10-летняя девочка столетие назад: что умел ребенок в эти годы?

Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси?

Вера прочитала статью о том, как много лет назад жили семьи в деревнях. Они решила выяснить, действительно ли 10-летние девочки умели так много или это просто выдумки.

Читайте на Еве

Именно с этим вопросом Вера и пришла на форуме. При этом не стоит забывать, что женщина говорит о времени, с которого прошло уже почти 100 лет:

«Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси? Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. »
Вера

Многие женщины решили рассказать не о том, как жили девочки 100 лет назад, а своих навыках, которые они получили в 50-60 годах прошлого века. Те, кто поделился история о своих бабушках и прабабушках, только подтвердили мнение Веры:

«Я так жила, и дети так будут жить. В 12 лет мы в деревне пастушками со стадом ходили, овец пасли. С 8 ходила за коровой, в 11 доила. Дети в 8 отличные няньки малышам, и соску дадут, и зашикают младенца, и поиграют, и почитают, и успокоят. На даче моют посуду, дома разбирают по местам посудомойку. Следят за своими вещами, по просьбе метут и моют пол. К 10 будут готовить, пока только салаты режут (сами) и пельмени с котлетами делают (со мной). Но в обязанность не вменяю, сама не в поле работаю, так, по просьбе. Учиться их первое дело, крестьянские дети на учебе не запаривались.»
tolstaya_zgaba D*

«100 лет назад был 1916 год (до СССР на Руси оставалось 6 лет). Моей бабушке было 8 лет, и таки да – практически всему этому она была в детстве научена (не знаю как на счет качества, а пряла с помощью веретена до самой смерти, потом из этой пряжи вязала носки), но хороший жених по рекомендациям въедливых соседей не случился – ближе к 20-ти погнали на лесоповал, потом сбежала в город в няньки, дальше соц.быт и хороший жених в соответствии с новыми реалиями.»
grade D

«Я 69-го года, в 10 лет умела почистить-сварить картошку, сосиски-колбасу, салат приготовить, кухню убрать, полы помыть, брата из сада забрать, проследить, что бы помылся, зубы почистил, спать уложить. Отец болел сильно, часто в госпитале лежал, а мама работала завпроизводством в ресторане и домой приходила ночью. Не знаю, для меня это было само-собой, естественно, никакого напряга или недовольства, где деньги лежат – я тоже знала, брала в случае необходимости, потом маме говорила, сколько взяла, куда потратила, сколько сдачи осталось. Моей дочери почти 10. Умеет все то же, просто брата у нее нет, и я дома почти все время, просто нет необходимости.»
Anonymous

«Ну мы такие же были, что уж. В 10 лет и вязать и вышивать уже могли, моя мама постоянно по командировкам моталась, так я без нее и убрать и постирать вручную и отца накормить ужином. Бабушка до самой смерти со слезами вспоминала, как она приехала к нам, отцу моему еды приготовить, я ей дверь открываю в передничке до пола, беляши я это стряпала. Никак в саду работать, усы у клубники обрезать, как помидоры в теплицах выращивать, картошку окучивать тоже умели. Я вот на свою доню посмотрю, как она по 5 часов на корте трудится, после 7 часов в школе, так уж лучше беляши печь или полы мыть. Адский труд просто.»
Anonymous

«Меня мама учила выкручивать красиво белье и резать красиво картошку. Почему то она считала, что это самое важно умение для женщины. Ах да, еще белье надо уметь красиво развешивать. В общем то в жизни эти умения не пригодились. Хотя по хозяйству я помогала много, но мама это как-то не ценила, считала, что это само собой разумеющееся. Все эти горы белья, которые надо было перегладить, и это после того, как приедешь из школы на перекладных и сходишь в булочную и в молочный. Уроки уже вечером делаешь, перед сном и засыпая.»
Anonymous

«Моя бабушка осталась сиротой в 4 года, когда умерла ее мама. Был отчим, который быстро женился на другой женщине. В 4-5 лет бабушка мыла большой дом, ухаживала за маленькими, стирала. И всю жизнь бабушка была трудяга и чистюля.»
Anonymous

