20 фото, которые ракурс и перспектива превратили в ребусы для глаз

13 оптических иллюзий, которые взорвут ваш мозг

И интересные объяснения того, как они работают.

Видеть не значит верить, как доказывает Комната Эймса

Оптические иллюзии стали снова популярными благодаря Интернету. (Пожалуй, есть некая доля иронии в возобновлённом интересе к этим визуальным фокусам: самые распространённые иллюзии полагаются на то, что люди не присматриваются к ним, а не присматриваться – это один из основных побочных эффектов потребления Интернет-медиа.)

Независимо от того, чем вы считаете оптические иллюзии – тщательно продуманными трюками или примерами сложностей человеческого восприятия и эволюции мозга, они, несомненно, увлекательны. Далее представлены несколько классических оптических иллюзий и причины, по которым они продолжают обманывать людей по сей день.

1. Иллюзия исчезновения Ниньо

Эта иллюзия показывает 12 чёрных точек на серо-белой сетке. Тем не менее, невозможно увидеть все 12 точек сразу. Если бы на изображении не было серо-белой сетки, люди могли бы видеть все 12 точек. Французский учёный и специалист по зрительному восприятию Жак Ниньо создал эту иллюзию в 2000 году и опубликовал подробное исследование, объясняющее, как она обманывает разум.

«Когда белые диски в мерцающей сетке уменьшаются в размерах и выделяются чёрным цветом, они склонны исчезать, – пишет Ниньо. – Человек может видеть всего несколько из них одновременно в кластерах, которые хаотично перемещаются по полю. Там, где их не видно, серые линии кажутся непрерывными, создавая пересечения, которые фактически отсутствуют».

Эта иллюзия – яркий пример того, что мы видим только определённые вещи в центре нашего зрительного восприятия. Наш мозг компенсирует то, чего мы не видим. Таким образом, человек знает, что в общей сложности есть 12 точек на сетке, но видеть он может лишь несколько из них одновременно.

2. Молодая женщина и старуха

Карикатурист Уильям Эли Хилл опубликовал иллюзию «Моя жена и моя тёща» в журнале Puck в ноябре 1915 года с подписью «Они обе на этой картине – найдите их».

«Моя жена и моя тёща» – пожалуй, одна из самых известных оптических иллюзий в мире. Одни люди видят молодую женщину с головой, повёрнутой к заднему фону, в то время как другие – профиль пожилой женщины.

Исследование, проведённое учёными из Флиндерского университета в Австралии в 2018 году, говорит, что то, кого вы видите на изображении, зависит от вашего возраста. Преподаватели психологии из университета в течение полсекунды показывали изображение 393 участникам в возрасте от 18 до 68 лет. Молодёжь видела юную леди, а люди старшего возраста – пожилую женщину.

«Таким образом, результаты показывают, что процессы социальной группы высокого уровня оказывают подсознательное влияние на ранние стадии обработки лиц», – отмечают авторы исследования.

3. Иллюзия невосприимчивости к изгибу

Вы видите волнистые или угловые линии посередине?

Что вы видите в центре изображения выше: извилистые линии или зигзагообразные? Большинство людей видят и те, и другие — чередующиеся двойные волнистые линии и двойные угловые линии. А теперь взгляните на линии на белом и чёрном фоне изображения. Что вы видите теперь? Все линии — волнистые.

Когда волнистая линия воспринимается как зигзагообразная, это называется «невосприимчивостью к изгибу», согласно новому исследованию, проведённому Кохске Такахаши, доктором философии, адъюнкт-профессором экспериментальной психологии из Университета Чукё в Японии.

«Я бы сказал, что наши глаза и мозг, возможно, в ходе эволюции лучше адаптировались к обнаружению углов, чем кривых, — сказал он The Telegraph. — Нас окружают искусственные продукты, которые имеют больше углов, чем природная среда. Этот визуальный феномен не вызывает проблем в нашей повседневной жизни, иначе кто-то должен был обнаружить эту иллюзию раньше».

4. Иллюзия вращающейся танцовщицы

Фигура вращается по часовой стрелке или против?

Это изображение показывает танцовщицу, которая совершает пируэт в непрерывном цикле. Иллюзия связана с направлением, в котором вращается девушка. Зрители сначала думают, что она вращается либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Однако понаблюдав за изображением в другой раз, тот же самый зритель может почувствовать абсолютную уверенность в том, что танцовщица вращается в противоположном направлении. На самом же деле эта анимация находится в непрерывном цикле и не меняет направления.

Почему невозможно определить направление вращения? Эта оптическая иллюзия обманывает вас при помощи восприятия глубины. Поскольку нет достаточного количества подсказок о глубине изображения танцовщицы, никто не может определить направление её вращения с абсолютной уверенностью. Изображение представляет собой силуэт, поэтому хвост или вытянутую руку танцовщицы можно увидеть только тогда, когда она смотрит в сторону. Они исчезают из поля зрения в самый критический момент, когда мы нуждаемся в них, чтобы получить представление о глубине и направлении.

5. Комната Эймса

Комната Эймса – это один из лучших (и самых известных) примеров того, как восприятие не всегда совпадает с реальностью того, что перед нами. Если смотреть спереди, Комната Эймса кажется обычной квадратной комнатой со стенами, перпендикулярными полу и потолку. Однако задняя стена в действительности построена под острым углом, а пол и потолок круто наклонены.

