30 снимков того, что мода в метро может быть понятной далеко не всем

М 33 факта о московском метро, которых вы наверняка не знали

Вы точно не знаете, что на метро есть скидка 10% для избранных.

Метро — место, окутанное тайнами, историями и слухами. Мы собрали 33 самых интересных факта о столичной подземке.

Каждый месяц Смарт Карта даёт уникальный кэшбэк вдобавок к стандартному на всё – 1%. И сейчас это заправки, метро, автобусы и другой общественный транспорт.

Поехали с фактами.

1. Метро в Москве могло появиться в 19 веке

Метрополитен в Москве мог появится еще при царе — первые проекты относятся к 1890 году. Строительству помешало духовенство, заявив, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю».

2. Раньше ездили по картонным талонам

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, действующим всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. В 1959 появились турникеты, а в 1960, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. В 1992 талоны заменили на пластиковые жетоны, а в ноябре того же года на железные, которые действовали до февраля 1999.

Теперь в Москве только бесконтактные карты, а вышедшие из употребления московские жетоны используют в других городах — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.

3. Что делать, если упали на рельсы

Если оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд не заденет. Не пытайтесь вернуться на платформу, рискуете наступить на контактный рельс, по которому проходят 850 вольт.

4. В метро бывали потопы

В 1984 году воды Царицынского пруда прорвались в один из тоннелей на участке «Каширская» — «Орехово». Восстановление заняло два месяца. Здесь же происходили крупные прорывы в 2001 и 2003 годах.

5. Забыли вещи, где искать?

Забытые вещи ищите на станции «Котельники». В восточном вестибюле находится склад, куда собирают утерянные вещи. Он работает ежедневно с 8:00 до 20:00. Вещи хранятся в течение шести месяцев.

Возможно, ваше имущество находится там, если его до этого никто не присвоил. При получении потерянной вещи предъявите документ, удостоверяющий личность.

6. Запомните знак экстренного торможения

Если рядом с вами кто-то упал на рельсы и нет времени бежать и просить помощи, встаньте рядом с краем платформы и делайте круговые движения рукой.
Можно взять сумку, шапку, любой яркий предмет — все, что привлечет внимание водителя. Он знает, что это знак экстренного торможения.

7. Московское метро любят снимать в кино

Столичная подземка довольно часто мелькает в кино. Вспомнить хотя бы фильм «Путевой обходчик», действие которого развивается в тоннелях рядом со станцией «Достоевская». А еще вы должны помнить безумную погоню на станции Арбатская в «Обители зла 5».

Самыми популярными среди кинематографистов ветками оказались «Арбатского-Покровская», «Сокольническая» и «Кольцевая», а самыми привлекательными — станции «Площадь революции» и «Маяковская».

8. В метро нет урн

До начала 90-х в метро были урны. Позже их убрали в качестве меры по защите от терроризма.

9. В Москве есть «Римская» станция

В Москве есть станция метро «Римская», а вот в Риме «Московской» нет. Зато в Милане можно найти станцию «Mosсova». Такое название она получила в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве. Естественно, на стороне Наполеона.

10. В метро есть грузовые поезда

Днём в метро можно встретить грузовые поезда. Они возят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса. Грузовые поезда — это обычные составы. С вагонов снимают крышу, чтобы сверху помещать туда крупные грузы.

11. Чем пахнет в метро

Вам нравится этот особенный запах метро? Так пахнет тягучее тёмное вещество под названием креозот, который делают из нефтепродуктов. Им обрабатывают деревянные шпалы, тем самым предотвращая гниение.

12. Метро собирались уничтожить

Во время войны, в октябре 1941 года, власти были готовы уничтожить метрополитен. Было поручено разработать план по его полной ликвидации — подземку собирались затопить. Потом приказ отменили.

13. Откуда ветер в метро

Ветер и сквозняки в метро не только от вентиляции, но и от того, что поезда «двигают» воздух по тоннелям, как поршни.

14. Как поезда оказываются в метро

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе «Метровагонмаш». Готовые вагоны цепляют к тепловозу и везут сначала по Ярославской железной дороге до станции «Северянин». Оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции «Подмосковная». Отсюда есть ветка в депо «Сокол».

15. Какая самая длинная станция

«Воробьёвы горы» — самая длинная станция московского метрополитена. Длина платформы составляет 284 метра. Чтобы пройти ее от начала до конца, придётся потратить 4 минуты.

16. Какую станцию постоянно переименовывали

Больше всех переименовывали станцию «Александровский Сад». Она называлась и «Коминтерн», и «Имени Коминтерна», и «Улица Коминтерна». С 1946 по 1990 год носила название «Калининская», а в 1990 году на несколько дней ее переименовали в «Воздвиженку».

17. В столичном метро была лаборатория

В 1940 году на станции «Динамо» в ночное время работала физическая лаборатория. Космическое излучение, создававшее помехи в лабораториях на земле, не проникало на 40-метровую глубину станции. Благодаря проведённым физиками Г. Н. Флёровым и К. А. Петржак экспериментам, было открыто спонтанное деление ядер урана.

18. А вы видели в подземке доисторических животных?

В московской подземке можно встретить доисторических животных, навечно вмурованных в мрамор. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — всю эту живность можно найти в любое время на тридцати станциях. В поисках вам поможет сайт Палеометро.

19. На «Таганской» есть бункер

К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году. Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. После был рассекречен и превращён в музей.

20. Что такое эффект «Выхино»

Станция «Выхино» самая загруженная станция московского метрополитена, благодаря чему появился так называемый «Эффект Выхино». Он заключается в том, что поезда на станции в час пик заполняются настолько, что на следующих станциях, вплоть до пересадки на Кольцевую линию, поместиться в вагоны другим пассажирам невозможно.

21. Не забудьте потереть собаке нос

На станции «Площадь Революции» есть примета: если потереть нос бронзового пса у скульптуры «Пограничник с собакой», удача не заставит себя долго ждать. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар. А еще у статуи красноармейца периодически воруют револьвер: в среднем оружие пропадает 3-4 раза в год.

