Бордюрный камень – как выбрать, приспособления, как распилить, установить, покрасить и демонтировать?

Бордюрный камень – как выбрать, приспособления, как распилить, установить, покрасить и демонтировать?

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) – комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту – ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

– типовые чертежи;

– строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

– заводские инструкции и технические условия (ТУ);

– нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

– производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

– местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК – дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

– снижение себестоимости работ;

– сокращение продолжительности строительства;

– обеспечение безопасности выполняемых работ;

– организации ритмичной работы;

– рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

– унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* “Организация строительного производства”) по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

– рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

– проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

– корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

– пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

– оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

– установка бетонных бортовых камней

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:

– геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;

– подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;

– устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;

– устройство основания h=0,10 м из бетона;

– установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;

– дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;

– обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;

– заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g =0,28 м , g =1,2 м , Н =5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 “Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004” до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

– разработать ППР на благоустройство территории и согласовать его Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;

– решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;

– назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

– обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

– укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;

– провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

– установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

– подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

– обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

– обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

– оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

– обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

– доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;

– установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

– составить акт готовности объекта к производству работ;

– получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.

3.3. Общие положения

3.3.1. Бордюрный камень выполняет, как эстетическую, так и практическую функции. Он придает мощеному участку аккуратный и законченный вид. Его можно подобрать по цветовой гамме, соответствующей тротуарной плитке.

С точки зрения функциональности, бордюрный камень:

– помогает укрепить края мощеного участка, предотвращая обламывания плитки или асфальтобетонного покрытия, при проезде автомобиля или проходе пешехода по краю покрытия;

– не дает расходиться швам, при обильной влажности и сильных морозах.

3.3.2. Бордюрный камень устанавливают в местах перехода тротуара в проезжую часть, ограждает газон от садовых дорожек и т.д.

Бетонные бортовые камни БР 100.30.15 предназначены для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов.

3.3.3. Установка бортовых камней является началом работ при устройстве дорожной одежды внутриквартальных проездов и тротуаров. Установка бортовых камней должна производиться в соответствии с требованиями Рабочего проекта, РТК, ППР и другой технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

3.3.4. К установке бортовых камней следует приступать после проверки соответствия проекту положения в плане и высотных отметок основания. Основания должны быть не переувлажненными и не деформированными.

Рис.7. Схема благоустройства с установкой бортового камня

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по установке бортовых камней должны быть выполнены предусмотренные ТК подготовительные работы, в т.ч.:

– принята от заказчика строительная площадка;

– проведен контрольный осмотр рабочей площадки на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;

– выполнена геодезическая разбивка мест установки бортовых камней;

– на объект завезены строительные материалы в необходимом объеме.

3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б, СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011.

3.4.3. Геодезическую разбивку линии бортов можно производить от оси проезжей части, красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки линий бортов в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.

Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана установки бортовых камней на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них, производится разбивка установки бортовых камней, процесс, который заключается в следующем:

– по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

– полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);

– переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.

Вдоль края проезжей части, тротуара или пешеходной дорожки в створе с будущей линией бортовых камней по теодолиту выставляют ряд деревянных колышков, верх которых соответствует верхней плоскости бортового камня по проекту. По лицевой стороне, обращенной к проезжей части, натягивают шнур (причалку). На колышках в точках перелома продольного профиля по нивелиру отмечают краской высотные отметки грунтового основания, бетонного основания и бортовых камней.

По лицевой стороне, обращенной к проезжей части, натягивают шнур (причалку). Разбивку делают на сменный объем работ.

Для более точной установки бортового камня применяют обноску из досок и стоек, забиваемых в грунт на глубину 0,6-0,7 м по обе стороны траншеи и прибитых к ним с внешней стороны досками толщиной 30-40 мм (на ребро), под углом 90° к лицевой линии бортового камня (см. рис.8). Верхнее ребро всех досок располагают горизонтально, что контролируется с помощью нивелира. Расстояние между столбами обноски 1,5 м, а высота над уровнем земли 0,8-0,9 м. На верхнем ребре доски забивкой гвоздей обозначают точное положение бортового камня на месте его установки в плане по линии лицевой стороны.

Рис.8. Деревянная обноска

Обноски устанавливают по теодолиту параллельно продольной линии проезжей части через 20-30 м (см. рис.9).

В местах крепления разбивочных осей (проволока или леска) для лучшей их фиксации в досках обноски делают не глубокие пропилы.

