12 святых апостолов иисуса Христа – их призвание и благие дела

12 апостолов Христа: имена, призвание и благие деяния

Многие знают, что у Иисуса были ученики, а среди них были те, которые постоянно ходили с ним. Как звали 12 апостолов Иисуса Христа? Зачастую приводятся имена в таком порядке: Симон Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков, Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот. Являясь избранными апостолами, при жизни Иисуса они оставались его учениками. Многие до этого были учениками Иоанна Крестителя. Интересно, что с греческого языка, слово «апостол» обозначает «посылать». Так, Иисус тоже является апостолом, согласно Евреям 3:1. А теперь о каждом апостоле подробнее.

Апостол Симон Петр

Если смотреть список имен 12 апостолов Иисуса Христа, то первым чаще всего называется Петр. У него было 5 имен: Симеон, Симон, Петр, двойное Симон Петр и Кифа. Родиной для него является Вифсаида, откуда он потом переехал в Капернаум. Вместе со своим братом Андреем Петр связал свою жизнь с рыбной ловлей. В работе будущий апостол не стремился быть одиноким рыбаком, а сотрудничал с Иаковом и Иоанном. У Петра была теща, с которой он жил вместе в одном доме, и жена. О жене известно, что та сопровождала Петра в поздних путешествиях, но отнюдь не всегда.

Хотя о проступках апостола Петра известно многим, Иисус не считал его ниже других. Имя, которое он дал Симону, означало «скала». После смерти учителя Петр действительно помогал многим, являясь для них опорой. Иисус Христос зачастую выбирал нескольких учеников, чтобы те сопровождали его. Петр оказывался в их числе и своими глазами видел воскресение дочери Иаира, преображение учителя и события в Гефсиманском саду. По характеру он скорее энергичный, решительный, задавал вопросы и часто поддавался первому порыву. Так, он один из 12 апостолов Христа, кто пошел за ним после ареста. Инициатива приводила не к тому результату, но он мужественно выслушивал советы и принимал их.

Апостол Андрей

Андрей является вторым из 12 апостолов Христа по порядку, имена которых записаны у Луки 6:13-16. Он был родным братом Петра и сыном Иоанна. Перед тем, как стать учеником Иисуса, Андрей был учеником Иоанна Крестителя и слышал, как его учитель назвал Иисуса «Ягненком Бога». Он пошел за Иисусом и стал его слушать, а потом вернулся за братом, чтобы рассказать, что нашел Мессию. Спустя 6 месяцев или даже год оба возвращаются к рыбной ловле, но после того, как Иисус их избирает, они бросают все и уходят за ним.

Андрей не такой энергичный, как Петр, но в решении организационных вопросов принимал непосредственное участие. К примеру, он назвал, какие именно продукты есть в наличии, когда нужно было накормить 5 000 человек. Или когда возник вопрос о греках (они хотели видеть Иисуса), Андрей сначала посоветовался с Филиппом, а уже после этого подошел к Иисусу.

Апостол Иаков, сын Заведея

Двое из 12 апостолов Иисуса Христа были родными братьями друг другу. Но тут не только такая родственная связь: матерью, согласно параллельным местам в Писаниях, является Саломия, а та, в свою очередь, была сестрой Марии (матери Иисуса). Значит, Иаков и Иоанн были двоюродными братьями Иисусу. Вместе со своим братом, Андреем и Петром, Иаков зарабатывал рыбной ловлей. Бедными рыбаками их назвать было трудно – дела были настолько неплохи, что иногда приходилось нанимать наемных рабочих.

Иаков вместе с Петром и Иоанном были настолько дороги Иисусу, что присутствовали там, где остальные не были приглашены Учителем: его преображении, ночью в Гефсимании и при воскрешении дочери Иаира. Кроме того, именно Иакову и вышеперечисленным троим апостолам было интересно, как распознать «последние дни», о которых говорил Мессия. У Иакова было обострено чувство справедливости: за не оказанное самаритянами гостеприимство он предложил спустить с неба огонь. Однако вспыльчивый характер не позволял мириться с недостатками брата, из-за чего часто возникали споры. В 44 году нашей эры он умер. По приказу Ирода его проткнули мечом.

Апостол Иоанн, сын Заведея

Как уже говорилось, в именах 12 апостолов Христа упоминаются два все время вместе: Иаков рядом с Иоанном. Братьев Иисус часто называл «Воанегрес», что по-арамейски «сыновья грома». Они участвовали в спорах учеников о том, кто из них главный, а между собой желали оба занять почетное место рядом с Иисусом в Царстве. Иоанн, скорее всего, был младше Иакова, так как его имя все время пишется вторым, но верил в Учителя не меньше. Он хорошо знал Еврейские Писания, так как вместе с Андреем во всеуслышание подтвердил, что Иисус – это Мессия.

После ведения на Вечере, Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери, что означало особую честь. Он первым увидел Иисуса после воскрешения: обогнав Петра, Иоанн первым оказался у склепа, а потом видел его еще не раз. В своем Евангелии себя по имени не называет, но говорит о себе как о любимом ученике Мессии, и это не лишено оснований. Он пережил всех апостолов, как предсказывал Иисус, и в возрасте 70 лет был сослан на остров Патмос. Там он увидел Откровение, а после освобождения написал три письма. По характеру он был энергичным и смелым человеком, что проявилось, когда он обогнал Петра у склепа и выступал перед Синедрионом. В Евангелии много писал о важности любви, но безвольным за это Иоанна назвать трудно.

Апостол Филипп

Имена 12 апостолов Иисуса Христа содержат и одно греческое имя – Филипп. Когда Иисус его позвал, он сразу же побежал за Варфоломеем. Последующие его слова показали, что они с Варфоломеем напряженно изучали Писания и после того, как Филипп увидел, что пророчества исполняются, побежал к другу. Когда же Иисус приехал в Иерусалим, его очень захотели видеть греки. Возможно, именно греческое имя Филиппа или просто то, что он первым попался грекам на глаза, привело к тому, что они попросили возможности увидеть Учителя именно у него.

Он участвовал в решении вопроса о голодной толпе, хотя тактичность, осмотрительность и дальновидность апостола стали проявляться еще раньше. Особенно заметен контраст порой необдуманной простоты Петра с качествами Филиппа. Это показывает, что совершенно неважно, какой был характер у учеников, главное – это их вера и отношение к учениям.

Апостол Варфоломей

Вторым его именем, возможно, было Нафанаил. Примечательно, что практически все время в списке имен 12 апостолов Иисуса Христа по порядку Филипп упоминается рядом с Варфоломеем. После того, как Филипп рассказал ему об Иисусе, он выразил недоверие в том, что именно назаретянин должен быть Мессией. Но после этого, пошел. Такие сомнения мог бы высказать только тот, кто знает Писания и разбирается в том, что говорит. Слова же могут прозвучать как предубеждение против другого народа, но Иисус расценил их по-другому. Он назвал Варфоломея «человеком, в котором нет лукавства». Слова сомнения, сказанные им, ранее лишь подтвердили то, что будущий апостол не собирался утаивать информацию или хитрить.

Нафанаил был все время с Иисусом, до самой его смерти. После воскресения Мессия явился к ним и снова призвал, чтобы те рассказывали другим о том, что видели. Почему? Когда Иисус умер, ученики вернулись к своей работе. Нафанаил вернулся к рыбной ловле, как и шестеро других. Он не вмешивался, но внимательно слушал, когда Христос говорил с Петром.

