20 раз, когда полет на борту самолета стал тренировкой на выживание

Как повысить свои шансы на выживание при крушении самолёта Материал редакции

Специально для TJ читатель Artem Victorovich перевёл статью «10 ways to boost chances of surviving a plane crash», опубликованную CNN, и дополнил её примерами и выводами из личного опыта.

Недавнее крушение рейса TransAsia 235, когда часть пассажиров осталась жива, вновь вызвало вопрос: почему кто-то погиб, а кто-то сумел остаться в живых. И тут должны встрепенуться аэрофобы: значит, есть шансы выжить, осталось только понять, как их увеличить.

Безусловно, авиационные происшествия бывают разные: от небольших инцидентов (невыпуск стойки шасси) до катастроф, к которым, как правило, приводит целый ряд обстоятельств. В этой статье мы можем говорить лишь о тех ситуациях, где у нас есть хоть какой-то контроль над происходящим: к примеру, аварийная посадка или разгерметизация кабины.

Я связан с гражданской авиацией с 2004 года, когда начал получать соответствующее образование, а в 2007 началась моя авиационная карьера: я работал представителем крупных иностранных авиакомпаний, а в 2013 отправился в Сочи готовить аэропорт к Олимпийским играм. За всю жизнь я налетал в общей сложности больше месяца и облетел Землю больше одиннадцати раз.

Я не считаю себя экспертом и никогда не отвечаю на вопросы друзей: «А почему, по-твоему, разбился этот самолёт?». На мой взгляд, никто не имеет права делать подобные заявления, кроме органов, уполномоченных проводить расследование. Все же тиражируемые СМИ «мнения экспертов», — не более чем спекуляция на трагедии других людей и желание попиариться. Статью CNN я дополню реальными историями из личного опыта.

1. Выбор места в салоне

Мнения экспертов о том, где сидеть безопаснее, расходятся. Вы слышали о теории «пяти рядов»? Есть мнение, что если ваше место не более чем в пяти рядах от ближайшего аварийного выхода, то, по статистике, у вас больше шансов на выживание. Профессор университета Гринвич провёл в 2011 году исследование, которое подтвердило данную теорию. Среди прочего в исследовании отмечается, что в более чем 90% авиапроисшествий, случившихся за последнее время, есть выжившие.

Эксперты Федерального Авиационного Агентства США (U.S. Federal Aviation Administration) утверждают, что в самолёте нет какого-то наиболее безопасного места. По их словам, в результате происшествий разные части самолёта могут быть подвержены повреждениям и, следовательно, определить безопасное место не представляется возможным. Недостаточно знать только о расположении ближайшего к вам аварийного выхода, так как он может быть заблокирован. На этот случай эксперты агентства советуют знать, где находится второй по удалённости аварийный выход. Тем самым вы сможете увеличить свои шансы на то, чтобы как можно скорее покинуть кабину самолёта.

Очень часто, когда самолёт разбивается при посадке, мы видим кадры лежащей отдельно задней части, практически без повреждений. Из этих соображений считаю последние 2-3 ряда самыми безопасными, но и тут есть одно но: бизнес-класс всегда впереди, поэтому не стоит идти на сомнительную безопасность хвостовой части, поступившись комфортом бизнес-класса. Кстати, при обнаружении на борту взрывного устройства его перемещают именно в хвостовую часть, так как в случае взрыва эта часть самолёта наименее подвержена разрушению в силу его конструктивных особенностей.

В каждом самолёте есть специальные места для пассажиров, неспособных передвигаться самостоятельно. Иногда они даже помечены значком «инвалидная коляска». Это места для пассажиров «Wheelchair» (WCHC), которые вообще не могут передвигаться сами. Эти кресла, как бы прискорбно это ни звучало, находятся равноудалённо от двух ближайших выходов. Сделано это для того, чтобы эти пассажиры не затруднили эвакуацию других. Если на вашем или соседнем ряду есть значок «инвалидное кресло», значит, вы находитесь равноудалённо от двух ближайших выходов.

2. «Прослушайте информацию по безопасности…»

Сколько раз мы слышали эту фразу? Я надеюсь, ровно столько, сколько полётов у вас было. Каждый раз перед взлётом обратите внимание на бортпроводников, демонстрирующих расположение выходов и работу аварийно-спасательного оборудования самолёта, либо на соответствующую видео-демонстрацию. Они могут показаться скучными, но знание этих инструкций помогает спасать жизни. Убедитесь, что знаете где ваш спасательный жилет и где находятся ближайшие к вам аварийные выходы. В бизнес- и первом классе жилет, как правило, находится не под креслом, а в консоли между креслами. Обязательно уточните это.

Ещё одна тонкость: несознательные пассажиры иногда воруют спасательные жилеты, а соответствующие службы не всегда внимательно проверяют наличие всех жилетов. Если не можете свой нащупать свой жилет под сиденьем — смело нажимайте на кнопку вызова и уведомите об этом бортпроводников. Вам тут же принесут жилет и закрепят его на соответствующем месте, либо пересадят на кресло, где он есть. За все мои полёты я несколько раз сталкивался с отсутствием спасательных жилетов.

3. Обратите внимание на инструкцию по безопасности

В кармане спинки впередистоящего кресла вы найдёте схему-инструкцию по безопасности: это ваша карта выживания. Где аварийный выход, как надуть жилет или плот, откуда стоит ожидать появление кислородной маски — всё это вы найдёте в схеме-инструкции. Да, ещё в этих инструкциях можно поразглядывать смешных человечков, многие авиакомпании стараются сделать их забавными и интересными.

И пусть возможность использования спасательного жилета на рейсе из Петербурга в Москву представляется крайне призрачной, но кислородной маски — вполне возможно. Достаточно, чтобы сработал датчик разгерметизации кабины (даже ошибочно), чтобы открылись лючки с масками.

4. Учитесь группироваться

Вы знаете, как сгруппироваться в аварийной ситуации? Вы хоть раз пробовали это сделать? У вас может быть всего несколько секунд, чтобы сгруппироваться. Есть несколько позиций, которые указаны в инструкции по безопасности. Не стесняйтесь потренироваться. Могу сказать, что умение быстро сгруппироваться поможет вам не только при аварийной посадке, но и просто во время очень сильной турбулентности.