22. Какая самая тихая станция

Самая тихая станция московского метрополитена — «Пражская». Так вышло благодаря особому виду керамической плитки, которой облицованы путевые стены станции. Плитка содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.

23. Какая самая глубокая станция

«Парк Победы» — самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Но в мире есть станции и глубже: например, киевская «Арсенальная» — 105,5 метров.

24. Где установлен памятник сочувствия животным

В вестибюле станции «Менделеевская» в 2007 году установили памятник «Сочувствие», посвященный гуманному отношению к бездомным животным.

25. Собаки тоже пользуются метро

В столичной подземке проживают около 500 собак. Они здесь греются зимой и попрошайничают. Одни трутся в вестибюлях станции, другие ездят на поездах. Никто не знает, как животные ориентируются в системе линий и пересадках, но, говорят, многие псы живут на одной станции, а «на работу» ездят на другие.

26. Как мы ходим по именам героев

После сноса Храма Христа Спасителя, который построили в честь победы в войне 1812 года, плиты с именами героев войны использовались в качестве ступеней в московском метро.

27. Где искать «партизанскую» любовь

На станции «Партизанская» есть скульптура партизанки. Если влюбленные хотят долгих взаимоотношений, им рекомендуют встречаться у ее правой ноги.

28. Как голос влияет на направление движения состава

Станции в поездах объявляет то мужской, то женский голос. Пол объявления зависит от направления движения. Мужской голос объявляет станции при движении к центру города, а женский — от центра.

29. Кольцевая линия появилась благодаря кружке кофе

Кольцевая линия появилась почти случайно. Сталин слушал доклад и пил кофе. Планировалось обойтись без разгрузочной линии, используя радиальные ветки и пересадочные станции. Тогда Сталин поставил стакан прямо на план, на котором остался круглый кофейный след. «Это ваш главный недостаток, его и постройте» — сказал вождь, и вскоре линия, нарисованная коричневым цветом, в напоминание об этой истории, была внесена в проект.

30. В метро есть часы, которые показывают радиоактивный фон

Часы в конце платформы станции «Каширская» кроме указания времени суток и времени отправления последнего поезда отображают значение радиоактивного фона на станции.

31. Как определить глубину метро

Если на станции Московского метрополитена нет эскалатора — значит, глубина её залегания менее 10 м, если эскалатор есть только на выход — до 15 м.

32. Есть ли в метро машинист-афроамериканец?

Ходят слухи, что в Москве есть машинист-афроамериканец. Например, есть история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но после обучения не смог вернуться на родину из-за государственного переворота. Теперь он управляет электропоездом на Замоскворецкой линии. Другая версия, что парень всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

33. В метро есть сопровождение для пожилых и беременных

В метро есть бесплатное сопровождение для пожилых, группы школьников, мам с детьми, многодетных семей и даже беременных с багажом. Чтобы вас встретили в точное время, нужно подать заявку здесь.

Суперфакт: в метро можно ездить со скидкой в 10%

Весь апрель катайтесь в метро и возвращайте 10% с каждой поездки. Это работает и с другим общественным транспортом, а также на заправках. Все возвращается в рублях на ту же карту, с которой платили.

Для этого надо обзавестись Смарт Картой, которая каждый месяц дает повышенный кэшбэк 10% на разные категории.

Например, в феврале можно было вернуть деньги в ресторанах и барах, а в марте в такси и за покупку цветов. Смотрите сами — «Единый» на сорок поездок обойдется в 1440 рублей. Оплачиваешь картой и получаешь 144 рублей кэшбэком.

Помимо этого есть базовый кэшбэк в 1% за все — просто платите картой каждый день и получайте деньги с каждой покупки. Плюс можете рассчитывать на 7,5% годовых на остаток на счете, бесплатное пополнение с карт других банков в приложении и снятие наличных без комиссии до 5000 рублей в любом банкомате.

Кроме того, если расплачиваться картой на 30 000 рублей в месяц, то кэшбэк вырастет до 1,5%, а снятие наличных без комиссии — до 50 000 рублей.

Как получить Смарт Карту и ездить на метро с кэшбэком

Чтобы заказать карту, надо скачать приложение банка «Открытие». Клиентом банка быть не обязательно — заявку на карту можно оставить как до, так и после регистрации в приложении.

В отделение банка идти не надо, карту вручит курьер, после чего ее остается активировать в приложении и пользоваться! Карту доставляют бесплатно в 34 городах России в течение нескольких дней.

    Скачай приложение и закажи Смарт Карту!

В общем, попробуйте Смарт Карту — заправлять любимую машину и скрываться от пробок в метро с 10% кэшбэком будет еще приятнее. Счастливого пути.

Всё самое интересное мы публикуем в Фейсбуке. Лайкните нам

(4.44 из 5, оценили: 9)

Осторожно, здесь может быть ваша фотография: мода в метро

Метро — это такое удивительное место, которое не только помогает людям добраться до их конечного пункта назначения, но и может подарить массу новых эмоций и впечатлений.

Настоящий хипстер всегда может проверить почту, не заходя с телефона или планшета.

Если в метро холодно и тоскливо возьмите с собой кота!))

Галстук от сглаза ?

Холодный розовый — один из главных в сезоне осень-зима 2015.

А не укусить ли тебя за бочок ?

Яркая, молодежная сумка из фетра в виде лейки — настоящая находка для тех, кому полить на мнение окружающих.

Намек на то, что настоящие принцессы все таки какают бабочками?

Если душа требует свободы, откройте свои чакры в московской подземке

Бендер ты ли это ?

“Хочешь знать, откуда эти шрамы?”

Когда любовь к рукоделию зашкаливает

Не одобряет купчиха вида простого мавра заморского. Не в позолотах он, да не в мехах, не носит он одежд шелковых да платков кисейных.

Новый ультиматум этого сезона — рейтузы-клеш.

К — кокетливый
О — озорной
Т — таинственный
И — изящный
К — креативный

Малефисента уже не та

Это из серии “как меняет людей жизнь в России”

Вот, сразу видно, не кожзам))

Дионисий , ты ли это ?

