10 историй о том, как совесть побеждает любовь к деньгам

5 коротких поучительных историй о деньгах с моралью

Большинство поучительных историй, сказок и притч, которые многие из нас слышали в детстве, рассказывали нам о том, что богатство – это плохо, а бедность – хорошо. Все богачи там были подлые и жадные обманщики, а все бедные – честные и благородные люди. Бедный всегда был готов поделиться последним, а богатый умудрялся и «зимой снег продать».

Вот и выросло не одно поколение людей, считающих, что деньги – это зло, думать о деньгах стыдно, а много денег имеет лишь тот, кто обманул или украл.

В последние годы ситуация изменилась: поверить в то, что счастье не в деньгах, может лишь тот, кто их имеет. Как писали братья Стругацкие, «деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать». А уж быть бедным в этом мире вряд ли кому нравится.

1. О богатстве и о бедности

Пришли Богатство и Бедность к одному человеку, чтобы он рассудил их, кто из них лучше и красивее. Задумался человек: если он Бедность обидит, так она потом его со свету сживет. Если же Богатство обидит, так оно рассердится. Вот он и придумал – велел им пройтись перед ним туда-обратно. А потом и говорит: ты, Бедность, нравишься мне со спины – когда уходишь. А ты, Богатство, просто прекрасно, когда приходишь.

2. Цену деньгам знает лишь тот, кто сам их заработал

В одном старом анекдоте рассказывается о таксисте, который подвозил известного миллионера. Миллионер оставил ему мизерные чаевые, на что таксист пробурчал: «А вот ваш сын вчера дал мне «на чай» 100 долларов». «Ну что ж, – сказал миллионер, – у моего сына отец миллионер, а я – сирота».

Этому анекдоту соответствует правдивая история из жизни Генри Форда, автомобильного короля 20 века.

Однажды Генри Форд, который стал уже миллиардером, прилетел в Англию по делам и в аэропорту поинтересовался у служащего справочного бюро, где находится самая дешевая гостиница в городе. Служащий удивился, поскольку, с одной стороны, узнал Генри Форда, а с другой – не мог поверить, что это он, потому что на том был старенький плащ и его интересовала дешевая гостиница.

Получив утвердительный ответ, служащий осмелился заговорить и признался, что он следит за новостями и знает, что его сын, приезжая куда-либо, останавливается в первоклассных отелях и всегда одет «с иголочки». На что Генри Форд раздраженно ответил: «Мой сын молод и неопытен, поэтому он боится, что скажут люди. А мне незачем останавливаться в дорогой гостинице, потому что где бы я ни остановился – я Генри Форд. И мне не нужны новые тряпки, ведь что бы я ни надел, я все равно буду Генри Фордом. А все остальное неважно».

3. Богатые остаются богатыми, так как, в отличие от простых людей, больше заботятся о мелочах

В один из нью-йоркских банков зашел мужчина и сказал, что хочет взять кредит в 5 тысяч долларов, а сам он на 2 недели улетает на Филиппины. В качестве залога за кредит он оставляет машину стоимостью 250 тысяч долларов.

Машину поставили на стоянку в подземном гараже банка, причем сотрудники посмеялись над странностью человека, оставившего столь дорогой залог за не слишком большую сумму.

Через две недели мужчина вернулся, погасил кредит и уплатил проценты, составившие 15 долларов. Специалист по кредитам озадаченно спросил: «Мы проверили и выяснили, что вы – миллионер, так зачем вам нужно было беспокоиться и брать заем?». На что миллионер ответил: «Где же еще в Нью-Йорке можно припарковать машину на две недели за 15 долларов?!».

4. Деньги как испытание

В одну из церквей небольшого городка приехал служить новый пастор. Через некоторые время он на автобусе отправился в центр. Заплатив за проезд, пастор заметил, что шофер по ошибке дал ему больше сдачи, чем следовало.

В душе пастора начались сомнения – вернуть лишние деньги или нет. С одной стороны, 25 центов – небольшая сумма, и если ее не вернуть, никто не пострадает. А на то, что шофер ошибся, можно посмотреть как на волю Божью. С другой стороны, утаить деньги – плохой поступок.

В конце концов, когда пришло время выходить, пастор со словами «Вы ошиблись» вернул чужие деньги. Но тут шофер с улыбкой произнес: «Я знал, что вы новый пастор, и размышлял, стоит ли мне ходить в вашу церковь. Вот и решил проверить, как вы поступите с лишними деньгами».

Пастор вышел ни жив ни мертв: он подумал, что чуть было не продал сына Божьего за четвертак.

Сохранить деньги – мудрость, а умело расходовать – искусство.

Эти слова принадлежат немецкому писателю Б. Авербаху. Он прав, ведь в жизни есть немало примеров, когда люди, внезапно получившие огромные деньги, в течение короткого времени растрачивали их по пустякам.

Британка Келли Рождерс в 16-летнем возрасте выиграла в национальной лотерее 3 млн долларов. Она стала покупать дорогие машины, дизайнерскую одежду, дома, сделала несколько пластических операций, пристрастилась к наркотикам и совершила три попытки самоубийства. Сейчас она считает, что деньги стали причиной множества проблем в ее жизни. От них почти ничего не осталось, и теперь она считает, что счастлива как никогда.

Мужчина из Америки по фамилии Уайттакер, который выиграл самый крупный джек-пот, умудрился потерять за 4 года 114 млн долларов. До выигрыша он имел свой бизнес с капиталом в 1 млн долларов, был хорошим семьянином, имел дочку и внуков. Правда, получив выигрыш, он основал благотворительный фонд и пожертвовал 10% от суммы христианским организациям, но на этом все его добродетельные поступки закончились.

У него появилась слабость к алкоголю, после чего жена с ним развелась, а внучка, которой она давал каждую неделю по 2 тыс. долларов на карманные расходы, спустя некоторое время погибла от передозировки наркотиков. В конце концов Уайттакер признался, что очень сожалеет, что не порвал тот злосчастный лотерейный билет.

Еще одна американка, Джанет Ли, выиграв 18 млн долларов, потратила большую часть на образовательные программы и политику. Часть денег она передала Вашингтонскому университету, на поддержку демократических сил и всевозможные филантропические проекты. При этом не забыв купить себе шикарный особняк и автомобиль. Поскольку денег становилось все меньше и меньше, она решила снова попытать счастья в азартных играх и в результате была вынуждена объявить о своем банкротстве.

