Аутоагрессия – у взрослых, подростков, детей, духовная, неосознанная, детская, симптомы, как лечить, профилактика, литература

Аутоагрессия у подростков.

Одним из самых распространенных видов аутоагрессивного поведения среди подростков и молодых людей является нанесение себе порезов – чаще всего на запястьях. Что заставляет их наносить себе повреждения?

Специалист по работе с психологической травмой Ван дер Колк (Van der Kolk Bessel A.) из Массачусетского центра психического здоровья провел исследование среди пациентов, которые наносили себе порезы. Оказалось, что детство большинства из них прошло в нездоровой семейной атмосфере: их родители пренебрегали своими обязанностями или даже применяли по отношению к детям физическое или сексуальное насилие. Такие пациенты часто упоминали о ситуациях систематической травли со стороны учителей и одноклассников в период их обучения в школе.

По мнению американского психотерапевта Марши Линехан, аутоагрессивные люди имеют низкую самооценку и склонны обесценивать себя и свои чувства. Такое поведение часто является следствием игнорирования или высмеивания потребности ребенка делиться своими переживаниями. В целом, можно сказать, что аутоагрессивное поведение свойственно эмоционально неуравновешенным людям – например, страдающим невротическими или депрессивными расстройствами.

Аутоагрессия у подростков.

К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями.

«Я хочу порезать себе вены, но не хочу умереть. Я хочу лишь, чтобы все поняли, что со мной нельзя так поступать! Скажите, как порезать вены, чтобы все-таки остаться в живых. »

«Это случилось, когда мне было 15 лет. Я порезал руки из-за несчастной любви. Сейчас всё уже прошло, но немного жутко об этом вспоминать. Больше я такого не сделаю».

«Я один раз порезала вены из-за конфликта с родителями. Они так ругались, что у меня просто закончились силы их слушать! Вот тогда я и взяла лезвие!».

«Я несколько раз резала руки. Я знала, что не умру. Но я совсем не могла терпеть ту боль, которая буквально разрывала мне душу! Мне нужно было как-то успокоиться. Теперь у меня на руках уродливые шрамы, и даже летом мне приходится ходить с длинными рукавами. Но я не уверена, что не сделаю это снова. ».

«Я стараюсь никому не показывать свои шрамы. Я боюсь, что на меня будут смотреть с презрением, будут осуждать или решат, что я ненормальная. На самом деле мне тогда просто было очень плохо, но мне стыдно в этом признаваться…».

Хотя некоторые подростки и бравируют своими порезами, большинство из них не спешит признаваться в подобном поведении, опасаясь непонимания и отвержения со стороны сверстников и взрослых. Они так и остаются «один на один» со своими проблемами, рискуя попасть в замкнутый круг «стресс – аутоагрессия». В конце концов, у таких подростков может возникнуть стойкая привычка остро и саморазрушительно реагировать на жизненные неприятности.

«В какой-то момент я испугалась – потому что поняла, что не могу остановиться. Как только у меня случалось плохое настроение (а оно у меня случалось часто), меня начинали преследовать неотступные мысли о том, что надо порезать вены. От этих мыслей было очень трудно избавиться».

«Я резал руки много раз. Лезвием, ножами, даже бутылочным стеклом. Это случалось каждый раз, когда я всерьез выходил из себя. Я не знал, куда мне девать свой гнев. Я не мог причинить зло окружающим, поэтому причинял его себе. Со стороны это выглядело ужасно».

«Я понимала, что поступаю очень плохо. Мои подруги ругали меня. Они спрашивали меня, как я дальше собираюсь жить с такими руками – ведь они были покрыты шрамами от кисти до локтя. Я понимала, что это некрасиво, но не могла найти в себе силы остановиться».

Помощь аутоагрессивному подростку.

Как можно помочь подростку с аутоагрессивным поведением? Действительно ли его следует лечить в психиатрическом стационаре?

В большинстве случаев госпитализация не является обязательным условием – кроме случаев серьезной депрессии с суицидальным риском.

Таким подросткам можно посоветовать пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении. Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) помогает восстановить контроль над своим состоянием.

Основная проблема подростков, склонных к аутоагрессии, – низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность.

«Меня очень поддержали мои друзья. Они не стали мне говорить, что я слабак, или как-то иначе стыдить меня. Наоборот, они сначала посочувствовали мне, но потом призвали найти в себе силы. Я стал думать о своей жизни, стал думать о том, каким я хочу быть. Теперь я стараюсь этого достичь. Надеюсь, что я не вернусь старым привычкам».

