3 цели, которые преследуют родители, нагружая детей кружками, секциями и репетиторами

Нужно ли загружать ребенка кружками?

Мои знакомые водят старшую дочь во всякие кружки. Девочке всего 7 лет, и после школы она бегает то на танцы, то на английский, то ещё куда-то. Папа с мамой настаивают, что там ребёнку проще определиться с выбором профессии, но они же загружают дочь как ломовую лошадь! Школа, потом дополнительные занятия, потом уроки, потом сон – дитё даже вздохнуть не успевает спокойно. Как-то спросила у неё, мол, нравится тебе и танцевать, и языки учить, а она промолчала. Сомневаюсь, что родители прислушиваются к её мнению. Как в таких случаях с детьми общаться, чтобы развивать их, чтобы им это пригодилось, чтобы было интересно, а самое главное – чтобы у них было время жить, а не только учиться? Они ведь иногда и сами не понимают, чего хотят.

Действительно, нужно ли так загружать ребенка, чтобы он был похож на «ломовую лошадь» . Не будем забывать, что человек ничего не делает просто так. У родителей есть на это причины.

Во-первых, повышенная занятость самих родителей, толкает их на то, что они стремятся куда-то деть своего ребенка, чем-то его занять.

Вечно занятые дети – это проекция жизни вечно занятых родителей. Когда хочется карьеру построить, и на тусовки сходить, и в отпуск съездить, в этом случае на детей остается очень мало времени. Таким образом, вместо внимания и времени родители вкладывают в ребенка деньги. Иными словами, свои родительские функции вечно занятые родители компенсируют деньгами, которые платят разного рода специалистам. Хорошо, если дополнительные занятия будут полезны для ребенка. Очень важно помогать ребенку обнаружить интерес в чём-либо, развивать его увлечения, мотивировать его и в то же время позволить ему бросить те занятия, где ему неинтересно.

Вторая причины родительской одержимости дополнительными занятиями – собственные нереализованные мечты и желания. Через ребенка они словно хотят наверстать свои собственные упущения. Я знала одну маму, которая вместе с дочерью днём и ночью мастерила поделки для выставки. Было заметно, что мамино увлечение девочке было совсем неинтересно. Она навязывала девочке свои нереализованные мечты и идеалы. Но у каждого ребенка – свои интересы, свои увлечения и свой путь.

В своём письме вы пишете, что посещение кружков помогает ребёнку определится с профессией. Согласна, но только в случае, если, помимо посещения этих самых кружков, вы будете интересоваться желаниями ребенка, его потребностями, его эмоциональным состоянием. Если ребенок не хочет посещать кружки или секции, нужно тактично выяснить, по какой причине он не хочет этого делать. Вы, наверное, тоже знаете таких людей, которые после окончания музыкальной школы, к инструменту и близко не подходят.

Нужно предложить и показать ребенку разные направления развития и обязательно выяснить, что ему больше по душе. Именно на это и надо делать упор.

Третья причина активной заинтересованности родителей определить ребенка на дополнительные занятия – это искренняя вера в то, что ребенок с дополнительными знаниями лучше устроится в жизни. Но… Действительно ли куча секций и жёсткий тайм-менеджмент – это путь в успешную жизнь?

Бесспорно, кружки развивают таланты и индивидуальность, помогают ребенку вырасти, как личность. Кроме того, посещение секций и кружков помогает детям социально адаптироваться, так как многие из них в подростковом возрасте становятся зависимыми от Интернета. Однако не следует спешить загружать своего ребенка многочисленными развивающими занятиями. Очень важно, чтобы дополнительная интеллектуальная или физическая нагрузка приносила пользу.

И потом… Если у вашего ребенка очень насыщенный график, то, возможно, для его его гармоничного развития будет лучше исключить какой-то кружок, а освободившее время провести вместе. Погулять, сходить в кино, почитать, порисовать… Необходимо вкладывать в детей свою душу, энергию, внимание. Никакие специалисты и профессионалы не заменят общение детей с самыми близкими людьми на свете – родителями.

“А вы что — никуда не ходите?” Еще один кружок или вменяемые родители — что бы выбрал ребенок

Об этом интервью с Ириной Млодик — кандидатом психологических наук, практикующим психологом, гештальт-терапевтом, автором книг и статей по детской и взрослой практической психологии.

— Типичная ситуация в современной семье: утром у детей школа, после – кружки до вечера. Почему сегодня у родителей сложилось негласное убеждение, что только учиться в школе недостаточно?

