4 психических заболевания у подростков, которые родители путают с избалованностью

Причины и последствия психических расстройств у подростков

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов жизни.

В момент гормональной перестройки обостряются и манифестируют многие болезни, в том числе, психические расстройства.

К счастью, психика ребенка в этом возрасте еще довольная подвижна, поэтому большинство заболеваний поддаются корректировке.

Как избавиться от компьютерной зависимости подростку? Узнайте об этом из нашей статьи.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

  • ипохондрия;
  • дизморфомания;
  • анорексия нервная;
  • дереализация;
  • деперсонализация;
  • поведенческие расстройства: девиантное поведение, социализированное расстройство поведения;
  • невроз;
  • шизофрения.

  1. Ипохондрия выражается в убежденности, что у подростка имеется тяжелое заболевание. При этом ребенок физически ощущает симптомы болезни, пытается убедить в этом окружающих. Он настолько поглощен мнимой болезнью, что перестает общаться с друзьями, ходить в школу. Все время он посвящает «лечению».
  2. Дизморфофобия (мания) — это отклонение, выраженное в патологическом страхе быть неидеальным. Ребенок считает себя неполноценным внешне и внутренне. Он убежден в своем уродстве, которое приводит к отсутствию друзей и успехов.
  3. Анорексия относится к расстройству пищевого поведения. Обычно страдают девочки. Они в погоне за стройностью отказываются от еды, изнуряют себя диетами. При этом, даже дойдя до истощения, они убеждены, что у них есть лишний вес.

    Иногда анорексия сменяется булимией, когда человек начинает поглощать огромное количество пищи и не чувствует насыщения.

  4. Дереализация — состояние, при котором подросток воспринимает окружающий мир как нереальный, иллюзорный. Больной видит искаженные картины, меняются вкусовые и слуховые ощущения.
  5. Деперсонализация — расстройство психики, характеризующееся «потерей» собственного «я». Ребенок воображает себя вымышленным персонажем. Он начинает придумывать собственные научные теории, касающиеся смысла жизни. Они захватывают его настолько, что он перестает ходить в школу и общаться с друзьями. Непонимание окружающих вызывает у ребенка приступ агрессии.

  6. Девиантное поведение — это тип поведенческого расстройства, характерный для пубертатного периода. Подросток игнорирует общественные правила, хочет принадлежать к определенной неформальной группе, отрицает все нормы. Такие дети склонны к суициду. Крайним проявлением девиантного поведения является гебоидное поведение. Обычно оно проявляется на фоне шизофрении. Отличительными признаками являются: садизм, сексуальные извращения, агрессия, общественная изоляция.
  7. Социализированное расстройство поведения выражается в сочетании в одном ребенке дружелюбности и агрессии. С некоторыми людьми подросток сохраняет нормальные отношения, ненависть и агрессия обычно направлена на педагогов или родителей. Расстройство проявляется в лживости, воровстве, прогулах школы. При этом ребенок не общается с плохой компанией и внешне выглядит вполне «примерным» школьником.
  8. Невроз подростка относится к обратимым заболеваниям, отличается частыми сменами настроения, депрессией, страхами. Это отклонение тяжело диагностировать, так как многие родители не обращаются к врачам, списывая поведение ребенка на «трудный возраст». Выделяют неврозы навязчивых состояний, истерические, депрессивные, астенические, ипохондрические.
  9. Шизофрения. Данное заболевание диагностировано у 2% населения. Дебют болезни приходится на пубертатный период. Зачатую шизофрению сложно отличить от подросткового кризиса. Основные симптомы патологии характерны почти для всех подростков: замкнутость, молчаливость, грустные настроения, нежелание общаться.

    Если эти проявления дополняются бредом, галлюцинациями, странностями поведения, то речь идет о шизофрении.

    Симптомы и признаки

    Все подростки время от времени ведут себя странно.

    Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

    Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

    Насторожить родителей должны следующие симптомы:

    1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
    2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
    3. Попытки суицида, членовредительства.
    4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
    5. Длительный отказ от еды.
    6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
    7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
    8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
    9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
    10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
    11. Длительные истерические припадки.
    12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

    к содержанию ↑

    Возможные последствия

    Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

    При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

    Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

    К возможным последствиям психических расстройств относятся:

    • тяжелая шизофрения;
    • суицид;
    • задержка психического развития;
    • развитие эпилепсии.

    к содержанию ↑

    Диагностика

    Правильная постановка диагноза — это длительный и сложный процесс. Важно дифференцировать психические расстройства от серьезных заболеваний психики, установить причину и стадию патологии.

    Первый шаг — это беседа с родителями, подростком. У психиатров есть специальные тесты, при помощи которых они делают первоначальные выводы.

    Очень важно изучить семейный анамнез, выяснить, есть ли среди близких родственников те, кто страдает психическими отклонениями.

    Для исключения или подтверждения органических поражений мозга назначают энцефалографию, МРТ головного мозга, рентген.

    Лечение

    Для терапии психических расстройств применяют методы медикаментозного воздействия и психотерапию.

    Тактика лечения зависит от тяжести заболевания. В некоторых случаях (анорексия, булимия) требуется помещение в стационар, иначе ребенок может погибнуть.

    Лечение психических расстройств проводится в несколько этапов:

    • купирование приступов;
    • стабилизация;
    • адаптация;
    • профилактика

    Психотерапия проводится как индивидуально, так и в группах. Она включает в себя следующие методы:

    • беседа;
    • аутотренинг;
    • применение гипноза;
    • метод внушения.

    Если психотерапевтических методов недостаточно, то назначают медикаментозную терапию.

    Психотропные средства применяют в малых дозировках и непродолжительное время, чтобы не спровоцировать синдром привыкания.

    Выбор лекарства зависит от вида расстройства:

    1. Седативные средства назначают при повышенной агрессии, бессоннице.
    2. Нейролептики помогают в случаях острого психоза. Они снижают психическую возбудимость, снижают агрессию, подавляют эмоциональную напряженность.
    3. Транквилизаторы купируют приступы тревоги, беспокойства, эмоциональной напряженности. Эффект достигается за счет седативных свойств средства, при этом восприятие окружающей действительности не меняется.

  10. Антидепрессанты помогают справиться с депрессией. Лекарства снижают апатию, вялость, улучшают настроение, нормализуют сон, аппетит.
  11. Нормотимики приводят в порядок проявление эмоций. Назначают при деперсонализации и других биполярных расстройствах.
  12. Ноотропы улучшают мозговое кровообращение, нормализуют когнитивную сферу.

Также в качестве вспомогательных средств применяют отвары трав: мяты, мелиссы, ромашки, валерианы. Эффективны настойка элеутерококка, женьшеня.

Все препараты имеют ряд побочных эффектов, из-за которых их нельзя применять длительное время:

  • сонливость;
  • утомляемость;
  • снижение давления;
  • слабость мышц;
  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • снижение аппетита;
  • головные боли.

Дополнительно назначают физиотерапевтические методы: магнитотерапия, лазеротерапия. Большую роль в лечении играют родители ребенка.

Важно, чтобы они поддерживали подростка, предотвращали стрессовые ситуации, помогали справиться с болезнью. Больной нуждается в понимании, а не критике и осуждении.

Этап стабилизации предполагает закрепление результатов, устранение остаточных явлений болезни. При адаптации психотропные препараты постепенно отменяются.

Профилактика

Профилактика психических расстройств делится на первичную и вторичную.

Первичная заключается в недопущении возникновения заболевания.

Вторичная — это закрепление результата лечения и предотвращение рецидива.

Не допустить возникновение заболевания иногда невозможно, учитывая наследственную природу многих болезней. Однако, существенно снизить риски помогут следующие меры:

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Отказ от вредных привычек.
  3. Занятия спортом.
  4. Активная общественная жизнь подростка.
  5. Хобби, общение с друзьями.
  6. Поддержка родителей.
  7. Избегание стрессовых ситуаций и травм головы.