«Сейчас мне шестнадцать лет, а первый раз я порезала руки лет в тринадцать. Я даже не могу сосчитать, сколько раз я это делала. Недавно я поругалась со своим парнем и в очередной раз порезалась. Меня привезли в больницу, чтобы наложить швы – и там я увидела женщину лет тридцати или даже сорока! Она сказала мне, что поругалась с любимым и порезала себе вены. Меня это удивило и напугало. Я подумала, что я если сейчас не остановлюсь, то меня ждет такое же будущее. Мне это не понравилось. В общем, я хочу пересмотреть свое поведение».

«Я надеюсь, что всё прекратилось. Спасибо моей маме. Она была рядом со мной в это трудное время, всегда выслушивала и поддерживала меня. Но все-таки иногда мое настроение бывает таким плохим, что я вспоминаю этот старый проверенный способ».

Некоторым подросткам удается справиться со своей проблемой самостоятельно. Они прекращают регулярно наносить себе порезы, хотя – увы – в других областях жизни их эмоциональное неблагополучие может продолжать проявлять себя.

Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.

Выразите искреннее беспокойство за него – но не сомнения в его психической полноценности. Не стыдите подростка и не осуждайте его поведение.

Скажите о своем желании помочь, постарайтесь выслушать и понять проблемы этого подростка.

Узнайте, есть ли у него представление о способах решения этих проблем и поделитесь своими мыслями, предложите помощь.

Расскажите ему, что многие люди смогли отказаться от саморазрушающего поведения и научились преодолевать свою печаль или гнев.

Обратите внимание подростка на его достоинства и сильные стороны. По возможности порекомендуйте ему обратиться за анонимной психологической помощью к квалифицированному специалисту. Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.

Психологическая помощь детям и взрослым, арт-терапия. Очно и дистанционно.

Вы можете получить консультацию на форуме или в приватно.

Детская аутоагрессия: причины и пути выхода

Елена Сидорец
Детская аутоагрессия: причины и пути выхода

Детская аутоагрессия – причины и пути выхода

Бывают такие случаи, когда становишься свидетелем того, как маленький ребенок начинает бить сам себя или биться головой обо что-то твердое. Бедные родители в этот момент не знают как вести себя, как успокоить малыша. Такое поведение малышей называют аутоагрессией, то есть агрессией, которая направлена на себя самого.

Детская аутоагрессия – не редкость

Детская аутоагрессия у ребенка 5 лет – это своего рода реакция на неудачные поступки, которые вызывают недовольство окружающих. Таким образом, ребенок наказывает себя сам и причиняет себе боль. Такое поведение не возникает само собой. Это одна из форм агрессивного поведения. Как правило, таких малышей родители наказывали в раннем детстве. Но причиной такого поведения малыша становится не жестокость наказания, а разгневанность взрослых, их яркое недовольство своим ребенком. Это оказывает психотравмирующее воздействие на малыша, он пугается ярости и гнева родителей. Эти страхи становятся настолько сильными, что ребенок впоследствии, чтобы опередить негативную реакцию родителей и других взрослых, начинает наказывать себя сам.

Другой причиной аутоаргессивного поведения ребенка может стать его сверхвысокая эмоциональная чувствительность. Чужое страдание и слезы для них становятся невыносимыми. Они готовы причинить себе боль сами, лишь бы не видеть страдания других. Они боятся стать причиной страдания другого человека. Если вдруг нечаянно они причинили страдание другому человеку, то переживают это сильнее пострадавшего.

Еще одна причина – тяжелое детство. Непонимание родителей, травля в школе и обесценивание себя.

Аутоагрессия (причинение вреда себе в стрессовой ситуации) — явление довольно распространенное. Нет человека, который бы периодически не проявлял ее, ведь все мы родом из детства, где нас наказывали и не понимали. Родители, склонные к жестоким наказаниям, пренебрегающие переживаниями ребенка, высмеивающие его чувства и потребности, добиваются лишь одного — ребенок начинает думать: “Я — никто, и желания мои — пустяк”. Неудивительно, что в школе таких детей преследуют сверстники и “давят” учителя.

Тяжелое детство наверняка станет началом нелегкой жизни со многими проблемами. Разобраться в корнях ситуации помогает психолог-консультант Наталья Котова, а психотерапевт Янина Даниш советует, как справиться с аутоагрессией в детстве, уже будучи взрослыми.

Аутогрессия — злость не по адресу

Итак,основная причина аутоагрессии — неумение выражать свою злость по адресу. Способов это сформировать может быть множество: ребенка бьют по рукам, заставляют придумывать самому себе наказание, оставляют наедине с проблемой. Особенно это заметно на детской площадке. Вот один малыш стукнул другого лопаткой, другой заплакал или стукнул в ответ. Мамы тут же их разняли, первого шлепнули по попе, второго или успокоили, или тоже шлепнули. Научится он защищать себя? Вряд ли. Не надо требовать от маленьких детей взрослых умений: их надо учить и на личном примере показывать, как правильно себя вести.