«Бабушка моя по папе 1909 г.р. Была старшей в семье – всего детей было 6-ро. Закончила лишь 3 класса церковно-приходской школы, учиться было некогда – вся помощь матери и работа по дому была на ней, а школа за 7 км. Умела всё – шить, вязать, ткать, готовить, доить скотину, чистить хлев, смотреть за младшими. Будучи замужем за дедом моим, ни дня не работала. Была домохозяйкой. До самой своей смерти имела очень крепкое здоровье. Умерла в 95 лет. Бабушка по маме 1908 г.р. Была единственная дочь в зажиточной крестьянской семье, которая владела садами и угодьями. Окончила гимназию. После коллективизации и раскулачивания научилась всему, что и бабушка по папе. Родила 8 детей, всю жизнь прожила в деревне.»
禾火 SD*

«Моя бабушка 1906 г.рождения в 5 лет была отдана на хутор кулаку в няньки. Учиться не стала-некогда было и негде. Умела делать все, жизнь заставила. Поэтому, уже при советской власти, выйдя замуж за партийного работника, сложила ручки и не работала, пока не грянули развод, а затем война. Вторая бабушка, дворянка, бежала на Урал из Москвы, чтобы скрыв происхождение, поступить учиться там, где ее не знают. Была прекрасным врачом. Я в 10 лет делала ВСЕ-стирала, убирала, мыла посуду, гладила, готовила еду. Т.к. маменька просто этим не занималась, считая, что если есть ребенок женского полу, так пусть и работает, как она сама в детстве, а ей уже полагается отдыхать, 30 лет таки. В школе у меня вечно были проблемы из-за этого, т.к. после уроков я спешила домой делать уборку, стирать или готовить, или в магазин. А полагалось-собирать макулатуру или присутствовать на заседаниях совета отряда или комсомольской ячейки. Советская власть детям головы тоже хорошо промывала.»
kathy04 KF*

«Бабушку в 34 г., ей 12 лет было, отдали в люди, в город, т.к. осталась полной сиротой. Она была нянькой ребенку и домработницей с полным функционалом – готовка, уборка, стирка (полоскала на речке, помнит как это тяжко зимой было, и как хозяйка заставляла по нескольку раз переполаскивать, если на белье было хоть чуть пены). Все вспоминала до старости, что пена всегда немного есть на белье, просто от воды даже, а её гоняли по морозу на прорубь, бабушка была оочень добросовестная по жизни. И кстати её мать вышла замуж имея уже дочь нагулянную. За мать дали приданное хорошее и плюс она была городская и образованная, но порченная. Но в семье эту дочку старшую принимал отец как свою абсолютно, и сама такая ситуация не была чем-то из ряда вон. То, Что дети были нагружены работой с детства, эт да. И нянькались с младшими.»
Anonymous

«Прабабушка 1906 года рождения – с 6 лет в няньках была у зажиточных в деревне, соску из хлеба ребенку давала, пеленки меняла, качала, убиралась. Сама из бедной семьи была, 11 детей у них было. Все умела в жизни она после такого детства. Соседка моя по даче, 89 лет, 1927 года рождения с 14 лет елки рубила во славу колхоза, мешки с зерном таскала по 10-15 км в город. Мать ее больная была, поэтому за нее работала дочь, 4 класса закончила и вперед»
Anonymous

Но были и те, у кого предки жили в богатых семьях. Там дети не изнуряли себя работой, а действительно наслаждались детством. В любом случае, одна из женщин рассказала о гораздо более полезных навыках в наше время:

«Чем беднее семья – тем больше работали. Богатые вполне себе были неженки, белоручки и неумёхи – прям как сейчас»
Волшебницa H*

«Прабабка была купеческой дочкой, самой младшей и самой любимой, даже в школу не ходила !тятенька сказал, нечего ребенка всякой ерундой мучить!, не то, что по дому какую работу делать. В 17-ом весь уклад рухнул, рассказывала, как бежали ночью, как было страшно, как закапывали в лесу огромный сундук с иконами, драгоценностями и столовым серебром. Отец ее потом его так и не нашел, не смог вспомнить место. По дому ничего делать не умела, читать писать тоже. Хозяйки из нее так и не получилось, но замуж вышла удачно, детей нарожала.»
Anonymous