Когда бабушка – твой стилист

2065 год: “Вот куда в 7 утра едут эти старперы-хипстеры? Вечно толкаются в метро и своим латте обливают”.

«В метро без штанов»

Жители столицы присоединились к международному флешмобу «В метро без штанов» (No Pants Subway Ride), который проходит 10 января в метрополитенах по всему миру последние пятнадцать лет. В социальных сетях уже появились первые фото участников акции.

По информации «Русской службы новостей», молодые люди спустились на станцию «Тверская» московского метрополитена, сняли брюки, после чего проехали несколько станций по Замоскворецкой линии столичной подземки. Одним из главных условий флешмоба «В метро без штанов» является то, что участники, принимающие участие в акции, должны делать вид, что ничего необычного не происходит.

«В метро без штанов» — ежегодная акция, которая проходит 10 января в крупнейших городах мира, в том числе в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Варшаве и других.
Источник: РИА Новости

В чем смысл флешмоба?
Это международный флешмоб, который проводиться уже на протяжении 15 лет во всем мире уже участвуют 25 стран и 60 городов.
Мы хотим объединиться со всем миром, и отмечать этот день со всеми.
Флешмоб не имеет никакого подтекста, он был проведен во имя добра, позитива.
Источник: vk.com/nopantssubway

Фото из других стран:


Источник: 1tvnet.ru

Администрация московской подземки не одобрила акцию «В метро без штанов», участники которой в воскресенье проехали по участку Замоскворецкой линии, предварительно раздевшись до нижнего белья.

«Несмотря на популярность акции в некоторых городах, действия и мотивы участников разделяют далеко не все. Администрация Московского метрополитена призывает пассажиров с уважением относиться друг к другу и соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах», — заявили «Интерфаксу» в пресс-службе метрополитена в понедельник.
Источник: «Интерфакс»

В питерской подземке уверены, что акция, подобная флэшмобу «В метро без штанов», у них невозможна. Как заявила пресс-секретарь метрополитена Петербурга Юлия Щавель, в культурной столице это было бы ненормально. В интервью «Русской службе новостей» она подчеркнула, что не рискнула бы появиться на публике в нижнем белье, поскольку не хотела бы, чтобы это видели дети.
Источник: «Эхо Москвы»

Депутат Госдумы Валерий Рашкин (КПРФ) заявил, что ездить в метро в нижнем белье негигиенично и предложил ввести общественно-полезные работы для участников акции «В метро без штанов». По его словам, печально, что россияне перенимают из западной культуры любовь «к пустым по содержанию выходкам».

«Не так давно все демонстративно обливались ледяной водой, чтобы впоследствии выложить это в интернет. А для неподготовленного, не закаленного организма такой холодный душ может и воспалением легких кончиться», — напомнил Рашкин.

В качестве наказания за подобные выходки депутат предлагает общественно-полезные работы. «Логично было бы приговорить их к общественно-полезным работам. Только пусть приходят на работу уже в штанах», — отметил Рашкин.
Источник: РИА Новости

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов осудил участников акции «В метро без штанов». По мнению депутата, их должно ждать наказание, причем публичное.

«Безусловно, должно быть наказание за хулиганство. Также об этом надо широко говорить. Нужно всем их показать, сообщить на работу, повесить их портреты, чтобы все знали, кто опозорил коллектив и бегал без штанов. Нужно вывесить их портреты в интернете, не давать кредитов. В обществе надо создать нетолерантное отношение к подобному поведению, напомнить обществу, куда мы катимся. В качестве наказания я бы им посоветовал какую-нибудь из площадей в Москве убрать в том виде, в котором они проводили свою акцию в метро», — заявил НСН Виталий Милонов

«Эта акция — символ того, как любой маразм на Западе отдельным количеством хомяков у нас, особенно в Москве, воспринимается, как новая мода. Наиболее глупого поступка, чем ездить без штанов, трудно себе представить. Это показатель того, что любая помойка, любые фекалии, которые плавают по Европе, нашими либералами воспринимаются как «божья роса». Я думаю, что «генерал Мороз» серьезно наказал всех этих неполживцев. Я надеюсь, звон их гениталий порадовал настоящих москвичей, и надеюсь, что дальнейшее неразмножение потомства им обеспечено на долгие годы», — заявил НСН Виталий Милонов.
Источник: nsn.fm

Полиция проводит доследственную проверку по факту проведения в Москве флешмоба «В метро без штанов», сообщил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах.

По его словам, в воскресенье вечером сотрудники УВД на московском метрополитене обнаружили в соцсетях несколько страниц, содержащих призывы провести флешмоб под названием «В метро без штанов». Там указывалось, что участники акции должны собраться на станции метро «Тверская» в 13:30.

Также полицейские обнаружили несколько фотографий, на которых изображена группа из шести человек без брюк в вагоне поезда Замоскворецкой линии метро.

По данному факту проводится доследственная проверка, устанавливаются личности участников флешмоба. В ходе проверки будет установлено наличие или отсутствие состава преступления или административного правонарушения.
Источник: «Интерфакс»

Участники флэшмоба «В метро без штанов» не боятся ответственности за свою акцию. Один из организаторов акции, Марк Веселый, заявил «Русской службе новостей», что они заранее консультировались с адвокатами, и те заверили, что состава преступления нет. По словам Веселого, полуголые участники флэшмоба, проехавшие по Замоскворецкой линии 10-го января, готовились к моржеванию. Тем более, скоро крещенские купания. При этом Веселый посоветовал столичной полиции искать в метро реальных правонарушителей.
Источник: «Эхо Москвы»

Участников флешмоба «В метро без штанов» в Москве могут привлечь к административной ответственности. Они могут быть оштрафованы на сумму до 20 тысяч рублей, либо арестованы на срок до 15 суток.