Вот так благие намерения обернулись дорогой в ад.

5. Деньги любят счет, или Бомж-миллионер

Известный в Швеции под прозвищем «Курт-Жестяная Банка» Курт Дегерман был бомжем, жившим на улице и питавшимся объедками. Он стал известен благодаря тому, что после своей смерти оставил своему двоюродному брату полуторамиллионное наследство в виде ценных бумаг и золотых слитков. Свое состояние он нажил, в течение 30 лет собирая деньги от сданных бутылок, играя на бирже, о которой знал все, что можно, и вкладывая свои деньги в лучшие компании Швеции.

10 случаев из жизни, когда испорченные деньгами люди получили по заслугам

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У многих из нас есть знакомые, уверенные в том, что толстый кошелек способен уладить все их проблемы. Богатство дарит таким людям ощущение вседозволенности и полностью атрофирует их совесть. И поэтому ситуации, когда деньги вдруг не могут помочь, становятся для них большим потрясением.

Мы в AdMe.ru уверены, что внушительный счет в банке — это не повод ставить себя выше других. Поэтому мы не смогли пройти мимо треда, в котором пользователи поделились историями про заносчивых богачей и про то, как их удалось поставить на место.

  • Я вырос с богатыми детьми и до сих пор поддерживаю отношения с некоторыми из них. Отец одного такого знакомого владеет самой престижной юридической фирмой в городе. Так вот, этот парень рассказал, что его жизнь круто изменилась, когда он позвонил отцу из полицейского участка (это был уже второй подобный случай). Его отец сказал: «Что ж, мне очень жаль слышать, что тебя арестовали, удачи тебе» — и повесил трубку. © picksandchooses / Reddit
  • Студента из Гарварда не пустили на закрытую тусовку футбольной команды из другого университета. Он стоял там и, сжав кулаки, вопил так, что стекла звенели: «Вы обязаны впустить меня на свою идиотскую вечеринку! Никто не смеет отказывать мне!» © NTL99007 / Reddit

  • У одной девчонки из нашей школы уехали родители, и она сразу же закатила супервечеринку для своих богатых и крутых друзей. На фейсбуке появились фотки, на которых было много нетрезвых ребят, кучи мусора на газоне, разбитые вещи, джакузи, в котором, судя по всему, пытались «сварить» гору лапши быстрого приготовления. Каждую из этих фотографий хозяйка вечеринки прокомментировала радостным «ха-ха, ну удачи нашей уборщице».
    И вот рано утром домработница приезжает в коттедж и видит этот жуткий бедлам. Хозяйская дочка велит ей все хорошенько почистить. Домработница отказывается, а эта девица заявляет ей: «Если ты не сделаешь то, что я приказала, мои родители тебя уволят». Тогда домработница достает свой смартфон, делает очень подробные кадры беспорядка и отправляет их родителям девочки. 10 минут спустя звонит навороченный мобильник юной тусовщицы, а на том конце провода папа и мама, взбешенные донельзя. Они кричат, что их дочь — позор, что, если она все не уберет, они лишат ее карманных денег и всех гаджетов до самого выпускного. А потом извиняются перед домработницей. © vncntvangoth / Reddit
  • Со мной учился парень, типичная золотая молодежь. На учебу он забивал и каждую ночь кутил на вечеринках. Когда его родители узнали, что он завалил все предметы, они на рассвете без предупреждения пришли к машине, которую сами же ему и подарили, вынули запасной комплект ключей, открыли тачку, сели в нее и уехали. © jonahvsthewhale / Reddit
  • Моему дальнему родственнику его богатый отец выделял щедрые суммы на жизнь ($ 100–120 тысяч в год). И парнишка прожигал их все на студенческих вечеринках и всяких других гулянках, безоглядно путешествовал (Таиланд, Европа, Бали) и вообще жил на полную катушку. В 32 года он решил остепениться и вместе со своей невестой открыть бизнес на одном из горнолыжных курортов в Штатах. Когда этот парень решил перевести деньги на свой банковский счет в США, он увидел, что на нем осталась лишь пара тысяч долларов. Он наехал на работника банка, мол, почему не перечислили всю сумму, но оказалось, что это все и есть. Папа без предупреждения отлучил его от «кормушки», а этот кутила ничего и не заметил. © _TheOneYouTrust_ / Reddit

  • Мы с моей девушкой сидели как-то в машине на парковке около супермаркета, и какой-то юный мажор внаглую подошел и сказал, чтобы она дала ему свой номер. Девушка отказалась. Тогда он решил сразить ее аргументом, что его тачка лучше моей. Девушка его проигнорировала, а я рассмеялся. Тогда парень грязно обозвал мою подругу, и только я выскочил из машины, чтобы проучить его, как за меня это сделала пролетающая мимо птица. Внушительный «плевок» птичьего помета приземлился прямо на голову этому мажору, и он, опозоренный, удрал под наш дружный хохот. © OgPorkbone / Reddit
  • Со мной училась дочка гендиректора одной раскрученной компании. Даже странно было, что она оказалась в нашей обычной школе, а не в какой-нибудь элитной. Девчонка эта вела себя крайне мерзко с теми, кого считала хуже себя. Ей ничего не стоило поиздеваться над человеком, если он имел лишний вес и проблемы с кожей, или поднять на смех его прическу и одежду.
    После выпускного я подрабатывала в местном супермаркете, а она как-то зашла туда с мамой купить продуктов. Все время, что я пробивала их покупки, она стояла и ухмылялась, разглядывая меня. А потом сказала: «Не могу поверить, что ты работаешь здесь. Я бы никогда в жизни не опустилась до такой работы». Я не успела ничего ответить, потому что ее мама резко развернулась и сказала ей: «Ты, наверное, думаешь, что слишком хороша, чтобы работать? Да тебе надо сильно постараться, чтобы стать хоть вполовину такой же сознательной и независимой, как эта девушка!»
    Это было эпично, а выражение лица той девчонки — бесценно. © sugar0coated / Reddit