«Мои дети умеют кататься на велосипеле,самокате,скейте,роликах, строить дома многоэтажные в Майнкрафте, рисовать на компьютере, рисовать на бумаге,нормально учатся в школе,немного играют на фортепиано и гитаре.Умеют пользоваться стиралкой-сушкой-духовкой-термомиксом. Готовить компоты,напитки,блины,пирожки,сырники. Найти любой рецепт в Инете и приготовить. Подбирать себе одежду. Делать покупки в магазинах. Думаю, для нашего времени это все актуальнее.А, возраст 5,9,11»
Трям-здравствуйте) F**

«Моя мама 1915 года рождения, ничего этого она не умела и ее не учили, ни прясть ни вязать, ни коров доить, ни готовить, ни в огороде работать, а уж в поле тем более не работала, косить она точно не умела, хотя родилась в станице на Кубани, у них были работники, которые, и в поле работали, и коров пасли, и все остальное делали»
Любовь Андреевна F*

«Ничего не делала лет до 17. Не готовила, полы не мыла, не стирала и прочее. Мать почему-то не считала нужным нас с сестрой к работе по быту приучать, мол, сама сделаю ибо они лишь накосячат. В мои 17 мама в больницу легла на месяц. Вот впервые я и готовила, папу кормила, и убирала, и стирала. Как только начала жить отдельно – сразу всему научилась. И готовить вкусно, и дом в порядке содержать. Не потому что надо было. А потому, что понравилось)) Сын мой умеет приготовить еду, стирает себе сам труселя, может разобрать-собрать комп, выгулять и накормить собаку, помыть пол к приходу мамы. Чтоб он пахал у станка – да не дай боже. Чем гордиться – что маленькие дети умеют всё, что взрослые? Зачем?»
☼So Velu☼ H*

В итоге, Лика оказалась не права. Далеко не все 10-летние девочки 100 лет назад умели полноценно вести хозяйство и ухаживать за маленькими детьми. Так жили только в бедных семьях. Богатые люди давали своим отпрыскам возможность насладиться детством.

Как воспитывали дочерей в крестьянских семьях 100 лет тому назад: Что умела делать девочка в 10-летнем возрасте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано, а взросление девочек сопровождалось множеством традиционных обрядов. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка с раннего детства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила.

Народные традиции и обряды в полной мере отражались и на внешнем облике девочек, которым с малых лет волосы заплетали в одну косу, символизирующую единение трех жизненных сил. При том, ее плели так, чтобы она строго ложилась вдоль позвоночника. Это было связано с поверьем, что светлые силы из волос переходили в него и наполняли энергией. После замужества косу делили на две. И это являлось символом того, что сил понадобится вдвойне – на саму девушку и на ее ребенка.

Древний “Домострой” – устав по которому жило крестьянство, был неписаным законом. Он требовал от отца семейства строгости в воспитании своих детей. В особенности это касалось дочерей, так как выдать дочь замуж беспорочной, да к тому же приученной к разному труду, считалось предметом большой гордости для родителей.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Дочерей намного раньше начинали приучать к посильному труду, нежели сыновей. Видимо отсюда и пошло, что девушки взрослели быстрее.

«Маленькое дело лучше большого безделья», — по такому принципу мать воспитывала свою дочь, а обучение любой сельскохозяйственной или рукодельной работе она начинала с личного примера. Показывая и объясняя дочке тонкости и последовательность выполнения того, или иного дела, помалу вовлекала ее в сам процесс.

Так, если в пяти-шести летнем возрасте маленькая хозяюшка присматривала за утятами иль цыплятами, то уже к десяти-двенадцати она выгоняла коров на пастбище и могла их подоить. Рано привитые трудовые навыки давали возможность женщине стойко переносить все тяготы крестьянских будней. И не зря веками в народе бытовала поговорка: «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Таким образом маленькая дочь пяти-шести лет по крестьянскому кодексу должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под ее присмотром могли оставлять младших братьев и сестер.

В 10-летнем возрасте к девочке, прошедшей первоначальную “науку” мамы, бабушки, требования ужесточались, и она становилась по-взрослому ответственной за ту работу, которая ей поручалась. Она должна была собирать дрова и приносить воду из колодца, чистить и топить печь, варить каши и готовить борщи, стряпать пироги и другую выпечку.