С одной стороны, действительно, дети очень восприимчивы, они впитывают все как губка. Из-за этого у некоторых возникает идея, что «после трёх уже поздно». С другой стороны, дети воспринимают не только знания или умения, которые мы пытаемся им дать, но и сами модели отношения к этому. Поэтому иногда случается так: мы думаем, что учим ребенка музыке или математике, но если делаем это насильственным способом, заставляя, критикуя, ругая, то, скорее, учим его насилию и ненависти к обучению. В развитии детей менее важно что , значительно важнее как . Модели запечатлеваются не менее крепко.

— На что следует опираться при выборе кружков и секций? Есть дети, которым все интересно, а есть те, кто несколько раз сходил, – и сразу устал. Достаточно ли ориентироваться только на желание ребенка?

Вопрос кружков, конечно, решается в каждой семье индивидуально. И зависит от многих факторов: самого ребенка, его потребности и возможности выдерживать дополнительные нагрузки, от родителей и их ресурсов, ценностей и взглядов на родительство, от внешних условий: как трудно или легко добраться до этих активностей и чего они стоят всем участникам. От устройства нервной системы ребенка, наконец: астеничные дети устают ещё в середине школьного дня, ребенок-сангвиник и после двух кружков в день бодр и весел. Кто-то будет сам радостно изучать книги, рисовать и даже заниматься спортом, а кому-то нужна компания, тренер, команда.

Желание ребенка, конечно, важно, но не менее важно и его сопротивление. Оно далеко не всегда говорит о том, что ребенок непослушен или ленив. Если ему вдруг не нравится какой-то кружок, в который он радостно ходил раньше, надо поинтересоваться, что произошло. Может быть, он разлюбил сам теннис, может, у него вышел конфликт с командой, с тренером. Может, у него не получается и ему трудно переживать неудачу. Или чего-то боится, тревожится, переживает.

Не забирать ребенка из кружка, чтобы «научился доводить дело до конца» – такая же крайность, как и при первых же трудностях, не выясняя, в чем дело, забирать его из кружка.

Получается, всегда есть риск через несколько лет услышать: «Помнишь, я художку бросила, почему ты не настояла, чтобы я продолжила занятия! Я так сожалею!»

Всегда можно ответить: «Ну что ж, тебе ничего не мешает сейчас заняться рисованием, если ты очень хочешь». Гениальный в рисовании ребенок никогда не бросит рисование. А не гениальный может начать рисовать в любое время своей жизни для удовольствия.

— Нормально ли постоянно менять секции? Нередко слышишь: «Так и будет, как попрыгунья-стрекоза. Все пробовать, нигде не задерживаться. И что из нее выйдет в жизни!»

Менять секции — ещё не означает быть «попрыгуньей». Часто ребенок просто пробует разное в стремлении понять, что ему понравится. Иногда ему нравится смена коллектива или смена занятий. Он будет разносторонним, много попробует, будет уметь – да, неглубоко, не гениально, зато много и разного.

— Как сохранить баланс между активностью и отдыхом? Родители жалуются, что без кружков большую часть времени дети сидят дома у экрана. Стоит ли сразу бросать занятия в случае усталости?

Учить детей определять степень своей усталости важно с самого детства, этот навык ему может значительно больше пригодиться, чем ещё один иностранный язык. Нет ничего полезного в том, чтобы с раннего возраста терпеть перегрузки и жить на пределе возможностей. При этом мы не всегда хорошо знаем, от чего именно устает ребенок. Далеко не все устают от самого процесса учебы. Кто-то устает от общения, у кого-то все силы отнимают тревога или старание, волнение или напряжение. Поэтому случается, что дети устают и просто хотят играть или заниматься своими делами дома.

Многие родители считают это напрасной тратой времени, хотя это всего лишь способ восстановиться, переключиться или побыть одному, но не скучать. В любом случае, прежде чем бросать кружок или секцию, стоит поинтересоваться, от чего именно устал ваш ребенок. Возможно, у него есть проблемы: тревога, страхи, избыточное старание, сложности в общении, с которым нужно обратиться к детскому психологу. И дело не в кружке, а в том, чтобы помочь ребенку меньше уставать, то есть прекратить тратить психическую энергию в те моменты, когда можно её не тратить.