Апостол Фома

У Фомы, одного из 12 апостолов Христа, имя означало: «близнец». Про этого апостола многие знают только то, что его называли «неверующим». Ему действительно было свойственно поспешно высказывать неодобрение или сомнения из-за недостатка информации. А как же положительные качества? Например, когда Лазарь умер и Иисус собирался в Иудею, чтобы воскресить его, Фома сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним». Его опасения не были лишены оснований: до этого Иисуса там пытались побить камнями и возвращаться означало подвергать себя большой опасности. Для безопасности он хотел побудить других учеников пойти за Иисусом.

Когда разлетелся слух о том, что Христос воскрес, Фома сказал, что не поверит никому, пока не убедится лично. Позднее ему представилась такая возможность, и его веру нельзя было назвать слабой.

Апостол Матфей

Интересный эпизод был с Матфеем, также одним из 12 апостолов Христа, который по профессии был сборщиком налогов. Когда Иисус призвал его, Матфей устроил пир по этому случаю. Но зваными гостями оказались отнюдь не знатные люди, а те, кого фарисеи называли грешниками, и другие сборщики налогов. Отсюда началось роптание фарисеев и недовольство тем, что человек, говорящий о Боге, сидит с негодными людьми.

Второе имя Матфея было Левий, именно он написал первое по порядку Евангелие. Он называет 12 апостолов Христа по именам. Список первым приводит именно Матфей, а затем такому порядку следуют другие. Он проследил родословную Христа, уделив внимание линии Иосифа. Потом он видел вознесение Иисуса и присутствовал при излитии святого духа на апостолов.

Апостол Иаков, сын Алфея

Список 12 апостолов Иисуса Христа приводит еще одно имя – Иаков, но не брат Иоанна, а второй. Он был сыном Алфея и так часто отличали двух учеников с одинаковыми именами: в рассказе о брате Иоанна уточняли, что отец Заведей, а о сыне Алфея – что его. Интересно, что Алфей считается тем же человеком, что и Клопас. А Марк в своем Евангелии говорит, что Мария, которая потом приходила вместе с Магдалиной и Саломией к Иисусу в склеп, была женой Клопаса. Можно предположить, что она была матерью Иакова.

Еще одно уточнение, которое дают Евангелия, тоже связано с тем, что два апостола были с одинаковыми именами. Иаков называется «меньшим». Почему? Возможно, именно потому, что он был меньше ростом, чем другой Иаков, или же просто моложе. Точного подтверждения нет.

Апостол Фаддей

Когда перечисляют имена 12 апостолов Христа, Фаддея можно не услышать, но звучит другое, более распространенное имя – Иуда. Видимо, такое обращение было придумано, чтобы не путаться, кто должен сейчас слушать: Иуда Искариот или Фаддей. Часто, чтобы избежать путаницы, Писания уточняют «сын Иакова», из чего становится ясно, кто ему приходится отцом и о ком идет речь.

Интересно, что в таких местах, как Марка 3:18 и Матфея 10:3, где находятся перечисления апостолов, Иаков и Фаддей стоят через «и». Это дает основания предполагать, что они были дружны и часто предпочитали общество друг друга. Однако более точных сведений нет. Он не был таким энергичным, как Петр, и потому его слов приведено в Евангелиях мало. После смерти Иисуса он писал письмо помазанникам, где говорил о влиянии на не любящих учения Иисуса людей. В письме также есть имена 12 апостолов Иисуса Христа по порядку. В нем он уточнял, насколько важно подпитывать веру точными знаниями. Письмо содержит всего одну главу и напоминает читателям, как можно отличить таких людей от желающих поступать в согласии с учениями Иисуса.

Апостол Симон Кананит

Имена 12 апостолов Иисуса Христа содержат имя, которое носил Петр, но с другой «фамилией», так сказать. Это прозвище отличало Симона от Петра, чтобы не было путаницы в изложении и при личном обращении к апостолам. Предположительно, Симон принадлежал к зилотам. Это политическая партия евреев, которая добивалась свержения римского императора в частности и римского правления в общем. Однако, когда Симон ушел из политической партии и присоединился к Иисусу, апостолом он был деятельным.

Так, имена 12 апостолов Иисуса Христа, по порядку изложенные, содержат несколько имен одинаковых по звучанию. Но именно за служение во время жизни Иисуса на земле и после его смерти Симон был признан «ревностным», и это слово скоро стало дополнительным обозначением, чтобы понять, про кого из Симонов говорится в определенном месте Библии.

Апостол Иуда Искариот

Единственный апостол из Иудеи, сын Симона. Неужели Иисус не видел, кого назначал одним из 12 апостолов? Нет, он видел. Хотя многие знают об этом человеке только то, что он впоследствии предал Иисуса, все же в начале служения у него были положительные качества. Видимо, другие ученики и сам Иисус доверяли ему настолько, что отдали общие деньги, хотя Матфей был сборщиком налогов и обращался бы с ними не хуже. Значит, все знали Иуду как надежного, образованного человека, знающего свое дело. Шел 32 год нашей эры. Иисус послал учеников рассказывать другим о том, что они сами недавно узнали. После возвращения Иисус исправляет Иуду, хотя имени не называет. Примерно тогда Учитель говорит апостолам, что «среди них клеветник».

Его действия не были предопределены заранее – у Иуды был выбор, как поступать. Однако за все время, проведенное вместе с Христом, Иуда не исправился, и Иисус это видел. После того, как Мария помазала Иисуса дорогим маслом, а Иуда упрекнул ее за это, учитель исправил всех, кто думал так, как этот апостол. Будучи уже вором (брал из общей кассы деньги), он предал Иисуса за цену, которою обычно платят за раба. После поступка Иуды список 12 апостолов Иисуса Христа стал неполным. Кто же заменил Иуду?

Апостол Матфий

После предательства Иуды число учеников уменьшилось и началось отступничество. Чтобы и далее не распространялись неправильные учения, было решено заменить Иуду. Так, ответ на вопрос о том, сколько апостолов было у Иисуса Христа, – 12, а не 11 с учетом ухода Иуды. Выбор делался по жребию, так как двое подходили на эту роль по серьезным требованиям: быть учеником Христа, лично видеть чудеса, воскресение и разговаривать с Иисусом. Жребий пал на Матфия.

Так постепенно стало понятно, не только как зовут 12 апостолов Христа, но и каковы их характеры, профессии, особенности каждого. Апостолы выполняли повеление Иисуса рассказывать другим о нем и были за это вознаграждены. Позднее, когда организовались целые собрания из учеников, они помогали улаживать разногласия и решали важные вопросы.

12 апостолов — имена, биографии, миссия

Ученики Иисуса Христа

Апостолы (в переводе с греческого языка – “посланник”) ученики Иисуса Христа, находившиеся рядом с Ним и являющиеся непосредственными свидетелями Его жизни, которые были избраны для проповеди Евангелия. Число 12 было избрано не случайно, а по количеству колен израильских. Это число считалось особенным, означающего полноту народа Божьего. Так Спаситель избирает 12 апостолов, которые положили начало Новозаветного народа – христиан.