В школе проблема усиливается, страдания возрастают. Не научившись выражать свои чувства в семье, отражать давление одноклассников и учителей очень трудно. Ребенок замыкается, страдает, появляется отвращение к себе. “Все время грызет ногти, я наказываю, но ничего не помогает”, — часто жалуются мамы школьников, не понимая, что ребенок грызет не ногти, а себя, и любое наказание только усугубляет это состояние. В стрессовой ситуации у ребенка трясутся руки и ноги, и вот здесь наступает критический момент: либо он начинает бить обидчика, либо приучается сдерживать негативные эмоции (которые потом переходят в психосоматические заболевания, либо начинает мучить себя. Изменение схемы питания (отказ от еды или обжорство, жертвенное поведение, фразы “Я умру, а вы все пожалеете”, попытки самоубийства — все эти реликвии из сундука беззащитности и неумения давать сдачу.

Во взрослой жизни проблема не исчезает. И вот, скажем, женщина в возрасте 35 лет давит прыщи до крови, грызет ногти и глубоко внутри ненавидит свою внешность, свою жизнь и направляет любую обиду на себя, при этом ничего не меняя (ни опостылевшую работу, ни докучающего мужа, а лишь терпит, страдает и мучает свое тело.

Отличия от манипуляции

Аутоагрессия у взрослых людей проявляется в суицидальных мыслях, пристрастии к наркотикам, алкоголизму, курению, а также в увлечении экстремальными видами спорта. Притом важен не только поступок, но и мысли, которые возникают при его совершении. Так, прыгнуть с парашютом ради интереса — прекрасная возможность попробовать свои силы, а вот мысль “умру, и всем будет только лучше” — признак аутоагрессивного поведения. Склонность к аутоагресии развивается с детства, но механизм ее не так прост, как кажется. Часто его объясняют так: “Если жестокие родители бьют ребенка, он становится агрессивным и направляет свою агрессию либо на окружающих, либо на себя”. Но возникает вопрос: “Почему одного бьют, и он превращается в маленького монстра, а с другого как с гуся вода? Ответ на этот вопрос надо искать в каждом конкретном случае, ведь на формировании характера человека сказывается не только воспитание, но и особенности личности. Некоторые дети видят злобное лицо матери, понимают, что их скоро накажут, и чтобы избежать этого, начинают самобичевание: бьются головой о стену или об пол. Иногда те же проявления имеют демонстративный подтекст и прекращаются, как только мама выходит из комнаты. Такой концерт — чистой воды манипуляция и к аутоагрессии отношения не имеет.

Что делать, если ребенок страдает аутоагрессией?

Всегда детская аутоагрессия требует от родителей большого внимания и терпения. В первую очередь малыша не надо провоцировать и не усугублять его страдания. Вопросы, крики, испуг и растерянность не смогут малыша успокоить. Необходима сдержанность и терпимость. Малыша надо приласкать, обнять, а если он противится этому, то навязчивость только усилит его агрессию.

В этот момент малыша надо постараться отвлечь, но сделать это аккуратно и ненавязчиво, не ограничивая его в действиях. Затыкание рта, хватание за руки только спровоцирует еще большую агрессию. Сам малыш не сможет нанести себе серьезную рану, а вот в тот момент, когда он вырывается из рук взрослого, он способен причинить себе серьезный вред.

В некоторых случаях помогает уход взрослого в другую комнату под предлогом того, что смотреть такое не возможно. После того как малыш успокоится, с ним надо провести некоторое время – посадить на колени, пожалеть, почитать книгу. Ребенку важно дать понять, что вы его жалеете и не осуждаете. Поддержка родителей очень помогает малышу справиться с агрессией.

Воспитание детей – это наука, которую постигает каждый родитель на своем собственном опыте. И зачастую мы не задумываемся, к чему может привести наша чрезмерная критика поведения наших маленьких детишек. Малыша надо прощать за его промахи, не быть суровым с ним и не предъявлять ему завышенных требований. И тогда многих проблем таких как, агрессия у маленького ребенка, можно избежать. Но если у вашего малыша все-таки появились признаки аутоагрессии, то помощь психолога ускорит процесс избавления от агрессивного поведения/

Итак,часто дети грызут ногти, вырывают волосы, царапают и бьют себя. Родители ругают и наказывают, а надо действовать по-другому.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Для начала родителям необходимо научиться слышать ребенка и правильно реагировать на его эмоции. Не стоит задавать вопросы: “Тебе больно? Тебя обидели? Что происходит?”. Чтобы ребенок чувствовал себя услышанным, отражайте его эмоции, как зеркало, формируя утвердительные, а не вопросительные фразы, не боясь не угадать: “Тебе больно. Тебе обидно. Ты сейчас злишься”. В какой-то момент ребенок скажет “да” и расскажет сам, что его взволновало или обидело. Ни в коем случае малышу, плачущему от боли или обиды, нельзя говорить: “Ничего страшного, тебе не больно”. Он же чувствует, что ему больно, страшно или обидно, а вы своей фразой показываете, что его чувства не важны. Ребенок понимает, что его не слышат, и думает: “если я так чувствую, а мама говорит, что этого чувства не должно быть, значит, так чувствовать плохо и я плохой”. Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, ему надо дать понимание, а не успокоение и убеждение, что ничего не происходит.