Частенько десятилетним девчушкам самим приходилось стирать и полоскать белье на речке, а затем развешивать его на просушку. И если летом это было почти как развлечение, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

А еще в многодетных семьях присмотр за младшими ложился на плечи старшей сестры, которая уже могла самостоятельно перепеленать и накормить из рожка, убаюкать и развлечь песнями, «пестушками» и прибаутками.

Нередко девочку 10-11 лет родители могли отдать в няньки–«пестуньи», чтобы присматривала за чужими детьми. С “пестуньей” расплачивались или продуктами, или отрезами ткани, а то и деньгами. Так, за сезон девочка могла заработать от трех до пяти рублей.

Очень важно для девочки в отрочестве было освоить элементы ткачества, так как все ткани для одежды, полотенец, скатертей крестьяне изготавливали сами. Поэтому ткань и называли домотканой.
Вначале девочку учили “наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки)” . В некоторых регионах чесали и пряли шерсть. Как правило, ткачеством занимались зимой большими «бабьими» компаниями.

И если в пяти-семилетнем возрасте малышка овладевала первичными навыками прядения пряжи на веретене или прялке, которую отец изготавливал для нее в уменьшенном варианте, то к 10 годам она могла уже самостоятельно соткать на ткацком стане для себя пояс или рушник. С этих лет она и начинала готовить для себя приданое.

Множество было обязанностей для маленькой хозяюшки и в не дома. Ей приходилось вязать снопы, собирать колоски, ворошить сено; сажать рассаду, полоть сорняки и поливать огород; пасти корову, козу, гусей, уток; убирать навоз и чистить скотину.

Однако исходя из вышесказанного, не следует думать, что деревенская ребятня на Руси была лишена обычных детских радостей. На досуге младшие девочки играли в «дочки-матери» куклами-мотанками, которым сами шили наряды и придумывали украшения. А девушки немногим постарше собирались на посиделки, где резвились, пели, вязали, вышивали и шили. А еще детей всех возрастов отправляли в лес для сбора ягод, грибов, трав, хвороста. Эти развлечения их также адаптировали ко взрослой жизни.

Все свое детство и отрочество девочка была под покровительством отца, который отдав ее замуж, эти обязанности передавал мужу. На Руси поговаривали: “Отец бережет дочь до венца, а муж до конца” . И став женой, она была обязана почитать мужа, как главу семейства. И то, чему ее научили отец с матерью она передавала своим детям, внукам. А освоенные трудовые навыки с малолетства были основным залогом ее выживания во взрослой жизни.

Ну а как воспитывали сыновей в крестьянских семьях 100 лет тому назад и, что они могли делать к 14-ти годам, читайте в обзоре

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси?

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

​​​​​​​Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.


Что умели делать 10-летние девочки в середине прошлого века и что умеют их правнучки?

Дорогие читательницы, с наступающим праздником! Помните, что каждая женщина — уникальная и независимая личность. Именно это стремились доказать представительницы прекрасного пола, когда в ХХ веке вели борьбу за равные права с мужчинами. И это им удалось. В частности, право на профессиональную карьеру мы получили.

Но вместе с тем и традиционные семейные обязанности никуда не делись: готовка, стирка, уборка. Разве что технологии значительно облегчили домашний труд. И если полвека назад матери были вынуждены приучать дочерей к ведению домашнего хозяйства сызмальства, то сейчас… А что сейчас?

По силам ли современным девочкам пришить пуговицу, связать шарф, приготовить борщ? Чтобы проследить, как изменились девичьи навыки со временем, мы поговорили с теми, кому было 10 — 15 лет несколько десятилетий назад, и с теми, кому столько сейчас.

С коромыслом за водой

Подготовка девочек к взрослой жизни начиналась рано, с шести — семи лет. Все рабочие навыки прививались не в теории, а на практике — показывались обычно матерью в процессе домашних либо полевых хлопот.

Галина Ивановна вспоминает, что, когда училась в пятом классе, ей приходилось жать ячмень, которым было засажено пять соток земли.

