностический опросник Юсупова;
- опросника Косоногова на уровень сопереживания.
Может применяться, как один тип тестирования, так и все вместе. Кроме опросников и тестов, также можно задействовать психотерапевта, который сможет распознать, насколько хорошо конкретная личность умеет разбираться в чувствах других людей.
Я прошла тест Бойко. По его результатам имею высокий уровень эмпатии, эмоциональный вид. Думаю, каждому человеку будет интересно узнать, насколько в нем развиты данные способности.
Развитие эмпатии
Не нужно думать, что эмпатия является даром свыше или какой-то суперспособностью. В том или ином проявлении к ней имеют предрасположенность практически все люди. Несмотря на то, что данное качество носит врожденный характер, его также можно развить в себе. Для этого можно прибегать к различным групповым упражнениям.
- «Обезьяна и зеркало». Группу разбивают на пары. Так в каждой паре один становится «зеркалом», другой становится «обезьяной». Тот, кто в роли обезьянки должен при помощи мимики продемонстрировать определенные чувства. Человек, играющий роль зеркала, должен их скопировать. После этого партнеры меняются ролями.
- «Угадай чувства». Группе раздают карточки, на которых указано наименование чувств. В порядке очереди участники демонстрируют то, что им выпало, используя только свою мимику. Другие люди стараются угадать, что именно он показывает.
- «Телефон». Каждый участник получает карточку с указанным на ней воображаемым собеседником. Это может быть какой-то родственник, любимый человек, начальник. Люди по очереди имитируют разговор по телефону, другие участники пытаются понять, с кем именно ведется беседа.
Также могут применяться упражнения, в которых необходимо копировать жесты, голос, речевые особенности. Когда человек в группе выполняет такие упражнения вместе с другими людьми, он осваивает навык сопереживания, попадает на общую волну эмоций.
Как контролировать
Людям, которые слишком много думают о других, переживают за них, иногда очень тяжело с этим жить. Это нередко приводит к эмоциональным срывам и проблемам с психическим здоровьем.
Чтобы научиться корректировать данное состояние, необходимо соблюдать определенные правила.
- Когда приходит ощущение того, что сердце переполняют проблемы другого человека, нужно попытаться сконцентрироваться на чем-то другом или прекратить беседу и удалиться, или просто помолчать какое-то время, чтобы пришло внутреннее успокоение. Если не хотите разворачиваться и уходить, чтобы не обидеть собеседника, лучше подумайте о чем-то другом или посчитайте до ста. Важно, чтоб пришло ощущение того, что имеются только свои эмоции, других нет.
- Нужно задуматься над тем, кому Вы сопереживаете. Данный механизм всегда возникает при помощи других людей. Важно понять, кто в Вашем конкретном случае вызывает сочувствие, почему так происходит.
- Научитесь сочувствовать осознанно. Не нужно отрекаться от своего умения распознавать чувства другого человека, нужно научиться не подпускать к себе чужие негативные эмоции. Необходимо отключать свое сопереживание на подсознательном уровне. С этой целью можно освоить медитацию или дыхательную гимнастику. Поначалу будет сложно, но через какое-то время Вы научитесь отключаться, оказывать кому-то поддержку, при этом не наносить вред самому себе.
Если задумываетесь над тем, как защититься от негатива, нужно прибегнуть к таким способам:
- визуализировать защиту, например, можно представить, что перед Вами стоит реальный щит или Вы находитесь в каком-то коконе, не пропускающем никакой поток информации;
- прекратить волноваться по поводу того, что Вам придется отказать человеку даже в разговоре — если при общении с кем-то, Вы начинаете испытывать слишком негативные эмоции, лучше сразу прекратить эту беседу и удалиться;
- важно научиться отсеивать чужие эмоции, не позволять им проникать в Ваше сознание;
- избегать людей, которые имеют негативный настрой и желают вывалить свой энергетический мусор.
Если самостоятельно справиться не получается, необходимо обратиться за помощью к специалисту, который научит, как абстрагироваться от влияния других людей.
Я давно знаю о своей способности к эмпатии. Раньше, пока я не научилась это контролировать, она доставляла мне дискомфорт. Очень тяжело при общении с людьми ощущать их боль. Всегда слишком близко к сердцу принимала чужие проблемы, пропускала их через себя. Если Вы тоже сталкиваетесь с подобными сложностями, обязательно займитесь собой, научитесь защищаться от негативного воздействия, выставляя воображаемый щит.