ПЕСОК И КАМНИ. Чтобы помочь ребенку дать выход злобе и обиде, можно рисовать на песке или рыть в нем ямки. Также можно бросать камушки в песок, в воду или на землю. Главное — научить ребенка бросаться камнями и песком не в людей, а в цель. Тогда это будет и весело и безопасно, а агрессия в будущем трансформируется в достижение цели.

Гуашь, газета, гвозди и драка

КАЛЯКИ-МАЛЯКИ. И детям, и взрослым можно рисовать свою злость. С аутоагрессией отлично работает рисунок руками на ватмане. На лист формата А1 или А2 надо вылить разноцветную гуашь, разбавленную водой, и руками перемешивать, рисуя каляки-маляки. В итоге все краски смешаются, рисунок превратится в грязно-черно-серую массу. Его надо высушить, а потом, по желанию, либо разорвать и выбросить, либо смыть водой. Во втором случае на бумаге появятся орнаменты, в которых можно разглядеть образы и символы. То, что там увидится, может многое рассказать. Вымытый рисунок можно дорисовать, повесить на стену в рамочке.

ДАРТС. Эта простая игра помогает освободить свои чувства. Замечено — попадает в цель всегда самый злой. Главное — обеспечить безопасность в игре и разрешить себе выплеснуть свои эмоции (можно даже кричать).

Слушай и ищи глагол

“Я ВСЕХ ПОРВУ”. Произносящему эту фразу надо купить побольше газет и рвать. Притом с размахом. С детками можно продолжить игру – подбрасывать кусочки, посыпать ими голову, бросаться. Прекрасный выход эмоций. Также можно лопать воздушные шарики. Сначала выдуть в них всю злость, а потом взять что-то острое и бабахнуть. Для пущего веселья можно привязать шарики к ногам и стараться лопнуть чужой, а свой спасти.

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Консультация для родителей «Детская тревожность: причины, диагностика, помощь ребенку» Детская тревожность является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Высокая тревожность оказывает отрицательное влияние.

Консультация для родителей «Причины дорожно-транспортных происшествий» Причины дорожно-транспортных происшествий 1 Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. 2 Выход на.

Консультация для родителей «Причины и меры предупреждения плохого поведения ребёнка» Причины и меры предупреждения плохого поведения. Иногда, дети ведут себя совсем не так, как хотелось бы нам – взрослым. Но всем капризам.

Материалы к утреннику 8 Марта. Песня-переделка «Добрый жук» для выхода и сценка МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УТРЕННИКА 8 МАРТА ВАРИАНТ ВЫХОДА ДЕТЕЙ Под – минусовку «ДОБРЫЙ ЖУК» (из к/ф «Золушка») 1 куплет: ВЫХОД: в зал боковым.

Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика» «Причины и виды нарушений в речевом развитии детей.» Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление,.

Причины логопедических нарушений у современных дошкольников Воспитатели дошкольных учреждений бьют тревогу: с каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Каковы же причины такой.

Причины нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением.

Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них» Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать.

Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать? Вы стали замечать, что у вашего ребенка появились трудности в произношении звуков и слогов, с которыми раньше не было никаких проблем? Малыш.

Аутоагрессия у ребенка

Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия» происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения. Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение.
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение, наркомания, токсикомания, алкоголизм.
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение. Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию. Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию. Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги. Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • Медикаментозную коррекцию. Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Аутоагрессия. Симптомы, причины и профилактика аутоагрессии

Содержание

Встревоженный мозг прекращает выработку эндорфинов (гормонов счастья). Биохимия мозга изменяется, в кровь человека поступают гормоны стресса, которые побуждают его к действию, к агрессии.

В психоанализе аутоагрессия считается защитным механизмом психики — когда человек по каким-то причинам не может направить агрессивный импульс на внешний объект, из-за которого он возник, он перенаправляет его на себя.

Аутоагрессия как привычка переживать свое неправильное, плохое поведение не заложена в человеке природой. В первый год жизни дети не оправдываются и не переживают свои ошибки, они учатся этому потом.

Проблема аутоагрессии, агрессивного, жестокого, самодеструктивного поведения человека в социуме является на данный момент острой и актуальной, обсуждаемой и в средствах массовой информации в виду участившихся случаев аутоагрессии, неоправданных жестоких убийств, антисоциального, аморального поведения людей в обществе. На первый план выходит социальная значимость проблемы.