Это создаёт иллюзию, которая заставляет людей и предметы на одной стороне комнаты казаться намного меньше или больше тех людей и объектов, которые находятся на другой стороне комнаты. Поскольку ракурс имеет значение, многие модели Комнаты Эймса имеют специальное устройство, позволяющее зрителю увидеть комнату под углом, ввиду которого он не может воспринимать наклонённый пол и разную длину стен. Идея Комнаты Эймса была использована в таких фильмах, как «Властелин колец», чтобы некоторые актёры казались ниже или выше, чем они есть на самом деле.

6. Иллюзия на стене кафе

Иллюзия, которая появилась на стене в одном из кафе Бристоля (Англия)

Так называемая «Иллюзия на стене кафе» описывается как шахматная доска с квадратами, слегка беспорядочными или кривыми. Чередующиеся светлые и тёмные квадраты не выстраиваются в линию непосредственно с квадратами на рядах выше или ниже их. В результате горизонтальные линии между каждым рядом кажутся наклонёнными. На самом же деле они параллельны друг другу и абсолютно прямые.

«Иллюзия на стене кафе» (названная в честь стены в одном из кафе Бристоля) подобна «Иллюзии Цёлльнера», в которой короткие линии рисуются поперёк длинных параллельных линий под разными углами, чтобы они казались наклонными, тогда как на самом деле они совершенно прямые. Большинство теорий, объясняющих данную иллюзию, связаны с тем, что люди сначала фокусируются на контрасте между светлыми и тёмными пространствами. Они подсознательно используют этот контраст, чтобы определить все другие формы на изображении в своём уме ещё до того, как они сосредоточатся на всех частях изображения.

7. Иллюзия одновременного контраста

Иллюзия одновременного контраста использует затемнённый фон, чтобы заставить зрителя сделать вывод о цвете основного объекта

На этом изображении прямоугольник в центре – одного цвета. Тем не менее, изменение градиента за ним заставляет вас думать, будто его цвет меняется слева направо. Если зритель при помощи рук закроет фон, то он поймёт, что прямоугольник на самом деле имеет только один оттенок серого.

Эта иллюзия показывает, что люди склонны делать предположения, основанные на окружении, а не смотреть исключительно на единичный объект. Это может показаться недостатком способности человека к восприятию (неспособность смотреть на объект без влияния фона), однако это также можно рассматривать как положительную черту (способность видеть более широкую картину).

8. Лестница Пенроуза

Лестница Пенроуза, которую иногда называют «Невозможной лестницей», была создана отцом и сыном Лайонелом и Роджером Пенроузами

Лестница Пенроуза, также известная как «Невозможная лестница», является, пожалуй, одной из самых известных оптических иллюзий. На этом двухмерном изображении четыре лестничных пролёта, кажется, соединены друг с другом так, что человек будет подниматься и спускаться по ступенькам в бесконечном цикле, так никогда и не достигнув более высокой или более низкой точки.

Хотя она может существовать только в двух измерениях, Лестница Пенроуза стала популярным объектом для художников, которые изображают лестницы и прочие искажённые перспективы подобного рода на своих двухмерных картинах или рисунках. На самом деле это лишь один из примеров тех трюков, которые художники, работающие с двумерными средами, используют на протяжении веков.

9. Иллюзия Понцо

Иллюзия Понцо названа в честь итальянского психолога Марио Понцо, который придумал её в 1911 году

Иллюзия Понцо основана на геометрических фигурах. Идея похожа на «Иллюзию одновременного контраста»: люди будут делать предположения относительно объекта, исходя из информации, которую они получат от фона.

Иллюзию очень легко воссоздать. Когда итальянский психолог Марио Понцо впервые придумал её, он нарисовал две горизонтальные параллельные линии одинаковой длины. Затем, нарисовав вертикальные линии, которые постепенно сближались (вроде изображения железной дороги, уходящей в горизонт), Понцо смог обмануть зрителей, заставив их думать, что параллельная линия на заднем плане была намного длиннее, чем та, что на переднем плане.

Куб Неккера – пример неоднозначного изображения

Куб Неккера – это рисунок квадрата, который не имеет подсказок о глубине. Это означает, что практически невозможно решить, какая часть квадрата является передней, а какая – задней. Иллюзия названа в честь швейцарского учёного Луи Неккера, который первым нарисовал квадрат.

Основная иллюзия заключается в том, что одни люди будут воспринимать трёхмерный куб с одной стороны спереди, в то время как другие будут считать ту же самую сторону задней частью куба.

Куб Неккера может быстро стать предметом спора. Часто суть состоит в том, чтобы не решить, какая строна передняя, а какая – задняя, а попытаться взглянуть на куб с другого ракурса (где передняя, по вашему мнению, сторона на самом деле является задней).

11. Иллюзия кролика-утки

Это изображение впервые появилось в немецком юмористическом журнале

Один из самых ранних примеров неоднозначной иллюстрации – это «Иллюзия кролика-утки», которая была впервые опубликована в Германии в конце XIX века. Такие скрытые изображения были довольно популярны в то время. В этом конкретном примере клюв утки превращается в уши кролика, а глаз нарисован таким образом, что он подходит как зайцу, так и утке.