«Статья КоАП РФ «Мелкое хулиганство» в данном случае не подходит, поскольку этот состав подразумевает нецензурную брань, приставание к гражданам или порчу имущества, а акция проходила без подобных эксцессов. Однако есть другая статья, «Организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка», с таким же наказанием — 15 суток», — сообщил корреспонденту РИА Новости источник.

По его информации, небольшая фактическая численность участников флешмоба принципиальной роли не играет, поскольку кодекс предусматривает наказание даже за публичные призывы к массовому участию в подобных акциях, умысел организаторов собрать гораздо больше участников подтверждается публикациями в соцсетях.

В то же время, если полиция найдет в действиях «полуголых пассажиров» признаки нарушения закона, добиться наказания по этой статье будет непросто. «Здесь необходимо четко доказать, что появление в метро в нижнем белье повлекло нарушение общественного порядка, либо создавало помехи для граждан, в нашем случае это очень неоднозначно», — отметил собеседник.
Источник: РИА Новости

Мода в метро: стоит ли ругать странные тренды из подземки?

В последнее время нам на глаза все чаще попадаются обсуждения пабликов «Мода в метро». Хотя «обсуждениями» то, что происходит, сложно назвать: участники разве что камнями в своих «жертв» не кидают, а так хохочут над нелепо одетыми пассажирами «Метрополитена» до колик, показывая на них пальцами как на подопечных Эльзы Марс в последней «Американской истории ужасов». Что происходит? Современная инквизиция спустилась на эскалаторах в подземку, чтобы карать тех, кто думает, делает и одевается «не так»? Попробуем разобраться.

#метролук

Сообщества «Мода в метро» множатся с каждым днем. «Хотите увидеть свои фотографии в нашем модном издании?» – зазывает новых фолловеров Instagram паблика «Мода в московском метро» да так активно, что их уже насчитывается около восьми тысяч. Впрочем, если вы из Самары, Екатеринбурга, Казани или любого другого города, в котором есть подземный вид транспорта, «папа» инстаграмовского аккаунта – одноименная группа «ВКонтакте» – предложит и вам площадку для действий. В группе создан специальный альбом с очень модным названием Metro Fashion Around The World. Почему название английское, вполне понятно. Ведь только продвинутая аудитория, знакомая с «настоящим» стритстайлом по фотографиям Кьяры Ферраньи в своих купленных в кредит айфонах, в состоянии оценить, в каком виде прилично спускаться в метро.

А вот культурный Питер, в отличие от безнравственной столицы, благородно закрыл свое сообщество от чужеродных влияний, возвестив: «За фото из другого города – бан». Москва почти не банит, Питер почти всегда банит, но те, кого забанили и первые, и вторые, могут в любой момент найти альтернативные площадки для размещения – вроде опять же вконтактовского альбома «Мы не безнадежны», паблика Russian METRO fashion или же личного «Инстаграма», присовокупив к фото хештэги #mmfshn, #spbsubway, #метролук», #метролюди, #метромода, #метроад и т. д.

При переходе по этим хештэгам вы не увидите «воговские» съемки стритстайла (это к вопросу о «модном издании», коим именует себя группа «Мода в московском метро»). Зато здесь много снимков тех, кого достопочтенные обитатели подземки сочли несоответствующими заданным (вот только кем?) стандартам, после чего осмеяли и смешали сами знаете с чем.

Разоблачители леопардовых лосин

В общем, к чему мы это? Да все к тому же грибоедовскому «А судьи кто?». Сомнительно, что публика, наряженная в шанеледиоровские тотал луки или выпорхнувшая из костюмерной Патриции Филд, – вдруг спустилась в подземку.

Нет, в арсенале «подземных» в лучшем случае пара-тройка вещей вторых дизайнерских линий, купленных с огромной скидкой на распродажах, чтобы потом в метро с умным видом ехать, как бы всем заявляя: «Мой “Ягуар” остался на Тверской, так как в Медведково, куда я еду сегодня чисто случайно, не добраться из-за пробок». И не беда, что эти люди видят вас каждый день в этом вагоне в одно и то же время…

А чтобы быть убедительнее и чтобы окружающие оценили ваше качество жизни, наконец поняв, какой у вас тонкий вкус и как скоро главные байеры ЦУМа побегут к вам за советами, вы примеряете на себя роль Сьюзи Менкес и делаете кадр какой-нибудь дамы в леопардовых лосинах, который, после того как вы капнете ядом на клавиатуру, повысит вашу самооценку в соцсетях. Вы воображаете, что другие люди, увидев это фото, не будут вас отождествлять с этими жуткими лосинами, они будут думать, что вы очень fashion, что вы что-то понимаете, что вы лучше. Вы как бы таким образом заявляете: а у меня не бывает модных ошибок, я безупречна, и я настолько крута и высокоразвита, что могу оценивать и других тоже.

Мы бы хотели, конечно, попросить у вас диплом знаменитой школы дизайнеров Parsons или Saint Martins College. Но у вас его почти наверняка нет. И встреть вы Марка Джейкобса в обычной жизни, вряд ли предрекли бы ему великое будущее, как когда-то Анна Винтур. Вероятнее всего вы определили бы его во фрики, снабдив сделанное наспех фото едким и остроумным замечанием вроде: «Этот малыш потерял маму, и некому сменить ему пижамку на уличный костюм». Впрочем, Джейкобс не только в «пижаме» по улице разгуливал, если вы, конечно, вообще об этом знаете.

Горе-«робингуды»

И за всем за сим вас совершенно не смущает, что свои фото вы делаете исподтишка, так, чтобы никто не видел. Не потому ли что боитесь нести ответственность за то, что через секунду, выложив снимок в сеть, унизите человека? А может, вы просто опасаетесь получить сдачу? Ведь чувак с ирокезом цвета взбесившегося огурца вполне может «обложить», а бабуля в золотых уггах с серебряными бантами, не задумываясь, настучит авоськой по голове. И вот вы действуете из-за спины, забывая, что это называется словом «подлость».