Вторичная профилактика заключается в недопущении рецидива болезни. К сожалению, при некоторых расстройствах этот период должен продолжаться всю жизнь.

Родителям следует пристально следить за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить ухудшение состояния. Меры вторичной профилактики:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха.
  2. Избегание стрессов.
  3. Занятие спортом или хобби.
  4. Нормализация питания.
  5. Прием витаминов.
  6. Полноценный сон.
  7. Своевременное лечение вирусных заболеваний.
  8. Регулярные профилактические осмотры у психиатра, особенно подросткам с отягощенной наследственностью.
  9. Прохождение санаторно-курортного лечения.

к содержанию ↑

Прогноз

Большинство психических расстройств успешно лечатся.

Для этого важно вовремя диагностировать болезнь и назначить адекватную терапию.

Проблема в том, что подростки и родители боятся признать наличие заболевания и не обращаются к специалистам.

Менее благоприятный прогноз имеет шизофрения. Многие больные получают группу инвалидности.

Если пациент не может самостоятельно себя обслуживать, то ему присваивают 1 группу. При сохранении способности трудиться подросток получает 2 или 3 группу, в зависимости от длительности стадии ремиссии.

Психические расстройства подростков легче предупредить. Родители должны научить ребенка справляться с трудностями, не принимать неудачи близко к сердцу, доверять родителям и рассказывать о своих проблемах.

Биполярное расстройство — смертельная опасность для подростка:

Психические расстройства у подростков – симптомы, причины, способы лечения

Психическое расстройство – нарушение функций головного мозга, вызванное проблемами со здоровьем или внешними причинами, которые ЦНС не в состоянии «переварить». Подростковый возраст – один из сложнейших в жизни человека. В момент гормональной бури любые социальные и физиологические факторы могут серьезно навредить ментальному здоровью личности. О типах психических расстройств у подростков и о том, как с ними справиться, поговорим в сегодняшней статье.

Ипохондрия

Выражается в глубокой убежденности в наличии тяжелого заболевания. От нормальной заботы о своем здоровье отличается тем, что ребенок полностью растворяется в мнимой болезни. Все свободное время посвящает лечению, перестает ходить в школу, так как «плохо себя чувствует». Симптомы ипохондрии:

  • чрезвычайная фиксация на состоянии здоровья;
  • глубокая убежденность в наличии заболевания, несмотря на заверения врачей в обратном;
  • уверенность в непрофессионализме медиков, заговоре;
  • снижение тяги к жизни, работоспособности, возникновение депрессии.

Особенность детской ипохондрии в том, что на фоне эндокринно-гормональных изменений тело действительно может испытывать различные новые, не всегда приятные ощущения. Некоторых подростков они пугают, и «по интернету» они диагностируют у себя неизлечимые недуги. Риск возрастает, если у кого-то из окружения обнаруживают подобную болезнь. Интенсивность симптомов зависит от событий, происходящих в жизни юноши или девушки, их впечатлительности. Часто ипохондрия – спутник депрессии, тревожности.

Чтобы помочь ребенку, нужно понять, что это не блажь, а серьезное эмоциональное заболевание. Необходимо отвести тинейджера к специалисту в области психологии, чтобы он поставил точный диагноз, и выявил причину подобного поведения.

Дизморфофобия

В возрасте 13-14 лет ребенок начинает придавать огромное значение своему внешнему виду. Сравнивает себя со сверстниками, знаменитостями. На этом фоне появляются мысли о том, что нужно что-то скрыть, изменить. Подросток становится уверен, что несовершенства внешности – причина его неудач, неуспеха у противоположного пола, плохих оценок, низких результатов в какой-либо дисциплине. Дизморфофобия – отклонение, при котором человек боится быть неидеальным. Со временем тема физической привлекательности занимает все мысли тинейджера, мешает нормальному существованию в социуме, формированию адекватной самооценки. Клиническая картина обычно проявляется остро:

  • все действия подростка направлены на желание устранить недостатки (голодовки, изнурительные тренировки);
  • он постоянно разглядывает свое отражение в зеркале;
  • категорически не желает фотографироваться;
  • настаивает на пластической операции;
  • в особо тяжелых случаях галлюцинирует («слышит», как его оскорбляют, смеются над ним).

Дизморфофобия – симптом более глубоких расстройств, от невроза до шизофрении. Поэтому при обнаружении вышеописанных форм поведения у своего ребенка, нужно обратиться к психиатру. Он дифференцирует диагноз и определит метод лечения в зависимости от степени тяжести (антидепрессанты либо психотерапия).

неспособность принять и полюбить себя – это не самостоятельная проблема, а следствие комплекса глубоких переживаний на почве внутриличностного конфликта и возможно симптом скрытого психического заболевания

Дереализация

Образно-чувственное переживание, появляющееся вследствие гормональной перестройки, роста тела и эмоциональной нестабильности. Это чувство измененности, странности, необычности окружающего мира. Дереализация проявляется следующими симптомами:

  • меняются слуховые ощущения (звуки кажутся глухими, доносящимися издалека);
  • нарушается зрительное восприятие (мир кажется тусклым, лишенным красок);
  • иногда наблюдаются вкусовые расстройства (груша и мясо кажутся одинаковыми на вкус);
  • нарушается ощущение пропорций тела (руки кажутся длиннее).

Описывая ощущения, подросток использует эпитеты: «дома как нарисованные», «голоса как эхо».

Причинами дереализации выступают:

  • недостаток серотонина, дофамина;
  • генетический фактор;
  • впечатлительность, ранимость;
  • неблагополучная атмосфера в семье, школе;
  • алко- и наркозависимость;
  • заболевания внутренних органов и эндокринной системы.

Если болезнь вовремя не диагностировать, ребенок полностью утрачивает связь с реальностью, перестает контролировать действия. При появлении одного из симптомов необходимо записать подростка к психиатру. Он назначит комплексное лечение. В зависимости от тяжести случая это могут быть нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы. Лечение должно также включать активный образ жизни, социализацию, отказ от вредных привычек, полноценный отдых.

Нервная анорексия

Отсутствие аппетита и нежелание принимать пищу чаще развивается у девочек, чем у мальчиков. Анорексия может быть как самостоятельным заболеванием, так и симптомом (например, дизморфофобии). Нервную анорексию ВОЗ приравнял к психиатрическим расстройствам. Причинами выступают:

  • генетика (нарушение в генах, отвечающих за выработку гормонов);
  • избыток веса вследствие дисфункции нейромедиаторов;
  • низкая самооценка;
  • стремление к превосходству над сверстниками (я лучше, так как я худее);
  • психологическая защита (если имели место быть оскорбления по поводу веса);
  • желание подражать знаменитостям.

Диагностировать нервную анорексию можно по:

  • значительной потере веса;
  • постоянному «сидению» на диетах;
  • пропускам ужинов;
  • питанию только низкокалорийными продуктами;
  • прекращению социализации (так как в гостях и на встречах с друзьями часто предлагают еду);
  • низкой активности, сонливости;
  • отсутствию месячных у девушек;
  • перепадам настроения.

Запущенные формы анорексии сказываются на здоровье сердца, это может привести к его остановке. Недостаток питательных веществ приводит к нарушению работы всех органов. Необходимо убедить подростка в целесообразности визита к психотерапевту. Родителям обязательно нужно контролировать назначенное лечение, так как часто юноши и девушки, страдающие этим заболеванием, только делают вид, что следуют рекомендациям.

Булимия

«Лучшая подруга» анорексии. Они часто сопровождают друг друга, хотя булимия имеет другие симптомы. Если анорексик отказывается от еды, то страдающий булимией компульсивно переедает. Мозг не контролирует этот процесс, организм не знает чувство насыщения. После обильной трапезы подросток чувствует себя виноватым, и вызывает рвоту, пьет слабительное, мочегонное. В результате такого «режима» желудок патологически увеличивается в размерах, что негативно сказывается на работе внутренних органов. Если вы заметили, что после приема пищи ребенок постоянно уходит в туалет, поговорите с ним по душам. Если выяснится, что самостоятельно с проблемой не справиться, посетите специалиста.