Теперь Вы знаете, что такое эмпатия, каковы ее проявления. Как видите, далеко не всегда данное качество является уместным в жизни человека. Иногда она может негативно воздействовать на психику человека. Но не стоит забывать и о необходимости оказывать сочувствие людям, попавшим в беду, сопереживать им. Именно это и делает нас людьми.
Игры и упражнения для развития эмпатии у дошкольников
Ирина Нелепа
Игры и упражнения для развития эмпатии у дошкольников
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ …
Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.
Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.
Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласко-вое имя»
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздоро-ваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
Цель; развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Ход игры: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто…
• радуется хорошей погоде;
• имеет младшую сестру;
• любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа
«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)
Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения
«Представься с помощью куклы» (с 5 лет)
Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.
Ход игры: Ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д.
Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.
Ход игры:
А) Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У всех у вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами, так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого они потемнее, а крайним справа, на этом стуле, был тот у кого самые темные волосы. Начали…» Взрослый помогает детям, подходит к каждому, прикасается к волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.
Б) Задание то же, что и в предыдущем варианте, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.
Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.
Ход игры: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Ход игры: Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение
Цель: развитие воображения, выразительных движений.
Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно, а вторая — отгадывать.
Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.
Ход игры: Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу
Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.
Ход игры: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная несколько частей. Задача участников — как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимически изобразить это состояние.
Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.
Ход игры: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику» [16].
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
• Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
• Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
• Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
«Передай улыбку по кругу»
Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.
Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был ве-сел, грустен и т. д.
В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
Этюд на различные позиции в общении
Цель: прочувствование различных позиций в общении.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами, затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему?
Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.
Ход игры: Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.
Ход игры: Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию.
Дидактические игры и упражнения для развития речи ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются.
Игры-драматизации как инструмент совершенствования звуковой стороны речи и средство развития эмпатии Большой интерес у детей вызывают игры-драматизации, которые позволяет за короткий промежуток времени разучить и представить на «суд» зрителей.
Игры и упражнения для развития связной речи Игры и упражнения для развития связной речи Учитель-логопед МБДОУ №46 «Жемчужина» Тимофеева Нина Филипповна Квалификационная категория первая.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи ребенка пятого года жизни» На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Увеличение активного словаря дает возможность. ребенку точнее.
Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения для развития nмелкой моторики руки» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста. 2. Систематизировать знания педагогов.
Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного.
Техническая учеба «Игры и упражнения на развития словесно-логического мышления» Техническая учеба на тему: «Игры и упражнения на развития словесно – логического мышления» Одна из важнейших задач современной школы –.
Упражнения для развития речи старших дошкольников «Народная культура» Игровое упражнение «Кто? Что?» Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?».
Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.
10 упражнений для развития эмпатии
Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.
Преимущества эмпатии
- Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
- Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
- Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
- Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.
Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?
Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.
1. Создание вашего эмоционального словаря
Описание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.
Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.
В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.
Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь. Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение. Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.
Итоги упражнения:
- Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?
- Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?
- Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?
- Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?
2. Распознавание эмоций и мыслей
Описание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую. », за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.
Примеры:
- Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.
- Я прихожу в восторг, когда рисую.
- Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.
Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.
Итоги упражнения:
- Какая разница между мыслью и ощущением?
Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.
3. Создание предложений
Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:
«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»
«Я чувствую __, потому что ___».
Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.
Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.
- Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.
Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».
- Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.
Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»
Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.
Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.
- Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.
- Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.
- Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.
- Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.
- Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.
Итоги упражнения:
- Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?
- Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?
4. Перестановка ролей
Описание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.
Ответьте на вопросы:
- Как вас зовут?
- Каков ваш возраст?
- Какие ваши любимые книги?
- Куда вы ездили в отпуск?
- Что вы больше всего любите?
- Что вас больше всего печалит?
- Что вас приводит в восторг?
- В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
- Чего вы боитесь?
- На что или на кого вы чаще всего надеетесь?
Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.
Итоги упражнения:
- Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?
- Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?
5. Дублирование
Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.
Пример:
Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».
Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».
Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».
Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».
Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.
Итоги упражнения:
После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:
- Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?
- Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?
- Что было самым сложным?
- Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?
