10 доказательств того, что новорожденный ребенок не так слаб, как кажется на первый взгляд

10 доказательств того, что новорожденный младенец вовсе не такой слабый, каким кажется

Только что появившийся на свет младенец кажется таким слабым и хрупким! Инстинкты новоиспеченной матери говорят ей о том, что кроха нуждается в постоянной заботе и трепетном уходе. Кажется, что малыш не может абсолютно ничего и ему во всем требуется помощь, нужна максимальная защита от окружающего мира. Однако, наука считаем немного иначе: младенцы на удивление сильны. Но родителям не следует пытаться проверять на практике утверждение исследователей, чтобы убедиться в подлинности этого открытия.

1. Новорожденный, лежащий у матери на животе, способен сам добраться до ее груди

Не только родившая женщина полна инстинктов — ее малыш тоже следует им. Если положить ребенка на живот матери, он подползет к ее груди без посторонней помощи, новорожденные младенцы могут сами доползти до соска матери – его аромат является сильнейшим «маркером» для малыша. Запах молозива схож с ароматом амниотической жидкости, которая была для ребенка средой обитания все 9 месяцев. У крохи такой аромат ассоциируется с уютом, теплом и защищенностью.

Интересно, что, если у новорожденного на руках осталась амниотическая жидкость, он тут же начнет сосать свои пальцы — это моментально успокоит кроху.

2. Практически все малыши рождаются с умением плавать и нырять

95% новорожденных малышей ощущают себя в воде не хуже, чем в обычных условиях. Исследования показали, что во время плавания количество сердцебиений малыша уменьшается на 20%, а также у крохи существенно замедляется кровоток. Такие физиологические показатели ярко свидетельствуют о том, что у ребенка отсутствует страх перед водой. А рефлекс ныряния, с которым ребенок рождается, помогает новорожденному сохранять достаточный запас кислорода для мозга и сердца. Эта способность поможет младенцу некоторое время находиться под водой. Взрослые специально учатся задерживать дыхание, чтобы определенное время пребывать под водой, а младенцы рождаются с такой способностью.

Но еще более удивительно то, что, когда малышу исполняется полгода, все вышеперечисленные умения внезапно исчезают.

3. В материнской утробе у плода вырастают усы и волосы на теле, которые он съедает

К концу третьего месяца беременности на теле плода вырастают волоски. Сначала они появляются над губой, а затем и по всему телу. Этот покров называется лануго — он пропадает примерно за пару недель до родов. Волоски выпадают и поглощаются плодом вместе с амниотической жидкостью, которую он постоянно заглатывает.

4. Плод имеет способность восстанавливать тело матери

Если во время ожидания малыша женщина получает какие-либо травмы, ее ребенок внутри формирует целый запас стволовых клеток для быстрого восстановления. Незначительные сбои в работе внутренних органов могут быть отрегулированы плодом без применения матерью каких-либо лекарственных препаратов.

5. До 1905 года новорожденных оперировали без анестезии

Страшно подумать, что в XIX-XX веке врачи считали, что новорожденные не чувствуют боли. Такая теория стала популярной «благодаря» экспериментам над детенышами животных. Врачи всерьез считали, что новорожденные дети не имеют сознательной памяти, что исключает необходимость вводить обезболивающее. Поводом для таких шокирующих правил проведений операций стали исследования на животных: доктора полагали, что дети демонстрируют не боль, в всего лишь спинномозговой рефлекс. В результате малышей оперировали без анестезии. Действительно, младенцы очень сильные, раз выдерживали такие пытки.

6. Новорожденные могут пить и дышать одновременно

У младенцев существует дыхательная особенность, которой любой взрослый может только позавидовать: малыши способны глотать и дышать одновременно. Гортань младенцев находится выше, чем у взрослых. Она не закрывает дыхательный проход даже когда малыш глотает жидкость. Новорожденные могут сосать грудь и при этом полноценно дышать. Такое умение сохраняется примерно до 9 месяцев: к году у крохи начинает постепенно формироваться речевой аппарат, а его гортань опускается вниз. По этой причине способность одновременно дышать и глотать утрачивается.

К тому же новорожденные дети дышат в 2 раза чаще, чем взрослые. Малыши не могут дышать через рот — такое умение приобретается ребенком позже, с первой заложенностью носа.

7. Малыш действует на маму, как наркотик

Новорожденный ребенок положительно влияет на маму, доставляя ей ощущение радости и полной эйфории. Когда она касается младенца, то испытывает чувство искреннего счастья и во время этого у мамы происходит выброс большого количества окситоцина в кровь. Этот гормон отвечает за удовольствие — он снижает болевые ощущения и хорошо расслабляет мышцы. Благодаря малышу организм матери быстрее восстанавливается после естественных родов или перенесенной операции кесарева сечения.