Девиантное поведение

Тип поведенческого расстройства, при котором подросток игнорирует нормы общества. В литературе часто встречается понятие «трудный ребенок». Основной причиной подобного поведения являются проблемы в семье. Ребенок воспитывается в атмосфере, где взрослые не могут подать положительный пример. Это может быть неполная, конфликтная, асоциальная семья. «Проблемные» тинейджеры:

  • плохо учатся в школе;
  • конфликтуют с учителями;
  • обладают «взрывным» характером;
  • злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят;
  • проявляют тягу к садизму;
  • агрессивны;
  • постоянно провоцируют окружающих.

Воспитание морально-этических ценностей через семью – главная мера профилактики девиации. Вылечить ребенка от расстройства психики поможет только исключение из неблагополучной среды и полный педагогический контроль. С такими тинейджерами нужно быть чуткими, но строгими.

Депрессия

Один из самых распространенных и пугающих диагнозов. На начальных стадиях недуг протекает вяло, это практически скрытый процесс. Тинейджер может не подавать вида, что его что-то беспокоит, но глубоко внутри испытывать дискомфорт. Типичное временное состояние меланхолии достаточно частое явление, но оно может перерасти в депрессию. Причины:

  • стрессы;
  • неблагоприятная обстановка в семье (алкоголизм, финансовая нестабильность, развод родителей);
  • негативные события в жизни (смерть близкого);
  • неудачи в учебе, спорте, творческой реализации;
  • дисбаланс гормонов, нарушения функции щитовидной железы, аномалии гипофиза.

Средняя продолжительность депрессии у подростков – 9 месяцев. При этом в возрасте 15 лет девочки страдают от недуга чаще, чем юноши. Как распознать, что подросток впал в депрессию? Тревожные «звоночки»:

  • замкнутость;
  • плаксивость ;
  • пессимистическое мышление;
  • неуверенность в себе, низкая самооценка;
  • нарушения сна, аппетита;
  • снижение интереса к жизни, занятиям, которые ранее доставляли удовольствие;
  • ухудшение взаимоотношений с друзьями;
  • десоциализация, желание постоянного пребывания в одиночестве;
  • снижение успеваемости;
  • повышенная раздражительность;
  • разговоры о побеге из дома, суициде;
  • злоупотребление алкоголем;
  • физическое недомогание.

Своевременное выявление симптомов депрессивного расстройство облегчит лечение. Если причина не физиологическая, депрессия лечится психотерапией. На родителей возлагается ответственность по созданию в доме доброжелательной атмосферы. Также они всячески должны стимулировать тинэйджера к занятиям спортом, хобби, общению с друзьями.

депрессивный подросток нуждается в многочасовой психотерапии, иначе он может совсем отгородиться от мира, потерять друзей и интерес к жизни (одна из главных причин депрессии – проблемные взаимоотношения с родителями)

Шизофрения

Серьезное заболевание, требующее медикаментозного лечения. Сложность диагностики на ранних стадиях заключается в похожести на симптомы кризиса подросткового возраста. Характерными признаками является молчаливость, замкнутость, нежелание общаться с друзьями, плохая успеваемость, иногда головные боли. Среди симптоматики сложно усмотреть признаки зарождающейся шизофрении. И лишь когда тинейджеры-шизофреники углубляются в религию, начинают игнорировать нормы гигиены, полностью замыкаются в себе и галлюцинируют, становится понятна клиническая картина. Это опасный недуг, который требует наблюдения у психиатра, в некоторых случаях амбулаторного лечения. Психологические тесты, которые должны регулярно проводиться в школе, помогают выявить детей, находящихся в группе риска развития заболевания.

Деперсонализация

Один из симптомов серьезных психических расстройств (шизофрения, депрессия). Возникает при сильном нервном потрясении, недосыпании, иногда из-за приема лекарственных препаратов или наркотиков. Подростку кажется, что он «не в себе». Чувства и реакции, ранее переполнявшие его, утратили смысл, исчезли, как будто их кто-то украл. Пропадают нежные чувства к близким людям, ощущение тепла, уюта, дома. Иногда страдает память. Вещи, которые ранее вызывали эмоциональные отклики, становятся безразличны (домашние животные, любимые передачи). Иногда страдает восприятие своего тела в пространстве, нарушается чувство времени.

Деперсонализация – защитный механизм психики, не изученный до конца. Психотерапевты предлагают экспериментальные методы лечения, однако панацеи не существует. Зачастую они лишь снимают симптомы.

Невроз

Психическая нестабильность легкой степени тяжести. В развитии состояния большую роль играют проблемы личностного характера. Чаще всего неврозу способствуют:

  • чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
  • невозможность доказать свою точку зрения, отстоять интересы;
  • склонность к тревожности, перфекционизму;
  • сильная впечатлительность;
  • низкая самооценка;
  • потребность в самоутверждении.

Слабая, несформировавшаяся нервная система не способна удовлетворить и переварить требования, которые тинейджер предъявляет к себе и окружающим. Из-за несоответствия ожиданий действительности возникают:

  • быстрая утомляемость;
  • нарушения концентрации внимания;
  • снижение работоспособности;
  • физическая слабость;
  • навязчивые состояния (сомнения, страхи, переживания);
  • обессивно-компульсивные состояния.

В запущенных случаях наблюдаются истерики, потеря памяти, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (временный паралич, судороги), проблемы с дыханием, ЖКТ.

Расстройство диагностирует невролог. При необходимости он назначает успокоительные препараты. Не лишней будет консультация психолога и эндокринолога. При комплексном подходе к лечению все симптомы быстро исчезают.

В статье мы рассказали о симптомах и причинах психических расстройств у подростков, возможных способах лечения. Подобные состояния легче предупредить, чем вылечить. Будьте внимательны к детям, и вовремя обращайтесь за консультацией к специалистам.

10 психических заболеваний, которые маскируются под обычные черты характера

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Часто экстравагантные поступки мы списываем на характер человека. А что, если за этим кроется нечто большее? Выдающиеся американские психотерапевты Аарон Бек и Артур Фримен в книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности» (Cognitive Therapy of Personality Disorders) раскрыли секреты человеческого темперамента.

Редакция AdMe.ru внимательно изучила труд этих ученых и подготовила для вас путеводитель по 10 чертам характера, которые могут принести своим обладателям немало проблем, если не держать их под контролем.

1. Халатность

В эту категорию смело можно записывать всех, кто стремится побольше отдыхать и поменьше работать. Разумеется, это обыкновенное человеческое желание, однако некоторые из нас частенько перегибают палку. Например, если сотрудник компании за год оформил несколько больничных, взял пару отпусков и бесчисленное количество отгулов, а при всем этом умудрялся еще и опаздывать, психолог бы поставил ему антисоциальное расстройство личности. Правда, для этого нужно, чтобы наблюдались еще и такие симптомы:

  • частая ложь, которая ничем не мотивирована;
  • стремление жить за чужой счет;
  • частое увольнение без дальнейших планов по трудоустройству, то есть «уход в никуда»;
  • растрата денег не по назначению (собирался купить продукты, а приобрел новую игрушку для приставки).

Бороться с антисоциальностью поможет тайм-менеджмент и награды. Достаточно расписать, какой презент можно себе сделать за то или иное достижение (например, пару дней прожить по составленному плану), и придерживаться расписания хотя бы в течение месяца, чтобы успела выработаться привычка. Еще при таких нарушениях психологи рекомендуют упражнение «Обзор выборов»: письменно ставится проблема, определяются возможные выходы из нее и преимущества / недостатки каждого. Это поможет принимать решения рационально.