Изображение было использовано в начале ХХ века философом Людвигом Витгенштейном, который изучал идею восприятия и писал научные статьи, в которых обсуждал то, как люди воспринимают вещи.

12. Иллюзия Тернуса

Джозефу Тернусу приписывают идею, которая лежит в основе анимированных вывесок по всему миру

Эффект Тернуса использует различные фрагменты одних и тех же изображений, чтобы создать ощущение движения.

Идея впервые была предложена психологом Джозефом Тернусом. Если вы покажете людям одно и то же изображение в разных местах, они автоматически сделают предположение относительно движения.

Эта идея лежит в основе анимированных вывесок, столь распространённых сегодня. Поскольку люди знакомы с таким фальшивым движением, это может показаться им вовсе не иллюзией. На самом деле эффект Тернуса был предметом большого количества исследований. Последние проводились в начале 2010 года.

13. Оптическое искусство

Оптическое искусство использует сложные цветовые узоры, чтобы сделать статические изображения анимированными

Оптическое искусство заставляет изображение казаться анимированными, тогда как на самом деле это не так. Большинство теорий об иллюзии движения в оптическом искусстве связаны с неспособностью мозга обрабатывать различные цвета и формы одновременно. Короче говоря, столько всего происходит на этих изображениях, что мы начинаем воспринимать движение там, где его нет.

Такие изображения часто ассоциируются с психоделическим искусством, но другие школы также используют оптические техники искусства, которые имеют свои корни в импрессионизме, дадаизме, кубизме и так далее. Многие художники рассматривают этот стиль как способ бросить вызов восприятию зрителями или заставить их взаимодействовать с произведением, а не просто смотреть на него.

Для детей и родителей

Иллюзия – обман зрения.

Виды обмана зрения:

обман зрения на основе восприятия цвета;
обман зрения на основе контраста;
искривляющие иллюзии;
оптический обман восприятия глубины;
оптический обман восприятия размера;
контурный обман зрения;
обман зрения «перевертыши»;
комната Эймса;
движущиеся оптические иллюзии.
стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки», стереокартинки.

ИЛЛЮЗИЯ РАЗМЕРА ШАРА
Неправда ли, размер этих двух шаров разный? Верхний шар больше нижнего?

На самом деле это обман зрения: эти два шара, абсолютно равны. Можешь воспользоваться линейкой для проверки. За счет создания эффекта удаляющегося коридора художнику удалось обмануть наше зрение: верхний шар нам кажется больше, т.к. наше сознание воспринимает его, как более дальний объект.

ИЛЛЮЗИЯ А.ЭЙНШТЕЙНА И М.МОНРО
Если ты смотришь на картинку с близкого расстояния, то видишь гениального физика А.Эйнштейна.

Теперь попробуй отойти на несколько метров, и … чудо, на картинке М.Монро. Здесь вроде все обошлось без обмана зрения. Но как?! Никто же не подрисовывал усы, глаза, волосы. Просто из далека зрение не воспринимает какие-то мелочи, а на крупные детали делает больший акцент.

Оптический эффект, создающий у зрителя ложное представление о месте нахождения сидения, обусловлен оригинальной конструкцией стула, придуманного французской студией Ibride.

Смотрите на крестик в центре

В какую сторону крутится колесо?

Смотрите, не моргая, в середину изображения 20 секунд, а потом переведите взгляд на чье-нибудь лицо или просто стену.

ИЛЛЮЗИЯ СТОРОНЫ СТЕНЫ С ОКНОМ
С какой стороны здания расположено окно? С левой, а может быть с правой?

Снова наше зрение обманули. Как это стало возможно? Очень просто: вернхяя часть окна изображена, как окно, находящееся с правой стороны здания (мы смотрим, как бы снизу), а нижняя часть – с левой (мы смотрим сверху). А середину зрение воспринимает, как считает нужным сознание. Вот и весь обман.

Оптическая иллюзия, созданная Крисом Уэстоллом. На столе стоит чашка, рядом с которой стоит куб с маленькой чашечкой. Однако при более детальном рассмотрении мы можем увидеть, что на самом деле куб нарисованный, и чашки абсолютно одинакового размера. Подобный эффект замечается только под определенным углом.

Иллюзия «Стена кафе»

Внимательно всмотритесь в изображение. На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле. Отсюда и пошло ее название.

Иллюзия Пизанской башни

Выше вы видите две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система рассматривает два изображения как часть единой сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.

ИЛЛЮЗИЯ ВОЛНИСТЫХ ЛИНИЙ
Даже не возникает сомнений, что изображенные линии волнистые.

Вспомни, как называется раздел – обман зрения. Ты прав это прямые, параллельные линии. И это искривляющая иллюзия.

Корабль или арка?

Эта иллюзия — настоящее произведение искусства. Картину нарисовал Роб Гонсалвес — канадский художник, представитель жанра магического реализма. В зависимости от того, куда вы посмотрите, вы можете видеть или арку длинного моста или парус корабля.

ИЛЛЮЗИЯ — ГРАФФИТИ «ЛЕСТИЦА»
Сейчас можно расслабиться, и не думать, что будет очередной обман зрения. Давай восхитимся фантазией художника.