Считаю важным держать ремень застёгнутым во время всего полёта. Очень часто звуковая индикация отключения светового табло «Пристегните ремни» сопровождается клацканием пряжек отстёгивающихся ремней «смельчаков». Вам что, ремень дышать не даёт? Если шанс попасть в авиакатастрофу крайне мал, то вероятность проломить головой панель освещения либо обшивки потолка в разы больше.

Неожиданная турбулентность встречается и на больших высотах. На моей памяти был не один случай, когда после подобной встряски «смелым» пассажирам требовалась медицинская помощь. Летите ночным полупустым рейсом и есть возможность поспать на трёх креслах? Отлично, но пристегните ремень поверху, чтобы не впечататься в потолок, если самолёт вдруг поймает нисходящий поток.

5. Всегда узнавайте, где ближайшие аварийные выходы

Выше уже сказано о необходимости знать расположение аварийных выходов. Попытайтесь спланировать путь вашей эвакуации: основной и альтернативный. Если кабина оказывается задымлена, то, вероятно, вы не сможете увидеть, где находится ближайший выход. Посчитайте, сколько рядов отделяет вас от выхода, во время эвакуации в задымленной кабине вы можете передвигаться в сторону выхода, отсчитывая подлокотники в проходе.

Задача экипажа при эвакуации — обеспечить безопасную и быструю эвакуацию всех пассажиров. По международным правилам на каждый выход (станцию) должен быть минимум один бортпроводник, именно он откроет выход (либо выходы с двух сторон, если это возможно) и будет простыми голосовыми командами направлять к себе пассажиров. Если по каким-то причинам использовать выход нельзя, то в его задачи входит не допустить покидание самолёта через этот выход и направить пассажиров к другим выходам.

6. Передвигайтесь быстро

Большинство пассажиров, как правило, выживают при первичном ударе (в случае аварийной посадки либо крушении), однако то, что происходит потом, часто становится причиной смерти.
При проектировании самолётов считается необходимым обеспечить эвакуацию всех пассажиров через половину выходов в течение 90 секунд: именно это время считается максимальным, в течение которого у вас есть шансы безопасно покинуть самолёт.

Помните, что на узкофюзеляжных самолётах (Airbus A320, Boeing 737) — проще говоря на тех, где по салону идёт один проход, — выходы, расположенные в плоскости крыла, имеют меньший размер, и через них эвакуацию проходит медленней, чем через основные выходы. Покидая самолёт, не берите с собой никаких сумок, это затруднит проход.

Всё что вам реально понадобится — это документы и тёплые вещи, если на улице холодно (главное, чтобы эти тёплые вещи не затрудняли ваш выход из самолёта). Спускаясь по надувному трапу, не пытайтесь за него держаться или касаться: получите сильные ожоги рук. Покинув самолёт, отойдите на безопасное расстояние и в случае необходимости помогите сделать это другим.

7. Будьте внимательны во время взлёта и посадки

По статистике, именно на эти фазы полёта приходится наибольшее число происшествий. Распитие алкоголя может ухудшить вашу реакцию точно так же, как и сон. Постарайтесь быть сконцентрированы в эти моменты: не снимайте обувь, не закрывайте глаза маской для сна, а уши наушниками.

Из личного опыта могу сказать, что возврат самолёта в аэропорт вылета в 90% случаев происходит в первые 20 минут после взлёта: треснувшее стекло кабины пилотов, невозможность убрать стойку шасси, пойманная прямо на взлёте стая птиц, либо помпаж двигателя сразу после отрыва от земли. Все эти события хоть и являются нештатными ситуациями, но не несут большой опасности для пассажиров. Они часто отрабатывается на тренажёрах, и экипажи хорошо знают порядок действий.

Тем не менее, пассажирам следует быть внимательными к инструкциям экипажа и четко выполнять все указания. Все объявления будут делаться на языке страны авиакомпании и английском языке. Если у вас есть языковые сложности, то убедитесь, что человек, сидящий рядом с вами, в состоянии объяснить вам инструкции экипажа. В худшем случае повторяйте всё за всеми.

8. Будьте в форме

Наверное даже не стоит говорить, что если вы находитесь в хорошей форме, то у вас больше шансов быстро покинуть кабину, чем если вы неповоротливы и страдаете лишним весом.

9. Старайтесь избегать авиакомпаний с низким уровнем безопасности

Существует множество рейтингов авиакомпаний по безопасности, которые можно найти в интернете: как правило небольшие перевозчики в Африке и Азии находятся на нижних строчках этих рейтингов.

Многие крупные авиакомпании сейчас являются участниками альянсов. В мире есть три больших альянса: Star Alliance, SkyTeam и Oneworld. Все они устанавливают достаточно высокие правила по безопасности для авиакомпаний-участников, поэтому, осуществляя перелёт с авиакомпанией-членом альянса, можете быть уверены в достаточно высоком уровне безопасности.

Арабские авиакомпании (Emirates, Etihad, Qatar), хоть и не входят ни в один из альянсов, также занимают высокие строчки в рейтингах по безопасности: у них молодой флот, хорошо подготовленные экипажи и высокие стандарты в области авиационной безопасности.

10. Удобная одежда

Покидать самолёт на высоких каблуках или в шлёпанцах — не самое удобное занятие. Шорты тоже могут оказаться не очень подходящей одеждой, если придётся пробираться сквозь обломки либо убегать от самолёта по лесистой местности.

Осведомлён — значит вооружён,
Artem Victorovich,
Специально для TJ

20+ фактов о самолетах, которые позволят пересмотреть свое отношение к полетам

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Не все в этом признаются, но летать самолетом боятся очень многие. По разным статистическим данным, 85 % пассажиров в самолете испытывают тревогу разной степени выраженности, а 10 % можно назвать аэрофобами. Одной из причин данной фобии психологи называют привычку все контролировать и не доверять окружающему миру. В условиях полета мы вынуждены это делать, и психика начинает бунтовать.

Мы в AdMe.ru решили еще раз обратить внимание на интересные факты о полетах, которые, возможно, позволят посмотреть на аэротранспорт с другой стороны и преодолеть страх, если он возникает.

Что говорит статистика

Интересно, что в наибольшей безопасности мы ощущаем себя, когда едем в поезде. Но железнодорожные аварии происходят гораздо чаще, чем авиационные. Однако они практически не получают общественного резонанса и становятся предметом обсуждения только в той стране или городе, где произошли. При этом практически все катастрофы с участием гражданской авиации вызывают резонанс во всем мире.