    Помню случай, как моя одноклассница вынула сим-карту из своего айфона и бросила его нам со словами: «Можете делать с этим старьем что пожелаете, мне плевать. Уже вышел новый, и родители мне его купят». У меня тогда вообще никакого телефона не было, и я поразился, что она не ценит то, что имеет. Мы с парнями тогда чуть ли не в футбол тем айфоном сыграли, разбили его вдребезги. А на следующий день эта фифа пришла в школу расстроенная и с обычным мобильником-«кирпичом», потому что ее родители наотрез оказались покупать ей новый айфон. © MrAppleTot / Reddit

Мой отец раньше владел зоомагазином, который специализировался на экзотических животных. Однажды к нему пришла студентка и заявила, что ей нужен ленивец, чтобы университетская женская лига, главой которой она была, смогла победить в конкурсе на самого диковинного зверька. Отец пытался ее отговорить, объяснял, что ленивец может испортить много вещей в доме. Но девчонка стояла на своем, а потом еще добавила, что у ее отца большие связи и он закроет этот зоомагазин, стоит ей только пожаловаться.
Мой папа выслушал ее и пригласил прийти на следующий день. За это время он проконсультировался у адвоката и затем, когда девушка вернулась, дал ей на подпись соглашение, в котором было условие, что если она захочет вернуть ленивца в зоомагазин, ей придется оплатить его транспортировку обратно в Бразилию. Покупательница подписала документ, забрала ленивца и ушла, предвкушая победу в конкурсе. На следующий день она вернулась вся зареванная, потому что зверек порвал ее одежду, поцарапал мебель и обои. Она пыталась заставить моего отца оплатить ущерб, но ей просто показали подписанный договор. © pastfuturewriter / Reddit

  • Я видел, как знакомый парень на баснословно дорогой иномарке врезался в дешевую тачку-доходягу, которой управляла какая-то женщина. Виноват был он. И несмотря на это, выскочил и наорал на беднягу, довел ее до слез и сказал, что ей придется за все заплатить. Приехала полиция, опросила сначала участников аварии, а потом свидетелей. Нас было человек 10, и все единодушно высказались против этого парня. Копы вернулись к нему, и я заметил, как он буквально изменился в лице. Видимо, парниша успел наплести им, что в инциденте виновата та дама. © the_planes_walker / Reddit

Некоторые истории настолько эпичные, что запросто вписались бы в сюжет какого-нибудь фильма. Может, и вам есть что вспомнить?

10 историй о том, как совесть побеждает любовь к деньгам

Главная страница
Последние комментарии
Рейтинг модераторов
Реклама на сайте
Обратная связь
Как загрузить видео
Авто
Анекдоты
Баяны!
Вкуснятина. Готовим сами
Девушка недели!
Игры
Кино
Конкурсы
Красотки Якутии
Креатив
Мобильная связь
Музыка
Новости Якутии
Новости сайта
Политика
Приколы
Прикольные истории
Проишествия и криминал
Прочее
Сериалы
Спорт
Фото недели
Чтиво
Это интересно!
Якутские блогеры
Якутское кино
Якутская музыка
Якутские приколы
X-treme

ZTCH 328
FastEast. 257
НеопознанныйЛетающийМужик 102
4 I0I 101
5 Zerotul 31
6 xeno0 31
7 Nikitonsd 28
8 Scienc 22
9 Japaneese 21
10 Narsell 20
ZTCH 592
FastEast. 438
НеопознанныйЛетающийМужик 297
4 White_Wedge 129
5 Almara 105
6 Maximal 104
7 Japaneese 101
8 I0I 101
9 Nikitonsd 69
10 Scienc 62
Высказывания и афоризмы о совести. Категория: Интересно

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.

Совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Фонвизин Д. И.

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.
Маркс К.

Самое главное украшение — чистая совесть.
Цицерон

Если гурия страстно целует в уста, Если твой собеседник мудрее Христа, Если лучше небесной Зухры музыкантша — Все не в радость, коль совесть твоя не чиста!
Омар Хайям

Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
Шопенгауэр А.

«Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.
Маркс К.

В вопросах совести закон большинства не действует.
Ганди М.

Думай больше о совести, чем о репутации.
Публий

Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.
Гельвеций К.

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.
Овидий

Когда избрал ты верный путь, Судьей тебе лишь совесть будь!
Сакс Ганс

Лучше краска на лице, чем пятно на сердце.
Сервантес

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.
Вольтер

Совесть человека может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, точно так же, как можно обладать ложным вкусом, не впадая в безвкусицу.
Жан Поль

Совесть в отличие от законов бесправна в государстве, ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая.
Гегель Г.Ф.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
Аристотель

Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются.
Публий

Чистая совесть есть постоянный праздник.
Сенека

Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.
Петр Первый

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!
Фонвизин Д. И.

Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды.
Цицерон

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.
Иcократ

Совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.
Гегель Г.Ф.

Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть.
Франклин Б.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
Пушкин А. С.

Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».
Дарвин Ч.

Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.
Цицерон

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.
Паскаль Блез

Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы.
Эйнштейн А.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Кант И.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
Толстой Л. Н.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Суворов А. В.


Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства.

Филдинг Г.

Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав.
Руссо Ж.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Гольбах П.

Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося, — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего новую жизнь.
Блок А. А.

Злые люди всегда ищут местечко потемнее уже потому, что они злые. Но что толку, если они и скроются от всего света? Совесть-то поважнее целого света, обвиняющего нас.
Лессинг

Чистая совесть — самая лучшая подушка.
Ибсен Г.

Могущественные силы, разрушающие города и уничтожающие государства, остаются все же беспомощными против одного человека, если у него достаточно воли и душевной неустрашимости, чтобы победители миллионов не могли подчинить себе одного — свободную совесть.
Цвейг С.

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
Бальзак О.

Чистую совесть иметь — не знать за собой прегрешений.
Гораций

Величайшее утешение во всех горестях в том и состоит, что никакие враги не властны отнять у меня совесть, а я никогда не стану таким врагом себе, что нанесу ей ущерб.
Филдинг Г.

Как победить совесть

Чтобы не заниматься переливанием из пустого в порожнее, на тему причин того, почему СТОИТ избавиться от совести, я перенаправлю вас на мою прошлую статью. В текущей же статье хотелось бы сделать акцент на методологии избавления от совести.