— У меня до сих пор остался шрам — серпом себе руку порезала. Врачей не было, сами врачевали-лечились. Мы и косить, и загребать, и корову доить с малых лет умели. Чтобы напоить коровушку да и самим попить, приходилось с коромыслом за водой ходить на ключ. А чтобы заготовить сена, преодолевали чуть ли не восемь километров пешком. В наши обязанности на покосе, кроме того как загребать сено, входило и дрова собрать, чтобы поставить чай на костре, пока все работают.

— В десять лет вы умели вышивать или вязать?

— Мои мама и бабушка хорошо вязали, а я так и не научилась — на них надеялась, — смеется Галина Ивановна. — А вот вышивать я умела хорошо. До сих пор хранятся некоторые вещи.

С семи лет — на покосе

Активист и волонтер Зоя Федуева, уроженка Вожегодского района, пятый год проживает в Череповце в доме ветеранов.

Зоя Сергеевна рассказывает, что семья держала корову, теленка, овец, куриц, поросят.

— А на работе у мамы было в «подчинении» 12 коров. Все они паслись за несколько километров от деревни. Их всех нужно было и покормить (сена натаскать, воды принести с реки), и подоить, молоко убрать. Это все я делала, когда мне лет семь еще было, — рассказывает пенсионерка. — Как сядешь под корову доить, так сразу ноги задрожат — страшно, лягается! По несколько раз выскочишь из-под нее.

Родители и бабушка с детства привили Зое Сергеевне любовь к рукоделию — вязанию. Она по сию пору вяжет: шапки, шарфы, носки, коврики, чехлы на подушки. Все свои изделия раздает друзьям и знакомым.

Рано повзрослели

90-летняя череповчанка Лидия Уголкова, чье детство пришлось на военное время, вспоминает годы, когда нужно было работать, чтобы просто выжить, — с улыбкой. Родилась она в деревне Петряево Воскресенского сельского совета Череповецкого района. В семье было пятеро детей.

Лидия Васильевна до сих пор помнит, как они — ребятишки, мама да тетя — пахали участок в 30 соток.

— К плугу привязывали веревкой доску. На нее опирались я, братья, мама, а тетя Поля за плуг держалась. Так и таскали его. Конечно, было тяжело. Но намного легче, нежели лопатой копать весь участок. Выращивали мы капусту, картошку, морковь — все свое. Поэтому и не умерли с голода.

Если землю пахали все ребятишки, то стирка ложилась на девичьи плечи. Ни мыла, ни стирального порошка не было. И приходилось маленькой Лиде с сестрами стирать белье щелоком из золы, а после бежать на ручей и полоскать его.

Шелковый платочек

Детство Валентины Малковой прошло в поселке Зеленый берег Кадуйского района. Те времена она вспоминает с любовью, хоть в детстве и было много обязанностей по хозяйству.

— Мы с малых лет помогали своим родителям на колхозном поле: на каждого человека выделялась сотка земли. Сажали в основном картошку и капусту, и дети тоже принимали в этом участие. Носили на поливку ведра с водой, пусть и не целые — по половинке, постарше ребятам уже доверяли прополку и окучивание. Работа на поле была в радость, особенно когда все собирались у костра и ели печеную картошку. В лесу мы тоже чувствовали себя уверенно, хорошо ориентировались, и родители не боялись нас отпускать. Уходили с подружками за черникой и морошкой, а к вечеру возвращались с полными бидончиками.

На девочек были возложены и заботы по дому, причем скидки на возраст не делались. Валентина Алексеевна до сих пор помнит, как когда-то тетя попросила ее погладить белье. Только вот при сортировке один шелковый платочек по ошибке попал в глаженье, и первоклашка Валя сожгла его.

— Так и стоит перед глазами этот тяжелый утюг и прилипшие к нему волокна платка. Ох, как я переживала! Но разве я могла знать, что нельзя гладить шелк!

Одной из самых тяжелых обязанностей была, наверное, стирка белья зимой. Полоскать приходилось в проруби, в ледяной воде, руки мерзли до онемения. Затем вещи сохли на улице, после чего застывшее колом белье «отходило» дома. Но запах морозной свежести стоил всех усилий!