Такое граффити сделал чудо-художник в метро на удивление всем прохожим.

ЭФФЕКТ БЕЗОЛЬДИ
Посмотри на картинку и скажи, в какой части красные линии более яркие и контрастные. В правой не так ли?

На самом деле красные линии на картинке ничем не отличаются друг от друга. Они абсолютно идентичны, опять обман зрения. Это эффект Безольди, когда мы воспринимает по разному тональность цвета в зависимости от его соседства с другими цветами.

ИЛЛЮЗИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА
Меняется ли цвет горизонтальной серой линии в прямоугольника?

Горизонтальная линия на картинке не меняется на всем протяжении и остается одинаково серой. Не вериться, правда? Это обман зрения. Чтобы убедиться в этом закрой листом бумаги окружающий ее прямоугольник.

ИЛЛЮЗИЯ УМЕНЬШАЮЩЕГОСЯ СОЛНЦА
Эту великолепную фотографию солнца сделало американское космическое агентство NASA. На ней видно два пятна на Солнце, направленные прямо на Землю.

Куда более интересно другое. Если ты пройдешься взглядом вокруг края Солнца, то увидишь, как оно сжимается. Вот это действительно ВЕЛИКОЛЕПНО – без обмана, хорошая иллюзия!

ИЛЛЮЗИЯ ЗОЛЬНЕРА
Видишь ли ты, что линии-елочки на картинке параллельны?

Я тоже не вижу. Но они параллельны – проверь линейкой. Мое зрение тоже оказалось обманутым. Это знаменитая классическая иллюзия Зольнера, существующая с 19 века. Из-за «иголочек» на линиях нам кажется, что они не параллельны.

ИЛЛЮЗИЯ-ИИСУС ХРИСТОС
Смотри на картинку 30 секунд (может понадобиться и больше), затем переведи взгляд на светлую ровную поверхность, например, на стену.

ИЛЛЮЗИЯ. ТРИ КВАДРАТА
Сядь поближе и посмотри на картинку. Видишь ли ты, что стороны всех трех квадратов кривые?

Я тоже вижу кривые линии, несмотря на то, что стороны всех трех квадратов идеально ровные. Когда же отходишь от монитора на некоторое расстояния, то все встает на свои места — квадрат выглядит идеальным. Это связано с тем, что задний фон заставляет наш мозг воспринимать линии кривыми. Это оптическая иллюзия. Когда же фон сливается и мы его четко не видим, квадрат кажется ровным.

ИЛЛЮЗИЯ. ЧЕРНЫЕ ФИГУРЫ
Что ты видишь на картинке?

Это классическая иллюзия. Бросив беглый взгляд, мы видим какие-то непонятные фигуры. Но посмотрев чуть дольше начинаем различать слово LIFT. Наше сознание привыкло видеть черные буквы на белом фоне, и продолжает также воспринимать и это слово. Это очень неожиданно для нашего мозга читать белые буквы на черном фоне. Кроме этого большинство людей первый взгляд бросают в центр картинки, а это еще усложняет мозгу задачу, ведь он привык читать слово слева направо.

ИЛЛЮЗИЯ. ИЛЛЮЗИЯ ОУЧИ
Посмотри в центр картинки и ты увидишь «пляшущий» шар.

Это культовая оптическая иллюзия, изобретенная в 1973 г. японским художником Оучи и названа в честь него. На этой картинке возникает несколько иллюзий. Во-первых, создается впечатление, что шар немного перемещается из стороны в сторону. Наш мозг не может понять, что это плоское изображение и воспринимает его, как объемное. Другой обман иллюзии Оучи –впечатление, что мы смотрим сквозь круглую замочную скважину на стену. Наконец, размер всех прямоугольников на картинке одинаков, и они располагаются строго в рядах без кажущегося смещения.

20 картинок, ломающих мозг: невероятные оптические иллюзии от японского профессора

На иллюстрациях без всякой анимации крутятся шестерёнки, предметы меняют цвет, в одной картинке прячется другая — никакой магии, только наука. Это работы Акиёши Китаока (Akiyoshi Kitaoka) — профессора психологического факультета Киотского университета и создателя умопомрачительных оптических иллюзий.

Посмотрите на фотографию торта. Видите красную клубнику? Уверены, что она красная?

Akiyoshi Kitaoka / ritsumei.ac.jp

Но на фото нет ни одного алого или даже розового пикселя. Это изображение сделано с помощью оттенков синего цвета, однако мы всё равно видим, что ягоды красные. Художник использовал тот же эффект смены освещения, который разделил мир на два лагеря из-за цвета платья. И это не самая вкусная картинка мастера иллюзий. Делимся с вами самым интересным.

1. Сердца меняют цвет

На самом деле сердце слева всегда красное, а справа — фиолетовое. Но эти полоски сбивают с толку.

2. Кольцо белеет и чернеет

Какого цвета кольцо на этой картинке? На самом деле оно состоит из полосок двух цветов — синего и жёлтого. Но что случится, если разломить картинку напополам?

Akiyoshi Kitaoka / ritsumei.ac.jp

Случится то, что слева половинка кольца покажется белой, справа — чёрной.