- Как это упражнение помогло мне узнать человека?
6. Эмпатичное слушание
Описание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер. Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом. Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.
Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты. Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом. Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.
Итоги упражнения:
- Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?
- Каково чувствовать себя в роли рассказчика?
- Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?
7. Становление другим человеком
Описание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:
- Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.
- Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.
- После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.
Итоги упражнения:
- Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?
- Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?
- Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?
- Какие решения вы приняли по окончании упражнения?
8. Понимание истории
Описание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.
- Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.
- Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.
- Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.
- Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.
- Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.
- Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.
Итоги упражнения:
- Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?
- Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.
9. Воображение эмоций исторических персонажей
Описание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.
Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.
Итоги упражнения:
- Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?
- Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?
10. Эмпатия и злость
Описание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.
Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»
Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».
Итоги упражнения:
- Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?
- Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?
- Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?
- Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?
Эмпатия – это. Развитие эмпатии
Эмпатия – это одно из важных свойств общения с людьми, умение постигать душевное состояние, переживание другого человека, понимать его эмоциональный язык, откликаться на психологическое состояние.
Такая способность очень ярко прослеживается у малышей. Если заплакал один – его обязательно поддержат другие. Это качество может быть врожденным. Если уровень эмпатии низкий или отсутствует – его можно развить с помощью психологических упражнений.
Что такое эмпатия?
Эмпатия – это способность одного человека постичь и понять эмоции другого, представить себя на его месте, почувствовать его ощущения и мысли. Это интуитивное понимание психологического настроя, умение принять на себя роль другого человека, понять его скрытые мотивы, душевные метания, отождествление своих чувств с эмоциям другого и вместе с тем осознание их исключительности, индивидуальности.
Отсутствие эмпатии или ее низкий уровень свидетельствуют о равнодушии человека, его эмоциональной холодности. Это неумение понять душевные переживания, сочувствовать им.
Детям, подросткам бывает трудно объяснить свои эмоциональные проблемы, попросить помощи у взрослых. Эмпатия, как течение в психологии, поможет разобраться в своих переживаниях. Научит ставить себя на место другого человека, сопереживать вместе с ним.
Уровень эмпатии
Благодаря психологическим тестам, можно определить свой уровень эмпатии. Это эмоциональный диапазон чувств и эмоций. Диагностика эмпатии условно разделяет людей на 3 уровня восприятия.
- Низкий уровень. Человек испытывает сложность в общении. Не умеет сопереживать, эмоционально откликаться на чувства. Не понимает поступков, совершенных под воздействием душевных порывов.
- Средний уровень. Человек держит под контролем свои чувства, мысли, эмоции. Не всегда способен поделиться наболевшей душевной проблемой. Понимает эмоциональные метания других людей. Но считает, что не следует выставлять свои чувства напоказ.
- Высокий уровень. Человек испытывает яркий эмоциональный отклик на переживания. Часто не отделяет свои эмоциональные проблемы от проблем других людей. Имеет сильно развитую ранимость и впечатлительность. Одинаково сопереживает близким и посторонним людям.
Для чего нужна эмпатия?
Для выстраивания отношений с людьми необходима эмпатия. Она является одним из главных элементов общения. Благодаря эмпатии мы понимаем точку зрения других людей. Можем объяснить, что они чувствуют.
С помощью этой способности возможно не только наладить хорошие отношения с теми, кто нравится, но и понять мотивацию, желания тех, кто неприятен. Бывает и так, что не все способны воспринимать поддержку от других людей. На бытовом, непрофессиональном уровне важнее определить – нужна ли в данный момент именно ваша эмпатия.
Жизненный опыт способствует наполнению эмоциональной сферы человека. Кризисные ситуации, потеря близких людей, сочувствие к болеющему, добрые взаимоотношения с родителями и детьми – все это подразумевает развитие эмпатии.
Во многих профессиях необходимо умение понимать и сопереживать. В основном это работа, связанная с общением. Например: руководители всех уровней, менеджеры, врачи, педагоги, психотерапевты, продавцы, парикмахеры.
Виды эмпатии
Предикативная эмпатия – это способность предчувствовать эмоции другого человека, умение предсказывать психологические реакции.
Когнитивная эмпатия – это интеллектуальный анализ и синтез эмоций, готовность принять, понять точку зрения своего визави.