8. Пальцы младенцев не оставляют отпечатков

У каждого взрослого человека отпечатки пальцев строго индивидуальны: они представляют собой потожировой след. А у детей секреторная активность снижена, поэтому снять полноценный отпечаток пальцев просто невозможно. А у новорожденных они пока не покрыты потожировым следом из-за пониженной секреторной активности эндокринных желез. Именно поэтому пальцы ребенка так быстро сморщиваются в воде.

9. Новорожденного можно поднять за ручки благодаря хватательному рефлексу

У ребенка чрезвычайно развит хватательный рефлекс — он быстро реагирует на любое прикосновение к своей раскрытой ладони. Малыш на инстинктивном уровне быстро захватывает все то, что попадает в его маленькую ручку и надежно фиксирует это. Ученые говорят, что благодаря такому рефлексу младенца можно даже приподнять над кроваткой. Но проверять это они не рекомендуют — малыш может внезапно ослабить хватку.

10. Младенцы запоминают язык и интонацию мамы еще до рождения

Еще находясь в мамином животе, кроха способен распознавать интонацию и голос своей мамы. Когда младенец появляется на свет, он начинает перенимать их, подражая маме. Ученые назвали такую удивительную особенность новорожденных «мелодией плача».

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Не так слаб, как кажется: 10 фактов, что младенец — тот еще супергерой

К младенцам родители относятся с особой заботой. Груднички кажутся нам беззащитными слабыми существами. Однако малыши не такие хрупкие, как принято считать. В пользу этого аргумента мы приведем 10 важных доказательств!

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Если положить младенца на живот матери, он без сторонней помощи доберется до ее груди

Новорожденный ребенок чувствует аромат маминых сосков и тянется к ним на подсознательном уровне. Так, запах сосков является для малыша одним из самых сильных ольфакторных «маркеров». Этот аромат напоминает ребенку запах околоплодных вод и ассоциируется с комфортом и теплом. А если амниотическая жидкость осталась на пальцах малыша, то он обязательно будет сосать их.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

До 6 месяцев у грудничков есть врожденная способность нырять и плавать

p, blockquote 4,0,1,0,0 –>

Младенец хорошо чувствует себя на водной поверхности. Если малыш плавает, его сердечный ритм сокращается на 20%, а кровоток несколько замедляется. Значит, ребенок не испытывает чувства паники и страха. Рефлекс ныряния позволяет сохранить кислород для мозга и сердца. Данная особенность помогает грудничку выжить, находясь под водой. Интересно, что способность к нырянию и плаванию исчезает при достижении ребенком 6-месячного возраста.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Еще в утробе матери дети съедают лагуно – свои первые волоски

В конце первого триместра на теле плода появляются первые волоски. Они растут до конца развития малыша в утробе, а на последних неделях выпадают. Малыш их поглощает, однако волоски не задерживаются в кишечнике младенца.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Плод способен восстанавливать организм матери

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Если у будущей мамы обнаруживается какое-то заболевание, то ребенок буквально помогает ей с ним справиться. Плод начинает активно вырабатывать стволовые клетки, которые способны восстанавливать поврежденные органы. Несущественные нарушения в материнском организме устраняются стволовыми клетками без применения медикаментов.

p, blockquote 8,1,0,0,0 –>

До 1905 года новорожденным проводили операции без обезболивания

Страшно подумать, что более 100 лет назад медики считали, что новорожденные не чувствуют боли. Такая теория стала популярной «благодаря» экспериментам над детенышами животных. В результате малышей оперировали без анестезии. Действительно, младенцы очень сильные, раз выдерживали такие пытки.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Новорожденные могут пить и дышать одновременно

Гортань младенцев находится выше, чем у взрослых. Она не закрывает дыхательный проход даже когда малыш глотает жидкость. Новорожденные могут сосать грудь и при этом полноценно дышать. Вдобавок, младенцы дышат в 2 раза чаще, чем взрослые. А вот ртом они учатся дышать позднее – когда у них впервые закладывает нос.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Младенец может быть «наркотиком» для своей мамы

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Нет, мамочка не будет испытывать зависимости от малыша и впадать без него в депрессию. Просто когда она касается младенца, то испытывает чувство искреннего счастья. В организме матери начинает активно вырабатываться окситоцин, известен как гормон радости. Окситоцин снимает болевые ощущения и дарит чувство умиротворенности.

p, blockquote 12,0,0,1,0 –>

Пальцы новорожденного не оставляют отпечатков

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Они пока не покрыты потожировым следом из-за пониженной секреторной активности эндокринных желез. Именно поэтому пальцы ребенка так быстро сморщиваются в воде.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Младенца можно поднять за ручки благодаря хватательному рефлексу

Если малыш чувствует прикосновение к своей коже, то на подсознательном уровне хватает то, что попало в его ладошку. Есть теория, что ребенка можно немного поднять над кроваткой благодаря хватательному рефлексу, однако проверять эту гипотезу стоит. Ведь ребенок может внезапно отпустить хватку.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Младенцы начинают учить язык и интонацию мамы еще до появления на свет

Дети во младенческом возрасте имеют уникальную «интонацию плача». Она похожа на интонацию матери, так как младенцы изучают ее, находясь в утробе.Как видим, у малышей есть много способностей, которые делают их не такими уж беззащитными.