Причины возникновения аутоагрессии

  1. Запреты. Аутоагрессивные действия свойственны малышам 3-4 лет, болезненно реагирующие на родительское «нельзя», закатывающие истерики с битьем руками, ногами, головой об пол или твердые предметы.
  2. Недостаток любви, заботы. Ребёнок решает, что не нужен родителям, ищет причину в собственном «плохом поведении» и наказывает себя, одновременно привлекая внимание близких, вызывая жалость. Ошибки воспитания — частая причина аутоагрессии.
  3. Унижения. Жестокое обращение с детьми дома и в школе, насмешки, невнимание к насущным проблемам почти гарантированно приводят к саморазрушительному поведению.
  4. Конфликты. Трудности в установлении контакта со сверстниками заставляют искать и наказывать «виноватого» — самого себя, могут стать причиной суицида. Подростковые «группы смерти» существенно повышают риски.
  5. Социальная терпимость к саморазрушению. Считается приемлемым употребление спиртного в качестве успокоительного. Алкоголь усиливает депрессию, становится и следствием, и причиной аутоагрессии.

Американский исследователь Э. Шнейдман на основе существующих в психологии, клинической психологии представлений об отклоняющемся поведении определяет аутоагрресивное поведение как «действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью».

Аутоагрессия человека включает в себя различные виды социальных патологий, проблемы расстройствами и агрессивным поведением. В аутоагрессивном поведении человека в первую очередь раскрываются такие мотивы действия как во зло себе и во зло другим, совершение жестоких действий на грани психопатии по отношению к окружающим его людям. Отсутствие внешнего объекта, на который может быть направлена разрушительность, в конечном счёте, может привести к суициду. Правильно и проще всего пытаться выражать свой гнев вербально — признать тот факт, что вы злитесь на себя, и найти способы выплеснуть эту злобу.

Очень часто истоки саморазрушительного поведения следует искать в психотравмах, полученных в раннем возрасте. Насилие в детстве моральное и физическое может привести к смещениям в психике. Ненависть к себе может вызвать у ребёнка постоянное сравнение родителями своего ребёнка с чужими, либо, когда родители постоянно говорят ему, что лучше бы его и не рожали. Изляшняя авторитарность родителей, стремление их подавлять ребёнка – прямой путь ребёнка к аутоагрессии. Нет плохих эмоций и чувств — гнев ребёнка имеет такое же право на существование, как и гнев взрослого. И подавление этого гнева запросто может привести к замыканию в себе или выплеску агрессии на более слабых людей.

У детей и подростков признаки аутоагрессии проявляются в виде аутизма, отклонений в развитии, замкнутости, в конфликтах со сверстниками, фанатичном отношении к кумирам, в увлечении экстремальным спортом, суицидальных настроениях. У детей дошкольного возраста тоже можно заметить поведенческие симптомы аутоагрессии, но на психологическом уровне они не всегда будут продиктованы ненавистью к себе. Они могут бессознательно таким образом требовать к себе жалости или внимания.

Классическими проявлениями аутоагрессии являются:

  • неосознанная склонность к рискованному поведению (например, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отказ от привычки смотреть налево перед тем, как переходить дорогу, агрессивное вождение машины, рискованный секс, тяга к экстремальным видам спорта, оттягивание визита к врачу и, соответственно, «запускание» болезни), деструктивные привычки (расчёсы, раздирание кожи, обгрызание ногтей). Как неявное саморазрушение – сомнительные способы «совершенствования» тела: изменению внешности с помощью пластической хирургии, татуировок, пирсинга, нездоровых диет;
  • осознанное (суицидальные попытки) аутоагрессивное поведение, которое так же включает нанесение себе повреждений различной тяжести, вынуждение реагировать на эмоциональную боль, вызывая чувство вины. Самоубийство — совершается обдуманно, в состоянии аффекта (в состоянии эмоционального всплеска) или в форме шантажа (попытке решить свои проблемы чужими руками). Имитируя самоубийство, нанося себе телесные повреждения, пациент пытается сформировать у окружающих чувство вины, мотивируя их на угодные ему действия.

Аутоагрессия выражается в таких действиях:

  • Намеренный отказ от еды и пищи (нервная анорексия);
  • Нанесение вреда себе и своему здоровью (порезы, синяки);
  • Целенаправленное желание попасть в аварию или катастрофу;
  • Суицидальные попытки;
  • Злоупотребление алкоголем, никотином и наркотиками «для снятия стресса»;
  • Жертвенное поведение (внушение близким и окружающим тем наподобие «я умру, а ты пожалеешь»);
  • Мелкие девиантные факторы (человек давит прыщи до крови, грызет ногти, срывает корочки с язв и ран).

Самообвинения, надуманные страдания, нездоровая застенчивость, чувство долга, ревность, хроническая обида – проявления моральной аутоагрессии.