Считается, что самолет является самым безопасным транспортом, но на самом деле это не так. Наиболее безопасно передвигаться на эскалаторе, а самолет — 2-й по безопасности вид транспорта. Вы уже представили, как преодолеваете на эскалаторе расстояние в 1 тыс. км?

Человека, который страдает аэрофобией, не успокаивают сведения, что риск катастрофы составляет 1 на 11 млн вылетов, а вероятность катастрофы равна 0,00001 %. А вот если подсчитать, что вероятность благополучного приземления составляет 99,9999815 %, то это уже совсем другое дело, правда? Что касается автомобилей, то шанс погибнуть в автокатастрофе составляет 1 к 5 тыс.

Считается, что если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, то ему понадобится 21 тыс. лет, чтобы попасть в авиакатастрофу.

Мнение, что в случае катастрофы шансы выжить минимальны, неверно. В результате подробного изучения серьезных аварий в течение последних 40 лет выяснилось, что во всех этих катастрофах примерно 67 % людей, находившихся на борту, остались живы.

Большинство людей инстинктивно считают более безопасной аварийную посадку на воду, и это мнение подтверждается статистикой. Вероятность выживания увеличивается на 50 %, когда самолет совершает аварийное приводнение, даже если он и не рассчитан на подобные меры.

Почему мы боимся турбулентности

В зоне турбулентности большинство пассажиров начинают паниковать. Это связано с тем, что люди боятся, что из-за тряски могут повредиться важные системы лайнера. Специалисты заверяют: это маловероятно, потому что нагрузка на самолет при полете через самую сильную турбулентность сопоставима с нагрузкой на автомобиль, который едет по не очень ровной дороге.

За 120 лет авиаполетов в мире не было ни одного случая аварии, причиной которой стала турбулентность.

А вот получить травму при сильной турбулентности возможно, если не соблюдать указания экипажа оставаться на местах и пристегнуться. Если турбулентность уж очень тревожит, выбирайте места, где она практически не ощущается — ближе к кабине пилотов.

Обычно пилоты знают зоны, в которых может возникнуть турбулентность, и готовы к ней. Однако она может возникнуть не только в облаках, но и в чистом небе с отличной видимостью. Основная ее опасность заключается как раз в ее непредсказуемости: у экипажа практически не остается времени предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места.

Что говорят инженеры

В одночасье упасть с высоты более 10 тыс. м невозможно. Под крыльями самолета возникает очень сильное давление, поэтому самолет можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси, направить вниз, а если отпустить штурвал, то судно просто будет покачиваться в воздухе.

Для преодоления тревоги специалисты советуют посетить тренажеры-симуляторы кабины лайнера. В такой кабине можно смоделировать практически все ситуации, которые могут происходить в полете. Можно научиться правильно держать штурвал, установить курс и высоту полета, проверить себя по списку контрольной проверки пилотов перед взлетом и посадкой, увидеть работу бортового компьютера, самостоятельно настроить приборы и датчики, выпустить закрылки и шасси. Симулятор полетов отличается от настоящей кабины пилотов тем, что в нем нет важной системы, с помощью которой пилоты понимают, что происходит форс-мажорная ситуация. Ну и, конечно, учебная кабина не загерметизирована.

А что произойдет, если откажет какая-нибудь важная система в самолете? Все важные детали и соединения самолета, которые отвечают за безопасность полета, продублированы, а некоторые повторяются трижды. Так что при отказе одного из соединений в работу вступает дублирующая система.

Вдруг откажет двигатель? Если это случится, то самолет не упадет, а будет планировать. Пилоты умеют сажать самолет даже с неработающими двигателями. Без помощи двигателей самолет может пролететь 150 км, а маршрут любого самолета построен так, чтобы до ближайшей ВПП было не более 80 км.

А что с кислородом и спасательными жилетами?

Воздух в салон самолета поступает из двигателя через маленькое отверстие в задней части фюзеляжа. Это сжатый воздух, до 50 % его выдувается наружу, а остальным дышат пассажиры.

То, что кислорода в маске хватает на 12 минут, не должно тревожить, потому что и это время четко рассчитано. Проблемы с разгерметизацией салона происходят крайне редко и решаются за несколько минут.

Надувные жилеты действительно могут спасти жизнь, хотя бытует мнение, что они бесполезны. За всю историю их существования они помогли выжить более 1 тыс. пассажиров, в основном при аварийных посадках на воду. Жилеты нередко воруют в качестве сувениров, поэтому сотрудники авиакомпаний постоянно проверяют их наличие и пополняют недостачу.

Рекорды и безопасность

В небе, как и на шоссе, может возникнуть «пробка». В аэропортах с высокой загруженностью самолеты могут стоять перед взлетной полосой или летать «в очереди». Но это не является опасной ситуацией, потому что существует такое понятие, как эшелонирование: лайнеры относительно друг друга должны располагаться на определенном расстоянии. Расстояние по высоте между самолетами должно быть не меньше 300 м. Если же лайнеры летят на одинаковой высоте, то расстояние до ближайшего борта сзади и спереди должно быть не менее 10–15 км.

Летом 2019 года был установлен новый рекорд одновременного нахождения самолетов в воздушном пространстве. За сутки в небе побывало 202 157 лайнеров, а одновременно в воздухе находилось 19 тыс. самолетов, хотя обычно это число не превышает 11 тыс.

Время полета не имеет никакого значения для безопасности. Самый короткий полет длится 53 секунды — лайнер курсирует между двумя шотландскими островами. Самый продолжительный полет — полет из Нью-Йорка в Сидней — продлился 19 часов 14 минут.

Несмотря ни на что, многие люди очень любят летать. А как вы относитесь к перелетам? Немного волнуетесь или откровенно боитесь? А может быть, у вас есть собственные методы борьбы с аэрофобией?

Пилот ответил на 19 вопросов, которыми каждый из нас наверняка задавался во время полета

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Дмитрий, автор канала «Пилот самолета» на «Яндекс. Дзен», работает в гражданской авиации. На своей странице он рассказывает про случаи, произошедшие с ним во время полетов, делится фактами о работе и отвечает на вопросы, которые наверняка волновали каждого пассажира воздушного судна.

Мы в AdMe.ru зачитались постами Дмитрия и с его разрешения хотим поделиться некоторыми из них с вами.

1. Как пилот ходит в туалет, если нужно рулить самолетом?