10 доказательств того, что новорожденный младенец вовсе не такой слабый, каким кажется

Радостное событие для семьи – рождение долгожданного ребенка – способны омрачить некоторые опасения, касающиеся проблем ухода за малышом. Многие молодые мамы не могут осознать, что новорожденный младенец не такой слабый, каким кажется. Что из этих предубеждений является реальностью, а что мифом?

1. Малыш похож на куклу

Малыш, только появившийся на свет, по виду и размерам напоминает хрупкую фарфоровую куклу. Ему и в самом деле необходим бережный уход и обращение, потому что кости и череп младенца ещё недостаточно окрепли.

Прежде всего, это родничок (перепонка) на темени, который прикрывает и стягивает кости черепа. Такая анатомия новорождённого облегчает процесс родов и благоприятно сказывается на росте головного мозга.

Другим уязвимым местом, на которое следует обратить внимание – это позвоночник. Брать младенца на руки следует определённым способом, чтобы одновременно поддерживать спину и голову (шейный отдел позвоночника).

2. Новорождённый вовсе не слаб или беспомощен

Трудно переубедить молодых родителей в том, что младенец, который совсем недавно родился, не такой слабый и беспомощный, каким кажется на первый взгляд. Эта видимая «хрупкость» и уязвимость обманчива.

Есть вещи, которые новорождённый способен продемонстрировать с первых дней своей жизни. Он умеет привлечь к себе внимание, оглашая дом требовательным криком. Так младенец сообщает окружающим, что:

  • он хочет кушать или пить;
  • ему неудобно лежать;
  • у него болит животик, режутся зубки;
  • ребенок хочет спать или, чтобы его взяли на руки;
  • пора сменить памперс.

А ещё плач ребенка может спровоцировать холод или духота (жара). Уже через несколько дней после рождения малыш начинает следить глазами за всем, что находится перед ним. Реагирует на звуки и узнаёт голос матери.

Кроме этого у новорождённых хорошо развит инстинкт самосохранения. Перевёрнутый на живот малыш старается поднимать и держать голову самостоятельно. Почти с самых первых дней ребенок показывает способность держать в маленьких ручках лёгкие игрушки-погремушки.

3. Ребенок умеет выражать свои эмоции

Есть вещи, которые новорождённый младенец способен продемонстрировать с первых дней своей жизни. Он умеет привлечь к себе внимание, оглашая дом требовательным криком. Так ребенок сообщает окружающим, что:

  • хочет кушать или пить;
  • младенцу неудобно лежать;
  • болит животик, режутся зубки;
  • хочет спать или, чтобы взяли на руки;
  • пора сменить памперс.

А ещё плач младенца может спровоцировать холод или духота (жара). Уже через несколько дней после рождения малыш начинает следить глазами за всем, что находится перед ним. Реагирует на звуки и узнаёт голос матери.

4. Жёлтая кожа

Внезапно появившаяся желтизна кожи и белков глаз может сбить с толку неопытных родителей. На самом деле это довольно частое явление, когда организм новорождённого так адаптируется в новых для себя условиях. Физиологическая желтуха может сопровождаться дополнительными симптомами: снижение аппетита и вялость (сонливость).

5. Красная сыпь («румянец»)

Красные щёчки у малыша могут свидетельствовать не о здоровье, а проявлении аллергической реакции (диатеза). Это явление довольно распространённое. Но молодой маме обязательно нужно обратить внимание на свой рацион.

В случае необходимости исключить из него продукты, которые могут привести к аллергии у младенца. Кроме этого следует использовать специальные моющие средства по уходу за ребенком. То же самое касается стирки детских вещей. Их категорически запрещено стирать обычными (агрессивными) моющими средствами.

6. Частое срыгивание

Вполне естественный физиологический процесс – срыгивание – обычно возникает после кормления новорожденного ребенка. Такое явление не должно вызывать волнение у родителей, если малыш на протяжении дня срыгивает 1-2 раза.

Однако специалисты рекомендуют после каждого кормления подержать новорождённого вертикально. И только после того, как произойдёт отрыжка, его можно укладывать горизонтально. Если младенец засыпает, то лучше всего положить его на бок.

Молодым и неопытным родителям необходимо помнить, что перекармливать ребенка не следует. Особенно, если новорождённый находится на грудном вскармливании. Излишки питания обязательно приведут к обильному срыгиванию

7. Младенцу необходимо только грудное молоко

Никто не осмелится оспаривать пользу материнского грудного молока. Однако некоторым родителям не терпится начать прикармливать ребенка всем подряд. Нужно ли это делать? Грудное молоко по своему составу содержит все необходимые для развития малыша компоненты.