— У сына знакомых в младших классах практически не было свободного времени, зато на полках дома – кубки и медали. Репетиторы по основным предметам, английский и китайский, футбол и карате. «Я знаю, что скоро он взбунтуется, наша задача – до этого впихнуть в него как можно больше». Работает ли такой метод? Превратятся ли несколько лет усиленной учебы и тренировок в крепкий фундамент будущей жизни?

Такие родители закладывают в ребенке навык «зарабатывать кубки и медали». Это хороший навык? Наверное. Но навык чувствовать себя, свои желания, умение выбирать самому, — этого у него не будет, просто потому что для их развития нужна пауза, возможность прислушаться к себе и даже поскучать. Ведь именно в пустоте мы можем услышать наши потаённые желания.

И если дальше такой ребенок «пошлет родителей подальше» с их идеями о его развитии, то он все равно оставит себе либо эту «чемпионскую» схему, либо её противоположность под названием «хватит с меня достижений». Наша задача, все-таки — помочь детям стать взрослыми. А взрослый — это человек, способный свободно выбирать, принимать решения и нести за них ответственность. Но если человек не чувствует авторство своих решений, то и ответственность за них ему брать не хочется.

— Может ли скрываться в чрезмерной активности не только желание дать все самое лучшее, но и нежелание или отсутствие времени и ресурсов заниматься самим своим ребенком?

Родители не обязаны и часто не могут активно заниматься ребенком и развивать его во всех направлениях. У них своя непростая жизнь и свои взрослые задачи. Совершенно нормально — поручать развитие другим людям. Но под попыткой заполнить время ребенка до отказа, действительно, стоит много чувств: тревоги (как бы не потратил время зря, вдруг упустим талант), страха перед жизнью, которая потребует от ребенка быть супергероем; перед его свободным временем, в котором как-то надо общаться, но совсем непонятно, как; перед осуждением других родителей: «а вы что, никуда не ходите?», вины (вдруг не дадим ему чего-то важного).

— Раньше мы постоянно гуляли после школы, ходили друг к другу в гости, а сейчас всё больше каждый сам по себе. Ребенок приходит домой и сидит весь день дома. Стоит ли пытаться наладить общение ребенка с одноклассниками, если оно не складывается?

В нашей городской жизни от родителей часто требуются серьезные организационные навыки и усилия для того, чтобы обеспечить досуг детям. Раньше, в основном, ходили в школу во дворе, и это облегчало задачу: дети играли там, где учились. Двор был местом детских встреч и игр. Теперь некоторые дети живут в расписании министров: им нужно выкраивать время для совместных игр, а кому-то из родителей приходится убеждать других родителей в необходимости простого общения и игры и брать на себя функции организатора мероприятий. Таково веяние времени.

— Сейчас в большинстве своем семьи живут далеко от бабушек и дедушек, муж обычно на работе, а вся нагрузка по логистике падает на маму. Как справиться?

Родители не должны «ложиться костьми» ради ребенка, у них ещё есть своя жизнь. Если ее не будет, то ребенок будет первым, кто получит массу негатива по этому поводу. Выбирая между ещё одним кружком и довольной, спокойной или хотя бы вменяемой матерью или отцом, нужно выбирать второе. Счастливые родители значительно полезнее для ребенка, чем любой кружок.

— С какого возраста можно передать ребенку ответственность за себя полностью? У меня есть знакомые, которые живут в тихих районах близко к школе и отпускают детей уже с первого класса ходить самостоятельно, а есть те, кто и в шестом классе провожает детей.

В любой семье могут быть разные обстоятельства. В школьном возрасте ребенок уже может самостоятельно осилить несложную дорогу до школы. Но его нужно подготовить: пройти ее вместе, обращая внимания на детали: переходы, повороты, темные места. Стоит выбрать максимально безопасный путь, попросить ребенка отвести маму домой из школы, чтобы он принимал решения в дороге, пока вы рядом. Обговорить с ним возможные экстремальные ситуации: «что делать, если…». Можно почитать замечательную книгу Л. Петрановской с таким названием.

— У меня есть знакомая, которая растит одна троих детей. Всем им нужно мамино внимание и поддержка. Не говоря уж об обычном «накорми-отведи». Как можно себя поддержать в такой непростой ситуации? Есть ли какие-то хитрости и приемы организации времени?