Во-первых, мне стоит сразу же оговориться, что совесть я рассматриваю как систему установок, навязанную ребенку извне (внешний локус контроля) социальным окружением. Притом навязанную из самых разных побуждений. От идеи «хочу, чтобы ребенок стал ЧЕЛОВЕКОМ» и до желаний получить эффективный и быстрый способ воздействия на поведение ребенка. Сверх того, совесть переедается ребенку от родителей еще и с эмоциональным довеском – чувством вины, основная задача которого заставить ребенка страдать в момент совершения ошибки (с точки зрения все того же социального окружения). Последняя «опция» носит блокирующий характер для того или иного поведения. В противовес совести я предлагаю ставить нравственность, как систему установок с внутренним локусом контроля. То есть систему установок, которую вы выбираете, исходя из своего собственного уровня развития и своих убеждений. При этом, я отдаю себе отчет в том, что все установки в голове отдельно взятого человека появляются (опять-таки) из социального окружения. Но хотел бы сделать акцент на двух принципиальных преимуществах нравственности:

1) нравственность рождает ресурсные переживания, совесть – рождает грызущее чувство вины.

2) нравственность расширяет ваши возможности к достижениям (за счет формирования чувства опоры в сложных жизненных ситуациях). В то время как совесть блокирует ваш потенциал: психологически (лишая вас возможности радоваться), поведенчески (ставя препятствия на определенные шаблоны поведения) и, даже, гормонально (за счет блокирования выброса дофамина).

Собственно алгоритм действий.

Шаг 1й. Выделить шаблон, связанный с чувство вины.

Условно этот шаг можно разбить на два этапа. На первом этапе, вам необходимо удостовериться, что вы испытываете именно чувство вины.

Это можно сделать на уровне телесных ощущений, на уровне некоего набора мыслей, на уровне эмоционального образа. Например, телесные ощущения вины, которые чаще называют клиенты – это перехватывание дыхания, горящие щеки, удар в солнечное сплетение, напряжение в плечах и т.п. Картинки и мысли возникают на тему своей личной ответственности, потери ощущения своей «хорошести». Или же происходит «накручивание» себя на тему того, «как же я мог допустить эту ошибку». Важно быть уверенным, что вы испытываете именно чувство вины, иначе вся технология летит псу под хвост.

На втором этапе, совершенно механически, вы наблюдаете за повседневными ситуациями или вспоминаете жизненные события, наполненные виной. Отдельно обращу ваше внимание на то, что эти события (чаще всего) не выходят за рамки чего-то ординарного и обычного. Например, многие испытывают вину за:

– указания на свои ошибки и оплошности

– конфликты и споры с близкими людьми

Шаг 2й. Унижение вины.

Когда вы столкнулись с вашей виной и удостоверились, что это именно она, ваша задача определить для себя любой способ, который был бы наполнен чувством презрения к собственному чувству вины. Ругательство, обесценивание, сарказм, возвеличивание себя, критика чувства как такового. Да, даже, банальное «фууу» подойдет.

Обращу внимание на две вещи:

1) Вы демонстрируете презрение НЕ СЕБЕ, а своему чувству. То есть согласно старой доброй модели «Я – это не мои чувства». Ведь, изначально, у вас не было чувства вины – она является продуктом навязывания. И у вас не было ни одного шанса НЕ получить ее в свою жизнь. Зато есть шанс от нее избавиться.

2) Данное действие не должно быть логическим или эффективным, ведь, по сути, оно является этаким переключателем между отслеживанием чувства и непосредственным переходом к нравственности.

Шаг 3й. Переключение на нравственность.

Я далек от веры в победу разума над чувствами…но я за то, чтобы влиять на эмоции за счет своего разума…или сводить одними эмоциями (запускаемыми разумом) на нет вред других эмоций (в данном случае – вины). Поэтому этот шаг – это и работа разума, и работа ваших чувств. Что вы делаете:

На подготовительном этапе вы садитесь и моделируете каждую возможную ситуацию, в которой у вас возникает чувство вины. И к каждому приступу вины вы подбираете несколько своих ценностей в противовес. Что такое ценность? Это качество, которое соответствует следующим (ориентировочным) критериям.

Ориентировочные критерии ценности

– она вызывает у вас ресурсную эмоциональную реакцию

– вы тратите не нее свое время

– вы тратите не нее свое время ресурсы

– вы готовы ее отстаивать

– вы готовы хвалить свою ценность

Приведу несколько примеров.

Вариант 1й. Вы испытывает чувство вины в момент, когда вынуждены кому-то отказать. Ценности в противовес могут быть связаны с преимуществами прямого отказа. Так, это может быть честность. Умение договариваться. Или умение смотреть на ситуацию под разными углами. Умение совместно с другими людьми моделировать ситуацию.

Вариант 2й. Вы испытывает чувство вины в момент после повышения голоса (скорее на значимых, близких людей). Ценностной альтернативой может быть искренность и честность, решение проблем сразу по мере их возникновения. Или это может быть справедливость. Или желания взять ответственность за ситуацию на себя.

Вариант 3й. Вы испытывает чувство вины в момент, когда не работаете, а отдыхаете (или ленитесь). Ценностной альтернативой может быть бодрость, энтузиазм, высокая работоспособность и высокий КПД, возможность делать несколько задача одновременно (все описанное можно получать в результате сознательного отдыха).

Вариант 4й. Вы испытывает чувство вины в момент, когда тратите деньги. Ценностной альтернативами могут быть капитальные вложения, уют, комфорт, ваша лояльность к какому-либо бренду или людям у которых вы покупаете, спонтанность.

Обратите свое внимание на то, что в указанных примерах указан не какой-то единственно правильный набор ценностей, а лишь некий горизонт возможных вариантов. Так же важно уточнить, что у поиска и переключения на ценности не стоит задача как-то оправдать ваш поступок. Собственно, если вы при помощи своего набора ценностей пытаетесь себя оправдать, то все также продолжаете быть на побегушках у своей совести.

Также стоит осознавать, что ваши ценности не всегда перевешивают (количественно или качественно) ваш поступок (позже наполненной виной). Но! Задача перехода от совести к нравственности лежит в плоскости расширения своих возможностей и повышения своего энергетического потенциала. И не предполагает идеального решения всех возможных жизненных ситуаций. Так что – экспериментируйте и делитесь своим мнением и ощущением от предложенного в статье ниже в комментариях.