Все данные из разбивочного чертежа выносят на обноску и закрепляют гвоздями.

Величину требуемой толщины подушки из щебня с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение равного 1,25 и толщину бетонного основания закрепляют на кольях.

В точках перелома продольного профиля на обносках по нивелиру отмечают высотные отметки грунтового основания, бетонного основания и бортовых камней.

Рис.9. Схема разбивки установки бортовых камней при помощи обноски

1 – обноска из досок; 2 – визирка; 3 – шнур; 4 – бортовой камень

Закрепительные знаки (колышки, обноски) сохраняются до сдачи установленных бортовых камней представителю технического надзора Заказчика. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87.

Выполненные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей объекта капитального строительства на местности в соответствии с Приложением 2, РД 11-02-2006 и получить разрешение на отрывку траншеи под установку бортовых камней.

3.4.4. Фракционный щебень грузят на приобъектном складе экскаватором-погрузчиком JCB 3CX m в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111, а бортовые камни на поддонах (18 шт. на поддоне) грузят автомобильным стреловым краном КС-45717 в седельный тягач КамАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-93271 и доставляются на объект строительства.

Доставленные на объект фракционный щебень и бортовые камни следует раскладывать в зоне действия бригады с созданием не менее чем 2-сменного запаса, который должен постоянно пополняться. Камни раскладывают вдоль траншеи в линию так, чтобы расстояние их подноски не превышало трех метров.

3.4.5. Не позже чем за смену до установки бортовых камней рабочую зону закрывают для движения, устанавливают ограждения, дорожные знаки, подготавливают съезды и объезды.

3.4.6. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И, СНиП 12-03-2001.

3.5. Организация работ по установке бортовых камней

3.5.1. Технологическая последовательность установки бортового камня (бордюра) приведена на рис.10.

Рис.10. Технологическая последовательность установки бортового камня

1 – отрывка траншеи; 2 – устройство подушки из щебня; 3 – укладка бетонного основания; 4 – установка бортового камня; 5 – заделка стыков цементным раствором; 6 – засыпка грунта с обратной стороны борта

3.5.2. Работы по установке бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по 40-50 м. В процессе работы бригада делится на два звена.

3.5.3. Бригада при выполнении работ по установке бортовых камней делится на два звена. Распределение трудовых обязанностей в звеньях производится следующим образом.

3.5.4. Первое звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2 разрядов и машиниста экскаватора выполняет установку камней. Монтажник 2 разряда (такелажник) стропит камни и подбивает бетон под установленные. Монтажники 4 и 3 разрядов устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.

3.5.5. Второе звено в составе дорожного рабочего 3 разряда и двух землекопов 2 разряда занимается подготовкой земляного ящика и щебеночного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.

3.5.6. Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.

Для выгрузки выделяются машинист экскаватора, дорожный рабочий 3 разряда и монтажник конструкций 2 разряда.

3.5.7. Работы по монтажу бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по 40-50 м.

3.6. Первая захватка

3.6.1. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

– вырезание корыта по заданному профилю с уплотнением дна корыта до К 0,95;

– устройство из щебня выравнивающего слоя толщиной h=0,10 м;

– установка опалубки.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Чем резать гранит и мрамор?

Будь то любительское или профессиональное изготовление элементов интерьера из композитного и натурального камня, а также разовые или постоянные работы по отделке и декорированию помещений, немыслимы без надёжной углошлифовальной машины (УШМ). С учётом того, что основную роль при выборе «болгарки» играют:

  • внутренний (посадочное отверстие) и внешний диаметры абразивных расходников,
  • мощность,
  • вес,
  • эргономические показатели,

вполне естественно, что этим факторам уделяется основное внимание. Но распиловка гранита и мрамора (как натурального, так и искусственного происхождения) имеет свои нюансы.

Выбираем инструмент для резки камня

Выбирать УШМ следует исходя из особенностей обработки камня. Наиболее частое заблуждение, подкреплённое справедливыми теоретическими знаниями о твёрдости материалов (например, по шкале Мооса), сводится к тому, что усреднённые показатели: мрамора – 3.5 единицы; железа – 4; и гранита – 6.5, указывают на возможность приобретения для разовых работ по камню самой бюджетной модели. Мотивация проста – раз предназначена для обработки металла, значит и с мрамором справится (а если поработать на износ, то и граниту не устоять). Но «безымянный Китай», выдерживающий несколько лет «домашней» работы с железом, при распиле камня крайне быстро приходит в негодность. И проблемы начинают формироваться с первого рабочего запуска. Когда крыльчатка (отвечающая за принудительное охлаждение двигателя), вместе с воздухом забирает каменную пыль.
Выход здесь только один – следует приобретать продукцию от проверенного производителя.