“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.” (Мф.10:1-4)

Суть служения апостолов

Апостолы были не просто проповедниками новой веры, но и хранителями Слова Божьего. Апостолами было составлено Евангелие и Послания Апостолов, весь Новозаветный корпус текстов. Именно в нем разъяснены вероучительные тезисы и даны нравственные принципы жизни христианина. Они организовали Церковь Христову и распространили христианское вероучение среди не еврейских народов. Своим примером подвижнической жизни апостолы являются примером как любить ближнего и почитать Бога.

Суть апостольского служения заключается в донесении до людей Благой Вести, веры Христовой. Вся их жизнь была посвящена проповеди.

Сколько было апостолов? Кроме ближайших 12 апостолов и апостола Павла были избраны еще 70 апостолов из числа последователей Иисуса Христа. Но они не находились постоянно со Спасителем и не были очевидцами Его жизни. В Евангелии их имена не упоминаются, полный список был составлен в V – VI веках.

12 апостолов — имена и краткие биографии

Список 12 апостолов: Андрей, Петр, Иоанн и Иаков (сыны Зеведеевы), Филипп, Варфоломей, Матфей (мытарь), Фома, Иаков (Алфеев), Иуда (Иаковлев), Симон (Кананит), Иуда (Искариот), Матфий (вместо Иуды предателя).

Наиболее приближенными к Господу апостолами были Петр, Иаков, Иоанн.

Симон (Петр). Проживал в небольшом городке Вифсаиде на берегу Галилейского моря, и занимался ловлей рыбы. В один из дней, когда Иисус проповедовал возле озера Геннисаретского, Он увидел что рыбаки ничего не поймали в свои сети. Господь велел Симону отплыть на глубину и снова закинуть сети. Поймали они такое множество рыбы, что даже лодки начали тонуть.

Симона охватил священный ужас и он сказал:

“выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.” На что получил ответ: “не бойся; отныне будешь ловить человеков.” (Лк. 5, 1-11).

После этого жизнь Симона резко переменилась и он из рыбака превратился в верного последователя Христа. Господь дал ему второе имя: Петр (в переводе с древнегреческого языка означает “камень”), что указывает на твердость в вере и убеждениях, готовность бороться за них).

Именно Петр первым назвал Иисуса Христом и Сыном Божьим. Но при этом он первым и отрекся от Спасителя, когда Его взяли под стражу. После же Петр нашел в себе силы покаяться, за что был прощен и занял верховное место среди апостолов. Его казнили в Риме в 68 году. По Преданию, он попросил распять его вниз головой, так как считал себя недостойным принять муки и смерть таким же образом, как Господь.

Иоанн и Иаков

Иаков и Иоанн (Зеведеевы). Два родных брата, сыновья рыбака Зеведея, наряду с апостолом Петром были ближайшими учениками Спасителя. Только эти три апостола видели Преображение Господа. И только их Иисус Христос позвал с собой, когда воскрешал дочь Иаира. Иаков был казнен Иродом Агриппой I в 44 году.

Младший брат Иакова – Иоанн Богослов является автором “Евангелия от Иоанна” и Апокалипсиса. Иисус Христос выделял его среди всех своих учеников. Именно к нему были обращены слова распятого Спасителя, чтобы Иоанн заботился о Богородице. Как и другие апостолы Иоанн подвергся гонениям, но мученическая участь миновала его. Апостол умер своей смертью в глубокой старости, в возрасте более 80 лет.

Андрей

Андрей. Брат Петра, посвятивший себя служению Богу и не создавший своей семьи. Услышав, что Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и совершает Крещение на Иордане, оставил свой дом и отправился к пророку. Его также называют Первозванным, он был призван первым среди учеников Спасителя. “Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: «мы нашли Мессию, что значит: Христос.” (Ин.1:40-41). Проповедовал среди языческих народов. На его долю выпали жестокие гонения. Был распят в греческом городе Патры в 67 году на Х-образном кресте, который впоследствии назвали андреевским.

Симон Канонит

Симон Канонит (Зилот). По Преданию Церкви именно на его свадьбе Спаситель присутствовал со Своей Матерью и превратил вино в воду. Канонит или Зилот в переводе с греческого и арамейского означает “ревнитель”. Относился к политическому течению зилотов, выступающих против римского владычества и за независимость Израиля. Принял мученическую смерть на берегу Черного моря, предположительно на территории современной Абхазии. Недалеко от Новоафонского монастыря в Абхазии находится пещера, в которой по Преданию жил какое-то время Симон Канонит.

Иаков (младший)

Иаков (младший). Сын Алфеев был сборщиком податей и налогов – мытарем (налоговым инспектором). О его жизни и кончине известно мало. Вел подвижническую строгую жизнь. По одной из версий, принял мученическую смерть на кресте в Египте.

Филипп

Филипп. Проживал в Вифсаиде с женой и дочерьми. После Вознесения ему выпал жребий проповедовать в Греции. Был особо жестоко казнен за проповедь Евангелия в 80 году – распят головой вниз.

Варфоломей

Варфоломей (Нафанаил). Спаситель говорил о нем: “вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства.” (Ин. 1:47). После встречи Нафанаил становится преданным учеником Христа. Просвещал народы Малой Азии вместе с апостолом Филиппом, там же подвергся гонениям и был казнен.

Фома. Был смелым и преданным учеником Христа. Он первый изъявил готовность идти за Спасителем в Иудею, несмотря на угрозу ареста и казни со стороны фарисеев. Когда же другие апостолы пришли с вестью о том, что видели Воскресшего Спасителя, он усомнился в их словах. Когда же Спаситель явился апостолам вновь, то Фоме было сказано:

“подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим…» (Ин.20:27).

Проповедовал Благую Весть в Индии, там же был казнен.

Матфей

Матфей (Левий). Был мытарем – сборщиком податей и налогов. Мытари были презираемы среди соотечественников, так как они служили римским прокураторам, предавая иудейский народ. Господь увидел в нем не просто мытаря, а преданного и способного на великие дела человека. Является составителем первого Евангелия (традиционно датой написания Евангелия от Матфея считается 41-55 гг.). Проповедовал в Эфиопии, в этой стране и принял мученическую кончину.

Иуда (Иаковлев)

Иуда (Иаковлев). Младший брат Иакова, сына Алфеева. По Преданию проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии, Месопотамии, был казнен в Армении.

Иуда (Искариот)

Иуда (Искариот). Собирал пожертвования на нужды учеников Спасителя, его можно назвать казначеем общины учеников Иисуса Христа. Иуда предал Спасителя первосвященникам за 30 сребренников. Искариот, подойдя к Иисусу Христу, поцеловав его и тем самым указал, кого требуется арестовать. После чего запоздало раскаялся и совершил самоубийство. После Вознесения Иисуса Христа на его место среди 12 апостолов был выбран Матфей.

Матфей

Матфей. Изначально он был избран в число 70 апостолов, но после предательства Иуды по жребию занял его место. Проповедовал в Македонии и на западе Грузии. Позже вернулся в Иудею, где и был побит камнями по приказу Синедриона.

Петр и Павел — первоверховные апостолы

Особое место среди апостолов занимает апостол Павел (при рождении ему было дано имя Савл, то есть «малый, скромный». Хотя он и не входил в число 12 учеников (как и апостолы Лука и Марк) и не был свидетелем жизни Спасителя. Более того, он был ревностным почитателем иудейского Закона и в таком качестве участвовал в гонениях на первых христиан. Савл, хотя и был совсем юным (около 13 лет), присутствовал при избиении камнями первомученика Стефана. По одной из версий Савл не принимал непосредственного участия в казни, а сторожил вещи Стефана. Эти события из жизни апостола Павла описаны в книге “Деяния святых апостолов”.