2. Стеснительность

Поощряемая стеснительность со временем может перерасти в тотальное отчуждение и нежелание устанавливать связи с внешним миром. Люди, которые находятся на грани психического расстройства, перестают ощущать сильные эмоции и стараются ограничить себя в любых контактах, а поэтому часто выбирают удаленную работу или другую деятельность, которая никак не связана с коммуникацией.

Гипертрофированная интроверсия приводит к шизоидному расстройству личности, которое имеет такие признаки:

  • безразличие к критике и похвале;
  • отсутствие близких друзей или наличие только одного друга;
  • склонность часто и нереалистично мечтать;
  • чрезмерная чувствительность, которую невозможно или страшно выразить окружающим.

Предотвратить развитие болезни можно разными способами. Один из наиболее действенных — деятельность в группе. Подойдет любой кружок: рисование, изучение иностранного языка, йога или пилатес.

Для борьбы с возрастающей мизантропией стоит воспользоваться простым лайфхаком: вместо фразы «я не люблю людей» говорить «мне не нравится эта вещь» (черта характера, одежда, внешность, привычка или что-то другое). Такой подход позволит сформировать новую установку: в людях помимо плохого есть и нечто хорошее.

3. Прокрастинация

В эту категорию попадают бунтари, которые не желают подчиняться правилам в обществе. Выражается все в откладывании необходимых действий на когда-нибудь. Запущенная прокрастинация вполне может привести к пассивно-агрессивному расстройству личности, которое часто влечет за собой хроническую депрессию.

Немного бунтарства в школе или университете — явление вполне закономерное, и в нем искать истоки болезни не надо. О том, что прокрастинация переходит в новую фазу развития, могут говорить следующие симптомы:

  • раздражительность в ответ на просьбы сделать что-то не особенно приятное, но обыкновенное для большинства людей (например, вымыть посуду, убрать за кошкой или вынести мусор);
  • очень медленный темп работы и плохое ее качество;
  • обида на полезные советы окружающих о том, как сделать работу быстрее и лучше;
  • необоснованная злобная критика людей, которые наделены властью.

Сложность профилактики заключается в том, что человек обычно считает, что он-то ни в чем не виноват. Здесь отлично подойдет уже описанное нами упражнение «Обзор выборов». Еще рекомендуется социальная игра, в которой нужно ставить себя на место других людей, чтобы понять их чувства. Такая терапия остановит прогресс прокрастинации и сделает человека более чутким по отношению к окружающим.

4. Импульсивность и вспыльчивость

Человек, который не пытается взять под контроль гнев, рискует заработать пограничное расстройство личности. Одно из типичных проявлений приближающейся болезни — резкая и ничем не мотивированная смена мнений на радикально противоположные. Скажем, сегодня вы считаете, что жареная яичница ужасно влияет на ваш желудок, и ненавидите ее, а послезавтра с упоением готовите ее на завтрак.

Конечно, просто импульсивность ничем не грозит. Хотя задуматься стоит, если вы обнаружили вкупе со вспыльчивостью еще и такие симптомы:

  • непостоянные дружеские и романтические связи;
  • частые бездумные траты денег (собрались за кофеваркой, а купили второй телевизор);
  • неосторожное, на грани аварий вождение;
  • смена настроения без видимых причин и ощущение хронической скуки.

Отличная профилактика — курсы управления гневом и различные тренинги по самоидентичности. Полезным будет самоконтроль с поощрением. Например, если вы собрались за злополучной кофеваркой, купите именно ее (не прихватив с собой при этом полмагазина), а в награду приобретите вещь, о которой давно мечтали.

5. Самобичевание

Людей, подверженных самобичеванию, спокойно можно назвать страусами: при каждом удобном случае они прячут голову в песок, пытаясь укрыться от проблем. В психологии это называется избегающим расстройством личности. В запущенных случаях появляются панические атаки, депрессия и нарушения сна.

Самокритика в малых дозах полезна, потому что толкает нас на развитие, а вот в больших откровенно опасна для психического состояния. Тревогу бить можно, если наблюдается следующее:

  • сильная и мгновенная обида на критику или неодобрение;
  • избегание новых контактов, доходящее до абсурда (например, отказ от повышения, если оно требует общения с новыми людьми);
  • преувеличение потенциальных трудностей, физических опасностей или риска обыкновенных действий;
  • сдерживание себя в общении с людьми из-за страха сказать что-нибудь не то.

Действенное упражнение в этом случае — опровержение ложных предсказаний. Нужно записать свои предположения по поводу какого-нибудь действия, которое необходимо совершить. Например: «Если я пойду в незнакомый магазин поздно вечером, меня обязательно обворуют», — а потом совершить это действие и записать результат. Впоследствии, когда будут возникать сомнения и негативное предчувствие, достаточно лишь открыть блокнот с записями, чтобы убедиться: ничего страшного не случится.

6. Мнительность

Каждый из нас немножко параноик, и это нормально. Но некоторые люди в своих подозрениях переходят все мыслимые границы: взламывают странички в соцсетях, прослушивают телефонные разговоры и даже нанимают частного детектива. Человек, которого сомнения толкают на такие отчаянные действия, возможно, страдает параноидным расстройством личности. Это нарушение сопровождается следующими признаками:

  • необоснованное недоверие партнеру;
  • поиск скрытых смыслов в обыкновенных действиях людей (например, сосед нарочно хлопает дверью, чтобы вам досадить);
  • тенденция считать всех, кроме себя, виноватыми;
  • отсутствие чувства юмора, неспособность видеть смешное в бытовых ситуациях.

Отличный способ бороться с хроническим недоверием — завести список знакомых людей и ставить плюсики напротив их имени каждый раз, когда они в чем-то оправдывают ожидания (например, вы боялись, что парень на корпоративе забудет о вашем существовании, а он уделял вам внимание весь вечер). Когда в следующий раз возникнет какое-либо подозрение, достаточно будет взглянуть на количество плюсиков, и недоверие исчезнет.

7. Услужливость

Зависимость от близких — отличительный признак всех млекопитающих и, конечно же, человека. Полагаться на других совершенно нормально, а вот чрезмерная привязанность определяется в медицине как зависимое расстройство личности. Чертой, за которой кроется настоящее нарушение психики, считается большая трудность или невозможность принимать решения без одобрения авторитетного человека. Кроме того, заболевание сопровождают следующие симптомы:

  • согласие с окружающими, даже если они не правы;
  • ощущение дискомфорта в одиночестве и стремление сделать что угодно, лишь бы не быть одному;
  • совершение неприятных или унизительных действий с целью понравиться;
  • беспочвенные навязчивые мысли, что все люди вокруг — предатели.

Лучший способ борьбы — собрать доказательства своей компетентности, например: «я хорошо вожу машину», «я подготовил отличный отчет на работе» и т. п. Всякий раз, когда появляется желание попросить одобрения у кого-то, нужно посмотреть на список — это добавит уверенности.

8. Эмоциональность

Излишняя эмоциональность и чувствительность могут быть симптомом гистрионного расстройства личности, которое в миру называется просто истерией. Стремление привлечь к себе внимание естественно для человека, пока не переходит в вспышки гнева и припадки. Отличительная черта — очень эмоциональная речь и одновременно отсутствие в ней деталей. Например, на вопрос «А как выглядит ваша мама?» ответ последует примерно такой: «Она была очень хорошей».

Другие признаки расстройства:

  • постоянный поиск поддержки, одобрения и похвалы авторитетного человека;
  • невозможность сосредоточиться на одном деле в течение долгого времени;
  • поверхностные, быстро сменяющие друг друга эмоции;
  • нетерпимость к прокрастинации при постоянном желании что-то делать.

Один из отличных способов противостоять истерии — работа по таймеру. Необходимо поставить таймер на полчаса или час и все это время заниматься только одним делом. При кажущейся легкости упражнения выполнить его будет не так-то просто: излишне эмоциональным людям очень трудно усидеть на месте. А еще им трудно ставить цели, потому что мечтают они обычно о чем-то прекрасном, но неопределенном, поэтому замечательным решением будет ставить конкретные цели: достичь повышения через 2 месяца, научиться готовить ризотто к Новому году и т. д.