Начальный уровень

Модели 9925D и 9125 от производителя KEN оптимальны для непрофессиональной эксплуатации по камню. Их потенциал, необходимый для сложных условий работы, обусловлен качественной защитой от пыли (реализованной за счёт мощной изоляции элементов двигателя и использования закрытых подшипников).

  • в потребляемой мощности (9925D – 1240 Вт; 9125 – 860 Вт);
  • в отличиях форм-фактора (9925D – задняя рукоятка с не фиксируемой гашеткой; 9125 – с меньшей длиной и обхватом, клавиша пуска расположена ближе к редуктору, фиксируется во включённом положении),

определяет возможность выбора относительно недорогого инструмента с учётом предполагаемой интенсивности и нагрузки. Доступная стоимость, в случае с этими моделями, объясняется простотой конструкции и отсутствием вспомогательных электронных систем.

Средний уровень

Для периодической интенсивной эксплуатации, когда определённые требования применяются к срокам выполнения задач, следует выбирать мощное оборудование. В этой категории, традиционно, моделей больше:

  • 125мм – L3410VR Flex,
  • 230мм – KEN 9123В, FLEX L3206С, FLEX L2106 VC,

и все они имеют определённые отличия по функционально-защитным показателям. Что позволяет подобрать наиболее приемлемый вариант, в зависимости от потребностей пользователя.

Профессиональные болгарки для резки гранита и мрамора

Технические возможности «ручных» моделей среднего класса позволяют задействовать их и в сугубо профессиональных целях, чему способствуют:

  • быстрозажимной кожух с фиксацией без ключа (уменьшается время подготовки инструмента к безопасной работе при смене расходников и изменении рабочего положения);
  • удобный предохранитель от случайного запуска (по совместительству – рычаг блокировки клавиши в нажатом состоянии);
  • самоотключающиеся щётки с возможностью быстрого доступа (предупреждается повреждение якоря при максимальной выработке щёток; для их замены не придется разбирать корпус инструмента);
  • электронные системы, обеспечивающие плавный пуск и стабильное число оборотов при изменениях нагрузки.

Из числа профессиональных двуручных моделей для «мокрого» реза, однозначно вне конкуренции пневмоинструмент GISON GPW 215.
Распилить натуральный камень с наименьшими погрешностями и наилучшим эффектом способны всевозможные станки. В числе прочих, относительно недорогая рельсовая отрезная машинка H3 (CHD), предусматривающая возможность подачи воды в область реза.

Выбираем диск для резки камня

Правильный диск – залог качественного результата.
Сколь бы совершенной ни была техника, но без корректно подбронного режущего диска, на качественный результат можно не надеяться. Поэтому здесь следует обратить внимание на следующие показатели:

габариты
С позиции обеспечения точной работы ручного оборудования размер диска не может превышать 230мм. Потенциал бензореза и камнерезного станка позволяет использовать отрезные круги с более внушительными диаметрами.

условия работы
Если алмазный диск для сухой резки может использоваться по натуральному камню практически без ограничений (прямая заслуга технологии нанесения алмазного абразива), то «мокрый» (в силу отсутствия собственных достаточных возможностей для эффективного отведения тепла) не предполагает подобных вольностей.

Однако, охлаждение – не единственная функция воды в зоне работы диска. Твёрдая мелкофракционная пыль, смешиваясь с водой, образует суспензию. Благодаря которой, срез шлифуется в процессе распила. Работа с «мокрым» диском в сухом режиме сильно уменьшает срок его эксплуатации.

  • Перфорированный алмазный диск – его цельная режущая кромка с обеих сторон покрыта сплошным слоем алмазной крошки и пыли. Для эффективного теплоотвода по остальной поверхности диска проделаны отверстия.
  • Внушительный потенциал для работы в «сухую» имеет тип «турбо» – модели с дополнительным алмазным напылением поверх основных не сплошных полос на сплошном или сегментированном диске.
  • Сплошные диски с минимальной перфорацией около алмазного слоя, равно как и похожие модели без отверстий, работают только с мокром режиме.
  • Сегментные отрезные круги обеспечивают лучший отвод продуктов пиления из рабочей зоны, а благодаря «мокрой» технологии, качественно шлифуют срез и работают достаточно долго.