Но после того, как Сам Иисус Христос явился ему, бывший гонитель христиан уверовал в Господа. Савл крестился и всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия, обратив к истинной вере тысячи людей. Его апостольские послания являются важной частью Нового Завета и чаще других посланий звучат на божественной Литургии. Павел перенес многие страдания за веру, несколько раз был арестован. Мученическую смерть принял при правлении римского императора Нерона – был обезглавлен.

Особое место в Православной Церкви занимают первоверховные (по первенству порядка и трудов) апостолы Петр и Павел. Это два абсолютно разных человека, объединенные общим деланием – проповедью Евангелия и незыблемой верой в Иисуса Христа.

12 апостолов Иисуса Христа являются примером истинной и непоколебимой веры. Они продолжили нести Благую Весть после распятия Спасителя. Они же стали первыми христианами-мучениками, которые не побоялись страданий, а исповедовали своего Учителя до самого конца.

12 апостолов Иисуса Христа: жизнеописание учеников Мессии

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Это место явственно показывает следующие вещи:

  • у Спасителя было 12 последователей изначально;
  • они пошли за Спасителем добровольно;
  • Иисус был их Учителем, а соответственно и авторитетом.

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы — это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые — это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

  1. Петр.
  2. Андрей.
  3. Иоанн.
  4. Иаков Алфеев.
  5. Иуда Фаддей
  6. Варфоломей.
  7. Иаков Зеведеев.
  8. Иуда Искариот.
  9. Левий Матфей.
  10. Филипп.
  11. Симон Зилот.
  12. Фома.

Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

При этом 12 последователей — это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр — был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн — бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот — самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома — по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским — поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно. Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

12 апостолов Иисуса Христа

Слово «апостол» заимствовано из греческого языка и дословно означает «посланник». Как гласит писание, Иисус Христос тоже являлся апостолом, только Божьим. Но традиция связывает это слово прежде всего с двенадцатью избранными учениками Иисуса .

Икона 12 апостолов Иисуса Христа

Список 12 апостолов Христа

Как звали 12 апостолов Иисуса Христа?

Апостолы Христа

Ученики Христа следовали за ним по всему миру, внимали каждому его слову. Они являлись свидетелями всех чудес, которые он творил. А самое главное — апостолы искренне верили, что Иисус — сын самого Бога.

По велению Христа они бросили все: дома, свои занятия, родителей, детей и жен. Следовали за Иисусом всюду: по странам и городам. Переносили вместе с ним все тяготы кочевой жизни. И это не было приказом. Они шли за своим Учителем по доброй воле. Что примечательно, почти все апостолы — выходцы из семей бедняков.

Своим ученикам Иисус завещал нести Благую весть о себе. Именно апостолы начали проповедовать Евангелие по всему миру. Как гласит писание, Господь наделил своих посланников чудодейственной силой. А теперь они находятся на небе. Окружают Бога, восседая на двенадцати престолах.

Ради веры, апостолы положили на алтарь свои жизни. Можно даже сказать, что они принесли свои жизни в жертву вере. Андрея, Петра и Иакова Алфеева распяли на кресте. Павла и Иакова Зеведеева обезглавили. Фому — проткнули копьем. Иоанн Зеведеев умер естественной смертью, но при жизни перенес множество страданий: его держали в заключении, пытались сварить в кипящем масле. Несмотря на то, что они погибли, слово Божье осталось жить в других людях. И их имена живы в писании до сих пор .

Житие апостолов

Апостолы — ближайшие последователи Иисуса. Именно они первыми стали распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении .

1 Апостол Петр

Петр — не родное имя апостола. До встречи с Христом его называли Симон. Родился он в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера. Его отец — простой бедняк. Занимался рыбной ловлей. По его стопам пошел и Петр.

Оставил все свои дела, и последовал за своим Учителем после того, как Иисус чудесным образом излечил его тещу. Петр стал одним из любимых учеников Христа. Характер апостола — живой и вспыльчивый.

После вознесения Христа, Петр начал проповедовать учения в разных странах. Чудеса, которые он совершал привлекали людей. После контакта с ним мертвые оживали. Немощные и больные выздоравливали и вставали на ноги.

Петра распяли на перевернутом кресте. Последнее он пожелал сам, считая, что не может умереть так же как Христос .

2 Апостол Андрей

Андрей является братом Петра. За то, что он первым последовал за Христом, его назвали Первозванным. Всю свою жизнь он посвятил служению и даже отказался вступить в брак.

Андрей всегда и во всем следовал за Христом. После распятия Иисуса, стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. Согласно писанию, Андрей был преданным Иисусу до самой смерти.

Закончил свою жизнь будучи распятым на косом кресте .

3 Апостол Иоанн Зеведеев

Младший брат Иакова. Его занятие — ловля рыбы. Иоанн является автором четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. За что его назвали Богословом. Именно его Христос попросил позаботиться о Богоматери. После распятия Христа он забрал Марию к себе. Умер естественной смертью, несмотря на многие попытки его убить. Иоанна травили ядом, но чудесным образом он выжил. Вторая казнь для него была — котел с кипящим маслом. Но даже такая страшная смерть его не постигла. После этого, уверившись в том, что апостолу невозможно нанести вред, его отправили в ссылку. Именно там он дожил до конца своих дней.

Смерть Иоанна стала легендой. Почувствовав скорый конец, он позвал с собой на поле семь учеников. Они выкопали Иоанну могилу, в виде креста, в которую он лег, будучи живым. Ученики накрыли лицо апостола и засыпали землей. Через некоторое время, когда другие узнали об этом, могилу раскопали. Но тела там не обнаружили .

4 Апостол Иаков Зеведеев

Так же, как и его брат, Иаков ловил рыбу. Характер описывают как взрывной и порывистый. На страницах писания он появляется только после распятия и вознесения Христа. Он участвовал в устроении первых христианских общин. Назвали его «Старшим», потому что среди учеников было два Иакова. Среди апостолов его казнили первым — погиб от царского меча в 44 году .

5 Апостол Филипп

Родился Филипп в Вифсаиде. Христос призвал его третьим. Иисус часто обращался к апостолу за советами, как распределить малое количество еды на большое количество человек. Как гласит писание, после участия Филиппа в распределении, люди насыщались малым количеством пищи. Распяли его на кресте вниз головой. Сами ученики не хотели быть казненными как их Учитель, считая, что они не достойны такой же смерти .

6 Апостол Варфоломей

Варфоломей родился в Кане Галилейской. Возможно он являлся родственником или близким другом апостола Филиппа. Именно Филипп привел Варфоломея к Иисусу. О нем Христос отзывался, как о человеке, в котором нет лукавства и хитрости. Он один из первых учеников, которых призвал Иисус. В Евангелие упоминается о нем, как о Нафанаиле. Погиб Варфоломей в страшных муках в Армении — с него, когда он был еще живой, ножом срезали кожу .

7 Апостол Фома

Его называли «Дидим», что в переводе обозначает «близнец». Уж очень он был внешне похож на Христа. Упорный и решительный человек. Его назвали «Неверующим», потому что сначала Фома не поверил в воскрешение Иисуса, пока не увидел его раны. В Иерусалиме Фому Неверующего заключили в темницу, где долго пытали. После чего, пронзенный пятью копьями, умер .