С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение —поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках — тоже является примером аутоагрессивного поведения. Аутоагрессия рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда.

Психосоматозы, провоцируемые аутоагресией:

Аутоагрессия, как симптом врождённой психопатологии

Психопатия (аномалия развития личности) – следствие врождённых биохимических, органических и функциональных нарушений ЦНС. Пациент тревожен, он проявляет агрессию в любой её форме. Мазохизм (физический, моральный), запойный алкоголизм, стойкий комплекс неполноценности — симптомы болезней ЦНС.

Известный американский психиатр Карл Меннингер считал, что, например, саморанение — это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Когда человек режет себе только руку или ногу, но при этом остаётся жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться. Если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, «зажимы», человек вряд ли сможет самостоятельно их «вытащить» и безопасно с ней поработать.

Лечение и профилактика аутоагрессии

  • Исключить (выявить) патологию ЦНС (МРТ головного мозга, консультация эпилептолога, невролога)
  • Выявить причины аномального поведения, плохого настроения, научиться справляться с психотравмирующей ситуацией (консультация врача — психотерапевта)
  • Медикаментозное лечение (ноотропные, психотропные средства по назначению врача)
  • Витоминотерапия
  • Спорт
  • Аутогенная тренировка

В зависимости от степени заболевания могут быть как медикаментозные, так и немедикаментозные пути лечения. В рамках стратегической психотерапии при работе с аутоагрессией может быть использована техника навязанного симптома. Например, человек, который наносит себе порезы, должен каждый день раздеваться, вставать перед зеркалом и прикасаться лезвием к тому месту, где он хочет нанести порез. Если он не может противостоять этому желанию, то у него есть ровно пять минут, чтобы нанести себе порезы. По истечении этого времени он должен закончить и ждать следующего дня, чтобы снова всё повторить. Таким образом, человек, во-первых, смотрит на себя со стороны в момент нанесения порезов, а, во-вторых, когда у него есть пять минут, то удовольствие от причинения себе боли разрушается — уже не симптом контролирует человека, а человек — симптом.

Если аутоагрессия свойственна кому-то из близких, не игнорируйте тревожные звоночки. Проявляйте заботу, интересуйтесь, вникайте. Помните, любовь в самом буквальном смысле способна лечить и спасать жизни. Обязательно уделяйте время детям, родственникам, семье, друзьям. Выслушайте, успокойте и поддержите.

Аутоагрессия у ребенка

Вещи, которые гарантированно приведут к аутоагрессии:

  • Физические наказания (насилие, побои, указы стоять на крупе в углу и пр.);
  • Приказы «придумать себе самому наказание» («Ты получил плохую оценку, теперь придумай, в чем я могу тебя ограничить, чтобы ты задумался над своим поведением»);
  • Ментальное угнетение ребенка («Ты учишься хуже, чем твой одноклассник Саша, ты глупее, чем дочь моей знакомой, ты слишком толстый, чтобы съесть пирожное»);
  • Унижение и насмешки над чадом (даже «добрые»);
  • Игнорирование проблем малыша, связанных с социальной адаптацией и коммуникативными способностями;
  • Отсутствие проявления нежности и заботы с вашей стороны (особенно во время приступов);
  • Предоставление ребенка самому себе («Если ты сейчас же не пойдешь за мной, я уйду!», «Решай свои проблемы сам»);
  • Активная защита оппонента в уличных или школьных конфликтах («Ты сам спровоцировал ссору! Женя ни в чем не виноват!»).

Если проблема наблюдается у вашего ребенка, помогите ему следующими способами:

  • Не допытывайте у малыша о том, что произошло. Действуйте по принципу обратной связи, говорите утвердительно «Тебе больно, обидно, ты гневаешься». Рано или поздно, чадо даст вам положительный ответ, и уж тогда вы сможете детально разобраться в его психологической травме;
  • Ни в коем случае не говорите «Ничего не произошло, тебе не больно». Ребенок может подумать, что авторитетный человек в вашем лице считает его проблему несущественной. А раз он воспринимает ее так тонко, значит он плохой, неугодный, странный;
  • Порисуйте с ребенком, но не совсем стандартные картины. Извозите ладони в гуаши и делайте руками «каляки-маляки» на листе ватмана;
  • Не стесняйтесь проявлять нежность, успокаивайте ребенка, чаще обнимайте и целуйте его;
  • В любом стороннем конфликте малыша ищите конструктивное решение, а не виноватых.

Берегите себя и будьте здоровы!

Что такое аутоагрессия и как остановить саморазрушение?

Аутоагрессия — это форма поведенческих отклонений, при которой человек стремится нанести вред самому себе. Возникает она на фоне нарушения психического состояния, самообвинения или навязчивых мыслей. Проявляется причинением физического страдания косвенно или напрямую. Диагностикой и лечением патологии занимаются психиатры.