Модераторы сообществ, в которые сливаются все эти фото от метро-fashion-критиков, заверяют нас, что туда не попадают снимки пожилых или больных людей в стоптанных ботинках и изношенной одежде. Так, видите ли, блюдутся «нравственные» законы. Это такая разновидность робингудов, что ли? Типа мы обругаем честь и достоинство молодых людей, потому что они молодые, но не будем трогать некоторых старых, потому что это некрасиво. Железная логика!

Короли «лайков» и «себяшек»

Но, справедливости ради, проблема не в сообществах – они лишь отражение реальности. Проблема в нас. Сегодня, как никогда, положено казаться, а не быть. И проведены тысячи исследований о том, что соцсети стали нашей маской, в которой мы можем появиться перед обществом, и общество подумает, что мы без пяти минут Ротшильды и Онассисы, после чего удавится от зависти.

Мы выкладываем кадры из нашей жизни, подражая ежедневно попадающим в новостные сводки знаменитостям, и с помощью проставленных нам «лайков» оцениваем народную любовь. А фото из чужой жизни публикуем в противовес – доказать самим себе, что мы и впрямь лучше, самоутвердиться за счет другого. Вот только, как в том анекдоте, есть один нюанс: вы делаете #селфик себя такой красивой и несравненной перед зеркалом потому, что вас больше некому фотографировать (речь не о постановочных фото в Турции или Египте, конечно). Вы не привлекли ничьего внимания и, выперев вперед руку с зажатым в ней смартфоном ради очередной #себяшки, надеетесь, что все оценят, насколько вы уникальны и неповторимы.

Но вы ничего не знаете об уникальности – вы собрались смеяться над человеком, который, в отличие от вас, действительно неповторим. Он не сам себя щелкает на айфон – звездой его делаете именно вы, хотя он, быть может, вас просто троллит своим видом. И обсуждать его будет не пара ваших друзей, которые рассчитывают на взаимные «лайки», а совершенно посторонние люди, и среди них наверняка найдется голос, заявляющий, что парень на фотке «клевый» и «самобытный», и это вы, а не он, чего-то в этой жизни не понимаете.

Григорий Ревзин о феномене метрополитена

” М осковское метро-подземный памятник архитектуры” — выставка МУАР имени А.В.Щусева рассказывающая об эволюции метро от первых проектов до современных планов на будущее. В числе прочего устроители выставки видят свою задачу в том, чтобы способствовать включению ансамбля главных станций московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. О метро как объекте и учреждении культа — Григорий Ревзин . О метро как источнике вдохновения — фрагменты стихов русских поэтов.

М осковское метро — объект вроде Московского Кремля, с той, может, разницей, что в Кремле тень товарища Сталина сливается с тенями Ивана Грозного, Бориса Годунова и ранних Романовых, а в метро она царит безраздельно. Сегодняшняя попытка включить метро в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО — очередное подтверждение его исключительности, и сомнений в ней как не было в момент строительства, так нет и по сию пору. Есть, однако, некоторые обстоятельства, которые роднят его с мировой практикой, и даже помимо поездов.

Сегодня дотации московскому метро составляют примерно 30 млрд рублей в год, а выручка от билетов — 50 млрд (плюс-минус 5 млрд в разные годы). Это деньги на текущую деятельность, а не гигантские инвестиции в развитие.

Московское метро убыточно, и неизменно убыточно — деньги, вложенные в него, никогда не возвращались. Но это не следствие нашей бесхозяйственности, воровства и т.д.— московское метро в этом отношении не отличается практически ни от одного метро в мире. Высшее достижение в этом плане (токийское метро) — это выход к показателям оперативной безубыточности, и то это героическое сражение за ноль часто проигрывается. В целом вложения в метро не окупались пока нигде и никогда, и это необычно. Другой транспортной системы, которая бы в течение ста лет генерила только убытки по всему миру, не существует.

Марк Ротко. “Вход в метро”, 1938 год

Фото: PORTLAND ART MUSEUM

Как ни парадоксально, но и косвенная выгода от метро тоже не просматривается. Вроде бы очевидно, что территория, где появилось метро, становится дороже, там должен развиваться девелопмент, торговля и т.д. Но в реальности так не происходит, поскольку метро не тянут в чистое поле, которое потом начинают застраивать. К тому моменту, когда в новые районы подтягивают поезда, там уже все построено, продано и заселено, так что экономической выгоды нет — только социальная. Попытки же действовать в обратном порядке тоже не приносят успеха. Цены на жилье при появлении в районе метро возрастают на 20% — этого недостаточно, чтобы окупить строительство подземки, попытки заложить расходы на нее в цену на недвижимость приводят к тому, что девелопмент в этом районе останавливается.

Московскому метро в прошлом году исполнилось 80 лет, старейшее в мире лондонское — в два раза старше, азиатские — в два раза моложе, но так или иначе за приблизительно столетний период метро доказало, что подходить к нему с позиций денег не стоит. Это довольно неожиданно. Если какое-то изобретение в течение ста лет всегда убыточно, то оно, как правило, умирает — ну, скажем, как попытка создать транспортную систему на основе дирижаблей. Но метро не умирает, а наоборот.

Можно предположить, что метро — это общественное благо, вроде, скажем, чистого воздуха, затраты в который тоже не окупаются. Однако и это спорно. Метро появилось в старых европейских городах (Лондон, Париж, Берлин, Москва) с плотной квартальной застройкой, возникшей задолго до века индустриализации. Средневековые улицы безнадежно не справлялись с перевозками. Метро было средством модернизации исторического города в индустриальную эпоху. Цена вопроса была понятной: либо старый город будет постепенно отмирать (как происходит там, где метро так и не построили,— например, в Палермо), либо, чтобы спасти город, надо идти на немыслимые расходы.

В принципе, можно предположить, что само возникновение этого нового индустриального города во глубине, под спудом исторических наслоений, до известной степени предопределило мифологию метро. Оно как-то вписалось в идею обновления из глубин, у которой долгая традиция и много извивов, скажем так, от Осириса до пролетариата. Не будем углубляться, хотя мифологические обертоны живо чувствуются что в манифестах архитекторов и художников метро, что в фольклоре диггеров. Постоянные опасения (или упования) думающих и чувствующих людей, что из метро вылезет дух товарища Сталина,— инвариант того же мифа.