9. Перфекционизм

Отчаянный перфекционизм — прямой путь к обсессивно-компульсивному расстройству личности. Развитие заболевания обычно связано с тем, что общество ценит такие качества, как внимание к деталям, самодисциплина, эмоциональный контроль, надежность, подчеркнутая вежливость, и люди сильно увлекаются. Тогда эти замечательные свойства оборачиваются настоящей катастрофой: эмоциональной блокировкой, догматичностью, психологической негибкостью.

Тревожиться перфекционистам стоит, когда они обнаруживают следующие тенденции:

  • нежелание тратить время на себя из-за боязни стать непродуктивным;
  • отказ выбрасывать ненужные вещи с мыслью «для чего-нибудь пригодится»;
  • патологический страх совершить ошибку;
  • стремление делать работу за других из-за мысли, что никто больше не сможет сделать ее так же качественно.

Перфекционистам трудно усидеть на месте, потому что их существо требует немедленной деятельности, а поэтому психологи рекомендуют бытовую медитацию. Подойдут любые формы — от массажа до прослушивания музыки с закрытыми глазами. Чтобы закрепить успех, полезно записывать, сколько дел было совершено в дни без релаксации и в дни, когда она была. Это убедит перфекциониста, что отдых продуктивности не помеха.

10. Завышенная самооценка

Завышенная самооценка намного лучше самобичевания, хотя и здесь есть свои пределы. Почувствовав прелесть осознания себя как умного, красивого и вообще самого лучшего человека, недолго впасть и в настоящее нарциссическое расстройство личности. А оттуда рукой подать до депрессий, чувства неполноценности и прочих «прелестей», которыми страдают люди, возомнившие себя наполеонами:

  • скрытый или явный гнев в ответ на любую критику;
  • использование людей для достижения собственных целей;
  • ожидание особого отношения к себе (например, в очереди такого человека все должны пропускать, а почему — он и сам не знает);
  • сильная зависть и постоянные грезы о немыслимом богатстве.

Главная проблема нарцисса — несоответствие ожиданий и реальности, а отсюда и побочные: ощущение никчемности, частая смена настроений, страх попасть в неловкое положение. Одно из упражнений по борьбе с расстройством — снизить планку желаний до реально достижимой. Скажем, вместо покупки шикарного авто можно приобрести туфли в ближайшем магазине обуви.

Расскажите, а вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда какая-то черта характера мешала вам или вашим знакомым нормально жить?

«Навыдумывали себе диагнозов!» Психические расстройства у подростков — не мода, а проблема, которую надо решать

Многие считают, что детство — лучшая пора в жизни, психические проблемы детей и подростков — надуманные, а всё дело — в популярных пабликах и безответственных взрослых, которые романтизируют психиатрию. Рассказываем, может ли здоровый человек придумать себе диагноз и с чем связано увеличение количества психических расстройств у детей.

«Начитались пабликов и навыдумывали себе диагнозов! Какие проблемы могут быть у подростков?» — так часто говорят обыватели, и их поддерживают некоторые журналисты. Считается, что детство — лучшая в жизни пора: беззаботное, золотое время — поэтому у детей и подростков не может быть психических заболеваний.

Когда я это читаю, то от ярости с трудом могу видеть строчки у себя перед глазами. Ведь я была ребенком с ментальными расстройствами. У меня было обсессивно-компульсивное расстройство и с-ПТСР, которые сделали меня практически недееспособной: они стоили мне учебы в вузе, хороших отношений и огромного количества сил и времени.

И если бы мои родители поверили мне, если бы я получила терапию раньше, моя жизнь могла бы сложиться иначе. Гораздо счастливее.

Но, увы, мне пришлось ставить себе диагноз самой: я читала об ОКР в интернете и понимала, что это обо мне. Что я не схожу с ума, что мои навязчивые страхи и странные ритуалы вроде непрерывных молитв и перелистывания страниц — не признак неведомого безумства, а вполне обычное психическое расстройство, которое в США даже считается четвертым по распространенности. Оно поддается лечению, и нет в нем никакой обреченности, никакого влияния бесов, которым пугал меня отец.

Читайте также:

Сейчас, в Англии, мне прописали медикаменты, и у меня даже есть карточка, подтверждающая право на бесплатный проезд, такую выдают в том числе тем, у кого инвалидность из-за ментальных расстройств. Но десять лет назад я была тем самым подростком из интернета, которого так часто поднимают на смех.

Такая уж в постсоветских странах психиатрия: официальный диагноз и помощь получить очень сложно, и еще сложнее — если ты ребенок, чьи проблемы традиционно не воспринимаются всерьез.

Ошибка или симуляция?

Пятилетний опыт работы в области защиты прав инвалидов подсказывает мне, что люди любых возрастов очень редко приписывают себе диагнозы «просто так».

Конечно, подростки, как и любые другие люди, могут использовать название психических расстройств в качестве метафор: «На меня так училка посмотрела, что у меня паническая атака началась», — но в таких случаях человек не думает всерьез, что у него паническая атака.

Естественно, есть мнительные подростки, которые могут прочесть о каком-то состоянии и ошибочно приписать его себе. Скажем, парень, который плохо играет в футбол, может решить, что у него диспраксия — но ему хватит одного вечера за компьютером для того, чтобы убедиться, что диспраксия выражается иначе, чем просто неловкость.

Кроме того, взрослые допускают такие же ошибки при поиске причин своих недомоганий.

Но чаще всего ошибочная самодиагностика связана с тем, что подросток или ребенок действительно страдает от серьезных проблем — только не может понять их причины и не знает, куда обратиться за помощью. Поэтому люди с шизоидным расстройством могут решить, что они аутичные, а люди с тревожностью заподозрить у себя биполярное расстройство.

Бывают и более сложные случаи.

Например, подросток с истерическим расстройством жаждет внимания любой ценой и считает, что не сможет привлечь его иначе, кроме как выдумав тяжелый, стигматизированный диагноз. Тут и идет в ход информация из интернета. У такого подростка действительно есть проблемы — и неважно, соответствует ли действительности нагугленный диагноз.

Или другой ребенок — с повышенной тревожностью — панически боится, что у него диссоциативное расстройство идентичности (его в народе называют «раздвоением личности») и начинает «замечать» у себя всевозможные симптомы. Да, он ошибся с диагнозом — но можно ли считать, что у постоянно объятого страхом человека нет проблем?

И желание привлечь внимание, приписывая себе тяжелый диагноз, и «обнаружение» у себя несуществующих симптомов — не симуляция, а признаки реальных проблем, которые следует разобрать как минимум с психологом. Здоровый человек не усядется в инвалидную коляску «просто так», чтобы привлечь к себе внимание, а, прочитав о параличе, не почувствует, что у него отказали ноги. Так и человек без ментальных расстройств не будет упорно настаивать на их существовании.

Особенно невыгодно и небезопасно попусту выискивать у себя диагнозы подросткам: ментальные расстройства в нашем обществе так стигматизированы, что большинство родителей их боятся, а сверстники могут затравить за «слабость» и поменьше. Это далеко не самый «удобный» способ выделиться, что бы об этом ни говорили.

Психическое здоровье: статистика

Откуда же берется такое количество подростков, подозревающих у себя психические диагнозы? Ответ простой: это те самые подростки, которых «пропускает» наша медицина и чьи проблемы игнорируют родители.

По статистике, в Англии каждый десятый ребенок или подросток когда-либо страдал от каких-либо психических или неврологических расстройств и заболеваний. При этом 70% таких детей и подростков не получают абсолютно никакой помощи на ранних стадиях этих состояний!

И это в развитой стране, в которой психическому здоровью уделяется гораздо больше внимания, чем у нас. На постсоветском пространстве дела обстоят еще хуже.