Обычно новорождённого начинают прикармливать, начиная с 3-4 месяцев от роду. Если грудного молока хватает и ребенок ведёт себя спокойно, то процесс прикармливания можно начать позднее – с 5-6 месяца жизни. Решение этого вопроса зависит от состояния здоровья малыша и индивидуальной реакции на новые компоненты питания.

8. Младенец не боится воды

Для новорождённого, чья жизнь в утробе на протяжении 9-ти месяцев проходила в околоплодных водах, эта стихия привычна. Младенец не только не боится воды, он с самого рождения отлично чувствует себя в воде.

Даже движения рук и ног малыша, когда он просто лежит в кроватке, напоминают движения пловца. В некоторых странах, например, в Великобритании, стало модной тенденцией принимать роды в воде.

9. Здоровье недоношенного ребенка

Преждевременное появление ребенка на свет совершенно справедливо вызывает тревогу окружающих его близких. Такой новорождённый действительно в первое время нуждается в повышенном внимании и забот. Однако, если рекомендации педиатра выполняются в полном объёме, ребенок догоняет в развитии своих сверстников. В дальнейшем это обстоятельство никак не отразится на его здоровье.

10. Можно ли считать упитанность ребенка признаком здоровья?

Долгожданный ребенок окружён любовью не только мамы и папы, но и многочисленной родни. Всех умиляют пухлые щёчки, ручки и ножки. Чрезмерная любовь и забота иногда проявляется в кормлении малыша без всякой меры.

Радуясь хорошему аппетиту у ребенка, родителям не стоит забывать, что перекармливание не принесёт ему желаемой пользы. Излишняя масса тела лишает малыша необходимой для правильного развития подвижности. Родителям следует усвоить, что для полноценного роста ребенка важно не количество еды, а правильно сбалансированный рацион.

Долгожданное и радостное событие – рождение нового человека не должно поставить в жизни молодых родителей всё с ног на голову. Разумный подход, наблюдательность и соблюдение рекомендаций квалифицированных специалистов помогут вырастить ребенка физически и психически здоровым.

10 вещей, которые видит новорожденный ребенок

Мамы обычно замирают от восторга, когда впервые встречают глазами взгляд новорожденного ребенка. Кажется, он полон глубины и загадки — а еще малыши видят мир совсем не так, как мы с вами. Во всяком случае, первое время.

Младенец впервые открывает глаза еще в материнской утробе — и, как и остальные органы чувств, глаза формируются задолго до рождения. Но сразу после него еще какое-то время ребенок видит мир черно-белым, притом довольно размытым. Некоторые исследователи полагают, что первые несколько дней младенцы видят мир вверх ногами, пока их зрение не адаптируется.

Зрение едва родившихся детей действительно довольно слабое, но их глаза практически сразу могут фокусироваться на самом важном — на мамином лице. За несколько недель глазные мышцы укрепляются, и острота зрения возрастает.

Итак, что нам известно об особенностях зрения новорожденных детей?

1. Размытая и нечеткая картинка

Сила зрения нарастает постепенно — считается, что стопроцентно малыш начинает видеть только ближе к году. Но это лишь одна из причин того, что новорожденный видит мир нечетким.

Мозгу младенца нужно какое-то время, чтобы научиться распознавать, классифицировать и верно интерпретировать всю визуальную информацию.

2. Фокусировка на материнской груди

Удивительно, насколько мудро мы устроены. Зрение малыша изначально довольно слабое — поэтому в течение беременности сосок становится темнее. Выделяющиеся в организме женщины гормоны отвечают за эту перемену — и в результате младенцу лучше видно этот источник питания — так эволюционно решается вопрос его выживания.

3. Младенческое косоглазие

Иногда родители сомневаются, что их новорожденные дети вообще способны увидеть хоть что-то: глаза большинства из них в первые месяцы жизни порой смотрят в разные стороны. Мышцам глаз нужно время, чтобы как следует окрепнуть и научиться работать синхронно.

Считается, что в норме на это уходит примерно от трех месяцев до полугода — если же малыш и дальше продолжает косить одним или обоими глазами, лучше сообщить об этом педиатру. Возможно, речь идет о «синдроме ленивого глаза», или о другой проблеме, которую чаще всего можно решить мягкой терапией.

4. Внимание к крупным контрастным рисункам

Мелкие детали различных вещей пока недоступны для анализа мозгом младенца, а вот крупные и контрастные рисунки или предметы он может разглядывать с явным удовольствием. Этим пользуются сторонники методик раннего развития — детям действительно нравится смотреть на черно-белые простые картинки.