8 Апостол Матфей

Автор первого Евангелия. Последовал за Христом прямо во время своей работы — сбора налогов. То есть наживался на своих соотечественниках. После того, как Иисус пришел к нему в дом, Матфей раскаялся. Раздал свое имущество беднякам. Присоединился к апостолам только после кончины Христа. Вместо предавшего Иисуса апостола Иуды. О его жизни практически ничего не известно. Данные о его смерти расходятся. Одни источники говорят, что он сгорел заживо, другие — что умер в мире .

9 Апостол Иаков Алфеев

Родственник Христа, двоюродный брат по матери. До встречи с Христом был сборщиком податей. Это занятие не считалось престижным, таких людей называли «мытари». Среди учеников был назван «Младшим», чтобы можно было отличать от второго Иакова. Который был старше его почти в два раза. Согласно преданию, его сбросили с крыши, а потом насмерть забили камнями .

10 Апостол Симон Зилот

Согласно преданию, именно он был женихом на той свадьбе, на которой Иисус совершил свое первое чудо — превратил воду в вино. Был достаточно ревностным человеком, по отношению к вере. Благочестиво следовал за Христом. Апостол принял мученическую смерть — был заживо распилен пилой на Кавказе .

11 Апостол Иуда Искариот

Выходец из провинции Иудея. Среди апостолов числился казначеем. Выдал Христа за 30 сребреников первосвященникам. Его предательство — сюжет многих произведений искусства .

12 Апостол Иуда Фаддей

Брат Иакова Алфеева. Именно он задал Иисусу на Тайном вечере вопрос о его грядущем воскрешении. В отличии от Иуды Искариота, Фаддей был безоговорочно предан Христу. Характером отличался мягким и покладистым. Согласно писанию, умер апостол в Армении, во второй половине 1 века мученической смертью .

Почитание и церковное значение

Про почитание посланников Бога написано еще Священном писании. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7)

В современном мире они являются примером для подражания. Люди вспоминают их подвиги и преданность Иисусу. Подражают их делам, прославляют их святость. Устраивают праздники в их честь.

Кроме этого, почитание носит характер преклонения. К мощам и ликам обращаются если случилась беда. Им молятся, целуют иконы и ставят свечи. В их честь возводят храмы и часовни.

Церковное значение апостолов огромное. Апостолы считаются главными фигурами в христианстве. Разнеся по миру Слово Божье, именно они положили начало зарождения церкви.

Первый век после смерти Христа назван Апостольским — поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви. Апостолам в христианских календарях установлены дни памяти, отдельные для каждого.

Все посланники Христа были самоотверженными людьми, безоговорочно ему преданные. Они не побоялись принять смерть, порой даже самую жестокую и мучительную, ради веры в Христа и в Слово Божье.

Братья и сестры, вступайте в нашу группу Вконтакте:

Комментариев: 1 для записи “12 апостолов Иисуса Христа”

В большинстве источников апостол Иаков Алфеев указывается как сын праведного Иосифа( которому была поручена Богородица) от первого брака. Он был назван братом Господним.
В данной статье написано что апостол Иаков » Родственник Христа, двоюродный брат по матери.» При написании о христианской вере и ее последователях нужно быть точными, чтобы не рождались разногласия и разные недоумения.

Евангелие о призвании апостолов

Почему люди в наше время так спешат?

Чтобы как можно скорее увидеть успешный результат своей работы. И успех приходит и проходит, и оставляет после себя след печали.

Почему сыны человеческие в наше время так спешат?

Чтобы как можно скорее пожать плоды своих трудов. И плоды приходят и проходят, и оставляют после себя след горечи.

И когда приходит смерть, люди наших дней видят себя полностью принадлежащими только прошлому, видят успехи, которых они добились, – забытыми, пожатые плоды – истлевшими. Со смертью их умирают и последние следы их трудов и их урожая. Те, что приходят за ними, в той же спешке сеют, в той же спешке жнут и поглощают плоды и с тою же пустотою уходят их этой жизни.

Сие есть способ человеческий – но не Божий. Видя разницу между способом человеческим и способом Божиим, люди сказали: “Бог медлителен и достижим”. Бог медлителен – Он может быть медлительным для одного поколения, но Он не медлит на всей линии жизни всех поколений. Часто Он в одном поколении сеет, а в другом пожинает. И поколение, в котором Бог сеет, считает Бога весьма медлительным, в то время как поколение, в котором Он жнет, считает Его весьма скорым. Разве и в наших людских делах всякая жатва не быстрее, чем пахота, посев, прополка, раскорчевка и напряженное ожидание того, когда плод созреет? Но Бог не медлителен и не скор. У Него есть Своя мера, и от меры сей Он не отступает. Муравей смотрит – и видит только муравейник; земледелец смотрит – и видит всю ниву.

Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру! Как быстро Его учение распространилось бы по всей земле! Как спешно по царским указам были бы уничтожены идолы, и капища превратились бы в храмы христианские! Как прекратилось бы принесение животных в жертву богам, и дымящаяся кровь была бы заменена курением ладана! С какою легкостью утвердилась бы Церковь Бога Живаго и Единого во всем роде людском! Без каких бы то ни было страданий Христос смог бы тогда воссесть на один-единственный царский престол, с которого управлял бы чрез двенадцать покорных царей, как чрез Своих наместников, всеми народами земли и всем миром – от востока до запада и от севера до юга. Тогда и жестоковыйные иудеи без какого бы то ни было труда признали Царя Христа как своего ожидаемого Мессию и поклонились бы Ему.

Но подумайте, что произошло бы в конце концов с подобным земным царством, созданном на скорую руку силою и гением одного человека? Произошло бы то же самое, что и со всеми земными царствами до и после пришествия Христова. Вместе со своим основателем и оно бы оказалось на смертном одре, и мир снова очутился бы на том же месте, откуда и начинал. Или, еще понятнее, произошло бы тоже, что с громадным дубом, который некий великан вырвал в горах и пересадил в долину. Пока великан стоит возле пересаженного дуба и поддерживает его своею сильною рукой, стоит и дуб; но как только великан отойдет от дуба, подуют ветры, и дуб рухнет на землю. И люди, собравшись возле упавшего дуба, будут удивляться, как такой мощный дуб поддался ветрам, в то время как низкие кусты орешника вокруг него победили и остались стоять? И люди покачают головами и скажут: “Воистину, низкие кусты орешника, медленно вырастающие из семени, стоят прочнее и сопротивляются ветрам с большею легкостью, чем самый большой дуб, когда его рука великана пересадит, а потом оставит”. Чем корень дерева глубже спускается в подземную тьму, тем дерево сильнее, устойчивее и долговечнее.

Сколь премудро, что Христос начал снизу, а не сверху! Сколь премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Сколь благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не видел конечного результата Своей работы и не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел.

И Древо росло медленно, очень медленно. Бешеные ветры раскачивали его, пытаясь сломать, но не смогли. Враги срубали Древо под корень, но корень пускал все больше побегов; и чем больше его рубили, тем упорнее и быстрее оно росло. Вражья сила копала глубоко под землею, глубже катакомб, чтобы вырвать корень; но чем больше она его дергала, тем корень становился крепче, тем более буйно появлялись отростки. Потому Древо Христово, взращенное по-Божьи, а не по-человечески, и сегодня, спустя две тысячи лет, цветет, покрывается листвой, и приносит людям и ангелам сладкие плоды, и блистает свежестью и красою, словно посажено не более ста лет назад.