На протяжении почти всего полета (кроме взлета и посадки) управление самолетом проходит в автоматическом режиме, и пилот может отлучиться в туалет. Правда, для помощи необходимо позвать стюардессу. Она должна зайти в кабину и составить компанию второму пилоту. По правилам безопасности, там нельзя оставлять одного человека, рядом с ним всегда должен кто-то находиться.

2. Можно ли меняться местами в самолете?

Да, но только тогда, когда это не ставит под угрозу безопасность полета:

  • хрупкой девушке нельзя садиться у окна около аварийного выхода, так как в чрезвычайной ситуации она вряд ли сможет его открыть;
  • кислородные маски для детей есть не над каждым креслом.

Есть также теория о том, что страховая компания может отказать вам в выплате, если вы получите травму, сидя не на своем месте. Но это неправда.

3. Почему опасна встреча самолета и птицы?

При встрече с 3-килограммовой птицей на скорости 300 км/ч самолет испытывает удар, равный падению 100-килограммовой штанги с 20-метровой высоты. Такая сила способна пробить иллюминаторы и фюзеляж. Двигатель самолета, как большой пылесос, затягивает все, что находится перед ним. Если птица попадает в его зону действия, ее засасывает, дополнительно ускоряя. Повреждаются лопасти, и двигатель выходит из строя.

За прошлый год только в России зафиксировано более 7 000 столкновений самолетов с птицами. Обычно повреждается только один двигатель, но в случае с Airbus A321 из строя вышли оба, поэтому командир судна принял решение выполнить экстренную посадку на кукурузное поле.

4. Почему при взлете и посадке подлокотники должны быть опущены?

Взлет и посадка — самые сложные фазы полета, и их необходимо максимально обезопасить. Подлокотник является хорошей точкой опоры, и, если он опущен, при аварийной ситуации пассажир быстрее покинет свое место. Но не во всех авиакомпаниях это требование является обязательным.

Также при резком торможении или при сильной турбулентности подлокотник может упасть и травмировать пассажира.

5. Почему томатный сок в самолете вкуснее, чем на земле?

Из-за постоянного шума в самолете у нас притупляются рецепторы. А томатный сок содержит большое количество глутаминовой кислоты, вкус которой выражен сильнее по сравнению с другими (сладким, горьким и кислым). Именно из-за этого на высоте 10 км томатный сок такой вкусный, точнее, он такой же, как и прежде, но другие напитки не вызывают у нас такого удовлетворения. По тем же причинам нам не нравится и еда в самолете.

Примечательный факт: томатный сок лидирует только у русскоязычного населения. У европейских и американских граждан он только на 3-м месте после яблочного и апельсинового.

6. Почему пассажиры входят в самолет только с левой стороны?

Вход с правой стороны используется для служб аэропорта — погрузки багажа и еды. А через левую сторону происходит высадка и прием пассажиров. Такие правила действуют почти во всех аэропортах мира, чтобы по одному алгоритму можно было обслуживать разные типы самолетов.

Изначально такого стандарта не было, но после 1940 года было принято, что для пассажиров будет использоваться только вход с левой стороны.

7. Почему раньше все пилоты носили шелковые шарфы?

Во времена развития авиации не было радаров, и пилот для обнаружения и слежения за противником активно крутил головой. Из-за этого жесткий ворот кожаной куртки сильно натирал кожу, часто до крови. Шарф решал эту проблему, но также он должен был противостоять мощному потоку ветра, быть мягким и легким, а такими свойствами обладал только один материал — шелк. Белым шарф стал, потому что изначально летчики вырезали их из авиационных парашютов этого цвета, и позднее при производстве традиции не стали нарушать (но это только теория, правды не знает никто).

8. Почему раньше можно было курить в самолете, а сейчас нельзя?

Раньше можно было курить прямо в кресле самолета, но в 1986 году в СССР это запретили делать на рейсах длительностью менее 3 часов. Хотя люди все равно курили в туалете, а при дальних перелетах — и на своих местах. С каждым годом стало появляться все больше жалоб, особенно от пассажиров с маленькими детьми, поэтому в 2002 году «Аэрофлот» ввел запрет на курение на всех рейсах. За ним последовали и другие авиакомпании.

В США аналогичное правило ввели в 1988 году, но оно действовало сразу для всех видов перелетов.

9. Может ли стюардесса посадить самолет, если пилоты потеряют сознание?

В авиашколах стюардесс никто не учит управлять самолетом. Но с профессиональной помощью и при определенных условиях есть вероятность того, что бортпроводница посадит воздушное судно:

  • если она сможет связаться с диспетчером;
  • если погода не преподнесет сюрпризов (например, при боковом ветре тяжело совершить посадку даже некоторым пилотам);
  • если человек на том конце провода грамотно скоординирует ее действия.

Точно так же совершить посадку сможет не только стюардесса, но и обычный пассажир (но, конечно, неподготовленному человеку это делать очень опасно).

10. Почему не нужно аплодировать после посадки самолета?

Посадка самолета заканчивается, не когда шасси касается полосы, а только когда ее объявляет командир воздушного судна. Но он не услышит аплодисменты, потому что двери между салоном и кабиной пилотов бронированные и практически не пропускают никакие звуки. Все хлопки слышат только бортпроводники и пассажиры.

11. Почему в самолетах используют наушники с 2 входами?

Раньше не было одноразовых наушников, при посадке пассажирам раздавали многоразовые, а при выходе из самолета их забирали. Но некоторые люди уносили устройства с собой, поэтому было сделано 2 штекера (для левого и правого уха). С другой стороны, делалось это для надежности: если выходил из строя один канал, то всегда был другой, и без музыки никто не оставался.

Уже потом стали использовать одноразовые наушники, но менять разъем никто не собирался, так как это долгая и кропотливая работа. Хотя в некоторых самолетах сейчас уже встречается привычный для нас вход.

12. Почему на утреннем рейсе лететь лучше, чем на вечернем?

На это есть 3 причины:

  • По статистике, утренние рейсы задерживаются реже, чем обеденные или вечерние. Это обуславливается тем, что основной поток перелетов как раз приходится на день. А чем больше людей, тем выше вероятность задержки. Оптимальное время вылета — 6–7 часов утра, не позже. Ночью пассажиров тоже мало, но летать в это время менее комфортно для организма.
  • Так как большинство людей предпочитает дневные рейсы, то и очереди будут больше днем.
  • Как правило, цена билета на утренний рейс ниже.

13. Зачем в кабине пилотов находится топор?