Никому точно не известно, в какой момент младенец начинает различать цвета и оттенки, и что конкретно он воспринимает в качестве собственно информации, которая изображена на картинке — но черно-белые или двух-трехцветные картинки способны заинтересовать совсем маленьких детей быстрее полноцветных.

5. Реакция на свет

Установлено, что дети различают свет и темноту еще внутри материнской утробы — так что нет ничего удивительного, что новорожденный реагирует на свет. По этой причине педиатры советуют перекладывать ребенка в разные стороны, чтобы мышцы шеи не фиксировались в одном положении, когда малыш поворачивает голову в сторону источника света.

Мамам бывает удобнее наладить спокойный сон малыша, используя эту особенность зрения — в темноте дети, как и взрослые, засыпают лучше и спят дольше. Поэтому хорошо, если в комнате новорожденного будут плотные шторы.

6. Взгляд в глаза

Практически с самого рождения малыш смотрит маме и другим членам семьи прямо в глаза. Причина, вероятно, заключается в том, что глаза гораздо темнее и контрастнее других частей лица.

7. Волосы и борода у папы или дедушки

По этой же причине — яркость и контрастность — живой интерес младенца вызывают волосы, папина или дедушкина борода и усы. Очень быстро малыш понимает, что может дотянуться до них руками — и с удовольствием этим пользуется.

8. Узнавание других членов семьи

Просто восхитительно, как быстро дети начинают различать и узнавать других членов семьи и по-разному на них реагировать. Запах и голос мамы младенец начинает выделять еще до рождения — а через какое-то время после появления на свет он умеет соотносить звук голоса, характерный запах и визуальный образ папы, сестер и братьев и даже домашних животных, если они есть в доме.

9. Реакция на движение

Малыш может довольно долго лежать с безучастным видом, глядя в белый потолок, но реакция на движение проявляется очень быстро, в первые же недели жизни. Периферийным зрением младенец замечает, когда кто-то проходит мимо, он реагирует на смену картинок в телефоне или на экране телевизора, да и покачивание погремушки или яркой игрушки может привлечь его внимание. Примерно к трем месяцам ребенок начинает тянуться ручками к движущемуся объекту — у некоторых детей это происходит немного раньше или позже.

Если к наступлению полугодовалого возраста ребенок никак не проявляет интереса и не пытается дотянуться до игрушки, стоит сказать об этом педиатру. Возможно, потребуются некоторые корректирующие занятия после дополнительных обследований.

10. Копирование эмоций

Малыш может изучать лицо мамы с очень серьезным и задумчивым видом, но уже в месяц-полтора он способен осознанно отвечать улыбкой на улыбку и начинать тревожиться при виде негативных эмоций. Родителям часто кажется, что ребенок ничего не понимает — но на самом деле он воспринимает информацию всеми своими органами чувств. Грустное лицо в сочетании с громким раздраженным или рассерженным голосом могут вызвать его искреннее неудовольствие или испуг. Порой причина безутешного плача малыша заключается как раз в том, что он скопировал чужие отрицательные эмоции — и именно поэтому детские психологи говорят о важности душевного настроя и психологического равновесия молодой мамы.

4 неочевидных фактора, которые влияют на интеллект ребенка еще в утробе матери. О них не расскажет ни один доктор

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все меньше людей стремятся к рождению детей в молодом возрасте. Но так ли это хорошо для ребенка, как кажется на первый взгляд? Ученые из разных стран озаботились этим вопросом и провели масштабные исследования по измерению интеллекта малышей и его связи с возрастом родителей и другими факторами.

Мы в AdMe.ru ратуем за ответственное отношение к планированию семьи и спешим рассказать вам о некоторых не вполне очевидных вещах, которые могут повлиять на умственное и эмоциональное развитие маленького человека.

1. От возраста родителей зависит интеллект ребенка

Каждый вновь появляющийся на свет человек — немножко мутант. У него есть около 70 мутаций, которые отсутствуют у родителей. Причем львиную их долю переносит сперматозоид, а не яйцеклетка: чем старше мужчина, тем большее число мутаций он передает потомству.

А их количество напрямую связано с когнитивными способностями. Чем больше мутаций, тем меньше человек склонен к интеллектуальному развитию. Сюда относят стандартные тесты на IQ, тесты по измерению умственных функций, понимание прочитанного. Иначе говоря, для ребенка плохо, если его отец старый.

Несколько иначе обстоит ситуация с возрастом матери. Чем старше женщина, тем выше будет интеллектуальное развитие ее ребенка. Исследователи допускают, что здесь главную роль играют не столько гены, сколько социокультурный фактор: взрослая дама имеет образование, она хорошо владеет собой, она опытна и не склонна к авантюрам.

Так или иначе, но по статистике у очень юных матерей дети развиваются медленнее.

2. Генетические тесты не будут лишними, даже если вам кажется, что вы ничем не болеете

Так выглядит схема передачи некоторых генетических заболеваний, например муковисцидоза и тугоухости.