Пренебрежение психическими проблемами молодежи может казаться безобидным. Вы можете подумать так: «Всё это — возрастная ерунда, ребенок это перерастет», — и ошибетесь.

Увы, в одних только США 15,8% подростков всерьез задумывались о самоубийстве, а 7,8% как минимум один раз предпринимали попытки покончить с собой.

Ученые не раз доказывали связь между качеством жизни и психическим здоровьем, поэтому можно предположить, что в России этот процент должен быть еще выше (статистики по этому нет).

Получается, мы считаем детство беззаботной порой, но при этом дети и подростки довольно часто страдают от психических заболеваний. В чем подвох?

Маргарита Татарченко, психолог-консультант:

«О том, что психические заболевания у детей и подростков — не выдумка, можно узнать в ближайшем кабинете детского психиатра. О том, что такие заболевания могут быть весьма различной природы (инфекции, травмы, последствия травм и заболеваний, неврологические причины психоподобных состояний и т. д.) — там же.

Но есть и те причины, о которых не очень любят говорить. Это влияние семьи и ближайшего окружения. Ребенок достаточно долго полностью зависим от родителей, ему не выжить в одиночку. Соответственно, он будет вырабатывать различные способы приспосабливаться к семейным реалиям, а затем к садику, школе. Внешняя среда и человек, не имеющий никаких имущественных прав, права свободы передвижения, самообеспечения, выбора где и с кем жить, — находятся в оппозиции.

Первым начать диалог должен бы тот близкий, у кого ресурса больше, то есть родитель. А если родитель имеет жесткую схему в голове, предусматривающую лишь свод правил и ограничений для подростка? Тогда, следуя логике, подросток оказывается заблокирован во множестве своих проявлений!

Переживаться это может крайне болезненно: как плен, тюрьма. Почему же взрослых не удивляет подавленное состояние заключенных и пленников: их страх, отчаяние, ощущение полной беспомощности — а вот у тинейджеров то же самое возмущает и раздражает?

Выслушать своего ребенка, воспринять его слова с должным вниманием и уважением — единственный вариант выхода из болезненной для подростка и всей семьи ситуации.

Возможно — и скорее всего — понадобится помощь специалиста, чтобы самодиагностика не нагрузила избыточной тревогой, не ввергла в отчаяние. Можно начать с эндокринолога и невролога (проверить физиологические причины депрессивного, тревожного и т. д. состояний).

И важнее всего увидеть, понять и почувствовать, что подросток, ребенок — не робот, а такое же живое чувствующее человеческое существо, но с меньшим опытом и ресурсом. Так помогайте, будьте рядом по-человечески уважительно.

Ну а кто считает, что на просторах России раньше такого не было — есть написанные в советское время книги по детской психиатрии, о психосоматических заболеваниях и их причинах. Непросто читаются, да. Но стереотипы от них разваливаются».

«Раньше такого не было»

Убеждение, что раньше было меньше психических заболеваний, так же неоднозначно, как утверждение «раньше люди реже умирали от рака».

Медицина не стоит на месте, и качество диагностики психических заболеваний — в том числе у детей и подростков — постоянно растет. И рак, и проблемы с психикой мы теперь можем не просто лучше диагностировать, но и диагностировать на более ранних стадиях. Кроме того, в современном мире появилась возможность оказать своевременную терапию и спасти жизни пациентов с этими состояниями.

Раньше деревенский житель с тяжелой депрессией мог просто умереть от голода, а сейчас он (или его окружение) может понять, что с ним происходит, с помощью интернета, который постепенно появляется и в селах — и обратиться к врачу в ближайшем крупном городе.

А повышенный уровень грамотности (в том числе бо́льшая осведомленность в вопросах психологии) и улучшение качества жизни позволяют нам более внимательно относиться к психическому и физическому здоровью.

Можно ли «перерасти» психические расстройства

Почему многие подростки, которые в детстве бунтовали против произвола родителей, во взрослом возрасте признают свои прошлые действия бессмысленным бунтом? Правда ли, что психическое здоровье таких взрослых начинает нормализоваться само по себе?

Далеко не все готовы разбирать свои детские травмы, более того: в нашей культуре силен культ семьи. Многие люди, отрицающие семейные ценности, — это люди, которые сталкивались с домашним насилием в своей семье.

Но в то же время многие подвергнутые насилию люди считают это насилие по отношению к себе нормальным и даже правильным вследствие глубоких психологических травм. Кроме того, желание хотя бы в собственной фантазии обладать «нормальной семьей» и «нормальным прошлым», чтобы вписаться в общество, зачастую сильнее, чем преданность правдивости собственных воспоминаний.

Мысли о негативном детском и подростковом опыте могут вытесняться, а неприятные чувства — отрицаться. Но психические заболевания, появившиеся в детстве, не исчезают без последствий: длительное нахождение в небезопасной среде может привести к гормональному сбою и увеличивает вероятность возникновения подобных заболеваний в будущем, а так называемое улучшение может оказаться следствием посттравматического стрессового расстройства.

Очень часто пережитые в детстве психические травмы влияют на характер человека, делая его более импульсивным и раздражительным или, наоборот, вялым и безразличным к происходящему.

Именно воспитание — точнее, подавление детей — обычно лежит в основе выученной беспомощности, из-за которой человек зачастую сам не может понять, чего он хочет от жизни.

Это довольно предсказуемое последствие общего мнения, что лучшее качество характера для ребенка и подростка — покорность.

Маргарита Татарченко, психолог-консультант:

«Влияние детства и отрочества на всю дальнейшую жизнь человека огромно. Именно в детстве и отрочестве закладываются основные типы реагирования, в том числе и поведенческие.

Из детства с нами самые глубинные наши убеждения, установки и ценностные ориентиры. Если они противоречивы, связаны с пережитой болью, сильным страхом, ощущением полной беззащитности и беспомощности — во взрослой жизни придется туго.

Автоматически будут срабатывать те способы реагирования на события, которые способствовали физическому и психическому сохранению себя как живого существа. Только вот в новую реальность такие привычки думать и действовать определенным образом часто не вписываются. А гибкости и широты горизонта у бывшего запуганного и зарегламентированного ребенка нет и быть не может.

Последствия можно наблюдать постоянно. Начиная от поиска сферы деятельности, заканчивая моделью построения отношений с партнерами. Склонность к созависимому поведению, зависимости разного рода, пассивно-агрессивное или просто агрессивное поведение в ситуациях, которые не предполагают подобного, подозрительность, повышенный уровень тревожности и т. д. Ну и физические последствия всего этого не заставляют себя ждать, к сожалению.

То есть чем более уважительными, принимающими, поддерживающими и опирающимися на реальность были отношения в семье, тем устойчивее и реалистичнее повзрослевший подросток, тем шире его взгляд на мир, тем выше его адаптивность и самореализация».

Что делать?

Что же мы можем сделать для того, чтобы уберечь детей и подростков от психических расстройств, а главное — от попыток самоубийства? Мы можем научиться прислушиваться к детям и подросткам, которые живут рядом с нами.

Маргарита Татарченко, психолог-консультант:

«Почему важно принимать жалобы детей и подростков на психическое здоровье всерьез? Ребенок любого возраста — живое чувствующее существо, единственное в своем роде. Не копия родителей, а сложно организованная немеханическая система. Дети — не придаток, а самораскрывающиеся самоценные люди.

Каждый возраст имеет свои особенности, в связи с развитием мозговых структур, это надо знать и помнить. Но помнить о том, что пережитое ребенком в детстве закладывает основы его системы реакций на внешний мир, оценку самого себя и своих мыслей, убеждений, действий. Соответственно, этими основами и оценками человек живет свою индивидуальную жизнь.

Если с детства человек привыкает к тому, что его тревоги и затруднения никого не интересуют, его вообще как бы и нет, он только помеха и нагрузка — при этом все его попытки повлиять на ситуацию блокируются без объяснений, — то взрослым он будет абсолютно убежден в том, что мир враждебен.