Буду благодарен вам за выражение одобрения этой публикации в форме “сказать спасибо” – чуть ниже. Также было бы занятно услышать конструктивную критику в комментариях.

Хотите научиться управлять своим неврозом самостоятельно?

Вам также могут оказаться полезными следующие мои статьи:

Даниил Гранин – о совести: “В стране повсеместно воцарились культ денег и воровство”

Ниже размещен фрагмент из его книги воспоминаний “Причуды памяти” (2017).


Фото: Юрий Рост

В советские времена низкий нравственный уровень можно было оправдывать страхами, идеологией, репрессиями. В нынешнем человеке мы, очевидно, имеем дело с принципиально другим отношением к стыду и совести. Появились новые требования к ним, новые, куда более заниженные уровни стыда и совести, и они считаются нормальными. Вот поголовное бесстыдство чиновников, для которых любые законы определяются степенью взяткоемкости. Вот олигархи, которые захватили народные достояния лесов, недр, земель, жилья и получили миллиарды – за что? Они ничего не изобрели, не открыли ни в науке, ни в экономике, ни в производстве, ничего не дали обществу, тем не менее стали владельцами огромных состояний, в основном по праву захватчиков, «оккупантов».

Вот депутаты всех уровней добиваются своих мандатов с помощью пустых обещаний, лжи и обмана. В стране повсеместно воцарились культ денег и воровство. Телевидение на всех каналах заботится не столько о просвещении, не о воспитании, сколько о рекламе, рейтингах ради своих доходов. В последние годы своей жизни Дмитрий Сергеевич Лихачев упорно возвращался к проблеме совести. Он с печалью видел, как она перестает быть мерилом нравственности, как Россия становится страной без стыда и совести. После замечательного русского философа Владимира Соловьева Лихачев, пожалуй, единственный, кто так настойчиво занимался категорией совести.

Соловьев считал, что совесть есть развитие стыда. Должен быть стыд, нет стыда – тогда совесть молчит. Стыд был первым человеческим чувством, которое отличило человека от животных. Можно считать, что человек – животное «стыдящееся». Господь обнаружил первородный грех Адама и Евы по тому, как они устыдились своей наготы. И изгнал их из рая. Человек постепенно начинал понимать, что «должно по отношению к людям и к богам», и тогда инстинкт стыда стал превращаться в голос совести, то есть Адам и Ева устыдились совершенного ими, и этот стыд, который заставил их прикрыть себя фиговыми листьями, и был первым голосом совести.

Лихачев сумел развить это положение, дополняя его ролью памяти. Он показывал, как память формирует совесть. Без памяти нет совести, память сохраняет наши грехи, память семейная, культурная, народная питает совесть, требует от нее. Она побуждает совестливость отношения к старшим, к друзьям, родным. Вспоминает, правильно ли мы жили, хорошо ли обращались со своими родными. Позднее наше раскаяние – это работа памяти, которая тревожит совесть. Память, как историческая категория, – когда, побывав в Гамбурге на кладбище русских солдат, жертв Первой мировой войны, я вдруг сообразил, что у нас в России не видел и не знаю ни одного кладбища, где сохранялся бы прах русских солдат, погибших в ту Первую мировую войну.

А что такое действия вандалов на наших кладбищах, или то, что они творят в Летнем саду. Это что? Это свидетельства жизни без памяти. Лихачев обращал наше внимание на некоторые особенности совести. «Совесть противостоит давлениям извне, она защищает человека от внешних воздействий!» И в самом деле, к человеку порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, пропаганды учителей, воспитателей, даже родителей. «Поступок, совершенный целиком по совести, – это свободный поступок».

Я спрашиваю себя: а зачем человеку придали (навязали) эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от нее, какой от нее прок, если она не приносит никаких выгод, если не дает человеку преимуществ ни для карьеры, ни материальных? Благодаря чему она существует, совесть, которая грызет и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься. Откуда она взялась? На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. Она не ошибается. Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.

Когда я говорю поступок по совести, мне приходят на память некоторые удивительные примеры, впечатлившие меня надолго. 28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, посчитали, что недостоин. Им всегда виднее. И рядом не разрешили. Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он живал на даче. Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. Поручили вести ее Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу, где стоял гроб, большая толпа осталась на улице. Гроб поставили в одной из гостиных. Радиофицировать не разрешили. Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времен «Серапионовых братьев».

Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов. «Миша, дорогой, – закричал Борисов, – прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!» Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась. Александр Прокофьев не посмел нарушить похоронный ритуал перед лежащим покойником. Рыдая, Леонид Борисов отошел.

Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашелся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то…» Что это было? Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, не рассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. Это была совесть, совесть взбунтовалась! Быть бессовестным сегодня для многих: «быть как все», «иначе не прожить», «ничего не поделаешь, таково наше общество». Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей. Но при чем тут совесть? Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас судит. У Чехова есть рассказ «Студент». Маленький, на три странички. Сам Чехов считал его лучшим из всего написанного.

В страстную пятницу студент Духовной академии, голодный, озябший, идет домой, размышляя о том, что кругом всегда была такая же бедность, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. У костра на огороде сидят две бабы. Студент садится к ним отогреться и рассказывает им историю того, как трижды апостол Петр отрекся от Христа, не устоял, и заплакал. Слушая студента, растроганные бабы тоже заплакали. То, что происходило в душе Петра, их тронуло, вдруг оказался близок тот стыд, те муки совести, какие испытывал апостол. Студент пошел дальше, и вдруг радость затрепетала в его душе. Он думал о том, как прошлое «связано с настоящим непрерывною цепью событий: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Совесть – одно из самых таинственных человеческих чувств. Казалось бы, совесть в своих требованиях угрожает своему хозяину. Недаром в Грузии говорят: «Мой враг – моя совесть». Это чувство, у которого нет выбора, оно не бывает ни умным, ни глупым, эти категории не для него. Зачем же оно дается человеку? Есть люди, которые сумели отделаться от совести, избавиться от нее, отсутствие ее нисколько не мешает им жить, они чувствуют себя даже комфортно без нее, ничего не грызет их.
Лихачев считал совесть «таинственным явлением».