Тесты проверяют вашу ДНК на наличие генетических заболеваний (это делается до беременности) или же ДНК эмбриона, пока он находится в утробе матери. Результаты покажут, каковая вероятность, что у ребенка проявится какой-либо недуг.

Перед беременностью имеет смысл сделать еще и тест на носительство: возможно, у вас есть ген, который вызывает определенное расстройство, но вы об этом просто не знаете. Специалисты объяснят, каковы шансы передачи этого гена ребенку.

Похожая ситуация произошла с американкой Шэрон Бернарди, которая потеряла 7 детей в возрасте до 2 лет. У каждого из них был синдром Лея, который поражает центральную нервную систему. Несмотря на это, Шэрон и ее муж неоднократно пытались зачать здорового малыша. Только один из 7 дожил до 21 года, при этом мальчик постоянно пил лекарства и у него регулярно случались приступы, каждый из которых мог оказаться последним.

3. Развитие ребенка зависит от того, как сильно его мама нервничала во время беременности

Чтобы нервная система хорошо развивалась, мозг должен иногда находиться в состоянии стресса. При этом важно не переборщить: чрезмерное волнение ни к чему хорошему, конечно, не приведет.

Заручившись этой мыслью, команда ученых из Университета Джонса Хопкинса исследовала нескольких беременных женщин, каждая из которых имела высшее образование и была здорова как физически, так и ментально. Во время беременности и до достижения детьми 2-летнего возраста специалисты замеряли уровни стресса у женщин и умственные способности у их детей.

Выяснилось, что более продвинутыми в умственном и физическом отношении оказались дети, чьи матери волновались слабо или умеренно. И наоборот: если женщина стрессовала слишком рьяно, то ее ребенок отставал в развитии от сверстников.

Это позволило ученым сделать следующий вывод: развитие мозга ребенка только выигрывает от небольшого стресса матери во время беременности.

4. От уровня стресса беременной женщины зависит также темперамент ее ребенка

Раньше считалось, что темперамент человека — это данность: «он просто такой родился». Сейчас это представление меняется: специалисты активно изучают развитие плода в утробе матери и находят все больше доказательств того, что эмбрионы чувствуют стресс беременной женщины и принимают его часть на себя.

В одном из экспериментов ученые исследовали 50 беременных. Они считывали частоту пульса, в то время как женщины проходили тест Струпа (он вызывает небольшое волнение). Если женщина в принципе находилась в состоянии тревожности или депрессии, то при прохождении теста у нее значительно повышался пульс. Как следствие, пульс был повышен и у плода.

В итоге были сделаны такие выводы: если плод реагирует на стресс матери значительным учащением пульса, то велика вероятность, что этот ребенок будет гиперактивным.

Конечно, перечисленные факторы не единственные в своем роде. Многие вещи влияют на интеллект малыша. Например, беременной нежелательно проживать в доме, где есть старая сантехника или стены выкрашены краской 20-летней давности, поскольку и то и другое может содержать свинец.

Другие специалисты предупреждают, что перед беременностью нужно проверить щитовидку: если у женщины низкая функция щитовидной железы, то ее малыш, вероятнее всего, будет иметь невысокий IQ. Так или иначе, но врачи советуют подходить к рождению ребенка всесторонне: лучше предпринять лишние шаги по обеспечению здоровой атмосферы для «созревания» ребенка, чем не сделать этого.

Расскажите нам о своем опыте беременности. Как вы готовились или будете готовиться к ней, какие факторы учтете?

10 доказательств того, что новорожденный ребенок не так слаб, как кажется на первый взгляд

Обычно младенец фиксирует взгляд сразу после рождения или немного позже. Отсутствующий, плохой или заторможенный визуальный контакт — частая причина обращения родителей за помощью к офтальмологу. Они обеспокоены тем, что, кажется, их ребенок не видит и хотят знать причины этого и дальнейшие прогнозы.

Хотя часто это не требует неотложной медицинской помощи, но родители должны в короткие сроки показать малыша специалисту для диагностики, которая является непростой задачей. В некоторых случаях достаточно обычного медицинского осмотра, в других потребуются дополнительные исследования. Диагноз зависит от того, как протекали роды, наследственности, клинического анамнеза и результатов проведенного обследования. Специалисту необходимо определить причину и степень нарушения зрения, дать прогноз, составить план лечения и проконсультировать родителей по возникшим вопросам.

а) Сбор анамнеза если кажется, что новорожденный ребенок плохо видит. Очень важно собрать детальный анамнез у родителей, родственников или опекунов ребенка. Разговаривая с родителями, вы можете наблюдать за зрительным поведением ребенка. Необходимо выяснить, как протекала беременность, роды и послеродовое развитие малыша.