Ну а в остальном есть варианты, колеблющиеся от полюса „кругом враги“ до „я источник всех зол“, — варианты непродуктивные, доставляющие много страданий и людям. Те, кто игнорирует проблемы своих детей, обесценивая их, затыкая им рты, должны понимать, как они влияют на их взрослую жизнь».

Когда в следующий раз ваша дочь или младшая сестра скажет, что у нее депрессия, не поднимайте ее на смех, вспоминая знаменитую книгу Джерома.

Внимательно выслушайте ее жалобы, помогите ей разобраться, отведите ее к специалисту.

Не дайте ей пополнить список подростков, покончивших с собой из-за того, что они вовремя не получили помощь.

4 психических заболевания у подростков, которые родители путают с избалованностью

text-align:center;text-indent:1.0cm;line-height:normal”>
ПСИХИЧЕСКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ. ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

text-align:right;text-indent:1.0cm;line-height:normal”>
Класс 11 «А», МБОУ «Лицей № 57», г. Прокопьевск

text-align:right;text-indent:1.0cm;line-height:normal”>
Тамаркина Светлана Анатольевна

text-align:right;text-indent:1.0cm;line-height:normal”>
научный руководитель, педагог высшей категории, преподаватель Биологии, МБОУ «Лицей № 57», г. Прокопьевск.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Жизнь современных подростков с каждым годом становится все сложнее и насыщеннее, вследствие чего у них все чаща и чаще стали проявляться психические расстройства. По количеству школьников страдающих психическими расстройствами Россия бьет все мировые рекорды. Из источников СМИ известно, что в среднем 2 миллиона Российских подростков страдают от психических заболеваний, что составляет примерно 20 % от всех подростков, проживающих на территории РФ. В Европе от психических заболеваний страдаю всего 5 % подростков, а в США 9 %. Все это подчеркивает значимость и актуальность данной проблемы [7].

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Цель моей работы: изучить и проанализировать основные психические заболевания современных подростков. Выявить причины этих заболеваний и предложить методы предупреждения этих заболеваний.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Задачи моей работы:

text-align:justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
1. Выявить основные психические заболевания и их причины.

text-align:justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
2. Предложить методы предупреждения этих заболеваний.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Объект исследования — школьники от 13 до 18 лет.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Предмет исследования — Психологические заболевания среди школьников от 13 до 18 лет.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Методы исследования — наблюдение и анализ.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Основная часть.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Основное психологическое расстройство у подростков — это депрессия.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Депрессия — психическое заболевание в следствии которого подросток замыкается в себе, становится неразговорчивым, начинает отчаиваться. Молодой человек становится подверженным приступам агрессии, он чувствует себя подавленным и разочаровывается в самом себе. Если семья является конфликтной, то подросток часто оказывается неподготовленным к душевным переживаниям, характерным для его возраста. В это время мир кажется безнадёжным и серым, наступает отчаяние, ввиду которого могут возникать мысли о самоубийстве, а порой и реальные попытки суицида.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Депрессия у подростков все чаще появляется из-за проблем в личной жизни. Современные подростки все чаще и чаще вступают в отношения с противоположенным полом, из них 15 % это интимные отношения. Поспешный выбор партнера часто становится причиной разрыва отношений, что приводит к глубокой депрессии и в 30 % случаев к суициду [5].

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Причиной подростковой депрессии также является чрезмерная психаэмоциональная нагрузка. Она может возникать из-за проблем с учебой, экзаменов, а также из-за непонимания со стороны родителей, учителей и сверстников. У 15 % старшеклассников наблюдается такое явление как боязнь ЕГЭ. В школе и дома школьников запугивают Единым Государственным Экзаменом до такой степени, что доводят старшеклассника до психаэмоционального срыва. Многие школьники попросту не выдерживают такой нагрузки и сдаются, впадают в глубокую депрессию, что в некоторых случаях может привести к суициду. Также из-за сильного стресса во время ЕГЭ многие школьники забывают предмет, делают ошибки в заданиях и даже падают в обморок, что сказывается на результатах ЕГЭ и их здоровье.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Учителям стоит помнить о том, что не каждый ребенок может выдержать такой нагрузки, поэтому не стоит так сильно пугать школьников перед экзаменом, чтобы не навредить его физическому и психическому здоровью.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Для профилактики этого заболевания необходимо развивать бесплатные службы поддержки подростков, родителям внимательнее следить за своими детьми и каждые полгода школа должна отправлять своих учеников на осмотр к психологу, что в большинство Российских школ игнорирует.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
У подростков также встречаются такие расстройства как: органически эмоционально-астеническое расстройство и эмоционально-неустойчивое расстройство.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Эмоционально-астеническое расстройство проявляется в постоянной или выраженной несдержанности, утомляемости и дискомфортными физическими ощущениями, частой сменой настроения, и является следствием повреждения головного мозга. Подобное отклонение связано с гипертонией или сосудистыми нарушениями головного мозга [2].

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Эмоционально-неустойчивое расстройство личности проявляется в импульсивных действиях, часто без учёта последствий. Ребёнок действует без планирования и подвержен вспышкам гнева, которые легко спровоцировать. В этом виде расстройства выделяют два типа: импульсивный и пограничный.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Импульсивный тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью и отсутствием контроля над импульсивностью. Ответом на осуждение окружающих может быть жестокость и угрожающее поведение. Подросток действует неожиданно, не учитывая последствий. Если действия не стимулируются немедленным вознаграждением, то ребёнок испытывает трудности в дальнейших действиях.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Пограничный тип выражен некоторой характеристикой эмоциональной неустойчивости. У подростка имеется тенденция к втягиванию в активные нестабильные взаимоотношения, приводящие к эмоциональным кризисам. При данном расстройстве возможен суицид и садомазохистские наклонности [2].

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Причинами этих заболеваний являются сильные стрессы и эмоциональные потрясения. Подросток, страдающий этими заболеваниями, склонен к совершению преступлений.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
В 2005 году была история облетевшая весь мир когда 15 летний подросток 23 марта 2005 г. расстрелял своих родственников, а потом пришел в школу и там убил 10 своих одноклассников и учителя. Этого подростка звали Джефф Визе, и он страдал эмоционально-неустойчивым расстройством личности [4].

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
В заключении хотелось бы сказать что: родителям и учителям необходимо следить за подростками, оберегать их от лишних стрессов и своевременно направлять их к психологу на осмотр. Разработчикам ЕГЭ нужно подумать над тем, как упростить сдачу экзаменов; потому что чем сложнее становятся экзамены, тем больше становится подростков, страдающих психологическими заболеваниями. Нужно запретить рекламу порнографического содержания, а также сделать платную регистрацию на всех сайтах, где содержатся порно – материалы. Это позволит снизить количество ранних половых отношений и впоследствии депрессии и суицида.

1.0cm;line-height:150%”>
Приложение № 1.

text-align:center;text-indent:1.0cm;line-height:150%”>
Количество подростков болеющих психическими заболеваниями в России.

text-align:center;line-height:150%”>

margin-bottom:0cm;margin-left:1.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;
text-indent:-1.0cm;line-height:150%”>
Список литературы:

Душа болит. Почему психические болезни у детей выявляют зачастую в запущенной стадии

Более 24 тысяч южноуральских детей и подростков наблюдаются у психиатров. Какими душевными болезнями они страдают и как заподозрить начинающийся недуг — об этом «ЮП» рассказала главный внештатный детский психиатр минздрава Челябинской области Татьяна Чижова.

— Татьяна Николаевна, как правило, статистика по состоящим на учете не отражает реальной картины заболеваемости. Насколько широка эта вилка в детской психиатрии?

— По Челябинску вилка невелика. А вот в сельских территориях, где нет детских психиатров, разница может быть очень большой. Часто психические отклонения выявляются лишь на комиссии перед армией. И, к сожалению, многие патологии мы выявляем запоздало.