Основному делу обучены

В XXI веке у девочек нет насущной необходимости уметь все то, что умели их бабушки и прабабушки, потому что условия жизни кардинально изменились. Ну какие сенокосы и дойки, когда корову только в компьютерной игре про ферму видел? Но базовый набор навыков, которые остаются пока востребованными (или хотя бы теоретически могут пригодиться во взрослой жизни), девчонки получают за школьной партой. Для этого есть учебный предмет под названием «технология ведения домашнего хозяйства».

По словам педагога, школьницам в особенности нравится кулинария. На учебной кухне, в кабинете технологии, есть все необходимое для приготовления блюд.

— Я умею и люблю готовить, — говорит ученица 7-го класса школы № 17 Екатерина Шипякова. — Пеку торты, оладьи. Вообще, могу все приготовить, главное, чтобы был рецепт и продукты. Мое фирменное блюдо — макароны с мясным фаршем под сырной корочкой. Этому рецепту меня научила мама. А еще я могу вязать крючком, но это у меня плохо получается. Год назад на уроках технологии мы шили сорочку, было довольно сложно.

— Сейчас без подсказки сможешь сшить ее?
— Думаю, что смогу, но все равно нужно, чтобы кто-то меня контролировал.
— Оторвавшуюся пуговицу сможешь пришить?
— Да, конечно! Помимо готовки, я еще убираюсь дома, глажу белье.

Пятиклассница Любовь Кириллова может сшить фартук, но признается, что если будет шить без контроля взрослых, то получится намного дольше.

— Если у меня порвется какая-либо вещь, я сама могу зашить, — говорит девочка. — И пуговицы могу пришить. Мне мама показывала, как это правильно делать. Еще я убираюсь дома, мою посуду, готовлю. И котлеты жарю, макароны могу сварить, пеку блины. Рецепт также мама подсказала. Если какая-то вещь запачкалась, то могу ее застирать руками.

— А спицами для вязания умеешь пользоваться?
— Вязать пока не умею.

Шестиклассница Ксения Садкова умеет и готовить, и печь разную выпечку, и дома убираться, и стирать вещи руками.

— Мама говорит, что у меня самые вкусные блины в доме получаются, — застенчиво улыбается Ксюша. — И оладьи могу испечь. Тесто делаю сама. На Новый год испекла в духовке пряничный домик. Получилось вкусно. Если что-то зашить или постирать — без проблем смогу.

Пожелаем девчонкам не останавливаться на достигнутом, чтобы при случае они могли сказать с небрежностью кота Матроскина: «Подумаешь, я еще и вышивать могу, и на машинке тоже…» И с праздником!

Диана Бушманова, Елена Молчанова, газета «Голос Череповца»

Как жила 10-летняя девочка в России 100 лет назад

Вы думаете, что у вас плохой день, потому что курьер медленно везет пиццу, кто-то наступил снова на ногу в метро или случайно капнул кофе на ваше любимое платье или костюм, а коллега по работе грубо ответил на ваше тактичное замечание, сделанное ему? Что же, поблагодарите вашу счастливую звезду, что вы не родились в России в деревне сто лет назад.

Женщины ходили бы с красными руками зимой от стирки одежды в ледяной реке. Одновременно дома рыдает маленький ребенок. Трое других уже умеют ходить и разбредаются в разные стороны. Кроме всего прочего, было бы неплохо накормить их обедом. Для этого почистить миски, разжечь печь и быстро что-нибудь приготовить.

И это вовсе не обычный день матери большого семейства. Это жизнь десятилетней девочки сто лет назад в русской деревне. Детский труд не считался эксплуатацией, а детство заканчивалось в десять лет. То, что сегодня мы могли бы назвать испытанием на выживание, тогда было обычной практикой. У девочек было много забот.

Сбор грибов и ягод

Хотя сегодня мы не позволяем нашим детям ходить в эти места в одиночку, даже если они вооружены телефоном с GPS. В прошлом это была обычная практика. Вспомните русские народные сказки. Густой лес может обеспечить девочке и ее семье беззаботное существование. Сюда детей отправляли собирать ягоды, грибы, зелень, хворост и дрова. Дети быстро учились ориентироваться в лесу и в поле для того, чтобы выжить.