Топор находится в спинке кресла у капитана корабля и покрыт специальным материалом, который не пропускает ток. Он предназначен для рубки отверстий для выхода или рубки двери в случае чрезвычайной ситуации. Скорее всего, вы видели специальные метки на самолете для удара топором, но не обращали на это внимания.

14. На сколько минут хватит кислорода в кислородной маске?

Большинство людей предполагает, что над каждым пассажирским сиденьем находится целый баллон с кислородом, который при возникновении аварийной ситуации начнет поступать в маску.

Но это не так. Кислород выделяется за счет сгорания специальной химической смеси. Этот процесс активируется, когда человек дергает маску. На обычных пассажирских самолетах ее действия хватит на 12–20 минут. Этого времени пилотам вполне достаточно, чтобы снизить лайнер до «нормальной» высоты.

15. Почему выключают свет на взлете и посадке?

Это происходит из-за мер безопасности. Если произошло ЧП и нужна срочная эвакуация, быстро откроются аварийные люки, но так как на улице темно, наш глаз после яркого света в салоне не сможет ничего разглядеть, и покинуть борт самолета будет затруднительно.

А если свет выключен, мы уже заранее привыкнем к темноте, что позволит отчетливо видеть силуэты предметов и быстро реагировать на различные ситуации. Это правило действует только для взлета и посадки, потому что они являются самыми опасными моментами полета.

16. Почему самолетам запрещено летать над Гималаями?

Средняя высота Гималаев — 6 км, а полета авиалайнера — 10 км. И в случае аварийной ситуации, например разгерметизации салона, пилоты должны будут за 20 минут (время действия кислородной маски) снизиться до 3 км над уровнем моря, чтобы люди могли спокойно дышать. Но над Гималаями самолету просто некуда будет опускаться, поэтому перелеты запрещены из-за требований безопасности.

Вторая причина — это постоянная турбулентность. Над горами проходят мощные воздушные потоки. Чтобы сделать перелет комфортным, все самолеты облетают их с южной индийской стороны (исключение сделано только для экскурсионных лайнеров — им летать над горами можно, но по специальным маршрутам).

17. Почему пилотам нельзя носить солнцезащитные очки и бороду?

Почти все солнцезащитные очки — поляризованные, то есть не пропускают никаких бликов и отражений. Но дело в том, что свет от LED-мониторов компьютерных систем самолета виден в них только под определенным углом. Чтобы увидеть показания на экране, пилоту необходимо будет покрутить головой. Но в кабине не один монитор, а примерно 20. И если пилот чего-то не заметит, может произойти трагедия.

Если стекло просто затемнено, а не поляризовано, оно никак не будет мешать углу обзора. Но так как безопасность полета превыше всего, некоторые авиакомпании запрещают любые очки во время рейсов.

А бороду пилоту нельзя носить по причине того, что, если ему придется надеть кислородную маску, она будет прилегать к лицу неплотно, и у него есть риск отключиться из-за кислородного голодания.

18. На каких местах больше всего шансов выжить при падении самолета?

Исследователи провели эксперимент. На каждое пассажирское место они посадили по манекену, установили специальные датчики и видеокамеры, и смоделировали аварию: на скорости 230 км/ч Boeing 727 «упал» на поверхность озера, проехал сотню метров, а затем развалился на несколько кусков. Самым опасным местом оказалась носовая часть самолета — места бизнес-класса. Основная мощь удара при падении пришлась на этот участок, вследствие чего произошел разлом, отделивший нос самолета. А минимальный «урон» получили манекены, сидевшие в хвосте. При такой же аварии в жизни пассажиры этой части судна, вероятно, выжили бы. Но удар мог прийтись на любую часть самолета, поэтому нельзя делать вывод, исходя только из этого эксперимента.

Но есть статистика: были взяты и проанализированы все крушения пассажирских самолетов, в которых выжили люди. На местах бизнес-класса выживаемость составила 50 %, в центральной части салона — 55 %, в хвостовой части — 70 %. Так что сильно не расстраивайтесь, если в следующий раз у вас будет место у туалета в конце самолета.

19. Может ли самолет упасть из-за турбулентности?

Турбулентность может быть вызвана следующими факторами:

  • завихрение от крыльев рядом идущего самолета;
  • встреча разных по температуре потоков воздушных масс;
  • неравномерное прогревание воздуха около земли.

Опасные завихрения есть в грозовых облаках, поэтому пилоты стараются облетать их стороной. Также это может случиться и в чистом небе, такое явление носит название «турбулентность ясного дня».

Но за всю историю существования авиации из-за этой тряски упал один самолет. Причем тогда роль сыграл человеческий фактор: турбулентность была вызвана впереди идущим лайнером. Поэтому, когда самолет начинает потряхивать, нужно пристегнуться и не паниковать — это безопасно.

20 вещей, о которых пилоты не объявляют перед взлетом

«Почему в самолете нельзя курить?», «Почему запрещено пользоваться электроникой?», «Нужно ли аплодировать пилотам?», «Может ли пилот выйти на рейс пьяным?» и другие вопросы о пассажирских самолетах, на которые мы наконец нашли ответы.

Петр Сальников · Александр Каныгин

22 декабря 2014

Почему в самолете запрещено пользоваться электроникой во время взлета и посадки? Даже телефоном в авиарежиме? Даже плеер послушать?

В октябре 2014 года Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выпустило официальное разрешение: электронные устройства могут оставаться включенными и быть в сети в течение всего полета. Но относится оно не к пассажирам, а к авиакомпаниям.

Перевозчики сами определяют, что лучше для их пассажиров. И официальная позиция большинства авиакомпаний — любое электронное устройство создает электромагнитное поле, которое напрямую или косвенно может повлиять на работу бортовых приборов. Поэтому лучше запретить любые гаджеты, чем ожидать, что «Боинг» заглохнет во время взлета из-за того, что кто-то решит отправить SMS.

Второй момент. Возможно, ты слышал, как в динамиках звучат сигналы, когда мобильный телефон ловит связь или принимает вызов? Такие же помехи могут заглушить в наушниках пилотов важную информацию от диспетчера.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Наконец, самое прозаическое объяснение: пассажир, слушающий плеер или говорящий по телефону, вовремя не узнает о начавшемся пожаре или внеплановом приводнении. А его сосед в эвакуационной спешке запутается в проводах от наушников.

Так все-таки: нужно аплодировать при касании шасси ВПП?