Эмоциональная эмпатия – это подражание эмоциональным реакциям других людей, готовность откликнуться на чувства и душевные волнения.
Профессиональными психологами разделяются понятия сочувствие и сопереживание. Они считаются особыми формами эмпатии.
Сочувствие – эмоциональный отклик на переживания. Это собственные волнения, тревоги в связи с чувствами другого человека.
Сопереживание – отождествление со своим визави. Ощущение тех же эмоций, чувств, психологических состояний.
Эмпатия в жизни
Проявление эмоций – естественное состояние человека. Существующие механизмы эмпатии позволяют людям доброжелательно и непринужденно вести себя в обществе, сдерживать негативные переживания, не показывать их посторонним людям, внимательно выслушивать, эмоционально откликаться на чувства.
Люди с высоким уровнем эмпатии более терпимы к эмоциональным проявлениям других. Они не стремятся к постоянному выяснению отношений, конфликтам. Они понимают чувства других людей.
Низкий уровень эмпатии делает человека агрессивным, равнодушным к боли. Такие люди в своих несчастьях стараются обвинить других, достигают меньшего жизненного успеха, потому что не способны грамотно взаимодействовать людьми.
Как развить в себе эмпатию?
Настоящая эмпатия – это способность не только почувствовать эмоции другого человека, но и примерить их на себя. Войти в его положение, осознать его мысли и устремления. Развитие эмпатии происходит со временем, с накоплением жизненного опыта, эмоционального багажа.
Для начала стоит научиться слушать другого человека, вникать в тембр его голоса, следить за изменением мимики, делиться с ним впечатлением от услышанного.
Умение хвалить – особый дар, на который способны эмпаты. Им не сложно поблагодарить человека, выразить свое уважение, восхищение. Элементарная похвала способна растопить лед в человеческих отношениях.
Научиться анализировать свои поступки, слова, мысли, корректировать их по мере надобности. Стремиться разобраться в себе – это важный аспект развития эмпатии. Только после того как человек осознал свои мысли, чувства, устремления – он поймет мотивацию других людей.
Упражнения на развитие эмпатии
Специальные упражнения помогут воспитать в себе умение следить за эмоциональным состоянием людей, учиться входить в зону комфорта с другим человеком, не отталкивать своим равнодушием, а привлекать заинтересованностью в общении.
Упражнение «Телефон». Участнику дается задание мимикой и жестами создать видимость разговора с собеседником. Остальным необходимо угадать, о чем и с кем ведется беседа по телефону.
Упражнение «Угадай настроение». Участники получают карточки с описанием различных эмоций. Пытаются выразить своей мимикой это настроение. Другие участники угадывают.
Упражнение «Обезьяна и зеркало». Участники делятся на пары, в которой один является обезьяной, другой – зеркалом. С помощью мимики, жестов обезьяна изображает разные чувства, эмоции. Зеркало их копирует. Затем участники меняются местами.
Что такое эмпатия и зачем она нужна?
Что такое эмпатия? Как она отражается на отношениях с окружающими людьми? Это понятие стало широко использоваться не так давно. В быту часто под ним подразумевают способность сильно сопереживать чувствам и состоянию других людей. Известный американский психолог Карл Роджерс в первой половине прошлого века написал: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков».
Современные специалисты предполагают тесную связь этого чувства с интуитивными процессами. Поскольку они пока изучены недостаточно глубоко, однозначно подтвердить или опровергнуть эту связь не удается. Поэтому до сих пор не найдено исчерпывающего ответа на следующие вопросы: что такое способность к эмпатии, каковы механизмы ее развития?
Что известно об эмпатии?
Слово «эмпатия» пришло к нам из греческого языка. До сих пор оно не связано с переживанием каких-либо конкретно обозначенных эмоций. Установлено лишь, что образовывается это ощущение за счет способности эмпата реагировать на малозаметные проявления состояния и чувств других людей. Например, подмечать мимику и жесты.
Нейрофизиология объясняет существование таких реакций работой зеркальных нейронов. При этом уровень, на котором они воспринимают сигналы, остается камнем преткновения в научном мире. Поэтому однозначное определение эмпатии в психологии отсутствует. Работая над ним, современные ученые разбились на два лагеря.