Если бы Господь наш Иисус Христос поступил так, как поступают люди, Он, действительно, намного быстрее прославился бы среди людей, зато мы не спаслись бы. Но Он пришел не за людскою славой – звуком свирели, которая сегодня играет, а завтра будет брошена в огонь – пришел не для славы человеческой, а для спасения человеков. Он пришел к людям не как великан на театральное представление, чтобы показать Свою силу и искусство и добиться рукоплесканий, но как Друг и Врач пришел к нам в больницу, чтобы навестить нас, поговорить с нами наедине и предложить нам совет и лекарство. Потому благо человечеству с начала до конца времен, что Господь поступил по-Божьи и избрал Своими апостолами не двенадцать великих царей, но двенадцать малых рыбаков. А о том, как Он их избрал, повествует сегодняшнее Евангельское чтение.

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

Почему Господь оказался на Галилейском море, евангелист объясняет нам ранее. Услышав, что Иоанн Креститель отдан под стражу, Он оставил Иудею и удалился в Галилею, в презренный край земли Израильской. Предвидя кровавый конец великого Своего воина и Предтечи, Он Своим удалением, словно отступлением, подготавливал победу над врагом. И если уж Он в Галилее, не естественно ли Ему поселиться в Назарете, в Своем отечестве, где прошла большая часть Его земной жизни? Но какой пророк принимается в своем отечестве? Он пришел в Назарет, но там Его хотели свергнуть вниз с вершины горы. Снова удаляясь от преждевременного людского злодеяния, Он, наконец, поселился при море Галилейском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, среди самых заброшенных и презренных, среди людей во тьме и в стране и тени смертной. В сию великую тьму Он впервые зароет семя плодовитого древа Евангелия Своего.

Евангелист Иоанн пишет, что Андрей первый последовал за Господом, причем еще в Иудее. Андрей до того был учеником Иоанна Крестителя, и когда Иоанн указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил своего первого учителя и пошел за Христом. Сразу после того Андрей нашел брата своего Симона и сказал ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Еще тогда Христос назвал Симона Петром, или камнем, твердым камнем веры (Ин.1:35-42). Не противоречит ли в таком случае написанное евангелистом Иоанном тому, о чем рассказывает в сегодняшнем Евангелии евангелист Матфей, то есть тому, что Христос призвал этих двух братьев только на море Галилейском? По Евангелию от Иоанна, за Христом сначала последовал Андрей, а затем Петр, в то время как по Евангелию от Матфея выходит, что Христос нашел и призвал их одновременно, причем Петр упоминается первым. Не является ли сие очевидным противоречием? Нет: ни в коей мере. Очевидно, между тем, как это истолковывает и святитель Иоанн Златоуст, что здесь описываются два разных события. Первое, произошедшее в Иудее, когда Креститель был на свободе, и второе, бывшее позднее в Галилее, в то время, когда Креститель был брошен в темницу и когда Господь наш Иисус Христос поселился в Капернауме, на берегу моря Галилейского. Иоанн описывает более раннюю встречу Христа с Петром и Андреем, а Матфей – более позднюю. Сие ясно из того, что у Матфея говорится о Симоне, называемом Петром, что означает: Господь ранее назвал Симона Петром. Эта, бывшая раньше, – и первая – встреча Петра со Христом произошла в Иудее, когда Андрей привел брата своего ко Христу. Сию первую встречу Иоанн описывает следующими словами: и привел его (Андрей) к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). Евангелист Матфей, описывая теперь повторную встречу сыновей Иониных с Господом, знает об этом, потому и говорит: Симона, называемого Петром. Упоминает же он Петра прежде Андрея из-за того, что Петр по темпераменту был более живым, чем его брат, и с самого начала выделялся сильнее его. То, что Иоанн и Матфей описали два разных события, а не одно и то же, ясно всякому, кто прочитал оба сих Евангелия. Если Матфей описывает решающее призвание Петра и Андрея к апостольскому служению – идите за Мною, – то Иоанн, скорее, рассказывает о встрече и знакомстве этих братьев со Христом, поводом для чего послужили слова Предтечи: вот Агнец Божий. Ясно, что после встречи сей они расстались с Христом и иным путем или в иное время отправились в Галилею, где Господь снова нашел их, когда они занимались своим рыбацким делом.

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим. Они привыкли не руководить и приказывать, но лишь работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их исполнены смирения и послушания воле Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их алчут и жаждут как можно большей истины и правды. Мы видим, что Андрей однажды уже оставил свои рыбацкие сети и последовал за Иоанном Предтечей, став его учеником. И как только Иоанн указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Это живые души, ищущие все большей и большей правды Божией и Царства Божия. Потому Христос и повелевает им: идите за Мною. Таким же образом поступает Бог и со всеми нами. Он не хочет насильно гнать нас на путь спасения, но сначала предоставляет нам возможность самим, свободно и с помощью своей рассудительности, выбрать спасение или погибель. Однако когда Бог, видящий сердца наши, заметит, что сердца наши склоняются к пути добра, к пути спасения, тогда Он решительно привлекает нас на путь сей. Когда же сердца наши полностью уклоняются на путь погибели и зла, Бог оставляет нас, и сатана становится нашим господином. Так было и с Иудою-предателем. Когда сердце его полностью склонилось ко злу и выбрало мрачный путь погибели, Христос более и не пытался отвратить его с того пути; напротив, видя, что в Иуду вошел сатана, Господь сказал ему: что делаешь, делай скорее. Таким образом, ни в случае с Петром и Андреем, ни в случае с Иудою Господь ни в коей мере не ограничивает свободу человеческого самоопределения, но лишь после того как люди сердцем определились в выборе добра или зла, Он решительно говорит: Петру и Андрею – идите за Мною, а Иуде – что делаешь, делай скорее.

И Я сделаю вас ловцами человеков. Это означает: как до сих пор вы сетями своими вылавливали рыб из глубины и тьмы вод морских, так отныне будете Мною и Моим Евангелием вылавливать людей из глубины и тьмы зла мира сего. Все благое останется в этих сетях, а все негодное или не сможет войти в эти сети, или выпадет из них.

Услышав призыв Христов, Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Видите, насколько сердца двух братьев сих уже определились в выборе добра? Они не вопрошают: “Куда ты нас зовешь? Чем мы будем питаться? И кто будет кормить наши семьи?” Они словно всю свою жизнь только и ждали, прислушиваясь: когда же прозвучит этот призыв? Простодушно, как дети, они возлагают все свои заботы на Бога, оставляют все и следуют призыву Христову.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И снова – не два царя, а два рыбака! Без царской короны на голове, но с царским сердцем в груди. Так Господь собирает жемчужины во тьме. Так Он избирает малых и немудрых, чтобы ими посрамить великих и мудрых; и бедных избирает Господь, чтобы посрамить богатых. Посмотрите, как бедны Иаков и Иоанн: они сами с отцом своим чинят сети! Но души их богаты алчбою и жаждою Бога; сердца их обращены к добру и – ждут. Потому, как только Христос позвал их, они тотчас оставили и свое занятие, и лодку, и отца, и сети и последовали за Ним.