3. Спирали-обманщицы

Мы видим два вида спиралей: голубые и салатовые. Но они все одного цвета: R = 0, G = 255, B = 150. Можете проверить и догадаться, в чём хитрость этой иллюзии.

4. Цветы-обманщики

Лепестки цветов сверху кажутся синими, а снизу зелёными, хотя они одного цвета. Эти цветы ещё и крутятся в противоположные стороны.

5. Странные глаза

Какого цвета глаза у куклы? Красные, синие, зелёные или жёлтые? Серые. Во всех случаях.

6. Медуза, которая растёт

Присмотритесь внимательнее. Художник считает, что это медуза, которая увеличивается в размерах. Медуза или нет — можно поспорить, но вот что она растёт — это правда.

7. Бьющиеся сердца

Когда мы переводим взгляд с одного ряда на другой, сердца начинают пульсировать.

8. Синие мандарины

На этом изображении нет оранжевых пикселей, только синие и серые оттенки. Но в это так трудно поверить.

9. Загадочные кольца

Эти кольца обманывают трижды. Во-первых, если посмотреть на картинку, кажется, что внутреннее кольцо сжимается, а внешнее расширяется. Во-вторых, попробуйте отодвинуться от экрана и снова приблизиться к нему. Во время движения кольца вращаются в противоположных направлениях. В-третьих, эти кольца ещё и меняют оттенки. Если смотреть на картинку близко и сосредоточить взгляд в центре, внутреннее кольцо покажется более красным, чем внешнее, и наоборот.

10. Зонтики

На этих картинках мы видим зонтики с двумя кольцами разного цвета. На самом деле на каждом зонтике оба кольца одинакового цвета.

11. Светящиеся кубики

Благодаря игре цветов кажется, что от углов расходится сияние.

12. Поле, покрытое волнами

Поле заставлено квадратами, но откуда тогда иллюзия движения?

13. Ролики

Это не анимация, но кажется, что ролики крутятся!

14. Ползущие линии

Всё ползёт в разные стороны, хотя и тут никакой анимации нет.

15. Шарик, который никуда не укатится

Кажется, что на полу, выложенном плиткой, кто-то забыл мячик с таким же рисунком, который вот-вот укатится.

16. Стереограмма

А это стереограмма. Если посмотреть на рисунок, сместив фокус за изображение, в середине вы увидите круг. Попробуйте максимально приблизиться к рисунку (почти ткнуться носом в экран), а потом медленно отодвигаться от него, не двигая глазами. На некотором расстоянии круг должен появиться сам собой.

17. Ползущие змеи

Кажется, что они всё-таки уползут с картинки.

18. Работающие шестерёнки

Трудно поверить, что это всё же не анимация, хотя шестерёнки и крутятся.

19. Неуловимые кнопки

Если глаза вас ещё не предали, то попробуйте остановить все эти кнопки.

20. Успокаивающие рыбки

Говорят, что для снятия стресса надо наблюдать за рыбками в аквариуме. Аквариума нет, зато плывущие рыбки на месте.

Точка съёмки и ракурс

В статье ” Композиция кадра и правило третей ” мы составили перечень основных выразительных средств незаменимого инструмента профессионального фотографа — композиции кадра. Напомним, что в этот список попали: план, правило третей, перспектива, точка съёмки, ракурс, свет и тень, золотое сечение, правило диагоналей. В предыдущих статьях мы подробно рассмотрели план и правило третей, нынешнюю статью мы посвятим точке съёмки и ракурсу.

В начале статьи хочется сказать о следующем: в фотографии, как виде изобразительного искусства, все выразительные средства взаимосвязаны друг с другом и при этом взаимодействии оказывают большое влияние на конечный результат. Изменение перспективы невозможно представить без изменения точки съёмки и угла съёмки (ракурса), в свою очередь изменение точки и угла съёмки существенно может повлиять на соотношение свет-тень в фотографии и т. д. Поэтому простор для творчества в художественной фотографии чаще всего ограничен лишь техническими средствами. Но несмотря на это, все выразительные средства фотографии подчинены тем или иным законам или правилам, знание и соблюдение которых позволяет фотографу добиваться в своей работе поставленной цели — создавать художественно-выразительные, эмоционально-глубокие фотографии.

Вполне очевидно, что когда мы смотрим на один и тот же предмет с разных точек, наша зрительная система воспринимает этот предмет по разному. Происходит это потому, что с изменением точки взгляда происходит изменение угла взгляда, что приводит к изменению перспективы предмета — кажущееся искажение пропорций, формы и светотеневых отношений предмета.

При этом стереоскопическое зрение человека, благодаря возможности наблюдать предмет с разных точек (левый и правый глаз), позволяет мозгу вносить коррективы в видимое изображение для более комфортного для человека восприятия, а объектив фотокамеры, являясь по сути моноскопическим устройством, не способен вносить такие поправки, в связи с чем кажущееся изменение перспективы предмета в фотографии носит более выраженный характер.