В подобном проявлении вежливости нет ничего плохого. Но заведи тогда привычку хлопать кассиру в супермаркете, который успешно пробил чек. Это тоже его работа.

Пилоты, скорее всего, не услышат аплодисментов: они отделены от салона бронированной дверью и заняты переговорами с диспетчерами, рулением и уборкой механизации крыла.

Алексей, пилот Boeing 777 авиакомпании «Трансаэро»

Пока самолет не скатился на рулежную дорожку, опасность остается: он может не остановиться, съехать с полосы с неприятными последствиями или резко затормозить — и на тебя свалится багаж с полок, которые открыл нетерпеливый сосед.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Если непременно хочешь поаплодировать экипажу, делай это после полной остановки судна у терминала.

Почему ко мне все время пристают стюардессы с просьбами поднять шторки иллюминаторов? Разве они на что-то влияют?

Открытые шторки иллюминаторов, поднятые спинки кресел и приглушенный в салоне свет — необходимые меры безопасности при посадке.

Алексей, пилот Boeing 777 авиакомпании «Трансаэро»

Давай дадим волю воображению и представим, что самолет только что экстренно сел: в салоне задымление и женские крики, на крыле пожар. Но его никто не видит, так как шторки опущены. В итоге аварийный выход открывается как раз со стороны возгорания, пассажиры не видят люминесцентные дорожки на полу и слепнут от яркого света, выйдя из темноты. В общем, поверь: все это нужно для твоей же безопасности.

А если человек умирает на борту? Куда убирают тело?

Его не убирают в багажное отделение, как могли бы, наверное, подумать несознательные читатели.

Человек остается на том месте, где произошла трагедия, а вот пассажиры от него по возможности отсаживаются. В крайнем случае, тело можно переместить на заднюю кухню. На практике бывало, что пассажир терял сознание или жаловался на острую боль в области сердца, но никто, слава богу, не умирал внезапно и молча. Был случай, когда весьма крупный мужчина пришел на кухню к проводникам за водичкой, потерял сознание и лежал под искусственной вентиляцией легких до прибытия в Домодедово, там его забрала скорая. А однажды пришлось выполнить незапланированную посадку в аэропорту Варны из-за подозрения на инфаркт у пожилой женщины.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Самое сложное для экипажа в условиях экстренной посадки — объясниться с пассажирами, у которых горят отпуска и пересадки на другие рейсы.

Откуда берется самолетная еда? Ведь кухни на борту я так и не нашел. Где она хранится, как долго лежит?

Все, что подается пассажирам на борту, готовится в цехе бортового питания, который обычно находится на территории аэропорта. Для экипажа, кстати, готовит тот же цех, хотя меню может быть другим. Все бортовое питание имеет очень ограниченный срок годности — несколько часов. Так что, если перелет короткий, еду заправляют в обе стороны, но если рейс задерживается, загруженную еду сгружают и утилизируют.

Анастасия, пресс-служба компании «Трансаэро»

Контроль за качеством блюд очень серьезный: перевозчикам не хочется получить жалобы отравившихся на борту пассажиров. А что касается кажущейся дешевизны продуктов, то в 1987 году, убрав всего одну оливку из салата, авиакомпания American Airlines сэкономила 40 000 долларов. Кстати, алюминиевый контейнер для горячих блюд, о который ты постоянно обжигаешься на борту, называется «касалетка».

Почему во время полета нельзя курить? Только вопрос охраны здоровья?

Пепельницы в подлокотниках кресел, наверное, и сегодня еще можно застать в старых воздушных судах на каких-нибудь внутренних рейсах. Да и во время взлета и посадки в этих самолетах горят лампочки «Пристегните ремни», «Не курите». Значит, раньше было можно? И кому это мешало?

Версия о возможном пожаре на борту самая известная. При случае можешь зайти в самолетный туалет и проверить контейнер, куда летят использованные салфетки. Он закрыт подпружиненным лючком, который захлопывается, как только ты уберешь руку. Это сделано, чтобы в потенциальный очаг возгорания не попадал кислород. А вот обшивка кресел, напольные покрытия и другие материалы салона не поддерживают горение — их можно долго плавить зажигалкой, но открытого огня они не дадут. Важная причина запрета курения на борту — экономическая выгода перевозчика. Воздух в самолете постоянно циркулирует, проходя через фильтры очистки и даже охлаждая по пути оборудование. Копоть и смолы быстрее приводят их в негодность.

Герман, инженер сопровождения эксплуатации воздушного судна

Кстати, на некоторых рейсах арабских стран и, например, Ирана курить можно и сегодня.

В кино часто показывают, как по советам с земли случайные пассажиры сажают самолет. Там же все компьютером управляется!

Плохая новость: если оба пилота выведены из строя, пассажиры обречены. Даже если перед этим они грамотно настроили автопилот на выполнение автоматической посадки, то вы все равно обречены. Ни одна электронная система на борту не может действовать автономно, без управления экипажа. Autoland — автоматическая посадка — тоже требует контроля и постоянного управления со стороны человека. Даже бортпроводник вряд ли знает, каким образом можно связаться с землей, чтобы доложить об аварийной ситуации на борту. Он просто не найдет тангенту (кнопку), чтобы выйти на связь. Так что случайный пассажир не справится.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Борьба за место

Экономический класс — не самое комфортное место. Есть свинский способ немного улучшить его.

Что делать при крушении самолёта: инструкция, которая может спасти вам жизнь

Как вести себя в салоне и правильно эвакуироваться, если ситуация вышла из-под контроля.

Авария во время полёта пугает безысходностью. И вправду тяжело смириться с тем, что самолёт терпит крушение, а у вас нет даже парашюта, чтобы спастись. На самом деле скорость, высота и температурные условия делают его бесполезным, чего не скажешь о правилах безопасности, которые уже сохранили тысячи жизней.

1. Пристегните ремень

Самые опасные моменты во время полёта — это взлёт и посадка: на них приходится половина авиакатастроф. В большинстве ситуаций человеческих жертв можно избежать, следуя нескольким правилам. Первое место в списке рекомендаций занимает ремень безопасности.

Неважно, падает самолёт или готовится к взлёту, пристегнуть ремень нужно, как только пассажир сел в кресло. Чтобы зафиксировать тело в правильном положении, затяните ремень как можно сильнее и сдвиньте пряжку в область таза. Не расстёгивайте его, даже когда спите. Это убережёт от травм во время турбулентности и повысит шанс на спасение при авиакатастрофе.