Действительно, рациональное объяснение ему подыскать трудно. Чувство это иррационально, в этом его сила и в этом беспомощность перед холодными соображениями эгоизма. Я никогда не мог объяснить, зачем оно дано человеку, необходимо ли оно, но человек без совести – это ужасно. Для меня в этом смысле одно из самых сильных стихотворений Пушкина «Воспоминание», написанное в 1828 году. Кончается оно так:

«…Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю».

Нет ничего труднее, чем отказаться от самооправданий. Требования совести, ее суд, ее приговор происходят втайне. Ничто не мешает подсудимому, который сам себя судит, уклониться от приговора. Пушкин отвергает любое снисхождение, не дает себе пощады, даже слезы раскаяния не помогают. Мы не узнаем, за что он казнил себя, но признание это поражает своим мужеством. На уроках литературы изучают Пушкина, но не учат тому, что совесть для него, для Лермонтова, для Толстого, для Достоевского была реальностью, что у человека есть душа, тоже весьма реальное понятие, надо заботиться о ее здоровье, стараться понять, что происходит с ней.

Работая над «Блокадной книгой», мы с Адамовичем были потрясены блокадным дневником школьника Юры Рябинкина. В нем предстала история мучения совести мальчика в страшных условиях голода. Каждый день он сталкивался с невыносимой проблемой – как донести домой матери и сестре кусок хлеба, полученный в булочной, как удержаться, чтобы не съесть хотя бы довесок. Все чаще голод побеждал, Юра мучился, и клял себя, зарекаясь, чтобы назавтра не повторилось то же самое. Голод его грыз, и совесть грызла. Шла смертельная непримиримая борьба – кто из них сильнее. Голод растет, совесть изнемогает. И так день за днем. Голод понятно, но на чем же держалась совесть, откуда она берет силы, что заставляет ее твердить вновь и вновь: нельзя, остановись!

Единственное, что приходит в голову: она есть божественное начало, которое дано человеку. Она как бы представитель Бога, его судия, его надзор, то, что дается человеку свыше, его дар, что может взрасти, а может и погибнуть. Она не ошибается. Для нее нет проблемы выбора. Она не взвешивает, не рассчитывает, не заботится о выгоде. Может, только согласие с совестью дает удовлетворение в итоге этой жизни. Ведь чего-то мы боимся, когда поступаем плохо, кого-то обижаем, не по себе становится, если обманем, соврем. Словно кто-то узнает. Совесть сидит в нас, словно соглядатай, судит – плохо, брат, поступил.

Мартин Лютер, самый решительный теолог, заявлял, что совесть – глас Божий в сознании человека. Глас этот звучит одинаково для всех, и католиков, и православных. Может, и вправду совесть досталась нам от первородного греха, от Адама? Совестью обладает только человек, ее нельзя требовать от народа, государства. В доме престарелых Степан Лаврентьевич, мой старый знакомец по «Ленэнерго», откровенничал. Мы с ним выпили совсем немного, по немощи и возрасту ему хватило, чтобы закуражиться.
– Ты думаешь, стариковская жизнь – пожрать, поспать у телевизора, отосраться… Старость зачем нам дана, зачем? Вот я, к примеру, установил, что злодеи, они были долгожители. Если их не приканчивали. Посмотри, наши вожди последнего выпуска: Ворошилов или, допустим, Молотов, Каганович – это же патриархат, мать его дери. Все старперы, под себя ходили, все кряхтели, упирались, ждали, не повернется ли на прежнее. Я так думаю, что Господь наказывает долгой жизнью. Наказывает! Чтобы человек вспомнить мог свои безобразия.

И дальше пошел тяжелый рассказ Лаврентьича про своей грех перед покойной женой, как она лежала полтора года после инсульта, а он гулял, пил, блудил со всякой швалью, имена упоминал, говорил спокойно, но пальцем помахивал, перечисляя свои грехи, только вот слезы скатывались медленно, невпопад.
– Как поправить, скажи мне, как? Я все думаю, ведь не поправить, что толку молить и каяться. Я готов теперь сидеть при ней день и ночь, да где она? Нет ее. Что даст мое покаяние? Ничего не поправить. Говорят, покаявшийся грешник самое дорогое. Для Господа, может, это годится. Может, он и простит. Да мне от этого не легче. Мне от себя прощения не найти. Так и подохну… А все от того, что задержался. Нет, старость – это есть самый подлинный ад. Я ведь и родителей вспомнил, как я забросил их, только на похороны приезжал. И то, чтобы барахло с братьями делить… Меня надо в клетке возить: вот он, подлец образцовый!

Если забыть, что было со страной, что творили с людьми – значит, утратить совесть. Без памяти совесть мертва, она живет памятью, надоедливой, неотступной, безвыходной.
Совесть существует: это реальность сознания, это принадлежность души и у верующих, и у неверующих. Совесть была во все времена. С вопросом о совести я подступался к самым разным людям – психологам, философам, историкам, писателям… Их ответы меня не устраивали. Удивлялись тому, что после всех потрясений, когда перед народом открылась ложь прежнего режима, ужасы ГУЛАГа, преступления властей, никто не усовестился. Ни те, кто отправляли на казнь заведомо невиновных, ни доносчики, ни лагерные надзиратели. Их ведь было много, ох как много, кто «исполнял». Старались забыть. И новые власти всячески способствовали скорейшему забвению.

Подобные рассуждения, однако, не проясняли проблем совести. Для меня самыми интересными оказались разговоры с адвокатами, перед людьми этой профессии часто открываются муки совести. Или наоборот – снимается маска с бессовестной души. Меня заинтересовала твердая убежденность одного блестящего адвоката, умницы, человека наблюдательного. Он верил, что совесть – чувство врожденное. Либо оно есть, либо его нет. Существует как бы ген совести. В одной и той же семье один ребенок порядочный, совестливый, стыдится своих проступков, другому хоть бы что: и соврет, и украдет, и обманет. Соглашаться с ним не хотелось. Если врожденное, то обделенный не виноват, что с него взять. И в то же время случаи, приведенные им, были неопровержимы.