Удивительно, однако, не то, что этот феномен возник, а то, что он удержался.

Город модернизма ХХ века (все наши спальные районы) устроен совершенно иначе, чем исторический. Это во многом ужасный город, но речь сейчас не об этом. Непонятно, зачем ему метро. Роберт Мозес, один из создателей современного Нью-Йорка и главных градостроителей ХХ века, вывел формулу: под дороги и парковки в современной автомобильной цивилизации в городе должно быть отведено от 40 до 50% площади. Вспомните пустынные пространства Зюзино или Ховрино — да пожалуйста, там хоть 60% можно отдать под машины, вопрос только в асфальте. Современные интегрированные системы железнодорожного транспорта, когда электрички соединяются с метро, как это сделано в Париже, Лондоне и Берлине,— это, собственно, и есть результат соединения старого и модернистского города, метро в старом, электрички в новом. Чистое же метро — это нечто вроде газовых фонарей, изобретение, относящееся к устаревшим городам, оно должно исчезать.

Гилберт Дайкин. “Вагонетка в конце угольного забоя”, 1934 год

Фото: DIOMEDIA / Science Museum London

Должно, но не исчезает, наоборот, и в Москве, и в десятках других городов оно легко соединилось с панельными микрорайонами и даже стало их обязательной частью. Мы вон тянем метро в Новую Москву, и никто не поражается идее рыть тоннели под лесами, полями и свалками.

Метро невыгодно ни в одном городе мира и не нужно нигде, кроме исторических городов, но люди во всем мире продолжают его строить, и сомнений в необходимости нет. Это парадокс, который стоит сформулировать, просто чтобы лучше понять статус объекта.

В 2010 году Дэнни Бойл, режиссер открытия лондонской олимпиады, сделал главным его героем Изамбарда Кингдома Брюнеля (актер Кеннет Брана). Брюнель там ходил через историю и легенды Британии, а потом устроил промышленную революцию. Это было плохо понятно русской аудитории, мало знакомой с Брюнелем, а для Великобритании он фигура культовая. В том числе потому, что он — отец метро. В 1825 году он изобрел “щитовой” способ прокладки тоннелей и в 1843-м открыл первый тоннель под Темзой, в 1865 году через этот тоннель прошел первый поезд (еще на паровозной тяге). У Дэнни Бойла Брюнель вначале долго общается с Калибаном из “Бури” Шекспира, а затем превращает добрую старую Англию в большой завод — Пандемониум. Пандемониум — это столица ада в “Потерянном раю” Мильтона. То есть этот Брюнель — демон довольно мрачного свойства. Думаю, в московском метро они часто встречаются с тенью товарища Сталина и ведут философические беседы об архитектонике ада.

Если метро не окупается и не необходимо, это не означает, что ему нет аналогов — разумеется, есть, и даже очень много. Например, музеи. Например, оперные театры. Например, большие соборы. Например, государственная машина. Все это никогда не окупается, и без всего этого в принципе можно обойтись. Но это институты цивилизации как таковой, и люди тратят на это деньги и ресурсы, совершенно не задаваясь вопросом о том, как это окупится.

У Феллини в фильме “Рим” есть сцена, когда роют метро и тоннель неожиданно попадает в раннехристианские катакомбы. Такое невозможно больше ни в одном городе мира, но между катакомбами и метро действительно есть определенное родство. В катакомбах церковь существовала два с половиной века, и за это время в тоннелях под Римом был выработан язык нового христианского искусства — иконография основных сцен и типов святых,— который потом перешел в храмы и иконы. Первая линия сталинского метро строилась с 1931-го по 1935-й, а термин соцреализм появился в 1932-м и в 1934-м, на Первом съезде советских писателей, стал официальным стилем сталинского СССР. Сталинское метро — это катакомбы соцреализма, в метро появились все герои социалистического пантеона: вождь, апофеоз революции, революционные массы, рабочий, революционная Россия (колхозница, комсомолка) и т.д. Сама идея их собирания в таинственное храмовое пространство маркировала их как сакральных персонажей, новых святых революционного культа.

Железная дорога метрополитена на Прайд-стрит, Лондон, после 1863 года

Фото: DIOMEDIA / DeAgostini

Все это кажется уникальным настолько, насколько редкой является эта ересь. Но когда смотришь на современные станции метро, будь то Мадрид, Стокгольм или новые станции московского метро, где вместо рабочих, апофеозов и битв появляются абстрактные цветовые или световые композиции, живо напоминающие позднего Кандинского или Пита Мондриана, то невольно приходишь к выводу, что это те же слова, только на другом языке. Метро — это подземные храмы поклонения современности, меняется только ее язык, но не идея. Станции Гимара в Париже, Щусева в Москве и Фостера в Бильбао различаются, как коптские храмы в Лалибеле, арианские в Равенне и протестантские в Америке. Все — разные изводы христианства. Все — разные изводы метрокульта.

В этой логике более или менее понятно будущее метро. Сейчас метрокульт переживает ренессанс, метро называют общественным пространством и под этим флагом пытаются насытить его парками и садами, библиотеками и вай-фаем, универмагами и кинотеатрами. При всей симпатичности этих идей я позволю себе некоторый скепсис. При всей искренности возгонки энтузиазма, какая сопровождает такие практики, их искусственность не позволяет им разогнаться надолго. Вера в метро будет сходить на нет, и потомки будут удивляться нашей странной причуде кататься на поездах под землей.

Есть масса картин, фотографий, фильмов, изображающих людей в метро. Почти все основаны на одном экзистенциальном состоянии — одиночества в толпе. Люди погружены в себя, и лица их выражают ощущения глубокого страдания, иногда сопряженного с какой-то надеждой. Нет никакого сомнения в том, чем они заняты. Они молятся.

Под Москвой товарищ крот
до ушей разинул рот.
Электричество гудет,
под землей трамвай идет.