Во внутреннем смысле рыболов означает ловца благ духовных, сети – душу, море – мир сей, лодка – тело. Бросая сети в море, рыболовы эти ищут благ духовных, пищи духовной, или Царства Божия, простирая и погружая свою душу в глубины мира сего, чтобы где-нибудь уловить эти блага. Починка сетей означает их труд по исправлению своей души. То, что первые двое оставили свои сети и последовали за Христом, значит, что они оставили свои ветхие и грешные души и пошли за Христом, дабы Им обновиться, переродиться и обрести новую душу и новый дух. И еще это означает, что теперь они будут искать и ловить духовные блага не усилиями своей собственной души, но Христом, не своими силами, но силою Божией, не своим разумом, но Божественным откровением. А то, что двое других оставили лодку и отца своего, означает, что они оставили свое грешное тело и своего телесного отца, чтобы отныне заботиться о спасении души и идти в сретение Отцу своему Небесному как усыновленные по благодати Божией.

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. После тридцати лет уединенной жизни Господь наш Иисус Христос теперь начинает Свое Божественное служение, и начинает ревностно и решительно. На сие указывают слова: ходил по всей Галилее. Его служение заключалось в толковании ветхого, в проповеди нового и в том, чтобы подтверждать и то, и другое чудесами, исцеляя людей. Закон был дан чрез Моисея и пророков, и он был засвидетельствован многими чудесами, дабы люди уверовали, что закон сей – от Бога. Но толкователи закона, помрачив душу свою грехом, полностью помрачили и смысл этого закона. Оттого ветхозаветный закон сей сделался мертвым и как бы не существующим. Ныне Господь наш Иисус Христос, пречистый и безгрешный, являет Себя как единый истинный Законник и подлинный Толкователь того первого закона. Он толкует смысл его и открывает дух его, закрытый для грешников. Теперь Он является Толкователем Духа, как позднее Дух будет Его Толкователем. Он не отвергает ветхозаветного закона Божия – как Он может его отвергнуть, когда Он Сам и дал его? Но на основании его истинного духовного и пророческого смысла Он дает теперь новый закон спасения, проповедуя Благую Весть о Царствии. Ветхозаветный закон подобен доброй и плодородной земле, которую люди настолько запустили, что лице ее полностью скрылось под терниями и волчцами, посеянными людьми, то есть лжеименными толкователями. Так, что всякий отвращал очи свои и сердце свое от сей запущенной земли. Ныне Господь перепахивает эту землю и сеет новое семя. И люди смотрят на Него со страхом и удивлением. И как ветхозаветный закон был засвидетельствован многими Божественными чудесами, так и сей новый закон Господь наш Иисус Христос как Законодатель засвидетельствовал многими чудесами. Чудеса те совершены не для праздного и тщеславного показа своей силы, но для того, чтобы принести людям истинную пользу. Все они состоят в исцелении телесных и душевных болезней и немощей человеческих. Ибо Господь посетил нас не как чародей, а как Друг и Врач.

Все вы, алчущие и жаждущие правды и любви Божией, тщетно ловящие эту правду и любовь своими душами, словно сетями, в море мира сего, услышьте глас Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Он призывает вас, как некогда призывал рыболовов близ моря Галилейского: идите за Мною. И, услышав глас этот, не медлите ни минуты, но тотчас оставьте все свои старые усилия и всю свою старую любовь и последуйте за Ним. Он – единственный ваш Друг и Врач; все прочие, находящиеся вне Его, суть или невежды, или шарлатаны. Он призывает вас ни как царей, ни как пастухов, ни как богачей, ни как бедняков, ни как ученых, ни как необразованных, но как людей, исполненных болезней и немощей. Причина болезней и немощей наших – грех. Посему припадите ко Господу нашему Иисусу Христу и возопите к Нему, как некогда многочисленные болящие и немощные: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Прости мне, Господи, прости бесчисленные мои согрешения. Очисти меня силою Твоею, напитай меня животворящим хлебом Твоим, глубоко войди в меня, как свежий и чистый воздух в душную комнату, и я буду здрав, и я буду здрав и жив! Да прославится так Господь в крепости души нашей и чистоте тела, со Отцем и Святым Духом – Троица Единосущная и Нераздельная, помощью и молитвами святых апостолов Христовых, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Глава 10

Иисус Христос и Израиль (главы 10–16)

С главы начинается новая часть Евангелия. Если в главах с 5 по 7 излагается учение Иисуса Христа, а в главах 8 и 9 говорится о Его могуществе, то теперь выясняются отношения между Ним и Израилем. Сперва это касается Иоанна Крестителя и его учеников (глава 11), потом фарисеев (главы 12 и 15) и саддукеев (главы 15 и 16), чтобы в исповедании Петра (16,16), наконец, достигнуть своей высшей точки. Со стороны Иисуса проявляется только ищущая любовь и терпение. Это особенно заметно в главе 10 в так называемых миссионерских напутствиях. Они указывают на две главные задачи Иисуса Христа, а именно: распространение вести о Царстве Божием в слове и исцелениях и в подкреплении слов учеников знамениями и чудесами, когда в некоторых случаях возникает неизбежное сопротивление.

Призвание 12 апостолов
(Map. 6,7–13; Лук. 9,1–5)

Призвание включает две в плане Божием тесно связанные предпосылки: избрание Божие по благодати и добровольное решение последователей.

10,1: Нечистые духи (см. комментарий на 8,28–32). Власть совершать исцеления поражает людей. Способность исцелять — это дар Божий, который не все верующие получают (1 Кор. 12,28–31; Рим. 12,3–8). Препятствием для исцелений служат неверие и неправильный мотив (Иак. 4,3).

10,2–4: Имена двенадцати апостолов во всех Евангелиях те же, кроме Фаддея, соответствующего у Луки Иуде Иаковлеву. Это понятно при той путанице в именах, в местностях, заселенных иудеями греческой культуры. Но удивительно, что только немногие из избранных упоминаются в дальнейшем, а именно: Петр, Иаков, Иоанн, Фома, Матфей и Иуда Искариот; остальные остаются в тени. Это указывает, какое малое значение имеет земная слава. Жизнь и характеры апостолов различны. Петр, который был человеком неуравновешенным и несдержанным, позднее призван пасти стадо Христово (Иоан. 21,15–17); он был первым епископом в Иерусалиме (см. комментарий на Деян. 1,15) и умер мученической смертью. Иаков, сын Зеведеев, был одним из столпов Иерусалимской церкви и умер также мученической смертью, бессмысленной с человеческой точки зрения (17,1; Деян. 12,1–2). Молодой Иоанн в столетнем возрасте становится отцом церквей и писателем последнего Евангелия (Отк. 1,1–2; Иоан. 21, 20–25; см. комментарий на введение к Евангелию от Иоанна). Предполагают, что критически настроенный, сомневающийся Фома был миссионером Персии и Индии. Мытарь Матфей становится учителем и евангелистом первоапостольской Церкви (см. введение). Симон Кананит или Зелот, ревнитель, то есть принадлежащий к партии сопротивления римской власти, делается смиренным учеником Христовым. , из рядов этой партии вышел и Иуда Искариот (до сих пор не выяснено происхождение этого последнего прозвища). Но как Господь прославился в этих мужах! (Деян. 4,13–14). Они во веки веков будут основанием Церкви, в которой Иисус Христос есть краеугольный камень (16,18; Еф. 2,19–20; Отк. 21,14).