Мнение №1
Чувство эмпатии – это понимание состояния другого человека, реализованное на когнитивном уровне. Используя рациональные суждения и прошлый опыт, люди могут определять эмоции, которые переживают окружающие люди. Это позволяет им корректировать собственное поведение в отношениях с ними в зависимости от личных целей и ситуации.
Мнение №2
Эмпатия представляет собой особое сопереживание состояния другого человека. При этом постижение его происходит не только на рациональном, но также на тонком интуитивно-эмоциональном уровне. В результате такого механизма сопереживания люди не просто понимают чувства других, но даже ощущают их на себе. При этом степень сопереживания бывает разной. Иногда может достигать даже физических ощущений в теле, идентичных тем, которые переживает находящийся рядом человек.
Для чего нужна эмпатия?
Эмпатические способности являются частью эмоционального интеллекта. В значительной степени в жизни каждого из нас они определяют уровень успешности, которого мы можем достичь. Ведь умение разбираться в состоянии других людей влияет на поведение по отношению к ним и играет важную роль в построении коммуникативных связей между людьми.
Также эмпатия позволяет расширить восприятие мира, открывает новые грани происходящего и больше интересных возможностей. Благодаря ей мы лучше ориентируемся в происходящем. Особое значение она имеет в профессиях, где результат зависит от способности понимать других. Например, врачи или психологи с развитым чувством эмпатии способны уловить важные, но малоприметные нюансы в состоянии людей, обратившихся к ним за помощью.
Значение основных элементов эмпатии
Умение понимать других часто полностью отождествляется с эмпатией, когда о ней говорят простыми словами. На самом деле это лишь одна сторона ее проявления в жизни, позволяющая точно определять состояние окружающих. Психолог из Гарвардского университета Дэниел Голман выделил пять базовых элементов эмпатии и обозначил роль каждого из них.
Понимание других людей
Наиболее понятная для многих составляющая. Заключается в обращении внимания на невербальные сигналы, учете потребностей и перспектив остальных людей. Позволяет эмпату поставить себя на место другого, лучше понять его ситуацию.
Политическая осведомленность
Проявляется в восприятии властных взаимоотношений и формировании реакции на них. Часто сводится к умению распознавать манипуляции вышестоящих чинов. На самом деле раскрывается и с другой важной стороны: позволяет лучше ориентироваться в организационных взаимоотношениях и достигать больших высот.
Сервисная ориентация
Определяет навык эмпата правильно оценивать чьи-либо потребности, чтобы оказать действительно эффективную поддержку. В работе отражается на способностях сотрудника понимать потребности клиентов и успешно удовлетворять их. В жизни проявляется в способности помочь ближнему отыскать наиболее верное решение проблем в соответствие с особенностями его жизненных обстоятельств.
Развитие окружающих
Заключается в умении помочь другим с ростом в какой-либо сфере. Ярким примером проявления является способность грамотно поощрить другого. Также сюда относят способность представить конструктивную реакцию на чьи-то действия, помогающую определить направление роста на перспективу. Особенно развит этот элемент у профессиональных коучей.
Принятие и применение разнообразия
Умение использовать сильные стороны людей, признавая, что каждый из нас хорош по-своему. Предполагает уважительную позицию к остальным в любой ситуации и независимо от социального положения. Способность принять отличия в навыках и характерах окружающих, а также грамотно их применять в организационной деятельности.
Какие существуют виды эмпатии?
Давая определение эмпатии, часто акцентируется внимание на том, что она бывает нескольких видов. Между собой они отличаются по сигналам, служащим для идентификации состояния другого человека. Также каждый из них открывает свои перспективы. При этом от рождения в каждом из нас заложены зачатки всех трех видов, но ярко выражены обычно один-два. Не стоит путать их с механизмом образования и развития чувства. Напомним, что он еще не до конца изучен.
Вид эмпатии | Характерные отличия |
---|---|
Интеллектуальный | Базируется на осознанном восприятии поведения и чувств окружающих. Предполагает использование накопленного жизненного опыта и рациональной оценки происходящего. Включает такие процессы: анализ, сравнение, выстраивание ассоциаций. Эффективность данного вида напрямую зависит от качества жизненного опыта. |
Предикативный | Определяется способностью прогнозировать будущие реакции окружающих в разных обстоятельствах. Позволяет не только сопереживать нынешним чувствам, но и предвидеть дальнейшее поведение. |
Эмоциональный | Образуется в результате процесса «психического заражения». Обуславливается высокой восприимчивостью органов чувств и тонкой нервной организацией. Обладающий таким видом эмпатии человек легко понимает состояние других, но часто может испытывать сильную эмоциональную усталость. |
Можно ли развить эмпатию?