Наиболее простой способ подбора дисков возможен только при чётком представлении о материале, который будет обрабатываться. Так, исключительно для резки мрамора оптимальны цельные (TNK корона LINE M) и сегментированные (EURO Marble). Их главная особенность – в «мокром» резе.

Достойных вариантов для резки композиционного керамогранита и природного гранита выпускается значительно больше (можете ознакомиться в нашем каталоге), а технология нанесения алмазного абразива, делает их действительно универсальными.

Специалисты компании «Стоун-Сервис-Нева» помогут Вам с выбором действительно качественного и профессионального инструмента для резки мрамора и гранита. Обращайтесь к нам по телефону: 8 (800) 550-65-05.

Как правильно выполнить демонтаж бордюрного камня

Демонтаж бордюрного камня – важный процесс во время реставрации дорог или тротуаров. Бордюр представляет собой бетонное изделие с железным прутом, которое имеет хорошие эксплуатационные характеристики. Он укладывается вдоль проезжей части, является декоративным элементом и дает возможность поделить участки на зоны. Зонирование территории позволяет отделить проезжую часть от пешеходных дорожек или газонов.

Бордюр имеет хорошие показатели прочности, он устойчив к механическим или климатическим условиям, поэтому устанавливается на длительный срок. Когда нужен демонтаж бордюров и особенности его проведения можно узнать в этой статье.

Причины демонтажа бордюра

Ограждающие элементы бывают 2 типов:

  1. Имеют небольшие размеры и устанавливаются на пешеходных дорожках. Они разделяют тротуар и зеленые насаждения.
  2. Имеют большие параметры и используются для монтажа на проезжих частях, вдоль дорог. Отделяют дорогу от тротуарной части или зеленых насаждений.

Демонтаж бордюра любого из типов понадобится в таких случаях:

  1. Когда прежние элементы потеряли свой эстетичный вид и имеют трещины.
  2. Во время реставрации дорожного полотна или укладки тротуарной плитки.
  3. При необходимости увеличить высоту бордюра.
  4. При необходимости замены старого элемента на новый с целью улучшить ландшафтный дизайн.

Когда требуется работа по замене бордюров на дорогах

Демонтировать бордюры на проезжей части, необходимо по таким причинам:

  • Когда дорожное полотно имеет просадку рядом с бордюром и его невозможно восстановить без демонтажа камня.
  • В случае, когда на существующее полотно кладется еще один слой асфальта и необходимо поднять уровень “подушки” на определенную высоту.
  • При необходимости освежить стиль города или отдельных его участков.

Технология демонтажных работ

Чтобы демонтировать камень, нужно использовать такие виды инструмента:

  • Штык-лопата;
  • Дисковой грунторез;
  • Лом или перфоратор;
  • Строительные ремни.

Чтобы удалить старые ограждения, необходимо:

  1. С помощью штык-лопаты сделать окоп от бордюра, со стороны обочины, примерно на 20-30 см в ширину и на 5-10 см глубже, чем его нижняя часть.
  2. С другой стороны, внешней, дорожное покрытие прорезается дисковым грунторезом. Прорезание делается параллельно оградки, на расстоянии 10-20 см. Чтобы вытащить камень из земли, нужно, чтобы глубина прорези была идентична глубине посадки бордюра.
  3. Вместе с камнем удаляется и отрезанное дорожное покрытие.
  4. С помощью строительных ремней камень надежно фиксируется и убирается в сторону.
  5. По завершению демонтажа всех элементов можно переходить к укладке нового ограждения.

Если бордюр был установлен на бетонное основание, то, чтобы выбить его демонтаж, используют лом или перфоратор.

Вне зависимости от того, установлен бордюр на бетонное основание или почву, но его демонтаж должен выполняться с особой точностью и аккуратностью. Целый и без дефектов материал можно повторно использовать, но если на камне образовались трещины или сколы, то использовать такой камень нельзя, так как он очень быстро потеряет свои свойства и форму.

Особенности проведения демонтажа

Основание для бордюра является важным не только для прочности и надежности будущей конструкции, но и определяет сложность демонтажных работ. Бордюрный камень может быть установлен на:

  1. Щебеночное основание. На дно котлована засыпается слой песка (примерно 2-5 см). Песок заливается водой и тщательно утрамбовывается. Дальше засыпается мелкий щебень и устанавливается ограждающий камень. Такое основание позволяет демонтировать бордюр без специальной техники.
  2. Цементно-песчаную основу. На дно котлована заливается цементно-песчаная смесь, которая образует прочную основу. Для монтажа камня с такой основой может потребоваться специальный инструмент или техника.