Самое логичное в этой ситуации — нанимать помощников или просить помочь бабушек-дедушек. Если привлечь некого — остаётся обучать детей самостоятельности и командной поддержке. Трое детей — это не диада «мать-ребенок», это уже организация, которой нужно управлять в целом, разделяя ответственность между ее членами. Постепенно вырастая, дети все больше могут сами. Мама, которая пытается нести все на своих плечах, скоро возненавидит свою ношу или саму себя. Большая семья — много возможностей, но и ответственность всех участков семьи другая. И схема взаимодействия тоже.

Почему дети перегружены кружками и секциями? 3 причины

Как мы превращаем детство в соревнование. Зачем родителям успехи детей

Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии

Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге “Наши бедные богатые дети”, заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?

О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.

В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:

  • как можно больше
  • как можно раньше
  • как можно лучше.

Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться “на обочине жизни”.

Как можно больше: кружки, секции, репетиторы

Говорят, самые надежные вложения — это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа — всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних — в несколько этажей, у других — размером с небоскреб.

Иностранные языки — обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание — для здоровья, шахматы — для интеллекта, теннис — это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.

Мальчику просто необходима борьба — воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.

Естественно, в обязательный набор входит музыка — классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном — тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.

Когда речь заходит о каникулах, ни о каких “поваляться на травке” и “погонять с друзьями” не стоит и мечтать. “Расслабляться” будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов — чтобы совместить приятное с полезным.

Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе “офиса” встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы “проект” развивался, а ребенок все успевал.

Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции — мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.

Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться — не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.

Как можно раньше: раннее развитие и контейнерные дети

Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на “нулевой стадии”. И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.

Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: “Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает”. Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь — может, обратиться к логопеду?

Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.

На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, “как большие”. К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын “заменил ей спутника” — каждую неделю он “водит ее ужинать”. Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.

Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой — в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, — не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: “У моего малыша за первый год — 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается”.

Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение — “контейнерные дети”.

Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит — организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон — это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.

Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.

Как можно лучше: успехи детей — любой ценой

У состоявшихся людей “все должно быть супер”. Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ — по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок — это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант — рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.

Воспитание все больше напоминает “выращивание выставочных экземпляров”, назначение которых — производить фурор. Где бы мы ни были — в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, “конвертируемыми” — в медали, оценки, дипломы.

Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка — значит, мама плохо справляется со своей работой: “Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!” — возмущается папа-бизнесмен.

Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами “чемпионскую программу” только с помощью постоянного давления.

Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает — нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.

Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, — достигай, становись, совершенствуйся. Любовь — как приз, а наказание за неуспех — лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.

На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: “В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования”. В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: “проиграешь — перестану любить”.

Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: “Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой”. Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый. За словами “какой-то не такой” скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.

В конце концов дети оказываются в изоляции — и физической, и психологической. Физической — потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической — потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. “У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде”, — жалуется подросток из состоятельной семьи. “Везде” означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, “нигде” — отсутствие контакта.

Вред раннего развития. Чем мы рискуем?

Устраивая ребенку “эффективное детство”, подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом — в следующий раз.

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности – лучший отдых? Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа на них дать нельзя. Папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все «за» и «против».

Итак, «ЗА»:

1. Занятия в кружке или секции – это:

  • смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок – творческой. В кружках прикладного творчества – двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок – все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
  • смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, – разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка «избалуют» подобной снисходительностью;
  • смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;
  • смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь – занимайся за столом, хочешь – удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.

Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

2. Занятия в кружке, секции – это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

3. Занятия в кружке, секции – это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.

Кроме того, для всех детей группа в кружке – модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

  • запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
  • запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
  • запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
  • организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.

Для ребенка семи – девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни «взрослой» силы воли, ни «взрослой» памяти, ни «взрослой» предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.

5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов.

  1. первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
  2. второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически – в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Безусловно, успехов в кружке самих по себе может оказаться недостаточно. Родители должны обязательно обратить внимание на его достижения. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими – разумеется, в присутствии ребенка. Выразить надежду, что и в остальном он теперь будет таким же молодцом и со всем справится. Только крайне важно не перестараться. Не стоит думать, что, раз ребенок мал, он не в состоянии отличить искреннее восхищение от лести. Пусть ваша похвала будет адекватна реальным достижениям ребенка. Если же вы, желая сделать ему приятное, будете неискренни, сын или дочь перестанут доверять вашей оценке.