Ученые установили, что от природы мы все имеем склонность к ее переживанию. При этом выделяют несколько уровней проявления эмпатии в общении:
В течение жизни под влиянием различных обстоятельств и возрастных психологических изменений один уровень может сменяться другим. Также большое влияние на степень проявления эмпатии оказывает эмоциональный опыт и личное отношение к ней. При желании над ней можно эффективно поработать.
Рекомендации психологов по развитию эмпатии
- Используйте групповые упражнения. Находясь в сплоченном коллективе, можно быстрее и проще повысить навык понимания других людей. Эффективность обусловлена естественным расширением представлений о возможных проявлениях разных чувств. Попробуйте несколько вариантов для тренировки. Сначала выберите себе пару и станьте ее «отражением». Партнер не должен говорить о своих чувствах, он может лишь демонстрировать их с помощью мимики и движений. Ваша задача скопировать их. Затем поменяйтесь местами. Также эффективным оказывается упражнение, в котором один из участников демонстрирует эмоции, а остальные должны их угадать и описать.
- Поработайте со своими стереотипами. Порой наши предубеждения и предрассудки не позволяют комплексно оценить обстановку. Поэтому происходящее с другим человеком может просто не укладываться в голове из-за существующих рамок в мировоззрении. Поработайте над расширением кругозора, научитесь принимать не только удобные и понятные вам формы проявления чувств. Отличным помощником в этом станут беседы с незнакомыми людьми, которые не входят в привычный социальный круг.
- Улучшайте умение слушать. Чувство эмпатии требует внутреннего разрешения принять ощущение другого, которое приходит только при внимательном соучастии в беседе. Видимость присутствия рядом не позволит проникнуться ситуацией. Слушайте других с искренним интересом и вниманием, не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Делайте это деликатно и уместно, не перебивая собеседника слишком часто и нетерпеливо. Также полезно будет во время разговора мысленно ставить себя на место другого и отмечать возникающие ощущения.
Что делать людям с чрезмерно высоким уровнем эмпатии?
Нельзя обойти стороной проблемы людей, у которых отмечается слишком выраженная способность чувствовать состояние других. В общении они имеют склонность растворяться в проблемах и ощущениях собеседника. Как правило, происходит это неосознанно. Заканчивается ощущением усталости и опустошенности, а порой даже физическим дискомфортом.
Некоторые умудряются даже перетаскивать на себя ответственность за состояние других. Такое положение вещей в глазах специалистов требует немедленной работы над снижением уровня эмпатии. Иначе человек рискует просто «выгореть» от эмоционального напряжения, что часто влечет за собой серьезные проблемы со здоровьем. Избежать этого помогут следующие советы психологов:
- Поработайте над осознанием собственной ценности. У вас должны быть свои цели и мотивы в жизни, достижение которых важно поставить выше потребностей других. Помогайте по мере возможностей и в разумных пределах, контролируя уровень своих ресурсов. Учитесь уважать личные нужды не меньше, чем посторонние.
- Берите время на осмысление. Определив чрезмерную склонность к эмпатии, возьмите за правило не торопиться с реакцией на положение собеседника. Тренируйтесь в умении отстраненно воспринимать все происходящее. Лишь после осознанного обдумывания формируйте обратную реакцию.
- Всегда реально оценивайте пользу личных стратегий поведения. Заражение чужими тяжелыми эмоциями не поможет ни вам, ни собеседнику. Есть ли смысл поддаваться страданиям от чужой боли, беспомощности или паники? Безусловно, нет. Поэтому проявив в умеренной степени соучастие, научитесь переключаться на поиск решения. Не позволяйте стадии чрезмерных эмоций захлестнуть вас с головой. От этого больше бед, чем пользы.
Заключение
И пусть на сегодняшний день не все так ясно в ответе на вопрос о том, что такое эмпатия. Важно помнить, что эта способность понимать чувства других поможет лучше изучить мир вокруг, расширить кругозор и строить отношения на качественно новом уровне. Главное при этом адекватно оценивать степень ее проявления, чтобы не позволять чужим эмоциям выбивать вас из колеи.