Установка новых камней

Новый материал доставляется на место монтажа манипулятором. Порядок установки следующий:

  1. Подготавливается основание (щебеночное или бетонное).
  2. Манипулятор устанавливает камень на место монтажа.
  3. Рабочие выставляют элементы по контуру с помощью ручного подъемника или ломов.

Восстановление обочины и дороги

Как показывает опыт предыдущих лет, чтобы восстановить обочину и дорогу, лучше использовать литой асфальт. Он позволит надежно и герметично закрыть место повреждения.

При укладке бордюр на дороге необходимо обработать соприкасающиеся поверхности (бордюра и основания) раствором из битума слабой консистенции. После этого можно переходить к монтажу камня. Когда элементы выставлены по контуру, можно начинать заливку литого асфальта. Для этого, литой асфальт медленно и аккуратно заливается в пространство между бордюром и дорожным покрытием. Чтобы равномерно распределить раствор, можно использовать обычную лопату. Исключить появление пустот и трещин можно с помощью виброплиты. Чтобы сделать полотно прочным, виброплитой проходят участок в несколько приемов.

Заполнить пространство между камнем и дорожным полотном можно и с помощью бетона. Но, такой раствор уместно использовать только в том случае, если остальное полотно тоже выполнено из этого материала.

Если бордюр укладывается на тротуарных дорожках, то восстановлению подлежит грунтовое покрытие. Изъятая земля должна быть возвращена на место и утрамбована виброплитой.

Заключение

Если вы знаете, какое основание использовалось при укладке камня, и соблюдаете технологии по демонтажу камня, то убрать бордюр сможете без особых сложностей. Чтобы выполнить эту работу, достаточно наличия специальной техники и 3-4 человека. Если во время демонтажа удастся не повредить камень, то его можно повторно использовать на других участках.


Укладка бордюра своими руками

Участок или территория, прилегающая к загородному дому, будет иметь очень ухоженный и красивый вид, если для более четкого обозначения границ пешеходных дорожек, клумб и мест посадки деревьев будет осуществлена установка поребрика. Так же, чтобы исключить возможность заезда автомобиля на тротуар или прилегающий к дороге газон, не лишним будет такое ограждение и в случае с проезжей частью.

Однако, наблюдая за работой дорожных рабочих, многие люди, незнакомые с этой технологией, считают, что установка бордюрного камня — дело тяжелое и хлопотное. Это мнение весьма ошибочно, поскольку выполнить такую работу самостоятельно не так уж и сложно.

Важно! Понятие самостоятельной установки бордюра подразумевает выполнение работы с одним или двумя помощниками, что связано с приличным весом рабочего материала.

Виды бортового камня

Разнообразие этого типа дорожно-строительного материала, предлагаемого сегодня на рынке, очень велико. При желании, вы сможете найти бортовые или бордюрные камни самой различной формы, поперечного сечения, размера и цвета, изготовленные из бетона, натурального или искусственного камня, из керамических материалов или из композитных смесей с добавлением пластических масс.

Промышленные производители бордюров разделяют их на два вида: тротуарный поребрик и дорожный бордюрный камень.

Дорожный камень, как правило, большей длины, массы и площади поперечного сечения, чем тротуарный бордюр. Кроме этого, при изготовлении таких материалов используют стальную арматуру, которая придает им повышенную прочность и долговечность.

Преимущество же тротуарных изделий заключается в большом разнообразии применяемых материалов, цветовых оттенков, форм, размеров. Кроме того, они более подходят для тех случаев, когда выполняется установка бордюров своими руками, а не путем привлечения строительной бригады. Их наиболее часто используют при обрамлении тротуарных дорожек, площадок во дворах частных домов, оформлении клумб и других садовых насаждений.

Обратите внимание: специалисты признают возможность самостоятельного изготовления бордюрных камней, но качество таких изделий значительно уступает заводскому, а объем работ увеличивается в 2-3 раза, а то и больше.

Что нужно подготовить до начала выполнения работ?