Доношен ли ребенок? Зрительная функция во многом зависит от постменструального возраста ребенка на момент родов. Недоношенные дети с внутрижелудочковым кровоизлиянием подвержены высокому риску атрофии зрительного нерва, гидроцефалии и церебрального нарушения зрения (ЦНЗ). Задержка развития зрительной функции у недоношенных детей может быть связана с патологией сетчатки или неврологическими нарушениями. Судороги, задержка развития и признаки дисморфизма могут свидетельствовать о поражении головного мозга.

Перенесенные матерью во время беременности инфекции, воздействие лекарств, родовая травма и гипоксия могут оказать значительное воздействие на зрительную функцию ребенка.

Важно понять, имеют ли место проявления заболевания или ребенок просто отличается от других? У некоторых здоровых детей может отмечаться ослабленная реакция на внешние раздражители.

Были ли изменения в зрительном поведении с момента рождения? Зрение может ухудшиться после возникновения судорог, прогрессирующего неврологического или глазного заболевания.

Наличие в семье наследственных заболеваний глаз или кровное родство родителей является явным признаком предрасположенности ребенка к определенным аномалиям. Например, ребенок, родившийся у двоюродных брата и сестры с блуждающими движениями глаз и гиперметропией, скорее всего, имеет врожденную дистрофию сетчатки (см. главу 44). Детский офтальмолог должен осведомиться о других членах семьи, опросить их и родственников первой степени родства.

Расспросив родителей или опекунов, как он реагирует на темноту или яркий свет, можно получить сведения, указывающие на диагноз. Светобоязнь или дневная слепота могут указывать на некоторые врожденные аномалии сетчатки, такие как ахроматопсия, дистрофия или врожденный амавроз Leber. У детей с церебральными нарушениями зрения свет может вызывать дискомфорт, или, напротив, у них может отмечаться пристальный взгляд на источник света. Помутнение хрусталика и роговицы, например, при врожденной глаукоме, альбинизме и аниридии могут сопровождаться светобоязнью.

Отмечали ли родители колебания глаз? Нистагм и «ищущие» движения глаз могут быть первым проявлением заболевания у многих детей, плохо видящих с рождения, но чаще эти симптомы проявляются в возрасте от двух до трех лет. Блуждающие или плавающие движения глаз часто наблюдаются у детей с очень плохим зрением.

Присутствуют ли специфические жесты руками? Невидящие дети, как правило, трут ручками глаза, нажимают на них. Малыши с низкими зрительными функциями вследствие патологии сетчатки часто машут руками между своими глазами и источником света .

Амавроз Leber: ребенок тычет пальцами в глаза (блиндизмы). Дети с ослабленным зрением из-за заболеваний сетчатки,
как правило, машут руками между глазами и источником света.

б) Осмотр новорожденного ребенка с плохим зрением. Во многих случаях достаточно сложно определить остроту зрения у ребенка, особенно у детей с плохим зрительным контактом. Родительские оценки остроты зрения и изменений зрения могут быть полезны, но все-таки необходимо определить состояние всех зрительных функций. Несмотря на достижения в научных исследованиях, поведенческие наблюдения имеют первостепенное значение в оценке зрительной функции в младенческом возрасте. В норме в два месяца ребенок должен следить взглядом за движущимися объектами и улыбаться в ответ на улыбку родителя.

В четыре месяца — тянуться к предметам. Контрастные стимулы должны заинтересовать бодрого и веселого малыша.

Наличие оптокинетического нистагма (ОКН) у ребенка исключает тяжелые нарушения зрения. При врожденной окуломоторной апраксии (дефект инициации саккад), во время вращения ребенка вокруг вертикальной оси глаза будут отклоняться, без развития быстрой фазы нистагма («замыкание»), В большинстве случаев при исследовании ОКН выявляется нормальный вертикальный ОКН. Измерить остроту зрения также можно при помощи динамического вестибуло-окулярного рефлекса (ВОР), оценивая «постнистагм», который гораздо дольше сохраняется у слепого ребенка.

За исключением обычной незрелости следящих и саккадических движений у новорожденных, причинами явно плохого зрительного контакта могут быть врожденная окуломоторная апраксия, синдром Mobius и двусторонний синдром Duane, потому что ребенок не может двигать глазами. Исключить глазодвигательные нарушения можно, вызвав вестибулоокулярный рефлекс поворачивая ребенка из стороны в сторону.

При внешнем осмотре глаз и исследовании движений глаз можно выявить нистагм и косоглазие. Клинически трудно различить различные формы волн нистагма. Некоторую полезную клиническую информацию может показать запись движения глаз. Высокочастотный, с малой амплитудой маятниковый нистагм, в противовес нормальной зрительной функции, характерен при колбочковых дистрофиях. Блуждающий взор в сочетании с плохим зрением наблюдаются при врожденном амаврозе Leber). Рано манифестирующий нистагм можно подразделить на три основные формы: сенсорный, обусловленный доказанным сенсорным дефектом; врожденный идиопатический нистагм (иногда называют моторный нистагм), при котором не удается выявить нарушений зрения или неврологическую патологию; нейрогенный нистагм, вызванный неврологической патологией.