Что такое аутоагрессия?

Аутоагрессией в психологии называют патологическую реакцию организма на стресс, проявляющуюся нападением человека на самого себя. Существует несколько форм этого отклонения, начинающихся самообвинением и заканчивающихся попытками суицида.

Статистика учитывает наиболее опасные проявления аутоагрессии — самоубийство, наркоманию, алкоголизм. Подобные отклонения чаще возникают у мужчин.

Причины аутоагрессии

Степень влияния провоцирующих факторов во многом зависит от возраста пациента. Если взрослый человек выходит из психотравмирующей ситуации с минимальными потерями, то у ребенка может развиться психическое расстройство.

Аутоагрессия у детей

Возникновению аутоагрессии у детей способствуют следующие факторы:

  1. Особенности характера. Заболевание возникает у детей, зависящих от эмоционального состояния окружающих, имеющих низкую самооценку и несклонных к общению. Такие пациенты при возникновении проблем начинают небрежно относиться к своему телу.
  2. Наказания. Ребенок не может вступить в противостояние со взрослым. Более доступным объектом становится собственное тело.
  3. Конфликты в семье. Ссоры родителей негативно влияют на психическое состояние ребенка. Формируется постоянное чувство страха, желание защитить маму или папу. Невозможность выражения своих мыслей способствует возникновению аутоагрессии.
  4. Дефицит внимания. Нанесение вреда себе — метод манипуляции взрослыми. Обеспокоенные состоянием ребенка родители проявляют больше любви и заботы.
  5. Повышенные требования со стороны окружающих. Ребенок, неспособный оправдать ожиданий родителей, приобретает чувство вины. Аутоагрессия становится методом наказания себя за ошибки.
  6. Аутоагрессия родителей. Дети повторяют поступки взрослых. Если мама отказывается от пищи, ребенок делает так же.

Аутоагрессия у подростков

Развитию патологии у подростков способствуют следующие причины:

  1. Унижения. Жестокое обращение родителей, насмешки сверстников, отсутствие внимания к проблемам почти всегда приводят к возникновению саморазрушительных мыслей и поступков.
  2. Проблемы в отношениях с противоположным полом. Подростки отличаются повышенной чувствительностью, из-за чего неразделенная любовь часто приводит к нанесению вреда самому себе.
  3. Попытки обратить на себя внимание. Демонстративные формы аутоагрессии распространены среди подростков с истероидным характером. Такие люди остро нуждаются во внимании со стороны окружения.

Аутоагрессия у взрослых

Возникновению стремления к саморазрушению у взрослых способствуют такие факторы:

  1. Неправильное воспитание. Самообвинение характерно для людей, выросших в условиях агрессии и отсутствия любви со стороны родителей. Психические расстройства могут быть вызваны завышенными требованиями, сравнением с другими детьми, лишением общения.
  2. Насилие. Жертвы насильственных действий и криминальных нападений наносят вред своему телу, таким образом подавляя эмоциональный всплеск. В группу риска входят люди, подвергавшиеся телесным наказаниям в детстве или побоям супруга.
  3. Приверженность идеологии. Фанатичное отношение к религии или эзотерическому учению вызывает внутреннее напряжение. Связано это с неспособностью следовать некоторым правилам и требованиям, формирующей ненависть к себе.
  4. Проблемы в семье и рабочем коллективе. Если человек не может открыто реагировать на стрессовые ситуации, запреты и ограничения, нарастает психоэмоциональное напряжение. Аутоагрессия помогает сохранять спокойствие и подавлять сильную обиду, направленную на окружающих.
  5. Соматические и психические расстройства. Желание закончить жизнь самоубийством часто возникает у людей, имеющих неизлечимые заболевания.

Симптомы саморазрушения личности

К явным признакам аутоагрессии относятся:

  1. Самоповреждение. Человек причиняет себе физические страдания путем нанесения ударов, порезов или укусов. Другой формой отклонения считается пристрастие к пирсингу, нанесению татуировок и шрамированию.
  2. Суицидальные мысли и попытки. Склонный к саморазрушению человек долго планирует самоубийство, чаще всего совершая этот поступок демонстративно.
  3. Пищевая или наркотическая зависимость. Пациент наносит вред своему здоровью путем переедания, употребления алкоголя, наркотических и токсичных веществ.

К косвенным признакам психического расстройства относят:

  • фанатичное поведение (пациент вступает в политические и религиозные группировки);
  • совершение осуждаемых обществом поступков;
  • отказ от общения с окружающими;
  • стремление к попаданию в ситуации, опасные для здоровья и жизни;
  • пристрастие к экстремальным видам спорта.

Лечение и профилактика аутоагрессии

При аутоагрессии, особенно если она возникла у ребенка, начинать лечение нужно с нормализации отношений в семье.