Стоит отметить и еще один немаловажный аспект. Родители в чем-то не очень успешных детей часто сами бывают настолько сосредоточены на этих кажущихся им непреодолимыми трудностях, что просто не видят за ними способностей и талантов своего ребенка. Вот лишь один случай из практики психолога:

Лену, высокую со спортивной фигуркой девочку, привела на прием мама. На консультации Лена молчала: казалось, беседа ее не интересовала. Видимо, все, что говорила мама, девочка слышала далеко не раз.

Мама Лены была очень расстроена. Как выяснилось, очередной двойкой дочери по математике. И мама и папа Лены в школе учились на пятерки и четверки. Поэтому плохая успеваемость дочери просто не укладывалась у них в голове. «И ведь занимаемся с ней. Уроки вместе делаем, объясняем все, а толку никакого. Только и говорит: «не понимаю, не могу, не хочу»».

Прервав монолог мамы, психолог спросил у Лены: «Тебе нравится учиться, ходить в школу?»

Девочка, не глядя на психолога, равнодушно ответила: «Нет».

«У тебя есть в школе друзья?» – поинтересовался психолог.

«Нет, – говорит Лена, – никто со мной не дружит. Мне все равно».

Все это время мама Лены всем своим видом подчеркивала: «Вот видите! Я же говорила вам – ничем не интересуется, ничего не хочет!» – и явно выжидала момент, когда же ей предоставят возможность сказать это вслух.

«Ну, может, хоть что-то тебе нравится в школе?» – допытывался психолог у девочки.

«Да у меня ничего не получается. Ну, правда. – Лена оглянулась на маму и нерешительно закончила: – Физкультуру я люблю, особенно когда в баскетбол играем».

Реплика вызывала возмущение мамы: «Баскетбол – это не полезное занятие! Лучше бы дочь учила уроки! Заниматься баскетболом некогда, потому что Лена и так не справляется со школьной программой! Кроме того, чтобы взяли в секцию, нужно обладать данными, а Лена никогда серьезно не занималась спортом. И вообще, Лена все равно бросит занятия уже через неделю, потому что она не может даже расписание уроков запомнить и сделать без десятка напоминаний домашние задания. »

Психолог был вынужден прерывать мамин монолог, потому что видел, что у не решающейся возразить девочки на глазах заблестели слезы.

Попросив Лену подождать за дверью, психолог долго беседовал с мамой. Объяснял ей, как важно для ребенка поверить в себя, как важно, чтобы в тебя поверили другие, особенно самые дорогие и близкие люди – родители. Рассказывал о том, как важно ребенку добиться успеха, причем вовсе не обязательно именно в математике.

Выслушав психолога, мама Лены согласилась попробовать показать дочь тренеру команды школы по баскетболу.

С Леной и ее мамой психолог встретился случайно спустя год. Лена улыбалась и смотрела в глаза, а ее мама больше не выглядела такой расстроенной. Тренер, к огромному удивлению мамы, согласилась заниматься с Леной. К еще большему удивлению родителей, тренировки Лена не пропускала. Через полгода девочку перевели в основной состав школьной команды, и теперь она защищает на соревнованиях честь школы.

«А как с математикой?» – рискнул поинтересоваться психолог.

«С математикой? – мама слегка смутилась. – Да, честно говоря, практически по-прежнему. Но мы с папой подумали, что это не так важно. Можно и без математики прожить. Особенно спортсменке. Правда, дочка?» Вид при этом у мамы был очень гордый.

Задумайтесь. Возможно, вы мучаете уравнениями талантливого музыканта. Или заставляете рисовать способного шахматиста. Безусловно, родителям приятно, когда их ребенок успешно учится в школе. Безусловно, школьные знания полезны в будущей жизни. Но если что-то у вашего ребенка не получается, остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки? Присмотритесь, у вашего ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем пятерками в дневнике. Сумейте разглядеть эти способности. Найдите место, где вашему ребенку помогут их развить. Поверьте в него и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.

Есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»:

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке – один из возможных вариантов.

2. Занятия в кружке, секции – это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум – двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.

3. Занятия в кружке, секции – это дополнительные нагрузки для родителей. «Заниматься будет якобы ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будем мы», – опасаются родители. Скорее всего, ребенок сделает попытку переложить на вас все неприятные обязанности. Но тут уж все зависит от ваших организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.

4. Занятия в кружке, секции – это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Как это ни прозаично, но необходимость платить деньги за развитие творческих способностей любимого ребенка – вполне реальная проблема. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

5. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания – встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.