Касаемо перспективы, хочется обратить внимание на следующее: каждый реальный предмет, окружающий нас и попадающий в объектив фото или видео камеры, имеет свою форму, свой объём и свою конструкцию. Форма предмета — его геометрическая сущность, определяющая его внешний вид или внешние очертания. Объём предмета — это уже трёхмерная (длина, ширина, высота) пространственная величина, ограниченная поверхностями, составляющими форму предмета. Конструкция предмета характеризует его строение, связь отдельных элементов предмета и определяет его характер.

Перейдём к практической стороне вопроса и расскажем, как и на что влияет выбор той или иной точки съёмки и какие художественные задачи в фотографии призван решить ракурс.

Точка съёмки — место расположения фото или видео камеры относительно объекта съёмки. Формулировка довольно простая и полностью отражает суть. Так вот, точка съёмки может определять расстояние до объекта как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости применимо к фотографии точка съёмки может быть фронтальной (анфас)

боковой (профиль)

и три четверти (среднее положение объекта съёмки относительно камеры между анфас и профиль)

и влияет на крупность плана. Чем ближе к объекту — тем крупнее план и наоборот.

С горизонтальной плоскостью всё предельно ясно: фронтальная точка съёмки — объект “лицом” к камере, боковая точка съёмки — объект “одним боком” к камере, три четверти — объект и не полностью “боком”, и не совсем “лицом” к камере. На что влияет выбор точки съёмки в горизонтальной плоскости? В первую очередь, на визуальную составляющую фотографии, во вторую очередь — на эмоциональную составляющую. Прочему именно так? Ответ прост: при изменении точки съёмки в горизонтальной плоскости происходит в первую очередь кажущееся изменение формы (объёма) объекта. Если фотограф хочет подчеркнуть симметричность (фотогеничность) объекта съёмки, он выбирает фронтальную точку, если необходимо скрыть асимметричность объекта или подчеркнуть конкретную деталь — боковую или в три четверти. Это технические аспекты, в некоторой степени даже академические, которые не всегда могут совпадать с творческим замыслом фотографа, поэтому в конкретных случаях фронтальная точка съёмки может служить средством для акцентирования внимания зрителя именно на асимметричности объекта и т.д. и т.п.

Несколько иначе обстоит дело с изменением точки съёмки в вертикальной плоскости. В вертикальной плоскости точка съёмки бывает:

верхней

с уровня глаз

и нижней.

Меняя её с привычной “с уровня глаз” до верхней или нижней, происходит, во-первых, изменение высоты линии горизонта в кадре (при нижней точке линия горизонта опускается, при верхней — наоборот поднимается), во-вторых, происходит кажущееся изменение конструкции предмета (объекта) съёмки. А выше мы говорили, что именно конструкция предмета отвечает за его характер. Так вот, выбор точки съёмки в вертикальной плоскости влияет в первую очередь на эмоциональную составляющую фотографии.

Обобщим. Изменение точки съёмки в вертикальной плоскости позволяет:
– изменить высоту линии горизонта в кадре, тем самым грамотно скомпоновать композицию кадра по правилу третей (линия горизонта не должна делить кадр на две равные части);

– изменить масштаб объектов на переднем плане по отношению к объектам на дальнем плане. Нижняя точка объекты переднего плана “увеличивает”,

– избавиться от лишних деталей снимка путём проецирования центрального объекта на фоне неба при использовании нижней точки съёмки, на фоне поверхности — при использовании верхней точки съёмки.

При этом центральный объект при съёмке с нижней точки выглядит величественно, монументально, победно за счёт кажущегося искажения его конструкции.

Съёмка с верхней точки создаёт абсолютно противоположную иллюзию, при этом очень полезна и эффективна при изображении больших пространств, массовых скоплений чего-либо, поражающих воображение зрителя своей масштабностью.

Теперь немного о ракурсе. Всё дело в том, что в большинстве случаев понятия “ракурс” и “точка съёмки” ошибочно заменяются друг другом. Очень часто на глаза попадаются статьи о технике фото или видео съёмки, в которых авторы практически стирают грань между ракурсом и точкой съёмки. Так вот, если точка съёмки — это скорее географическая величина, определяющая положение фото (видео) камеры относительно объекта съёмки, то ракурс — это геометрическая величина, определяющая угол съёмки, получаемый при наклоне (повороте) оси объектива относительно объекта съёмки.

На рисунке видно, как меняется угол съёмки (ракурс) при неизменной нижней точке съёмки

Очевидно, что если попытаться сфотографировать человека в полный рост с нижней точки, при этом не изменив угол наклона оси объектива, в границах кадра будут видны одни ноги.

Поэтому точка съёмки и ракурс — совершенно разные выразительные средства, использовать которые в изобразительном искусстве можно как отдельно друг от друга, так и в тандеме.

В заключении как всегда хочется добавить: фотография – не хирургия, на ошибках учатся.

Ракурс и фотография

Каждый фотограф мечтает о том, чтобы его снимки были интересными, чтобы они нравились зрителям. На качество фотографий влияет очень много факторов. Это и содержание снимка, так сказать, его информационное наполнение, и его идея, и композиция… Об этом можно говорить долго. Сегодня же мы поговорим с вами о таком факторе, о такой составляющей фотографии, как ракурс.

Для начала давайте разберемся, что же это такое – ракурс, и как его грамотно и правильно использовать в своей работе, то есть при фотографировании. В постобработке, как известно, ракурс уже не применить, так что правильно его выбирать нужно уметь уже на самом первом этапе создания фотографии, то есть собственно при съемке.