Для того, чтобы укладка бордюра своими руками была выполнена качественно, вам необходимо иметь следующий инструмент:

  • совковая и штыковая лопата — для земляных работ, укладки щебеночного основания и замешивания цементной смеси;
  • мастерок каменщика — для разравнивания цементной смеси и заделки швов;
  • бадья для замешивания раствора или бетономешалка;
  • шнур для разметки, длина которого зависит от длины обрамляемой дорожки;
  • строительный уровень длиной 1,5-2,0 м;
  • резиновый молоток — для того, чтобы уложить бордюрный камень;
  • металлический молоток 500 г и кувалда 3,0-5,0 кг;
  • угловая шлифмашина (болгарка) с алмазным кругом по камню.

Из материалов вам нужно будет приобрести:

  • бордюрный камень;
  • песок (лучше всего речной);
  • щебень средней или мелкой фракции;
  • цемент марки 400 или 500.

Порядок выполнения работ

При установке бордюрного камня применяют один из трех вариантов технологии его укладки: устройство на щебеночное основание, песчано-цементную основу или на бетонную подушку. Способ, который вы решите выбрать, зависит только от вашего желания и требований к долговечности конструкции.

Каждая из этих методик включает в себя следующие этапы работ:

  • подготовительные, состоящие из разметки будущей линии прокладки бордюра и определения глубины его заложения;
  • земляные, в которые входят работы по выравниванию верхнего слоя грунта на площади дорожки и устройству траншей для установки бордюрного камня;
  • устройство основания — в зависимости от выбранного способа установки бордюра;
  • укладка бордюрного камня;
  • закрепление бордюров в траншеях и заделка щелей между ними.

Разметка бордюрной линии осуществляется при помощи шнура, натянутого между забитыми в землю колышками. По результатам разметки вопрос выравнивания поверхности практически снимается.

Глубина траншеи зависит от того способа, которым вы решили устанавливать камни, их размеров и требуемой высоты над уровнем дорожки. Для тротуарных бордюров она, чаще всего, равняется высоте материала плюс 15-20 см.

Разметка колышками.

В случае с дорожным обрамлением — это просто высота камня. На въездах и входах во дворы бордюр нужно класть на большую глубину, которая увеличивается в первом случае на 5-10 см, а во втором — на 10-20 см. Ширина траншеи для установки стандартного тротуарного бордюра равна его ширине с добавлением 5-7 см. Дорожный материал требует ширины в 30-40 см.

Основание под установку камня

Для устройства щебеночного основания, на дно траншеи насыпают 3-5 см песка, который проливают водой и трамбуют. Далее, на этот слой песка ровным слоем насыпается щебень мелкой фракции.

Его также трамбуют, а затем уже на эту основу устанавливают бордюрные камни. Такая технология подготовки основания является самой простой и недорогой. Однако применять ее рекомендуется только для тротуарных дорожек и ограждения садовых насаждений.

Устройство цементно-песчаной основы предусматривает замешивание раствора из песка, цемента и воды, который нужно укладывать на дно траншеи единым слоем, который затем выравнивается и утрамбовывается.

Самой дорогой, но и самой прочной, трехслойной технологией подготовки основания для установки бордюра, считается устройство бетонной подушки.

В процессе её обустройства, перед тем, как уложить бетон, на дно траншеи насыпается выравнивающий слой песка, который проливают водой и трамбуют. После этого песок засыпают слоем щебня мелкой фракции. Этот щебень поливается водой и на него стелят слой готовой бетонной смеси. Каждый бордюр в этом случае устанавливается прямо на незастывший бетон.

Установка камней на подготовленное основание

Во всех трех способах бордюрный камень нужно ставить по шнуру, который натягивают на колышки в верхних и нижних точках в зависимости от уклона продольного профиля дорожки непосредственно перед тем, как установить бордюр. При этом первый камень ставят на край траншеи, вдоль нее.

Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутому шнуру, но и строительным уровнем во всех направлениях возможного уклона.

Шнур — это инструмент для простой предварительной установки камня, позволяющий сразу увидеть, как правильно и ровно установить бордюры. Посадка и выравнивание ограждающего материала осуществляется резиновой или деревянной киянкой.

Внимание! При использовании металлических молотков, в месте удара необходимо подкладывать деревянную прокладку, так как установленный бордюрный камень — долговечный, но хрупкий материал и от сильного удара он может расколоться.

Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву. Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.

После того, как вы закончили ставить все бордюрные камни, они фиксируются заливаемой с обеих сторон цементным раствором или бетонной смесью с использованием щебня мелкой фракции.

В заключение

Как видно из содержания статьи, установка тротуарных и дорожных бордюров своими руками технически не сложный, но физически достаточно затруднительный процесс, который, тем не менее, позволит вам значительно украсить свой двор или сад.