Эти две последние проблемы довольно неприятные, но все же в большинстве случаев решаемы. Было бы желание у взрослых.

Краткая характеристика кружков и секций

​​​​​​​Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно? Выбрать один-единственный – действительно задача не из простых. Ассортимент огромный, даже глаза разбегаются. Охарактеризуем хотя бы наиболее популярные. См. →

Как выбрать секцию или кружок для ребенка

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. См. →

Как не перегрузить ребенка кружками, секциями и дополнительными занятиями

Школьники, наконец, дождались каникул и могут целиком, без напряжения посвятить себя любимым кружкам и секциям. Ведь многие родители перегружают своих детей дополнительными занятиями.

Совмещать школу со спортом, музыкой и рисованием под силу далеко не каждому. Дело может закончиться психическим расстройством и потерей иммунитета.

Из 12 лет, что живёт на свете Даниил, 4 года он посвятил хоккею с мячом. Фанатичности и упорству, с которыми тренируется мальчишка, могли бы позавидовать взрослые опытные спортсмены. Тренер не нарадуется на воспитанника и сулит ему большое спортивное будущее.

Только у родителей Даниила гордость за сына смешивается с сомнениями и беспокойством. Ради занятий хоккеем он прогуливает уроки в школе.

Даниил Цельцов: “Ну, иногда ухожу с уроков, потому что не успеваю на тренировку. Ну, приходится пропускать некоторые уроки”.

Клюшка и мяч вытеснили из жизни Даниила все прочие занятия и увлечения. Друзья – только из спортивной команды. Книги, которые родители предлагают прочитать сыну для общего развития, пылятся на полке. Даниил выполняет только обязательный минимум – домашнее задание. Всё остальное – хоккей.

Ольга Соколова, мама Даниила: “Спорт не должен быть в ущерб учёбе в любом случае. Спорт есть спорт, а учёба – это учёба. В любом случае спорт когда-то заканчивается, а потом наступает дальнейшая жизнь, где мы должны себя как-то реализовывать, образование получать”.

Родители Наташи Илямаковой, 13-летней школьницы из Ульяновска, на широту интересов дочери пожаловаться не могут. Дважды в неделю Наташа проводит экскурсию в школьном музее истории для других учащихся, усиленно изучает английский язык с репетитором и почти каждый день посещает секцию биатлона.

При этом девочка учится на одни пятёрки. Но радость родителей от успехов дочери омрачена тревогой. Наташа так загрузила себя дополнительными занятиями, что свободного времени практически не осталось.

Наталья Илямакова: “Я, наоборот, хочу ещё чем-то заняться. Но понимаю, что меньше будет времени на учёбу, и поэтому учёба “съедет” сразу”.

Ирина Илямакова, мама Натальи: “Как-то она с тренировки вернулась поздно и сразу взялась за книжку. Я ей: “Наташа, ну ты будешь когда-нибудь у нас отдыхать?” Она говорит: “Мам, отдых – это смена вида деятельности”. И с тех пор я уж ей никаких вопросов не задаю”.

Уроки закончились, класс опустел. И только ученик 4 класса Саша Петренко остался за партой. Скоро начнётся факультатив по английскому языку и нужно успеть подготовиться. Кроме этого в личном расписании 10-летнего мальчишки факультатив по изобразительному искусству и уроки фортепиано в музыкальной школе. Такая нагрузка – это инициатива его родителей. Сам Саша мужественно терпит все испытания и мечтает об отдыхе.

Прошлом году Саша посещал ещё и секцию карате. Но когда от непосильной для его лет нагрузки стал постоянно болеть, родители поняли, что нужно от каких-то занятий отказаться.

Саша хотел бросить музыкальную школу, но родители решили пожертвовать спортивной секций. Ведь у мальчика, как они уверены, музыкальный талант.

Татьяна Петренко, мама Александра: “Я сказала: “Саша, я тебе не дам забросить инструмент. Да, это тяжело, я его заставляла, я с ним ругалась, я его терроризировала”.

В одной из московских гимназий под одной крышей дети могут заниматься в самых различных секциях и кружках. Многие родители не могут устоять от соблазна записать своё чадо сразу на несколько дополнительных занятий.

Так случилось и с Алёной. Ей ещё нет семи лет, а помимо уроков ей нужно успеть на танцы и в бассейн. Раньше была ещё и музыкальная школа. Но утомлённая жёстким графиком школьница, твёрдо сказала родителям: “Что-то надо бросать”.