Родителям не следует вступать в конфликты, предъявлять завышенные требования или практиковать телесные наказания.

Психотерапевты для устранения расстройства применяют следующие методы:

  1. [info-box type=»bold»]Когнитивно-поведенческая терапия. [/info-box]
    Сеансы помогают осознать и изменить отношения пациента к самому себе. Лечение повышает самооценку, избавляет от чувства страха и вины. На следующем этапе человека учат контролировать свое поведение. Пробуются техники открытого проявления агрессии, не причиняющие вред окружающим.
  2. [info-box type=»bold»]Групповые тренинги. [/info-box]
    Межличностная коммуникация помогает человеку получить способность решать проблемы, не причиняя вред себе и окружающим. Пациент учится открыто проявлять эмоции, отстаивать собственную позицию. Через поступки участников занятия реализуется обратная связь, помогающая оценить продуктивность поведения.
  3. [info-box type=»bold»]Медикаментозное лечение. [/info-box]
    При выраженном отклонении, способном привести к совершению суицида, применяются лекарственные средства. Психиатр назначает препараты с учетом преобладающих симптомов. Чаще всего используются антидепрессанты, нейролептики и седативные средства.

Профилактика основывается на выработке навыков общения с окружающими и повышении устойчивости к стрессовым ситуациям. Вероятность развития аутоагрессии снижается, если человек начинает открыто и правильно выражать свои эмоции.

При невозможности проявления отрицательных чувств их нужно переносить на неодушевленные объекты. Справиться с гневом и агрессией помогают занятия боксом или каратэ.

Необходимо уметь отвлекаться от психотравмирующих ситуаций, находить время для отдыха и творчества.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Аутоагрессия у ребенка: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Аутоагрессия у ребенка дословно переводится, как нападение на самого себя и является формой паталогической активности, которая направленная на причинение себе вреда.

Причины

Аутоагрессивное поведение чаще всего является проявлением дезадаптации к социальным условиям. У ребенка такое нарушение поведения может формироваться при нарушениях семейных взаимоотношений. В пубертатном периоде значимой является сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций могут становится конфликты со сверстниками или учителями.

Самыми частыми причинами аутоагрессии являются

Некоторые психологические особенности ребенка. Развитию аутодеструктивного поведения подвержены дети, которые являются чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные и предрасположенные к подавленному настроению. Это связано с тем, что такие дети готовы разделить проблемы и боль близкого человека, но при этом страдают недостаточно бережным отношением к собственному телу.

Наказания. В связи с тем, что ребенок не может ответить на агрессию взрослого, ближайшим и самым доступным объектом, на который малыш может выплеснуть скопившуюся обиду и злость становится его собственное тело.

Конфликты родителей. Очень часто ссоры, крики, ругань, насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии ребенка. У малыша формируется чувство страха, беспомощности и желание заступиться за обижаемого родителя. В этом случае невозможность открыто выразить эмоции и изменить исход конфликта приводят к формированию аутоагрессии.

Недостаток внимания. Очень часто недостаток внимания формирует у ребенка аутоагрессию, которая является отчасти прекрасным инструментом в манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, родители в этом случае демонстрируют больше заботы и любви к нему.

Высокие требования. Иногда ожидания и запросы родителей формируют у ребенка заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу и глубокое чувство вины. В этом случае аутоагрессия является способом самонаказания за ошибки и недостаточно высокие оценки в школе.

Аутоагрессия родителей. Дети склонны копировать поведение взрослых. Стараясь быть похожим на маму, ребенок может отказываться от приема пищи, закрываться в собственной комнате, полностью исключая общение со сверстниками и тем самым лишая себя веселого времяпрепровождения, а подражая папе, малыш может называть себя неудачником или глупцом.

Симптомы

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Диагностика

Первые отчетливые симптомы аутоагрессии у ребенка проявляется в возрасте от 2 до 3 лет. Патологическая реакции возникает непосредственно в конфликтной ситуации, поэтому выявить ее не составит труда. По мере взросления ребенка симптомы недуга становятся более выраженными. Подросток часто не осознает и отрицает наличие аутоагрессии и симптомов дезадаптации.

Диагностирование недуга происходит во время клинической беседы. При обследовании детей до от 6 до 7 лет опрос родителей считается наиболее информативным методом диагностики, однако начиная с 7 либо 9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечение.

Лечение

Лечения аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста особое внимание уделяется коррекции внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов.

Общая схема лечения аутоагрессии включает семейную психотерапию, когнитивно-поведенческую психотерапию, групповые тренинги и медикаментозную коррекцию. Для устранения приступов патологического поведения назначают транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Профилактика

Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний и обучить ребенка конструктивным способам решения конфликтов. Следует донести до ребенка, что нельзя подавлять агрессию, а нужно находить способы ее безопасного выражения.

Ссылка на основную публикацию