Если вы летите с ребёнком, ни в коем случае не сажайте его на колени! При падении самолёта скорость и траектория движения меняются. Удержать ребёнка в таких условиях и правильно сгруппироваться очень тяжело.

2. Постарайтесь успокоиться

Сохранять хладнокровие, когда вокруг паника, очень сложно, ведь это естественная реакция организма на стрессовую ситуацию. Всё начинается с лёгкой тревоги и может закончиться полной невменяемостью. Кроме помутнения сознания, паника может негативно сказаться на состоянии здоровья. Люди с сердечными патологиями в особой группе риска.

Чтобы не допустить худшего, нужно попытаться расслабиться и глубоко дышать. В стрессовой ситуации ритм дыхания сбивается, количество углекислого газа в крови растёт, а организм испытывает нехватку кислорода. Цикл глубоких вдохов и выдохов поможет нормализовать эмоциональное состояние.

3. Сгруппируйтесь

Умение быстро занять правильное положение тела не менее важно, чем пристёгнутый ремень. Когда жизнь под угрозой, из головы вылетают все правила и инструкции, поэтому люди, которые довели технику группирования до автоматизма, всегда будут в выигрышном положении.

Федеральное управление гражданской авиации США рекомендует следующие позиции для защиты тела:

  • Упереться в сиденье. Подвиньте ноги вперёд, но не прячьте их под впереди стоящим креслом. После положите руки на спинку переднего сиденья и прижмитесь к ним головой.

  • Согнуться и обхватить ноги руками. Опустите руки вниз и обхватите локтями бёдра. Голову прижмите к ногам. Фиксированная поза, когда руки, ноги и голова максимально прижаты друг к другу, уменьшает вероятность получения серьёзных травм.

4. Продумайте схему эвакуации

Оглянитесь и найдите аварийные выходы. Посчитайте количество рядов до них и запомните расположение. Обратите внимание не только на ближайший выход: он может быть заблокированным.

Поделитесь информацией со своим соседом. После катастрофы человек всегда испытывает сильный стресс, поэтому растерянность и провалы в памяти — явление нередкое.

5. Покиньте борт

Следующие шаги зависят от места катастрофы, поведения пассажиров, личного самочувствия и ситуации в салоне.

После крушения ваша главная задача — быстро эвакуироваться. Первым делом отстегните ремень и сразу направляйтесь в сторону аварийного выхода. Если внутри плохая видимость, прикройте лицо тканью. Передвигайтесь по салону, держась за сиденья: в случае давки вы упадёте на них, а не пассажирам под ноги. Не берите с собой сумок: они затрудняют проход. Максимум, который вам может понадобиться, — паспорт и тёплые вещи, если они уже под рукой.

После того как вы покинете борт, отдалитесь от места крушения хотя бы на 200 метров. Первое время соблюдайте дистанцию, но внимательно следите за ситуацией. Помогите людям, которые в этом нуждаются, и дожидайтесь спасателей.

Частая причина смерти во время авиакатастроф — это пожар. Корпус самолёта после столкновения может остаться целым, но салон заполняет ядовитый дым. По правилам безопасности у пассажиров есть меньше 90 секунд на эвакуацию. Любая необоснованная задержка может быть смертельной.

Полезные советы

  • При разгерметизации корпуса у вас есть меньше 15 секунд до потери сознания. Запомните важное правило: перед тем как помочь соседу, наденьте маску сами. Даже если этот сосед — ваш ребёнок.
  • Избавьтесь от тупых и острых предметов в карманах. Например, ручки. Снимите наушники.
  • Если у вас есть с собой подушка или мягкие вещи, положите их на колени. Это поможет смягчить удар и защитить голову.
  • Наденьте спасательный жилет, но не надувайте его, если самолёт падает в воду. После удара она может заполнить салон, и надутый жилет затруднит эвакуацию.
  • В отличие от автомобиля, самолёт после удара продолжает движение. Не покидайте место, пока он полностью не остановится.

Как увеличить шансы на выживание при крушении самолета

К сожалению, ни для кого не секрет, что авиакатастрофы иногда случаются. Однако, не все знают, что по статистике перелет на самолете — это самый безопасный способ передвижения. Шанс попасть в авиакатастрофу 1:11 000 000, и в 95% случаях при крушении самолета есть выжившие. Почему кто-то погибает, а кто-то остается в живых? Как увеличить свои шансы и выжить?

1. Выбирайте места в салоне

Считается, что в салоне самолета есть наиболее безопасные места.

  • Практика показывает, что во время авиакатастроф хвост самолета остается целым, и, соответственно, у людей, которые находятся здесь, больше шансов выжить.
  • В хвосте нет топлива, а, значит, шансов взорваться меньше.
  • Дверь для выхода находится достаточно близко. В случаях когда необходимо экстренно покинуть самолет пассажиры, сидящие ближе всего к аварийным выходам, выходят первыми и у них больше шансов выжить по сравнению с другими пассажирами. По этой же причине люди, чьи места расположены ближе к проходу, находятся в более выигрышной ситуации, чем те, кто сидит возле иллюминаторов.

Поэтому, можно сказать, что хвост — это лучшее место для выживания.

2. Позаботьтесь об одежде и обуви

В полет всегда одевайте устойчивую обувь, хорошо фиксирующую ноги. Никаких высоких каблуков и шлепанцев. Во-первых, покинуть самолет сможете быстрее, во-вторых, никого не травмируете. Согласитесь, быстрее эвакуироваться можно в удобной обуви, а не на высоких каблуках, цепляющихся за все возможные выступы. К тому же каблуки могут повредить надувной трап. Босиком по осколкам, разбросанным вещам и горящему салону — тоже не вариант.

Что касается одежды, лучше отдать предпочтение брюкам и кофтам с длинным рукавом из натуральных тканей. При пожаре они дольше не воспламеняются, меньше шанс получить ожоги. Чем больше одежды на человеке, тем выше шанс выжить при крушении на самолете.

3. Запомните расположение салона и аварийных выходов

Во время посадки и ожидания вылета осмотритесь в салоне самолета: запомните где расположены аварийные выходы и подсчитайте количество рядов между вашим креслом и аварийным выходом, обратите внимание. В случае непредвиденной ситуации, даже на ощупь вы сможете добраться до выхода.