Что движет ребёнком, лень или усталость? Бабушка Алёны разобралась без труда. Лучший показатель – настроение. Малыш не должен возвращаться домой унылым или измотанным.

Валентина Лапонова, бабушка Алёны: “Она может прийти весёлая. А бывает она сразу унылая, усталая, вялая, капризничает. А здесь она как-то спокойно. С танцев приходит спокойно”.

Педагоги не устают напоминать родителям, что все дети индивидуальны. Кто-то легко переносит нагрузку секциями и факультативами, а кому-то нужно давать больше времени для отдыха. Главное прислушиваться к своему ребёнку и давать ему если не полную свободу, то хотя бы свободу выбора.

Ведущий: О проблемах, с которыми неизбежно сталкивается любой школьник. А значит, и его родители, мы поговорим с директором московской международной гимназии, заслуженным учителем России Татьяной Гуменик.

Ведущий: Ребенок переходит из младшей школы в среднюю. Что для него может стать стрессом.

Гость: Школа изменилась за многие годы, поэтому, я бы не сказала, что стресс этот сильно велик. Иногда бывает так, что ребенок переходит из одного здания школы в другое. Иногда бывает так, что количество предметов увеличивается. Естественно, увеличивается количество учителей. Они все незнакомы. И для ребенка представляют некоторую трудность, потому что ты не знаешь, как отреагируют учитель на какой-то твой мелкий проступок.

Ведущий: Родителям нужно, что-то специально делать, чтобы адаптировать ребенка к средней школе?

Гость: Во-первых, должны поддерживать контакт со своими детьми и обязательно интересоваться тем, что происходит в школе, потому что иногда ребенок свои огорчения не доносит до дома. И не забывать о том, что кроме ребенка есть еще и педагогический коллектив, познакомиться с классным руководителем.

Ведущий: А в каком возрасте дети начинают склоняться к техническим дисциплинам, к гуманитарным. Вот, по вашему опыту.

Гость: Профиллизация должна быть с 10 класса, не ранее. Потому что дети, к сожалению, еще не осознают и не понимают пока своих пристрастий.

Ведущий: Большинство родителей считают, что того, что дается в школе ребенку недостаточно, нужны еще дополнительные секции, кружки и так далее. Вот, так, как подобрать дополнительные занятия, чтобы одно другому не мешало.

Гость: Родители, когда они совершают такой серьезный поступок, должны думать о том, что нагрузка не может быть беспредельной. И они должны дозировать эту нагрузку постепенно и аккуратно. Если это физические нагрузки, безусловно, нужно проконсультироваться с врачом. Если это умственные нагрузки и психо-физиологические, проконсультироваться с психологом. Самое главное – индивидуальный подход. И мгновенное реагирование на какие-то проблемы, которые возникают в случае, если ребенок не хочет посещать какую-то секцию. Во-первых, нужно отдавать ребенка туда, где можно заниматься общефизической подготовкой. Прежде всего, укрепить здоровье. После этого, добавлять по интересам и согласно склонности ребенка то, чем ему нравится заниматься, и это развивать. Если это все пойдет хорошо, и это будет совмещаться с секцией, более 2 секций ребенку совсем не нужно.

Ведущий: Если ребенок ходит в спортивную секцию, там у него все получается. Все нравится, но школу он, по сути дела, забросил, можно ли наказывать тем. Что лишать этой секцией.

Гость: В данном случае нужно обязательно обратиться к учителю, который ведет предмет. Обговорить нюансы и сделать так. Чтобы ребенок начал успевать. Не лишать ребенка любимого дела. Не нужно, потом что это вызывает агрессию.

К чему приводит «перегруженное» кружками детство и почему дети часто дерутся

К чему приводит «перегруженное» кружками детство и почему дети часто дерутся

Супермамы воспитывают детей от одного кружка до другого, чтобы можно было бы при случае гордо сказать: «А мой в свои пять уже говорит на французском и играет „Лунную сонату“!». Но скажет ли ребёнок за это «спасибо», когда подрастёт? Плюсы и минусы перегруженного детство, как воспитать ребёнка, уважающего права животных, и что изменилось в ЕГЭ за десять лет — всё самое интересное в лучших блогах «Мела».