Напутственные наставления ученикам

10,5–6: Проповедь еврейскому народу занимает и в Новом Завете первое место (Деян. 1,8; 2,39; 3,26; 13,46); Израиль остается возлюбленным Божиим в числе других народов (Втор. 7,6–8; Ос. 2,23; 11,1; Рим. 9,3–5; 11,25- 28).

10,7: Царство Небесное (см. комментарий на 3,2; см. также Ис. 35,3–4).

10,8: Иисус Христос дает власть совершать дела, которые служат указанием близости Царства Божия (Map. 16,17–18). Евангелие не может служить средством для наживы, но сотрудники, посвятившие все свое время проповеди, имеют право на вознаграждение за свой труд (Лук. 10,7; 1 Кор. 9,4–14; Гал. 6,6).

10,11–15: Благовестники не должны себя навязывать, а скорее ожидать отказа в приеме. Но риск тех, кто не принимает посланных, настолько велик, что участь таких нечестивых городов, как Содом и Гоморра (Отк. 11,8), будет на страшном суде отраднее, чем их участь (10,15). Значит, наказания в вечности будут различные.

Увещевание к мужественному исповеданию
(Map. 13,9–13; Лук. 10,3; 12,2–9; 21,12–17)

10,16 — 33: Здесь говорится об исповедании устами, которое нас спасает согласно Рим. 10,10. Иисус Христос пользуется только Своими учениками для распространения дивной и потрясающей вести о Царстве Божием. Если мы для этого будем ждать, доколе мы станем лучшими, то мы никогда ничего никому не скажем.

10,16: Овцы, они всецело доверяются пастуху. Змея считалась умным животным (Быт. 3,1), а Дух Божий снизошел на Христа в образе голубя (3,16).17: Библия постоянно запрещает ориентацию на человека (14,9; Гал. 1,10; Евр. 12,2).

10,21–22: Труднее всего отрешиться от семейных зависимостей (Мих. 7,5–6). Но тут надо твердо держаться Господа и любить с терпением.

10,23: Ожидание скорого пришествия, совместно с другими подобными стихами (напр. 16,28; 24,34), создает до некоторой степени впечатление, что Иисус Христос рассчитывал в ближайшем будущем на конец света и откровение Свое в славе. Многие исследователи полагали, что Иисус Христос, подобно апостолу Павлу и первоапостольской Церкви, в ожидании скорого конца ошибся (Рим. 13,11–12; 1 Кор 1,7–8; 11, 26; Фил. 3,20; 4,5; 1 Фес 4,15–17; Тит2,13; 1 Пет.4,7; 1Иоан 2,18; Евр. 1,2), так как до сих пор история человечества продолжается, Но именно, согласно истории ученики были изгнаны из Палестины раньше, чем они успели проповедать во всех её городах. Для Иисуса Христа и для Церкви вполне ясны были слова: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (24,36; 25,5.19 28,19–20; Map. 13,32; Деян. 1,7 Рим. 11,25–26; 2 Кор. 5,1–9; Еф. 4. 12–13; Фил. 1,21–24; 2 Фес. 2,1- 10; 2 Тим. 4,6–8). Апостол Петр (2 Пет. 3,1–13) настойчиво предупреждает об ошибках в подсчетах второго пришествия и указывает на Божие мерило времени. Поэтому целесообразнее ожидать не скорого пришествия, а неожиданного пришествия в любой день и час.

10,26 и 27 — ещё раз подтверждают, что Иисус Христос настаивает на открытом исповедании.

10,28: Бог может ввергнуть в геенну (см. комментарий на 8,12) при нашем непослушании. Но верных Ему Он чудесно сохраняет и охраняет (Рим. 8,31–39; Деян. 12,3–17), даруя им Духа Своего для свидетельства; а в конце Иисус Христос Сам вступится за них. Душа см. комментарий на Ис. 42,1. Библия исходит из деления человека на две составные части: на тело и душу; притом душа представляет из себя нечто гораздо большее, чем мы о ней обыкновенно думаем: она включает всего внутреннего человека, его личность. В виду того, что внутренняя жизнь находится в крови, то её запрещено употреблять в пищу (Быт. 9,4–5; Лев. 3,17; 17,10–14; Втор. 12,16.23). Так как душа — дыхание Божие (Быт. 2,7), она не может исчезнуть. Голос крови убитого Авеля вопиет к Богу (Быт. 4,10), также души мучеников взывают к Господу (Отк. 6,9–11). Умершие продолжают в особом состоянии жить в преисподней, — шеол (Пс. 6,6; 29,10; 87,11–13; 113,25; Ис. 38,18; Иез. 31,14; 32,18–32). Можно даже вызывать мертвых, как вызвал Саул Самуила (1 Цар. 28, 3–19). Но всякое общение с мертвыми подлежит смертной казни (Лев. 20,6; Втор. 18,10–14). Иисус Христос также указывает, что внутренний человек продолжает жить и после смерти телесной. Это видно из следующих мест Писания: из повествования о богаче и нищем Лазаре (Лук. 16,19–31), которые узнают друг друга и других людей; из посмертных слов Иисуса Христа: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23,46; Пс. 30,6); из обращения Господа к разбойнику: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23,43). Воскресение означает: совершаемое силою Духа Святого восстановление тела, но тела нового, духовного (27,52–53; 28,9.16–20; Лук. 24,15–43; Иоан. 20 и 21; 1 Кор. 15).

Иисус разделяет

10,34–42: Евреи ожидают мира непосредственно с явлением Мессии. Но предварительно будет борьба и разделение, также и в семье, в этой самой малой ячейке человеческого общества (Исх. 20, 12; Мтф. 15,4–6; 19,3–9; Еф. 5,31–6,3). Что теперь для нас дороже: Иисус Христос или наши близкие, даже наша собственная жизнь? Отдача своего Я Господу вводит человека в жизнь вечную.

10,38: Креста своего, не Христова креста, который имеет совсем другое значение и духовный вес.

10,40–42: Ученики замещают собой Христа. Они и их служение неотделимы от Христа. Кто ими (пророк, праведник, малый сей — какая тут последовательность!) дорожит, тот пожнет награду Божию. Но награду нужно решительно отмежевать от личных человеческих заслуг, потому что Новый Завет личные заслуги отрицает. Никто не может предъявлять никаких требований к Богу, а напротив, требования предъявляет к нам Бог. Согласно словам Иисуса Христа ни лицемерие, ни мирские достоинства не получат от Бога награды, потому что такие люди или сами себя награждают или их награждают другие (5,46; 6,2). Благовестник имеет право получать средства на существование (Лук. 10,7–8; 1 Кор. 9,4–11) и согласно своему труду награду на небе (1 Кор. 3,11–15); но, конечно, все основано на благодати (Иоан. 4,36; 1 Кор. 15,10). Ученики, которые ради Христа от чего-то отказались, получат во много раз больше и делаются наследниками вечной жизни (19, 27–30). В обратном порядке всякий, сделавший добро ученику, не останется без награды (10,52; 25,31–40). Непрестанно выделяется основной принцип, что человек будет судим по своим делам (24,48–51; Лук. 6,23; 2 Кор. 5,10; Отк. 6,9–11; 11,18; 20,11–15; 22,12), причем и наказание и награда будут различные (19, 27–29; Лук. 12,47–8; 1 Кор. 3, 11–15). Награда же всегда будет даром благодати (20,15; Лук. 23,43). Так рассматривает награду Новый Завет.

Ссылка на основную публикацию