Зрачковые реакции могут быть очень информативны и должны тщательно исследоваться. У большинства детей причину плохого зрения с рождения офтальмолог способен выявить при помощи клинического исследования. Структурная аномалия (например микрофтальм) часто очевидна с одного взгляда. Исследование красного рефлекса глазного дна для определения помутнения оптических сред является информативным, быстрым и безопасным методом исследования. Его легко оценить с помощью ретиноскопа. Ручная щелевая лампа поможет выявить такие заболевания, как катаракта, колобома, аниридия, альбинизм и т.д. Особенно важную роль обследование с помощью щелевой лампы играет у младенцев с нистагмом.

В случае альбинизма хорошо заметно просвечивание радужки. Без осмотра переднего отрезка глаза диагноз глазного альбинизма не столь очевиден. Исследование при помощи щелевой лампы следует повторить в состоянии мидриаза, чтобы лучше визуализировать помутнение хрусталика и его подвывих.

Двусторонний мидриаз с использованием 0,5% раствора циклопентолата необходим для выполнения прямой и непрямой офтальмоскопии и ретиноскопии. Офтальмоскопия позволяет оценить состояние стекловидного тела и сетчатки. С ее помощью можно выявить такие заболевания, как помутнение (haze) и кровоизлияние в стекловидное тело при нарушениях свертываемости крови, увеит, васкулит сетчатки, умышленно нанесенная травма, ретинопатия недоношенных, дисплазия сетчатки, аномалии стекловидного тела и ретинобластома. При непрямой офтальмоскопии выявляется патология сетчатки, в том числе хориоретинальные колобомы, макулярный токсоплазмоз, отслойка сетчатки, складки сетчатки, хориоретинальная дисплазия и иногда дистрофия сетчатки.

Тем не менее, зачастую врожденная дистрофия сетчатки может и не сопровождаться офтальмоскопическими изменениями.

Прямая офтальмоскопия наиболее информативна при диагностике тонких аномалий диска зрительного нерва, в том числе колобомы и гипоплазии или дисплазии ДЗН. Чтобы детально рассмотреть диск зрительного нерва может потребоваться седация или анестезия.

Крайне важным является определение рефракции. Высокая рефракция, в частности, дальнозоркость, может быть причиной слабого зрительного контакта с момента рождения. Коррекция близорукости средней и высокой степени у детей с явной задержкой созревания зрительной системы может привести к улучшению зрительного поведения. Выявление аметропий может указать на основной диагноз.

Если глаза ребенка с плохим зрительным контактом внешне выглядят нормально, независимо от того, имеется ли нистагм или нет необходимо дальнейшее обследование. Диагностика заболеваний сетчатки может осуществляться на основании результатов flash- электроретинографии. В первые месяцы жизни ребенка flash-ЭРГ и flash-ЗВП (зрительные вызванные потенциалы) имеют выраженные признаки незрелости и могут оказаться бесполезными для диагностики. Flash-ЭРГ будет более информативна у детей старшего возраста.

При необходимости проводятся консультация детского невролога и дополнительные исследования, в том числе биохимическое исследование и магнитно-резонансная томография головного мозга. Дети с ЦНЗ, как правило, имеют на вид нормальный глаз, без нистагма или косоглазия; у некоторых может наблюдаться атрофия зрительного нерва.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) также должна быть включена в план первичного обследования каждого ребенка с задержкой зрительного развития с целью диагностики поддающихся лечению сопутствующих эпилептогенных расстройств. «Задержка зрительного развития» — термин, используемый для описания здорового ребенка с транзиторной недостаточностью зрительных функций. Однако отсутствуют признаки, позволяющие при первичном обследовании определить, что зрительная система пациента отстает в своем развитии. Задержка зрительного развития является ретроспективным диагнозом, который может быть поставлен только после достаточно длительного наблюдения и исключения неврологической патологии.

Задержка зрительного развития это не отдельный диагноз, а, скорее, проявление неврологических нарушений различных областей головного мозга.

Неправильный или неточный диагноз нарушения зрения у ребенка может иметь катастрофические последствия для семьи. В большинстве случаев у детей с плохим зрительным контактом клинические признаки позволяют установить диагноз, но для уточнения диагноза могут потребоваться дополнительные исследования. Должно быть спланировано наблюдение офтальмологом и педиатром в течение достаточно длительного периода времени, и важно, насколько это возможно, ободрять и обнадеживать родственников больного, но нельзя быть категоричным, так как и диагноз, и прогноз могут меняться!

– Вернуться в содержание раздела “офтальмология” на сайте

Ссылка на основную публикацию