Что такое ракурс?

Итак, первым делом – определение ракурса. Как трактуют это понятие специалисты в своих учебниках. Ракурс – это точка зрения фотографа на тот объект в пространстве, который он намеревается сфотографировать. Также ракурс – это полученная в процессе фотосъемки проекция этого объекта в той или иной точке. То есть, проще говоря, это то зафиксированное на матрице цифрового фотоаппарата (на фотопленке, на холсте художника и прочих носителях) изображение, которое мы в итоге получаем тем или иным техническим способом.

Тем не менее, в современной фотографии под ракурсом обычно понимают точку съемки относительно положению снимаемого объекта.

Конечно, это второе определение не совсем точно отражает смысл и суть понятия ракурса, но для того, чтобы нам (и вам) было удобнее, давайте договоримся о том, что будем понимать ракурс именно так: точка и направление съемки.

Маленький экскурс в историю

Многие годы фотографы применяли в своей работе те же принципы и законы композиции, что и художники, которые создают свои произведения другими техническими средствами, например, живописцы, работающие красками на холсте.

Чаще всего на заре фотографии высота расположения довольно-таки громоздкой и тяжелой фотокамеры зависела не от творческой задумки фотографа, а от высоты имеющегося у него штатива, на котором, собственно, тогда и устанавливалась фотокамера. Не изменился этот принцип и немного позже, когда фотоаппараты заметно поубавили в своем размере и «массе тела». Снимки стали обычно делаться с высоты человеческого роста, и многое зависело от роста самого фотографа. Но вот как-то раз художник, писатель и фотограф из Франции Гаспар Феликс Турнашон взлетел над Парижем на воздушном шаре и создал фотографическую панораму города с высоты птичьего полета. Случилось это в 1858 году. Это была первая в мире фотография, сделанная с воздуха. А любимец парижского бомонда Гаспар Феликс Турнашон в один миг превратился в величайшего фотографа Надара, оставившего весьма и весьма заметный след в истории мирового фотоискусства.

Но, тем не менее, первоначально Надар некоторыми своими современниками был откровенно высмеян. Популярный парижский художник-карикатурист тех лет Домье создал карикатуру на Надара, на которой изобразил его летящим на воздушном шаре с фотоаппаратом в руках. Подпись к карикатуре гласила: «Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства». Эх, знал бы тогда Домье, что его слова станут настоящим пророчеством!

Да, фотография действительно перестала быть технической забавой обеспеченных людей того времени и стала высоким искусством. И Надар был одним из первых, кто способствовал этому. Ведь это именно он придумал изменить точку съемки. Он первым отошел от общепринятых стандартов и сделал снимок под ракурсом. И это стало своего рода революцией в изобразительном искусстве, ведь даже в живописи и то ракурс практически не применяли. Зато после Надара различными ракурсами стали весьма активно пользоваться художники-авангардисты разных толков и направлений.

Какие бывают ракурсы?

Небольшое изменение точки съемки относительно снимаемого объекта (так называемый легкий ракурс) этот объект изменяет совсем незначительно. То есть, если быть более точным, легкий ракурс изменяет лишь некоторые элементы кадра. А вот достаточно существенное смещение (явный ракурс) потребует от фотографа, то есть от вас, практически полной перестройки композиции всего кадра.

В некоторых случаях для того, чтобы добиться яркого и запоминающегося снимка вам придется весьма существенно изменить точку съемки, отойти от привычной съемки с уровня собственных глаз. Очень интересными выглядят фотографии, которые были сделаны с очень низкого или, наоборот, с очень высокого положения фотоаппарата.

Но, тем не менее, злоупотреблять ракурсом не стоит. Как верхний, так и нижний ракурс надо применять лишь тогда, когда ваша творческая задумка такое смещение точки съемки относительно снимаемого объекта себя оправдывает, когда оно действительно нужно. Проще говоря, сначала подумайте, а потом уж и меняйте ракурс.

Нижний ракурс

Фотографируя с нижним ракурсом, вы можете подчеркнуть высоту, размеры, грандиозность, значимость объекта. Снимая снизу вверх, вы визуально в несколько раз увеличиваете все эти параметры того, что вы фотографируете. Ну, например, часто можно видеть фотографии стройных сосен с нижнего ракурса. Так, что их кроны оказываются на фоне голубого неба. Или примерно так же сфотографированные высокие здания, например, храмы и колокольни. Но тут нужно быть очень осторожным – здания, сфотографированные с нижнего ракурса, могут получиться на снимке «заваленными», то есть падающими. В то же время эта «заваленность» придает снимку динамичность, эффект некоего движения. В этом случае композицию кадра лучше построить диагонально.

Нижний ракурс можно применять и в репортаже. Очень хорошо этот прием работает в спортивной съемке. Например, прыгун в высоту или мотогонщик, взлетевший с трамплина во время мотокросса, сфотографированные с нижней точки, на снимке будут смотреться очень и очень эффектно.