Хотя и в областном центре есть ситуации, когда «проблемный» ребенок попадает на осмотр к психиатру только перед основным государственным экзаменом. Случается, подросток поступает к нам с суицидальными попытками, и выясняется, что его не принимают педагоги, одноклассники, ему не хочется учиться, жить. А он в силу своих психических особенностей и не должен учиться в общеобразовательной школе. Тогда мы решаем вопрос по льготной сдаче экзаменов и поступлению в ссуз. Больше никаких суицидальных мыслей у него не возникает. Часть диагнозов выставляется во время освидетельствования после правонарушений.

— Чаще всего психические болезни проявляются именно в подростковом возрасте?

— По-разному. Некоторые родители приводят ребенка в 4 года, заметив особенности в его развитии. А бывает и так, что взрослые не видят, а скорее не хотят видеть явных отклонений, и таким образом лишают ребенка своевременного лечения. Как правило, это родители с агрессивной обвинительной позицией. То есть, по их мнению, в болезни ребенка виноваты все вокруг — воспитатели, учителя, соседи и так далее, только не они сами.

— Что же должно насторожить родителей и педагогов в поведении дошколенка?

— Прежде всего, то, что ребенок не может адаптироваться к детскому саду. Если несмотря на грамотные действия родителей и педагогов, ребенок не адаптируется в течение месяца, то нужно разбираться, почему. Детей до 4 лет ведет невролог в поликлинике по месту жительства, после этого возраста — психолог, психиатр. Врач в этой ситуации может выявить интеллектуальное недоразвитие, и тогда ситуацию можно изменить с помощью лечения. Либо у малыша формируются какие‑то личностные особенности, в каждом случае разные.

— Какие самые распространенные психиатрические заболевания у детей в регионе?

— В школьном возрасте — это задержка психического развития, гиперкинетический синдром, больше известный как гиперактивность, и аутизм. Количество аутистов вообще растет в геометрической прогрессии. Но причина, думаю, в более совершенной диагностике и, поймите меня правильно, «моде» на эту тему.

Для школьников еще характерно оппозиционное поведение. Вообще, возраст с 7 до 10 лет — самый спокойный в плане психиатрических расстройств. А вот дальше — растут поведенческие нарушения, эмоционально-волевые, доходящие до депрессий. На фоне депрессий появляются зависимости. Здесь важно, чтобы взрослые вовремя увидели, что с ребенком что‑то не так. У нас был случай, когда подросток в депрессии несколько месяцев пил вино перед школой, и ни один педагог ничего не заподозрил.

Мальчики себя не калечат

— Стало ли больше пациентов с суицидальными попытками?

— В последние полгода суицидальных попыток, напротив, меньше. Вообще, этот показатель стали у нас запрашивать лишь два-три года назад. Раньше мы его даже не отслеживали. Большая часть попыток свести счеты с жизнью — это не результат психического заболевания, а демонстрация, когда ребенок пытается докричаться, достучаться до взрослых или наказать кого‑то из них. Истинных суицидов, которые происходят на фоне психического заболевания, намного меньше.

— Как увидеть разницу между подростковым бунтом и психической патологией?

— Действительно, взрослые часто не видят разницы и думают, что можно обойтись воспитательными мерами. А здесь все гораздо глубже, лучше проконсультироваться с профессионалом. В госучреждениях Челябинской области работают 42 детских психиатра.

— А как родители реагируют, когда узнают о нездоровье ребенка?

— Многие не понимают, что с ребенком действительно что‑то не так. И почти всегда обвиняют в диагнозе педагогов, врачей, друзей — кого угодно, только не себя.

— Кто больше подвержен психическим заболеваниям — мальчики или девочки?

— Не готова сказать. Среди взрослых пациентов больше мужчин, это точно. А вот дети… Могу сказать, что мальчики и девочки по-разному проявляют некоторые свои состояния. К примеру, девочки часто наносят себе повреждения, а мальчики никогда этого не делают. Они в таких случаях устраивают драку и калечат окружающих, но только не себя.

— Откуда вообще берутся психические патологии у детей?

— Бывает по-разному. Неблагополучная наследственность, асоциальные семьи, поражение центрально-нервной системы во время вынашивания или в родах и так далее. Случается, когда неврозы или поведенческие нарушения возникают из-за того, что ребенок в силу своих личностных особенностей не укладывается в рамки, которые поставили перед ним взрослые, прежде всего, родители. Это категория семей, в которых мама и папа реализуют свои амбиции за счет ребенка, что и приводит к детским неврозам. Сейчас таких детей все больше и больше.

Иногда родители, напротив, не ставят необходимых рамок для ребенка. Например, без уважительных причин «прогуливают» детский сад или школу. Это тоже идет во вред ребенку и может усилить, развить какие‑то его нездоровые состояния.

— Как лечат детей и подростков с психическими заболеваниями?

— Сначала проводится диагностика. Далее в зависимости от состояния подбираются препараты, к примеру, ноотропы, сосудистые препараты, корректоры поведения. В овощей, как иногда принято думать, мы никого не превращаем. Да, у этих препаратов, как и у любых других лекарств, есть побочные эффекты. Но, во-первых, родители вправе отказаться от их применения. Во-вторых, детей забирают за выходные и постоянно навещают, так что возможность оценить состояние ребенка у родителей точно есть.

Помимо лекарств, используется психологическая коррекция. Дети с нарушенным поведением проходят групповую терапию. Психологи работают с тревогой и агрессией. Есть трудотерапия — рисование, лепка, аппликация, этим занимаются воспитатели. Кроме того, дети у нас учатся по трем разным программам. Эти оценки засчитывают в любой школе.

Хочу сказать, что лечить психические заболевания у детей нужно! Лечение дает результаты. Я в свое время, когда выбирала специализацию, именно из-за этого и пошла в детскую психиатрию. Если у взрослых больше хронических состояний, которые можно только контролировать, то в случае с ребенком лечение может изменить всю его жизнь.

— Как долго идет лечение?

— От двух недель до четырех месяцев. В среднем — 30 дней. Если лечение принудительное, а в последнее время таких детей много, то выписать мы их можем только по решению суда. Каждые полгода такие пациенты проходят освидетельствование.

— По-вашему, какова главная ошибка современных родителей в воспитании детей?

— Думаю, в чрезмерной опеке. Мы так любим своих детей и готовы их от всего оградить, даже от посильных им препятствий, чем только вредим им. Стрессы, которые ребенок бы мог перенести и справиться с ними самостоятельно, в его жизнь нужно допускать. Дети, растущие под родительским колпаком, не умеют принимать решения и в подростковом возрасте могут попасть под дурное влияние. Еще с ребенком очень важно выстроить доверительные отношения.

Еще в медицинском вузе нам рассказывали, что детство делится на периоды «хочу» и «надо». Эти периоды сменяют друг друга. До года у малыша период «хочу», когда с него ничего не требуют. С года до трех — «надо», когда малыш учится самостоятельно одеваться, убирать игрушки, кушать. После трех лет опять период «хочу» — в это время от ребенка можно требовать только то, чему он научился ранее. С 6 лет до 10-11 лет — возвращается «надо». Вот как раз этот возраст надо поймать, чтобы подружиться с ребенком, выстроить с ним доверительные отношения и приучить его выполнять какие‑то дисциплинарные требования. Дальше начнется период «хочу», и если вы не успеете договориться с ребенком до этого возраста, — будет поздно.

— Как это сделать?

— Прежде всего, не быть для ребенка одним только «карательным органом». Если ребенок поступил плохо, не обрушиваться на него с криками и угрозами, а потихоньку, но четко объяснять, почему это плохо и что при этом чувствуют другие люди. Тогда у вас будет больше шансов, что в подростковом возрасте ребенок со своими проблемами придет к вам, а не к приятелю или в интернет.

1983 пациента пролечено в психиатрических детских и подростковых отделениях (в Челябинске и Магнитогорске) в 2017 году

Ссылка на основную публикацию