Перегруженный ребёнок: 15 лет спустя

Всё чаще можно услышать, что от раннего развития больше вреда, чем пользы, а курсы подготовки к школе портят детей. Наш блогер делится откровенной историей, к чему привело чрезмерно загруженное детство кружками и секциями и с какими проблемами она до сих пор пытается справиться. Плюсы, кстати, девушка тоже отмечает: организованность, отличная память и беспроблемное поступление в вуз.

«В первом классе я ходила на балет, плавание, английский и то ли логику, то ли риторику. Выходные проводила в художественной школе (по шесть часов) и консерватории (музыкальная теория „для общего образования“). Ещё было несколько лет большого тенниса, бальные танцы и восточные единоборства (когда стало ясно, что танцор из меня так себе). Когда у меня что-то выходило не совсем гладко, менялись репетиторы или школы, но количество занятий (стабильно два кружка/две секции после школы) оставалось» Бедный ребёнок? Ну не совсем.

12 советов, как не вырастить из ребёнка живодёра

Вот одна девочка душит в объятиях кролика, а другая кидает на пол хомяка. Именно так проходят некоторые походы родителей с детьми в контактные зоопарки. Не верьте умилительным фотографиям в соцсетях! А всё потому, что родители порой не задумываются, что прививать культуру обращения с животными нужно с детства. Анастасия Миронова рассказывает, как воспитать человека, который не выкинет кота и не замучает собаку. И для начала, как она считает, нужно отказаться от походов в контактные зоопарки и цирки с животными.

«Сложно не позволять ребёнку дёргать кота за хвост и бросаться с играми к собаке, когда та планирует поспать. Сложно отказать ребёнку в просьбе поиграть с кошкой как с куклой или нарядить сопротивляющуюся собаку в костюм. Но делать это нужно.

Ребёнок должен понимать, что у животного есть права и собственные интересы, которые нужно уважать. Объясняйте через мелочи. Если кошка стоит под дверью, попросите ребёнка её открыть: скажите, что Мурка хочет пойти на кухню. Никогда не отпинывайте животных, если они мешают на дороге. Не кричите на животных и не высказывайте пренебрежения — ребёнок быстро его переймёт».

Драки между братьями и сёстрами: можно ли этого избежать

Все дети дерутся, независимо от пола и возраста. Это неизбежно. Особенно братья и сёстры. Причины конфликта могут быть разные — от борьбы за внимание родителей до банальной драки от обиды. Наш новый блогер, мама троих детей, рассказывает, как помочь детям научиться слышать и слушать друг друга, проявлять эмпатии и находить компромисс. А ещё она приводит несколько воспитательных игр, которые сама использует со своими сыновьями.

«Помогите им услышать друг друга. Если драка вышла за пределы игры, можно посадить противоборствующие стороны на диван (на песок на пляже, на стулья в кухне, на ступеньки) и сказать им, что теперь каждый в ответе за другого и что они будут так сидеть, пока не разрешат друг другу встать и продолжить играть. Такое предложение заставит их искать сотрудничества, а не драться. В качестве альтернативы детей можно отправить в другую комнату вместе и сказать им, что они могут выйти, когда найдут решение проблемы».

Оправдал ли ЕГЭ огромные надежды

В этом году единый государственный экзамен разменял второй десяток. Мария Кучерова, учитель и мама двоих студентов-первокурсников (не удивляйтесь, они близнецы), посвятила свой блог на «Меле» животрепещущей теме ЕГЭ и поступлению. А ещё о поддержке родителей в этот нелёгкий период и экономии семейного бюджета. На этот раз она решила разобраться, какие цели ЕГЭ удалось достигнуть, а что не получилось. А ещё Мария делится хитростями, о которых знают не все: например, как получить приятный бонус в виде дополнительных баллов к ЕГЭ.

«Спустя несколько лет удалось победить коррупцию и списывание. В этом плане объективность достигнута только технически. Поскольку никто из выпускников не видит полностью проверенную работу, и нет возможности сравнить её с заданием и правильными ответами, то здесь (мягко говоря) всё не совсем прозрачно до сих пор. Выпускники, которые волею судеб попали на годы массовых утечек заданий ЕГЭ, стали «разменной монетой» мнимой объективности не до конца продуманного эксперимента.

Теперь о главной составляющей объективности этого экзамена — о содержании. Здесь я рассуждаю очень просто: если постоянно вносят какие-то изменения, то объективность можно поставить под сомнение».

Ссылка на основную публикацию