Упражнения для развития эмпатии
Уметь определять как свои собственные эмоции, так и эмоции собеседника — первый из шагов на пути к взаимопониманию. Это одна из важнейших составляющих развитого эмоционального интеллекта.
Многие, обладая этим талантом, пользуются им неосознанно. Но в современной культуре не принято уделять внимания воспитанию в детях эмпатии и эмоциональной чувствительности. Зачастую взрослые, обычно неосознанно, учат детей подавлять, скрывать свои эмоции, чтобы привить им “правильные манеры”, чтобы не было самим “мучительно стыдно” за детские слёзы, капризы, истерики. И ребёнок вырастает с неким пониманием, что проявлять эмоции плохо, особенно негативные (гнев, стыд, страх…). Да, бывает ещё и запрет на проявление позитивных эмоций: “много будешь смеяться — будешь плакать“!
Но есть хорошая новость! Эмпатии можно и нужно учиться! По сути, это навык, его нужно тренировать осознанно. Учиться сопереживать эмоциям собеседника, понимать, что с ним происходит, а также дать ему эмоциональную поддержку и утешение. Всё это становится возможным, когда вы находитесь также в контакте со своим эмоциональным миром, понимаете, можете назвать эмоцию, которую испытываете, почувствовать, где она находится в вашем теле, как себя ведёт, как хочет проявиться…
- Первый шаг на этом пути — научитесь определять и называть свои эмоции. Для этого используйте словарь эмоций.
Такими словарями часто пользуются психологи, предлагая клиенту определить по списку, какая эмоция у него сейчас ярко выражена. Но вы и самостоятельно можете это делать.
Для начала попробуйте проанализировать проблемные ситуации в вашей жизни и определить, какие эмоции в них доминируют. Также задумайтесь, почему в одной ситуации вы испытываете позитивные эмоции, а негативные в другой? Как связана ваша деятельность и эмоции? Например, мою посуду и испытываю тоску. Вижу за окном яркое солнышко — возникает чувство предвкушения чего-то радостного. Вы можете составить также список, наоборот, отталкиваясь от эмоции: “я чувствую уверенно, когда подготовился”, “я испытываю умиротворение, когда все родные дома” и т.д.
- Второй шаг — учитесь определять эмоции собеседника.
Для развития эмпатии полезно представить себя в роли другого человека, поставить себя на его место. Практическое упражнение: составьте список всех своих знакомых и близких (не менее 15 человек), напишите их имена и возраст, а теперь поочерёдно вживайтесь в их образ. Сделать это вам помогут следующие вопросы.
Какие качества характера у него самые сильные, ярко проявлены? Что больше всего любит этот человек? От чего он испытывает грусть, печаль? Какие у него любимые книги, фильмы, музыка? Где он любит отдыхать? От чего он может испытывать восторг? В каких ситуациях на него накатывает ностальгия? Какие у него есть страхи?
Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. И если есть такая возможность, поговорите впоследствии с этим человеком, спросите, правильны ли ваши догадки о нём. Оцените, насколько хорошо у вас получилось его прочувствовать. А что вы сами испытывали, когда вживались в образ разных людей?
- И третий важный шаг — учитесь определять эмоции партнёра в конкретной ситуации, во время беседы с ним или просто находясь с ним рядом. Давайте собеседнику обратную связь фразами, в которых вы предполагаете его эмоцию. “Мне кажется, ты выглядишь расстроенным. Что случилось?“, или “У тебя такой мечтательный вид. О чём задумался?”, “Похоже ты гневаешься, потому что…“. Простые фразы, не надо ничего сверхинтеллектуального выдумывать. Просто учитесь отражать в диалоге как эмоции собеседника, так и давать ему обратную связь о своих переживаниях. “Мне очень обидно, и мне кажется, что меня игнорируют, когда в беседе человек смотрит в свой телефон” (заметьте, используется я-сообщение, и нет прямого упрёка собеседнику).
Благодаря этим трём простым техникам вы очень скоро научитесь чувствовать другого человека, станете более внимательным и осознанным как к другим, так и к себе. И вы заметите, как ваши отношения с окружающими начнут меняться, становиться более глубокими и доверительными!