Выполнить его своими силами можно, но только с одним или двумя помощниками. Если с физически крепкими подсобниками у вас проблемы, то обязательно подумайте, стоит ли установка бортового камня самостоятельно таких мучений.

Технология укладки бордюрного камня

Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?

При устройстве дорожных покрытий из тротуарной плитки установка бортового камня (бордюра, поребрика, БР) обязательна. Эти изделия выполняют несколько функций:

  • разграничивают пешеходную и проезжую части, пешеходную дорожку и газон;
  • предотвращают сдвиг и расползание элементов мощения, загрязнение дорожек грунтом;
  • придают участку аккуратный вид.

Наибольшей популярностью пользуются БР, изготовленные из тяжелой бетонной смеси. При покупке изделий заводского изготовления нужно учитывать следующие факторы:

  • Характеристики бетона, из которого изготавливаются изделия. Качественная продукция должна иметь морозостойкость не ниже F200. Такой материал, способный выдерживать до 200 циклов замораживания/оттаивания, служит примерно 40 лет. Водопоглощение – не более 6%, марка прочности – М400 (класс прочности В30).
  • Способ производства. Лучшими характеристиками обладают вибропрессованные изделия –прочные, плотные, долговечные, имеют точную геометрическую форму.
  • Конкретное назначение. Для укладки бордюрного камня вдоль садовых дорожек рекомендуют изделия марки БР 100.20.8 (длина – 1 м, высота – 20 см, ширина – 8 см), для установки вдоль средненагружаемых автомобильных дорог – БР 100.30.15 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 15 см), для автомагистралей – БР 100.30.18 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 18 см). При изготовлении массивных бордюров для автомагистралей их упрочняют стальной арматурой.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

  • Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
  • Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа бордюра?

Для правильной установки тротуарного бордюра в соответствии с технологией необходимо подготовить: строительный уровень, деревянные колья, длинный прочный шнур, мастерок, емкость для приготовления цементно-песчаного раствора или бетономешалку, резиновый или деревянный молоток, клещи (понадобятся при использовании тяжелого БР).

Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?

При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.

  • Перед тем как установить тротуарный бордюр, разбивают с помощью колышков и шнура линию монтажа лицевой стороны бортового камня. Лицевая сторона БР повернута к покрытию. На колышках наносят отметки расположения грунта и бетонного основания. На высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур. В зависимости от геологических особенностей участка верхний край поребриков может идти параллельно поверхности грунта или под уклоном к ней.
  • Подготовка траншеи под монтаж БР. Глубина ее должна быть такой, чтобы после укладки бордюра его верхний край возвышался над покрытием на 2-3 см. Если поребрик разделяет газон и пешеходную зону, то такое возвышение предотвратит попадание грунта на плитку.
  • Уплотнение грунта основания. Если для уплотнения используется виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ширине плиты. В общем случае ширина траншеи равна ширине БР плюс запас с каждой стороны по несколько сантиметров.
  • На грунт укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2. Эта операция не относится к обязательным, но она существенно продлевает срок службы бордюра, предотвращая смешивание грунта и щебня.

  • Устройство выравнивающего слоя из щебня (фракция – 20-40 мм), его толщина – примерно 10-15 см. Следует помнить, что после трамбовки толщина щебневого слоя уменьшается примерно на четверть. На участках с низким уровнем грунтовых вод вместо щебня для подсыпки можно использовать крупнофракционный песок.
  • Устройство цементно-песчаной или бетонной подушки толщиной 10 см. Цементно-песчаный раствор готовят из цемента марки М400 (1 часть по массе) и песка (3 части). Для изготовления бетонной смеси компоненты (Ц:П:Щ) берут в следующих пропорциях – 1:2:(2-3). Щебень – мелкофракционный. Цементно-песчаный раствор или бетонную смесь заливают не сразу на всю длину траншеи, а по частям, по мере установки бордюрного камня.
  • Укладка бортового камня в цементно-песчаную подушку, осаждение до нужного уровня, отмеченного шнуром. Для выравнивания верхнего края используется молоток с резиновой насадкой или деревянная киянка. Металлический молоток в этом случае не применяют, поскольку он может повредить поверхность бордюрного камня. Не стоит использовать для выравнивания БР вибрационный инструмент, который тоже может испортить поребрик.
  • Укладка бетона с лицевой нижней части камня и обратная засыпка грунтом с другой стороны. Засыпанный грунт уплотняют.
  • Заливка швов между бордюрными камнями цементным раствором.
  • Какая технология укладки бордюра применяется для обрамления садовых дорожек?