«Почему так жестоко пьют у нас?» – спрашивал он меня. Он считал, из-за совести. Заглушить ее, избавиться от проклятых воспоминаний. Грехов накопилось множество. То, что творилось в стране, и то зло, что творили, даром не проходит, оно сказывается и вот таким образом. Все же мне не хочется считать бессовестность врожденным пороком. Патология, наверное, бывает, но чаще я видел, как цинизм разрушал человеческие души. А еще у самого хорошего человека бывают причины, когда его вынуждают согнуться, промолчать – его дело, его семья, да мало ли что. «Несчастна страна, – говорил Брехт, – которая должна иметь героев». Апостол Петр, о котором думал студент в рассказе Чехова, не был героем, но совесть мучила его, он казнил себя, он плакал, и эти слезы спустя тысячи лет заставляют плакать и ощущать свою душу.

* * *
В апреле всегда есть несколько дней, когда по Финскому заливу можно ходить без рубашки, залив еще подо льдом и тянется до горизонта, лыжни тянутся во все стороны, сахарятся, подтаивают, лучше всего идти по целине. Мы ходили на лыжах, загорая, далеко, доходили до рыбаков, они сидят целый день на деревянных ящиках, ловят корюшку. Когда идешь туда, спина в тени, мерзнет, а груди жарко, постоишь – лыжи липнут, снег все время чуть подтаивает, но нет ничего счастливей этих нескольких солнечных зимне-летних дней. Когда чествовали знаменитого физика лорда Кельвина, он ответил признанием, что всю его работу за пятьдесят пять лет можно было бы определить одним словом «неудачи», то есть именно они не давали ему покоя.

В далекой-далекой от нас деревне молилась учительница: «Господь! Ты, учивший нас, прости, что я учу, что ношу звание учителя, которое носил ты сам на земле, дай мне единственную любовь – любовь к моей школе, пусть даже чары красоты не смогут похитить мою единственную привязанность. Дай мне стать матерью больше, чем сами матери, чтобы любить и защищать, как они, то, что не плоть от плоти моей, дай мне превратить одну из моих девочек в мой совершенный стих и оставить в ее душе мою самую проникновенную мелодию в то время, когда мои губы уже не будут петь… Озари мою народную школу тем же сиянием, которое расцвело над хороводом твоих босых детей».

Эту молитву приносила учительница маленькой деревенской школы в Чили, на берегу Тихого океана, много позже она получила как поэт Нобелевскую премию, поэтому и стала известна ее молитва. Многие другие учителя или учительницы безмолвно молятся теми же словами, они хотят, чтоб их слова проникли в души детей, а это становится все более и более непросто. Конечно, редко к учителю приходит такое уважение, признание, какое пришло к этой учительнице, которую мы знаем под именем Габриэлы Мистраль. Профессия учителя, наверное, более трудная и сложная, чем профессия врача, врачу помогают лекарства, помогают законы медицины, общие законы для всех организмов, несмотря на их индивидуальность. Для учителя этих законов почти нет, он должен вслепую нащупывать, определять свой путь к душе класса и к душе каждого ученика. Класс, он тоже имеет свою личную неповторимость, свой характер, свою физиономию. Но самое трудное – добраться до школьника, до этого маленького человека, и тем более подростка. Мы все признаем, что профессия учителя трудна и ответственна, но до сих пор учитель в нашей стране наименее почитаемая, может быть, самая невыгодная работа.

«Партийная собственность не наворована, она складывалась десятилетиями за счет взносов», – убеждали нас. Почему не наворована, именно наворована. К примеру: партийное издательство «Лениздат» всегда бессовестно обкрадывало писателей. Огромные доходы от продажи книг (а гонорар-то крохотный, а бумага – по льготной цене, а работягам в типографии – копейки) шли в партийную кассу. За счет этого (не упоминаю другие источники) жили и райкомы, и горкомы, катались на машинах, имели пайки, особые санатории, клиники, пошивочные ателье, все у них было особое. Общим с нами были только вода из водопровода да электричество. А что имел от своих взносов рядовой коммунист? Ничего. Он платил эти подати до конца своих дней, его постоянно проверяли: не утаил ли он какого-то приработка. Нас, писателей, в райкоме контролировал специальный инструктор, он запрашивал все журналы, газеты СССР, театры, киностудии, издательства – посылал им списки писателей, выявлял, кто обманывает партию. Выявит, и начинается проработка в назидание всем остальным.

10 историй о том, как совесть побеждает любовь к деньгам

Каббала. Почему зло побеждает, а добро нет. И в чем тогда смысл жизни?

Макет подготовлен редакцией Прайм

© НФ «Институт перспективных исследований», 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Эта книга адресована тем, кто страдает и задается вопросами, за что ему именно это страдание и почему страдает именно он.

Она о добре и зле, о любви и ненависти и об их вечной борьбе.

Мы очень часто становимся свидетелями того, как зло оказывается сильнее добра, а ненависть побеждает любовь. В книге рассказывается о том, почему же так происходит, почему добро никак не может победить зло.

Возможно ли людям жить без бед? И если возможно, то как этого достичь?

Существует ли Бог? И если существует, то кто Он? Многие говорят и пишут, что Бог – это Абсолютная Любовь, но тогда почему существует так много зла в мире, почему мы регулярно терпим бедствие, а наши дети так часто плачут от горя? Как Он может допускать такое?

Все эти вопросы освещены в данной книге. Разобраться с ними, найти ответы на многие из них нам поможет наука каббала.

Сначала познакомимся с нашими героями. Для этого перенесемся ненадолго в 2000 год, первый год нового тысячелетия. Начнем с тех, у кого все хорошо.

Дмитрию двадцать восемь лет, и он высокий голубоглазый блондин спортивного телосложения. У него суровые и волевые черты лица, но, когда он улыбается, выражение его лица полностью преображается: глаза лучатся, светятся и наполняются любовью и добротой, что неизбежно и очень быстро привлекает внимание женщин. Он знает об этом и умело пользуется своим природным даром очаровывать.

Дмитрий имеет далеко зашедшие отношения сразу с несколькими представительницами прекрасного пола. Вика нравится ему тем, что с ней можно в любое время получить совершенно дикий и необузданный секс, в котором позволено абсолютно все. У Лены – фантастическая фигура, а еще она прекрасно готовит. Вероника так красива, что глаз невозможно отвести. Однако больше всего времени он проводит с Марией, студенткой физического факультета Московского университета.