Так же обратите внимание, где расположены места для пассажиров, неспособных передвигаться самостоятельно. Часто кресла для таких пассажиров обозначаются табличками «Wheelchair», «WCHC» или значком «инвалидная коляска. Как правило, места для инвалидов находятся равноудаленно от двух ближайших выходов. Сделано это для того, чтобы эти пассажиры не затруднили эвакуацию других. Если на вашем или соседнем ряду есть значок «инвалидное кресло», значит, вы находитесь равноудаленно от двух ближайших выходов. А это отличный ориентир, если вы не можете вспомнить в экстренной ситуации где находится аварийный выход.

4. Внимательно слушайте инструктаж летного экипажа по безопасности

Неважно сколько раз вы уже слушали инструктаж по безопасности, послушайте еще раз — «Повторение — мать ученье». Именно при инструктаже вам продемонстрируют расположение выходов и работу аварийно-спасательного оборудования самолета. Знание этих инструкций помогает увеличить шансы выжить.

5. Проверьте расположение основных устройств безопасности

Убедитесь, что знаете где расположена кислородная маска, спасательный жилет. В бизнес и первом классе жилет, как правило, находится не под креслом, а в консоли между креслами. В случае, если вам не удалось найти их, уточните, где они расположены. Если жилетов не оказалось, уведомите об этом бортпроводников (случается, что спасательные жилеты уносят с собой несознательные авиапассажиры). Вам тут же принесут жилет и закрепят его на соответствующем месте, либо пересадят на кресло, где он есть.

Так же обратите внимание на схему-инструкцию по безопасности в кармане спинки впереди стоящего кресла: это ваша карта выживания! Где аварийный выход, как надуть жилет или плот, откуда стоит ожидать появление кислородной маски — все это вы найдете в схеме-инструкции.

6. Учитесь группироваться

В теории вы знаете, как группироваться, но никогда не практиковались — тогда самое время сделать это. У вас может быть всего несколько секунд, чтобы сгруппироваться в экстренной ситуации. Есть несколько позиций, которые указаны в инструкции по безопасности. Не стесняйтесь потренироваться. Умение быстро сгруппироваться поможет вам не только во время очень сильной турбулентности, аварийной посадки, но и момент удара о землю.

7. Пристегните ремень

Не менее важный пункт для повышения шанса выжить в авиакатастрофе — пристегнуть ремень. Он должен быть зафиксирован на протяжении всего полета, даже если знак «пристегните ремни» не горит на индикаторе! Не пристегнув ремень безопасности, можете даже и не рассчитывать на выживание. Только представьте, что случится, если пассажир не пристегнут при падении самолета. Кроме того, нужно не просто пристегнуть ремень, но и затянуть его как можно туже. Однако помните, после экстренной посадки/падения, следует быстро отстегнуть ремень. Не получается? Не паникуйте, постарайтесь успокоиться, сосредоточиться и попытаться снова расстегнуть механизм.

8. Постарайтесь не вдыхать угарный газ

После падания самолета, часть выживших погибает от вдыхания угарного газа. Чтобы потерять сознание достаточно пару раз вдохнуть дым. Дабы избежать этого, постарайтесь найти кусок ткани, намочить его, и закрыть нос и рот. Тканью может послужить носовой платок, платок с шеи, кусок оторванной рубашки, ткань на подголовнике и т.п. Намочить можно водой, остатками кофе, молоком, детской смесью, словом любым жидким средством. Если ничего под рукой не оказалось, то на ткань можно помочиться. Да звучит не очень, но выживать же как-то надо.

Покидая самолет, следует наклониться как можно ниже. Чем ниже вы будете находиться, тем меньше шансов надышаться угарным газом. В идеале, конечно, лучше преодолеть путь до выхода ползком. Однако паника остальных пассажиров не позволит сделать этого, так как все будут бежать к выходу и толкаться лишь бы добраться до выхода.

9. Будьте готовы к падению в воду

Никто не застрахован от падения самолета, тем боле от того, что произойдет это на сушу. Осознав то, что самолет собирается упасть в воду оденьте спасательный жилет, но не надувайте его. Если вы сделаете это на борту самолета, вам будет очень тяжело всплыть после крушения самолета. Только после того, как всплывете следует надуть спасательный жилет.

Далее постарайтесь найти какой-нибудь мусор на поверхности воды, что бы зацепиться за него. Это нужно для экономии энергии, так как, возможно, до суши придется плыть довольно долго. Если не удалось найти то за что можно удержаться, перевернитесь на спину вытянув руки и ноги.

10. Действуйте быстро

Чтобы выжить, необходимо покинуть разбившийся самолет в течение двух минут после падения, иначе рискуете погибнуть от взрыва топлива. Главное — не паниковать и двигаться к выходу как можно быстрее. Тут пригодится ориентирование в самолете, умение слушать и слышать членов экипажа — специально обученных профессионалов, способных за 90 секунд эвакуировать 600 человек. Если же никого из членов экипажа не оказалась рядом, действуйте максимально быстро. Забудьте про ручную кладь и другие личные вещи, ваша задача не задерживаться, а постараться выбраться из воздушного судна.

11. Как можно быстрее и дальше удалитесь от самолета

Выбравшись из воздушного судна, ваша задача как можно быстрее и дальше удалиться от него на безопасное расстояние (не менее 150 метров от него).

12. Держитесь вместе

Во время удаления от самолета на безопасное расстояние, старайтесь не потерять из виду остальных выживших. Вы же не знаете куда упал самолет, поэтому держаться вместе также жизненно необходимо. Вместе придется продержаться до момента, когда вас найдут спасатели.

  • Не паникуйте! Об этом правиле вы должны помнить каждую секунду.
  • Также помните, что в самолете летели с вами десятки людей, помогайте им по максимум. Возможно именно ваша помощь спасет кому-нибудь жизнь.
  • Если перед вами встанет сложный выбор при спасении двух человек, как бы трудно и тяжело не было, следует сосредоточиться на спасении того человека, у которого шансы на спасение наиболее высоки. Всегда лучше потерять одного человека, чем двух.

Все выше перечисленные пункты очень важны для выживания в случае крушения самолета. Конечно, можно и нечего не делать для спасения, а можно сделать все возможное и выжить. Подумайте, сколько еще всего вам предстоит сделать в жизни — это будет основной мотивацией в борьбе за выживание. Сохраните себе памятку, делитесь информацией со своими друзьями и увеличьте их шансы выживания в авиакатастрофе.

Ссылка на основную публикацию