    Если грунты не склонны к пучению, пешеходные дорожки, клумбы, цветники можно обрамлять поребриками, которые устанавливаются только на уплотненную щебневую подготовку. Толщина щебневого слоя в этом случае должна быть не менее 15 см. Такой способ более дешевый и простой, по сравнению с установкой бордюра на бетонную смесь.

    Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

    При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.

    Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.

    Бордюрный камень – как выбрать, приспособления, как распилить, установить, покрасить и демонтировать?

    Бордюр – служит для разделения конкретных уличных зон, а также является декоративным элементом. Чтобы отделить дорогу от тротуара, кладется бордюрный камень вдоль этих участков, тем самым отделяя проезжую часть от пешеходов. Для того чтобы установить бордюр – требуется бетон и железный прут, который проходит вдоль бордюрного камня. Это делает конструкцию более прочной, и сводит шансы перелома к минимуму. Повышенные прочностные характеристики необходимы в процессе эксплуатации, хотя, с другой стороны, создание прочного бордюра создает определенные трудности при его демонтаже.

    Убрать бордюрный камень необходимо, если:

    • Материал со временем или из-за погодных условий потерял свой вид или на нем появились различные сколы и трещины;
    • При укладке дорожной плитки;
    • Различные элементы уличного покрытия дали просадку;
    • Латают дороги, расширяют или увеличивают толщину покрытия;
    • Необходимо повысить высоту самого бордюра и его бортов.

    Эта процедура необходима и соответственно при замене одного бордюрного камня на другой. Обычно это требуется для «освежения» внешнего вида дорог и города в целом.

    Демонтаж бордюрного камня проводят с особой аккуратностью. Если вы повредить материал, то его нельзя будет использовать повторно. Для сохранения бордюрного камня после проведенных работ, проводится его отчистка от бетонного раствора и прочей грязи.

    Техники и правила удаления бордюрного камня

    • Со стороны обочины от бордюра выкапывается примерно 20-30 сантиметров в ширину и где-то 5-10 сантиметров глубже его нижней части. Используется при этом самый простой инструмент – штык-лопата;
    • Для того чтобы прорезать дорожное покрытие с внешней стороны – обычно используется дисковый грунторез. Покрытие режется параллельно оградке. Расстояние при этом примерно 10-20 сантиметров;
    • Важно помнить, что глубина прорези обязана равняться глубине посадки бордюра. Для чего это нужно? Иначе вытащить камень из земли будет невозможно;
    • Когда демонтаж проводится на бетонном основании, бордюр выбивают ломом или перфоратором. Делают это со стороны обочины;
    • Теперь бордюрный камень фиксируется на такелажном оборудовании с каждой своей стороны. Чаще всего для этого строители применяют обычные строительные ремни и так поднимают конструкцию со своего места;
    • После бордюр сдвигают на ремнях и уносят в сторону;
    • Далее, проделывают подобные манипуляции со всеми стальными бордюрными камнями, убирая их и освобождая территорию для последующих ремонтно-строительных работ.

    Мы всегда готовы выполнить для вас демонтаж любого уровня сложности. Бригада мастеров уберет бордюр, отмостки, заборы, а также демонтирует любые конструкции на разных объектах. Мы можем предложить дополнительные услуги. Это и непосредственный вывоз строительного мусора и его последующая утилизация. Таким образом, территория будет полностью подготовлена к последующим строительным работам.

    Особенности проведения демонтажа

    Имеет значение, каким способом был установлен бордюрный камень изначально.

    Для установки щебеночного основания – именно так называется то, что находится под бордюром, на дно насыпается где-то 2-5 сантиметров песка, после чего его заливают водой и утрамбовывают. После в ход идет щебенка мелкого размера и ставится бордюр. Демонтировать такую конструкцию можно без применения спецтехники. Бордюрный камень достаточно подкопать с двух сторон, и затем, вынуть необходимые части.

    Более прочный бордюр – это конструкции на цементно-песчаной основе, которая состоит из раствора (делается из песка, цементной основы и воды) или на еще более стойкой к повреждениям бетонной подушке. Здесь без специализированной техники не обойтись.

    Дополнительные силы потребуются при большом объеме демонтажных работ. В этом случае целесообразно использовать лебедки и погрузчики для переноса бордюра.

    Ссылка на основную публикацию