«Крестьянская девочка». Харитон Платонов

Дойка коровы или козы

Все начиналось с заботы о цыплятах, и постепенно, к возрасту десяти лет девочки были достаточно взрослыми, чтобы суметь справиться с коровой или козой. Утром животнвх нужно было подоить, а затем отправить на пастбище. Для того, чтобы это сделать, необходимо встать в пять утра.

Но это было самое большее, что девочка могла сделать для домашнего скота. Уборка навоза, мытье и выпас животных — эти работы были поручены только мальчикам.

Сбивание масла

Сегодня с помощью миксера этот процесс занимает всего около 10-15 минут. Тогда это занятие растягивалось на три часа. Физически этот процесс был очень тяжелым. Масло взбивалось только деревянной ложкой. Этим занимались все женщины в семье по очереди. Когда уставала одна, подключалась другая.

Стирка одежды в реке

Все любят летом плескаться в реке. Даже если при этом приходилось стирать одежду, то все равно было очень весело. Но зимой это совсем другая история. Зимы были гораздо холоднее, чем сейчас, и холод тянулся по шесть месяцев в году. Бедных маленьких девочек отправляли на прорубь стирать грязную одежду всей большой семьи, а затем вешать сушиться. Им было не до веселья.

«Игра на балалайке». Николай Богданов-Бельский

Рыбная ловля

Еще один пункт в списке навыков, которым этот универсальный солдат в юбке был обучен: она умела выкапывать червей для ловли рыбы и шла на рыбалку.

Работа за ткацким станком

Считалось, что девушка должна сшить свое приданое самостоятельно. Она начинала этим заниматься примерно с десяти лет. Таким образом, у нее был хороший шанс собрать внушительный сундук с приданым к свадьбе и получить статус завидной невесты.

Вся ткань для одежды, полотенец, скатертей и других вещей делалась вручную. К семилетнему возрасту, девочки умели расчесывать лен, плести из него нити, наматывать их на березовые катушки. К десяти годам могли работать на ткацком станке и делать пояса, а также вышивать полотенце. Как правило, этим зимой занимались все женщины в семье, когда не было другой работы.

У каждой был свой собственный инструмент. Свою прялку нельзя было никому отдавать, ее могли испортить. Чужую тоже брать нельзя. Хорошая мастерица работает только на своих инструментах.

«Крестьянка за вышивкой». Ф. Малявин

Присмотр за детьми

В крестьянских семьях в среднем, по данным статистики, было около десяти детей. А зачастую и того больше. Старшие должны были присматривать за младшими братьями и сестрами. Даже если разница в возрасте была не так велика. Присматривать приходилось, когда взрослые работали на полях. Во многих семьях десятилетние девочки кормили ребенка из рожков — самодельных бутылочек, сделанных из рогов коровы или барана. Развлекали песнями и прибаутками. Соску делали из пережеванного хлеба и небольшого кусочка ткани. Иногда девочка ходила нянчится и в другие семьи. Таких нянек называли пестуньям. За услуги расплачивались мукой, картошкой, яблоками, отрезами ткани.

Уборка в доме

Поддержание порядка в доме также было очень важно. Девочек учили убирать за собой в самом начале их жизни. Аккуратно заправленная кровать, встряхивание ковров, подметание и мытье пола, чистка скамеек, смена лучины, свечи, чистка керосиновых ламп.

С детьми не принято было «миндальничать» и баловать их. Глава дома распределял обязанности, и ему нельзя было перечить.

Возраст детей отмерялся семилетиями. Детей до семи лет называли «дитё», или «кувяка», если ребенок любил покапризничать. Следующие семь лет отмеряли отрочество. Девочек называли «отроковицами», и они начинали носить длинное девичье платье. Последняя семилетка — юность. К этому моменту овладевали всеми необходимыми умениями. Девочка была полноценной помощницей матери и потенциальной невестой.

Но этим заботы девочки не ограничивались. Она помогала вязать снопы во время сенокоса, перевозить сено, пасти коров, гусей, коз, полоть огород, убирать навоз.

Что умела 10-летняя девочка более 100 лет назад на Руси?

«Маленькое дело лучше большого безделья» — такого принципа строго придерживались родители в воспитании дочерей больше века назад. В Международный день девочек Светлана Голицына подробно рассказывает о том, как жилось девочкам в крестьянских семьях.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.

Детям прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Ссылка на основную публикацию