Во Москве-реке карась
смотрит в дырочку сквозь грязь —
под землей быстрей налима
поезда шныряют мимо.

У миленка чин огромный —
он в милиции подземной.
В новой службе подвизается,
под землею ловит зайцев.

Владимир Маяковский, из “Частушек о метрополитене”, 1926

Не будет он спешить с утра,
Чтоб сесть в метро, втираясь в давку,
Он сам, жена и детвора
В метро усядутся на лавку

Исчезнет времени утечка
И толкотня в очередях,—
Облепленный людскою кашей
Не будет гнать кондуктор взашей
Дверь атакующих “врагов”.
Метро к удобствам жизни нашей —
Крупнейший шаг из всех шагов.

Демьян Бедный, из стихотворения “Даем!!”, 1934

Да здравствуют
Товарищи мои,
Ведущие подземные бои,
Идущие сквозь плывуны
И камень,
Сквозь толщи глин,
Прессованных веками,
Сквозь черный сумрак
Неживых ночей.
Товарищи, несущие в ночах
Большое дело
На своих плечах.

Проходчик Г. Костров, из сборника “Стихи о метро”, 1935

Тот метро, что ты готовишь,
Силой сталинской горя,
Пустит Лазарь Каганович
В день седьмого ноября.

Александр Безыменский, из стихотворения “Песня Москвы на субботниках метро”, 1934

Минута молчания.
Мучаюсь, мысли мну.
Слов не хватает на букву эту.
(Музыка. Муха. Мечта. Между тем. )
Мелочи механизма!
Внимайте поэту —
я заставлю слова начинаться на букву эМ:
МЕТИ МОЕЗД МЕТРО
МОД МОСТИНИЦЕЙ МОССОВЕТА
МИМО МОЗДВИЖЕНКИ
К МОГОЛЕВСКОМУ МУЛЬВАРУ!
МОЖАЛУЙСТА!

Семен Кирсанов, из стихотворения “Буква М”, 1935

Тебя я старше не на много лет,
Но в сердце у меня глубокий след

От времени, где новой красотой
Звучало “Днепрострой” и “Метрострой”,

Ты по утрам спускаешься сюда,
Где даже легкий ветер — след труда.

Пусть гладит он тебя по волосам,
Как я б хотел тебя погладить сам.

Евгений Долматовский, из стихотворения “Ветерок метро”, 1936

Кто стоит в гранитной зале
На высоком пьедестале
Между мраморных колонн?
Это он — товарищ Сталин.
Каждый знает — это он!

Елизавета Тараховская, из стихотворения о станции метро “Завод имени Сталина”, 1947

Вот он — город под Москвой,
Озаренный светом.
Здесь не холодно зимой
И не жарко летом.

Самуил Маршак, из стихотворения “В метро”, 1930-е

Люблю толпиться в катакомбах пышного метро,
где днем и ночью от электричества светло,
где пыль в глаза, но не простая, а золотая,
где — прилетают, улетают, прилетают, улетают,
где можно женщиной роскошной подышать,
потрогать женский мех,
и хвостик подержать,
и где, среди живых существ любой породы,
случаются и генерал-майоры.

Ян Сатуновский, 1960-е

Но ты сам виноват и не следует злиться.
(Пусть просохнет от липкой настойки нутро),
Ты шагаешь пустыми ногами убийцы
В полутемные арки пустого метро.
Но уже извивается поезд хвостатый
И лампы сбегаются вниз по стержню,
А ты мчишь, обгоняя пустой эскалатор.
И некому крикнуть — гражданка, лыжню!

Леонид Чертков, из поэмы “Итоги”, 1954

Старуха напряженно,
но сдерживая пыл,
рассматривает пижона,
что место ей уступил!

— О, дикое долговолосье!
О, куртка в значках!
О, брюки в пыли!
А все-таки эти колосья
на нашем поле взошли.

Борис Слуцкий, из стихотворения “В метро”, 1970-е

Трамваи! Хотя и электромоторные,
Могли б они справиться? Разве трамваям
Развить было можно скорость метройную?
Куда им!

Николай Глазков, из стихотворения “Огромная экономия”, 1970

Заметил я, как тяжело народ в метро спит
Как-то тупо и бессодержательно, хотя бывают и молодые на вид

Может быть жизнь такая, а может глубина выше человеческих сил
Ведь это же все на уровне могил

И даже больше — на уровне того света, а живут и свет горит
Вот только спят тяжело, хотя и живые на вид

Дмитрий Александрович Пригов, 1975-1989

кого не трогает метро
меня трогает

граждане пассажиры
выходя из вагона
не забывайте ваши впечатления

Всеволод Некрасов, 1990-е

в метро на Вербное воскресенье читаем
из первого вагона на Хованское
из последнего на Востряковское
собственно
два варианта

Михаил Кукин, 1997-2004

Добрый город человека,
Ты остался на боку.
Ты — калека, я — калека
Больше не могу.
Здравствуй, метрополитена
Тромб из черного сосуда.
Не могу да не могу
Да может и не буду.

Михаил Гронас, из стихотворения “Плясовая”, 1999

Поезд дальше не пойдет
Просьба выйти из вагонов
Почему-то нравился этот момент
Не очень понятно, чем именно
И вот теперь этого уже не будет
Ну и ладно
Машинист закрывает несуществующие глаза
И ему становится теперь уже
Окончательно хорошо

Дмитрий Данилов, из стихотворения “Как умирают машинисты метро”, 2015

«Почему именно меня?» Минчане, которых постоянно досматривают в метро, пытаются понять, что с ними не так

Уже два года сотрудники службы безопасности минского метро могут останавливать пассажиров и досматривать их вещи. Уже два года наши герои из-за этого постоянно стрессуют.

CityDog.by нашел ребят, которых постоянно досматривают в метро: как минимум раз, а то и несколько раз в день их отводят в сторонку, просят открыть рюкзак или сканируют его рентгеном. Мы провели с ними небольшой эксперимент и попытались разобраться, что все-таки заставляет работников метрополитена проверять этих парней.