С Марией можно говорить предельно откровенно и открыто совершенно обо всем на свете. Они засиживаются до рассвета, рассказывая друг другу истории из своей жизни, а также истории из жизни своих знакомых и друзей. Утром они не могут проститься и разойтись по своим делам, потому что по окончании всех этих бесконечных разговоров чувствуют такое удивительное душевное родство и необыкновенно сильную сердечную близость, что не хочется расставаться. Когда Маша улыбается, ее глаза излучают неземной свет и тепло. А улыбается она каждый раз, когда он говорит ей что-то доброе и хорошее.

Ухаживать за столькими женщинами одновременно Дмитрию позволяет высокий заработок. Он работает снабженцем у друзей отца, застройщиков крупных торговых центров. Он находит поставщиков отделочных материалов и оборудования, лоббирует их интересы, за что торговцы ему платят процент с суммы контракта на поставку. Денег хватает на аренду студии с хорошим ремонтом в центре Москвы, в престижных Хамовниках, с видом на Новодевичий монастырь. Он ездит на белом джипе «мерседес», его хороший гардероб едва вмещается в пару шкафов.

Дмитрий с большим удовольствием пишет сценарии фильмов, которые отправляет своему другу, молодому, но весьма успешному продюсеру. Тот хвалит его работы, говорит, что еще чуть-чуть и снимет по одному из сценариев фильм, сделает его известным.

Еще Дмитрий охотно отправляет деньги в благотворительные фонды, помогающие больным детям. Этому его научила Мария. Жизнь прекрасна и удивительна, и он с большим оптимизмом смотрит в будущее.

Марии двадцать два года. Она – студентка физического факультета Московского университета. Когда она идет по улице, улыбаясь своим мыслям, то знает наверняка – мужчины оборачиваются ей вслед.

Ее расположения добиваются сразу несколько мужчин. Гриша – самый перспективный студент, выпускник спецшколы Новосибирска. Он помогает Марии делать курсовые работы и всегда подсаживается к ней на занятиях, чтобы иметь возможность подсказывать, даже если это не очень-то и нужно. Молодой преподаватель функционального анализа Сергей всегда старается в столовой что-нибудь рассказать Марии о бесконечностях и тех математических пределах, к которым они устремляются. Виктора, соседа по общежитию, невозможно вечером выгнать из комнаты с его гитарой. Но как он поет! И песни в основном собственного сочинения – несомненный талант.

Больше всех же ей нравится Дмитрий – он из тех мужчин, что обернулся, когда она проходила мимо по улице, и подошел, спросив очень просто: «Как тебя зовут?» При этом улыбнулся так, что глаз невозможно отвести, и она без всяких раздумий дала ему свой номер телефона.

С ним у нее все серьезно: посиделки до самого утра в его студии с видом на Новодевичий монастырь; бесконечные разговоры и истории, когда невозможно расстаться, когда чувствуешь родственную душу. Нежный и чувственный секс. Честно – она ждет, когда он сделает ей предложение.

Мария знает, что у Дмитрия есть и другие женщины. Он ничего не утаивает, не скрывает. При этом она не сомневается, что он – именно тот единственный, избранный мужчина для нее. С ним она чувствует себя легко, он очень надежный, добрый и внимательный, с ним – как за каменной стеной. Вместе они часто смотрят сайт Благотворительного фонда, помогающего больным детям, и выбирают, кому помочь. И нет момента в жизни прекраснее этого для нее.

Мария хорошо рисует, у нее талант, и это очевидно. Она создает портреты улыбающихся людей. Ее работами увешана вся комната в общежитии. Друзья и подруги приходят, смотрят, восхищаются и хвалят ее произведения. Они поражаются, что возможно так тонко и убедительно запечатлеть на картинах прекрасные моменты из жизни человека. Они говорят ей, что, глядя на ее картины, им тоже хочется улыбаться и быть счастливыми. Они просят ее нарисовать и их самих: «Ты сможешь, ведь я тоже часто улыбаюсь». И Мария рисует.

Жизнь тоже, вне всякого сомнения, улыбается ей. И много будет впереди такого доброго, такого чистого и хорошего, что сердце стучит часто-часто и захватывает дух об одной только мысли о том, что счастье есть – только протяни руку, возьми его и не упусти, а потом поделись им с другими и живи с большим открытым сердцем, дыша полной грудью.

Теперь о тех, у кого не так все хорошо.

Татьяне Николаевне сорок семь лет. Она – учительница литературы в одной из школ спального района Москвы. Всем сердцем и душой она хочет донести до своих учеников и учениц самые добрые и высокие истины, все бесценные сокровища человеческой мудрости. Она любит этих подростков, порой несносных, вредных, шумных, наглых, неугомонных, но, без всякого сомнения, безудержно растущих и впитывающих, как губка, знания о том, как устроена эта странная, противоречивая и в то же время прекрасная жизнь.

Татьяна проводит уроки не формально. Иногда перед началом занятий она усаживает подростков в круг и спрашивает их, о чем бы они хотели все вместе узнать и что бы хотели вынести из этого урока разумного, доброго и вечного, что могло бы помочь им в жизни быть не просто людьми, а каждому из них стать Человеком с большой буквы.

Школьники обсуждают эти вопросы сначала нехотя, потом увлекаются и сами, без ее вмешательства в процесс, приходят к таким выводам, к каким она сама не смогла бы привести их никогда. Они, это новое поколение, говорят о настоящей дружбе и подлинной любви гораздо лучше, чем все вместе взятые взрослые учителя на собрании у директора школы.

Иногда прямо посреди урока Татьяна выносит какой-нибудь острый вопрос на обсуждение, и ученики с удовольствием снова садятся в круг, чтобы самостоятельно найти решение в процессе этого обсуждения, без подсказок взрослого. Ребята уважают и ценят ее за этот нестандартный подход к обучению. Она боится в этом себе признаться, но они ее даже любят, даже если ни за что на свете и не скажут об этом: у школьников не принято признаваться в любви к учительнице. Это удивительно, но за возможность обсудить вопрос и принять решение самим, без учительского давления и наставления, Татьяну поддерживают даже самые отъявленные школьные негодяи, двоечники и прогульщики: Серега по кличке Норвег и Паша по прозвищу Война Миров. У нее есть мечта: чтобы министерство приняло форму обучения детей не фронтально, а в кругах, за основу. Это практически невозможно, но она верит в чудо.

Ссылка на основную публикацию