Верхний ракурс

Фотографирование с верхнего ракурса, естественно, тоже визуально изменяет реальные размеры объекта съемки. Если вы снимаете объект с верхней точки, вы как бы придавливаете его к земле, или к той поверхности, на которой он располагается. Снимая с верхней точки, фотограф отображает на снимке довольно значительное пространство и расположенные в этом пространстве объекты. Таким нехитрым приемом можно подчеркнуть положение важного объекта в общем композиционном построении кадра.

Если вы фотографируете человека в студии, то верхний или нижний ракурсы позволят вам сделать весьма оригинальные, интересные и яркие кадры. Но при этом не забывайте и о том, что такие точки съемки в значительной степени искажают привычные нашему, человеческому, восприятию пропорции снимаемого объекта, а это не всегда приемлемо, и работать с этим нужно очень осторожно и аккуратно.

Направление съемки

Говоря о ракурсе в фотографии, нельзя не сказать и о направлении съемки. Оно может быть диагональным, центральным или боковым (то есть съемка со смещением). Посмотрите вот на этот рисунок. На представленной схеме буквой В обозначена фронтальная композиция кадра, то есть кадр, сделанный с центрального ракурса. В данном случае оптическая ось снимка совпадает с оптической осью объектива фотокамеры. Фотографируя в таком ракурсе, вы лишаете снимок глубины, в нем пропадает ощущение пространства. Объект съемки становится плоским и не интересным. Особенно неприемлемо так фотографировать здания и прочие архитектурные объекты.

Если же фотограф будет постепенно смещать точку съемки в правую или в левую стороны относительно снимаемого объекта, то получится так называемый боковой ракурс. На схеме он обозначен буквами Б, Г и Д. При съемке с боковым ракурсом объект приобретает объем, а пространство снимка – глубину.

Изменение бокового ракурса может происходить до тех пор, пока объект съемки не будет находиться по диагонали относительно точки съемки. Такой ракурс принято называть диагональным. На представленной схеме он обозначен буквой А. Диагональный ракурс опытные мастера фотографии с большим успехом применяют при съемке городских пейзажей и вообще в архитектурной съемке в целом. Рекомендуем и вам поэкспериментировать в этом направлении.

Советские ребусы

Arzamas вместе с проектом «Тогда» собрал детские ребусы годов

Простые и короткие ребусы для разминки

Ребусы посложнее

Открываем календарь, начинается январь

«В этом ребусе зашифрованы названия четырех известных гор. Цифры над ними указывают высоту гор в метрах. Разгадав ребусы, определите, к какой горе нужно отнести тот или иной рисунок».

Джомолунгма — высота 8882 метра
Эльбрус — высота 5633 метра
Казбек — высота 5047 метров
Монблан — высота 4810 метров На настоящий момент принято считать, что высота Джомолунгмы — 8848 метров, Эльбруса — 5642 метра, а Казбека — 5033 метра.

«Расшифровав эти десять маленьких ребусов, вы прочитаете названия десяти рек».

Волга, Нева, Висла, Тавда, Вилюй, Енисей, Печора, Колыма, Кама, Дон

Береги свои учебники

Вот что такое ребусы

Хорош уход — здоров и скот

С миру по нитке — голому рубаха

«Разгадав ребус, прочтете русскую пословицу».

С книгой жить — век не тужить

«Если ребус отгадаешь, инструмент народный ты узнаешь».

Гусли, рожок, домбра, кантеле, свирель

Волю и упорство воспитывает в человеке спорт

Очень сложные ребусы

«Прочтите в этих ребусах три скороговорки. Каждую из них быстро скажите десять раз подряд».

Наш Полкан попал в капкан
Сыворотка простокваши
На дворе трава, на траве дрова

«Решив ребус, прочтешь пословицу».

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью

«Разгадав этот ребус, вы прочитаете первые строки известного стихотворения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова».

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой

«На этом рисунке в кружках показаны части ребуса; в нем зашифрована фраза, которую надо прочитать. Если вы будете разгадывать ребус по частям в том порядке, в каком на рисунке расположены кружки, то у вас получатся разроз­ненные обрывки слов.

Как же найти ту последовательность, при которой из этих обрывков составится фраза? Рассмотрите внимательно птиц, которые нарисованы возле кружков, и вспомните, как называется каждая из них. Напишите эти названия, распо­ложив их в алфавитном порядке. Если вы правильно определите названия птиц, то в вашем перечне ни одна начальная буква не повторится, все они будут разными: от буквы «з» до буквы «ф». Птица, занявшая в списке первое место, нарисована около кружка, в котором начинается фраза. Ее продолжение найдете в том кружке, возле которого изображена птица, записанная вами на втором месте, и т. д. Когда в этой последова­тельности вы соедините все части ребуса, то прочтете, что здесь написано» .

1. Зяблик — ПИ(к). 2. Иволга — ОНЕ (га). 3. Козодой — РЫ (ба). 4. Ласточка — (м)ИШК (а). 5. Мухоловка — (с)ОЛЬ. 6. Неясыть — (п)НИ. 7. Овсянка — КИ(т). 8. Пищуха — (у)ХО; читать справа налево. 9. Рябчик — (к)РАН. 10. Скворец — ЯИ(цо). 11. Трясогузка — ПЕТ(ух) ; читать справа налево. 12. Удод — Т. 13. Филин — (л)ИЦ(о).

Ссылка на основную публикацию