РОМАН

По нашей просьбе Роман заходил в метро на пяти станциях: «Купалаўская», «Кастрычніцкая», «Плошча Леніна», «Кунцаўшчына» и «Парк Чалюскінцаў». Из пяти станций его досмотрели на трех: на «Купалаўскай», «Кастрычніцкай» и один раз на «Кунцаўшчыне».

– Останавливают меня очень часто: в среднем этой осенью меня досматривали в 50% случаев, если не чаще. Сначала я очень нервничал. А потом понял, что тут нужно перестать пользоваться метро или просто забить, – и тогда стал общаться с работниками метрополитена.

Они все по-разному реагируют: некоторые включают «сотрудников спецслужб», ведут себя так, как будто «болтун – находка для шпиона», и на все вопросы отвечают, что у них есть инструкции.

Но вот однажды работник, который меня досматривал, сам сказал, что понимает, что это бред и эффективность этого мероприятия очень сомнительная, но их работу отслеживают по камерам и могут заставить писать объяснительную за каждый непроверенный рюкзак. Видимо, этим объясняется их исполнительность. Иногда я спрашиваю «за что?» и «почему именно я?». Потому что «в рюкзаке можете что-нибудь нести». А женщин вроде бы не досматривают – они, мол, просто не могут ничего такого нести.

Судя по всему, главный источник моих бед – это рюкзак. Борода? Я тоже сначала подозревал, но, когда брился, ничего не менялось. Просто меня переставали узнавать на тех станциях, где уже запомнили.

Хочется верить, что на «Парке Чалюскинцаў» меня уже запомнили – я там шороху навел: постоянно говорил, мол, я тут живу и за пару часов с того времени, как вы меня в последний раз досматривали, ничего не изменилось.

А вот на «Октябрьской» есть очень активная женщина: однажды я ей высказал все, что думаю об этой истории, и она на какое-то время – наверное, недели две – вообще перестала меня останавливать. А потом снова остановила на досмотр: я ей сказал, что она меня досматривает уже 14-й раз. Она извинилась, сказала, что не запоминает, – и на следующий день уже просто со мной поздоровалась.

Когда меня проверяют, то, конечно, не находят ничего особенного – в рюкзаке ноутбук, зарядка, книги и всякий хлам. Иногда бывают подозрительные сгустки металла, потому что я делаю сувениры и иногда вожу много значков и магнитов, которые концентрированно у них высвечиваются.

Когда меня только начинали постоянно проверять, я решил провести эксперимент. Положил в рюкзак пластиковый пистолет – это обычная игрушка, которая стреляет пульками. Я им дважды его показывал – типа вот еще у меня игрушечный пистолет. А потом на «Кастрычніцкай» рюкзак просветили и заметили пистолетик – тогда эта женщина вызвала милиционера, который пришел минут через десять и сказал: «А чего вы его держите? Это же игрушка». Так я понял, что люди, которые нас досматривают, похоже, не могут сами принимать решения.

ЛЕША

сотрудник рекламного агентства

По нашей просьбе Леша также спускался в метро пять раз: на «Уруччы», «Парку Чалюскінцаў», «Кастрычніцкай», «Фрунзенскай» и «Плошчы Леніна». Из пяти станций его проверили только один раз – на «Плошчы Леніна».

– Этот эксперимент получился не очень репрезентативным – обычно меня останавливают гораздо чаще. Осенью было вообще безумие – меня останавливали по 2-3 раза в день, и меня это очень напрягало. Причем досматривать же в метро стали давно – я играю на гитаре и привык к тому, что, когда идешь с инструментом, тебя всегда останавливают. И всех моих друзей-музыкантов тоже часто просили показать, что в чехле. Ну, это и понятно – провозишь большой предмет и неизвестно, что там.

Но этой осенью началось что-то странное – меня буквально проверяли по два раза в день на одной и той же станции. Я нормально реагировал, тем более что и работники метрополитена достаточно вежливые и им, похоже, самим неловко. Но вот однажды у меня было очень плохое настроение, а меня остановили то ли второй, то ли третий раз за день – я начал возмущаться. Тогда женщина объяснила мне, что у них есть шаг и вот по нему они досматривают всех, кто попадает в этот шаг. Но я смотрел, как они останавливают, и там явно нет какого-то конкретного шага. Я стал спрашивать, по каким критериям они выбирают людей, на это она не могла ничего сказать – говорила, что они проходят профессиональную подготовку и поэтому способны отличить. Я знаю, что есть люди, которые это действительно умеют, – они часто работают на больших концертах. Но маловероятно, что этим навыком владеет каждый проверяющий в метро.

Я так понял, что досмотр они аргументируют тем, что есть набор запрещенных вещей и они должны определить, не пытаешься ли ты их провезти. Но, по-моему, у сотрудников метрополитена далеко не всегда есть понимание того, зачем они это делают. Думаю, большая часть проблемы в том, что никто толком не объяснил, зачем это все, не было какого-то большого количества информации по этому поводу. Если бы была нормальная аргументация – было бы легче. Тем более, что при всем моем негативном ко всему этому отношению ни разу не было такого, чтобы работник метрополитена повел себя невежливо. Да мне кажется, им самим довольно неприятно останавливать людей, которые от этого явно не в восторге, и просить досмотреть вещи.

Конечно, очень интересно, почему меня так часто тормозят: наверное, они останавливают тех, кто выпадает из их обычных представлений. В голову лезут глупости всякие, но не думаю, что кто-то пытается дискриминировать меня по поводу бороды или красных штанов. В метро, в конце концов, наверняка работают разумные люди.

А еще я заметил, что если, проходя, ты на них не смотришь и ускоряешь шаг, вроде как очень спешишь, то никто догонять и настаивать на досмотре не станет. И это тоже странно. По идее, если вы считаете, что я опасный, то должны меня проверить вне зависимости от того, опаздываю я или нет. Поэтому аргумент, что все это делают «ради безопасности», для меня тоже неубедителен.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by .

Ссылка на основную публикацию